Научная статья на тему 'Библиотечное образование: история развития и современность'

Библиотечное образование: история развития и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2129
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО / ПЕРСОНАЛ БИБЛИОТЕК / БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕКАРЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Т. А., Мамонтова М. С.

Впервые вопросами целенаправленной подготовки библиотечных специалистов в Республике Марий Эл начали заниматься в 1950-х гг. Большую роль в подготовке кадров тогда играла культурно-просветительная школа (КПШ), открытая в 1947 г., и затем культпросветучилище. Сквозными проблемами на протяжении десятков лет были: низкий уровень квалификации библиотекарей, их большая текучесть вследствие плохой материальной поддержки. Реальной возможностью выхода из сложного положения в сфере культуры была подготовка кадров через курсы повышения квалификации и семинары, организуемые Министерством культуры МАССР. С 1970-х гг. произошли существенные изменения в организации подготовки библиотечных кадров. В 1969 году в г. Казани открылся филиал Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской (с 1974 г. самостоятельный институт) с библиотечным факультетом. Десятки выпускников школ и библиотекарей-практиков получили возможность поступить в вуз. В 1970-х гг. сыграли свою роль факультеты общественных профессий (ФОП), которые накопили большой положительный опыт воспитания разносторонне подготовленных специалистов. В 1990-х гг. произошли существенные изменения в организации подготовки библиотечных кадров. Первый шаг в подготовке библиотекарей с высшим образованием был сделан в 1989 г., когда на отделении русского языка и литературы историко-филологического факультета (ИФФ) МарГУ была открыта соответствующая специализация. С 1998 года по специальности «Библиотековедение и библиография» начали готовить специалистов и в МарГУ с присвоением квалификации «Библиотекарь-библиограф» со специализациями «Преподаватель МХК», «Специалист по современной научно-технической информации», «Менеджер библиотечного дела». С 2008 года по 2015 год было выпущено 150 человек очно-заочной формы обучения. С 2011 года был осуществлен переход на двухуровневую систему подготовки «бакалавр магистр». В 2016 году первые бакалавры по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» получили дипломы. С 2015 года приостановлен прием на очную форму обучения, но с 2016 года открыта магистерская программа «Теория и методология библиотечно-информационного обслуживания в условиях этнокультурного региона».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиотечное образование: история развития и современность»

УДК 02

библиотечное образование: история развития и современность

Т. А. Петрова, М. С. Мамонтова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

LIBRARY EDUCATION: HISTORY OF DEVELOPMENT AND THE PRESENT TIME

T. A. Petrova, M. S. Mamontova

Mari State University, Yoshkar-Ola

Впервые вопросами целенаправленной подготовки библиотечных специалистов в Республике Марий Эл начали заниматься в 1950-х гг. Большую роль в подготовке кадров тогда играла культурно-просветительная школа (КПШ), открытая в 1947 г., и затем культпросветучили-ще. Сквозными проблемами на протяжении десятков лет были: низкий уровень квалификации библиотекарей, их большая текучесть вследствие плохой материальной поддержки. Реальной возможностью выхода из сложного положения в сфере культуры была подготовка кадров через курсы повышения квалификации и семинары, организуемые Министерством культуры МАССР. С 1970-х гг. произошли существенные изменения в организации подготовки библиотечных кадров. В 1969 году в г. Казани открылся филиал Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской (с 1974 г. - самостоятельный институт) с библиотечным факультетом. Десятки выпускников школ и библиотекарей-практиков получили возможность поступить в вуз. В 1970-х гг. сыграли свою роль факультеты общественных профессий (ФОП), которые накопили большой положительный опыт воспитания разносторонне подготовленных специалистов. В 1990-х гг. произошли существенные изменения в организации подготовки библиотечных кадров. Первый шаг в подготовке библиотекарей с высшим образованием был сделан в 1989 г., когда на отделении русского языка и литературы историко-филологического факультета (ИФФ) МарГУ была открыта соответствующая специализация. С 1998 года по специальности «Библиотековедение и библиография» начали готовить специалистов и в МарГУ с присвоением квалификации «Библиотекарь-библиограф» со специализациями «Преподаватель МХК», «Специалист по современной научно-технической информации», «Менеджер библиотечного дела». С 2008 года по 2015 год было выпущено 150 человек очно-заочной формы обучения. С 2011 года был осуществлен переход на двухуровневую систему подготовки «бакалавр -магистр». В 2016 году первые бакалавры по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» получили дипломы. С 2015 года приостановлен прием на очную форму обучения, но с 2016 года открыта магистерская программа «Теория и методология библиотечно-информационного обслуживания в условиях этнокультурного региона».

Ключевые слова: библиотечное дело, персонал библиотек, библиотечное образование, вузовская подготовка библиотекарей

The first issues of targeted training of librarians in the Republic of Mari El appeared in the 1950s. In those days, a major role in training played the cultural and educational school, opened in 1947, and then the cultural and educational college. Cross-cutting challenges over the decades were: low level of qualifications of librarians, their high turnover due to poor financial support. The real possibility to find the way-out of this difficult situation in the sphere of culture was training of personnel through the courses and the seminars organized by the Ministry of Culture of the Mari ASSR. Since 1970 there have been significant changes in the organization of training of library staff. In 1969, in Kazan, a branch of the Leningrad Institute of Culture named after N. K. Krupskaya (the independent Institute from 1974) with the Library faculty was opened. Dozens of graduates of schools and librarians-practitioners got the opportunity to enter the Institute. In the 1970s, social professions departments played their role. These departments gained a lot of positive experience of education diversify trained professionals. New trends in the training of library staff have taken place in the 1990s. The first step in the training of librarians with higher education was made in 1989. In the Department of Russian language and literature of the Historical and Philological faculty of the Mari State University the corresponding specialization was opened. Since 1998, the specialty "Library science and bibliography" was opened at the Mari State University. The institution began to prepare specialists with the qualification "Librarian-bibliographer" with the specializations "Teacher of World culture", "Specialist on contemporary scientific and technical information", "Manager of librarianship". From 2008 to 2015 150 specialists graduated the part-time form of education. The year 2011 was the transition to two-level system of training "bachelor-master". In 2016, the first bachelors in the specialty "Library and information activities" got diplomas. Since 2015 admission to full-time training is suspended, but in 2016 the master's program "Theory and methodology of library and information services in conditions of the ethno-cultural region" was opened."

Keywords: library science, library staff, library education, university training of librarians

© Петрова Т. А., Мамонтова М. С., 2016

Вестник Марийского государственного университета

Впервые вопросами целенаправленной подготовки библиотечных специалистов в Республике Марий Эл начали заниматься в послевоенное время. Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СМ РСФСР, обеспокоенный состоянием кадров в библиотеках, в 1949 г. провел их аттестацию. По итогам в 1951 года вышел приказ «Об итогах аттестации работников массовых библиотек». В нем указано, что все библиотекари должны иметь минимум законченное среднее образование или обязательное заочное обучение. Работников, не выполнивших это условие, рекомендовалось освобождать от работы. Так, в эти годы началась целенаправленная подготовка библиотечных специалистов. [2, с. 210-212].

В 1950 году текучесть кадров оставалась очень высокой. Многие сотрудники сельских библиотек не имели среднего образования. Такое положение с кадрами сохранялось до начала 1960-х гг. По сведениям об образовании библиотечных кадров, на декабрь 1960 г. в республике 2,5 % имели высшее образование, 59 % среднее библиотечное, 27,5 % общее среднее, 10,7 % незаконченное среднее. С высшим библиотечным образованием в районах не было ни одного человека [16, с. 237].

Первые специалисты получили свое образование заочно в Елабужском или Ульяновском техникумах или на специальных годичных курсах в Республиканской библиотеке [1]. Библиотечные курсы или школа ученичества работали постоянно с 1948 г., их окончили десятки библиотекарей. Курсы финансировались правительством МАССР [7, с. 136].

Большую роль в подготовке кадров в 1950-е гг. играла культурно-просветительная школа (КПШ), открытая в 1947 г. [15, с. 238].

На местах районные библиотеки проводили 2-3-дневные семинары сельских библиотекарей один раз в два месяца [12, с. 17]. Но они не приносили ожидаемую практическую помощь в силу малочисленности методистов в Республиканской библиотеке, а работники районных библиотек также имели недостаточную квалификацию и часто не могли даже грамотно сформулировать тему семинара. По этим причинам семинары вместо профессиональных проблем всегда были насыщены общественно-политическими темами, которые готовили работники идеологического отдела райкомов КПСС и лекторы. Чаще всего семинары были скучными и малоэффективными.

Положение с кадрами нужно было выправлять. Реальной возможностью выхода из создавшегося положения была подготовка кадров культуры через курсы и семинары, организуемые Министерством

культуры. В 1966 году прием в культурно-просветительное училище увеличили в 2-2,5 раза. Ежегодно более 20 человек, уроженцев республики, заканчивали вузы культуры городов Москвы, Ленинграда, Казани и др. [16, с. 240].

Этим и другим вопросам посвящалась первая сессия Верховного Совета Марийской АССР восьмого созыва, проходившая в 1971 году. В своем выступлении министр культуры республики А. В. Краснов отметил отсутствие достаточного количества хороших, подготовленных во всех отношениях кадровых работников.

Положение с кадрами несколько улучшилось лишь в 1970-е гг., но текучесть кадров не снижалась. В 1971-1975 гг. она составляла 30 %, в некоторых районах доходила до 80-90 % [3].

На улучшение работы с кадрами библиотечных работников существенное влияние оказало постановление ЦК КПСС 1974 г. «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе». Согласно этому документу, партийные, советские и профсоюзные органы должны были усилить внимание к подбору и воспитанию кадров, укрепить библиотеки квалифицированными работниками. Министерству высшего и среднего специального образования СССР предлагалось повысить качество обучения библиотекарей, обратив особое внимание на увеличение подготовки работников с высшим образованием [14, с. 14-18]. При Министерстве культуры МАССР были организованы постоянно действующие курсы повышения квалификации работников культуры (1970-1991 г.), на которых за один год прошли переподготовку 275 человек, в том числе заведующие библиотеками.

С 1970 годов произошли существенные изменения в организации подготовки библиотечных кадров. В 1969 году в Казани открылся филиал Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской (с 1974 г. - самостоятельный институт) с библиотечным факультетом. Десятки выпускников школ и библиотекарей-практиков получили возможность поступить в вуз. Трудно было найти город, район, вузовскую библиотеку, где бы не было студентов-заочников. Если на очную форму обучения принималось 60 человек, то на заочную в первые годы до 180 человек [3].

С началом подготовки библиотекарей высшей и средней квалификации в государственных учебных заведениях, курсов повышения квалификации при Министерстве культуры эстафету школы ученичества подхватили факультеты общественных профессий, открытые при местных вузах.

Данное общественное движение создавало большие возможности для включения молодых специалистов в многообразную социально-культурную и воспитательную работу, проводимую сельской интеллигенцией. Факультеты общественных профессий (ФОП), созданные в вузах в 1970-х гг., накопили большой положительный опыт воспитания разносторонне подготовленных специалистов. Многие из окончивших эти факультеты принимали активное участие в жизни своих библиотек. Так, ФОП в МарГУ создан 13 ноября 1975 г., и сразу на факультете открылось библиотечное отделение с 2-годичной программой обучения. Более 17 лет главные специалисты научной библиотеки (В. Л. Калинина, Л. Л. Калиниченко, Т. А. Петрова) руководители библиотечным отделением ФОПа, где подготовили и выпустили свыше 300 слушателей. По окончании факультета студенты получали удостоверение. Некоторые из них связывали свою судьбу со второй профессией [8, с. 255]. Однако в целом кадровая проблема полностью решена еще не была. Здесь следует отметить, что первую курсовую подготовку получали будущие учителя, студенты МГПИ им. Н. К. Крупской. Вел ее первый ученый-библиограф, магистр богословия В. Ф. Иваницкий. Многие годы он работал заместителем директора Всенародной библиотеки Украины. В 1933 году приехал в Йошкар-Олу. Со сменой жительства Виктор Федорович не прекратил преподавательской деятельности, сразу начал работу на кафедре литературы МГПИ. В институте спектр деятельности В. Ф. Иваницкого был связан с библиотечным делом: он читал лекции по библиотечным дисциплинам. С 1933 по 1940 гг. и с 1946 по 1949 гг. являлся старшим преподавателем кафедры [9].

Таким образом, к началу реформы в библиотечном деле, к середине 1970-х гг., в сети имелось достаточно опытных, творческих библиотекарей. И не случайно эти библиотеки явились надежной опорой в первый период создания централизованной системы.

В 1970-1980-е годы началась централизация библиотек, и было усилено внимание на подготовку кадров. Если в 1975 году библиотечных работников с высшим образованием было 17,6 %, то в 1981 г. - 26,1 %. За этот период подготовлено более 30 библиотекарей с высшим образованием, около 400 со средним специальным [6]. Широко внедрялась очно-заочная форма обучения, курсовая подготовка.

В 1977 году ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населе-

ния», которое гарантировало улучшение жилищных условий сельским библиотекарям. В дополнение к нему в 1979 г. МК СССР разослало письмо «О сохранении льгот культпросветработникам в сельской местности, вышедшим на пенсию» [13, с. 102-104]. В 1980 г. это решение было внедрено во многих районах республики. В результате принятых мер удалось улучшить качественный состав кадров учреждений культуры, особенно библиотечных работников.

Главные специалисты Республиканской и других библиотек обучались на курсах в Институте повышения квалификации информационных работников (ИПКИР) при МК СССР.

Таким образом, работа библиотек в период 1975-1980 гг. была направлена на совершенствование библиотечного обслуживания населения за счет имеющихся ресурсов. В целом 1975-1980 гг. в судьбе библиотечного дела МАССР были годами его качественного роста.

Координация методической работы библиотек заключалась в согласовании их планов и договоров о сотрудничестве. С 1987 года в Межведомственной библиотечной комиссии стали разрабатываться комплексные планы. В Положении о координации работы библиотек всех систем и ведомств были четко определены вопросы повышения квалификации. Но тем не менее вопросы решались спонтанно: отсутствовало взаимодействие в планировании, организации преподавательского состава и наборе групп и т. д. Все это составляло у слушателей ощущение пустого времяпровождения и отбивало охоту к подобным мероприятиям. В основном межведомственное взаимодействие сводилось к проведению нечастых традиционных мероприятий (межведомственные совещания, семинары, участие в работе конференций и т. д.).

На базе Национальной библиотеки прошли Межреспубликанские курсы повышения квалификации методистов библиотек Чувашии, Татарии, РМЭ с приглашением методистов вузовских библиотек. Проведением занимались специалисты из Государственной Библиотеки СССР им. В. И. Ленина.

В 1980-е годы из поля зрения исследователей почти полностью выпал круг вопросов, связанных с управлением библиотечным коллективом. Предпочиталось либо обезличенно говорить о библиотекаре, либо говорить о требованиях, предъявляемых к библиотекарю и его профессиональным качествам. На этом этапе в РМЭ в библиотеках ЦБС специалисты с высшим образованием составляли 26,1 %.

Вестник Марийского государственного университета

Кадровый состав библиотек [4]

Виды библиотек Сеть (1980-е гг./2015 н.) Штат (1980-е гг./2015 г.) В т. ч. по образованию (1980-е гг. /2015 г.)

высшее высшее библ. среднее библ. общее среднее

Муниципальные 334/292 718/663 224/294 97/99 377/222 54/29

Республиканские 4/3 172/152 138/132 79/65 22/12 3/2

По состоянию на 1 января 1983 г. в составе библиотекарей 72,3 % имели специальное образование. Сменяемость кадров снизилась и составила в 1983 г. 11 %[16, с. 247-250]. Показатели 2015 года говорят о том, что количество специалистов с высшим образованием выросло по сравнению с 1980 г. Высшее образование превалирует над средним. Но доля специалистов с высшим библиотечным образованием в республиканских библиотеках упала. Нужно отметить, что средний уровень заработной платы снижен по сравнению с прошлым годом и составляет минимальные суммы, поэтому происходит «вымывание» квалифицированных кадров из библиотечной профессии в другие профессиональные сферы.

В 1980 году в республику по распределению после окончания вузов с подготовкой библиотекарей прибыли специалисты - 9 человек, а в 1990 г. приехали 26 человек, окончивших ссузы. Распределение не касалось библиотек учебных заведений. Так, в 1985 г. из 22 библиотек вузов Волго-Вятской зоны лишь 15 % сотрудниковимели высшее библиотечное образование. С конца 1990-х гг. в библиотеках началось изучение кадрового состава. Наиболее целенаправленно и успешно эта работа проводилась в НБ МарГУ с привлечением специалистов социологов и психологов. Проведено изучение факторов, влияющих на формирование коллектива, осуществлен структурный анализ социально-демографических, профессиональных, образовательных характеристик. В библиотеке в составе коллектива было 43 % имеющих библиотечное образование [5, с. 17-31]. Позднее были изучены вопросы построения профессиональной карьеры библиотекарей, проблемы мониторинга кадровых ресурсов, кадровый состав библиотек вузов Волго-Вятского региона. Материалы всех исследований опубликованы.

В 1990-х гг. произошли существенные изменения в организации подготовки библиотечных

кадров. Первый шаг по подготовке библиотекарей с высшим образованием был сделан в 1989 г., когда на отделении «Русского языка и литературы» историко-филологического факультета (ИФФ) МарГУ была открыта библиотечная специализация [11, с. 43].

По вопросам разработки учебных планов в 1990 г. и введения активных методов обучения научной библиотекой были налажены контакты с деканами библиотечных факультетов институтов культуры городов Самары, Чимкента, Краснодара, Киева, Ленинграда, Кемерово. Сотрудники библиотеки - Р. А. Панова и Т. А. Петрова участвовали в разработке учебного плана и организации практики студентов. Специализация продолжалась до 1998 г. Студенты закрепляли теоретические знаний на базе НБ МарГУ и школьных библиотек. С 1997-1998 учебного года библиотека непосредственно участвовала в подготовке открытия уже библиотечного отделения на ИФФ, в организации учебных занятий и учебной практики студентов. Одновременно шла интенсивная работа по открытию факультета культуры и искусств (ФКИ). С этой целью был изучен опыт работы библиотечного отделения и ФКИ при классических университетах в городах Кишинев, Минск, Чебоксары и других.

Факультет культуры и искусств (ФКИ) Марийского государственного университета был открыт в 1998 году. Для открытия специальности и впоследствии, факультета огромная организационная работа была проведена только что избранным тогда ректором В. И. Макаровым и директором Научной библиотеки Р. А. Пановой. Обязанности декана были возложены на В. Б. Голубева. По специальности «Библиотековедение и библиография» начали готовить специалистов с присвоением квалификации «Библиотекарь-библиограф» со специализациями «Преподаватель МХК», «Специалист по современной научно-технической информации», «Менеджер библиотечного дела» [10, с. 14]. На первых порах библиотека университета являлась кафедрой, которая подготовила и начала учебный процесс на первом курсе отделения. Библиотека стала учебно-производственным комплексом для студентов библиотечного отделения: составлялся учебный план, куда внесен региональный компонент, подбирались преподаватели, готовились материалы и пособия для практических занятий, организована учебная и производственная практика студентов. Самые опытные библиотекари стали преподавателями специальных дисциплин: Т. А. Петрова, Т. И. Вохминцева, А. С. Ходырева, И. О. Безденежных, М. Г. Михеева,

Г. А. Михеева [16, с. 43-45]. Но самыми первыми были привлечены опытные преподаватели специальных дисциплин Республиканского колледжа культуры, М. И. Логинова и В. М. Молод-цова. Студенты вели еженедельную учебную практику на базе библиотеки. Первый выпуск студентов был сделан в 2002 году.

Тем не менее при наличии сложившейся сети: вуз - среднее учебное заведение - оставалась острая нехватка специалистов высшей и средней квалификации. Не удалось преодолеть неравномерность насыщения кадрами отдельных районов республики. Дефицит квалифицированных кадров во многом определялся их низкой закрепляе-мостью на селе и высокой текучестью [16, с. 256].

С изменениями функций библиотеки, усложнением технологий, повышением требований читателей к библиотекам у персонала стала настоятельной потребностью курсовая переподготовка. Это стало возможным с открытием при МарГУ Марийского регионального центра интернет-образования, а при НБ МарГУ - ЦИПО. Центр интернет-образование закупил программу для освоения библиотекарями интернет-технологий. В течение 2001-2005 гг. при помощи ЦИПО ежегодно проводились курсы повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования.

За 10 лет свою квалификацию на курсах повысили около 300 библиотекарей муниципальных, школ и системы профобразования.

Потребность в кадрах библиотекарей-профессионалов оставалась чрезвычайно высокой, составляла 15 % всех работающих в библиотеках, то есть

это были те люди, которые должны прийти или которых следует заменить, обучить. Подготовкой кадров успешно занимался МарГУ. За 10 лет существования ФКИ 54 % выпускников очного и 79 % заочного отделений работали в библиотеках по специальности, но на селе их были единицы, неумолимое шло старение кадров. С 2002 по 2007 гг. успешно велась переподготовка школьных библиотекарей на базе МИО силами преподавателей факультета, в последние годы эта работа свернута. Прогноз до 2012 г. говорил, что потребуется 163 специалиста с высшим и 75 со средним специальным образованием.

С 2008 года по 2015 год было выпущено 150 человек очно-заочной формы обучения по специальности 071201.65 - Библиотечно-информа-ционная деятельность (квалификация: Менеджер информационных ресурсов). С 2011 года был осуществлен переход на двухуровневую систему подготовки «бакалавр - магистр». И в 2016 году первые бакалавры по направлению подготовки «Библио-течно-информационная деятельность» получили дипломы. С 2015 года приостановлен прием на очную форму обучения, но с 2016 года открыта магистерская программа «Теория и методология библиотечно-информационного обслуживания в условиях этнокультурного региона».

Таким образом, высшее библиотечное образование заняло свою нишу в развитии кадров культуры Республики Марий Эл. По отзывам ведущих специалистов, наши выпускники хорошо зарекомендовали себя на рабочих местах, заняли руководящие должности директоров и заместителей директоров библиотек Республики Марий Эл.

Литература

1. Архив АО администрации «Горномарийский муниципальный район». Р-219. Оп. 1. Д. 24.

2. Библиотечное дело в Российской Федерации в послевоенный период (июнь 1945 - март 1953): док. и материалы в 2 ч. / авт.-сост. А. Л. Дивногорцев. М., 2005. Ч. 2. 272 с.

3. ГА РМЭ. Ф. 993. Оп. 1. Д. 439.

4. ГА РМЭ. Ф. Р. 828. Оп. 2. Д. 17. Л. 4; Д. 319. Л. 3.

5. Журавлева Г. Г., Петрова Т. А. Социально-психологическая самоаттестация коллектива библиотеки // Университетская библиотека на рубеже тысячелетий: выбор пути: материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23-25 нояб. 1999 г. / сост. И. Г. Слодарж. Екатеринбург, 2001. 107 с.

6. Информация о ходе выполнения приказа Министерства культуры РСФСР «О недостатках в организации работы централизованных библиотечных систем» в библиотеках Марийской АССР. Йошкар-Ола, 1981. 3 с.

7. Марийская АССР за годы Советской власти: 1917-1957. Йошкар-Ола, 1957. 202 с.

8. Марийский государственный университет: 1972-2002 гг. / Мар. гос. ун-т; под общ. ред. А. Г. Иванова. Йошкар-Ола, 2002. 312 с.

9. Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской: Очерки, истории факультетов и кафедр в лицах и событиях / МГПИ им. Н. К. Крупской; под общ. ред. Г. В. Рокиной; сост. и науч. рец. Р. А. Кудрявцева. Йошкар-Ола, 2006. С. 80.

10. Марийский государственный университет: 1972-2002. Йошкар-Ола, 2002. 36 с. с ил.

11. Панова Р. А. Записки директора / Р. А. Панова; Науч. б-ка МарГУ. Йошкар-Ола, 2007. 48 с.

Вестник Марийского государственного университета

12. Петрова Т. А. Изучение истории библиотечного дела Республики Марий Эл библиографическим методом: библиогр. пос. / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2004. 129 с.

13. Руководящие материалы по библиотечному делу: справочник / под ред. В. С. Лесохиной. М., 1988. 278 с.

14. Руководящие материалы по библиотечному делу: справочник / под ред. В. В. Серова. М., 1975. 223 с.

15. Рыбалка В. И. Марийская деревня (1946-1965 гг.): Материальное положение колхозного крестьянства и культурно-просветительская работа: монография / МарНИИ. Йошкар-Ола, 2002. 260 с.

16. Рыбалка В. И. Культурно-просветительная работа в Марийской деревне (1966-1985 гг.) / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2010. 268 с.

References

1. Arhiv AO administracii «Gornomarijskij municipal'nyj rajon». R-219, op. 1, d. 24.

2. Bibliotechnoe delo v Rossijskoj Federacii v poslevoennyj period (ijun' 1945 - mart 1953): dok. i materialy v 2 ch. Avt.-sost. A. L. Divnogorcev, M., 2005, ch. 2, 272 p.

3. GA RMJe. F. 993, op. 1, d. 439.

4. GA RMJe. F. R. 828, op. 2, d. 17, l. 4; d. 319, l. 3.

5. Zhuravleva G. G., Petrova T. A. Social'no-psihologicheskaja samoattestacija kollektiva biblioteki // Universitetskaja biblioteka na rubezhe tysjacheletij: vybor puti: materialy Vtoroj Vseros. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, 23-25 nojab. 1999 g. Sost. I. G. Slo-darzh. Ekaterinburg, 2001, 107 p.

6. Informacija o hode vypolnenija prikaza Ministerstva kul'tury RSFSR «O nedostatkah v organizacii raboty centralizovannyh bibliotechnyh sistem» v bibliotekah Marijskoj ASSR. Joshkar-Ola, 1981, 3 p.

7. Marijskaja ASSR za gody Sovetskoj vlasti: 1917-1957. Joshkar-Ola, 1957, 202 p.

8. Marijskij gosudarstvennyj universitet: 1972-2002 gg. Mar. gos. un-t; pod obshh. red. A. G. Ivanova. Joshkar-Ola, 2002, 312 p.

9. Marijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut im. N. K. Krupskoj: Ocherki, istorii fakul'tetov i kafedr v licah i sobytijah. MGPI im. N. K. Krupskoj; pod obshh. red. G. V. Rokinoj; sost. i nauch. rec. R. A. Kudijavceva, Joshkar-Ola, 2006, p. 80.

10. Marijskij gosudarstvennyj universitet: 1972-2002. Joshkar-Ola, 2002, 36 p. s il.

11. Panova R. A. Zapiski direktora / R. A. Panova; Nauch. b-ka MarGU. Joshkar-Ola, 2007, 48 p.

12. Petrova T. A. Izuchenie istorii bibliotechnogo dela Respubliki Marij Jel bibliograficheskim metodom: bibliogr. pos. Mar. gos. un-t. Joshkar-Ola, 2004, 129 p.

13. Rukovodjashhie materialy po bibliotechnomu delu: spravochnik. Pod red. V. S. Lesohinoj, M., 1988, 278 p.

14. Rukovodjashhie materialy po bibliotechnomu delu: spravochnik. Pod red. V. V. Serova, M., 1975, 223 p.

15. Rybalka V. I. Marijskaja derevnja (1946-1965 gg.): Material'noe polozhenie kolhoznogo krestjanstva i kul'turno-prosvetitel'skaja rabota: monografija. MarNII, Joshkar-Ola, 2002, 260 p.

16. Rybalka V. I. KuГturno-prosvetiteГnaja rabota v Marijskoj derevne (1966-1985 gg.). Mar. gos. un-t. Joshkar-Ola, 2010, 268 p.

Статья поступила в редакцию 15.07.2016 г.

Submitted 15.07.2016.

Для цитирования: Петрова Т. А., Мамонтова М. С. Библиотечное образование: история развития и современность // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 3 (7). С. 51-56.

Citation for an article: Petrova T. A., Mamontova M. S. Library education: history of development and the present time. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 3 (7), pp. 51-56.

Петрова Татьяна Анатольевна,

заслуженный работник культуры Республики Марий Эл, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, skt@marsu. ги

Мамонтова Марина Сергеевна,

кандидат педагогических наук, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]

Petrova Tatiana Anatol'evna,

honored worker of culture of the Republic of Mari El, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, skt@marsu. ru

Mamontova Marina Sergeevna,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of Pedagogical Sciences, Mari State University, Yoshkar-Ola,

mamontova-ms@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.