Научная статья на тему 'Этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения при функциональной дислалии у дошкольников'

Этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения при функциональной дислалии у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5212
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррекция / дислалия / нарушение / этап. / correction / dyslalia / violation / stage

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королькова Валентина Александровна, Савчук Инна Сергеевна

статья посвящена изучению поэтапной логопедической работы по устранению звукопроизношения у детей с дислалией. Работа начинается с психолого-педагогического обследования ребенка, а также она определяет выбор методов и средств как до начала работы, так и в дальнейшем, помогает оценить результаты и дать соответствующие рекомендации после окончания работы. Главной задачей коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с дислалией являются систематические занятия, которые проводятся поэтапно с учителем-логопедом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королькова Валентина Александровна, Савчук Инна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF CORRECTIVE WORK TO ELIMINATE VIOLATIONS OF SOUND PRONUNCIATION IN FUNCTIONAL DYSLALIA IN PRESCHOOL CHILDREN

the article is devoted to the study of phased speech therapy work to eliminate sound pronunciation in children with dyslalia. The work begins with a psychological and pedagogical examination of the child, as well as it determines the choice of methods and means both before work and in the future, it helps to evaluate the results and give appropriate recommendations after the work is completed. The main task of the correctional work is to eliminate violations of sound pronunciation in children with Dyslalia is a systematic activity that is conducted in stages with a speech therapist.

Текст научной работы на тему «Этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения при функциональной дислалии у дошкольников»

Список литературы /References

1. Авсеенко Н.В. Особенности формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Вестник Орловского государственного университета, 2011. № 1 (15).

2. ЛисинаМ.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб., 2009.

3. Лукьянова М.И. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование, 2001. № 8.

4. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. М., 2001.

5. Шабышева Ю.Е. Психологические средства коррекции дезадаптивного поведения подростков: Автореф. Омск, 2006.

STAGES OF CORRECTIVE WORK TO ELIMINATE VIOLATIONS OF SOUND PRONUNCIATION IN FUNCTIONAL DYSLALIA IN PRESCHOOL CHILDREN Korolkova VA.1, Savchuk I.S.2 (Russian Federation) Email: Korolkova360@scientifictext.ru

1Korolkova Valentina Aleksandrovna - Supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF SOCIAL, SPECIAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY; 2Savchuk Inna Sergeevna - Student, SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACULTY, ARMAVIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, ARMAVIR

Abstract: the article is devoted to the study of phased speech therapy work to eliminate sound pronunciation in children with dyslalia. The work begins with a psychological and pedagogical examination of the child, as well as it determines the choice of methods and means both before work and in the future, it helps to evaluate the results and give appropriate recommendations after the work is completed. The main task of the correctional work is to eliminate violations of sound pronunciation in children with Dyslalia is a systematic activity that is conducted in stages with a speech therapist.

Keywords: correction, dyslalia, violation, stage.

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Королькова В.А.1, Савчук И.С.2 (Российская Федерация)

1Королькова Валентина Александровна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра социальной, специальной педагогики и психологии; 2Савчук Инна Сергеевна - студент, социально-психологический факультет, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир

Аннотация: статья посвящена изучению поэтапной логопедической работы по устранению звукопроизношения у детей с дислалией. Работа начинается с психолого-педагогического обследования ребенка, а также она определяет выбор методов и средств как до начала работы, так и в дальнейшем, помогает оценить результаты и дать

соответствующие рекомендации после окончания работы. Главной задачей коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с дислалией являются систематические занятия, которые проводятся поэтапно с учителем-логопедом. Ключевые слова: коррекция, дислалия, нарушение, этап.

В настоящее время количество детей с нарушением речи значительно увеличивается. Вопросами по коррекции звукопроизношения занимались такие педагоги: Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец. В своих научных трудах они утверждают, что речь ребенка - сложный механический процесс и именно поэтому коррекцию по звукопроизношению следует начинать с младшего дошкольного возраста.

В своих трудах Т.Б. Филичева подчеркивает, что для формирования поэтапного развития речи ребенка необходимо развитие речедвигательного и речеслухового анализатора [4].

Подготовительный этап.

Главная цель его - включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого нужно решить ряд логопедических и общепедагогических задач.

Так же Т.Б. Филичева утверждает, что одной из самых важных общепедагогических задач коррекционной работы служит формирование установки на занятии: логопед прежде всего должен с ребенком найти общий контакт, доброжелательные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке, которая находится в кабинете, вызвать у ребенка интерес к занятиям и желание в них принимать участие. В основные требования данного этапа входит развитие памяти, внимания, логического построения мыслей, готовить ребенка к правильному построению сравнивать и анализировать ситуации [4].

К логопедическим специальным задачам относятся: умение различать и опознавать фонемы и формирование артикуляторных умений и навыков.

Работа формирования восприятия звуков речи строиться, прежде всего, с учетом характера самого дефекта [1].

По словам Т.В. Волосовец в некоторых случаях коррекционная логопедическая работа направлена на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля ребенка. В других случаях - в ее основную задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. Так же бывает, что ограничивается формирование слухового контроля как осознанного действия [5].

Второй этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Основная цель этого этапа основана на том, чтобы у ребенка правильно скорректировать первоначальные умения в произнесении какого-либо звука с помощью специальных подобранных методик, материала. Конкретные задачи выделяют: постановка звуков, умения правильно отбирать звуки, не смешивая их между собой.

Постановка звуков совершается путем применения технических приемов, подробно описанных в специальной литературе. В работах Ф.Ф. Pay выделяются три способа: с механической помощью, по подражанию и смешанный.

Первый способ основывается на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, которая будет позволять ему произнести звук, слышимый от логопеда. Также помимо акустических основ, ребенок применяет зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражание формирует словесные пояснения логопеда, т.е. какую позицию должен принять артикуляционный орган [1].

Второй способ основан на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляционного аппарата специальными шпателями или зондами. Логопед во время занятия просит ребенка произвести звук, затем повторить его несколько раз, и во время повторения он при помощи зонда несколько меняет артикуляционный уклад звука. Благодаря такому способу ребенок самостоятельно не осуществляет звук, его артикуляционные органы только подчиняются движениям логопеда.

Третий способ заключается на совмещении двух выше приведенных этапах. Основную роль в нем имеют объяснение и подражание. Механическую помощь применяет в дополнение: логопед, объясняет ребенку, что надо сделать, чтобы получить данный звук.

84

При данном способе ребенок активный, а приобретенные умения с помощью логопеда откладывается в его памяти и может с легкостью в дальнейшем воспроизводить звуки уже без помощи механического воздействия.

В связи того как звук оказывается поставленным в одной из слоговой позиций, направляется работа на автоматизацию звука и включению его в речь ребенка.

Процесс автоматизации звука основывается на постоянных упражнениях со специальными возможными подобранными словами, которые легче усваиваются по своему фонетическому составу и не содержат нарушения звуков [3]. Для тренировок логопед всегда подбирает такие слова, в которых звук находится в начале слова, в середине или конце. Прежде всего, отрабатывается звук в начале слова (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь - в середине, так как эта функция оказывается более трудной. От отработки звуков в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звуков в словах, которые содержат сочетание отрабатываемого звука с согласными.

В логопедической работе могут встречаться случаи, когда потребуется продолжение работы над звуком, в особенности по его разграничению: с другими звуками, т. е. дифференциации.

Третий этап формирования коммуникативных навыков и умений.

Цель этапа - полностью сформировать у ребенка умения и навыки без ограничений и ошибок употреблять звуки речи во всех жизненных ситуациях.

На занятиях используют тексты, а не отдельные слова, применяют различные виды и формы речи, используют упражнения для творчества, подбирают необходимый материал, насыщенный теми или иными звуками русского языка [2].

Если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, следовательно, он не овладеет навыком отбора, так как частота этого звука в текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи. Ребенок должен научиться владеть ими.

Таким образом, можно выделить следующие этапы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с функциональной дислалией: подготовительный этап -включение ребенка в процесс логопедического занятия и общения с логопедом, второй этап - формирование умений и навыков на занятии и заключительный этап - формирование коммуникативных навыков и умений. Все эти три этапа помогают лучше поставить цель и задачи в работе логопеда с ребенком.

Список литературы /References

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Уч. пособие для студ. педагог. вузов. М.: АСТ: Астрель, 2007. 224 с.

2. Веракса Н.Е. Диалектика развивающегося познания: мышление и воображение ребенка дошкольника / Н.Е. Веракса, В.Т. Кудрявцев // Вестник Российского государственного гуманитарного университета, 2014. № 20. С. 37-62.

3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 96 с.

4. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 1989. 223 с.: ил.

5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.