Общество: политика, экономика, право. 2022. № 10. С. 57-60. Society: Politics, Economics, Law. 2022. No. 10. P. 57-60.
Научная статья УДК 338.484.2
https://doi.org/10.24158/pep.2022.10.8
Импортозамещение в туристской индустрии России: проблемы и перспективы
Елена Михайловна Редькина
Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3436-1691
Аннотация. Статья посвящена анализу влияния санкций на развитие туризма в России, проанализированы западные рестрикции с 2014 года, их влияние на экономику страны, рассмотрены ответные меры со стороны государства и туриндустрии на ужесточение политики со стороны Европы, США, Канады, Японии и других стран. Показано влияние пандемии коронавируса на экономику Российской Федерации, охарактеризованы меры поддержки туристического сектора во время локдауна. Рассмотрено влияние на развитие международного и внутреннего туризма санкций, введенных недружественными России странами в 2022 году в связи с начатой ею специальной военной операцией на Донбассе, а также ухода с рынка страны ряда крупных игроков туристского бизнеса. Обозначены меры государственной и региональной поддержки внутреннего туризма в Тюменской области.
Ключевые слова: международный туризм, внутренний туризм, западные санкции, импортозамещение в туризме, пандемия, антиковидные ограничения, специальная военная операция
Для цитирования: Редькина Е.М. Импортозамещение в туристской индустрии России: проблемы и перспективы // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 10. С. 57-60. https://doi.org/10.24158/pep.2022.10.8.
Original article
Import Substitution in the Tourist Industry of Russia: Challenges and Opportunities
Elena M. Redkina
Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3436-1691
Abstract. The article examines the impact of sanctions on the development of Russia's tourism, analyzes the Western restrictions since 2014, their impact on the country's economy, considering the response of the state and the tourism industry to a tougher policy from Europe, the United States, Canada, Japan and other countries. It shows the impact of the coronavirus pandemic on the economy of the Russian Federation and characterizes support measures for the tourism sector during the lockdown. The impact on the development of international and domestic tourism of sanctions imposed by countries non-amicable to Russia in 2022 in connection with a special military operation in the Donbass, as well as the exit from the market of the country's major players in the tourist industry is considered. The measures of state and regional support of domestic tourism in the Tyumen region are analyzed.
Keywords: international tourism, domestic tourism, Western sanctions, import substitution in tourism, pandemic, anti-covid restrictions, special military operation
For citation: Redkina E.M. (2022) Import Substitution in the Tourist Industry of Russia: Challenges and Opportunities. Society: Politics, Economics, Law. (10), 57-60. Available from: doi:10.24158/pep.2022.10.8 (In Russian).
Вопрос замещения импорта в Российской Федерации особо остро встал на повестку дня в 2014 году, когда США и ЕС ввели санкции в отношении российской промышленности, сельского хозяйства, финансового сектора экономики и т.д. Данные рестрикции не могли не затронуть сферу услуг, включающую в себя туризм. Во многом благодаря западным санкциям правительство обратило пристальное внимание на проблемы предпринимателей в этой области, были приняты меры для поддержки отечественной туристской индустрии и развития ее внутреннего направления - путешествий по стране.
Настоящее исследование посвящено анализу последствий западных санкций для развития сферы туризма в России, а также рассмотрению ответных мер со стороны государства на возникшие «вызовы».
Достижение цели работы обеспечивалось применением метода критического анализа источников и литературы, системного подхода, метода аналогий, что позволило обеспечить комплексность и целенаправленность исследования.
© Редькина Е.М., 2022
ЕСОШМЮЭ
Антироссийские санкции первой волны (2014 г.) не оказали выраженного влияния на развитие туристической области экономики России: зарубежные курорты по-прежнему принимали российских туристов, продолжали работу в стране иностранные платежные системы, поэтому проблем в оплате услуг не возникало. Однако условия для начала реализации политики импорто-замещения в российской туриндустрии уже начали формироваться. Н.М. Мухетдинова выделила следующий набор мотиваций для этого:
- нестабильное состояние как мировой, так и российской экономики вследствие снижения цен на энергоресурсы;
- резкое уменьшение доходов россиян из-за стремительного роста курса доллара и евро;
- серьезные изменения в российской туристической отрасли, связанные с развитием специальной инфраструктуры (Мухетдинова, 2016: 45).
Постепенно в России был разработан механизм импортозамещения туристического продукта. Для нивелирования последствий западных ограничений и обеспечения согласованности в работе государственных органов, научных учреждений, общественных организаций и бизнеса в сентябре 2015 года был создан Комитет по реализации программы импортозамещения при Экспертном совете по развитию туризма при Министерстве культуры, а в ноябре 2015 года учрежден Координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. Предпринятые действия принесли свои плоды. Так, по данным Н.В. Королева, количество российских граждан в коллективных средствах размещения составило 48,0 млн чел. (выполнение за 2016 г. - 141 %); площадь номерного фонда достигла 17 774,6 тыс. м2 (выполнение за 2016 г. -113 %); инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) составили 38 449,0 млн руб. (выполнение за 2016 г. - 169 %); количество мест в коллективных средствах размещения выросло до 1 827,1 тыс. ед. (выполнение за 2016 г. - 130 %); объем платных туристских услуг, оказанных населению, составил 161,3 млрд руб. (выполнение за 2016 г. - 103 %); объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения составил 213,3 млрд руб. (выполнение за 2016 г. - 110 %) (Королев, 2018: 72). По мнению В.Г. Гуляева, Т.В. Рассохиной и В.И. Голодяевой, увеличение объемов внутреннего туризма в 2015-2016 гг. произошло за счет структурного перераспределения туристических потоков. По-прежнему остались не вовлеченными в туристическую сферу 60 % населения страны (Гуляев и др., 2016: 121).
Согласно данным Т.П. Розановой, в период 2017-2020 гг. туристская отрасль России испытала очередное негативное влияние из-за сокращения туристических потоков, что привело к массовому увольнению работников, занятых в сфере путешествий (Розанова, 2022: 46). Изменения показателей связаны в том числе с тем, что в 2020 году российская туриндустрия столкнулась с новым вызовом - пандемией коронавируса. Антиковидные ограничения затронули не только Россию. Количество международных поездок в 2021 г. по сравнению с 2019 г. уменьшилось на 72 %, а доходы этой отрасли составили только 54 % от уровня 2019 г. (Розанова, 2022: 46). Для нивелирования негативных последствий пандемии в России в 2021 году спрос на внутренний туризм стимулировался программой кэшбека, а также усилиями туроператоров, направленными на наращивание объемов путешествий по территории страны. Увеличению объемов внутреннего туризма также способствовало закрытие границ. Однако общий поток путешественников в сфере внутреннего туризма, по экспертной оценке, в 2021 году все же снизился по сравнению с допан-демийным уровнем 2019 года1. Этому способствовали антиковидные ограничения, вводимые регионами, в том числе связанные с внедрением QR-кодов.
К не успевшей оправиться после пандемии туристической отрасли России в 2022 году вновь были применены международные санкции. Ограничение Росавиацией полетов авиакомпаний из недружественных стран над территорией РФ как ответная мера на действия западных партнеров привело к сокращению объемов въездного туризма. Из-за усложнения логистики увеличилась дальность перелетов, что негативно сказалось на стоимости билетов. Самые востребованные в летний сезон южные направления России остались без авиасообщения, что создало повышенный спрос на железнодорожные билеты и способствовало увеличению числа автотуристов (как следствие - усиление нагрузки на дорожную инфраструктуру). Россиян отключили от ведущих платежных систем, а отечественные карты «Мир» практически нигде не принимаются за рубежом.
В стране снизилась покупательная способность населения, что связано с потерей работы гражданами из-за ухода международных компаний из РФ, высоким уровнем инфляции. Туроператоры отмечают, что в связи с объявленной в сентябре 2022 года частичной мобилизацией населения ситуация стала еще более напряженной, так как по закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» гражданам, состоящим на воинском учете, с
1 Ломидзе М. В АТОР подвели туристические итоги 2021 года [Электронный ресурс] // Ассоциация
туроператоров. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/58171.html (дата обращения: 04.07.2022).
момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти1. Несмотря на разъяснения Ростуризма о том, что при частичной мобилизации граждане, не получившие повестку, могут свободно передвигаться по стране, а также выезжать за границу, операторы отмечают падение количества бронирований туров после 21 сентября 2022 года, в том числе и по внутренним направлениям. Высокий спрос остается только на вылеты за границу.
Еще до ввода санкций в РФ был принят национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», в котором четко обозначен курс на развитие внутреннего туризма и определены меры поддержки данного направления. Санкции способствуют тому, чтобы предусмотренные меры были внедрены в кратчайшие сроки. В рамках данной программы в 2022 году Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) запустило грантовую поддержку отечественных операторов в размере 1,55 млрд рублей, направленную на развитие кемпингов и автокемпингов, обустройство пляжей, разработку национальных туристических маршрутов и возведение туристической инфраструктуры2.
Правительство РФ продлило также срок реализации мер поддержки российских туроператоров, принятых в связи с пандемией коронавируса, на 2022 год3. Данные меры предусматривают сокращение суммы платежей в фонд персональной ответственности и освобождение от взносов в резервный фонд. Ростуризм объявил о введении нулевой ставки НДС для гостиниц. Помимо перечисленных мероприятий на протяжении 2022 года на территории РФ продолжил действовать кэшбэк по карте «Мир» на оплату путешествий по России.
Топ-10 востребованных регионов в сегменте организованного туризма выглядит следующим образом: Краснодарский край, Республика Крым, Санкт-Петербург, Владимирская область, Ставропольский край, Ярославская область, Тюменская область, Республика Карелия, Республика Татарстан, Тверская область4.
Тюменская область, несмотря на то, что присутствует в рейтинге Ассоциации туроператоров России, не включена в состав 12 приоритетных макротерриторий, обозначенных в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства»5. Однако в регионе разработана местная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма»6, в которой в качестве приоритетных направлений развития отрасли определяются историко-культурный, деловой, медицинский, санаторно-курортный, промышленный, событийный, охотничье-рыболовный, экологический и спортивный туризм, поскольку они имеют наибольшее значение для социально-экономического развития региона. В качестве перспективных направлений, требующих дополнительных мероприятий для развития инфраструктуры, обозначены религиозный и самодеятельный туризм. Реализация программы намечена на 2019-2025 гг. с общим объемом финансирования б1з 165,00 тыс. рублей за счет областного бюджета.
По мнению разработчиков документа, реализация данной программы позволит к 2025 году увеличить объем платных услуг в сфере внутреннего и въездного туризма до 5 217,2 рублей на человека, а также подняться Тюменской области во Всероссийском рейтинге субъектов Российской Федерации по развитию туризма, формируемом Минкультуры России. Среди мероприятий, предлагаемых в программе, значатся: презентация туристских ресурсов Тюменской области на внутреннем и внешнем рынках, техническая поддержка событийных мероприятий, организация мобильных туристско-информационных центров, государственная поддержка, направленная на возмещение части затрат, связанных с организацией экскурсионных программ для школьников Тюменской области и т.п.7 Также в программе среди предложенных мероприятий значится аудит и мониторинг туристского рынка Тюменской области.
На наш взгляд, необходимо также своевременно анализировать и эффективность основного портала, где представлена информация о туризме в регионе - Visittyumen.ru8. Подробная методика
1 О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 26.02.1997 № 31-Ф3 : ред. от 14.07.2022 : с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму. URL: https://tourism.gov.ru/deyatelnost/natsionalnyy-proekt-turizm-i-industriya-gostepriimstva/ (дата обращения: 25.10.2022).
3 Кузьмин В. Кабмин продлевает меры поддержки туроператоров [Электронный ресурс] // RG.ru. URL: https://rg.ru/2022/02/04/kabmin-prodlevaet-mery-podderzhki-turoperatorov.html (дата обращения: 25.10.2022).
4 Ломидзе М. Указ. соч.
5 Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» ...
6 Паспорт государственной программы Тюменской области «Развитие внутреннего и въездного туризма» [Электронный ресурс] : Приложение к постановлению Правительства Тюменской области от 14.12.2018 № 489-п // Правительство Тюменской области. URL: https://admtyumen.ru/files/ogv_to/DCP/Вся%20программа.pdf (дата обращения: 04.07.2022).
7 Паспорт государственной программы Тюменской области «Развитие внутреннего и въездного туризма» ...
8 Куда сходить в Тюмени и что посетить: достопримечательности и интересные места [Электронный ресурс] // Visit Tyumen. URL: https://visittyumen.ru/ (дата обращения: 25.10.2022).
ECONOMICS
проведения такого анализа представлена в работе Е.М. Редькиной, И.П. Ильиных «Анализ эффективности областного портала w-siberia.ru с позиции интернет-маркетинга» (Редькина, Ильиных, 2016).
Для обеспечения туристического потока власти предпринимают усилия по привлечению туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономного округа, Свердловской, Курганской и Челябинской областей, а также Пермского края. Данный выбор предопределен, с одной стороны, высокой платежеспособностью жителей крупных городов, а с другой - близостью ряда указанных регионов к Тюменской области. Ежегодно на развитие туризма выделяется более 87 млн рублей из местного бюджета.
Таким образом, можно сделать вывод, что после 2014 года в российском туристическом бизнесе начались серьезные структурные сдвиги, направленные на улучшение инфраструктуры бизнеса и увеличение числа внутренних путешественников. Механизм импортозамещения интенсифицировался в связи с «вызовами» коронавируса и продолжает развиваться в связи с усилившимся санкционным давлением со стороны недружественных стран в 2022 году.
В стране принят национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», которым обозначен курс на развитие внутреннего направления отрасли и прописаны меры его поддержки. Тюменская область как крупнейший нефтегазоносный регион России не является получателем дотаций и не вошла в состав избранных 12 макротерриторий, подлежащих активному развитию в туристическом отношении, однако в регионе разработана местная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма», в рамках которой предусмотрен существенный объем финансирования этой сферы за счет областного бюджета.
Следует сказать, что политика импортозамещения в туристической отрасли, несмотря на неблагоприятные условия реализации и санкционный фон, позволила переориентировать ключевые туристические потоки россиян на внутренние направления страны и задать вектор развития отечественному туризму на ближайшую перспективу.
Список источников:
Гуляев В.Г., Рассохина Т.В., Голодяева В.И. Научные подходы к развитию туризма в Российской Федерации в условиях кризиса, санкций и геополитической нестабильности (часть 2) // Вестник РМАТ. 2016. № 2. С. 119-124.
Королев Н.В. Стратегии развития туристско-рекреационного комплекса России // Вестник университета. 2018. № 9. С. 69-74. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-9-69-74.
Мухетдинова Н.М. Импортозамещение в туриндустрии России // Вестник Финансового университета. 2016. Т. 20, № 2 (92). С. 43-50.
Редькина Е.М., Ильиных И.П. Анализ эффективности областного портала w-siberia.ru с позиции интернет-маркетинга // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2016. № 2 (6). С. 227-237.
Розанова Т.П. Антикризисные меры по снижению последствий влияния санкций на сферу туризма России // Управленческие науки. 2022. Т. 12, № 2. С. 45-54. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2022-12-2-45-54.
References:
Gulyaev, V.G., Rassokhina, T.V. & Golodyaeva, V.I. (2016) Scientific Methods to Tourism Development in the Russian Federation in Times of Crisis, Sanctions and Geopolitical Instability. Vestnik RMAT. (2), 119-124 (in Russian).
Korolev, N.V. (2018) Development Strategies of the Russian Tourist-Recreational Complex. Vestnik Universiteta. (9), 69-74. Available from: doi:10.26425/1816-4277-2018-9-69-74 (in Russian).
Mukhetdinova, N. M. (2016) Import Substitution in the Russian Tourism Industry. Vestnik Finansovogo universiteta. 20 (2 (92)), 43-50 (in Russian).
Redkina, E.M. & Ilinykh, I.P. (2016) The Analysis of the Effectiveness of the Regional Portal W-Siberia.ru from the Position of Internet Marketing. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. (2 (6)), 227-237 (in Russian).
Rozanova, T.P. (2022) Anti-Crisis Measures to Reduce the Consequences of the Impact of Sanctions on the Tourism Industry of Russia. Management sciences. 12 (2), 45-54. Available from: doi:10.26794/2304-022X-2022-12-2-45-54 (in Russian).
Информация об авторе Е.М. Редькина - кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры экономики и организации производства Тюменского индустриального университета, Тюмень, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=697009.
Information about the author E.M. Redkina - PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Economics and Production Management, Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=697009.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 12.10.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 12.10.2022.