Научная статья на тему 'Экономико-правовой лицей: опыт профильного обучения'

Экономико-правовой лицей: опыт профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-правовой лицей: опыт профильного обучения»

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

очном обучении студентов, дают хорошие перспективы для дальнейшего его развития, обозначают новые проблемы, которые еще предстоит решить в целях совершенствования заочного образования.

Л.И.Мансурова*

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ЛИЦЕЙ: ОПЫТ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Необходимость перехода старшей ступени школы на профильное обучение определено Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-Р.

Что такое профильное обучение? Это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы:

• сделать процесс обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам;

• обеспечить осознанный выбор школьниками своей будущей профессиональной деятельности;

• обеспечить преемственность старшей ступени школы с учреждениями высшего профессионального образования;

• подготовить выпускников к поступлению в эти учебные заведения.

Во многих развитых странах мира проходят реформы в системе образования, в которых особое место отводится проблемам профильной дифференциации обучения. Профильное обучение в этих странах не предусматривает раннюю профилизацию, оно охватывает два - три последних года обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Диплом (свидетельство) об окончании профильной школы обычно дает право прямого зачисления в высшие учебные заведения.

Существующая в нашей стране традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях сегодня не способна обеспечить полноценную преемственность между школой и вузом, порождает многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и т.д. Поэтому в конце 80-х - начале 90-х * 44

Заместитель директора ГОУ РМЭ «Экономико-правовой лицей» на базе юридического факультета МарГУ.

44

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

годов и у нас появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избранным ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе.

Распоряжением Президента Республики Марий Эл от 18 июня 1996 г. №339-РП по инициативе декана юридического факультета Ломоносова А.М. был открыт экономико-правовой лицей при юридическом факультете Марийского государственного университета. Целью лицея было создание условий для получения лицеистами профессиональноориентированной подготовки в области экономики и права.

Профильное обучение реально возможно только при разгрузке содержания и сокращении объема непрофильных предметов. Поэтому в лицее разработан учебный план, в котором сохраняется номенклатура обязательных предметов и базисное количество часов на них и введены нетрадиционные курсы (этика деловых отношений, основы психологии, деловая корреспонденция), а также предметы по обеспечению профильного обучения (экономика, право, политология, социология, культурология, философия - изучаются в виде модульных курсов школьного предмета обществознания).

Реализация учебного плана обеспечена необходимым количеством кадров высокой квалификации: в ЭПЛ работает 30 преподавателей, в их числе два профессора, четырнадцать кандидатов наук и доцентов, девять старших преподавателей вузов.

Выпускники лицея получают аттестат о среднем образовании установленного образца с указанием типа учебного заведения. Кроме того, все выпускники лицея заканчивают курсы секретарей-референтов при ЭПЛ и, сдав выпускной квалификационный экзамен, получают квалификацию «секретарь-референт». Практически все выпускники экономико-правового лицея поступают в высшие учебные заведения. Только на юридическом факультете МарГУ из 219 выпускников лицея учится 141 человек. В 2003 г. на первый курс юридического факультета принято 24 человека, из них 16 по первой категории ГИФО. Наши ученики закончили и учатся на юридических факультетах МГИМО, Высшей школы экономики, Волгоградской академии МВД России, Академии ФСНП РФ, налоговой академии РФ и др. вузах.

Успешному поступлению выпускников в высшие учебные заведения способствуют глубокие знания, полученные в лицее и подтвержденные в ходе единого государственного экзамена. По итогам ЕГЭ 2003 г. экономико-правовой лицей занял первое место по обществознанию, второе место по русскому языку среди всех общеобразовательных учреждений республики и второе место по истории среди городских школ. 45

45

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

Число желающих обучаться в лицее намного больше, чем реальные возможности приема в него. Поэтому прием в лицей осуществляется на конкурсной основе.

Что привлекает старшеклассников и их родителей в лицее? Конечно, их выбор в существенной мере определяется общественным мнением, сложившимся рейтингом нашего учебного заведения, в основе которого надежные знания, позволяющие успешно сдавать ЕГЭ, глубокая специализированная подготовка, строгая дисциплина, высокие требования к ученикам, богатая учебно-материальная база и, что немаловажно, лицей существует на базе одного из лучших факультетов города - юридического.

26 августа 2003 г. экономико-правовой лицей приобрел статус юридического лица - некоммерческой организации в форме государственного учреждения, а в декабре 2003 г. успешно прошел государственную аттестацию и аккредитацию, что открывает новые возможности для его дальнейшего развития.

В.И.Абдулаев*

КОНЦЕПЦИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ БИБЛИОТЕКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

В настоящее время интенсивное развитие практически любой области человеческой деятельности (и особенно образования) невозможно без современного информационного обеспечения, доставляющего «нужную информацию (знания) в нужное время в нужное место». В то же время множатся, как никогда, и масштабы и формы накопления и распространения знаний. Конференции по актуальным научным вопросам собирают тысячи участников, для публикации результатов исследований используются не только десятки тысяч журналов, но и страницы WEB-серверов научных и учебных организаций и просто личные WEB-страницы исследователей. Так, по данным публикаций, сегодня на различных серверах, доступных через Интернет, находится более 300 млн. электронных документов.

Постоянно увеличивающиеся скорость и объем производства новых знаний во всех предметных областях вызывают непрерывное дробление областей знаний на специальные подобласти, требующие небывалых темпов создания «строительных лесов» для внутреннего развития обо- 46

Канд. техн. наук, заместитель декана по внедрению новых обучающих технологий юридического факультета МарГУ.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.