Научная статья на тему 'Заочная форма обучения в информационном обществе'

Заочная форма обучения в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное общество / информатизация образования / заочная форма обучения / information society / education informatization / extramural studies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тыжеброва Ольга Викторовна

В статье обозначена проблема трансформации заочной формы обучения в информационном обществе. Автор, осмысливая основные преимущества информатизации общества, предлагает пути совершенствования заочной формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRAMURAL STUDIES IN INFORMATION SOCIETY

In article the problem of transformation of extramural studies in information society is designated. The author, comprehending the main advantages of informatization of society, offers ways of improvement of extramural studies.

Текст научной работы на тему «Заочная форма обучения в информационном обществе»

УДК 37.018.43

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

© Тыжеброва Ольга Викторовна

начальник отдела высшего образования,

Институт дополнительного профессионального образования и инноваций, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова (г. Улан-Удэ) E-mail: tyzhebrova@mail.ru

В статье обозначена проблема трансформации заочной формы обучения в информационном обществе. Автор, осмысливая основные преимущества информатизации общества, предлагает пути совершенствования заочной формы обучения. Ключевые слова: информационное общество, информатизация образования, заочная форма обучения

Заочное высшее образование сегодня становится все более востребованным, и тому есть несколько причин, среди которых его экономическая доступность для различных слоев населения, возможность получения диплома в любом возрасте и отсутствие необходимости отказываться от основной трудовой деятельности.

Оно предоставляет возможность получать как первое высшее образование любого уровня, так и последующее. Однако технология заочного образования в течение всего периода своего существования подвергается критике по причине того, что оно якобы не позволяет получить качественную профессиональную подготовку. Есть мнение, что получить образование заочно стремятся только те, кто не дотянул по баллам на дневное отделение. Однако этот предрассудок, к счастью, уходит в прошлое. Учеба очно хоть и дает более фундаментальную, как принято считать, научную подготовку, но лишает важной в современном мире возможности - обретать независимость, совмещая учебу с работой. Заочное обучение может ошибочно рассматриваться как дистанционный формат - самый молодой и прогрессивный вид обучения, которому пророчат большое будущее. Отличие здесь - в том, что на «заочке» студент все же посещает лекции, хотя все знания, полученные от преподавателей, весьма концентрированы.

Большую часть подготовки все же берет на себя сам обучающийся, и это еще одна причина, по которой иногда ругают заочное образование. Очевидно, все дело в том, что контроль знаний обучающихся на заочном отделении затруднен: сессия происходит дважды в год, и в остальное время заочники предоставлены сами себе и вынуждены учиться дома. Являться ли заочная форма образования гарантией серьезной подготовки? Несомненно, если обучающийся проявляет

осознанность, самодисциплину, настойчивость при освоении знаний, действительно хочет обучаться и при этом получает практический опыт на производстве.

Как утверждаю ученые, работающие в этом направлении, для учебного процесса в системе высшего заочного образования характерны слабая связь основных компонентов аудиторных, самостоятельных занятий и работы обучающихся на производстве, запаздывание в переходе от овладения к отработке в процессе усвоения знаний, зависимость от степени самостоятельности выполнения обучающимися заданий от условий их предъявления.

Руководствуясь Федеральными государственными стандартами нового поколения (ФГОСы 3++) мы говорим о сокращении аудиторной нагрузки по очной форме обучения, и таким образом то, что остается на аудиторную нагрузку по заочной форме обучения, говорит о том, на наш взгляд, что основной упор в образовательном процессе должен отводится интерактивным формам обучения. Объем и уровень самостоятельной подготовки обучающихся повышается, и в связи с этим совершенствование организации учебного процесса на прямую зависит от создания, внедрения и поддержки электронной информационно-образовательной среды вуза.

Современное образование, главными характеристиками которого являются открытость, интегрированность и индивидуализация, должно опираться на широкую информатизацию. Другими словами, информатизация — это важнейшее направление модернизации системы образования.

Информатизация образования — комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий.

Информатизация образования комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют студенты, профессорско-преподавательский состав и администрация ВУЗа. Это и внедрение комплекса программ управлением образования в ВУЗе; и создание единого информационного образовательного пространства ВУЗа, города, района, страны; и использование информационных технологий в образовательных дисциплинах; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование Интернет в образовании и т.д.

Сейчас информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования. Развитие информационных и коммуникационных технологий открывает новые возможности и предъявляет новые требования к системе образования.

Главной задачей информатизации в вузе является внедрение методики непрерывного образования через программирование и контроль самостоятельной работы студентов, и, соответственно, внедрение в научную и образовательную деятельность новых информационных технологий. Цели и задачи программы должны согласовываться со стратегической программой развития университета.

28

Основная цель — создание единого информационно-образовательного пространства университета, что необходимо для поддержания образовательной, научно-исследовательской и организационно-коммерческой деятельности высшего учебного заведения на этапе внедрения современных информационных технологий.

Инновации в образовательном процессе означают ориентацию на новые результаты. Информатизация образования — повод изменить сложившиеся отношения «преподаватель — студент», а, следовательно, и результат их взаимодействия [1].

Влияние научно-технического прогресса на развитие информационного общества несет собой не только развитие материального производства, а также предъявляет новые требования к современному специалисту, соответствующему новым условиям трудовой деятельности и способностью овладения новейшими производственными технологиями.

Информационное общество должно соответствовать ряду признаков: 1) ориентация на знания; 2) цифровая форма представления объектов; 3) виртуализация производства; 4) инновационная природа развития; 5) интеграция и глобализация; 6) конвергенция и динамизм; и многое другое.

Ограничиваться задачами образования обучающихся очной формы обучения, не правильно. Мы говорим об обучении в зрелом возрасте, людей добившихся определенных результатов в профессиональной деятельности, имеющие определенные навыки и привычки. Для обучения таких людей необходим существенный стимул, мотивация к повышению своего статуса, продвижения по карьерной лестнице.

При переходе к информационному обществу информация превращается в стратегический ресурс, первичной становится не стоимость труда и естественных ресурсов, а стоимость знаний. Происходит перераспределение трудовых ресурсов. При этом значительная часть трудоспособного населения вовлекается в новый сектор экономики - информационную отрасль.

По сегодняшним представлениям информационное общество - это такое общество, в котором основным видом деятельности общества является производство и потребление информации. При этом информация считается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии становятся базовыми технологиями, а информационная среда, наряду с социальной, экономической, экологической, — новой средой обитания человека. При этом характерными отличиями информационного общества становятся: высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и их удовлетворение для основной массы населения; высокая информационная культура; информационная экономика; свободный доступ к информации; наличие единого информационного пространства; ведущая роль информационных ресурсов в развитии общества тому прочее.

Стратегическим ресурсом информационного (постиндустриального) общества является интеллект общества и личности. В эпоху информационного общества создаваемые технологии и продукция - преимущественно наукоемкие и интеллектуальные и имеют тенденцию к прогрессивно ускоряющемуся обновлению. Именно интеллект (индивидуальный, коллективный и социальный) порождает новые знания и технологии.

Общество становится информационным, а государство - интеллектуальной державой, если в валовом национальном продукте преобладает вклад интеллектуального продукта и интеллектуального ресурса над традиционным. Предполагается, что для полноценного информационного общества необходимо, чтобы 40-60% взрослого населения имели высшее образование, а количество научных сотрудников составлять 2-5% от общей численности населения, или 5-10% от числа работающих граждан.

В информационном, или электронно-цифровом, обществе традиционная образовательная система уже не способна обеспечить выпускникам гарантию занятости, поскольку, высокие темпы обновления знаний, объем которых удваивается в среднем каждые 1,5 года, требует постоянной переподготовки. Учеба и работа всё теснее переплетаются, и учеба становится пожизненным занятием.

Мы говорим, что: 1) развитие общества главным образом определяется технологиями и средствами производства в различных сферах деятельности человека; 2) создание новых технологий определяется уровнем интеллектуального, и следовательно, информационного развития общества, т.е. от фундаментальных и прикладных знаний и умения их использовать; 3) в процессе эволюции длительность цикла жизни каждой последующей базовой технологии сокращается по сравнению с предыдущим [3].

Возникновение новых профессиональных направлений деятельности человека требует специализированной системы подготовки кадров, в которой не только содержание, но и методы и средства обучения должны соответствовать специфике соответствующего этапа информатизации общества. Неслучайно существенная роль в информатизации общества принадлежит информатизации образования - области, от которой напрямую зависит всестороннее становление членов этого общества.

К сожалению, к настоящему времени не сложилось достаточно четкого и однозначного определения для понятия информатизация образования. Вместе с тем большинство существующих определений, данных в различных научных трудах и публикациях, как правило, не противоречат друг другу.

Под информатизацией образования будет пониматься процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий и средств, ориентированных на достижение психолого-педагогических целей обучения и воспитания [2].

Существенным фактором унификации разрозненных средств информатизации образования может стать предъявление к ним единого комплекса требований ка-

30

чества и реализация единой максимально универсальной системы апробации и экспертизы. В этом случае средства информатизации, применяемые в различных областях образовательной деятельности, в идеале будут единообразны и в смысле их соответствия единым психолого-педагогическим, технико-технологическим и дизайн-эргономическим требованиям, овладение которыми должно войти в систему подготовки педагогов в области информатизации образования.

Широкие возможности для развития интегративных подходов к созданию образовательных электронных изданий и ресурсов предоставляет структурирование их содержательного наполнения. Действительно, изучение специфики человеческого знания показывает, что в основе многих его областей лежит древовидная структура, определяющая иерархию понятий конкретной предметной области.

После поступления на заочное обучение возникает вопрос: как совместить работу с учебой? Чему учиться в межсессионный период. Именно в это время студентам нужна помощь. Успех всего дела учебы связан с работой заочника между сессиями, с управляемостью этого периода. Обеспечивает это организация учебного процесса и контроль со стороны деканатов отделений факультета заочного обучения.

Опыт прошлых лет убедил, что для заочников целесообразнее всего проведение в каждом учебном году двух сессионных периодов, когда студенты приезжают к нам для лабораторно-экзаменационных сессий. При такой форме программа любого учебного года разделена примерно пополам. На сессии студенты отчитываются по 4-5 предметам, что значительно легче, нежели по 8-9. При этом на первой сессии любого курса начитывается часть материала для второй сессии, а на второй сессии — определенная часть материала для первой сессии следующего курса. Заочники, отправляясь домой, таким образом, уже сориентированы на то чем будут заниматься через полгода, как им самостоятельно учиться и как лучше выполнять контрольные и курсовые работы или проекты.

Для управления самостоятельной работой заочников в межсессионный период на отделениях заочного обучения разрабатываются графики, домашние работы. В них указано, по каким дисциплинам следует выполнять контрольные и курсовые работы, четко определено время их выполнения, указано какими нужно пользоваться методическими материалами, устанавливается очередность, а также сроки представления контрольных и курсовых работ. Это ориентирует студентов-заочников на более ритмичную работу, да и преподавателей на кафедрах приучает к стабильности, плановости. Кроме того, в межсессионный период планируется проведение консультаций на кафедрах для тех заочников, которые могут приехать в университет.

Сегодня работа со студентами-заочниками более индивидуализирована. Особенно это касается контрольных и курсовых работ, которые должны все больше отражать интересы производства, где трудятся заочники.

31

Отправным методом существенного улучшения технологической подготовки студентов-заочников является совершенствование учебных планов и программ. При разработке графиков учебного процесса предусмотрено значительное улучшение подготовки по профилирующим и технологическим дисциплинам.

Заключительным этапом подготовки специалистов без отрыва от производства является: аттестация выпускников, включающая сдачу Государственного экзамена и защиту дипломной работы или проекта. Имея широкие возможности на производстве для проведения экспериментов, которые отвечают интересам того производства, где работает специалист-заочник, или на учебно-опытной базе вуза, он завершает учебу в университете выполнением такой работы. Она перед защитой серьезно рецензируется, поскольку является составной частью повседневного производства, и может внедряться в практику. Чаще всего при защите дипломной работы заочники получают достаточно высокие оценки. После выпуска из вуза многие из них становятся руководителями целых коллективов, выдвигаются на значительные должности.

Литература

1. Гисматуллина Э.Ф. Формирование информационно-коммуникативной компетентности как условие эффективности профессиональной деятельности специалиста по автоматизации // Вестник Казанского технологического университета. - 2012, №16. — С.294-296.

2. Гриншкун В.В. Теория и методика обучения основам информационной безопасности в условиях фундаментализации высшего профессионального образования: монография. — Воронеж : Научная книга (НК), 2014. — 109 с.

3. Гриншкун В.В. Информационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие. — Воронеж : Научная книга, 2014. — 70 с.

EXTRAMURAL STUDIES IN INFORMATION SOCIETY

Olga V. Tyzhebrova

head of department of the higher education,

Institute of additional professional education and innovations,

The Buryat state agricultural academy of V. R. Filippov (Ulan-Ude)

E-mail: tyzhebrova@mail.ru

In article the problem of transformation of extramural studies in information society is designated. The author, comprehending the main advantages of informatization of society, offers ways of improvement of extramural studies.

Keywords: information society, education informatization, extramural studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.