Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ'

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / НАГРУЗКА / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Умаров Асланбек А-К., Ахмедов Асхаб О., Джулагов Сайд-Магомед М., Якубова Мизан. М.

Введение. Всемирная организация здравоохранения отмечает в настоящее время рост физической бездеятельности населения. Несмотря на общепризнанный потенциал физического воспитания, мы наблюдаем глобальное снижение его реализации. Такая ситуация подпитывает глобальный кризис в области здравоохранения - по скромным оценкам, 6% всей смертности в мире вызвано отсутствием физической активности. Цель исследования - апробировать методику дифференцированного подход к организации двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе. Материалы и методы. В эксперименте приняло участие 20 студентов Чеченского государственного педагогического университета (Российская Федерация) в возрасте от 18 до 24 лет. Для оценки уровня физической подготовленности, до и после эксперимента были выбраны тесты комплекса нормативов ГТО: бег на 30 м. (сек.); сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз); наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см.); челночный бег 3x10 м. (сек.); поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 минуту); прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.). Методы математической статистики: методы описательной статистики (среднее арифметическое, стандартное отклонение); статистический критерий Вилкоксона. Результаты. Формирующий этап исследования предусматривал внедрение различных вариантов построения недельного двигательного режима студентов. Анализ динамики показателей за период эксперимента выявил положительные сдвиги во всех трех группах, однако, значимый прирост наблюдается в I экспериментальной группе во всех контрольных упражнениях (p < 0,01). Это свидетельствует о значительном преимуществе режима двигательной деятельности, использованной в 1-й экспериментальной группе, которая позволила студентам успешно подойти вплотную к нормативам для получения золотого знака отличия комплекса ГТО, несмотря на невысокий исходный уровень физической подготовленности. Заключение. Оптимальным вариантом в условиях интенсификации процесса обучения и организованного режима двигательной деятельности, обеспечивающим высокий уровень физической подготовленности студентов, является режим пятиразовых занятий недельной микроструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Умаров Асланбек А-К., Ахмедов Асхаб О., Джулагов Сайд-Магомед М., Якубова Мизан. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATED APPROACH TO THE MOTOR ACTIVITY ORGANIZATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

Introduction. The World Health Organization notes the current increase in the physical inactivity of the population. Despite the generally recognized potential of physical education, there is a global decline in its implementation. This situation is fueling a global health crisis - a conservative estimate of 6% of all deaths in the world is the result of physical inactivity. The purpose of the study is to test the methodology of a differentiated approach to the motor activity organization of students in the process of physical education at the university. Materials and Methods. The experiment involved 20 students of the Chechen State Pedagogical University aged 18 to 24 years. To assess the level of physical fitness tests of the TRP standard set were selected before and after the experiment. They included 30-meter run (sec.); flexion and extension of the arms in emphasis lying on the floor (number of times); tilt forward from a standing position with straight legs on the gymnastic bench (see); shuttle run 3x10 m. (sec.); lifting the torso from a supine position (number of times in 1 minute); long jump from a place with a push with two legs (see). Methods of mathematical statistics including methods of descriptive statistics (arithmetic mean, standard deviation); Wilcoxon statistical test were applied. Results. Implementation of various options for building a weekly motor regimen for students was envisaged at the formative stage of the study. The analysis of the dynamics of indicators over the period of the experiment revealed positive changes in all three groups, however, a significant increase was observed in the first experimental group in all control exercises (p < 0.01). This indicates a significant advantage of the motor activity mode used in the 1st experimental group, which allowed students to successfully come close to the standards for obtaining the golden badge of distinction of the TRP complex, despite the low initial level of physical fitness. Conclusion. The mode of five-time lessons of a weekly microstructure providing a high level of students' physical fitness is the best option in the conditions of intensification of the learning process and an organized mode of students’ motor activity.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-01/ Дата поступления: 05.08.2022 Дата публикации: 28.02.2023

А. А-К. Умаров, А. О. Ахмедов, С-М. М. Джулагов, М. М. Якубова

Дифференцированный подход к организации двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Введение. Всемирная организация здравоохранения отмечает в настоящее время рост физической бездеятельности населения. Несмотря на общепризнанный потенциал физического воспитания, мы наблюдаем глобальное снижение его реализации. Такая ситуация подпитывает глобальный кризис в области здравоохранения - по скромным оценкам, 6% всей смертности в мире вызвано отсутствием физической активности.

Цель исследования - апробировать методику дифференцированного подход к организации двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе.

Материалы и методы. В эксперименте приняло участие 20 студентов Чеченского государственного педагогического университета (Российская Федерация) в возрасте от 18 до 24 лет. Для оценки уровня физической подготовленности, до и после эксперимента были выбраны тесты комплекса нормативов ГТО: бег на 30 м. (сек.); сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз); наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см.); челночный бег 3x10 м. (сек.); поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 минуту); прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.). Методы математической статистики: методы описательной статистики (среднее арифметическое, стандартное отклонение); статистический критерий Вилкоксона.

Результаты. Формирующий этап исследования предусматривал внедрение различных вариантов построения недельного двигательного режима студентов. Анализ динамики показателей за период эксперимента выявил положительные сдвиги во всех трех группах, однако, значимый прирост наблюдается в I экспериментальной группе во всех контрольных упражнениях (р < 0,01). Это свидетельствует о значительном преимуществе режима двигательной деятельности, использованной в 1-й экспериментальной группе, которая позволила студентам успешно подойти вплотную к нормативам для получения золотого знака отличия комплекса ГТО, несмотря на невысокий исходный уровень физической подготовленности.

Заключение. Оптимальным вариантом в условиях интенсификации процесса обучения и организованного режима двигательной деятельности, обеспечивающим высокий уровень физической подготовленности студентов, является режим пятиразовых занятий недельной микроструктуры.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательная активность, интенсификация, нагрузка, физическая работоспособность, двигательная подготовленность, физическое развитие

Ссылка для цитирования:

Умаров А. А-К., Ахмедов А. О., Джулагов С-М. М., Якубова М. М. Дифференцированный подход к организации двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). С. 126-141. 10.32744/р$е.2023.1.8

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-01/ Accepted: 6 August 2022 Published: 28 February 2023

A. K. Umarov, A. O. Akhmedov, S-M. M. Dzhulagov, M. M. Yakubova

Differentiated approach to the motor activity organization of students in the process of physical education at the university

Introduction. The World Health Organization notes the current increase in the physical inactivity of the population. Despite the generally recognized potential of physical education, there is a global decline in its implementation. This situation is fueling a global health crisis - a conservative estimate of 6% of all deaths in the world is the result of physical inactivity.

The purpose of the study is to test the methodology of a differentiated approach to the motor activity organization of students in the process of physical education at the university.

Materials and Methods. The experiment involved 20 students of the Chechen State Pedagogical University aged 18 to 24 years. To assess the level of physical fitness tests of the TRP standard set were selected before and after the experiment. They included 30-meter run (sec.); flexion and extension of the arms in emphasis lying on the floor (number of times); tilt forward from a standing position with straight legs on the gymnastic bench (see); shuttle run 3x10 m. (sec.); lifting the torso from a supine position (number of times in 1 minute); long jump from a place with a push with two legs (see). Methods of mathematical statistics including methods of descriptive statistics (arithmetic mean, standard deviation); Wilcoxon statistical test were applied.

Results. Implementation of various options for building a weekly motor regimen for students was envisaged at the formative stage of the study. The analysis of the dynamics of indicators over the period of the experiment revealed positive changes in all three groups, however, a significant increase was observed in the first experimental group in all control exercises (p < 0.01). This indicates a significant advantage of the motor activity mode used in the 1st experimental group, which allowed students to successfully come close to the standards for obtaining the golden badge of distinction of the TRP complex, despite the low initial level of physical fitness.

Conclusion. The mode of five-time lessons of a weekly microstructure providing a high level of students' physical fitness is the best option in the conditions of intensification of the learning process and an organized mode of students' motor activity.

Keywords: physical education, motor activity, intensification, load, physical performance, motor fitness, physical development

For Reference:

Umarov, A. K., Akhmedov, A. O., Dzhulagov, S-M. M., & Yakubova, M. M. (2023). Differentiated approach to the motor activity organization of students in the process of physical education at the university. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 61 (1), 126-141. doi: 10.32744/pse.2023.1.8

_Введение

С 1952 года ЮНЕСКО активно продвигает эффективность и всеобъемлющий потенциал физического воспитания и спорта. В этой связи у Организации есть чёткий мандат по обеспечению доступа к физическому воспитанию в формальной среде и неформальной обстановке. Эта постоянная поддержка качественного физического воспитания (КФВ) закреплена в принятой ЮНЕСКО в 1978 году Международной хартии физического воспитания, физической активности и спорта, которая определяет физическое воспитание как фундаментальное право для всех и как существенный элемент непрерывного образования.

Вовлечённость в качественное физическое воспитание прививает позитивное отношение к физической активности, снижает вероятность сопряжённого с риском поведения молодых людей и оказывает положительное влияние на текущую успеваемость. В то же время такая вовлечёность представляет собой площадку для широкой социальной интеграции. Физическое воспитание даёт молодым людям огромный опыт и позволяет им развивать умения и знания, которые им помогут максимально использовать свои возможности и сформировать новые виды всемирного гражданства [1].

По данным ВОЗ физическая активность подростков во всем мире находится на катастрофическом уровне. По данным ученых, 85% девочек и 78% мальчиков-подростков активны менее одного часа в сутки. Большую часть дня они проводят, сидя за уроками в школе, за домашним заданием или в смартфоне (компьютере). Данные получены на основе опроса 1,6 миллиона учащихся школ в возрасте 11-17 лет. Лидером по дефициту физической активности среди мальчиков (93% неактивных) стали Филиппины, а Южная Корея - лидер в этом антирейтинге среди девочек (97%) и в целом среди всех подростков (94%). В Бангладеш, наоборот, подростки оказались самыми активными [2].

Исследователи из Стэнфорда собрали данные об уровне физической активности 700 тысяч человек из 111 стран и сравнили их со статистикой ожирения. Оказалось, что зависимость между этими показателями не прямая: ожирением страдает тем больше людей, чем больше разрыв между самыми активными и самыми малоподвижными жителями страны [3].

Самый высокий индекс «неравенства активности» оказался у Саудовской Аравии (32,5), Австралии, Канады, Египта и США. Замыкают рейтинг страны, где нет большого разрыва между физически активными людьми и теми, кто ведёт малоподвижный образ жизни: Китай, Швеция, Южная Корея и Чехия; равномернее всего активность распределяется в Гонконге (22,2). Россия (26,2) ближе к группе стран с низким индексом неравенства и занимает пятнадцатую после Гонконга строчку. В странах, где индекс высок, женщины обычно более пассивны и чаще набирают избыточный вес, чем мужчины.

По данным И. В. Енченко и Н. М. Егоровой как в Европе, так и в России наблюдается довольно высокий уровень вовлеченности населения в сферу физической культуры. Так, в России систематически занимаются физической культурой и спортом 39,8% населения, средний показатель по Европе - 40%. По мнению авторов, важно привлекать взрослое население от 30 лет и старше, так как именно эта возрастная категория на сегодняшний день меньше всего охвачена средствами физической культуры и спорта [4].

Развитие физической культуры и спорта на сегодняшний день является одной из ключевых стратегических задач в Российской Федерации. Вопросы развития как массового спорта, так и спорта высших достижений обсуждаются на самом высоком уровне. 27 марта 2019 года на заседании Совета по развитию физической культуре и спорту поставлена цель к 2024 году вовлечь в регулярные занятия спортом более половины населения России (55%)» [5].

С 1 января 2019 года в Российской Федерации стартовал Федеральный проект «Спорт - норма жизни». Он является частью национального проекта «Демография». Планируется к 2030 году вовлечь в сферу физической культуры и спорта до 70% жителей страны.

Зачастую активные занятия физической культурой и спортом приходятся на школьный и студенческий возраст. По мнению О. В. Степновой и соавт. «физическое воспитание в университете осуществляется на протяжении всего периода обучения и реализуется в различных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студенческой молодежи» [6, с. 127].

Необходимость совершенствования системы физического воспитания студенческой молодежи обуславливается тем, что оно всегда было и является неотъемлемой частью общей системы высшего образования, которая закладывает основы развития физического, психического и духовного здоровья человека, является основой формирования умственных и физических качеств личности, совершенствования физической и моральной подготовки к активной жизни и профессиональной деятельности молодежи.

Во время двигательной активности проходит физическая тренировка сердечнососудистой, дыхательной, эндокринной систем, улучшаются все обменные процессы в организме, а занятия спортом в рамках обязательных программ физического воспитания положительно влияет на уровень физической грамотности, мотивации и физической активности студентов вузов [7].

Однако существует ряд проблем, которые возникают в процессе преподавания физической культуры: сокращение количества практических занятий, т.е. перевод 50% занятий и более на самостоятельную работу студентов; большое количество пропусков занятий обучающимися; переход из-за пандемии на дистанционную форму преподавания и др. Как следствие этого, отмечается увеличение количества студентов, которые по медицинским показателям относятся к специальной медицинской группе, и т.д.

В связи с вышесказанным возникает необходимость разработки оптимальной системы режимов двигательной активности студентов, включающей в себя синергию академических и самостоятельных занятий, которая позволит обеспечить эффективность процесса физического воспитания в вузе.

Основным аспектом правильного построения физической подготовки является дифференциация двигательного режима каждого человека. Не все занятия физическими упражнениями приносят нужный тренировочный эффект. Каждому человеку необходим оптимальный двигательный режим. Под этим подразумевается такой режим, при котором физические упражнения наиболее эффективно влияют на укрепление здоровья, самочувствие и работоспособность. Физическая нагрузка, конечно, является мощным оздоровительным средством, однако при неправильном ее применении может оказаться не только малоэффективной, но даже вредной для здоровья. Польза от за-

нятий физической культурой, ее оздоровительный эффект обеспечивается лишь при условии регулярной физической тренировки при оптимальной методике ее проведения.

На современном этапе развития системы физкультурного образования в нашей стране, основой для определения норм физической подготовки является комплекс нормативов ГТО [8]. Знание основных признаков данного комплекса, состава и соотношения факторов, обусловливающих подготовку к сдаче нормативов комплекса, позволяет на объективной основе определять ведущие средства подготовки, их взаимосвязь и соотношение в тренировочном процессе.

В системе организации работы по комплексу ГТО решается в числе других и задача овладения знаниями и практическими навыками, самостоятельных занятий физическими упражнениями. Самостоятельные занятия необходимо рассматривать и как одно из важнейших средств, обеспечивающих занимающимся хорошую физическую подготовку. Ежедневные самостоятельные занятия активизируют двигательный режим, повышают умственную работоспособность, помогают заполнять свободное время активными занятиями.

Поэтому процесс подготовки студенческой молодежи к сдаче норм комплекса ГТО состоит из регулярно повторяющихся самостоятельных занятий, а также занятий под руководством преподавателя [9].

Актуальность нашего исследования также следует из того, что в последнее время наблюдается рост интереса к изучению физической подготовленности студентов, к эффективности отдельных физических упражнений и методов физических качеств, а также к другим вопросам вузовской практики физического воспитания, но подавляющее большинство исследований по оптимизации двигательных режимов и рекомендации посвящены большому спорту.

Вместе с тем многие авторы отмечают ряд существенных недостатков в исследовательской работе по комплексу ГТО. Такие, как преимущественная ориентация содержания, методики и организации занятий на студентов с относительно низким уровнем исходной физической подготовленности, шаблонность и стереотипность физических упражнений и условий их выполнения, что снижает уровень формируемых двигательных навыков и качеств, недостаточные по объему и интенсивности нагрузки, преобладание оздоровительной направленности нагрузки, недостаточное количество методической литературы [10].

Цель нашего исследования - апробировать методику дифференцированного подхода при построении программ повышения двигательной активности в процессе физического воспитания в вузе.

_Методы исследования

Исследование состоит из трех этапов:

1. изучение научно-методической литературы по теме исследования, теоретическое обоснование необходимости исследовании различных вариантов построения недельного двигательного режима студентов, а также проведение входного тестирования уровня физической подготовленности студентов экспериментальных групп;

2. внедрение различных вариантов построения недельного двигательного режима студентов;

3. контрольные тестирования уровня физической подготовленности студентов и статическую обработку полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования.

Выборка. Для решения поставленной задачи был проведен педагогический эксперимент, который длился в течение одного учебного года. В эксперименте приняли участие три опытных группы студентов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» по 10 человек в каждой, из числа первых курсов факультета технологии и менеджмента в образовании (I экспериментальная группа), факультета естествознания (II экспериментальная группа) и физико-математического факультета (III экспериментальная группа), в возрасте от 18 до 24 лет.

Для оценки влияния на динамику физической подготовленности студентов экспериментальных групп в начале и в конце семестра была составлена батарея тестов на основе комплекса ГТО 6-ой ступени, которая включала в себя: Бег на 30 м.,сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье челночный бег 3x10 м., поднимание туловища из положения лежа на спине, прыжок в длину с места толчком двумя ногами.

Методика. При исследовании различных вариантов построения недельного двигательного режима студентов в основу экспериментального исследований легли три экспериментальные методики планирования недельного объема двигательной деятельности.

В первой экспериментальной группе недельный цикл состоял из 5 занятий (2 занятия под руководством преподавателя + 3 самостоятельных), во второй - из 4 (2+2) и в третьей - 3 (2 + 1) занятия (см. табл. 1).

Таблица 1

Процент выполнения недельной нагрузки студентами по дням занятий от общего

недельного объема

Экспериментальные группы Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.

I 15 30 15 30 10

II 10 30 30 10

III 30 30 10

*Вторник и Пятница — дни академических занятий

Недельный объем во всех группах был распределен так, чтобы большие нагрузки попадала на дни, когда занятия проходили под руководством преподавателя. Для проведения самостоятельных занятий были разработаны комплексы упражнений по типу круговой тренировки, которые были составлены из упражнений, оказывающих с ними одинаковое функциональное воздействие.

Индивидуальная мера нагрузки определялась с помощью «максимального теста» - испытания на максимальное число повторений по каждому упражнению, включенному в комплекс круговой тренировки. В зависимости от результатов этого испытания назначалась норма тренировочной нагрузки.

Контроль самостоятельных занятий проводился по дневникам самоконтроля, которые вели на протяжении всего эксперимента исследуемые всех трех групп. В дневниках самоконтроля были включены такие показатели, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс (лежа, стоя, разница до тренировки, после тренировки), вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.

Методы математической статистики. Использовались методы описательной статистики (среднее арифметическое (Хср), стандартное отклонение а также непараметрический критерий Вилкоксона предназначенный для сравнения двух зависимых выборок между собой по уровню выраженности какого-либо признака.

_Обзор источников

В научно-исследовательской литературе в достаточной степени раскрыты вопросы планирования учебно-тренировочного процесса занимающихся спортом.

Целесообразность тренировки была показана Н. Г. Озолиным [11]. В данное время, особенно в массовой спортивной практике, 7-дневные микроциклы наиболее распространены, так как, совпадая по продолжительности с календарной неделей, они хорошо согласуются с общим режимом жизни занимающихся [12], а также показали свою эффективность в совокупности с дополнительными низкоинтенсивными тренировками [13].

Недельное планирование учебно-тренировочного процесса для студентов, готовящихся к выполнению требований и норм комплекса ГТО, является наиболее удобным по ряду причин:

1. Недельная структура распределения объема двигательной деятельности хорошо согласуется с основной учебной деятельностью студентов, то есть облегчается задача сочетания общей тренировочной физической нагрузки с умственной учебной нагрузкой. Необходимость такого сочетания приведена в учебных пособиях для студентов высших учебных заведений [14].

2. Целесообразность такого планирования показывает анализ научно-методической литературы, в которой рекомендуется для новичков или спортсменов низших разрядов занятия планировать в виде недельного микроцикла, где упражнения распределяются по дням недели с учетом требуемой повторности [15].

Следующей частной задачей являлось определение наиболее оптимальной частоты тренировочных занятий в недельной микроструктуре.

В. П. Матвеев, имея ввиду спортивную тренировку, отмечает, что не может быть единственной универсальной структуры микроциклов, одинаково пригодной для всех случаев. Она неизбежно меняется в зависимости от содержания тренировки, по мере развития тренированности и под влиянием внешних обстоятельств. Каждому тренеру или спортсмену необходимо вносить целесообразные изменения в содержание и структуру микроциклов [16].

Однако это положение, являющееся наиболее рациональным при подготовке спортсменов, не может быть в полной мере приемлемым в процессе обучения в вузе по курсу физическое воспитание студенческой молодежи из-за некоторых объективных причин:

Во-первых, студенты неспортивных факультетов не обладают достаточными знаниями в методике физического воспитания и в основах спортивной тренировки для самостоятельного варьирования тренировочных процессов.

Во-вторых, преподаватели кафедры физического воспитания не имеют практической возможности оперативно вносить изменения в содержание структуры микроциклов отдельно для всех самостоятельно занимающихся по программе комплекса ГТО.

В-третьих, в арсенале преподавателей физического воспитания нет достаточно простых способов текущего или этапного контроля за состоянием двигательных способностей, занимающихся физической культурой. В данном случае под текущим контролем понимается определение повседневных (текущих) колебаний в организме; под этапным контролем - оценка этапного (перманентного) состояния подготовленности спортсмена (занимающегося), достигнутого в результате определенного цикла (или микроцикла) подготовки [17].

К тому же, если из всех методов контроля и измерения в спорте найти наиболее объективные и доступные, этим проблемы оперативного влияния на микроструктуру тренировочного процесса не исчерпываются. Для принятия решения преподаватель встретится с необходимостью объективно оценить конкретную ситуацию, глубоко проанализировать все, по существу, бесчисленные варианты решения, предусмотреть возможные исходы каждого из них и выбрать наиболее приемлемый. Сложность принятия решения связана еще с весьма слабыми основаниями, которыми преподаватель располагает для анализа всех возможных вариантов [18].

Из всего этого следует, что для студентов, готовящихся к выполнению требований и норм комплекса ГТО, необходима определенная структура недельного цикла, так как процесс подготовки к сдаче норм комплекса ГТО включает в себя регулярно повторяющиеся самостоятельные занятия.

Определяя частоту занятий, их конкретное содержание и нагрузку, следует руководствоваться закономерностями протекания физиологических процессов после различной мышечной деятельности. Необходимость этого обусловлена тем, что функциональная перестройка в организме происходит не только в процессе деятельности, но, главным образом, после нее на протяжении до суток, а после интенсивных упражнений и более того [19].

Важно, чтобы повторные занятия способствовали дальнейшему совершенствованию двигательного навыка и функции организма. Если перерыв будет недостаточным для восстановления затраченных энергетических ресурсов соответствующей функциональной перестройки организма, то прогресса в развитии навыков, двигательных качеств может не быть, можно даже причинить вред организму. Если перерыв между занятиями будет слишком большим, то не произойдут существенные сдвиги в развитии функциональных возможностей организма. Перерывы в занятиях должны быть такой длительности, чтобы повторное упражнение «настигло» последействие от предыдущих в наивысшей фазе восстановления [17].

Г1 V V

В последние годы в спортивной практике после интенсивной тренировки используется эффект суперкомпенсации, где предлагается серия поддерживающих нагрузок на фоне неполного восстановления. Однако такой метод может быть применим только для хорошо тренированных спортсменов. Перенос таких методов в практику массовых форм физической культуры, скорее всего, нецелесообразен.

Рекомендации специалистов для начинающих спортсменов и спортсменов младших разрядов не во всех изданиях одинаковы. Л. П. Матвеев считает, что для новичков в легкой атлетике достаточно три занятия в неделю [16]. Ю.В. Верхошанский утверждает, что для спортсменов-легкоатлетов младших разрядов обычно достаточно 3-4 занятия в неделю, общей длительностью 6 - 8 часов [18]. Такого же мнения Я.М. Коц, который считает, что в группах начальной подготовки многоборья в неделю не должно быть более четырех тренировочных дней [22].

Особый интерес представляют мнения специалистов в вопросе частоты трени-

ровочных занятий для массовых форм физической культуры [23]. Известен факт, что увеличение количества уроков физкультуры не способствует улучшению двигательных способностей обучающихся [24]. Возникает «потолочный эффект», т.е. предел того, что можно было бы достичь с течением времени с помощью каких-либо тренировочных программ.

К. Купер в своей книге «Аэробика для хорошего самочувствия» отмечает, что при четырехразовых занятиях существенно улучшается состояние здоровья [25]. Необязательно заниматься пять или больше раз в неделю. При пятиразовом графике рекомендуется чередовать легкие и трудные дни. Я.М. Коц приводит данные, из которых следует, что в занятиях физической культурой одинаковый эффект может быть достигнут относительно короткими (интенсивными) ежедневными тренировками и продолжительными (но менее интенсивными) тренировками 2 - 3 раза в неделю [22]. Увеличение частоты занятий физической культурой сверх 3 раз в неделю не дает дополнительного тренировочного эффекта в отношении прироста максимальных показателей.

При построении недельного цикла (микроцикла) большинство авторов указывает на необходимость чередования больших, средних и малых тренировочных нагрузок, что обеспечивает более выраженный тренировочный эффект и лучшее восстановление функций организма [26].

В практике спортивной тренировки приводится множества примеров чередования различных нагрузок в микроциклах. Н.Г. Озолин предлагает общий объем недельной нагрузки изменять в виде «двойной волны»: нагрузка нарастает в первые три дня, затем следует день со сниженной нагрузкой или активный отдых, после чего в течение двух дней нагрузка снова нарастает и в 7-й день вновь снижается или вместо этого один день отводится для полного отдыха [11].

На необходимость предельных напряжений указывает Л.П. Матвеев и др., которые считают, что без физических нагрузок субмаксимальной мощности нельзя подготовиться к выполнению и выполнить нормативы комплекса ГТО [16].

В заключение следует отметить, что не существует одной структуры микроциклов, пригодной для всех случаев спортивной практики. В спортивной тренировке выделяют некоторые виды микроциклов. Собственно-тренировочные микроциклы в зависимости от степени сходства их содержания со спортивной специализацией спортсмена подразделяются на неспециализированные (общеподготовительные) и специализированные (специально-подготовительные). В первых микроциклах при проведении занятий используются средства общей и специальной подготовки. Оба типа микроциклов связаны с решением задач физической, технической, тактической подготовки или они носят комплексный характер.

Построение режима нагрузок и отдыха в микроцикле, при котором происходит повышение функциональных возможностей, техники движений, силы, быстроты и других физических качеств, характерно для развивающих микроциклов. Если занятие проводится на фоне значительного недовосстановления работоспособности после предыдущего, то возникает эффект «суммирования» нескольких занятий. Подобное сочетание нагрузок при построении микроциклов возможно только с достаточно подготовленными спортсменами и при особенно тщательном врачебно-пе-дагогическом контроле. Злоупотребление этим вариантом неизбежно приведет к переутомлению, а эпизодическое применение будет способствовать более эффективному росту тренированности.

_Результаты исследования

В целях определения динамики физической подготовленности студентов экспериментальных групп в начале и в конце учебного года проведены контрольно-педагогические испытания по тестам, составленным на основе видов испытаний, включенных в комплекс ГТО 6-ой ступени, а также проведен сравнительный анализ результатов сдачи нормативов по видам испытаний комплекса ГТО в экспериментальных группах в начале и конце эксперимента (см. табл. 3, 4, 5).

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов сдачи нормативов по видам испытаний комплекса ГТО в I экспериментальной группе в начале и конце эксперимента

Тесты Входное тестирование (Хср^) Контрольное тестирование (Хср^) г Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бег на 30 м. (сек.) 5,14±0,3 4,37±0,2 -2,825а 0,005

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) 31,4±7,3 40,60±6,6 -2,814Ь 0,005

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см.) 9,80±2,9 15,00±3,3 -2,814Ь 0,005

Челночный бег 3x10 м. (сек.) 8,27±0,4 7,33±0,4 -2,818а 0,005

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 минуту) 36,5±5,4 47,90±2,6 -2,812Ь 0,005

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.) 228,50±8,6 242,50±5,7 -2,809Ь 0,005

a. Используются положительные ранги.

b. Используются отрицательные ранги.

Таблица 3

Сравнительный анализ результатов сдачи нормативов по видам испытаний комплекса ГТО во II экспериментальной группе в начале и конце эксперимента

Тесты Входное тестирование (Хср^) Контрольное тестирование (Хср^) г Р

Бег на 30 м. (сек.) 4,91±0,4 4,58±0,3 -2,533а 0,011

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) 32,2±4,6 34,90±5,3 -2,675Ь 0,007

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см.) 10,30±3,0 12,30±2,8 -2,555Ь 0,011

Челночный бег 3x10 м. (сек.) 8,00±3,2 7,75±0,4 -2,825а 0,005

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 минуту) 40,3±2,9 43,30±4,0 -2,825Ь 0,005

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.) 222,10±16,6 226,50±16,2 -2,818Ь 0,005

a. Используются положительные ранги.

b. Используются отрицательные ранги.

Таблица 4

Сравнительный анализ результатов сдачи нормативов по видам испытаний комплекса ГТО в III экспериментальной группе в начале и конце эксперимента

Тесты Входное тестирование (XGi3±s) Контрольное тестирование (X^s) z p

Бег на 30 м. (сек.) 4,92±0,4 4,80±0,4 -2,232a 0,026

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) 34,20±6,0 36,60±6,1 -2,514b 0,012

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см.) 11,40±2,7 12,50±3,6 -2,049b 0,040

Челночный бег 3x10 м. (сек.) 8,17±0,9 7,97±0,9 -2,549a 0,011

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 минуту) 36,10±4,5 38,60±4,3 -2,532b 0,011

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.) 223,00±20,7 225,30±21,2 -2,395b 0,017

a. Используются положительные ранги.

b. Используются отрицательные ранги.

Статистическая обработка исходных результатов контрольных испытаний по шести упражнениям в трех группах и их сравнительный анализ выявили что:

1. В тесте «Бег на 30 м. (сек.)» средние показатели в I экспериментальной группе улучшились на 0,77 секунды (z =-2,824; p < 0,01), во II экспериментальной группе на 0,33 секунды (z = -2,533; p < 0,05), в III экспериментальной группе лишь на 0,12 секунды (z = -2,232; p < 0,05).

2. В тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)» средний показатель в I экспериментальной группе увеличился на 9 повторений (z =-2,814; p < 0,01), во II экспериментальной группе на 3 повторения (z =-2,675; p < 0,01), в III экспериментальной группе также как и второй увеличился на 2 повторения (z =-2,514; p < 0,05).

3. В тесте «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см,)» средний показатель в I экспериментальной группе улучшился на 5 сантиметров (z =-2,814; p < 0,01), во II экспериментальной группе на 2 сантиметра (z =-2,555; p < 0,05), в III экспериментальной группе прирост составил 1 сантиметра (z =-2,049; p < 0,05).

4. В тесте «Челночный бег 3x10 м, (сек,)» средний показатель в I экспериментальной группе улучшился на 1,3 секунды (z =-2,818; p < 0,01), во II экспериментальной группе на 0,3 секунды (z =-2,825; p < 0,01), в III экспериментальной группе на 0,2 секунды (z =-2,549; p < 0,05).

5. В тесте «Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 минуту)» средний показатель в I экспериментальной группе улучшился на 11 повторений (z =-2,812; p < 0,01), во II экспериментальной группе на 3 повторения (z =-2,825; p < 0,01), в III экспериментальной группе показатель улучшился на 2 повторения (z =-2,532; p < 0,05).

6. В тесте «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см,)» средний показатель в I экспериментальной группе улучшился на 14 сантиметров (z =-2,809; p < 0,01), во II экспериментальной группе на 4 сантиметра (z =-2,818; p < 0,01), в III экспериментальной группе результаты наоборот ухудшились на 2 сантиметра (z =-2,395; p < 0,05).

Таким образом, анализ динамики показателей за период эксперимента выявил положительные сдвиги во всех трех группах, однако, значимый прирост наблюдается в I экспериментальной группе во всех контрольных упражнениях. Это свидетельствует о значительном преимуществе режима двигательной деятельности, использованной в 1-й экспериментальной группе, которая позволила студентам успешно подойти вплотную к нормативам для получения золотого знака отличия комплекса ГТО, несмотря на невысокий исходный уровень физической подготовленности (см. табл. 5).

Таблица 5

Достоверность различий сравнительного анализа результатов контрольной и

экспериментальной групп

Тесты I экспериментальной группа II экспериментальной группа III экспериментальной группа

Входное тестирование Контрольное тестирование Входное тестирование Контрольное тестирование Входное тестирование Контрольное тестирование

(г/р) (г/р) (г/р)

Бег на 30 м, (сек,) -2,825 0,005 -2,533 0,011 -2,232 0,026

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) -2,814 0,005** -2,675 0,007** -2,514 0,012*

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см,) -2,814 0,005** -2,555 0,011* -2,049 0,040*

Челночный бег 3x10 м, (сек,) -2,818 0,005** -2,825 0,005** -2,549 0,011*

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 минуту) -2,812 0,005** -2,825 0,005** -2,532 0,011*

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см,) -2,809 0,005** -2,818 0,005** -2,395 0,017*

Обсуждение результатов

В последние годы на фоне интенсификации учебного процесса в высших учебных заведениях наблюдается тенденция к снижению объема двигательной активности студентов, что негативно сказывается на показателях их физического развития. Одна из причин низкой физической активности - отсутствие мотивации, что согласуется с данными исследования [27].

Низкий уровень двигательной активности негативно влияет на большинство функций организма, является фактором снижения работоспособности, ухудшения состояния здоровья, возникновения новых болезней и других нарушений, что согласуется в данными других ученых [28].

В частности, для решения вышеприведенных проблем и был проведен настоящий эксперимент, который показал, что дифференциация режима двигательной деятельности студентов на основе гармоничного сочетания академических занятий с самостоятельными, а также волнообразная система физической нагрузки занимающихся, определяют существенно более высокую физическую работоспособность и двигательную подготовленность студентов первой экспериментальной группы. Также, настоящим исследованием установлено, что использование недельного цикла,

состоящего из двух академических и трех самостоятельных занятий, положительно способствует повышению физической работоспособности и уровню развития, связанных с ними, физических качеств.

Получило обоснование утверждение, что чередование различных нагрузок в микроциклах посредством «двойной волны», когда нагрузка нарастает в первые дни недели, затем следует день со сниженной нагрузкой, а к концу недели нагрузка снова нарастает дает наибольший тренировочный эффект. Стоит добавить, что выявленные нами структурные особенности построения режимов двигательной деятельности, учитывались при выборе оптимальной модели построения системы физического воспитания в вузе.

Заключение

В заключение следует отметить, что наиболее оптимальным вариантом в условиях интенсификации процесса обучения и организованного режима двигательной деятельности, обеспечивающим высокий уровень физической подготовленности студентов, является режим пятиразовых занятий недельной микроструктуры в первой экспериментальной группе.

Анализ динамики результатов трех опытных групп и разность средних значений между I экспериментальной группой в сравнении с II и III экспериментальными группами предполагает, что во II и III опытных группах имелись свои недостатки, связанные с низкой, по сравнению с первой группой, эффективностью режимов двигательной деятельности.

Во второй группе сказалось отсутствие дней в недельном цикле с большим объемом физической нагрузки, которые разносторонне влияют на организм, создавая предпосылки как для роста общей выносливости, так и для формирования других двигательных качеств - быстроты, силы, скоростной выносливости.

п w W

В третьей группе относительная равномерность распределения недельной нагрузки не дала существенного повышения уровня физической подготовленности занимающихся.

Физическая нагрузка занимающихся в недельном цикле должна носить волнообразный характер и быть достаточно значительной по объему.

Результаты эксперимента свидетельствуют, что оптимальность и результативность планирования учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию (в данном случае недельного цикла) во многом обуславливают успешность решения основных задач физического воспитания в вузе.

Организация экспериментальных занятий при различных методиках обучения и режимах двигательной деятельности показала эффективность интенсификации процесса общей физической подготовки посредством совмещения академических занятий с самостоятельными и необходимость дальнейшего поиска эффективных форм, средств и методов физического воспитания для более качественной физической подготовки студентов.

_Финансирование

Работа выполнена в рамках внутривузовского конкурса научных грантов для студентов и аспирантов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», утвержденным решением Ученого совета от 25 января 2022 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Качественное физическое воспитание (КФВ) Рекомендации для руководителей. URL: https://unesdoc.unesco. org/ark:/48223/pf0000380054 (дата обращения: 11.01.2023)

2. ВОЗ опубликовал мировой рейтинг "ленивых" подростков [Ксения Комесникова]. URL: https:// rg.ru/2019/11/27/voz-opublikoval-mirovoj-rejting-lenivyh-podrostkov.html (дата обращения: 11.01.2023)

3. Althoff T, Sosic R, Hicks J.L., King A.C., Delp S.L., Leskovec J. Large-scale physical activity data reveal worldwide activity inequality. Nature, 2017, vol. 547(7663), pp. 336-339. DOI: 10.1038/nature23018

4. Енченко И.В., Егорова Н.М. Сравнительный анализ уровня физической активности в Европе и Российской Федерации. Человек. Спорт. Медицина, 2020, № 20 (4), С. 103-110.

5. Состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. URL: https://www.minsport.gov. ru/press-centre/news/33485/ (дата обращения: 11.01.2023)

6. Степнова О.В., Еременская Л.И., Боброва О.М. Исследование проблемы физического воспитания в образовательной среде технического вуза: мнения студентов // Перспективы науки и образования, 2021, № 3 (51), С. 127-139.

7. Choi S.M., Sum K.W.R., Leung F.L.E. et al. Effect of sport education on students' perceived physical literacy, motivation, and physical activity levels in university required physical education: a cluster-randomized trial. Higher Education, 2021, № 81, С. 1137-1155. DOI: 10.1007/s10734-020-00603-5

8. Собянин Ф.И., Скабук А.В., Воронков А.В., & Пересыпкин А.П. Развитие идеологических основ комплекса ГТО. Теория и практика физической культуры, 2020, № 8, С. 104-106.

9. Полухин О.Н., Ирхин В.Н., Никулин И.Н., Воронков А.В., Загоруйко Ю.А. Стимулирование студентов вуза к участию в мероприятиях комплекса ГТО. Теория и практика физической культуры, 2021, № 4, С. 106-107.

10. Алмазова Ю.Б., Корольков А.Н., Уварова Н.Н., Булычев Р.Ю. Социологический анализ мнений взрослого населения об участии в ВФСК ГТО. Теория и практика физической культуры, 2021, № 3, С. 9-11. DOI: 10.24412/0040-3601-2021-3-9-11

11. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М.: АСТ: Астрель. 2004. 863 с.

12. Магомедов Р. Р., Стрельников Р. В., Мхце Б.А. Методика оздоровительной физической культуры: антрополого-педагогический подход: учебное пособие. Ставрополь: СГПИ. 2019. 167 с.

13. Stoggl, T.L., Blumkaitis, J.C., Strepp, T. et al. The Salzburg 10/7 HIIT shock cycle study: the effects of a 7-day high-intensity interval training shock microcycle with or without additional low-intensity training on endurance performance, well-being, stress and recovery in endurance trained athletes—study protocol of a randomized controlled trial. BMC Sports Science, Medicine and Rehabilitation, 2022, vol. 14, 84. DOI: 10.1186/s13102-022-00456-8

14. Листкова М. Л., Сидоров Л. К. Физическое воспитание студенческой молодёжи: учебное пособие. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. 350 с.

15. Miguel M., Cortez A., Romero F., Loureiro N., García-Rubio J., Ibáñez S. J. Daily and weekly external loads in the microcycle: Characterization and comparison between playing positions on amateur soccer. Frontiers in sports and active living, 2022, vol. 4, 943367. DOI: 10.3389/fspor.2022.943367

16. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник. Москва: Спорт-Человек. 2020. 342 с.

17. Стрижак А.П., Рыжакова Л.Г., Бобков В.В. Метод «круговой тренировки» при подготовке обучающихся к выполнению нормативов Всероссийского комплекса ГТО // Теория и практика физической культуры. 2020. № 6. С. 57-59.

18. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса: монография. Москва: Спорт-Человек. 2019. 184 с.

19. Murphy M. H., Lahart I., Carlin A., Murtagh E. The Effects of Continuous Compared to Accumulated Exercise on Health: A Meta-Analytic Review. Sports medicine (Auckland, N.Z.), 2019, vol. 49(10), pp. 1585-1607. DOI: 10.1007/ s40279-019-01145-2

20. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания): учебник. 4-е изд. Москва: Спорт-Человек. 2021. 520 с.

21. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса: монография. Москва: Спорт-Человек. 2019. 184 с.

22. Коц Я.М. Физиология мышечной деятельности: Учебник для институтов физической культуры. Москва: Физкультура и спорт. 1982. 347 с.

23. Ralston G.W., Kilgore L., Wyatt F.B., Buchan D., Baker J.S. Weekly Training Frequency Effects on Strength Gain: A Meta-Analysis. Sports Medicine - Open, 2018, vol. 4(1), p. 36. DOI: 10.1186/s40798-018-0149-9.

24. Reif A., Triska C., Nader M., Scharhag J., Tschan H., Wessner B. Influence of an increased number of physical education lessons on the motor performance of adolescents-A non-interventional cohort study. PLoS One, 2021, vol. 16(10):e0258305. DOI: 10.1371/journal.pone.0258305.

25. Cooper K. Aerobics for well-being. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1989. 224 p.

26. Schoenfeld B.J., Grgic J., Van Every D.W., Plotkin D.L. Loading Recommendations for Muscle Strength, Hypertrophy, and Local Endurance: A Re-Examination of the Repetition Continuum. Sports (Basel), 2021, vol. 9(2):32. DOI: 10.3390/sports9020032.

27. Ferreira Silva R. M., Mendon?a C. R., Azevedo V. D., Raoof Memon A., Noll, P. R. E. S., & Noll M. Barriers to high school and university students' physical activity: A systematic review. PloS one, 2022, vol. 17(4), e0265913. DOI: 10.1371/journal.pone.0265913.

28. Shook R. P., Hand G. A., Drenowatz C., Hebert J. R., Paluch A. E., Blundell J. E., Hill J. O., Katzmarzyk P. T., Church T. S., Blair S. N. Low levels of physical activity are associated with dysregulation of energy intake and fat mass gain over 1 year. The American journal of clinical nutrition, 2015, vol. 102(6), pp. 1332-1338. DOI: 10.3945/ajcn.115.115360

REFERENCES

1. Quality Physical Education (QPE) Recommendations for Leaders. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000380054 (accessed 11.01.2023)

2. WHO published the world ranking of "lazy" adolescents [Ksenia Komesnikova]. Available at: https:// rg.ru/2019/11/27/voz-opublikoval-mirovoj-rejting-lenivyh-podrostkov.html (accessed 11.01.2023).

3. Althoff T, Sosic R, Hicks JL, King AC, Delp SL, Leskovec J. Large-scale physical activity data reveal worldwide activity inequality. Nature, 2017, vol. 547(7663), pp. 336-339. DOI: 10.1038/nature23018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Yenchenko I.V., Egorova N.M. Comparative analysis of physical activity levels in Europe and the Russian Federation. Man. Sport. Medicine, 2020, no. 20 (4), P. 103-110.

5. Session of the Council under the President of the Russian Federation for the Development of Physical Culture and Sports took place. Official website of the Ministry of Sports of the Russian Federation. Available at: https://www. minsport.gov.ru/press-centre/news/33485/ (accessed 11.01.2023).

6. Stepnova O.V., Eremenovskaya L.I., Bobrova O.M. Research the problem of physical education in the educational environment of technical universities: the views of students. Perspectives of Science and Education, 2021, no. 3 (51), pp. 127-139.

7. Choi S.M., Sum K.W.R., Leung F.L.E. et al. Effect of sport education on students' perceived physical literacy, motivation, and physical activity levels in university required physical education: a cluster-randomized trial. Higher Education, 2021, no. 81, pp. 1137-1155. DOI: 10.1007/s10734-020-00603-5

8. Sobyanin F.I., Skabuk A.V., Voronkov A.V., & Peresypkin A.P. Development of ideological foundations of the TRP complex. Theory and Practice of Physical Culture, 2020, no. 8, pp. 104-106.

9. Polukhin O.N., Irkhin V.N., Nikulin I.N., Voronkov A.V., Zagoruyko Y.A. Stimulation of university students to participate in the activities of the TRP complex. Theory and Practice of Physical Culture, 2021, no. 4, pp. 106-107.

10. Almazova Y.B., Korolkov A.N., Uvarova N.N., Bulychev R.Y. Sociological analysis of the opinions of the adult population on participation in the WFSC TRP. Theory and Practice of Physical Culture, 2021, no. 3, pp. 9-11. DOI: 10.24412/0040-3601-2021-3-9-11

11. Ozolin N. G. Handbook of the coach: the science of winning. Moscow, AST: Astril Publ., 2004. 863 p.

12. Magomedov R. R., Strelnikov R. V., Mkhtse B.A. Methodology of health-improving physical culture: anthropological and pedagogical approach: training manual. Stavropol, SGPI Publ., 2019. 167 p.

13. Stoggl, T.L., Blumkaitis, J.C., Strepp, T. et al. The Salzburg 10/7 HIIT shock cycle study: the effects of a 7-day high-intensity interval training shock microcycle with or without additional low-intensity training on endurance performance, well-being, stress and recovery in endurance trained athletes—study protocol of a randomized controlled trial. BMC Sports Science, Medicine and Rehabilitation, 2022, vol. 14, 84. DOI: 10.1186/s13102-022-00456-8

14. Listkova M.L., Sidorov L.K. Physical education of student youth: textbook. Krasnoyarsk, KSPU named after V.P. Astafyev Publ., 2021. 350 p.

15. Miguel M., Cortez A., Romero F., Loureiro N., García-Rubio J., Ibáñez S. J. Daily and weekly external loads in the microcycle: Characterization and comparison between playing positions on amateur soccer. Frontiers in sports and active living, 2022, vol. 4, 943367. DOI: 10.3389/fspor.2022.943367

16. Matveev L. P. General theory of sport and its applied aspects: textbook. Moscow: Sport-Human. 2020. 342 p.

17. Strizhak A.P., Ryzhakova L.G., Bobkov V.V. The method of "circular training" in preparing students to meet the standards of the All-Russian complex TRP. Theory and Practice of Physical Culture, 2020, no. 6, pp. 57-59.

18. Verkhoshanskiy V. Programming and organization of training process: monograph. Moscow, Sport-Human Publ., 2019. 184 p.

19. Murphy M. H., Lahart I., Carlin A., Murtagh E. The Effects of Continuous Compared to Accumulated Exercise on Health: A Meta-Analytic Review. Sports medicine (Auckland, N.Z.), 2019, vol. 49(10), pp. 1585-1607. DOI: 10.1007/ s40279-019-01145-2

20. Matveev L. P. Theory and Methodology of Physical Culture (Introduction to the Theory of Physical Culture; General Theory and Methodology of Physical Education): textbook. 4th ed. Moscow, Sport-Man Publ., 2021. 520 p.

21. Verkhoshanskiy Y.V. Programming and organization of training process: monograph. Moscow, Sport-Human Publ., 2019. 184 p.

22. Kotz Y.M. Physiology of muscular activity: Textbook for institutes of physical culture. Moscow, Fizkura i sport Publ., 1982. 347 p.

23. Ralston G.W., Kilgore L., Wyatt F.B., Buchan D., Baker J.S. Weekly Training Frequency Effects on Strength Gain: A Meta-Analysis. Sports Medicine - Open, 2018, vol. 4(1), p. 36. DOI: 10.1186/s40798-018-0149-9.

24. Reif A., Triska C., Nader M., Scharhag J., Tschan H., Wessner B. Influence of an increased number of physical education lessons on the motor performance of adolescents-A non-interventional cohort study. PLoS One, 2021, vol. 16(10):e0258305. DOI: 10.1371/journal.pone.0258305.

25. Cooper K. Aerobics for well-being. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1989. 224 p.

26. Schoenfeld B.J., Grgic J., Van Every D.W., Plotkin D.L. Loading Recommendations for Muscle Strength, Hypertrophy, and Local Endurance: A Re-Examination of the Repetition Continuum. Sports (Basel), 2021, vol. 9(2):32. DOI: 10.3390/sports9020032.

27. Ferreira Silva R. M., Mendon?a C. R., Azevedo V. D., Raoof Memon A., Noll, P. R. E. S., & Noll M. Barriers to high school and university students' physical activity: A systematic review. PloS one, 2022, vol. 17(4), e0265913. DOI: 10.1371/journal.pone.0265913.

28. Shook R. P., Hand G. A., Drenowatz C., Hebert J. R., Paluch A. E., Blundell J. E., Hill J. O., Katzmarzyk P. T., Church T. S., Blair S. N. Low levels of physical activity are associated with dysregulation of energy intake and fat mass gain over 1 year. The American journal of clinical nutrition, 2015, vol. 102(6), pp. 1332-1338. DOI: 10.3945/ajcn.115.115360

Информация об авторах

Асланбек А-К. Умаров

(Россия, Грозный) Преподаватель кафедры спортивных дисциплин ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» E-mail: umarov.grozni@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-1832-1091

Асхаб О. Ахмедов

(Россия, Грозный) Преподаватель кафедры спортивных дисциплин ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» E-mail: akhmedovmartin@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-6670-069X

Сайд-Магомед М. Джулагов

(Россия, Грозный) Начальник научно-исследовательского и грантового отдела

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» E-mail: sema.dzhulagov@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-1832-1091

Мизан. М. Якубова

(Россия, Грозный) Ассистент кафедры «Физвоспитание» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова» E-mail: ymizan@bk.ru ORCID ID: 0000-0002-6972-8839

Information about the authors

Aslanbek A-K. Umarov

(Russia, Grozny) Lecturer of the Sports Disciplines Department Chechen State Pedagogical University E-mail: umarov.grozni@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-1832-1091

Askhab O. Akhmedov

(Russia, Grozny) Lecturer of the Sports Disciplines Department Chechen State Pedagogical University E-mail: akhmedovmartin@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-6670-069X

Sayd-Magomed M. Dzhulagov

(Russia, Grozny) Head of Research and Grant Department Chechen State Pedagogical University E-mail: sema.dzhulagov@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-1832-1091

Mizan.M. Yakubova

(Russia, Grozny) Assistant of Physical Education Department Vocational School of Physical Education Chechen State University named after A. Kadyrov E-mail: ymizan@bk.ru ORCID ID: 0000-0002-6972-8839

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.