Марийский юридический вестник
ВыпЗск 3
очном обучении студентов, дают хорошие перспективы для дальнейшего его развития, обозначают новые проблемы, которые еще предстоит решить в целях совершенствования заочного образования.
Л.И.Мансурова*
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ЛИЦЕЙ: ОПЫТ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Необходимость перехода старшей ступени школы на профильное обучение определено Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-Р.
Что такое профильное обучение? Это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы:
• сделать процесс обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам;
• обеспечить осознанный выбор школьниками своей будущей профессиональной деятельности;
• обеспечить преемственность старшей ступени школы с учреждениями высшего профессионального образования;
• подготовить выпускников к поступлению в эти учебные заведения.
Во многих развитых странах мира проходят реформы в системе образования, в которых особое место отводится проблемам профильной дифференциации обучения. Профильное обучение в этих странах не предусматривает раннюю профилизацию, оно охватывает два - три последних года обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Диплом (свидетельство) об окончании профильной школы обычно дает право прямого зачисления в высшие учебные заведения.
Существующая в нашей стране традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях сегодня не способна обеспечить полноценную преемственность между школой и вузом, порождает многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и т.д. Поэтому в конце 80-х - начале 90-х * 44
Заместитель директора ГОУ РМЭ «Экономико-правовой лицей» на базе юридического факультета МарГУ.
44
2004
1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет
годов и у нас появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избранным ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе.
Распоряжением Президента Республики Марий Эл от 18 июня 1996 г. №339-РП по инициативе декана юридического факультета Ломоносова А.М. был открыт экономико-правовой лицей при юридическом факультете Марийского государственного университета. Целью лицея было создание условий для получения лицеистами профессиональноориентированной подготовки в области экономики и права.
Профильное обучение реально возможно только при разгрузке содержания и сокращении объема непрофильных предметов. Поэтому в лицее разработан учебный план, в котором сохраняется номенклатура обязательных предметов и базисное количество часов на них и введены нетрадиционные курсы (этика деловых отношений, основы психологии, деловая корреспонденция), а также предметы по обеспечению профильного обучения (экономика, право, политология, социология, культурология, философия - изучаются в виде модульных курсов школьного предмета обществознания).
Реализация учебного плана обеспечена необходимым количеством кадров высокой квалификации: в ЭПЛ работает 30 преподавателей, в их числе два профессора, четырнадцать кандидатов наук и доцентов, девять старших преподавателей вузов.
Выпускники лицея получают аттестат о среднем образовании установленного образца с указанием типа учебного заведения. Кроме того, все выпускники лицея заканчивают курсы секретарей-референтов при ЭПЛ и, сдав выпускной квалификационный экзамен, получают квалификацию «секретарь-референт». Практически все выпускники экономико-правового лицея поступают в высшие учебные заведения. Только на юридическом факультете МарГУ из 219 выпускников лицея учится 141 человек. В 2003 г. на первый курс юридического факультета принято 24 человека, из них 16 по первой категории ГИФО. Наши ученики закончили и учатся на юридических факультетах МГИМО, Высшей школы экономики, Волгоградской академии МВД России, Академии ФСНП РФ, налоговой академии РФ и др. вузах.
Успешному поступлению выпускников в высшие учебные заведения способствуют глубокие знания, полученные в лицее и подтвержденные в ходе единого государственного экзамена. По итогам ЕГЭ 2003 г. экономико-правовой лицей занял первое место по обществознанию, второе место по русскому языку среди всех общеобразовательных учреждений республики и второе место по истории среди городских школ. 45
45
Марийский юридический вестник
ВыпЗск 3
Число желающих обучаться в лицее намного больше, чем реальные возможности приема в него. Поэтому прием в лицей осуществляется на конкурсной основе.
Что привлекает старшеклассников и их родителей в лицее? Конечно, их выбор в существенной мере определяется общественным мнением, сложившимся рейтингом нашего учебного заведения, в основе которого надежные знания, позволяющие успешно сдавать ЕГЭ, глубокая специализированная подготовка, строгая дисциплина, высокие требования к ученикам, богатая учебно-материальная база и, что немаловажно, лицей существует на базе одного из лучших факультетов города - юридического.
26 августа 2003 г. экономико-правовой лицей приобрел статус юридического лица - некоммерческой организации в форме государственного учреждения, а в декабре 2003 г. успешно прошел государственную аттестацию и аккредитацию, что открывает новые возможности для его дальнейшего развития.
В.И.Абдулаев*
КОНЦЕПЦИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ БИБЛИОТЕКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
В настоящее время интенсивное развитие практически любой области человеческой деятельности (и особенно образования) невозможно без современного информационного обеспечения, доставляющего «нужную информацию (знания) в нужное время в нужное место». В то же время множатся, как никогда, и масштабы и формы накопления и распространения знаний. Конференции по актуальным научным вопросам собирают тысячи участников, для публикации результатов исследований используются не только десятки тысяч журналов, но и страницы WEB-серверов научных и учебных организаций и просто личные WEB-страницы исследователей. Так, по данным публикаций, сегодня на различных серверах, доступных через Интернет, находится более 300 млн. электронных документов.
Постоянно увеличивающиеся скорость и объем производства новых знаний во всех предметных областях вызывают непрерывное дробление областей знаний на специальные подобласти, требующие небывалых темпов создания «строительных лесов» для внутреннего развития обо- 46
Канд. техн. наук, заместитель декана по внедрению новых обучающих технологий юридического факультета МарГУ.
46