Научная статья на тему 'Организация и содержание заочного обучения на юридическом факультете'

Организация и содержание заочного обучения на юридическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и содержание заочного обучения на юридическом факультете»

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

О.В.Глушкова*

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Мы часто слышим, что у заочного образования нет будущего, оно неполноценно и не дает той суммы знаний, которую можно получить, обучаясь очно. В слова «студент-заочник» нередко вкладывают отрицательное содержание. Работодатель порою, принимая на работу специалиста, отдает предпочтение выпускнику с дипломом очной формы обучения.

Но есть и иное мнение, которое звучит вполне жизнеутверждающе: традиционное заочное образование при наличии высокого профессионализма и требовательности преподавателей, целеустремленности и ответственности студентов в приобретении знаний - залог успешной подготовки специалистов с высшим образованием.

Вопрос в постановке «быть или не быть» заочному образованию имеет ответ «быть». Но в современных условиях социальноэкономического развития нашего общества модель традиционного заочного образования, несомненно, обретает новые обучающие технологии, среди которых учебные игры, элементы дистанционного обучения или даже дистанционное образование.

Студенты-заочники - это не вчерашние школьники, а взрослые люди, имеющие опыт практической работы, сочетающие учение с трудовой деятельностью. Учеба, работа, семья, дети - такова нелегкая ноша сту-дента-заочника. Именно поэтому отношение к нему должно быть, с одной стороны, трепетным и доверительным, с другой стороны, требовательным, предполагающим полную самоотдачу, максимальную собранность, активную познавательную деятельность. Задача преподавателя - «не рубить сплеча колуном и двойкой», не пересчитывать присутствующих на занятии студентов, не сводить к минимуму живое общение с ними, увеличивая до бесконечности объем самостоятельной работы и строго проверяя выполненное в тетрадях. Только отношения сотрудничества, уважения мнений, участие преподавателя и студентов в учебном процессе на равных могут стать необходимыми условиями повышения эффективности обучения и качества знаний студентов-заочников. Именно такую обстановку мы стремимся создать на заочном отделении нашего факультета. * 41

Заместитель декана по заочному отделению юридического факультета МарГУ.

41

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

Данная статья не претендует на анализ существующих в системе заочного образования многих проблем и вопросов, но несет краткую информацию об организации и содержании заочного обучения на юридическом факультете.

В рамках подготовки специалистов по заочной форме обучения на юридическом факультете Марийского государственного университета функционируют заочное отделение и отделение «второе высшее образование». Обучение по специальности 021100 «Юриспруденция» на заочном отделении осуществляется на базе полного среднего или среднего профессионального (специального) образования; на отделении «второе высшее образование» - на базе высшего образования. Полная образовательная подготовка со сдачей государственных экзаменов и защитой дипломной работы длится 5, 5 лет на заочном отделении и 3,5 года - на отделении «второе высшее образование».

Всего на юридическом факультете заочно обучается в настоящее время 578 человек. 66 % от общего числа студентов составляют женщины. Возраст студентов от 18 до 52 лет. Возрастных ограничений для обучения на факультете не существует.

89 % студентов-заочников - жители Республики Марий Эл. Среди других регионов России, для которых факультет готовит кадры: республики Татарстан, Коми, Чувашия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Кировская, Мурманская, Сахалинская, Калининградская, Московская, Ленинградская, Нижегородская, Архангельская, Тюменская, Пермская области, города Москва, Самара, Тольятти, Казань.

В составе студенческого контингента заочной формы обучения представители различных слоев общества и профессиональных групп. По профессиональному признаку среди студентов-заочников: рабочие, учителя, врачи, медсестры, инженеры, военнослужащие, домохозяйки, предприниматели. Значительную часть обучающихся студентов составляют сотрудники правоохранительных органов, которые с глубоким профессиональным интересом и ответственностью решают все вопросы учебной деятельности. 62 % выпускников-заочников имеют опыт работы по специальности «Юриспруденция» от 3 месяцев до 18 лет. За 10 лет работы юридического факультета на заочной основе было подготовлено 453 специалиста, которые успешно работают по избранной специальности в Республике Марий Эл и за ее пределами.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом студенты заочной формы обучения изучают общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общепрофессиональные, специальные дисциплины и дисциплины специализации. Обучение студентов на старших курсах ведется по трем направлениям юридической специа- 42

42

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

лизации: государственно-правовой, уголовно-правовой, гражданскоправовой.

Учебный год для студентов заочной формы обучения начинается в сентябре и заканчивается в июне, состоит из трех учебноэкзаменационных сессий и двух межсессионных периодов. Лекции, семинары, консультации, коллоквиумы, деловые игры - основные организационные формы учебной деятельности студентов в период сессии. Самостоятельная подготовка студентов, направленная на выполнение контрольных, курсовых работ, сдачу зачетов, экзаменов, - главное содержание межсессионного периода.

За нормативный срок обучения на юридическом факультете студенты-заочники осваивают общий объем учебной нагрузки, равной 6790 часам, что соответствует нагрузке студентов дневного отделения. Это значит, что студенты заочники получают тот же объем знаний, что и студенты, обучающиеся очно, с разницей лишь в том, что при заочной форме обучения удельный вес часов, отведенных на самостоятельную работу, значительно больше часов аудиторных занятий. Поэтому одна из главных задач, решаемых в учебном процессе заочного образования, не просто передать студентам определенную сумму знаний, а научить их учиться, добывать знания самостоятельно, используя при этом имеющийся профессиональный опыт, сформировавшиеся в трудовой деятельности умения и навыки.

Для взрослых людей, каковыми являются студенты-заочники, юридический факультет - не только учебный центр, но и большая школа жизни, в классах которой формируются их взгляды, целеустремленность, самостоятельность суждений, убежденность в том, что авторитет специалиста базируется на его знаниях и умениях, а верность своей профессии определяется не выгодой и славой, но честным исполнением своего профессионального долга.

Замечательной особенностью юридического факультета является его профессорско-преподавательский состав, отличающийся высокой квалификацией, имеющий большой опыт практической деятельности в сфере юриспруденции. Научить студентов, передать им частицу своего опыта - в этом заключается главный смысл деятельности каждого преподавателя.

Заочное отделение и отделение «второе высшее образование» не являются автономными единицами на юридическом факультете, а работают в тесном контакте и при серьезной поддержке других подразделений: деканата дневного отделения, кафедр, библиотеки, информационного центра, полиграфического, участка. Прошедшие годы напряженной деятельности факультета имеют свои положительные результаты в за- 43

43

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

очном обучении студентов, дают хорошие перспективы для дальнейшего его развития, обозначают новые проблемы, которые еще предстоит решить в целях совершенствования заочного образования.

Л.И.Мансурова*

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ЛИЦЕЙ: ОПЫТ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Необходимость перехода старшей ступени школы на профильное обучение определено Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-Р.

Что такое профильное обучение? Это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы:

• сделать процесс обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам;

• обеспечить осознанный выбор школьниками своей будущей профессиональной деятельности;

• обеспечить преемственность старшей ступени школы с учреждениями высшего профессионального образования;

• подготовить выпускников к поступлению в эти учебные заведения.

Во многих развитых странах мира проходят реформы в системе образования, в которых особое место отводится проблемам профильной дифференциации обучения. Профильное обучение в этих странах не предусматривает раннюю профилизацию, оно охватывает два - три последних года обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Диплом (свидетельство) об окончании профильной школы обычно дает право прямого зачисления в высшие учебные заведения.

Существующая в нашей стране традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях сегодня не способна обеспечить полноценную преемственность между школой и вузом, порождает многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и т.д. Поэтому в конце 80-х - начале 90-х 44

Заместитель директора ГОУ РМЭ «Экономико-правовой лицей» на базе юридического факультета МарГУ.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.