Научная статья на тему 'Дифференцированный подход как средство активизации самостоятельной работы студентов заочного отделения'

Дифференцированный подход как средство активизации самостоятельной работы студентов заочного отделения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СТУДЕНТЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / DIFFERENTIATED APPROACH / STUDENTS / SELF-DIRECTED LEARNING / CORRESPONDENCE DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донченко Наталья Григорьевна

Рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов в условиях заочного обучения. Особое внимание уделяется осуществлению дифференцированного подхода к обучению. Предлагается новое методическое обеспечение самостоятельной работы студентов с помощью электронных папок-навигаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issues of self-directed learning within the teaching process in correspondence departments of universities. The special priority is given to the differentiated conception of learning. New self-directed learning courseware by means of e-portfolio-navigator is recommended.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход как средство активизации самостоятельной работы студентов заочного отделения»

УДК 004.588:378.147.88

Н. Г. Донченко

Дифференцированный подход как средство активизации самостоятельной работы студентов заочного отделения

Рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов в условиях заочного обучения. Особое внимание уделяется осуществлению дифференцированного подхода к обучению. Предлагается новое методическое обеспечение самостоятельной работы студентов с помощью электронных папок-навигаторов.

Ключевые слова: дифференцированный подход, студенты, самостоятельная работа, заочное отделение

Natalya G. Donchenko

Differentiated approach as a tool of activating self-directed learning of correspondence department students

The article considers the issues of self-directed learning within the teaching process in correspondence departments of universities. The special priority is given to the differentiated conception of learning. New self-directed learning courseware by means of e-portfolio-navigator is recommended.

Keywords: differentiated approach, students, self-directed learning, correspondence department

Самостоятельная работа студентов является составной частью учебного процесса и во многом способствует более глубокому усвоению знаний, развивает творческую активность, прививает навыки работы с учебной и профессиональной литературой. Самостоятельная работа может осуществляться в разных видах и формах. К ним относятся изучение официальной, научной, профессионально-производственной, справочной, учебной и методической литературы, выполнение конкретных домашних заданий, написание рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ, подготовка к семинарским и практическим занятиям. Организованная на должном уровне и хорошо методически обеспеченная самостоятельная работа позволяет студентам приобрести хорошие навыки поиска источников и работы с литературой, выработать умения планирования, самоорганизации и самоконтроля.

Следует отметить особую роль самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения. Особенность заочного обучения состоит в том, что ведущее значение в нем имеет самостоятельная работа в межсессионный период. Это, безусловно, меняет характер преподавания. На установочной сессии в условиях ограниченного аудиторного времени преподавателю необходимо не только дать представление об учебной дисциплине в целом, но и указать пути самостоятельного овладения знаниями, навыками, умениями в процессе усвоения учебной дисциплины

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

177

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

в межсессионный период. Большую помощь в этом оказывают правильно выстроенные обзорные лекции, из которых студенты узнают каким образом обобщить самостоятельно проработанный материал, привести его в систему, а также получают ответы на наиболее сложные вопросы.

Преподаватель остается главной фигурой в организации учебного процесса при заочной форме обучения, в том числе и в организации самостоятельной работы. В условиях заочного обучения преподавателю необходимо дать студентам методику самостоятельной работы по усвоению учебного материала, ее планированию и организации. В деятельности преподавателя, работающего со студентами заочного отделения, можно выделить три периода: подготовительный, сессионный, межсессионный. В подготовительный период осуществляется подготовка учебнометодических материалов для занятий и самостоятельной работы. В сессионный период проводится непосредственная работа со студентами, а в межсессионный период - руководство самостоятельной работой студентов. Главная роль принадлежит подготовительному периоду, поскольку здесь закладывается основа для успешного руководства самостоятельной работой студентов. Важным представляется определение оптимального объема самостоятельной работы, разработка домашних контрольных заданий и методических указаний к ним. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс заочного отделения позволяет совершенствовать методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Возможно создание электронных папок-навигаторов по определенной учебной дисциплине в помощь самостоятельной работе студентов, которые будут постоянно обновляться и дополняться.

Примерный рубрикатор электронной папки-навигатора может быть следующим:

1) тематический план учебной дисциплины;

2) основные вопросы по каждой теме с обязательными ссылками на соответствующую литературу;

3) перечень необходимых для изучения электронных информационных ресурсов;

4) контрольные работы и порядок их выполнения;

5) формы контроля самостоятельной работы;

6) примерные вопросы для промежуточного и итогового контроля усвоения знаний;

7) работа над ошибками (анализ контрольных работ и т. д.).

Следует особо подчеркнуть, что для заочного отделения характерна разнородность студенческого контингента. Студенты различны по возрастному признаку, уровню образования, принадлежности к выбранной профессии, подготовленности для обучения в высшей школе, территориальной удаленности места жительства от вуза и т. д.

178 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

В настоящее время на библиотечно-информационном факультете по заочной форме обучается около 500 студентов, из них больше половины (65 %) работает в библиотеках, 15 % -в издательствах и книжных магазинах, 20 % в других отраслях. По уровню, предшествующему вузовскому образованию, студенческий состав заочного отделения выглядит следующим образом: 35 % студентов имеют среднее специальное образование, 62 % студентов имеют среднее общее (полное) образование, 3 % студентов имеют высшее профессиональное образование. По возрастному признаку студенческий состав заочного отделения разделяется так: 25 % студентов имеют возраст от 18 до 25 лет, 65 % студентов - лица от 26 до 35 лет, 10 % -старше 36 лет.

На наш взгляд, одним из путей активизации самостоятельной работы студен-тов-заочников является дифференцированный подход к их обучению, который осуществляется с учетом их профессиональной деятельности, уровня довузовского образования, а также индивидуальных особенностей студентов.

Уровень профессиональных знаний студентов-заочников обязательно учитывается при определении объема и содержания домашних контрольных заданий. В качестве примера приведем контрольные задания для студентов заочного отделения по дисциплине «Библиотечный фонд». Для студентов, обучающихся на базе среднего специального образования в сокращенные сроки, предлагается разработать комплекс моделей фонда библиотеки, в которой студент работает. На основе составленных моделей (описательной, математической, структурной и библиографической) студент самостоятельно прогнозирует развитие фонда библиотеки и определяет конкретные управленческие решения для совершенствования фонда. Студенты выполняют самостоятельную работу с интересом, проявляют творческий подход. Это обусловлено тем, что результаты их самостоятельной работы практически значимы для библиотек, в которых они работают. Студенты, не имеющие специального образования, выполняют контрольную работу, не предполагающую каких-либо предшествующих профессиональных знаний, например, проводят мониторинг книжного рынка страны, широко используя информационные ресурсы Интернета. Дополнительно этим студентам предлагается выполнить реферат по актуальной теме учебной дисциплины. Анализ результатов итоговой аттестации студентов заочной формы по дисциплине «Библиотечный фонд» показывает, что дифференцированный подход к определению заданий для самостоятельной работы вполне оправдан и дает хорошие результаты.

Индивидуальный подход к обучению студентов заочного отделения особенно необходим в руководстве курсовыми и дипломными работами, которые выполняются в рамках дисциплин специализаций. Активизация самостоятельной работы студентов здесь во многом зависит от правильного педагогического воздействия и достаточно сильной мотивации студентов заочного отделения.

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

179

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

Считаем важными в самостоятельной работе студентов по выполнению курсовых и дипломных работ такие процессы как организация, планирование и управление. Здесь решающую роль играет научный руководитель. По нашему мнению, именно он определяет целесообразную структуру бюджета времени выполнения таких трудоемких студенческих работ как курсовые и дипломные. Проектируемый бюджет времени студентов должен обеспечить систематическую самостоятельную работу, научно-исследовательскую работу под руководством преподавателя и обязательный анализ промежуточных итогов. Реализации этого в полной мере способствует составление индивидуального графика выполнения студентом дипломной работы. В условиях дефицита времени у студента заочной формы обучения особенно важным представляется четкая организация работы в строгом соответствии с индивидуальным графиком. Как показывает практика, успешно защищают свои дипломные работы те студенты, которые в установленный срок выполняют все мероприятия, зафиксированные в индивидуальном графике. Важной представляется роль преподавателя в определении адекватных сроков выполнения промежуточных заданий в зависимости от личностных особенностей студентов. Для студентов-заочников разного возраста характерны большие различия в самоорганизации, настойчивости, волевой направленности на учебную деятельность, умении самостоятельного мышления.

Для улучшения самостоятельной работы студентов заочной формы обучения необходимо постоянно изучать мнение всех участников (студентов и преподавателей), а также ее результаты. В ближайшем будущем планируем провести на факультете исследование с использованием статистических и социологических методов, направленное на совершенствование самостоятельной работы студентов заочного отделения.

180

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.