УДК 02
СТАБИЛИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В МАО В ГОДЫ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ (1929-1932 ГГ.)
Т. А. Петрова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
ESTABLISHMENT OF LIBRARY SCIENCE IN THE MARI AUTONOMOUS OBLAST DURING THE FIRST FIVE-YEAR PLAN (1929-1932)
T. A. Petrova
Mari State University, Yoshkar-Ola
Целью исследования является ознакомление с историческими условиями состояния библиотечного дела в МАО в годы первой пятилетки. В исследовании использованы архивные и опубликованные материалы, законодательные акты и статистические данные, а также нормативные документы, регламентирующие деятельность библиотек и др. Использованы компаративные методы исследования (источниковедческий анализ и синтез, обобщение, системно-структурный анализ). Результатами исследования стали нижеследующие выводы. Характеризуя 1927-1933 гг. как годы стабилизации библиотечного дела в МАО, следует отметить изменения, которые касались не только отдельных библиотек, но и всего библиотечного дела в МАО в целом. Большую роль сыграли культпоходы по ликвидации неграмотности. Появление научных библиотек с открытием институтов, ростом средних специальных учебных заведений, усиление внимания работы с крестьянами, батраками в период коллективизации и рабочими в период индустриализации страны помогли расширить сеть библиотек и изменить их функции. Значительно активизировалась работа красных уголков на селе, которые выполняли основную нагрузку культпросветра-боты в небольших деревнях. Отмечено улучшение библиотечного обслуживания детей, хотя состав книжных фондов был удручающим. Стало обращаться внимание на работу с населением по национальному признаку. Резко повысился выпуск книг на марийском языке. Выводы: в этот период принимались основополагающие государственно-партийные документы в области библиотечного дела, в том числе для национальных регионов, был принят пятилетний план развития отрасли в МАО. Началось движение «Книгу - колхозам», в поле, в цех, в бригаду. Тем не менее правительством страны было признано состояние библиотечного дела в регионах неудовлетворительным: сократилось количество стационарных библиотек, оставалась низкая квалификация библиотекарей, качество книжных фондов оставалось не соответствующим
The aim of the study is the historical conditions of the librarianship situation in the Mari Autonomous Oblast during the first five-year plan period. Archival and published materials, legislative acts and statistical data, as well as regulatory documents regulating the activities of libraries are used in the study. Comparative methods of research (source analysis and synthesis, generalization, system-structural analysis) are applied. The results of the study are as follows. Characterizing 1927-1933, as the years of stabilization of the library science in the Mari Autonomous Oblast, it should be noted changes that concerned not only individual libraries, but also the entire the librarianship as a whole. The cultural campaigns to eliminate illiteracy played a big role. The emergence of scientific libraries with the opening of institutes, the growth of specialized secondary schools, the increased attention paid to work with peasants, farm laborers during the period of collectivization and workers in the period of industrialization helped expand the network of libraries and change their functions. The work of the red corners in the countryside, which fulfilled the main burden of cultural enlightenment work in small villages, was significantly intensified. Improvement of library services for children was noted, although the composition of book funds was depressing. The attention to work with the population on a national basis increased. The publication of books in the Mari language sharply increased. Conclusions: during this period, the basic state-party documents in the field of librarianship were adopted, including for the national regions, a five-year plan for the development of this branch in the Mari Autonomous Oblast was adopted. The movement "A book to collective farms" began in the field, in the shop, in the brigade. Nevertheless, the state of librarianship in the regions was recognized as unsatisfactory by the government of the country: the number of stationary libraries was reduced, the library officers were low-qualified, the quality of book funds remained unsuitable to the readers' requests, the library's material resources were very poor, real
© Петрова Т. А., 2017
запросам читателей, очень плохая материальная база библиотек, принимались не истинные планы и т. д. Но в целом в истории МАССР это было движение вперед, так как было покончено с неграмотностью населения и библиотечное дело стало востребованным.
Ключевые слова: государственно-партийная политика по библиотечному обслуживанию, работа библиотек и изб-читален, читательские предпочтения, ликвидация неграмотности, состояние книжных фондов, работа с национальным населением, внедрение новых форм обслуживания читателей.
plans were not accepted, etc. But on the whole, it was a progress in the history of the MASSR, since the illiteracy of the population was finished, and the library business became in demand.
Keywords: state-party policy on library services, work of libraries and reading rooms, readers' preferences, elimination of illiteracy, state of book funds, work with the national population, introduction of new forms of customer service.
Состояние отрасли к этому периоду обозначено в Отчете политпросвета МАО за 1923-1924 гг. Главполитпросвету от 15 февраля 1924 г. [7, с. 99-100]. В нем отмечено, что не обращалось внимания на отсталость в культурном развитии марийского населения, на слишком малую библиотечную сеть. Действовало всего 48 библиотек -городских, волостных, партийных и учебных с книжным фондом 75355 экземпляров и изношенностью фондов до 50 %. Особое внимание обращалось на библиотечное обслуживание в деревне. Отмечен был слабый состав библиотекарей с преобладанием у них низшего образования или имеющих подготовку на краткосрочных внешкольных курсах (всего 63 человека). Все библиотеки находились на местном бюджете.
Еще XIII съезд РКП (б) отметил, что широкая политпросветработа в деревне должна стать на ближайшие годы важнейшей ударной задачей. На первое место в этой работе выступают кружковая работа, ликбез и избы-читальни. В 1928 году улучшается комплектование изб-читален, делаются попытки привлечь к участию в их работе местных интеллигентов. В результате всех мероприятий работа изб-читален значительно улучшилась. В 1925-1926 гг. по всей МАО было 342 кружка; в 1926-1927 гг. в 118 избах-читальнях проведено 2936 бесед, организовано 2128 лекций, 3411 громких читок, выдано более 15 тысяч справок, имелось 3386 кружков, 223 красных уголка. Оценивая работу изб-читален в целом, облоно на начало 1928 г. констатирует, что они завоевали авторитет у населения своей справочной и кружковой работой. Под их влиянием перестраивалась жизнь населения, выписывались лучшие семена для посева, открывались кооперативы, ликвидировалось самогоноварение и т. д.
Деятельность областной библиотеки. Однако усиление внимания к избе-читальне повлекло за собой сдвиг библиотек на задний план. В 1928 году их было 20, читателей 28147, 94 тысячи книго-выдач, что соответствовало плану политпросвета первой пятилетки [12]. Снизился объем их работы. Например, областная библиотека имела 2 кружка, провела 6 читок, организовала 2 доклада и одну выставку. Национальная тематика (например, специфика одежды, религиозные предрассудки, типичные болезни) совершенно не затрагивались в работе. Статистические сведения о массовой работе с 1927 г. исчезают, к 1933 г. библиотеки прекратили вести массовую работу, передав ее клубам. Справочная работа сводилась к писанию разного рода заявлений, главным образом в нарсуд, а попытки организовать книгоношество оказались неэффективны, так как в качестве книгоноши выступали сами библиотекари. На общем фоне состояния библиотечной работы областная библиотека мало чем отличалась от других. После пожара в 1923 г. она была размещена в здании бывшей церкви по улице Вознесенской. Библиотека обследовалась в 1925-1930 гг. 4 раза, и постоянно отмечалось ее крайне слабое состояние. С 1929 года библиотека активировала методическую помощь кантонным библиотекам и красным уголкам, организовала агитповозку и книгоношество. Хотя состав фонда был неудовлетворителен, количество читателей росло. Их читательские интересы ограничивались увлечением литературой приключенческого характера старых лет издания. Современных авторов было мало, как и их произведений. О публицистике послереволюционных лет говорить не приходится. На передний план вышли бытовые проблемы, житейские неурядицы, мелочи жизни (рассказы М. Булгакова, И. Ильфа,
Е. Петрова, М. Кольцова, А. Зорина и других). Из современных авторов популярны были такие произведения, как «Разгром» А. Фадеева, «Комиссары» Ю. Лебединского, «Мать» и «Жизнь Клима Самгина» А. Горького, «Цемент» Ф. Гладкова. Библиотека обслуживала главным образом учащихся и служащих1.
Работа с детьми. Заметные сдвиги наметились в работе с детьми в г. Йошкар-Оле с открытием детского отдела при областной библиотеке. В 1920-е гг. в работе детского отдела библиотеки присутствовала и такая форма массовой работы, как выездные читки. С подобными мероприятиями библиотекари посещали школы города, выезжали в деревни. К этой работе привлекались и сами читатели из кружка друзей библиотеки. В 1933 году появляется новая форма обслуживания читателей детей - передвижки. К этому времени установились достаточно прочные связи со школами и учительским составом. Немалый интерес представляют читательские предпочтения детей того времени. Большим спросом пользовалась приключенческая литература, но ее крайне не хватало. Дети читали таких авторов, как: В. Короленко, В. Жуковский, А. Пушкин, Л. Толстой, Н. Гоголь, Л. Сейфулина. Большое влияние на читательский спрос оказывали книжные выставки, которые проводились регулярно и были посвящены праздничным и памятным датам. Заметное влияние на чтение оказывали театральные постановки. Например, когда в театре шли спектакли по пьесам Н. Гоголя, то его произведения пользовались большой популярностью среди читателей. В 1928 году началась работа по изучению свободного спроса читателей, были разработаны и предложены анкеты для детей и их родителей, которые пересланы и в новоторъяльскую и козьмодемьянскую библиотеки. Изучался читательский спрос детей крестьян и кустарей. Были сделаны интересные выводы: из предлагаемых произведений наибольшим спросом пользовалось как у мальчиков, так и у девочек произведение Д. Дефо «Робинзон Крузо». Вообще же у мальчиков преобладал интерес к литературе приключенческого характера, у девочек - к бытовой литературе. Из русских классиков предпочтение девочек отдавалось В. Жуковскому, а мальчиков - Н. Гоголю2. К тому времени в детском отделе библиотеки имелся систематический каталог. В 1930 году книжный фонд составлял 3020 книг. Основным источником
1 Иваницкий В. Ф. Библиотечное дело в Марийской АССР: историч. очерк. Йошкар-Ола, 1949. 168 л. на правах рукописи.
2 ГА РМЭ. Ф. 933. Оп. 1. Д. 2. Л. 64; Д. 4. Л. 12.
комплектования было приобретение книг через книжные магазины города. Много времени занимала внутренняя работа. Но в отчете отмечалось, что «...так как и в школе учебников не хватало, дети приходили спрашивать учебники физики и химии в библиотеку, но и в библиотеке их не было. Из-за того, что не хватает книг и нет возможности удовлетворить их читательские требования, наблюдается большой наплыв читателей детей во взрослую Областную библиотеку» [5].
Обслуживание населения по национальному признаку. В декабре 1926 года ЦК РКП(б) обратил внимание на национальный вопрос в работе облполитпросвета МАО. Облполитпросвет сообщал: «.до сих пор национальные моменты в работе политпросвета отражались крайне слабо... статистического учета по национальному признаку нет; это только предложено делать в 1925-1926 гг. Об учете работников по национальному признаку данные случайны и отрывочны. Но все же в низовых полипросветучреждениях лекции, доклады и т. п. проводятся на марийском языке. Нормальному развитию работы препятствует отсутствие литературы на марийском языке, особенно на горномарийском. Наконец, учет в работе национальных особенностей не проводится планово и систематично. Однако, по сравнению с первыми годами революции, заметно в этом отношении улучшение» [1]. После этого началось оживление работы с коренным населением, тому есть примеры. В Карлыганской избе-читальне в 1928 г., по воспоминаниям старожилов: «При Григории Ильиче Ильине появился первый в библиотеке радиоприемник. Для усиления громкости учитель Д. К. Андреев подсоединил к нему старый граммофон. Вся деревня собиралась послушать новости. Работа велась на удмуртском языке. В 1930-е годы проводили громкие читки, лекции, выход книгонош на поля и фермы. Приглашали сельскую интеллигенцию для проведения мероприятий. Готовили сценарии новых советских праздников». В Тит-Китнинской библиотеке в 1929 г., обслуживавшей татарское население еще в 1921 г., открыты 3 школы первой степени. Обучение велось на татарском языке, вначале на основе арабской письменности, а с 1926 г. -перешли на латинский алфавит. В библиотеке обслуживание велось на татарском и русском языках3. Для удовлетворения запросов коренного населения с 1925-1928 гг. издано 33 названия книг на марийском языке [8, с. 90].
3 Не оборвется связь времен (страницы истории библиотек Мари-Турекского района). Мари-Турек, 2008. 96 с. препринт.
Таблица 1
Распределение изб-читален по национальности обслуживаемого ими населения [6]
Годы Всего Смешанных Русских Марий-ских Татар-тар-ских Чуваш-ских Удмурт-ских
1924 110 30 16 63 1 Нет св. Нет св.
1925 102 Нет св. 37 56 5 3 1
1925-26 192 62 39 86 5 Нет св. Нет св.
1927-28 65 15 11 35 3 Нет св. 1
Таблица 2
Национальный состав избачей [6]
Годы Всего Мари Русские Татары Прочие
1925-1926 190 90 93 5 2
01.01.1927 180 91 81 7 1
XV съезд ВКП (б) принял директивы по составлению пятилетнего плана народного хозяйства. Съезд указал, что при составлении пятилетнего плана необходимо «уделить особое внимание вопросам подъема экономики и культуры отсталых районов исходя из необходимости постепенной ликвидации их экономической и культурной отсталости, соответственно предусматривая более быстрый темп развития их экономики и культуры» [10, с. 139]. В 1927 году была объявлена первая пятилетка. К этому времени в МАО имелось 68 массовых библиотек. В 1929 г. было опубликовано постановление «О культурном и хозяйственном строительстве в Марийской области», обсуждение которого вызвало огромный подъем активности трудящихся.
Содержание пятилетнего плана. В 1927-1928 годах отмечена такая большая и важная работа, как составление первого пятилетнего плана библиотечного строительства МАО. Однако этот план разочаровывает своей утопичностью и несогласованностью отдельных частей его между собой. Так, количественные показатели предполагаемого роста библиотечного дела безмерно превосходили не только реальные потребности, но и физические возможности МАО. Например, для областной библиотеки в 1932 г. запроектировано выдать 98261 книгу - цифра не достигнута даже в кантонах в 1938 г. На кантонное строительство 8 библиотек - Мари-Турекской, Звениговской, Новоторъяльской, Оршанской и других, 200 изб-читален и 1105 красных уголков предполагалось отпустить в течение первой пятилетки около 4 млн рублей, а фактически едва ли был израсходован даже 1 % этой суммы [6, с. 113-125].
Планировалось издать 12 названий книг тиражом 75 тысяч экземпляров по средней цене 1 эк-
земпляра за 1 руб. Упорядочить сеть изб-читален и кантонных библиотек в соответствии с утвержденными нормативами и количеством населения. Количество изб-читален должно было вырасти до 327 %, сотрудников в них - до 456 %. Книго-обеспеченность на 1 читателя довести до 9 экземпляров. Количество читателей довести до 40450, посещений на 1 библиотеку - до 11670, книжный фонд увеличить на 23300 экземпляров. В методическую работу внесены новые формы - написание статей в газеты об опыте громких читок среди национального населения в Моркинском кантоне и работе с беднотой и батрачеством в Новоторь-яльском кантоне; разработать план кооперирования библиотек; разработать методику работы кни-гоношества и изучения читательских интересов; обобщить опыт и поставить задачи работы с детьми. В пояснительной записке подробно изложены требования к заполнению отчетных форм библиотек и изб-читален1.
В 1929 году Постановление ЦК ВКП (б) «Об избах-читальнях» указывало на необходимость поднять общественно-политическое значение изб-читален, осуществить меры по улучшению их работы, что не было полностью выполнено. Все распоряжения и организационно-методические материалы публиковались в журнале «Изба-читальня», который выходил с 1924 г. В 1930 г. было принято решение о постепенной реорганизации изб-читален в колхозные клубы [2,с. 398].
Параллельно с планированием развития библиотечного строительства в план были включены основные вопросы формирования ликвидации неграмотности в МАО. В помощь этому было принято постановление бюро марийского обкома ВКП (б) «О едином плане ликвидации неграмотности» на 1929-1930 гг., в котором указаны меры ответственности разных органов за решения поставленных вопросов, в том числе библиотек и изб-читален [8, с. 90-91]. В этих целях открывались библиотеки для малограмотных. Так, Старокрещенская сельская библиотека, открытая как изба-читальня в 1926 г., стала пунктом ликвидации неграмотности. Книги возили из д. Шуарсола Новоторъяльского кантона, из Шудугужской библиотеки Козьмодемь-янского кантона. Постепенно сформировывался фонд - 5137, читатели - 500, книговыдача - 4635. Проводилась большая массовая работа, ставили марийские и русские спектакли писателей Я. Шке-тана, А. Островского, Н. Гоголя и других.
Начавшаяся индустриализация, коллективизация, новая пятилетка - эти слова не сходили
1 ГА РМЭ. Ф. Р. 171. Оп. 1. Д. 404. Л. 52.
с транспарантов, со страниц газет и журналов. Они во многом определили и работу библиотек.
Вот как вспоминает М. Н. Петрова (1921-2000 гг.), уроженка с. Азаново, свое приобщение к чтению и отношение населения к избе-читальне: «Мне было лет 10, у нас в доме собирались соседи мужчины, и отец им рассказывал сказки. Заслушивались до вторых петухов. Потом, когда сама стала читать, попадалось знакомое содержание, припоминались и отцовы сказки, он прочитанное переиначивал в сказки. Когда организовали колхозы, стали появляться и избы-читальни, Тогда отец увез своих три воза книг в Азанов-скую избу-читальню. Еще раньше мой дедушка, очень начитанный человек, выписывал журналы «Всемирный следопыт» и «Ниву» с приложением. Я это помню. Мы с сестрой видели много книг у нас на чердаке. Где еще хранить книги в крестьянской избе? И вот эти уже прочитанные книги отец увез в избу-читальню. В доме выписывали газеты, как «Крестьянская правда» и журнал «Лапоть». Мне их читал дедушка. Вот, наверное, это как-то отразилось на мне: мне всегда хотелось читать. Уже когда я стала работать в прокуратуре в с. Ронга, там стала читателем районной библиотеки. Но мысль - вот бы работать в библиотеке! - никогда не покидала меня. И эта возможность осуществилась только в 1949 г., когда стала работать в библиотеке парткабинета».
Работа по ликвидации неграмотности. В конце 1929 г. в г. Уфе проходило III Библиотечное совещание Поволжья, на котором обсуждались вопросы организации библиотечного похода. В нем должны были участвовать как сами библиотекари, так и партийные, профсоюзные, комсомольские и общественные организации, а также читательский актив. К тому времени в области насчитывалось 75 изб-читален, около 300 красных уголков, 7 кантонных и 1 областная библиотеки, открыто 9 педагогических училищ, которые готовили учителей для начальных классов и имели неплохие библиотеки. Объявлен культпоход, целью которого была борьба с неграмотностью, вовлечение молодежи в общественную жизнь, в том числе и создание библиотек, передвижек и организация мероприятий по подъему культуры в массах [11]. Однако на практике этот поход не принял массового характера. Его участники, увлеченные штурмовщиной и поиском эффективных внешних форм работы с читателями, свели дело к кампанейщине1.
1 Иваницкий В. Ф. Библиотечное дело в Марийской АССР: историч. очерк. Йошкар-Ола, 1949. 168 л. на правах рукописи.
В целом конец 1920-х гг. явился основополагающим периодом строительства новой библиотечной системы. Именно в это время складывались основные звенья управления библиотечным делом, которые впоследствии лишь корректировались. Была практически создана сеть массовых библиотек и передвижек, охватившая сельские районы, а также система методического руководства библиотеками. Развивались разнообразные формы подготовки повышения квалификации библиотечных кадров. Сложилась система централизованного комплектования библиотечного фонда, развились технологические процессы каталогизации, обработки литературы, пропаганды книги, справочной работы, работы с читателями. По сравнению с начальным периодом НЭПа в 1924-1929 гг. несколько укрепилась МТБ библиотек, и улучшилось материальное положение библиотекарей (зарплата составляла от 86 до 126 руб. в зависимости от образования). Однако многие проблемы не были решены, да и не могли быть решены на том этапе развития общества. Абсолютно новые задачи строительства социалистического общества и библиотечного дела решались на неизвестных еще в мировой практике общественно-политической, теоретической и экономической основах. Множество вопросов еще предстояло научиться решать, много было ошибок [3, с. 25-26].
Качественно новым этапом организации библиотечного дела стали 1930-е гг. Первоочередной задачей стало сделать людей грамотными. Это достигалось двумя путями:
1. Руководствуясь решениями ЦК ВКП(б) и Советского правительства, Мароблисполком издал 11 июля 1930 г. Постановление о введении с 1930-1931 учебного года всеобщего обязательного начального обучения на всей территории Марийской области. При местных Советах были созданы комитеты содействия введению всеобуча с широким участием представителей советской общественности, профсоюзов, комсомола [10, с. 228].
2. Продолжалось движение за ликвидацию неграмотности. Развернувшийся на началах привлечения широкой общественности поход против неграмотности дал огромные результаты. Учебой было охвачено 31058 человек, то есть 20,1 %. Всю огромную работу выполняли 1422 работника, из которых постоянных ликвидаторов - 259, остальные общественники-культармейцы [8, с. 96-97].
Постановлением Мароблисполкома от 18 октября 1930 г. «О сплошной ликвидации неграмотности и малограмотности Марийской области» было введено обязательное обучение всех граждан в возрасте от 12 до 50 лет. В 1931 г. в МАО
были обучены чтению и письму около 20 тысяч человек [10, с. 231].
В 1929 году на VIII Областном съезде Советов было принято постановление о вхождении МАО в Нижегородский край (с 1929 по 1936 гг.). Еще раньше Нижегородский крайком принимает встречное постановление «О культурном походе в помощь МАО» (2 декабря 1921 г.), в котором предлагает организовать сроком на 2 месяца культурный поход по организации массового движения за сплошную грамотность трудящихся мари. На осуществление культпохода крайком отпустил 130 тысяч руб., комитет Всеобуча - 22 тысячи руб. [11, с. 107-108]. По МАО на народное образование ассигнования составляли 43 %. В 1931-1932 учебном году в вузах и втузах страны уже обучалось 400 марийцев. Развивающаяся национальная культура требовала подготовки кадров печати, литературы, искусства, постоянно испытывала на себе благотворное влияние русской культуры [11, с. 80].
Рабочие промышленных предприятий г. Горького и краевые организации провели культпоход в МАО. В каждый кантон были направлены бригады под руководством ответственных работников, всего послано 90 человек и выездная редакция газеты «Нижегородская коммуна» (издававшая газету «Культпоход в МАО»). По инициативе рабочих промышленных районов края было организованно культурное шефство над кантонами МАО (автозавод - Мари-Турек; Свердловский -Параньга; Балахнинский - Оршанка; Вятский -Йошкар-Ола; Дзержинский - Морки; Канавино -Сернур). За 1930-1931 гг. шефы выделили кантонам МАО около 49 тысяч руб., а также различные предметы для учреждений культуры более чем на 37 тысяч руб., книги для библиотек, направили 25 человек на постоянную работу в МАО [10, с. 231]. Культпоход был одной из форм братской помощи русского народа марийскому народу. В результате культпохода образование и культура в МАО улучшились: обучение грамоте прошли более 27 тыс. человек, стали массово издаваться учебники для школ на русском и марийском языках, в том числе переводные для начальных школ. В 1930 году издавалось 2 областные, 1 центральная, 5 районных газет на марийском языке, разовым тиражом до 35 тысяч экземпляров, 5 журналов. С 1918-1930 гг. издано 110 названий, 1930 г. -210 названий книг, из них 95 на марийском языке. С организацией Горно-Марийского кантона существовало горномарийское издательство в г. Козь-модемьянске. Мароблиздат с 1931 г. приступил к изданию детской литературы [10, с. 233].
Успешное осуществление всеобуча и ликвидация неграмотности невозможны были без подготовки учительских кадров, особенно для марийских школ. Пленум Марийского ОК ВПК(б) в августе 1930 г. поручил облисполкому расширить сеть педагогических техникумов, создать краткосрочные курсы для подготовки учителей. К концу пятилетки функционировала 9 педтехникумов, в том числе в селах Сернуре, Новом-Торьяле, Мари Бе-ляморе, городах Йошкар-Оле и Козьмодемьянске. Морках и открыт двухгодичный учительский институт [10, с. 228].
Одновременно в 1931 г. открывается Марийский агропедагогический институт им. Н. К. Крупской, музыкально-театральное училище; в 1932 г. -Лесотехнический институт им. А. М. Горького; в 1930 г. - Марийский научно-исседовательский институт языка, литературы и истории, медицинское училище и другие специальные учебные заведения. Все это способствовало подъему и стабилизации библиотечного дела в МАО, росту количества читателей и тяги к книге. В 1930-1931 гг. сеть библиотек состояла из 93 библиотек, 1100 красных уголков, 50 изб-читален. Хотя эти данные страдают некоторой неполнотой, но все же позволяют оценить характер перемен [12]. Эти библиотеки внесли оживление в жизнь города: для читателей они были открыты с утра до 10 часов вечера, имели специализированные фонды и намного более качественное комплектование, стабильный контингент и количество читателей.
Упорядочение сети библиотек. В начале 1930 г. прошло II Всесоюзное партийное совещание по народному образованию. На нем было решено начать объединение сил и средств местных организаций для разработки единого плана строительства библиотек. Был опубликован Главполитпросветом проект «Положения о реорганизации библиотечной работы». Но проект потерпел неудачу, так как предполагалось механическое перенесение чужого опыта без учета региональных особенностей. В целом эксперимент провалился по всем библиотекам РСФСР. Но одна идея прижилась -создание в автономии на базе основной библиотеки методического и библиографического центра для массовых библиотек [6, с. 47-52].
В 1930 году началось движение «Книгу - колхозам», и большое количество литературы направляется в деревню. В 1931 году III Всесоюзное библиотечное совещание профсоюзов призывает перенести работу с книгой в поле, в цех, в бригаду, и на производстве создаются передвижные библиотеки. Конечно, многие формы работы оказывались надуманными, немало было показушного
в рапортах и отчетах, тем не менее стремление как рядовых библиотекарей, так и организаторов библиотечного дела донести книгу до максимального числа читателей не вызывает сомнения и достойно уважения.
В 1932 году решением правительства в МАО проведена очередная административная реформа -кантоны преобразованы в районы. С введением в Марийском крае районного деления кантонные центральные библиотеки получили статус районных. Успехи построения социализма в стране -рост культурного уровня рабочего и колхозника поставили новые задачи в деле продвижения книги в массу, превращения библиотеки в активного помощника социалистического и культурного строительства. Но исходя из анализа ситуации, постановление ЦК ВКП(б) «Об улучшении библиотечной работы» от 1929 г. признало состояние библиотечного дела неудовлетворительным, резко отстающим от культурного роста населения и задач социалистической реконструкции народного хозяйства. Знакомясь с состоянием библиотечного дела в регионе, учитывая то, что заканчивалась первая пятилетка, было принято решение подготовить Правительству РСФСР соответственный документ - докладную записку Наркомпроса РСФСР в Совет Народных комиссаров РСФСР «О состоянии работы массовых библиотек» (февраль 1932 г.), чуть позднее «Состояние работы среди детей» (июнь). В документах сказано, что с 1931 г. уменьшалось количество библиотек стационарных за счет передвижных библиотек, в основном в сельской местности. Библиотечная работа с детьми находится в худшем состоянии, чем работа со взрослыми. В сельских районах нет ни сельских библиотек, ни отделений. По автономным республикам дело обстоит совсем плохо. В Госплане на 1930-1931 гг. имеются такие данные: в Марийской АССР одна детская библиотека с фондом 3014 экземпляров. Детские библиотекари не являются подготовленными к работе с детьми [4, с. 156]. Отмечается отсутствие кадров и литературы на родном языке. На библиотечную работу с детьми от общего бюджета, ассигнуемого на библиотечную работу, деньги не отчисляются. На комплектование книжных фондов отчисляется 70 руб. в год. В библиотеке нет современных детских книг, в то
же время выражается негодование присутствия в фонде книг О. Генри и А. Конан-Дойла. Отмечается полное отсутствие методической помощи, низкая заработная плата детских библиотекарей -75-85 руб., необеспеченность помещением и оборудованием [5, с. 6-11]. В целом картина с обслуживанием детей была удручающая. Завершая первую пятилетку, в МАО насчитывалось 20 библиотек, в том числе 9 в городе; книжный фонд составлял более 543 тысяч экземпляров [9]. Бюджет библиотек составлял 35 тысяч руб., изб-читален -22 тысячи руб. [8, с. 120]. За пользование общественной библиотеки требовалось внесение платы, обслуживание учеников было бесплатным.
Выводы. Библиотечное строительство в 1920 г. проходило в условиях усиливающейся идеологизации деятельности библиотек, сеть библиотек переживала серьезный кризис, особенно в сельской местности. По сравнению с первыми годами советской власти улучшилось книгоснабжение библиотек, и расширилась их работа по обслуживанию читателей. Испытывался острый недостаток в профессиональной подготовке библиотечных работников. Но именно тогда началась усиленная работа по улучшению качества работы культурно-просветительных учреждений. Это выразилось в применении разнообразных форм обслуживания (открытий доступ, передвижки, книгоноше-ство); в дифференцированном подходе к различным категориям читателей; в развертывании массовой пропаганды книги, во взаимодействии с другими культурно-просветительными учреждениями. В то же время по ряду причин (слабость МТБ библиотек, недостаток подготовленных кадров библиотекарей и др.) библиотеки все же не смогли тогда значительно расширить сферу своего влияния. Во многих неудачах тогда и позднее обвиняли Е. И. Асьянову и В. А. Мухина как «врагов народа», стоявших до 1927 года во главе Марийского облоно.
Работа библиотек в 1920 гг. - непросто страницы истории. Достижения и ошибки тех лет еще долго жили в делах библиотечных работников. Но теоретическое осмысление и творческое применение опыта прошлого помогли в решении вопроса о роли библиотек в революционном обновлении общества.
Литература
1. 10 лет социалистического строительства Марийской автономной области (1921-1931): сб. материалов к 10-летнему юбилею; под ред. П. И. Андреева. Йошкар-Ола, 1931. С. 101-108.
2. Библиотечная энциклопедия. М., 2007. 1299 с.
3. Библиотечное дело в период НЭПа. (1921-1929): сб. науч. тр.: Ч. 2 / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. М.: 1991. 98 с.
4. Библиотечное дело в России (окт. 1929 - май 1941): док. и материалы. Ч. 1. / авт.-сост. М. Н. Глазков. М.: 2006. 448 с.
5. Библиотечное дело в России (окт. 1929 - май 1941): док. и материалы. Ч. 2. / авт.-сост. М. Н. Глазков. М., 2007. 352 с.
6. Гайсина Р. Х., Мананова М. А. Храм сокровищ: историч. очерк. Уфа, 1996. 176 с.
7. История библиотечного дела в СССР: доклады и материалы: ноябрь 1920-1929 гг. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина; под ред. К. Н. Абрамова. М., 1979. 295 с.
8. Культурное строительство в Марийской АССР: 1917-1941 гг.: кн. 1-я.: сб. док. / ЦГА МАССР.; сост.: В. П. Шомина, А. П. Федоров. Йошкар-Ола, 1983. 197 с.
9. Лопатин Н. Ф. Культурное строительство МАО в первой пятилетке // МАО. 1933. № 1. С. 3-17.
10. Очерки истории Марийской организации КПСС. Йошкар-Ола, 1968. 484 с.
11. Сергеев М. Т. Нижний Новгород в судьбе чувашской, марийской, удмуртской интеллигенции (1929-1936) // Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения профессора В. Ф. Пашукова. 22 марта 1998 г. / Мар. гос. ун-т; Йошкар-Ола, 1999. С. 79-80.
12. Статистический справочник по Нижегородскому краю: Окружные итоги: Вып. 1 / Нижегород. краевой стат. отдел. Нижний Новгород, 1929. 168 с.
References
1. 10 let socialisticheskogo stroitel'stva Marijskoj avtonomnoj oblasti (1921-1931): sb. materialov k 10-letnemu jubileju [10 years of socialist construction of the Mari Autonomous Region (1921-1931): a collection of materials for the 10th anniversary]. Ed. by P. I. Andreev. Joshkar-Ola, 1931, pp. 101-108.
2. Bibliotechnaja jenciklopedija [Library encyclopedia]. Moskow, 2007, 1299 p.
3. Bibliotechnoe delo v period NJePa. (1921-1929): sb. nauch. tr.: Ch. 2 [Librarianship in the NEP period. (1921-1929)]. Gos. bka SSSR im. V. I. Lenina, Moskow, 1991, 98 p.
4. Glazkov M. N. Bibliotechnoe delo v Rossii (okt. 1929 - maj 1941): dok. i materialy. Ch. 1 [Librarianship in Russia (October 1929 - May 1941): documents and materials]. Moskow, 2006, 448 p.
5. Glazkov M. N. Bibliotechnoe delo v Rossii (okt. 1929 - maj 1941): dok. i materialy. Ch. 2. [Librarianship in Russia (October 1929 - May 1941): documents and materials]. Moskow, 2007, 352 p.
6. Gajsina R. H., Mananova M. A. Hram sokrovishh: istorich. Ocherk [Temple of treasures: historical essay]. Ufa, 1996, 176 p.
7. Istorija bibliotechnogo dela v SSSR: doklady i materialy: nojabr' 1920-1929 gg. [History of librarianship in the USSR: reports and materials: November 1920-1929]. Gos. b-ka SSSR im. V. I. Lenina; ed. by K. N. Abramova, Moskow, 1979, 295 p.
8. Kul'turnoe stroitel'stvo v Marijskoj ASSR: 1917-1941 gg.: kn. 1: sb. dok. [Cultural construction in the Mari ASSR: 1917-1941]. CGA MASSR, Joshkar-Ola, 1983, 197 p.
9. Lopatin N. F. Kul'turnoe stroitel'stvo MAO v pervoj pjatiletke [Cultural Construction of the Mari Autonomous Oblast in the First Five-Year Plan]. MAO = Mari Autonomous Oblast, 1933, no. 1, pp. 3-17.
10. Ocherki istorii Marijskoj organizacii KPSS [Essays on the History of the Mari Organization of the CPSU]. Joshkar-Ola, 1968, 484 p.
11. Sergeev M. T. Nizhnij Novgorod v sud'be chuvashskoj, marijskoj, udmurtskoj intelligencii (1929-1936) [Nizhny Novgorod in the fate of the Chuvash, Mari, Udmurt intelligentsia (1929-1936)]. Materialy nauchnoj konferencii, posvjashhennoj 75-letiju so dnja rozhdenija professora V. F. Pashukova: 22 marta 1998 g. = Proceedings of the Scientific conference dedicated to the 75th anniversary of the birth of Professor V. F. Pashukov. March 22, 1998, Mar. gos. un-t, Joshkar-Ola, 1999, pp. 79-80.
12. Statisticheskij spravochnik po Nizhegorodskomu kraju: Okruzhnye itogi: Vyp. 1 [Statistical Guide for the Nizhny Novgorod Region: district results]. Nizhegorod. kraevoj stat. otdel, Nizhnij Novgorod, 1929, 168 p.
Статья поступила в редакцию 20.07.2017 г.
Submitted 20.07.2017.
Для цитирования: Петрова Т. А. Стабилизация библиотечного дела в МАО в годы первой пятилетки (1929-1932 гг.) // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. № 3 (11). С. 39-46.
Citation for an article: Petrova T. A. Establishment of library science in The Mari Autonomous Oblast during The first five-year plan (1929-1932). Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2017, no. 3 (11), pp. 39-46.
Петрова Татьяна Анатольевна, заслуженный работник культуры РМЭ, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Petrova Tat'yana A., заслуженный работник культуры РМЭ, associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola,
mamontova-ms@mail ru