Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов в межсессионный период'

Организация самостоятельной работы студентов в межсессионный период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПРОИЗВОДЯЩИЙ ХАРАКТЕР / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИССЛЕДУЕМОГО МАТЕРИАЛА / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / SEARCH AND COGNITIVE AND REPRODUCING NATURE SYSTEMATIZATION OF THE MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эглит Л. Н.

В статье рассмотрены возможности активизации самостоятельной работы студентов путем использования заданий различных типов в целях повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE INTERCESSIONAL PERIOD

The paper provides possibilities of enhancing students’ independent work by using different types of tasks in order to improve the quality of education.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов в межсессионный период»

шенствования_____________________________.

Выводы по результатам контрольной (практической) работы.

Учащиеся освоили компетенции согласно Федеральным государственным

стандартам образования по_________________на

_________________уровне (недопустимом, допустимом, оптимальном).

Удалось достичь высокого уровня сформи-рованности____________.

При дальнейшей работе следует обратить внимание на формирование_____________________

Таким образом, в настоящее время отрабатывается своя модель менеджмента качества предоставления образовательных услуг, создана служба качества, где заявляются все новые методические продукты в виде презентационной защиты с обязательным прогнозом качества, описанием привлекаемых ресурсов

и ориентацией на потребителя-работодателя. Служба качества ведет мониторинг внедрения и результативности, учебная часть отслеживает динамику на основе предоставления развернутой информации. Следовательно, решается задача не столько формирования компетентного специалиста, сколько создания условий для преобразования (изменения) личности обучаемого.

Блинов В. И. Компетентностный подход как методологическая основа разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования // Образовательная политика. - 2008. - № 9.

Методология и опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования / Г. В. Мухамет-зянова, Н. Б. Пугачёва, Г. А. Шайхутдинова и др. - Казань: Медицина, 2011. - С. 268-276.

Мониторинг и оценка качества подготовки специалистов среднего звена / под общей редакцией Г. И. Ибрагимова - Казань: ИПП ПО РАО, 2004.

УДК / UDC 338 Л. Н. Эглит,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия, region@kemsu.ru

Eglit Lidia,

PhD in Economics, docent, assistant professor at the Chair of Management, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia, region@kemsu.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE INTERCESSIONAL PERIOD

В статье рассмотрены возможности активизации самостоятельной работы студентов путем использования заданий различных типов в целях повышения качества образования.

The paper provides possibilities of enhancing students’ independent work by using different types of tasks in order to improve the quality of education.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; поисково-познавательный и воспроизводящий характер; систематизация исследуемого материала.

Keywords: independent work of students, Search and cognitive and reproducing nature

systematization of the material.

В условиях рыночных отношений происходят быстрые изменения не только в производственной сфере деятельности, но и в профессиональном образовании, т. к. эти две сферы взаимосвязаны, взаимообусловлены. Учитывая рыночные требования к современному специалисту, необходимо повысить прежде всего качество подготовки специалистов, учить (переобучать) быстрее и эффективнее в соответствии с диверсификацией производства; учить необходимо в обстановке большого объема поступающего информационного потока.

Необходима реструктуризация и ре-

организация видов работ, используемых в подготовке специалистов. Если в подготовке специалистов дневной формы обучения учебный процесс совершенствуется, активизируется самостоятельная деятельность студентов, то при подготовке специалистов заочной формы обучения -мало, хотя доля студентов-заочников достаточно велика. Поэтому необходима реорганизация, в частности интенсификация учебного процесса при подготовке данной категории обучающихся. При этом необходимо использовать не экстенсивный путь интенсификации учебного процесса, т. е. увеличение часов, а изыскать более совершенные пути, причем по каждому виду работы он должен быть свой, своеобразный, дающий реальный эффект. Студент-заочник на установочных лекциях получает только лишь «установки» - проблемы, которые ему необходимо самостоятельно решить, обосновать, внедрить. Качество тех проблем, которые ставятся перед студентом на установочных занятиях, во многом зависит от квалификации и дидактического мастерства преподавателя. Это тоже, по нашему мнению, важнейшая проблема в повышении качества образования студентов, особенно студентов заочной формы обучения, т. к. характерной чертой их образования является большой объем самостоятельной работы.

Объем самостоятельной работы является важнейшим элементом учебного процесса, поэтому преподаватель, работающий со студен-тами-заочниками, должен на всех последующих курсах акцентировать внимание студентов на организацию их самостоятельной работы, особенно в межсессионный период. И в те консультационные часы не только проводить консультацию, но и обязательный контроль по наиболее значимым проблемам дисциплины. Например, для студентов второго курса, изучающих экономику организации (предприятия), в консультационные часы необходимы одна-две деловые игры либо реализация мини-ситуаций практического характера. Это, несомненно, скажется на уровне и качестве подготовки специалистов заочной формы обучения. В связи с этим в организации самостоятельной работы студентов-заочников большое место должно отводиться их обеспеченности учебно-методическими разработками, особенно рабочими программами, где должны быть рекомендации по каждой теме, а также тесты для самопроверки.

Отличительной особенностью дисциплин экономического профиля, изучаемых на первом и втором курсах, особенно дисциплины «Экономика организации (предприятия)», является большой объем фактологического материала (понятий, терминов), который студентам приходится изучать при подготовке к семинарским занятиям, экзаменам, аттестациям. Систематическая самостоятельная работа студента в межсессионный период является основным путем, позволяющим достичь глубокого и осознанного усвоения материала.

Самостоятельная работа студентов построена на использовании заданий различных типов. Все самостоятельные задания носят воспроизводящий и поисково-познавательный характер, поэтому необходимо акцентировать внимание студентов на методике их выполнения.

Самостоятельная работа воспроизводящего характера - это в основном тесты по изучаемым темам, работа, в ходе которой студент оперирует имеющимися у него знаниями и в результате анализа имеющуюся информацию классифицирует, сравнивает, отвечает на поставленные вопросы. Это способствует лучшему восприятию, пониманию основных разделов программы изучаемой дисциплины. Например, задания воспроизводящего характера необходимы при изучении таких принципиально важных разделов дисциплины, как организационно-правовые формы предприятий (фирм); ассоциативные (корпоративные) формы предпринимательства; методы организации и организация производственного процесса на предприятии.

Задания для самостоятельной работы поисково-познавательного характера более сложные, их целью являются глубокое и обстоятельное изучение разделов программы с использованием самостоятельно подобранной литературы. В ходе изучения литературных источников, анализа статистических показателей, характеризующих экономическую и финансовую деятельность предприятий, достигается не только понимание исследуемого вопроса, но и общих закономерностей развития того или иного процесса либо явления (например, соотношений заработной платы и производительности труда; развитие кризисных ситуаций и банкротства предприятий).

Видами самостоятельной работы поисково-познавательного характера являются контрольные работы, курсовая работа и мини-си-

114

Профессиональное образование в России и за рубежом 4 (8) 2012

туации производственного характера.

Выполнение курсовой и контрольной работы преследует следующие задачи:

- на основе глубокого и всестороннего изучения материала по избранной теме закрепить у студентов знания о закономерностях, принципах, факторах развития процессов и явлений, которые они исследуют;

- развить у студентов умение самостоятельно работать над литературными источниками, статистическим материалом;

- привить студентам навыки подбора и систематизации материала по исследуемой проблеме, умение правильно его анализировать, делать выводы и попытки сформулировать управленческие решения;

- совершенствовать навыки письменного изложения и оформления материала на основе изучения статистических материалов.

Контрольная и курсовая работы носят исследовательский характер, поэтому должны выполняться на основе изучения обширного литературного материала и разбора мини-ситуаций, приближенных к реальным условиям.

В условиях рыночных отношений предприятие остается основным звеном всей экономики, т. к. именно на предприятии создается необходимая обществу продукция, используются разнообразные ресурсы, применяется прогрессивная техника и технология, разрабатываются бизнес-планы, осуществляется маркетинг и менеджмент, проводится большая работа по снижению издержек производства, повышению прибыльности и рентабельности. Мини-ситуации, тесты, задачи по этим проблемам позволяют закрепить у студентов знания об их закономерностях, принципах и факторах, а также развить у студентов умение самостоятельно принимать решение на основе анализа и систематизации материала.

Умение самостоятельно принимать решение на основе анализа и систематизации материала проявляется при написании дипломной работы, при этом у будущих специалистов вырабатываются такие качества, как инициативность, аналитическое мышление и предприимчивость.

Особенностью выполнения дипломной работы будущего специалиста-экономиста является то, что студент-заочник уже выполняет на предприятии определенные функции, и это обстоятельство способствует развитию элементов творчества и экономического мышления, он ставит себя на место специалистов данного объекта. Поэтому при выполнении дипломной работы необходимо помочь студенту закрепить, развить те профессиональные знания, которые он получил, обучаясь в вузе. Следовательно, выполнение дипломной работы - это результат его самостоятельной подготовки, т. е. умение творчески мыслить, увязывать практические выводы с теоретическими положениями. Особенностью выполнения дипломной работы студента-заочника является и то обстоятельство, с какого времени (курса) студент исследует рассматриваемую проблему. Исследование теоретических основ проблемы в курсовой работе на втором курсе, применительно к экономике организации, в дальнейшем подкрепляется практическими разработками, их анализом. Затем выносятся самостоятельные управленческие решения.

Таким образом, помогая студенту выбрать тему дипломной работы, учитывая возможность использования конкретного фактического материала, его анализа и способности принятия самостоятельных выводов, решений и предложений, мы должны обеспечить студента методической литературой по рациональной организации его самостоятельной работы. Умение самостоятельно принимать управленческое решение - это прежде всего рациональная деятельность студента в организации его самостоятельной работы. Одним из важнейших критериев оценки эффективности процесса экономического образования является способность будущего специалиста применять на практике полученные знания, частично изложенные в дипломной работе и по возможности внедрять в производство. Все это в конечном итоге - результат рационального распределения и использования времени, отведенного на самостоятельное изучение рассматриваемых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.