Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ ТУРИСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ ТУРИСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСТУРИЗМ / ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суранова Оксана Александровна

В статье проведен анализ мер государственной финансовой поддержки коллективных средств размещения как объектов туристской инфраструктуры в условиях реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Отмечается, что нехватка средств размещения является одним из факторов, сдерживающих развитие внутреннего и въездного туризма в РФ. Решение указанной проблемы осуществляется с привлечением государственного финансирования. В статье раскрыты направления (определение приоритетных видов средств размещения, создаваемых с участием государственного финансирования) и формы (инвестиции, субсидирование процентной ставки на строительство (реконструкцию) гостиниц и грантовая поддержка общественных, предпринимательских и региональных инициатив, направленных на развитие туризма, предоставление государственных гарантий) финансовой поддержки. Координатором оказания данной поддержки выступает Федеральное агентство по туризму Российской Федерации (Ростуризм). Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить увеличение количества качественных средств размещения круглогодичного формата во всех регионах РФ, что будет способствовать повышению конкуренции на рынке туристских услуг, положительно скажется на соотношении их цены и качества в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATED APPROACH TO THE PROVISION OF STATE FINANCIAL SUPPORT MEASURES FOR MODERN TOURIST ACCOMMODATION FACILITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the measures of state financial support of accommodation facilities in the context of the implementation of the national project «Tourism and the hospitality industry». It is noted that the lack of accommodation facilities is one of the constraining factors for the development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation. The solution of this problem is carried out with the involvement of state funding. The article reveals the directions (priority types of accommodation facilities created with the participation of state financing) and forms of financial support (investments, subsidizing the interest rate for the construction (reconstruction) of hotels and grant support for public, entrepreneurial and regional initiatives aimed at the development of tourism, state guarantees). The coordinator of financial support is Federal Agency for Tourism of the Russian Federation (Rostourism). The implementation of these measures will ensure an increase in the number of high-quality year-round hotels in all regions of the Russian Federation, which will contribute to increasing competition in the market, and will have a positive impact on the price-quality ratio of recreation sector in the country.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ ТУРИСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 338.48 EDN WEOCDX

DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(3).550-561

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ ТУРИСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О.А. Суранова

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 30 сентября 2022 г.

Дата принятия к печати 3 октября 2022 г.

Дата онлайн-размещения 8 ноября 2022 г.

Ключевые слова

Ростуризм; туризм; индустрия гостеприимства; средства размещения; меры государственной поддержки; финансовая поддержка; дифференцированный подход

Аннотация

В статье проведен анализ мер государственной финансовой поддержки коллективных средств размещения как объектов туристской инфраструктуры в условиях реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Отмечается, что нехватка средств размещения является одним из факторов, сдерживающих развитие внутреннего и въездного туризма в РФ. Решение указанной проблемы осуществляется с привлечением государственного финансирования. В статье раскрыты направления (определение приоритетных видов средств размещения, создаваемых с участием государственного финансирования) и формы (инвестиции, субсидирование процентной ставки на строительство (реконструкцию) гостиниц и грантовая поддержка общественных, предпринимательских и региональных инициатив, направленных на развитие туризма, предоставление государственных гарантий) финансовой поддержки. Координатором оказания данной поддержки выступает Федеральное агентство по туризму Российской Федерации (Ростуризм). Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить увеличение количества качественных средств размещения круглогодичного формата во всех регионах РФ, что будет способствовать повышению конкуренции на рынке туристских услуг, положительно скажется на соотношении их цены и качества в стране.

Original article

DIFFERENTIATED APPROACH TO THE PROVISION OF STATE FINANCIAL SUPPORT MEASURES FOR MODERN TOURIST ACCOMMODATION FACILITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Oksana A. Suranova

Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

Article info

Received

September 30, 2022

Accepted October 3, 2022

Available online November 8, 2022

Abstract

The article analyzes the measures of state financial support of accommodation facilities in the context of the implementation of the national project «Tourism and the hospitality industry». It is noted that the lack of accommodation facilities is one of the constraining factors for the development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation. The solution of this problem is carried out with the involvement of state funding. The article reveals the directions (priority types of accommodation facilities created with the participation of state financing) and forms of financial support (investments, subsidizing the interest rate for the construction (reconstruction) of

© Суранова О.А., 2022

Keywords

Rostourism; tourism; hospitality industry; accommodation facilities; state support measures; financial support; differentiated approach

hotels and grant support for public, entrepreneurial and regional initiatives aimed at the development of tourism, state guarantees). The coordinator of financial support is Federal Agency for Tourism of the Russian Federation (Rostourism). The implementation of these measures will ensure an increase in the number of high-quality year-round hotels in all regions of the Russian Federation, which will contribute to increasing competition in the market, and will have a positive impact on the price-quality ratio of recreation sector in the country.

Введение

В соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года1 (далее — Стратегия развития туризма) к 2035 г. планируется рост числа туристов до 143,93 млн чел., что предполагает увеличение количества номеров в классифицированных средствах размещения до 948 тыс. Средства размещения туристов являются базой для развития туризма в регионе. Недостаточная пропускная способность средств размещения, их низкий уровень комфорта и безопасности выступают факторами, сдерживающими развитие регионального туристского потока.

Достижение указанного в Стратегии развития туризма показателя количества номеров планируется с привлечением государственного финансирования. Государственное финансирование средств размещения туристов реализуется на основе дифференцированного подхода с учетом определения территорий перспективного развития туризма, приоритетных видов туризма и средств размещения, на которые направлено управляющее воздействие. Стимулирование развития современных средств размещения в РФ осуществляется с использованием мер государственной поддержки, реализация которых определяется следующими обстоятельствами: во-первых, поддержка носит адресный характер (в РФ выделены территории перспективного развития туризма, определены приоритетные виды туризма и виды средств размещения); во-вторых, финансовая поддержка реализуется в разных формах (инвестиции, субсидирование процентной ставки на строительство (реконструкцию) гостиниц, грантовая поддержка общественных, предпринимательских и региональных инициатив, направленных на развитие туризма, предоставление государственных гарантий). Использование дифференцированного подхода к реализации государственной поддержки средств размещения как инфраструктурного элемента туризма

1 Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года : распоряжение Правительства РФ от 20 сент. 2019 г. № 2129-р : (ред. от 7 февр. 2022 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

будет способствовать достижению целевых показателей Стратегии развития туризма.

Проблемам, касающимся поддержки сферы туризма в целом и современных средств размещения в частности, посвящены работы российских исследователей. В них анализируются такие вопросы, как особенности функционирования средств размещения в сфере туризма, государственная политика в туристской отрасли, ее государственная поддержка, в том числе оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым в сфере туризма, применение дифференцированного подхода к государственному финансированию развития туризма и др. [1 — 10].

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы органами государственной и муниципальной власти в процессе управления деятельностью современных средств размещения и ее регулирования.

Методология исследования

Методологической платформой выполненного исследования послужила нормативно-законодательная база. В процессе исследования использовались общенаучные методы, позволившие рассмотреть проблему в целом и отдельные ее вопросы в динамике.

Результаты и их обсуждение

Дифференцированный подход к реализации мер государственной поддержки современных средств размещения. Неравномерность экономического развития российских регионов обусловливается в первую очередь объективными факторами: регионы различаются обеспеченностью природными ресурсами, доступностью для них основных рынков сбыта, климатическими условиями и т.д., но не меньшее влияние на их развитие оказывают факторы, связанные с системой государственного управления, бюджетно-налоговой политикой, межбюджетными отношениями и т.п.

Высокий уровень дифференциации туристских территорий, разнообразие видов туризма порождают необходимость выработки дифференцированного подхода к ока-

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а

и ^

о

H

H ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п s

H

ф

H M

о

M M

ы z

ie w

Ul Ul

о

занию государственной поддержки туристской отрасли с целью максимального использования потенциала территорий [6]. Данный подход реализуется через дифференциацию получателей финансовой поддержки, целей, на реализацию которых предоставляется финансовая поддержка, и ее форм (рис. 1).

Охарактеризуем выделенные направления.

Определение приоритетных территорий для развития туризма. Национальным проектом (НП) «Туризм и индустрия гостеприимства»2 определены территории перспективного развития туризма в РФ (табл. 1).

Приоритетными территориями становятся крупные туристские центры, сельские территории, особо охраняемые природные территории, а также и транспортные магистрали, что в целом соответствует сложившейся международной практике. Исследователь Т.М. Кривошеева отмечает, что «выделение приоритетных туристских территорий предполагает создание и реализацию планов раз-

2 Туризм и индустрия гостеприимства : паспорт нац. проекта // Ростуризм. URL: https://tourism.gov.ru/ upload/iЫock/2022/pasporta/НП_Туризм_и_Инду-стрия_Гостеприимства_2021.pdf.

вития приоритетных туристских территорий, в состав которых должны входить: концепция развития туристской территории; мастер-планы развития туристских территорий; перечень инфраструктурных и инвестиционных проектов; финансовая модель реализации плана развития туристской территории» [4].

Определение приоритетных видов туризма. Приоритетные виды туризма в РФ, в том числе детский, культурно-познавательный, горнолыжный, экологический, деловой, определены Стратегией развития туризма. Кроме этого, к приоритетным видам туризма отнесен сельский туризм. Применительно к указанным видам туризма реализуются специальные меры государственной поддержки, в частности снятие административных и социально-экономических ограничений развития.

Важной задачей, продекларированной Стратегией развития туризма, является совершенствование нормативно-правовой базы функционирования как туротрасли в целом, так и обозначенных в документе отдельных приоритетных видов туризма [11]. В таком формате задача ставится впервые. И.В. Бу-шуева отмечает, что «важная новелла в дан-

Рис. 1. Реализация дифференцированного подхода к осуществлению государственной финансовой поддержки современных средств размещения туристов

Территории перспективного развития туризма в условиях реализации НП «Туризм и индустрия гостеприимства»

Территория

Определение

Туристские мегатер-ритории

Территории с наибольшей плотностью населения, высокой концентрацией востребованных туристских «магнитов» и уже существующими турпотоками

Сельские территории и сельские агломерации

Сельские территории — сельские поселения или сельские поселения и межселен-ные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района; сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации); сельские населенные пункты, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя; рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений; рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации).

Сельские агломерации — сельские территории, а также поселки городского типа и малые города с численностью населения, постоянно проживающего на их территориях, не превышающей 30 тыс. чел.

Особо охраняемые

природные

территории

Участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны

Транспортные магистрали

Законодательно не определено

ной области — законодательное закрепление определений всех видов туризма, систематизация и актуализация понятийно-терминологического аппарата» [5]. До утверждения Стратегии развития туризма федеральным законодательством были закреплены только понятия «детский туризм»3 и «экологический

туризм»4. После утверждения Стратегии развития туризма в июле 2021 г. введено понятие «сельский туризм» (табл. 2).

В 2008 г. К.В. Морозовым установлено соответствие между средствами размещения и видами туризма по целям поездки [1]. В 2017 г. развитие данного подхода было пред-

3 Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : федер. закон от 24 нояб. 1996 г. № 132-ФЗ : (ред. от 28 мая 2022 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

4 ГОСТ Р 56642-2015. Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования : утв. и введ. в действие приказом Росстандарта от 14 окт. 2015 г. № 1562 ст // СПС «КонсультантПлюс».

Таблица 2

Приоритетные виды туризма в РФ (в условиях реализации Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года)

Вид туризма Определение Нормативный документ

Детский Туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Культурно-познавательный Путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с историко-культурными и природными ценностями, традициями и обычаями, в том числе посредством осуществления экскурсионной деятельности и проведения событийных мероприятий Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» от 20 сентября 2019 г. № 2129-р

Горнолыжный Активный вид отдыха на территории горнолыжного комплекса в спортивных, физкультурных, оздоровительных и рекреационных целях Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» от 20 сентября 2019 г. № 2129-р

Окончание табл. 2

Вид туризма Определение Нормативный документ

Круизный Путешествие на круизном судне по обозначенному маршруту в культурно-познавательных, досугово-рек-реационных, оздоровительных, профессионально-деловых и других целях Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» от 20 сентября 2019 г. № 2129-р

Экологический Деятельность по организации путешествий, включающая все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе при стремлении к ее сохранению ГОСТ Р 56642-2015 «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования»

Деловой Путешествие в профессионально-деловых целях (командировки, конференции, конгрессы, выставки, встречи, деловые мероприятия и пр.), включающее в себя предоставление услуг проезда, проживания, организации встреч, питания, культурного, музейного, досугового характера и т.п. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» от 20 сентября 2019 г. № 2129-р

Сельский Туризм, предусматривающий посещение сельской местности, малых городов с численностью населения до 30 тыс. чел., в целях отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни, ознакомления с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) участия в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды с возможностью предоставления услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг. Деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма осуществляется сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ

ставлено в работе В.Т. Головерова, Е.В. Беловой [2]. Нами установлена привязка классифицированных5 и неклассифицированных средств размещения к приоритетным видам туризма в РФ по целям поездки (табл. 3).

На основании проведенного анализа (см. табл. 3) можно сделать вывод о том, что развитие приоритетных видов туризма в РФ связано с развитием разнообразных средств размещения туристов, к числу которых относятся не только классифицированные средства размещения, но и неклассифицированные. При этом среди неклассифицированных средств размещения в исследовании выделены средства размещения, упомянутые в Положении о классификации гостиниц (например, кемпинги, гостевые дома и др.), а также те средства размещения, которые не входят в границы правового поля (например, глэмпинги, автокемпинги и др.).

Определение приоритетных видов средств размещения. В целях увеличения пропускной способности указанных территорий в срок до 2035 г. запланировано расширение инфраструктуры средств раз-

5 Об утверждении Положения о классификации гостиниц : постановление Правительства РФ от 18 нояб. 2020 г. № 1860 : (ред. от 7 апр. 2022 г.) // СПС «Кон-сультантПлюс».

мещения, определены приоритетные виды средств размещения, строительство которых будет осуществляться с участием государственного финансирования. Указанные средства размещения имеют определенные преимущества как элементы инфраструктуры туризма на территориях перспективного развития.

С учетом той роли, которую развитие сети средств размещения туристов играет в социально-экономическом развитии страны, целесообразно формирование перечня действующих средств размещения, которые нуждаются в первоочередной государственной поддержке, а также планируемых к созданию. Исследователь А.В. Быков отмечает, что «подобная работа по выбору гостиничных структур должна базироваться на системе критериев отбора: функциональная направленность гостиниц; их рыночная востребованность; значимость с социально-политической и культурно-исторической точек зрения; а также ожидаемая величина поступлений в бюджет» [3].

В условиях реализации Стратегии развития туризма в качестве критериев отбора видов средств размещения, нуждающихся в господдержке в первую очередь, выделены следующие: пропускная способность средств

Привязка средств размещения к видам туризма по целям поездки (в условиях реализации Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года)

Средства размещения Приоритетные виды туризма

Детский Культурно-познавательный Горнолыжный Круизный Экологический Деловой Сельский

Классифицированные средства размещения (в соответствии с Положением о классификации гостиниц от 18 ноября 2020 г. № 1860)

Городская гостиница (отель) + +

Гостиница, расположенная в здании, являющемся объектом культурного наследия и (или) выявленным объектом культурного наследия и (или) объектом, составляющим предмет охраны исторического поселения + +

Курортный отель, дом отдыха, центр отдыха, пансионат + + + + +

Апарт-отель + +

Комплекс апартаментов + +

Мотель + +

Хостел + + + +

Загородный отель, туристская база, база отдыха, гостиничные номера при визит-центре + + + + + +

Неклассифицированные средства размещения (в соответствии с Положением о классификации гостиниц от 18 ноября 2020 г. № 1860)

Средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей +

Кемпинги + + +

Общежития + +

Средства размещения в жилых помещениях (туристское жилье, в том числе гостевые дома) + + + +

Туристские приюты + +

Туристские стоянки + +

Дома-кордоны +

Неклассифицированные средства размещения (не указанные в Положении о классификации гостиниц от 18 ноября 2020 г. № 1860)

Транспортные специализированные средства размещения: общественный пассажирский транспорт (теплоходы, суда, паромы), наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега, круизные речные и морские суда, яхты, катера, плавучие гостиницы/ отели, прогулочные корабли, флотели, акватели/ботели, ротели + +

Глэмпинг + +

Автокемпинги + +

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

м м

ы

Z

10 р

5 (Л О

5

о»

размещения, скорость их возведения, пригодность средств размещения для круглогодичного использования, их воздействие на природу (экологию), мобильность (табл. 4).

Анализ данных, представленных в табл. 4, позволяет сделать вывод о том, что среди приоритетных видов средств размещения есть такие, статус которых не определен и которые не включены в состав классифицированных средств размещения, например гостевые дома и модульные некапитальные

средства размещения. Как следствие, отсутствуют требования к данным видам средств размещения туристов, правила предоставления услуг размещения и временного проживания, условия классификации указанных объектов. Требуется дальнейшее исследование указанных видов средств размещения туристов и внесение соответствующих изменений в нормативно-правовые документы.

В рамках данного исследования делаем вывод о том, что государственная поддерж-

Приоритетные виды средств размещения в условиях реализации НП «Туризм и индустрия гостеприимства»

Территория Приоритетные виды средств размещения Преимущества средств размещения

Туристские мега-территории Гостиницы (категории не ниже чем «три звезды») площадью не менее 5 тыс. м2 или с номерным фондом от 120 номеров и многофункциональные комплексы с номерным фондом санаторно-курортных организаций и (или) гостиниц категории не ниже чем «три звезды» общей площадью не менее 10 % многофункционального комплекса Высокая пропускная способность

Сельская местность Помещения для приема туристов (гостевые дома) -

Особо охраняемые природные территории Модульные некапитальные средства размещения Быстровозводимость. Минимальный ущерб природе. Пригодность номерного фонда для круглогодичной долгосрочной эксплуатации, его комфортность и современность. Относительная мобильность

Транспортные магистрали Модульные некапитальные средства размещения Быстровозводимость. Пригодность номерного фонда для круглогодичной долгосрочной эксплуатации, его комфортность и современность. Относительная мобильность

Кемпинги, автокемпинги Мобильность

«о

МП

о

1Л 1Л

ä &

rf о

сч м

ci

N

0 N

£ £

1

iE э

ф *

п

(О «

£ «

СО

ка коллективных средств размещения осуществляется с применением дифференцированного подхода с учетом определенных НП «Туризм и индустрия гостеприимства» территорий для перспективного развития туризма и его приоритетных видов.

Адресные меры государственной поддержки приоритетных видов средств размещения. Применение дифференцированного подхода к государственной поддержке средств размещения в РФ обусловлено также адресными мерами, реализуемыми в рамках такой поддержки [12], раскрытие которых позволяет сформировать представление о мероприятиях, носящих преимущественно финансовый характер (рис. 2).

Инвестиции. Федеральные целевые программы «Развитие внутреннего и въезд-

ного туризма в Российской Федерации» на период 2011-2018 гг.6 и 2019-2025 гг.7 включают достаточно большой ряд мероприятий, связанных с количественным и качественным развитием сети средств размещения как объектов туристской инфраструктуры. Для реализации мероприятий предусмотрено выделение бюджетных средств и использование внебюджетных источников финанси-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы) : постановление Правительства РФ от 2 авг. 2011 г. № 644 : (ред. от 7 февр. 2018 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

7 Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы) : распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 872-р : (ред. от 11 июля 2019 г.) // Там же.

Инвестиции Государственно-частное партнерство, особые экономические зоны, туристско-рекреационные комплексы

Субсидии Из бюджетов различных уровней

Гранты На поддержку предпринимательских инициатив

Государственные гарантии Коммерческие банки и государственные корпорации

® 3

СО

Рис. 2. Адресные меры государственной поддержки средств размещения

рования. Так, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ запланировано проведение капитального строительства (реконструкции), модернизации обеспечивающей инфраструктуры туристских объектов с длительным сроком окупаемости (транспортная и инженерная инфраструктура, в том числе сети электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, связи, обеспечивающая инфраструктура пляжей, очистные сооружения, дноуглубление и берегоукре-пление). Частные инвестиции предполагается направлять на строительство, реконструкцию и оснащение туристской инфраструктуры (коллективных средств размещения, объектов торговли, досуга, развлечения и питания, спортивно-развлекательных и рек-реационно-оздоровительных комплексов, комплексов придорожного сервиса).

Субсидирование процентной ставки и выделение грантов. Адресные меры государственной поддержки реализуются в соответствии с НП «Туризм и индустрия гостеприимства», основные положения которого согласуются с целевыми установками комплексного развития внутреннего и въездного туризма, заложенными в Стратегии развития туризма. НП «Туризм и индустрия гостеприимства» направлен на комплексное развитие туристской отрасли страны через реализацию трех федеральных проектов, которыми предусмотрены инструменты государственной поддержки средств размещения (табл. 5).

Субсидирование процентной ставки на строительство (реконструкцию) гостиниц.

«Сегодня внутри страны туристам не хватает качественных современных отелей круглогодичного формата. И механизм льготного кредитования — как раз одна из ключевых мер для того, чтобы туристская инфраструктура активнее развивалась там, где мы видим ее дефицит, в первую очередь это, конечно же, курортные территории. Чем больше будет качественных отелей, тем выше будет конкуренция, а это напрямую влияет на соотношение цены и качества отдыха», — отметила глава Ростуризма Зарина Догузова8.

Строительство и реконструкция коллективных средств размещения осуществляются частными инвесторами. Кредитование является важным инструментом финансовой поддержки предприятий сферы туризма. В силу низкой рентабельности гостиниц и предприятий общественного питания (рентабельность продаж — 7,1 %, рентабельность активов — 2,6 %)9 возможно субсидирование процентных ставок по кредиту и предоставление налоговых льгот в течение срока окупаемости гостиницы.

Впервые в России инвесторы смогут до 2024 г. получать льготные кредиты на срок до 15 лет по ставке 3-5 % на строительство и реконструкцию отелей на основании постановления Правительства РФ от 9 февра-

8 Ростуризм запускает программу льготных кредитов на строительство гостиниц // Ростуризм. URL: https://realty.ria.ru/20210709/gostinitsy-1740554866. html.

9 Об утверждении Концепции системы планирова-

ния выездных налоговых проверок : приказ ФНС России

от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ : (ред. от 10 мая 2012 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

Таблица 5

Основные инструменты поддержки реализации НП «Туризм и индустрия гостеприимства»

Федеральный проект Перечень инструментов государственной поддержки

«Развитие туристической инфраструктуры и создание качественных турпродуктов» Субсидирование процентной ставки на строительство (реконструкцию) гостиниц. Грантовая поддержка общественных, предпринимательских и региональных инициатив, направленных на развитие туризма. Создание территориальных планов туристского развития. Субсидии регионам на формирование привлекательных центров городов. Субсидии регионам на создание обеспечивающей инфраструктуры для туристских продуктов

«Повышение доступности туристских услуг» Субсидии юридическим и физическим лицам в целях снижения стоимости турпродукта для конечного потребителя. Финансирование мероприятий по системному продвижению национальных и региональных туристских продуктов на внутреннем и мировом туристских рынках

«Совершенствование управления в сфере туризма» Финансирование мероприятий по подготовке кадров. Финансирование мероприятий по цифровизации государственных услуг и совершенствованию сбора данных. Введение налоговых льгот. Реализация комплекса мер, направленных на улучшение условий функционирования отрасли

01

ш

5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

2 2

Ы Z

10 р

5

(Л О

5

о»

ля 2021 г. № 14110 — на эти цели выделено 18,8 млрд р. Новая мера поддержки позволит инвесторам с привлечением заемных средств строить или реконструировать отели категории не ниже чем «три звезды» площадью от 5 тыс. м2 или с номерным фондом от 120 номеров, а также санатории. Выбрать уполномоченный банк заемщик сможет самостоятельно. Государство возместит недополученные доходы российским кредитным организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». Согласно утвержденным критериям, размер кредита может варьироваться от 100 млн до 70 млрд р. Рос-туризм оценивает объем выдачи кредитов в 200 млрд р. к 2024 г. На эти средства будет начато строительство более 20 тыс. современных номеров.

Отбор заемщиков осуществляется Ростуризмом совместно с Правительственной комиссией по туризму. Как отметила глава Ростуризма Зарина Догузова, «75 % одобренных проектов будет находиться под управлением федеральных и международных гостиничных операторов, таких как «Алеан», «Космос», «Азимут», Hilton, Accor (Mercure), Holiday inn, Marriot International, Sheraton, Novotel, «Рэдиссон» и др. Более половины поддержанного номерного фонда — порядка 9 000 номеров из 14 000 — будет создано в Республике Крым, Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской, Ярославской и Тверской областях (Завидово), Карачаево-Черкессии (Архыз) и др. Еще 1 000 номеров поддержано в Сибири и на Дальнем Востоке — в Шерегеше, на Байкале, в Приморском крае и Сахалинской области»11.

С одной стороны, государство предоставляет инвестиции компаниям гостиничной индустрии, что позволяет развивать отрасль, а с другой — эта развивающаяся отрасль привлекает инвесторов.Так, А.А. Ларионова отмечает, что «присутствие «якорных инве-

10 Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке инвесторам для реализации инвестиционных проектов, необходимых для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма, создания и развития туристских кластеров, способствующих развитию внутреннего и въездного туризма, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по развитию туризма в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 9 февр. 2021 г. № 141 // СПС «КонсультантПлюс».

11 Ростуризм одобрил 38 инвестпроектов на льготные кредиты для строительства отелей // Ростуризм. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/arti-с^/82961.

сторов» — сетевых гостиниц является сигналом осуществимости рискованного проекта, помогает привлечь в субъект больше частных инвесторов для строительства малых средств размещения, объектов питания и прочих туристских объектов» [7; 8].

Грантовая поддержка. Грантовая поддержка осуществляется в форме межбюджетных трансфертов регионам. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2022 г. № 958-р12 распределены субсидии, предоставляемые в 2022 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых выступают бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ на осуществление поддержки общественных инициатив, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения. Распоряжение Правительства РФ от 21 апреля 2022 г. № 958-р разработано вместо постановления от 7 декабря 2019 г. № 161913, в соответствии с которым ранее реализовывался механизм прямого субсидирования юридических лиц.

Общей отличительной чертой подобных грантов является конкурсная система14 их предоставления и выполнение регионами — получателями грантов определенных условий, которые имеют количественное измерение, т.е. достижение регионами установленных значений индикаторов (табл. 6).

Субсидирование осуществляется в отношении средств размещения, включающих не менее десяти модулей, каждый номер должен быть оборудован всем необходимым, в том числе мебелью, санузлом и инженерными коммуникациями; номерной фонд должен быть пригодным для круглогодичной

12 О выделении Ростуризму в 2022 году бюджетных ассигнований в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление поддержки не менее 55 общественных инициатив, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения : распоряжение Правительства РФ от 21 апр. 2022 г. № 958-р // СПС «КонсультантПлюс».

13 Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма : постановление Правительства РФ от 7 дек. 2019 г. № 1619 // Там же.

14 Об утверждении положения о проведении кон-

курса на предоставление субсидий из федерального

бюджета на грантовую поддержку общественных и

предпринимательских инициатив, направленных на раз-

витие внутреннего и въездного туризма : приказ Фе-

дер. агентства по туризму от 9 сент. 2020 г. № 294-пр-

20 : (ред. от 28 мая 2021 г.) // Там же.

Таблица 6

Грантовая поддержка общественных, предпринимательских и региональных инициатив, направленных на развитие туризма, в 2022 г.

Макси- Объем софи-нансирования Максимально возможный размер

Субсидия Получатели средств мальная сумма из средств организаций и индивидуальных предпринимателей бюджетных средств, Направления расходования применительно к средствам

гранта, который размещения

млн р. может получить регион, млн р.

На осущест- Юридические 3,0 Не менее 91,2 Создание и оборудование мо-

вление гранто- лица и инди- 30 % от дульных некапитальных средств

вой поддержки видуальные объема размещения (за исключением

общественных предприни- запрашивае- кемпингов и автокемпингов).

и предприни- матели (за мого гранта Реализация проектов, направ-

мательских исключением ленных на создание и развитие

инициатив, неком- доступной туристской среды

направленных мерческих для людей с ограниченными

на развитие организаций, возможностями здоровья,

внутреннего являющихся стимулирование развития

и въездного государствен- инклюзивного туризма (в том

туризм ными (муниципальными) учреждениями) числе оборудование пандусов, подъемников, адаптационные работы и иные мероприятия по созданию безбарьерной среды, среды для инвалидов по зрению и слуху)

На осущест- Юридические 3,5 Не менее 41,2 Приобретение жилых модулей

вление гранто- лица и инди- 30 % от (легких каркасных зданий и

вой поддержки видуальные объема модульных конструкций), кем-

общественных предприни- запрашивае- пинговых палаток и других видов

инициатив, матели (за мого гранта туристского оборудования,

направленных исключением используемого для органи-

на создание неком- зации пребывания (ночлега) в

модульных мерческих кемпинге.

некапитальных организаций, Обустройство жилой и рекре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средств являющихся ационной зон, оборудование

размещения государствен- санитарных узлов (мест общего

(кемпинги и ными (муни- пользования).

автокемпинги) ципальными) учреждениями) Обеспечение доступа для туристов с ограниченными физическими возможностями здоровья. Создание системы визуальной информации и навигации

01 И 5<

а л

г

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч 2

о

м м

ы Z

10 р

5

о

5

е>

долгосрочной эксплуатации, комфортным и современным. В 2022 г. на создание быстро-возводимых гостиниц на 2,5 тыс. мест в РФ выделено 4 млрд р.

Гранты также предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на развитие сельского туризма. В качестве примера можно назвать грант «Агроту-ризм»15, основные характеристики которого в части поддержки средств размещения как инфраструктурного элемента сельского туризма представлены в табл. 7.

15 Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие сельского туризма : утв. постановлением Правительства РФ от 16 дек. 2021 г. № 2309 // СПС «КонсультантПлюс».

Получателями гранта могут выступать сельхозпроизводители, для которых развитие средств размещения туристов является вспомогательным видом деятельности. Законодательно разрабатываются требования к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности, в рамках реализации гранта «Агротуризм», в том числе к помещениям для приема туристов: необходимо осуществлять деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации; владеть участком более пяти лет (или правом собственности на такой срок) после подачи документов; срок окупаемости проекта не должен превышать пять лет; требуется про-

Грант «Агротуризм»

Получатели Сумма гранта, млн р. Направления расходования применительно к средствам размещения

ООО и ИП 3-10 Приобретение, строительство, модернизация или реконструкция средств размещения, в том числе модульных, используемых для приема туристов. Подключение средств размещения, объектов, используемых для приема туристов, к электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, в том числе автономным. Проведение работ по благоустройству территорий, прилегающих к средствам размещения. Приобретение мебели и оборудования для оснащения средств размещения, используемых для приема туристов

должать работу в этой местности не менее пяти лет со дня получения гранта и достичь показателей проекта16. Предоставление грантов способствует формированию благоприятной предпринимательской среды для субъектов малого и среднего предпринимательства [9; 10], в том числе для средств размещения, осуществляющих деятельность на сельских территориях и особо охраняемых природных территориях.

Предоставление государственных гарантий. В современных условиях экономика РФ нуждается в инвестиционных ресурсах, позволяющих обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие. Одним из инструментов государственной финансовой

16 Об утверждении требований к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности : проект постановления Правительства РФ (по состоянию на 29 июля 2022 г.) // СПС «Консуль-тантПлюс».

поддержки капиталоемких, экономически состоятельных и финансово эффективных, а также социально значимых инвестиционных проектов, которые позволяют создать «точки роста», являются государственные гарантии РФ.

Выводы

Реализуемые меры государственной финансовой поддержки в отношении различных видов средств размещения достаточно диффе-ренцированны и многообразны. Применение дифференцированного подхода к реализации мер такой поддержки, который учитывает индивидуальные особенности каждой территории и позволяет полноценно использовать их потенциал, должным образом влияя на развитие как «точек роста», так и проблемных регионов, в долгосрочной перспективе способствует равномерному пространственному и территориальному развитию страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Морозов К.В. Экономические основы формирования гостиничного хозяйства : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / К.В. Морозов. — Москва, 2008. — 24 с.

2. Головеров В.Т. Принципы формирования рациональных типов малых гостиниц экономического класса на Черноморском побережье / В.Т. Головеров, Е.В. Белова. — EDN ZCJPMV // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Краснодар, 24 апр. 2017 г. — Краснодар, 2017. — С. 94-107.

3. Быков А.В. Развитие инструментов регулирования бизнес-процессов в сфере гостиничных услуг : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А.В. Быков. — Москва, 2012. — 27 с.

4. Кривошеева Т.М. Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма: совершенствование и расширение инструментария / Т.М. Кривошеева. — DOI 10.24411/1995-0411-2020-10103. — EDN WSNMLX // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2020. — T. 14, № 1. — С. 24-34.

5. Бушуева И.В. Новые стратегические приоритеты развития туризма в России / И.В. Бушуева. — DOI 10.24411/2413-693X-2019-10404. — EDN NALDGY // Сервис plus. — 2019. — T. 13, № 4. — C. 25-33.

6. Казакова С.М. Зарубежный опыт применения дифференцированного подхода в регулировании регионального развития / С.М. Казакова, В.В. Климанов. — DOI 10.15688/re.volsu.2018.4.5. — EDN YPOZCP // Региональная экономика. Юг России. — 2018. — № 4. — С. 55-68.

7. Ларионова А.А. Проблемы расширения источников финансирования предприятий отрасли туризма / А.А. Ларионова. — DOI 10.25688/2312-6647.2020.25.3.02. — EDN IBTWGK // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Экономика. — 2020. — № 3. — С. 15-26.

8. Белавина Я.А. Роль государства в финансировании малого бизнеса в индустрии гостеприимства и туризма / Я.А. Белавина, А.С. Ильюшенок. — EDN LPDEPB // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. — 2016. — Т. 9, № 1. — С. 463-472.

9. Санина Л.В. Проблемы и перспективы оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Иркутской области / Л.В. Санина. — EDN RXBVUH // Baikal Research Journal. — 2014. — № 1. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=18738.

10. Раева В.А. Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России / В.А. Раева. — EDN LYGBFI // Интернаука. — 2020. — Т. 23, № 2. — С. 51-53.

11. Чистякова О.В. Использование рекреационных возможностей Иркутской области для инновационного развития региона / О.В. Чистякова. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(4).7. — EDN VXBMSW // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 4. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=24843.

12. Колодин В.С Эффективность использования инструментов государственного регулирования экономики в современной России / В.С. Колодин, Е.Е. Зайцева. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(4).6. — EDN VGAXEO // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 4. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article. aspx?id=24842.

REFERENCES

1. Morozov K.V. Economic bases for the formation of the hotel industry. Cand. Diss. Thesis. Moscow, 2008. 24 p.

2. Goloverov V.T., Belova E.V. Principles of formation of rational types of small economy class hotels on the Black Sea coast. Design and architecture: synthesis of theory and practice. Materials of All-Russian Research Conference, Krasnodar, April24, 2017. Krasnodar, 2017, pp. 94-107. (In Russian). EDN: ZCJPMV.

3. Bykov A.V. Development of tools for regulating business processes in the field of hotel services. Cand. Diss. Thesis. Moscow, 2012. 27 p.

4. Krivosheeva T.M. State Tourism Policy of the Russian Federation: the Tool Improvement and Extension. Sovremennye problemy servisa i turizma = Service and Tourism: Current Challenges, 2020, vol. 14, no. 1, pp. 2434. (In Russian). EDN: WSNMLX. DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10103.

5. Bushueva I.V. New Strategic Priorities for Tourism Development in Russia. Servis plus = Service Plus, 2019, vol. 13, no. 4, pp. 25-33. (In Russian). EDN: NALDGY. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10404.

6. Kazakova S.M., Klimanov V.V. Foreign Experience Ofapplication of the Differentiated Approach in Regulation of Regional Development. Regional'naya ekonomika. Yug Rossii = Regional Economy. South of Russia, 2018, no. 4, pp. 55-68. (In Russian). EDN: YPOZCP. DOI: 10.15688/re.volsu.2018.4.5.

7. Larionova A.A. The Problem of Expanding the Funding Sources of Enterprises in the Tourism Industry. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Economy = Moscow city university. Series: Economy, 2020, no. 3, pp. 15-26. (In Russian). EDN: IBTWGK. DOI: 10.25688/2312-6647.2020.25.3.02.

8. Belavina Ya.A. Government Role in Small Business Financing in Hospitality and Tourism Industry. Industriya turizma: vozmozhnosti, prioritety, problemy i perspektivy = Tourism industry: opportunities, priorities, problems and prospects,2016, vol. 9, no. 1, pp. 463-472. (In Russian). EDN: LPDEPB.

9. Sanina L.V. Problems and Prospects of Financial Support for Small and Medium Business in Irkutsk Oblast. Baikal Research Journal, 2014, no. 1. (In Russian). EDN RXBVUH.

10. Raeva V.A. Measures of state support for small and medium-sized businesses in Russia. Internauka, 2020, vol. 23, no. 2, pp. 51-53. (In Russian). EDN: LYGBFI.

11. Chistyakova O.V. Harnessing the Irkutsk Oblast Recreational Potential for the Innovation-Driven Growth the Region. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 4. (In Russian). EDN: VXBMSW. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).7.

12. Kolodin V.S. Efficiency of State Economy Regulation Tools in Contemporary Russia. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 4. (In Russian). EDN: VGAXEO. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).6.

Информация об авторе

Суранова Оксана Александровна — старший преподаватель, кафедра менеджмента и сервиса, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: SuranovaISU@ mail.ru, SPIN-код: 3281-9063, AuthorID РИНЦ: 706749.

Author

Oksana A. Suranova — Senior Lecturer, Department of Management and Services, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: Suranova-ISU@mail.ru, SPIN-Code: 3281-9063, AuthorID RSCI: 706749.

Для цитирования

Суранова О.А. Дифференцированный подход к осуществлению государственной финансовой поддержки современных средств размещения туристов в Российской Федерации / О.А. Суранова. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(3).550-561. — EDN WEOCDX // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 3. — С. 550-561.

For Citation

Suranova O.A. Differentiated Approach to the Provision of State Financial Support Measures for Modern Tourist Accommodation Facilities in the Russian Federation. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 3, pp. 550-561. (In Russian). EDN: WEOCDX. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(3).550-561.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.