Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА КАК СЛЕДСТВИЕ ПАНДЕМИИ И САНКЦИЙ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА КАК СЛЕДСТВИЕ ПАНДЕМИИ И САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
432
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / САНКЦИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ И ТЕРРИТОРИЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шабанова Людмила Борисовна, Юсупова Гульнара Ринатовна, Кабиров Ильдар Сарварович

В процессе реформирования отечественной экономики усилилась непропорциональность в развитии территорий, муниципальных образований и регионов РФ: увеличилось количество депрессивных территорий с низкими темпами социально-экономического развития и качеством жизни населения. Несмотря на очевидное экономическое значение индустрии туризма, ее вклада в развитие мировой экономики и экономики конкретных государств, до сих пор не решены такие базовые проблемы, как определение общепризнанной трактовки сущности понятия индустрия туризма и разработка системы достоверного и прозрачного статистического учета результатов ее функционирования. Цель - обосновать гипотезу обеспечения устойчивого и сбалансированного развития индустрии туризма как динамично развивающегося многоотраслевого комплекса территорий и регионов. Новизна заключается в разработке механизма трансформации индустрии туризма как инструмента пропорционального экономического развития регионов и территорий РФ. Практическая значимость исходит из необходимости разработки стратегии устойчивого развития индустрии туризма в регионах РФ, основанной на ее государственном регулировании. Объект - основные направления трансформации индустрии туризма в реалиях сегодняшнего дня с учетом ограничений и закрытия границ, цифровизации и трансформации региональных туристских продуктов. Методы: экспертный, интегральный, рейтинговый и программно-целевой, контент-анализ, формальная логика. Результаты: определение основных направлений трансформации индустрии туризма и точек ее дальнейшего экономического роста на базе анализа и оценки развития индустрии туризма под влиянием макроэкономических факторов в разрезе муниципальных образований и регионов РФ, оценки состояния индустрии туризма в регионах РФ и ее влияния на их социально-экономическое развитие, анализ эффективности государственной политики в сфере туризма в постпандемийном периоде и в условиях тотальных санкций. Устойчивое развитие индустрии туризма может быть достигнуто путем увеличения количества поездок россиян внутри страны; обеспечения эффекта синергии, выраженного в возможности привлечения на каждый вложенный рубль бюджетных инвестиций 3-4 рублей из средств частных инвесторов; развития туристических макротерриторий путем формирования так называемых «магнитов» - наиболее привлекательных туристических точек; субсидирования поездок россиян; выделения субсидий на развитие туристской инфраструктуры; обеспечения грантовой поддержки различных инициатив, направленных на развитие индустрии туризма; улучшения кадрового потенциала в индустрии туризма; ускорения цифровизации всех объектов индустрии туризма. Последовательная реализация предлагаемых мероприятий позволит уже в ближайшей перспективе повысить конкурентоспособность индустрии туризма РФ на мировом рынке туристских услуг, усилить роль регионов, областей, округов, краев и городов в развитии экономического потенциала страны, обеспечить их пропорциональное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шабанова Людмила Борисовна, Юсупова Гульнара Ринатовна, Кабиров Ильдар Сарварович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE TOURISM INDUSTRY AFTER COVID-19 PANDEMIC AND SANCTIONS

The recent reforms of the domestic economy have increased the financial gaps between different regions of the Russian Federation. More and more territories suffer from slow socio-economic development and poor life quality. A strong tourism industry may be an excellent solution if treated as a dynamic multi-industrial complex of territories. The authors used content analysis, formal logic, expert, integral, rating, and program-targeted methods to predict the transformation of the tourism industry and determine the points of its further economic growth. The assessment included the impact of macroeconomic factors, as well as the effect of the regional tourism on the local social and economic development. The article also features the effect of the COVID-19 pandemic, the current sanctions, the global digitalization, and various regional specifics on the local tourism. The research resulted in a mechanism that could turn the tourism industry into an instrument of regional economic development. However, the regional tourism industry needs a sustainable state-managed development strategy.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА КАК СЛЕДСТВИЕ ПАНДЕМИИ И САНКЦИЙ»

ВЕСТНИК Шабанова Л. Б., Юсупова Г. Р., Кабиров И. С.

КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА _

политические, социологические и экономические науки Трансформация индустрии туризма

оригинальная статья

Трансформация индустрии туризма как следствие пандемии и санкций

Шабанова Людмила Борисовна Кабиров Ильдар Сарварович

Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова,

Россия, Казань Россия, Казань

https://orcid.org/0000-0003-0487-009X

Юсупова Гульнара Ринатовна

Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, Россия, Казань

https://orcid.org/0000-0002-0967-4744

y-gulnarin@mail.ru

Поступила в редакцию 18.08.2022. Принята после рецензирования 30.09.2022. Принята в печать 03.10.2022.

Аннотация: В процессе реформирования отечественной экономики усилилась непропорциональность в развитии территорий, муниципальных образований и регионов РФ: увеличилось количество депрессивных территорий с низкими темпами социально-экономического развития и качеством жизни населения. Несмотря на очевидное экономическое значение индустрии туризма, ее вклада в развитие мировой экономики и экономики конкретных государств, до сих пор не решены такие базовые проблемы, как определение общепризнанной трактовки сущности понятия индустрия туризма и разработка системы достоверного и прозрачного статистического учета результатов ее функционирования. Цель - обосновать гипотезу обеспечения устойчивого и сбалансированного развития индустрии туризма как динамично развивающегося многоотраслевого комплекса территорий и регионов. Новизна заключается в разработке механизма трансформации индустрии туризма как инструмента пропорционального экономического развития регионов и территорий РФ. Практическая значимость исходит из необходимости разработки стратегии устойчивого развития индустрии туризма в регионах РФ, основанной на ее государственном регулировании. Объект - основные направления трансформации индустрии туризма в реалиях сегодняшнего дня с учетом ограничений и закрытия границ, цифровизации и трансформации региональных туристских продуктов. Методы: экспертный, интегральный, рейтинговый и программно-целевой, контент-анализ, формальная логика. Результаты: определение основных направлений трансформации индустрии туризма и точек ее дальнейшего экономического роста на базе анализа и оценки развития индустрии туризма под влиянием макроэкономических факторов в разрезе муниципальных образований и регионов РФ, оценки состояния индустрии туризма в регионах РФ и ее влияния на их социально-экономическое развитие, анализ эффективности государственной политики в сфере туризма в пост-пандемийном периоде и в условиях тотальных санкций. Устойчивое развитие индустрии туризма может быть достигнуто путем увеличения количества поездок россиян внутри страны; обеспечения эффекта синергии, выраженного в возможности привлечения на каждый вложенный рубль бюджетных инвестиций 3-4 рублей из средств частных инвесторов; развития туристических макротерриторий путем формирования так называемых «магнитов» - наиболее привлекательных туристических точек; субсидирования поездок россиян; выделения субсидий на развитие туристской инфраструктуры; обеспечения грантовой поддержки различных инициатив, направленных на развитие индустрии туризма; улучшения кадрового потенциала в индустрии туризма; ускорения цифровизации всех объектов индустрии туризма. Последовательная реализация предлагаемых мероприятий позволит уже в ближайшей перспективе повысить конкурентоспособность индустрии туризма РФ на мировом рынке туристских услуг, усилить роль регионов, областей, округов, краев и городов в развитии экономического потенциала страны, обеспечить их пропорциональное развитие.

Ключевые слова: индустрия туризма, трансформация, пандемия, санкции, устойчивое развитие регионов и территорий, государственное регулирование р

е л э S

© 2022. Автор(ы). &атья распространяется на условиях CC BY 4.0 International License 511

Цитирование: Шабанова Л. Б., Юсупова Г. Р., Кабиров И. С. Трансформация индустрии туризма как следствие пандемии и санкций. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7. № 4. С. 511-520. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2022-7-4-511-520

BULLETIN

KEMEROVO STATE UNiVERSiTY

Transformation of the Tourism Industry political, sociological and economics

full article

Transformation of the Tourism Industry after COVID-19 Pandemic and Sanctions

Lyudmila B. Shabanova Ildar S. Kabirov

Timiryasov Kazan Innovative University, Russia, Kazan Timiryasov Kazan Innovative University, Russia, Kazan

https://orcid.org/0000-0003-0487-009x

Gulnara R. Yusupova

Timiryasov Kazan Innovative University, Russia, Kazan

https://orcid.org/0000-0002-0967-4744

y-gulnarin@mail.ru

Received 18 Aug 2022. Accepted after peer review 30 Sep 2022. Accepted for publication 3 Oct 2022.

Abstract: The recent reforms ofthe domestic economy have increased the financial gaps between different regions ofthe Russian Federation. More and more territories suffer from slow socio-economic development and poor life quality. A strong tourism industry may be an excellent solution if treated as a dynamic multi-industrial complex of territories. The authors used content analysis, formal logic, expert, integral, rating, and program-targeted methods to predict the transformation of the tourism industry and determine the points of its further economic growth. The assessment included the impact of macroeconomic factors, as well as the effect of the regional tourism on the local social and economic development. The article also features the effect of the COVID-19 pandemic, the current sanctions, the global digitalization, and various regional specifics on the local tourism. The research resulted in a mechanism that could turn the tourism industry into an instrument of regional economic development. However, the regional tourism industry needs a sustainable state-managed development strategy. Keywords: tourism industry, transformation, pandemic, sanctions, sustainable development of regions and territories, state regulation

Citation: Shabanova L. B., Yusupova G. R., Kabirov I. S. Transformation of the Tourism Industry after COVID-19 Pandemic and Sanctions. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki, 2022, 7(4): 511-520. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2500-3372-2022-7-4-511-520

Введение

Всемирный совет по туризму и путешествиям (ВТТС) отмечает, что удельный вес вклада индустрии туризма в ВВП России накануне пандемии составлял 4,2 % (около 4926 млрд руб.), что почти в 2,5 раза меньше, чем вклад в ВВП мировой экономики (10,4 %)!. При этом следует помнить, что доля индустрии туризма в ВРП превышает среднероссийский показатель только в 5 субъектах - Краснодарский и Ставропольский края, Республика Крым, г. Москва и Московская область, в 58 субъектах приближается к этому уровню. Самый низкий уровень наблюдается в Республике Ингушетия, Ямало-Ненецком и Ненецком Автономных округах [1]. По прогнозу специалистов ВТТС, к 2024 г. доля индустрии туризма в ВВП России и количество рабочих мест в ней увеличится до 5,1 % (3,6 млн рабочих мест)2.

Учитывая, что индикаторы развития туристской индустрии в основном совпадают с тенденциями изменений общеэкономических показателей страны, в частности с показателями объемов ВВП, государственная политика последних лет направлена на обеспечение приоритетного развития индустрии туризма в РФ и ее регионах [2; 3]. Возможности индустрии туризма как инструмента устойчивого и пропорционального развития регионов России предполагается реализовать в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства»3 и «Стратегии развития туризма в России» до 2035 г.4

Несмотря на очевидное экономическое значение индустрии туризма, ее вклада в развитие мировой экономики и экономики конкретных государств, до сих пор не решены такие базовые проблемы, как определение

1 Туриндустрия через призму драйверов и барьеров бизнеса. Центр социально-экономических исследований, 2020. URL: https://www.csr.ru/ru/ publications/turindustriya-cherez-prizmu-drayverov-i-barerov-biznesa/ (дата обращения: 15.05.2022); Об утверждении Стратегии развития туризма ^ в РФ на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ № 941-р от 31.05.2014. URL: https://docs.cntd.ru/document/420200177 (дата обращения: о 15.05.2022).

tj 2 Туриндустрия через призму драйверов и барьеров...

м

3 Нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm (дата обращения: с 15.05.2022).

ы 4 Об утверждении Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г. Распоряжение Правительства РФ № 2129-р от 20.09.2019. URL: http:// а static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf (дата обращения: 15.05.2022).

политические, социологические и экономические науки Трансформация индустрии туризма

общепризнанной трактовки понятия индустрия туризма и разработка системы достоверного и прозрачного статистического учета результатов ее функционирования. Подведем некоторые итоги дискуссии о сущности термина индустрия туризма. К числу самых ранних дефиниций индустрии туризма следует отнести трактовку, данную Конференцией ООН по торговле и развитию в 1971 г., согласно которой, индустрия туризма - это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц [4].

Многие исследователи придерживаются отраслевого подхода к определению. М. А. Жукова считает, что «индустрия туризма - это специфическая отрасль национальной экономики, которая представляет совокупность организаций и предприятий национальной экономики, единой функциональной задачей которых является деятельность, направленная на удовлетворение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха, связанных с временным пребыванием вне обычной среды проживания» [5, с. 21].

Этой же точки зрения придерживается О. Т. Лойко: «туристская индустрия - отрасль экономики непроизводственной сферы, совокупность предприятий, учреждений и организаций, которые удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, обеспечивают производство и потребление туристского продукта» [6, с. 19]. По нашему мнению, основным аргументом справедливости отраслевого подхода к определению сущности этого понятия является только тот факт, что эта индустрия производит собственный продукт - тур.

В. А. Квартальнов утверждает, что туристскую индустрию нельзя считать отдельной отраслью, поскольку большая часть предприятий, относимых к индустрии туризма, занимается удовлетворением потребностей местного населения. Также в соответствии с Общероссийским классификатором «Отрасли народного хозяйства», туризм не являлся самостоятельной отрас-лью5. В трудах В. А. Квартальнова индустрия туризма рассматривается как экономическая система, состоящая из комплекса отраслей и подразделений, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений [7].

М. Б. Биржаков и соавторы, рассматривая индустрию туризма в качестве межотраслевого комплекса, определяют туристскую индустрию как «диверсифицированный межотраслевой комплекс, как взаимоувязанную систему предприятий и предпринимателей, предоставляющих туристам все необходимые для потребления в процессе туризма туристские услуги, работы и товары» [8].

В ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» сущность понятия индустрия туризма раскрывается через перечисление ее основных элементов: «туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников»6.

Почти все дефиниции сущности исследуемого понятия сводятся к перечислению отдельных видов деятельности, относимых к индустрии туризма. Уязвимость такого подхода заключается в том, что невозможно перечислить все элементы этого множества, неизбежно будут появляться новые элементы. По мере развития научно-технического прогресса происходит трансформация индустрии туризма.

В настоящее время обслуживанием туристов занимаются не только средства перемещения, размещения и развлечения туристов, но и банки, организации и учреждения культуры, здравоохранения, связи и др. Таким образом, в отличие от большинства отраслей экономики, индустрия туризма, имея свои производственные ресурсы (земля, персонал, капитал и т. д.), объединяет экономические субъекты различных отраслей и оказывает непосредственное влияние на экономическое развитие территорий, регионов и страны в целом.

Сформулируем авторское определение сущности исследуемого понятия. Индустрия туризма - это крупный самостоятельный многоотраслевой комплекс, являющийся частью народнохозяйственного комплекса территорий, муниципальных образований, регионов и государств, включающий меняющееся под влиянием научно-технического прогресса и геополитических факторов множество экономических субъектов различных организационно-правовых форм и видов собственности производственной и непроизводственной сферы деятельности, производящих туристские услуги и туры, востребованные как на внешнем, так и на внутреннем рынке. С нашей точки зрения, предложенная дефиниция сохранит свою актуальность даже с учетом постоянной трансформации в меняющейся макро- и микросреде.

Достижение цели исследования, направленной на обоснование гипотезы обеспечения устойчивого и сбалансированного развития индустрии туризма как динамично развивающегося многоотраслевого комплекса этих территорий и регионов, потребовало решения широкого

5 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (утв. приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 12.02.2020). СПС КонсультантПлюс.

6 Об основах туристской деятельности в РФ. ФЗ № 132-ФЗ от 24.11.1996 (ред. от 02.12.2019). СПС КонсультантПлюс.

Transformation of the Tourism Industry political, sociological and economics

круга задач. Для определения понятия индустрия туризма и основных направлений ее трансформации были использованы методы формальной логики и контент-анализа. Исследование состояния индустрии туризма в России и регионах, ее вклада в экономическое развитие этих субъектов потребовали использования рейтингового и интегрального методов. Для обоснования мер государственной стратегической политики по трансформации индустрии туризма как механизма пропорционального развития регионов и территорий РФ и их результативности был использован программно-целевой метод.

Результаты

Применение методов и методик позволило определить следующие основные направления трансформации отечественной индустрии туризма:

• ограничения, вызванные коронавирусной инфекцией СОУШ-19, санкции, введенные в связи со специальной военной операцией РФ на Украине привели к ограничению передвижения потоков людей и к большим потерям не только транспортных компаний, но и всей индустрии туризма;

• цифровизация, за темпами развития которой успевают не все предприятия индустрии туризма. Только 70 % туристских компаний предоставляют услуги онлайн, оставшиеся 30 % - только оффлайн;

• изменение рейтинга различных видов туризма и туристских продуктов. Классические виды туризма, пляжный, оздоровительный, познавательный, сохраняют свои приоритетные позиции. Однако изменение образа жизни людей требует освоения новых туристских ресурсов.

Проанализировано текущее положение отрасли в условиях распространения вирусной инфекции; выявлены тенденции, проблемы и перспективы функционирования российского туризма в посткоронавирусный период [9]; изучены колебания ликвидности и платежеспособности туристических агентств в условиях развития пандемии [10]; оценена результативность управления и планирования деятельности органов государственной власти [11].

Пандемия СОУШ-19 стала самым неожиданным и непредсказуемым явлением, повлиявшим на трансформацию всей мировой экономики и индустрии туризма в первую очередь [12; 13]. Уже в январе-августе 2020 г. количество международных туристических

прибытий в мире сократилось на 70,0 %. За 2020 г. объем въездного туризма сократился на 72,7 %, выездного -на 74 %. 30 % российских туристов отказались от зарубежных поездок из-за закрытия границ, локдаунов. Несмотря на рост спроса на отечественные курорты, сократился объем внутреннего туристского потока: размер суммы платежей в мае 2020 г. уменьшился примерно на 90 %, в июне - на 80-90 %, в конце июля - на 66 %, в конце августа - на 54 %, в целом за 2020 г. - более чем на 30 % по сравнению с теми же периодами 2019 г. Наибольшие потери понес внутренний экскурсионный туризм - спрос упал на 50-60 %7.

Наибольшей информативностью для оценки трансформации индустрии туризма обладают регулярные рейтинги: наиболее известный рейтинг, результаты которого публикуются раз в 2 года - Индекс конкурентоспособности туризма и путешествий от специалистов Всемирного экономического форума8 и национальные рейтинги, проводимые ЦИК «Рейтинг»9.

Индекс конкурентоспособности туризма и путешествий синтезирует влияние на развитие индустрии туризма 14 факторов: состояние природных, культурно-исторических и человеческих ресурсов, конкурентоспособности цен, международной открытости, безопасности и др. По результатам этого рейтинга, в 2019 г. РФ находилась на 39 месте в мире (в 2007 - на 99), в том числе на 33 месте по размерам доходов от туризма (почти в 20 раз ниже, чем у США), на 6 месте в мире по количеству выездных туристических поездок и на 7 месте по размерам расходов на международный туризм10.

По данным Всемирной туристической организации (ВТООН), до 24 февраля 2022 г. РФ входила в первую десятку из 140 стран по количеству въездных туров11. Традиционно привлекательность РФ как туристического направления складывалась из следующих факторов: невысокие цены, богатство исторических и природных достопримечательностей. Рост туристического потока осуществлялся за счет туристов из Китая, Абхазии и Эстонии. В 2019 г. количество туристов из этих стран выросло в среднем на 14 %, однако введенные санкции остановили эти потоки. Сохраняется стабильная динамика роста потока туристов из Китая: среднегодовые темпы роста составляют почти 17 %, численность туристов из Китая достигла почти 23 % всего потока туристов из стран дальнего зарубежья12.

7 Анализ рынка туристических услуг России. Общие тенденции развития рынка в 2020 г. Академия Бизнеса банка «Открытие». URL: https:// academyopen.ru/journal/522 (дата обращения: 15.05.2022). ^ 8 Туриндустрия через призму драйверов.

о 9 Национальный туристический рейтинг - 2020. ЦИК «Рейтинг». URL: https://russia-rating.ru/info/18797.html (дата обращения: 17.05.2022).

tj 10 Туриндустрия через призму драйверов.

м

11 Туризм (мировой рынок). TAdviser. Государство. Бизнес. Технологии. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Туризм_(мировой_рынок) £ (дата обращения: 17.05.2022).

^ 12 Туризм в России. TAdviser. Государство. Бизнес. Технологии. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Туризм_в_России (дата обращения: « 17.05.2022).

политические, социологические и экономические науки Трансформация индустрии туризма

Пандемия оказала значительное влияние на индустрию туризма, что выразилось в росте востребованности внутрироссийских направлений по сравнению с зарубежными. Также в связи с санкциями были разрушены тесные туристские связи РФ со странами бывшего СССР. До начала специальной операции на Украине на страны бывшего СССР приходилось 66 % всего потока туристов в Россию. В связи с этим, а также вследствие формирования нового образа жизни россиян в РФ сложилась устойчивая долгосрочная тенденция развития внутреннего туризма. Популярность приобретают побережье Черного моря, г. Москва, Санкт-Петербург, Урал, города «Золотого кольца» и о. Байкал13.

По итогам Национального туристического рейтинга - 2020 в наиболее успешную группу рейтинга, Золотую двадцатку, вошли следующие регионы: Московская область; города федерального значения Москва и Санкт-Петербург; Краснодарский край; Республика Крым; Алтайский и Приморский край; Татарстан, Самарская, Новосибирская, Челябинская, Ростовская, Тюменская, Ленинградская области; Пермский край14.

По мнению экспертов ЦИК «Рейтинг», на лидирующую позицию Московской области существенно повлияла пандемия, из-за которой люди приезжали в Подмосковье во время изоляции, что подтверждается высокой заполняемостью загородных отелей (74 % против 60,7 % в среднем по России). Москва заняла вторую строчку в рейтинге благодаря правительственным мерам (гостиницам были предоставлены гранты на общую сумму около 1,7 млрд руб. и было оплачено проживание в них медработников) и запуском интернет-проектов Комитетом по туризму Москвы: культурно-образовательный сайт Discover Moscow15; цифровая туристическая платформа Russpass16. Санкт-Петербург занял третье место в рейтинге, потеряв один пункт вследствие жестких ограничений в связи с пандемией. По сравнению с 2019 г. на прежних позициях в рейтинге-2020 остались Краснодарский край и Республика Крым (загрузка отелей составила 90 %) [14; 15].

В Алтайском крае в связи с пандемией туристический поток снизился на 40 %17. В качестве меры по нивелированию этой отрицательной тенденции Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности организовало сайт, предоставляющий полную информацию обо всех санаториях, расположенных

в крае - санаторииалтая.ру. В Приморском крае меры поддержки индустрии туризма выразились в снижении или полной отмене налогов и предоставлении субсидий. Большинство регионов продемонстрировали устойчивость своей индустрии гостеприимства в условиях пандемии.

Остальные регионы - Татарстан, Башкортостан и Свердловская область остались на прежних местах, а Самарская область улучшила свои позиции, переместившись с 20 на 14 место в рейтинге за счет развития культурно-познавательного, делового, медицинского и событийного туризма. Тюменская область поднялась в рейтинге на одну позицию и заняла 18 место после открытия термального сезона, используя горячие источники Западной Сибири. Пермский край занял последнюю строчку в рейтинге золотой двадцатки, несмотря на то, что власти активно занимались продвижением туристских ресурсов региона18.

Во вторую, серебряную группу рейтинга вошло более 50 краев, областей, республик, автономных округов и городов федерального значения, в том числе Тверская, Сахалинская и другие области; Республика Карелия; Красноярский и Хабаровский края; Республика Дагестан; Чеченская Республика; Республика Саха (Якутия); Ханты-Мансийский автономный округ - Югра; город федерального значения Севастополь.

Лидером группы стала Тверская область за счет реализации проекта «Волжское море» и близости к Москве. Вторую позицию в рейтинге занял Сахалин благодаря уникальной природе, развитому горнолыжному курорту «Горный воздух», огромному потенциалу развития туристического кластера «Архипелаг Онекотан» на Северных Курилах. В этот кластер войдут еще 10 туристических проектов, которые будут реализованы к 2025 г.

Улучшила позиции Кемеровская область, заняв 26 место благодаря знаменитому горнолыжному курорту Шерегеш и чартерным рейсам. Карелия находится на 3 месте по количеству запросов в Интернете после Крыма и Краснодарского края. Однако неразвитая инфраструктура и недостаточное количество мест размещения пока затрудняют полноценное использование потенциала этого региона. Калужская область занимает 39 позицию, укрепить которую помогает статус Калуги в качестве Новогодней столицы России в 2021 г. по проекту Министерства культуры России, запущенному в 2012 г.

s

я

13 Национальный туристический рейтинг - 2021. Спецпроекты. ЦИК «Рейтинг». URL: https://russia-rating.ru/info/20156.html (дата обращения: 17.05.2022).

14 Национальный туристический рейтинг - 2020. Спецпроекты. ЦИК «Рейтинг» URL: https://russia-rating.ru/info/18797.html (дата обращения: Л 17.05.2022).

15 Культурно-образовательный сайт Discover Moscow. URL: https://discovermoscow.com/ (дата обращения: 17.05.2022). £

э

16 Цифровая туристическая платформа Russpass. URL: https://russpass.ru/ (дата обращения: 17.05.2022). о

17 Турпоток в Алтайском крае упал на 40 %. Алтайская правда. URL: https://www.ap22.ru/paper/Turpotok-v-Altayskom-krae-upal-na-40.html (дата 0 обращения: 17.05.2022). U

18 Национальный туристический рейтинг - 2020...

Transformation of the Tourism Industry political, sociological and economics

В бронзовую, самую проблемную группу рейтинга, вошли 16 краев, областей, республик, автономных округов, в т. ч. Республика Адыгея; Забайкальский край; Ямало-Ненецкий автономный округ. В этой группе регионов предстоит самая большая работа по развитию туристской индустрии. По мнению экспертов ЦИК «Рейтинг», Адыгея наиболее перспективна для развития экологического и активного туризма. Она поднялась в рейтинге на 5 пунктов и может претендовать на место в серебряной группе. Улучшили свои показатели Орловская область, Калмыкия и Тыва.

Анализ результатов рейтинга конкурентоспособности и Национального туристического рейтинга - 2020 позволил оценить основные параметры качества отечественных туристических услуг и их влияние на развитие индустрии туризма. Оценка отечественной индустрии туризма по 5-балльной системе по важнейшим параметрам качества предоставляемых услуг до и в период пандемии в целом по России представлена в табл.19

Результаты исследования Центра социально-экономических исследований свидетельствуют, что несмотря на улучшение позиций России в рейтинге конкурентоспособности, потенциал индустрии туризма не используется в полной мере. К основным причинам, тормозящим развитие индустрии туризма, эксперты относят: несоответствие цены качеству и бедный ассортимент предоставляемых услуг, отсутствие дополнительного сервиса, низкую территориальную доступность туристских ресурсов и объектов показа. Недостаточная развитость системы транспортного сообщения затрудняет полноценное использование богатых природных ресурсов и уникальных культурно-исторических объектов на территории России и регионов [16-19].

Табл. Оценка основных параметров качества отечественных туристских услуг по 5-балльной шкале в период пандемии Tab. Quality of domestic tourist services on a five-point scale during the pandemic

E с с с

CJ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

"гё С

с 'й к

Параметры качества туристских услуг Значение

Состояние культурных и исторических объектов 3,88

Богатство природных ресурсов 3,62

Развитие информационно-коммуникационных технологий 3,34

Состояние развлекательных объектов 3,30

Развитие сети гостиниц и средств размещения 3,16

Состояние системы безопасности 2,99

Развитие системы организации и предоставления услуг питания 2,98

Состояние и развитие системы транспортного сообщения 2,95

Благодаря анализу были обобщены меры государственной поддержки индустрии туризма в период пандемии [20]. К первоочередным и наиболее существенным мерам следует отнести следующие: отсрочка по взысканию налогов и взносов; освобождение от уплаты взносов в резервный фонд ассоциации «Турпомощь», взносов в фонды персональной ответственности; реструктуризация кредитов; предоставление субсидий на компенсацию и возмещение убытков, связанных с авиаперевозками, расходов авиакомпаний на вывоз туристов; продление лицензий и разрешений; беспроцентные кредиты на выплату зарплат; гранты на заработную плату, неотложные нужды, коммунальные платежи; мораторий на банкротство, налоговые санкции и проверки; налоговые каникулы.

Наиболее эффективными из всех мер, разработанных и примененных в период пандемии и постпандемийный период, стали: отсрочка обязательств по турам, которые были приобретены до закрытия границ и программа возвращения части средств на покупку внутрироссийских туров, получившая название туристический кэшбэк. Программа, разработанная Федеральным агентством по туризму, стала способом государственного субсидирования поездок по России. Суть ее в том, что туристы, оплатившие тур картой «Мир» могут получить кэшбэк 20 % от его стоимости. На реализацию этой программы Правительством РФ было выделено более 15 млрд руб.

Анализ позволил систематизировать риски, тормозящие развитие индустрии туризма до и в период пандемии: снижение денежного потока; удорожание заемных средств (кредитов, инвестиций); несоблюдение законодательства контрагентами; дефицит квалифицированных кадров; недостаточный уровень цифровизации всех контрагентов индустрии туризма.

Исследуем важнейшее направление трансформации индустрии туризма - цифровизацию. В индустрии туризма происходит масштабная цифровая трансформация, темпы которой ускорила пандемия [21]. Индустрия туризма находится на пороге перехода в принципиально новое состояние, в котором будут оцифрованы все основные виды деятельности. Процесс этого перехода принято называть цифровой трансформацией. Результатом станет внедрение в деятельность подавляющего большинства контрагентов индустрии туризма современных базовых информационных технологий, причем 2 компании из 5 внедрят продвинутые технологии.

По мнению экспертов, возрастет поток туристов, использующих формат онлайн-бронирования и покупок через Интернет. В ближайшей перспективе уровень цифровизации компаний индустрии туризма станет важнейшим параметром их конкурентоспособности. Сейчас средний уровень применения базовых информационных технологий в индустрии туризма характеризуется

' Сост. по: Туриндустрия через призму.

политичЕскиЕ, социологичЕскиЕ и экономичЕскиЕ нАуки Трансформация индустрии туризма

следующими показателями: 70 % компаний индустрии туризма имеют сайт; электронный документооборот -54 %; прогрессивные системы учета (CRM, ERP) - 34 %; онлайн-продажи - 33 %; Чат-бот - 28 %; облачную инфраструктуру - 28 %. Продвинутые информационные технологии, позволяющие обрабатывать большие данные, управленческие технологии Agile / DevOps применяют только 7 % компаний. Наибольшим уровнем цифровиза-ции отличаются туроператоры и средства размещения. 74 % имеют сайт для предоставления информационных услуг, каждый 2 туроператор (49 %) ведет онлайн-про-дажи. Недостаточный уровень применения интернет-технологий наблюдается в турагентствах и транспортных кампаниях. Наибольшим уровнем применения информационных технологий отличаются предприятия индустрии туризма в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Недостаточным - в Приволжском и Уральском федеральном округах20.

Самым классическим направлением трансформации индустрии туризма является освоение новых видов туризма и разработка новых туристских продуктов. Как показало проведенное исследование, наиболее востребованными видами были и остаются выездной (так считают 61 % опрошенных туроператоров) и внутрироссийский туризм (по мнению 47 % туроператоров). 57 % опрошенных считают развитие внутреннего туризма наиболее перспективным направлением на ближайшую перспективу.

Эту точку зрения поддерживают только 30 % опрошенных турагентств. 74 % турагентств до недавнего времени ориентировали свою деятельность на развитие выездного туризма. В числе первых переориентировались на развитие внутреннего туризма туроператоры Приволжского и Уральского федеральных округов, а на развитие въездного туризма сохраняют ориентацию туроператоры Северо-Западного и Южного федеральных округов. Однако необходимо учитывать, что развитие внутреннего туризма требует благоустройства инфраструктуры.

Сохраняется приоритет географических направлений внутри России [22-27]. Предполагают осваивать новые туристские дестинации в ближайшей перспективе 87 % туроператоров и 54 % турагентов. Самыми приоритетными географическими направлениями остаются маршруты на черноморское побережье, в Санкт-Петербург, Москву и города «Золотого кольца». Наблюдается также стремление туроператоров продвигать турпродукты в своих регионах. Убедительным доказательством того, что туроператоры заинтересованы в развитии внутреннего туризма, является стремление многих из них осваивать Арктическую зону.

Кроме развития географических направлений большую актуальность приобретает расширение ассортимента

предоставляемых услуг и видов туризма, включая разработку индивидуальных туров. В числе новых продуктов приоритетные позиции занимают эксклюзивные туры и стандартные пакетированные туры.

Из множества существующих видов туризма туроператоры в первую очередь планируют развивать наиболее популярные по сей день культурно-познавательный и пляжный виды туризма. Каждый четвертый туроператор продвигает детский, санаторно-курортный и оздоровительный туризм. Крупные туроператоры также ориентируются на развитие событийного и медицинского туризма, небольшие - на развитие детского, сельского и паломнического туризма. В сфере въездного туризма ставка делается на развитие экстремального зимнего, пляжного и гастрономического туризма. В целом стратегия развития туризма в РФ до 2035 г. ориентирована на развитие внутреннего и въездного туризма.

Заключение

Основной проблемой, усложняющей исследование туристской индустрии как многоотраслевого комплекса и получение достоверных результатов, является сложность расчета точных количественных показателей для оценки экономического вклада туристской индустрии в региональный или общий ВВП и другие важные макроэкономические показатели. Та же проблема существует и при определении вклада различных видов деятельности в конечные экономические показатели самой индустрии туризма. Сложности возникают с расчетами объема потоков туристов (выездных, въездных, внутренних), численности занятого населения в индустрии туризма и др. показателей.

Расхождения в значениях экономических показателей наблюдаются даже в данных таких солидных организаций, как Росстат, ВТООН, Всемирный банк (ВБ), Всемирный экономический форум (ВЭФ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Часто оценки экономических индикаторов, рассчитанные этими организациями, сильно отличаются друг от друга вследствие применения различных методологических подходов. До тех пор пока, действует несколько классификаторов различных видов экономической деятельности, ни в одном из которых индустрия туризма не выделена в отдельный комплекс, придется прибегать к методикам экспертных оценок и выборочных наблюдений.

Тем не менее, проведенное исследование позволило сделать определенные выводы и разработать некоторые рекомендации. Несмотря на реализацию нацпроекта и других стратегических программно-целевых документов, рассчитанных на период до 2030 г., необходима разработка научно-обоснованной тактики достижения

0 Туриндустрия через призму.

Transformation of the Tourism Industry

political, sociological and economics

цели устойчивого развития индустрии туризма в регионах РФ в условиях постпандемийного периода и введенных западными государствами санкций. Основными мероприятиями такой тактики должны стать:

• увеличение количества поездок россиян внутри страны и, как следствие, многократное увеличение количества рабочих мест в индустрии туризма и вклада в ВВП каждого региона и страны в целом;

• обеспечение эффекта синергии, который выразится в возможности привлечения на каждый вложенный руб. бюджетных инвестиций 3-4 руб. из средств частных инвесторов;

• развитие туристических макр о территорий путем формирования т. н. «магнитов» - наиболее привлекательных туристических точек. Такими «магнитами» могут стать «Большое золотое кольцо», «Большой Урал», «Большая Волга», «Байкал» и др.;

• субсидирование поездок россиян через кэшбэк, чартерные рейсы;

• выделение субсидий на развитие туристской инфраструктуры во всех регионах, областях, краях и автономных округах РФ; на компенсацию части процентной ставки по кредитам, выданным для строительства или реконструкции гостиниц;

• обеспечение грантовой поддержки различных инициатив, направленных на развитие индустрии туризма на разных уровнях в разных регионах;

• улучшение кадрового потенциала в индустрии туризма через создание системы повышения квалификации;

• ускорение цифровизации всех объектов индустрии туризма, усовершенствование нормативной базы и повышение эффективности системы продвижения отечественного турпродукта. Реализация перечисленных мероприятий позволит уже в ближайшей перспективе повысить конкурентоспособность индустрии туризма РФ на мировом рынке туристских услуг, усилить роль регионов, областей, округов, краев и городов в развитии экономического потенциала страны, обеспечить их пропорциональное развитие. В ближайшее время предполагается продолжение исследований поляризации туристских ресурсов в разрезе регионов и территорий России с целью разработки механизма их использования как эффективного инструмента выравнивания пропорциональности в региональном развитии.

Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflict of interest: The authors stated that there are no potential conflicts of interest regarding the research, authorship and/or publication of this article.

Критерии авторства: Л. Б. Шабанова - написание, оригинальный черновик. Г. Р. Юсупова - написание, просмотр и редактирование. И. С. Кабиров - концептуализация идеи.

Contribution: L. B. Shabanova - writing, original draft. G. R. Yusupova - writing, review & editing. I. S. Kabirov -conceptualization.

к

2.

Литература/References

1. Закиров И. В., Саттарова Г. А. Региональные особенности развития туризма в России. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2018. Т. 4. № 2. С. 86-98. [Zakirov I. V., Sattarova G. A. Regional features of tourism development in Russia. Uchjonye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V I. Vernadskogo. Geografija. Geologija, 2018, 4(2): 86-98. (In Russ.)] EDN: YMRDNJ

Валеева Р. Р. Устойчивое развитие территорий: от основных понятий до факторов, на него влияющих. Проблемы развития национальной экономики в условиях глобальных инновационных преобразований: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Махачкала, 25-27 ноября 2020 г.), ред. Ж. Н. Казиева. Махачкала: ДГТУ 2021. С. 103-109. [Valeeva R. R. Sustainable development of territories: from basic concepts to impact factors. Problems of national economy development in the context of global innovative transformations: Proc. All-Russ. Sci.-Prac. Conf., Makhachkala, 25-27 Nov 2020, ed. Zh. N. Kazieva. Makhachkala: DSTU, 2021, 103-109. (In Russ.)] EDN: AUNHYP Цыренжапова Б. Ц., Васюкова Л. К. Индустрия туризма в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы развития. Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия: сб. науч. статей 3 Всерос. науч.-практ. конф., Т. 2. (Курск, 12-13 марта 2020 г.) Курск: ЮЗГУ 2020. С. 202-207. [Tsyrenzhapova B. Ts., Vasiukova L. K. Tourism industry in the Russian Federation: current state, problems, and prospects of development. Structural transformations of the economy of territories: in search of social and economic balance: Proc. 3rd AllRuss. Sci.-Prac. Conf., Vol. 2, Kursk, 12-13 Mar 2020. Kursk: SWSU, 2020, 202-207. (In Russ.)] EDN: MPLKXA Горгоц О. В. Понятийно-терминологические конструкции сферы регионального туризма. Научное обозрение. 2015. № 6. С. 188-193. [Gorgots O. V. Concept-terminological structures in the sphere of regional tourism. Scientific review, 2015, (6): 188-193. (In Russ.)] EDN: UBNEQF

Жукова М. А. Управление индустрией туризма в современных условиях: дисс. ... д-ра эконом. наук. М., 2003. 354 с. [Zhukova M. A. Management of the tourism industry in modern conditions: Dr. Econom. Sci. Diss. Moscow, 2003, 354. (In Russ.)]

3.

4.

5.

политичЕскиЕ, социологичЕскиЕ и экономичЕскиЕ нАуки Трансформация индустрии туризма

6. Лойко О. Т. Туризм и гостиничное хозяйство. Томск: ТПУ 2007. 157 с. [Loiko O. T. Tourism and hotel management. Tomsk: TPU, 2007, 157. (In Russ.)]

7. Квартальнов В. А. Современные особенности туризма как научного познания и исследований. Теория и практика физической культуры. 2002. № 11. С. 2-8. [Kvartalnov V. A. Modern features of tourism as scientific knowledge and research. Teoriia i praktika fizicheskoi kultury, 2002, (11): 2-8. (In Russ.)]

8. Биржаков М. Б., Путрик Ю. С., Сорвина Т. А., Глушанок Т. М. Родовые и видовые признаки в системах классификации туризма. Туризм и образование: исследования и проекты: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. (Петрозаводск, 23-24 ноября 2017 г.) Петрозаводск: ПетрГУ 2018. С. 96-101. [Birzhakov M. B., Putrik Iu. S., Sorvina T. A., Glushanok T. M. Generic and specific features in tourism classification systems. Tourism and education: research and projects: Proc. II All-Russ. Sci.-Prac. Conf., Petrozavodsk, 23-24 Nov 2017. Petrozavodsk: PetrSU, 2018, 96-101. (In Russ.)] EDN: VMRWYI

9. Рысаева М. А., Кабиров И. С. Перезапуск российского туризма - коллапс по имени COVID-19. Вестник Национальной академии туризма. 2020. № 3. С. 20-23. [Rysaeva M. A., Kabirov I. S. Restart of Russian tourism - collapse named COVID-19. Vestnik of National Tourism Academy, 2020, (3): 20-23. (In Russ.)] EDN: JRKSRA

10. Шабанова Л. Б., Юнусова Р. С. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятий индустрии туризма. Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 4. № 12. С. 35-46. [Shabanova L. B., Yunusova R. S. Analysis of liquidity and solvency of tourism industry enterprises. Economics and management: problems, solutions, 2021, 4(12): 35-46. (In Russ.)] https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2021.12.04.006

11. Юсупова Г. Р. Оценка эффективности планирования социально-экономического развития региона. Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1. С. 390-392. [Yusupova G. R. Assessment of efficiency of planning of social and economic development of the region. Economics and entrepreneurship, 2016, (3-1): 390-392. (In Russ.)] EDN: VUEEAF

12. Шафранская Ч. Я., Абулханова Г. А., Халиуллин А. Р Экономическая поддержка бизнеса в России в период пандемии коронавирусной инфекции. Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук: сб. науч. трудов, приуроченный к году науки и технологий. Нальчик: КБГу 2021. С. 260-263. [Shafranskaya Ch. Ya., Abulkhanova G. A., Khaliullin A. R. Economic support of business in Russia during the coronavirus pandemic. Topical issues of humanities and social sciences: Coll. of Sci. Papers dedicated to the Year of Science and Technology. Nalchik: KBSU, 2021, 260-263. (In Russ.)] EDN: QBILZI

13. Валеева Р. Р. Устойчивое региональное развитие в условиях пандемии (на примере Приволжского федерального округа). Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития в России и мире: сб. мат-лов Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Нальчик, 23-24 апреля 2021 г.) Нальчик: КБГУ 2021. С. 84-91. [Valeeva R. R. Sustainable regional development during the pandemic in the Volga Federal District. Digital economy: trends and prospects of development in Russia and the world: Proc. All-Russ. Sci. Conf. with internat. participation, Nalchik, 23-24 Apr 2021. Nalchik: KBSU, 2021, 84-91. (In Russ.)] EDN: NUPDZW

14. Лазицкая Н. Ф., Ладан А. Э. Современное состояние гостиничного туризма в Крыму. Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма: мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 5-летию основания кафедры туризма Крымского университета культуры, искусств и туризма (Форос, 22-23 мая 2020 г.) Форос: Ариал, 2020. С. 147-152. [Lazitskaya N. F., Ladan A. E. Current state of hotel tourism in Crimea. Priority directions and problems of development of domestic and international tourism: Proc. V Internat. Sci.-Prac. Conf. dedicated to the 5th anniversary of the Department of Tourism of the Crimean University of Culture, Arts, and Tourism, Foros, 22-23 May 2020. Foros: Arial, 2020. 147-152. (In Russ.)] EDN: TFAOAH

15. Антонова А. А. Направления развития Республики Крым как перспективного курортно-туристического региона. Трансформация национальной социально-экономической системы России: мат-лы I Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 30 ноября 2018 г.) М.: РГУП, 2019. С. 101-106. [Antonova A. A. Directions of development of the Republic of Crimea as a promising resort and tourist region. Transformation of the national socio-economic system of Russia: Proc. I Internat. Sci.-Prac. Conf., Moscow, 30 Nov 2018. Moscow: RSUJ, 2019. 101-106. (In Russ.)] EDN: KBSJEI

16. Меньшикова Т. Н. Пространственный анализ развития туризма в регионах Арктической зоны Российской Федерации

на основе кластерного подхода. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: р Естественные науки. 2019. № 2. С. 94-100. [Menshikova T. N. Spatial analysis of tourism development in the Arctic g regions of Russia on the basis of the cluster approach. Bulletin of the Moscow Regional State University, Series: Natural а Sciences, 2019, (2): 94-100. (In Russ.)] https://doi.org/10.18384/2310-7189-2019-2-94-100

17. Кургузкин Е. П. Развитие инклюзивного туризма на Камчатке. Экотуризм как драйвер межрегионального взаимодей- я ствия: сб. мат-лов I Междунар. науч.-практ. конф. (Петропавловск-Камчатский, 09 декабря 2021 г.) М.: Русайнс, 2022. К С. 66-72. [Kurguzkin E. P. Development of inclusive tourism in Kamchatka. Ecotourism as a driver of interregional я interaction: Proc. I Internat. Sci.-Prac. Conf., Petropavlovsk-Kamchatsky, 9 Dec 2021. Moscow: Rusains, 2022. 66-72. и (In Russ.)] EDN: YRCWTW *

Transformation of the Tourism Industry political, sociological and economics

18. Тарчоков С. К. О мерах по повышению доступности транспортных услуг в целях развития внутреннего туризма в Российской Федерации. Научный вестник МГИИТ. 2018. № 3. С. 70-77. [Tarchokov S. K. On measures to increase the availability of transport services for the development of domestic tourism in the Russian Federation. Scientific Bulletin MSIIT, 2018, (3): 70-77. (In Russ.)] EDN: XVACYH

19. Новгородова Т. А. Активный туризм в Республике Саха (Якутия) и барьеры его развития. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Науки о Земле. 2018. № 1. С. 18-22. [Novgorodova T. A. Active tourism in the Republic of Sakha (Yakutia) and barriers to its development. Vestnik of North-Eastern Federal University. Series "Earth Sciences", 2018, (1): 18-22. (In Russ.)] EDN: YTFGZK

20. Абулханова Г. А. Механизм поддержки малого и среднего бизнеса на региональном уровне. Развитие инновационной экономики: достижения и перспективы: мат-лы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 21 ноября 2019 г.) М.: Московский университет имени С. Ю. Витте, 2019. С. 10-20. [Abulkhanova G. A. Mechanism for supporting small and medium-sized businesses at the regional level. Development of innovative economy: achievements and prospects: Proc. VI Internat. Sci.-Prac. Conf., Moscow, 21 Nov 2019. Moscow: Moskovskii universitet imeni S. Iu. Vitte, 2019, 10-20. (In Russ.)] EDN: XFKAHI

21. Шафранская Ч. Я., Абулханова Г. А. Цифровая экономика как возможности и угрозы современности. Вектор развития управленческих подходов в цифровой экономике: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 06 декабря 2018 г.) Казань: Познание, 2018. С. 262-267. [Shafranskaya Ch. Ja., Abulhanova G. A. Digital economy as opportunitiy and threats of modernity. Vector of development of managerial approaches in the digital economy: Proc. All-Russ. Sci.-Prac. Conf., Kazan, 6 Dec 2018. Kazan: Poznanie, 2018, 262-267. (In Russ.)] EDN: RAQVDO

22. Закиров И. В., Ясакова Т. Е. Внутренний туризм в России: современное состояние и точки роста. Проблемы и перспективы развития туризма в Российской Федерации: сб. научн. трудов. Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2020. С. 133-141. [Zakirov I. V., Yasakova T. E. Domestic tourism in Russia: the current state and points of growth. Problems and prospects of tourism development in the Russian Federation: Coll. of Sci. Papers. Simferopol: V. I. Vernadsky Crimean Federal University, 2020, 133-141. (In Russ.)] EDN: DUNNCL

23. Стреленко Т. Г. Развитие туризма в Приморском крае. Ч. 1: Современное состояние туристской отрасли Приморского края. Владивосток: ВГУЭС, 2015. 316 с. [Strelenko T. G. Tourism development in Primorsky Krai. Pt. 1: The current state of tourism industry in Primorsky Krai. Vladivostok: VSUES, 2015, 316. (In Russ.)]

24. Анисимова А. В., Пасько О. В. Роль сельского туризма и агротуризма в социально- экономическом развитии регионов. Зеленый туризм в России: современное состояние, проблемы и перспективы развития: сб. статей по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 16 октября 2020 г.) М.: РЭУ Плеханова, 2021. С. 149-155. [Anisimova A. V., Pasko O. V. The role of rural tourism and agrotourism in the socio-economic development of regions. Green tourism in Russia: the current state, problems and prospects of development: Proc. Internat. Sci.-Prac. Conf., Moscow, 16 Oct 2020. Moscow: Plekhanov RUE, 2021, 149-155. (In Russ.)] EDN: HORQZP

25. Ляшок С. С., Назарова Л. Х. Современное состояние и перспективы развития зимних видов спортивного туризма в России. Вестник Национальной академии туризма. 2019. № 4. С. 19-22. [Lyashok S. S., Nazarova L. H. Current state and prospects for winter sports tourism development in Russia. Vestnik of National Tourism Academy, 2019, (4): 19-22. (In Russ.)] EDN: XRUBIL

26. Гордеева Е. В., Каменская Л. А., Ульчева К. Е. Оптимизация развития внутреннего и въездного туризма в России. Роль учета, контроля и управления в системе обеспечения устойчивого развития государственного и коммерческого секторов экономики: мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. (Симферополь, 29 апреля 2021 г.) Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2021. С. 540-542. [Gordeeva E. V., Kamenskaya L. A., Ulcheva K. E. Optimization of the development of domestic and inbound tourism in Russia. The role of accounting, control, and management in the system of ensuring sustainable development of the state and commercial sectors of the economy: Proc. I All-Russ. Sci.-Prac. Conf. of students, postgraduates and young scientists. Simferopol, 29 Apr 2021. Simferopol: V. I. Vernadsky Crimean Federal University, 2021. 540-542. (In Russ.)]

27. Алексеева Е. В., Ахтямов А. Р., Зарипов Р. А. Экологический туризм как новая тенденция развития туризма в России. Экономическая безопасность: современные вызовы и поиск эффективных решений: мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. (Москва, 19 ноября 2020 г.) М.: Московский университет им. С. Ю. Витте, 2020. С. 825-833. [Alekseeva E. V., Akhtyamov A. R., Zaripov R. A. Ecological tourism as a new trend of tourism development in Russia. Economic security:

Ё modern challenges and the search for effective solutions: Proc. All-Russ. Sci.-Prac. Conf., Moscow, 19 Nov 2020. Moscow:

Moskovskii universitet imeni S. Iu. Vitte, 2020. 825-833. (In Russ.)] EDN: KYGVXD

и к

"гё С

с к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.