Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ'

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
361
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модели артикуляции звуков / свистящие и шипящие звуки / звуковая коррекция / sound articulation patterns / whistling and hissing sounds / sound correction

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Cат Надесса Дарымаевна

Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются нарушения звукопроизношения. Следовательно, существует необходимость в целенаправленном логопедическом воздействии, формирующем у дошкольников правильное звукопроизношение. Проблема воспитания правильной речи, в том числе формирования произношения звуков, подробно изучена и освещена А.Н. Гвоздевым, P.E. Левиной, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой, Г.В. Чиркиной. Тем не менее, недостаточная разработанность приемов и методов, направленных на формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), обусловливает необходимость разработки более эффективных технологий. Цель статьи – поделиться опытом коррекционной работы по формированию свистящих и шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3 уровня), проведённой студентами в ходе педагогической практики в МБДОУ Детский сад «Ромашка» с. Тоора-Хем Тоджинского района. Организованная студентами логопедическая работа с использованием моделей артикуляции звуков В.М. Акименко и литературных произведений Е.Б. Смирновой, обеспечила преодоление нарушений звукопроизношения свистящих и шипящих согласных детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (3 уровня). Данный опыт может быть использован в работе логопедов и воспитателей в детских садах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Cат Надесса Дарымаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF SOUND REPRODUCTION DISTURBANCE IN CHILDREN

The most common speech impediments in preschoolers are speech disorders. Therefore, there is a need for a targeted speech therapy impact that forms the correct sound pronunciation in preschoolers. The problem of educating correct speech, including the formation of pronunciation of sounds, has been studied and covered in detail by A.N. Gvozdev, N.I. Zhinkin, G.A. Kashe, P.E. Levina, O.V. Pravdina, L.F. Spirova, T.B. Filicheva, M.F. Fomicheva, G.V. Chirkina, S.N. Shakhovskaya. However, the insufficient development of techniques and methods aimed at the formation of sound pronunciation in children of senior preschool age with general underdevelopment of speech (GUS) necessitates the development of more effective technologies. The purpose of the article is to share the experience of corrective work on the formation of whistling and hissing sounds in children of senior preschool age with GUS (level 3), carried out by students in the course of teaching practice at the kindergarten of Romashka of Toora-Khem settlement, Todzha district. Speech therapy work organized by the students, using V.M. Akimenko’s sound articulation models and E.B. Smirnova’s literary works, ensured overcoming the violations of the sound pronunciation of whistling and hissing consonants by children of senior preschool age with GUS (3 levels). This experience can be used in the work of speech therapists and educators in kindergartens.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ»

УДК 376.36(571.52)

doi 10.24411/2221-0458-2021-99-45-52

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Сат Н.Д.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

CORRECTION OF SOUND REPRODUCTION DISTURBANCE IN CHILDREN

N.D. Sat Tuvan State University, Kyzyl

Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются нарушения звукопроизношения. Следовательно, существует необходимость в целенаправленном логопедическом воздействии, формирующем у дошкольников правильное звукопроизношение. Проблема воспитания правильной речи, в том числе формирования произношения звуков, подробно изучена и освещена А.Н. Гвоздевым, P.E. Левиной, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой, Г.В. Чиркиной. Тем не менее, недостаточная разработанность приемов и методов, направленных на формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), обусловливает необходимость разработки более эффективных технологий. Цель статьи - поделиться опытом коррекционной работы по формированию свистящих и шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3 уровня), проведённой студентами в ходе педагогической практики в МБДОУ Детский сад «Ромашка» с. Тоора-Хем Тоджинского района. Организованная студентами логопедическая работа с использованием моделей артикуляции звуков В.М. Акименко и литературных произведений Е.Б. Смирновой, обеспечила преодоление нарушений звукопроизношения свистящих и шипящих согласных детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (3 уровня). Данный опыт может быть использован в работе логопедов и воспитателей в детских садах.

Ключевые слова: модели артикуляции звуков; свистящие и шипящие звуки; звуковая коррекция

The most common speech impediments in preschoolers are speech disorders. Therefore, there is a need for a targeted speech therapy impact that forms the correct sound pronunciation in preschoolers. The problem of educating correct speech, including the formation of pronunciation of sounds, has been studied and covered in detail by A.N. Gvozdev, N.I. Zhinkin, G.A. Kashe, P.E. Levina, O.V. Pravdina, L.F. Spirova, T.B. Filicheva, M.F. Fomicheva, G.V. Chirkina, S.N. Shakhovskaya. However, the insufficient development of techniques and methods aimed at the formation of sound pronunciation in children of senior preschool age with general underdevelopment of speech (GUS) necessitates the development of more effective technologies. The purpose of the article is to share the experience of corrective work on the formation of whistling and hissing sounds in children of senior preschool age with GUS (level 3), carried out by students in the course of teaching practice at the kindergarten of Romashka of Toora-Khem settlement, Todzha district. Speech therapy work organized by the students, using V.M. Akimenko's sound articulation models and E.B. Smirnova's literary works, ensured overcoming the violations of the sound pronunciation of whistling and hissing consonants by children of senior preschool age with GUS (3 levels). This experience can be used in the work of speech therapists and educators in kindergartens.

Keywords: sound articulation patterns; whistling and hissing sounds; sound correction

Речь ребенка развивается Речь ребёнка аграмматична и

параллельно с физическим и умственным недостаточно фонетически оформлена,

развитием и служит показателем его малопонятна. По сравнению с первым и

общего развития. вторым уровнями третий уровень

Общее недоразвитие речи может речевого развития характеризуется тем,

наблюдаться в тех случаях, когда что обиходная речь более развёрнута,

выявляются одновременно недоста- грубых лексико-грамматических и

точность словарного запаса, фонетических отклонений нет. Звуковая

грамматического строя и пробелы в сторона речи у детей с общим

фонетико-фонематическом развитии. недоразвитием речи 3 уровня

значительно более сформирована, дефекты произношения касаются сложных по артикуляции звуков [1].

В результате проведенного констатирующего обследования было выявлено, что для всех 4 детей характерно нарушение звукопроизно-шения и дифференциации свистящих и шипящих согласных. Произношение у детей характеризовалось смазанностью, размытостью, неточностью артикуляции звуков, что особенно ярко проявлялось в потоке речи. Данные недостатки проявлялись на фоне общего недоразвития речи 3 уровня. Нарушения звукопроизношения были обусловлены:

1) анатомическим состоянием речеслухового анализатора, артикуляционного аппарата,

2) состоянием моторики органов артикуляционного аппарата,

3) акустической близостью звуков.

Нарушения, возникающие при

артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического восприятия, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произно-

шения звуков у детей.

Взаимозависимость этих процессов и является причиной стойких нарушений звукопроизношения у обследованных детей.

Предварительно был разработан план коррекционной работы.

План коррекционной работы

1 этап - Подготовительный

Задачи:

а) развитие слухового внимания, речевого слуха, фонематического слуха, фонематического восприятия, речевого дыхания в играх и специальных упражнениях;

б) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков с помощью артикуляционной гимнастики.

2 этап - Формирование произносительных умений и навыков

Задача: формирование фонетически чистой речи.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1. Постановка изолированного

звука.

2. Закрепление и автоматизация поставленного звука в слогах.

3. Закрепление и автоматизация звука в словах.

4. Закрепление и автоматизация поставленного звука в предложениях и в связной речи. Каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем - в небольшие рассказы, потешки, скороговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.

3 этап - Заключительный

Автоматизация правильного

произношения звуков в спонтанной речи (в монологах, диалогах, самостоятельных рассказах), а также во всех других формах жизнедеятельности детей - в играх, на прогулках, в труде и т.п. Пока ребенок не будет правильно употреблять звуки в спонтанной речи, их автоматизация не может считаться законченной, а произношение

исправленным. Поэтому на

заключительном этапе автоматизации звуков в спонтанной речи важен контроль за правильным произношением со стороны родителей и воспитателей.

Система коррекционной работы

На подготовительном этапе коррекционная работа по преодолению фонетических нарушений у детей включала логоигры и упражнения:

слуховые, дыхательные, артикуляционные, фонетические.

На этапе постановки звуков детям демонстрировали модели В.М. Акименко [2], наглядно показывали, как располагать органы артикуляционного аппарата в момент произношения свистящего или шипящего звука, и помогали запомнить их уклад, что значительно ускорило процесс формирования звуков, улучшило качество их воспроизведения.

В период постановки звуков с применением моделей артикуляции звуков дошкольники учатся правильно воспринимать данный звук

изолированно. В период введения звука в речь дети учатся правильно узнавать и различать этот звук, как в легких, так и в более трудных сочетаниях (слогах, словах, фразах).

Звуки [з] и [с]

Постановку начинают со звука [с] и проводят в следующей последовательности.

Ребенку объясняют: «Чтобы правильно произнести звук [с], необходимо улыбнуться. Посмотри на модель «Длинный прямоугольник» - это губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Модели артикуляции звуков В.М.Акименко

Посмотри на модель «Точка под прямоугольником» - это положение кончика языка у нижних резцов». Когда ребенок воспроизвел нужный

артикуляционный уклад, просят пустить «ветерок». Слышится звук

Разница в артикуляции звуков [^ и [з] заключается в том, что при произнесении звука [з] в работу включаются голосовые связки. Таким образом, на модели показано, что эти звуки похожи по положению языка, губ, но при произнесении звука [з] включен голос, обозначенный на модели колокольчиком.

Звуки [ж] и |ш|

Объясняем различия в

произнесении этих звуков на примере моделей.

Губы. При произнесении звука [ж] губы округлены - на модели круг.

Язык. При произнесении звука [ж] язык поднят за альвеолы - «Точка вверху круга», направление стрелки показывает движение языка вверх.

Звук [ж] звонкий - на модели колокольчик.

Губы. При произнесении звука [ш] губы округлены - на модели круг.

Язык. При произнесении звука [ш] язык поднят за альвеолы - точка вверху круга, направление стрелки показывает движение языка вверх.

Звук [ш] глухой - на модели нет колокольчика.

Модель артикуляции звука [Ж]

Модель артикуляции звука [Ш]

На этапах закрепления и автоматизации звуков в качестве речевого материала нами были отобраны чистоговорки и стихи Е.Б. Смирновой [3], насыщенные свистящими и шипящими звуками, которые позволили улучшить дикцию детей, закрепить в речи, появившиеся свистящие и шипящие звуки, которые ребёнок раньше не выговаривал. Чистоговорки способствовали закреплению и автоматизации звука в слоге, а стихи -закреплению и автоматизации звука в словах и в связной речи.

Звук [с]

Са-са-са - голубые небеса.

Со-со-со - в небе солнце-колесо.

Ас-ас-ас - солнце светит для всех

нас.

Сы-сы-сы - надо спрятать нам носы

Ос-ос-ос - листик мы кладем на

нос.

Беспокойные соседи

Слон, слониха и слоненок,

Славный толстенький ребенок, Поселились возле леса, Стали песни сочинять. Недовольны их соседи -Лисы, тигры и медведи, Эти все слоновьи песни Не дают соседям спать.

Звук [з]

Зу-зу-зу - запрягли в возок козу. За-за-за - заупрямилась коза. Зок-зок-зок - не везет коза возок. Зы-зы-зы - нету пользы от козы!

Зайка Все на свете знает Зайка. Только Зайка - не зазнайка. Если будет зазнаваться. С ним никто не будет знаться.

Звук [ж]

Жа-жа-жа - широка в поле межа. Же-же-же - еж шагает по меже. Жа-жа-жа - ежик увидал ужа.

Жу-жу-жу - еж «Привет!» шепнул

УжУ.

Жа-жа-жа - лишь шипенье от ужа. Жи-жи-жи - не дружат ежик и ужи. Ежик в пижаме Ежу из уваженья жаба Отутюжила пижаму. В желтой пижаме Маленький еж На желтокожий Желудь похож.

На заключительном этапе автоматизировали правильное произношение звуков в спонтанной речи в повседневной жизни детей - в играх, на прогулках, в труде (в монологах, диалогах,

самостоятельных рассказах); наблюдали за степенью соответствия произношения свистящих и шипящих звуков норме.

Библиографический список

1. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. -Москва : Владос, 1968. - 280 с.

2. Акименко, В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 110 с.

3. Смирнова, Е.Б. Использование стихов в логопедической работе с детьми,

Таким образом, после обучения, в целом, уровень звукопроизношения свистящих и шипящих согласных у детей стал близок к норме. Положительная динамика фонетического развития детей позволяет утверждать об эффективности проведённой коррекционной работы.

Апробированная студентами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

система коррекционной работы по формированию свистящих и шипящих звуков у детей с ОНР, основанная на моделях артикуляции звуков В.М. Акименко и на материале литературных произведений Е.Б. Смирновой, способствовала формированию у детей правильной артикуляции и

дифференциации звуков, улучшила качество звукопроизношения.

имеющими нарушение речи // Дошкольная педагогика. - 2007. - №2. - С.34-35. References

1. Levina R. E. . Osnovy teorii i praktiki logopedii [Fundamentals of the theory and practice of speech therapy]. Moscow, 1968. - 280 p. (In Russian)

2. Akimenko V.M. Ispravleniye zvukoproiznosheniya u detey: uchebno-metod. posobiye [Correction of sound

pronunciation in children: an educational method. allowance]. Rostov-on-Don, 2009. - 110 p. (In Russian)

imeyushchimi narusheniye rechi [The use of poems in speech therapy work with children with speech disorders] // Preschool Pedagogy. - 2007. - No. 2. -pp. 34-35. (In Russian)

3. Smirnova E.B. Ispol'zovaniye stikhov v logopedicheskoy rabote s det'mi,

CaT Надесса Дарымаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики языкового образования и логопедии, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: satnd@mail.tu

Nadessa D. Sat, Candidate of Philology, Associate Professor at the Department of Theory and Methods of Language Education and Speech Therapy, Tuvan State University, Kyzyl, e-mail: satnd@mail.tu

Статья поступила в редакцию 2.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.