• определение артикуляционных и акустических характеристик звука;
• точное воспроизведение речевого звука.
Таким образом, использование артикуляционных моделей в логопедической работе при коррекции звукопроизношения способствует эффективному усвоению речевых звуков.
Для процесса моделирования необходимы, структурированные, реалистичные, красочные, включающие все значимые акустические и артикуляционные характеристики звука модели. Современные информационные и цифровые технологии помогают актуализировать визуальный аспект моделирования артикуляции звуков русского языка. Создание реалистичных визуальных моделей артикуляций звуков русского языка, с акустическими и артикуляционными характеристиками осуществляется посредством современных IT и digital-технологии, кроссплатформенных сервисов, online-площадок.
Логопед как специалист, владеющий фундаментальными hard skills может совершенствовать и свои soft skills, изучая основы графического дизайна. Для обогащения дидактического материала достаточно базового уровня сформированности компетенций графического дизайнера. В свою очередь, логопед, имеющий расширенные soft skills графического дизайнера, может создать иллюстрации в различных графических редакторах или использовать готовые шаблоны.
Наиболее популярный кроссплатформенный сервис для графического дизайна - Canva. Данный сервис даёт доступ ко внутренней библиотеке шаблонов, стоковых фотографий, иллюстраций и шрифтов. Логопед может использовать уже имеющиеся в базе шаблоны для создания обучающих презентаций, видео, анимации, инфографики, планов уроков, постов в социальные сети на различную профессиональную тематику. Все шаблоны можно трансформировать, менять детали, форматы, создавать свой дизайн, учитывая возрастные и психолого-педагогические особенности детей [10].
Существуют альтернативные российские online-сервисы для графического дизайна: SUPA, FLYVLIO, WILDA, а также англоязычные online-сервисы VISME, PIXLR, FOTOR, EASIL, PICSAR. Использовать данные сервисы можно в качестве создания графических изображений, видео, анимации и др. [13].
Для создания векторной графики удобно использовать Adobe Illustrator и Adobe Photoshop. Но для этого необходимы более серьезные навыки владения данными редакторами. Создание артикуляционных укладов в данных графических редакторах позволяет добиться реалистичности, четкости и яркости визуального образа звука. Векторные изображения можно размещать на различных online-площадках для создания структурированных и систематических моделей акустических и артикуляционных образов звуков русского языка. При печати артикуляционных моделей сохраняется разрешение и высокое качество [12].
Выводы. Таким образом, артикуляторно-оральное моделирование позволяет повторить естественное произношение звука и разложить этот процесс на составные операционные действия. Использование артикуляционной модели обеспечивает точную ориентировку на положение органов артикуляции, направление воздушной струи, участие голоса и другое.
Понимание и воспроизведение речевого звука по артикуляционной модели требует от ребенка достаточного уровня речемыслительной деятельности. Создание актуальной и доступной ребенку артикуляционной модели осуществляется с использованием разнообразных IT и digital-технологий. Они помогают актуализировать дидактический материал логопедических технологий, методик, приемов под современных детей, что в свою очередь, делает коррекционный процесс интереснее и увлекательнее.
Литература:
1. Акименко, В.М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников / В.М. Акименко // Логопед. - 2005. - № 1. - С. 4-13
2. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 99 с.
3. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р.И. Лалаева. - М.: Просвещение, 1983. - 136 с.
4. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
5. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
6. Репина, З.А. Логопедическая работа по формированию фонематической системы гласных звуков у детей с открытой ринолалией / З.А. Репина // Специальное образование. - 2017. - № 4. - С. 150-165
7. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (6 год жизни) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.
8. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичевы. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
9. Pexel.com: сайт. - 2023. - URL: https://www.pexels.com/ru-ru/ (дата обращения: 15.01.2023).
10. Canva.com: сайт. - 2023. - URL: https://www.canva.com/ (дата обращения: 15.01.2023).
11. Wikipedia.org: сайт. - 2023. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Canva / (дата обращения: 15.01.2023).
12. Adobe.com: сайт. - 2023. - URL: https://www.adobe.com/ru/ (дата обращения: 16.01.2023).
13. Zoom.cnews.ru: сайт. - 2023. - URL: https://zoom.cnews.ru/publication/item/64383 (дата обращения: 17.01.2023).
Педагогика
УДК 337
аспирант, начальник отделения, старший преподаватель Кондратюк Андрей Иванович
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск)
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА
УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. В статье освещены вопросы формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) учеников начальных классов. Актуализирована значимость, описаны особенности, механизмы и условия совершенствования УУД учеников начальных классов на занятиях физкультурой через организацию урока, изучения алгоритмов и способов деятельности, определены критерии сформированности УУД. Проанализированы результаты педагогического эксперимента формирования УУД учеников начальных классов на занятиях физкультурой.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, физическая культура, учитель, обучающиеся начальной школы, двигательные действия, урок.
Annotation. The article is devoted to the issue of the formation of various types of universal learning activities (hereinafter referred to as ULA) of elementary school students, which ensure the achievement of meta-subject results of mastering the educational program in physical culture. The study made it possible to actualize the importance, features and methodological methods of the formation of ULA at physical education lessons, to determine the criteria for the formation of ULA of elementary school students and to diagnose the results of formation.
Key words: universal learning activities, physical culture, teacher, elementary school students, motor actions, lesson.
Введение. Профессиональный стандарт «Педагог» при реализации трудовых действий учителя начальных классов требует обеспечить «формирование у школьников начальных классов обучаться через УУД до уровня, требуемого для прохождения образовательных программ основного общего образования» [5].
Требования к итогам освоения программы физкультуры учениками младших классов подробно отражены в положениях ФГОС в виде прикладных понятий и УУД. При этом, «УУД способствуют саморазвитию и обеспечивают самосовершенствование учеников начальных классов» [4, С. 248]. Согласно с требованиями данного стандарта формирование УУД должно осуществляться на всех предметах, регламентированных планом образовательной программы. Одним из ключевых предметов оценки освоения программы обучения учеников начальных классов должно выступать достижение предметных и прикладных результатов. Однако, в реализуемых программах физкультуры (далее - ФК) указано на «необходимость оценки прикладных результатов, но критерии оценки учитывают лишь соматические характеристики физического развития» [6, С. 68].
Актуальность исследования подтверждается результатами опроса 120 учителей, 20 преподавателей ВУЗов, 40 выпускников института физической культуры, спорта и здоровья им И.С. Ярыгина КГПУ им В.П. Астафьева, 20 работодателей, г. Красноярска, Красноярского края, Хакасии и Тувы. «96,32% опрошенных учителей ФК столкнулись с требованиями от менеджеров образования, в части обеспечения достижения обучающимися результатов образования, в соответствии с требованиями образовательных стандартов. 90% учителей ФК в профессиональной деятельности не затруднялись в определении предметных результатов ФК, средств и критериев их оценки. 97% опрошенных педагогов, знают о необходимости формирования УУД обучающихся, но затрудняются в формулировании целей, способов формирования УУД средствами ФК, а также в оценке результатов формирования УУД. Все опрошенные педагоги считают, что если у обучающегося УУД не сформированы, то при проведении урока ФК возникают проблемы, связанные с тем, что обучающиеся: не способны прогнозировать результаты двигательных действий, физических упражнений; с трудом понимают цель выполнения упражнений; не способность выслушать задание до конца; не могут правильно выделить ключевые моменты и основное звено двигательного действия; затрудняются в анализе и оценке правильности выполнения двигательного действия; не достаточно хорошо взаимодействуют в команде, часто не могут планировать и корректировать нагрузку» [1, С. 378]. Это приводит к нарушению режима безопасности при выполнении физических упражнений, снижению уровня образования.
Проблема формирования УУД на уроках физкультуры подтверждается в опубликованных результатах исследованиях М.А. Правдова, Д.М. Правдова, В.Ю. Карпова, А.С. Махова. исследование готовности 139 учителей физической культуры к формированию УУД. Выявлено, что 56% респондентов понимают термин УУД; 44% учителей физической культуры сталкиваются с пробелами формирования УУД. Более половины учителей считают, что формирование УУД на уроках ФК вообще не нужно, так как обычно они сосредоточены на реализации тренировочного режима, обеспечения двигательной активности [7, С. 282-285].
В возрастной период с 6 до 11 лет происходит переход от игровой деятельности к учебной. Успешность освоения УУД влияет на дальнейшую результативность обучения. Особое значение приобретает познавательная активность и познавательный интерес, умение выделять сущностные «главные» характеристики от «второстепенных», понимать смыслы и значения, высказывать свое мнение, умение слушать и слышать, способность регулировать свою деятельность, распределять внимание, время и другие ресурсы. Что приводит к саморазвитию и самосовершенствованию школьника.
Изложение основного материала статьи. Впервые интерпретация понятия «универсальные учебные действия» была представлена А.Г. Асмоловым. Под ним автор рассматривал способность индивида к учению, способствующая самосовершенствованию и саморазвитию индивидуальных качеств [3, С. 42-46].
Под непосредственным шефством научного руководителя В.А. Адольфа, доктора пед. наук, профессора проведен анализ психолого-педагогических исследований по проблеме рассмотрения и современной практики физического воспитания, обучающихся начальной школы, на основании чего можем констатировать, что урок ФК имеет скрытый действенный потенциал, и механизм обеспечивающий формирование УУД младших школьников в части:
- личностных УУД, ориентированных на осознание личностных смыслов уроков физкультуры и саморазвитие обучающихся. Механизм, обеспечивающий формирование связан с активностью, в частности и физическая, является средством совершенствования физической природы, побуждением, мотивом, развития личностных характеристик;
- познавательных УУД, направленных развитие познавательной активности, постижению способов мышления и обучения. Механизм, обеспечивающий формирование связан с познавательной активностью на уроках физической культуры и проявляется в целеустремленности обучающихся начальной школы овладеть новыми, не освоенными двигательными действиями, физическими упражнениями. Информация, полученная от различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного двигательного и др.) подвергается анализу, обобщению и систематизации в малом объёме времени. В организме обучающегося возникают ощущения различной модальности, интенсивности, обогащённое двигательной активностью. При этом в мышлении происходит выделение и различие воздействующих предметов и явлений, проявляются причинно-следственные связи и закономерности - это способствует развитию познавательной активности и интереса мотивации и в конечном итоге развивает мышление;
- коммуникативные УУД ориентированные на эффективное взаимодействие, организацию работы в группе предполагает выделение себя на уроке физкультуры как индивидуальности через взаимодействия в команде, осознание и переживание своей индивидуальной идентичности, и принятию других. Механизм, обеспечивающий формирование реализуется при обучении в парах, в подвижных и спортивных играх, связан со сравнением себя с возможностями своих сверстников при выполнении игровых и соревновательных упражнений. Нивелирование различий и взаимодействие происходит при следовании обще групповым нормам поведения и деятельности, правилам игры;
- регулятивные УУД направленные на самоорганизацию, планирование и реализацию деятельности. Механизм, обеспечивающий формирование связан с физической нагрузкой, контролем и регуляцией ее интенсивности при овладении и выполнении физических упражнений различной функциональной направленности. Организация деятельности на занятии и освоение алгоритмов принятия мер, направленных на планирование, осуществление контроля и оценки в рамках урока. Сохранение цели и задачи деятельности осуществляется при обучении двигательным навыкам. Обучающиеся осуществляют поиск средств достижения цели при подборе физических упражнений различной функциональной направленности,
осваивают способы планирования и достижения цели, овладевают различными способами выполнения технических приемов, что направлено на развитие.
В современной педагогической науке под УУД подразумевается организация учебной деятельности учеников, позволяющая освоить способы самостоятельного закрепления приобретенных знаний, навыков, формирующих мотивацию к получению новых знаний и дающие возможность ориентироваться в разных предметных областях познания [1, С. 376-387].
Мы считаем, что на уроках физкультуры формировать УУД обучающихся начальной школы возможно через:
- освоение способов и алгоритмов двигательных действий при освоении двигательных навыков. Так как двигательные навыки и учебные действия имеют схожую структуру: целеполагание, представление о действии, самостоятельная отработка умений и автоматизация процесса выполнения, совершенствование;
- четкое планирования учебного процесса на уроках физкультуры, направленную на поэтапное вовлечение обучающихся в самоорганизацию: от физических нагрузок и оценивания в основной части занятия к контролю и коррекции, рефлексии в завершающей части, к планированию и целеполаганию при разработке подготовительной части занятия (таблица 1). Организация учебной деятельности на занятии физкультурой совпадает с реализацией этапов деятельности: целеполагания, планирования, выбора целесообразного движения, оценки, контроля и рефлексии.
Таблица 1
Организация и этапы урока физкультуры, ориентированная на разивитие УУД, через вовлечение обучающихся
Подготовительная часть урока Основная часть урока Заключительная часть урока
1 этап
| выполнение | |
2 этап
выполнение оценивание контроль, коррекция
3 этап
планирование выполнение оценивание контроль коррекция
4 этап
целеполагание планирование выполнение оценивание контроль и коррекция рефлексия
Сформировать УУД младшего школьник на занятиях физкультурой, значит обучить выполнению деятельности на всех ее этапах: ставить цели, находить и подбирать эффективные способы достижения, оценивать, процесс и итоги личной учебной деятельности. Освоенные обучающимся начальной школы алгоритмы двигательных действий они могут осознанно, системно применять для решения учебных задач по физической культуре и других предметов, а также в процессе решения жизненных задач [2, С. 75-78].
Для проверки результативности описанных механизмов формирования УУД у младших школьников на уроках физкультуры, со студентами института физической культуры, спорта и здоровья имени И.С. Ярыгина КГПУ им В.П. Астафьева в рамках практик проводили уроки по традиционной методике и выполняя задачи, нацеленные на совершенствование УУД в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя школа № 1 имени В.И. Сурикова» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 80 обучающихся начальной школы, разбитые на отдельные группы: 40 обучающихся (набор 2019-2020 гг. - контрольная группа КГ) и 40 обучающихся (набор 2020-2021 гг. - экспериментальная группа ЭГ).
В экспериментальной группе мы формировали различные виды УУД через реализацию:
Личностные УУД:
- стратегии нравственного ориентирования, через следование моральным нормам и выделение нравственного аспекта поведения;
- деятельностного подхода, через личностно-ориентированные технологии, направленные на целеполагание и деятельность, «запускающих» активность и осознанность. Например, мотивирование и актуализация, связь с жизнью в подготовительной части урока, ненавязчивая трансляция смысла физической культуры, направленной на всестороннее гармоничное развитие личности, физическое самосовершенствование;
- приемов, направленных на раскрытие целей и личностного смысла образовательной деятельности; высокой работоспособности, тренированности для успешной жизни, мотивирование на получение значка ГТО, ведения здорового образа жизни.
Регулятивные УУД:
- в структуре урока выделяли время на развитие навыка саморегуляции;
- применяя на практике приемы рефлексивного мышления обучали обучающихся начальной школы методам прогнозирования и повышение результата посредством разработанных заданий для контроля. При оценке обучающимся нужно обнаружить отличия от заданного образца. При их выявлении необходимо внести изменения с целью корректировки плана и (или) способ действия;
- проводили педагогический контроль на учебных занятиях с использованием приемов рефлексивного мышления, самооценки и взаимооценки; учит контролировать свои действия и осуществлять их в соответствии с определенным эталоном и требованиями, справедливо оценивать результаты работы, вносить коррективы при необходимости;
- осуществление деятельности по определению последовательности действий. Например, решать проблему (не выходит сдать норматив на значок ГТО), ставить перед собой цель (развить физические качества до необходимого уровня, осознание критериев оценки и своих возможностей), планировать свою деятельность (составить и выполнять комплекс упражнений, заниматься систематически в нужной секции или на дополнительных занятиях), организовывать свое время (делать своевременно домашнее задание - до дополнительных спортивных занятий), проводить самоанализ и рефлексию (самочувствия, настроения, мониторинг результатов и анализ своего физического развития), проектирование (выполнять мини-исследование о влиянии физической нагрузки на функциональное состояние организма и здоровья).
Познавательные УУД:
- использовали средства и методы активизации познавательной активности и интереса, мотивации и увлечения обучающихся;
- дифференцировали учебные цели и критерии оценки соотносив то, что уже умеет делать обучающихся и то, что не освоено. При этом стремились оценивать реальное продвижение каждого, поощрять и поддерживать минимальные успехи;
- использовали приемы критического мышления (анализ и синтез) при проведении урока (например, определяли кто сильнее, быстрее, выше);
- обучали наблюдению при показе упражнения, за траекторией полета мяча, за игрой; определению главного и второстепенного звена упражнения, двигательного действия; обобщению и классификации (видов спорта, способов подач, классификация лыжных ходов);
- при выполнении домашних заданий использовали задания на составление таблиц, схем, графиков. Например, для оценки изменения личных результатов, дневников здоровья.
Коммуникативные УУД:
- применяли приемы организации сотрудничества (тон отношений, задаваемый на уроке, стиль общения учителя, создают атмосферу психологического комфорта);
- использовали приемы разрешения конфликтов (технология педагогической медиации);
- организовывали деятельность, направленную на выражение мыслей, отстаивания собственного мнения при уважении мнения одноклассников и учителя;
- работа в парах, группах, командах, когда обучающийся четко и полно передает одноклассникам информацию, которая является ориентиром для построения действия, следует правилам работы в команде;
- поощряли учебное сотрудничество и соперничество;
- реализация на уроке подвижных и спортивных игр имеет высокий потенциал для развития коммуникативных УУД. Например, учитель обозначает задачу учитывая цель урока (развить быстроту реакции или прыгучесть), а дети самим выбирают каким путем ее достигать, в какую игру хотят поиграть, формируют команды; самостоятельно определяют объем нагрузки и интенсивность.
На контрольном этапе эксперимента сформированность УУД обучающихся начальной школы изучалась с применением методик: личностные - неоконченные предложения; коммуникативные - дорога к дому (модифицированная под занятие ФК); регулятивные - составление хронокарты; познавательные - методика диагностики познавательной активности, мотивации достижений (А.Д. Андреева). Кроме того, в ходе исследования оценивались показатели сформированности УУД обучающихся начальной школы:
- личностные УУД - высокая мотивация и познавательный интерес к занятиям физической культурой, активность, ориентация на ценности, умение соотносить личные поступки и события с моральными нормами и понять и принять нравственный аспект поведения;
- регулятивные УУД - умение принятия учебной цели, планирования, самоконтроля, корректировки деятельности и нагрузки в процессе выполнения физических упражнений, самоорганизации согласно установленной цели. Положительная динамика показателей развития базовых физических качеств обучающихся, самоорганизация занятий физической культурой, самоконтроль физической нагрузки;
- познавательные УУД - владеют видами логических действий, определяют эффективные варианты решения различного рода двигательных задач, используют знаковые и символические средства, рефлексию методов и требований двигательного действия, оценку и контроль процесса обучения и результатов работы. Младшие школьники способны самостоятельно создавать алгоритмы двигательной деятельности, составлять целые комплексы различных упражнений, обладают высокой познавательной активностью, повышение уровня активности участия в физкультурно-оздоровительных занятиях, мотивации к ЗОЖ;
- коммуникативные УУД - учебное взаимодействие, навык работы в коллективе, принимать совместные решения, решать конфликтные ситуации; владеть речью.
Диагностика результатов УУД обучающихся начальной школы отразила рост числа обучающихся, у которых личностные УУД в экспериментальной группе с 7,6 до 30%, в то время как в контрольной группе рост составил с 7,4 до 15%. Зафиксирован рост числа обучающихся, у которых регулятивные УУД увеличиваются с 8,5 до 39,9% в ЭГ и с 7.2% до 18% в КГ. Коммуникативные УУД увеличились с 9.2 до 74,3% в экспериментальной группе и с 8.9% до 54,2%; Познавательные УУД в ЭГ увеличились с 19% до 76,8%, в КГ с 18% до 40%. Таким образом, наблюдается положительная динамика показателей УУД в экспериментальной группе обучающихся начальных классов.
Выводы. На уроках физической культуры формирование УУД обучающихся начальной школы является актуальной проблемой для педагогической теории и практики.
Анализ литературы показал, что структура двигательного навыка и учебного действия идентичны, мы предположили, что формирование УУД у младших школьников на уроках физкультуры возможно реализовать через: освоение способов двигательной деятельности, алгоритмов действий и организацию учебного процесса при реализации механизмов формирования. Анализ результатов экспериментальной работы показал реализуемость и результативность, положительную динамику показателей личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД в экспериментальной группе обучающихся начальных классов.
Литература:
1. Адольф, В.А. Изменения подготовки учителя физической культуры в условиях цифровой трансформации общества / В.А. Адольф, А.И. Кондратюк, Т.А. Кондратюк // Формирование цифровой культуры непрерывного гуманитарного образования в контексте сохранения традиционных ценностей: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Москва: Ваш формат, 2021. - С. 376-387
2. Белоконева, Н.В. Формирование универсальных учебных действий при реализации ФГОС начального общего образования / Н.В. Белоконева, Т.П. Доронина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: Сборник трудов Пятьдесят первой международная научно-практическая конференция, Белгород, 24 октября 2022 года. - Белгород: ООО ГиК, 2022. - С. 75-78
3. Беспалова, Т.А. Формирование физической культуры учащихся младших классов / Т.А. Беспалова // Методология, теория и практика инновационного развития регионального образования: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Борисоглебск, 22-23 ноября 2019 года. - Борисоглебск: Издательство "Перо", 2019. - С. 42-46
4. Вовлечение работников общеобразовательных организаций в подготовку будущих педагогов / В.А. Адольф, М.С. Зайцева, А.И. Кондратюк, Н.Е. Строгова, Н.Ф. Яковлева. - Красноярск: Краснояр.гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2021. - 248 с.
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
6. Провоторова, С.С. механизм формирования у младших школьников универсальных учебных действий в образовательной среде школы / С.С. Провоторова // Современные проблемы и технологии инновационного развития образования: Сборник материалов II Международной студенческой научно-практической конференции, Тула, 07 апреля 2022 года. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2022. - С. 67-70
7. Развитие личностных учебных универсальных действий у младших школьников / Г.Ф. Сайфуллина, С.Б. Седова, А.В. Малолеткова, С.Г. Усманова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 1(86). - С. 282-285
8. Романова, М.Г., Мигдаль И.Ю. Применение педагогических технологий по формированию универсальных учебных действий у учащихся средней школы на уроках английского языка / М.Г. Романова, И.Ю. Мигдаль // Концепт. 2022. - С. 62-75
9. Фонарева, Е.А. Развитие универсальных учебных действий у подростков на занятиях баскетболом / Е.А. Фонарева, А.А. Фатхутдинова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2022. - С. 93-98
Педагогика
УДК 37.02
кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Копцева Татьяна Анатольевна
ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры живописи Копцев Виктор Петрович ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); аспирант второго курса Мазорчук Наталья Викторовна
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (г. Москва)
КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФОРМА РАСКРЫТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье анализируется опыт проведения социально значимых художественных акций: передвижных выставок, музыкальных концертов, волонтерских программ, организованных в связи с решением актуальных проблемами современности. Обосновывается важность психолого-педагогической установки на восприятие подлинника в процессе виртуальных и реальных встреч с произведениями искусства. Делается вывод о том, что коллективные формы сотрудничества, художественная проектная деятельность, оказывая особый воспитательный эффект, способствуют раскрытию творческого потенциала участников продуктивных дел в области художественного образования.
Ключевые слова: коллектив, социокультурное виртуальное пространство, творческий потенциал, личность, музыка, изобразительная деятельность, искусство.
Annotation. The article analyzes the experience of conducting socially significant artistic events: traveling exhibitions, music concerts, volunteer programs organized in connection with solving urgent problems of our time. The importance of the psychological and pedagogical attitude to the perception of the original in the process of virtual and real meetings with works of art is substantiated. It is concluded that collective forms of cooperation, artistic project activities, providing a special educational effect, contribute to the disclosure of the creative potential of participants in productive affairs in the field of art education.
Key words: collective, socio-cultural virtual space, creative potential, personality, music, visual activity, art.
Введение. Современные формы образовательной коммуникации предполагают широкое использование возможностей мультимедиа. Сетевое взаимодействие обеспечивает оперативную связь между педагогом и обучающимся, учеником и учеником, что создает особую «связку» вокруг образовательной, информационной или социокультурной проблемы, требующей своего решения. Наблюдается снижение «реальных» связей», реального (не виртуального) непосредственного контакта с произведениями разных видов искусства, что создает определенные риски для органичного протекания образовательного процесса в области художественного воспитания подрастающего поколения.
Педагогика искусства, чтобы не потерять «общение с подлинником» и «живым искусством» порождает новые формы взаимодействия виртуальных и непосредственных (очных) контактов с произведениями искусства. Передвижная выставка детского изобразительного творчества «Я вижу мир» [1] и проводимые в связи с ней образовательные акции являют яркий пример этого органичного взаимодействия. Когда экранный образ произведения встречается с реальным, выявляются точки соприкосновения, «точки удивления», при которых зритель получает адекватную установку на восприятие подлинника и «резервную» информацию, в результате восприятия ее копии на экране. Для создания «объективного впечатления» от реального и виртуального образа, а также высказывания субъективных предпочтений применяется метод погружения в «музыкальную картину», созвучную с замыслом автора-художника.
Органичное соединение образных средств музыки (аудио) и изобразительных (видео), обогащая ощущения, создает благоприятную почву для восприятия подлинника - детского рисунка или объемного изделия. Комментирующе-разъяснительная функция гида или (и) педагога-экскурсовода (искусствоведа) призвана создать интегративную образовательную среду, из которой ученик извлекает нужную информацию и обогащает свой творческий опыт.
Изложение основного материала статьи. Дистанционные формы обучения, применяемые в образовательном процессе сегодня, диктуют выработку новых «точек сопряжения» между виртуальным и реальным действием. Общение в интернет-сети становится плодотворным, когда предполагает установку на встречу с реально звучащей музыкой или c произведением изобразительного искусства. Активизация художественного восприятия произведений из программы предстоящей живописной выставки, музыкального концерта или театральной постановки путем предварительной информационной работы перед их началом - это эффективный путь развития интереса к искусству. В.Н. Шацкая писала: «Опыт показал, что вся эта работа только тогда успешна, когда она строго согласована с последующим концертом-беседой, но не предвосхищает самого концерта, а лишь привлекает внимание к нему. С интересом слушают дети рассказ о работе дирижера, исполнителей, композитора» [6].
Виртуальная тематическая выставка детских рисунков перед концертом или театральной постановкой не просто привлекает к себе внимание, но актуализирует тематику предстоящего художественного явления. В тоже самое время соответствующее музыкальное погружение, созвучное с тематикой выставки детского рисунка, подготавливает зрителя-слушателя к встрече с экспонатами выставки детского изобразительного творчества.
Такое «предтече» встречи с подлинником создает особую среду, в которой и педагог, и ребенок (студент или взрослый) занимают активную позицию. Они берут на себя роль и лектора, и экскурсовода, и автора тех произведений, которые попадут в поле зрения на предстоящем концерте, выставке, спектакле. Идея создания особой «педагогической среды»,