Научная статья на тему 'Изменение показателей физической подготовленности младших школьников с интеллектуальными нарушениями в процессе адаптивного физического воспитания'

Изменение показателей физической подготовленности младших школьников с интеллектуальными нарушениями в процессе адаптивного физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
206
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MENTAL RETARDATION / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL FITNESS (READINESS) / MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Наумова Екатерина Викторовна

Введение. Младшие школьники с интеллектуальными нарушениями имеют разный уровень двигательной активности. Цель исследования. Оценить эффективность методики адаптивного физического воспитания младших школьников с интеллектуальными нарушениями, учитывающей уровень двигательной активности. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 48 младших школьников с интеллектуальными нарушениями (по 24 человека в контрольной и экспериментальной группах). По результатам шагометрии все испытуемые были разделены на три уровня двигательной активности: высокий, средний, низкий. На основании полученных данных была разработана методика адаптивного физического воспитания, учитывающая уровень двигательной активности. Результаты исследования и их обсуждение. В результате эксперимента был выявлен прирост результатов физической подготовленности в тестах «Челночный бег 3×10», «Наклон вперед из положения сидя», «Прыжок в длину с места», «Сгибание разгибание рук в упоре лежа», «Бег на 30 м.», «Бег на 1 км», «Метание теннисного мяча в цель». Выводы. По результатам тестирования установлена эффективность экспериментальной методики адаптивного физического воспитания, которая выразилась более значительными положительными изменениями результатов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной по показателям физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Наумова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in indicators of physical fitness of younger students with intellectual disabilities in the process of adaptive physical education

Introduction. Younger schoolchildren with intellectual disabilities have different motor activity levels. The purpose of the study is to evaluate the effectiveness of the adaptive physical education methodology for younger schoolchildren with intellectual disabilities, taking into account the motor activity level. Methodology and organization of the research. 48 younger schoolchildren with intellectual disabilities took part in the experiment (24 pupils in every group (control and experimental). According to the results of pedometric, all the participants were divided into three levels of motor activity: high, medium, low. Based on the data obtained, the adaptive physical education technique that takes into account the motor activity level was developed. Research results and discussion. As a result of the experiment, the increase in the physical fitness results was revealed in the tests “Shuttle 3×10”, “Leaning forward from a sitting position”, “Standing long jump”, “Bending and unbending of arms lying”, “30 m running","1 km running", "Throwing a tennis ball at the goal". Conclusions. Based on the test results, the effectiveness of the adaptive physical education experimental methodology was proved, which resulted in more significant positive changes in the results of the experimental group compared to the control in terms of physical fitness.

Текст научной работы на тему «Изменение показателей физической подготовленности младших школьников с интеллектуальными нарушениями в процессе адаптивного физического воспитания»

УДК 376.42

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Екатерина Викторовна Наумова, старший преподаватель, Чайковский государственный институт физической культуры

Аннотация

Введение. Младшие школьники с интеллектуальными нарушениями имеют разный уровень двигательной активности. Цель исследования. Оценить эффективность методики адаптивного физического воспитания младших школьников с интеллектуальными нарушениями, учитывающей уровень двигательной активности. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 48 младших школьников с интеллектуальными нарушениями (по 24 человека в контрольной и экспериментальной группах). По результатам шагометрии все испытуемые были разделены на три уровня двигательной активности: высокий, средний, низкий. На основании полученных данных была разработана методика адаптивного физического воспитания, учитывающая уровень двигательной активности. Результаты исследования и их обсуждение. В результате эксперимента был выявлен прирост результатов физической подготовленности в тестах «Челночный бег 3x10», «Наклон вперед из положения сидя», «Прыжок в длину с места», «Сгибание разгибание рук в упоре лежа», «Бег на 30 м.», «Бег на 1 км», «Метание теннисного мяча в цель».

Выводы. По результатам тестирования установлена эффективность экспериментальной методики адаптивного физического воспитания, которая выразилась более значительными положительными изменениями результатов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной по показателям физической подготовленности.

Ключевые слова: нарушение интеллекта, адаптивное физическое воспитание, физическая подготовленность, двигательная активность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p218-221

CHANGES IN INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS OF YOUNGER STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN THE PROCESS OF ADAPTIVE

PHYSICAL EDUCATION

Ekaterina Viktorovna Naumova, the senior teacher, Tchaikovsky State Institute of Physical Education

Abstract

Introduction. Younger schoolchildren with intellectual disabilities have different motor activity levels. The purpose of the study is to evaluate the effectiveness of the adaptive physical education methodology for younger schoolchildren with intellectual disabilities, taking into account the motor activity level. Methodology and organization of the research. 48 younger schoolchildren with intellectual disabilities took part in the experiment (24 pupils in every group (control and experimental). According to the results of pedomet-ric, all the participants were divided into three levels of motor activity: high, medium, low. Based on the data obtained, the adaptive physical education technique that takes into account the motor activity level was developed. Research results and discussion. As a result of the experiment, the increase in the physical fitness results was revealed in the tests "Shuttle 3x10", "Leaning forward from a sitting position", "Standing long jump", "Bending and unbending of arms lying", "30 m running","1 km running", "Throwing a tennis ball at the goal".

Conclusions. Based on the test results, the effectiveness of the adaptive physical education experimental methodology was proved, which resulted in more significant positive changes in the results of the experimental group compared to the control in terms of physical fitness.

Keywords: mental retardation, adaptive physical education, physical fitness (readiness), motor activity.

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации в течение последнего времени увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеллектуальные нарушения - одна из наиболее часто встречающихся патологий детского возраста [1, 4, 6].

Адаптивное физическое воспитание направлено на формирование у занимающихся комплекса специальных знаний, двигательных умений, развитие физических качеств [2]. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями, характерной чертой является отставание по уровню физической подготовленности от здоровых сверстников [3, 5]. Процесс социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в общество во многом обусловлен уровнем освоения ими двигательных умений и навыков, а также зависит от уровня физической подготовленности.

На уровень физической подготовленности оказывают влияние различные факторы, в том числе и уровень двигательной активности.

Двигательная активность - сумма движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности. В детском возрасте двигательная активность подразделяется на: активность в процессе физического воспитания, активность во время обучения, спонтанная физическая активность в свободное время. В сумме эти виды активности составляют уровень суточной двигательной активности. Негативными являются «крайности» - повышенная или пониженная двигательная активность.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Оценить эффективность методики адаптивного физического воспитания младших школьников с интеллектуальными нарушениями, учитывающей уровень двигательной активности.

МЕТОДИКА

В нашем исследовании приняли участие обучающиеся младших классов с интеллектуальными нарушениями (п=48), которые были разделены на две группы: контрольная группа (п=24) и экспериментальная группа (п=24). Контрольная группа занималась по традиционной программе по адаптивному физическому воспитанию. В экспериментальной группе была реализована методика адаптивного физического воспитания, учитывающая уровень двигательной активности.

Для оценки уровня двигательной активности младших школьников с интеллектуальными нарушениями в процессе адаптивного физического воспитания нами использовался метод шагометрии. На основании полученных данных, младшие школьники были разделены по трем уровням двигательной активности: высокий (более 1432 шагов), средний (1012-1431 шаг), низкий (менее 1014 шагов).

Для изучения физической подготовленности использовались тесты: «Челночный бег 3^10 м», «Наклон вперед из положения сидя», «Прыжок в длину с места», «Сгибание разгибание рук в упоре лежа», «Бег на 1 км», «Метание теннисного мяча в цель».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам оценки двигательной активности с помощью метода шагометрии младшие школьники были разделены на три группы. В таблице 1 представлены результаты распределения обучающихся контрольной и экспериментальной групп по уровням двигательной активности на занятиях по адаптивному физическому воспитанию.

В ходе педагогического эксперимента проводилось измерение показателей, характеризующих физическую подготовленность обучающихся с интеллектуальными нарушениями контрольной и экспериментальной групп. По окончании эксперимента выявлен прирост результатов физической подготовленности, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Изменения показателей физической подготовленности

представлены в таблице 2.

Таблица 1. - Распределение обучающихся контрольной и экспериментальной групп по уровням двигательной активности на уроке физической культуры_

Уровень двигательной активности Контрольная группа (кол-во человек) Экспериментальная группа (кол-во человек)

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Высокий 7 6 7 3

Средний 10 11 11 17

Низкий 7 7 6 4

Таблица 2. - Показатели физической подготовленности обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, Х±о_

Показатели Группы Экспериментальный период

до после

«Челночный бег 3x10» (с) ЭГ 11,8± 1,3 10,9±1,6*

КГ 11,6± 1,5 11,1±1,5*

«Наклон вперед из положения сидя» (см) ЭГ 3,4±5,5 7,9±6,5*

КГ 1,3±3,1 6,0±5,6*

«Прыжок в длину с места» (см) ЭГ 128±40 144±25*

КГ 123±25 127±25

«Сгибание разгибание рук в упоре лежа» (кол-во раз) ЭГ 7±5 15±3*

КГ 7±3 12±4*

«Бег на 30 м» (с) ЭГ 7,0±0,3 6,5±0,3*

КГ 6,9±0,4 6,7±0,4*

«Бег на 1 км» (мин.) ЭГ 6,19±0,7 5,07±0,5*

КГ 6,08±0,6 5,59±0,6*

«Метание теннисного мяча в цель» (кол-во раз) ЭГ 2±1 3±1*

КГ 2±1 2±1

* - внутригрупповая достоверность различий (р<0,05); ЭГ- экспериментальная группа; КГ -контрольная группа.

ВЫВОДЫ

По результатам тестирования установлена эффективность экспериментальной методики адаптивного физического воспитания, которая выразилась более значительными положительными изменениями результатов в экспериментальной группе по сравнению с кон -трольной по показателям: физической подготовленности: по показателям координации и скоростных качеств прирост в ЭГ составил 7,6%, а в КГ 4,3%; по показателям скоростно-силовых способностей мышц нижних конечностей прирост в ЭГ составил 12,5%, в КГ 3,2%; по показателям силовых способностей прирост в ЭГ составил 114%, а в КГ 71,4%; по показателям быстроты прирост в ЭГ составил 7,1%, в КГ 2,9%; по показателям выносливости прирост в ЭГ составил 18,1%, а в КГ 8,1%; по показателям точности движений прирост в ЭГ составил 50%, в КГ изменений не зафиксировано; по показателям гибкости прирост в ЭГ составил 361,5%, а в КГ 132,4%. Полученные результаты дают нам основание утверждать, что методика адаптивного физического воспитания младших школьников с интеллектуальными нарушениями с учетом двигательной активности является эффективной, так как на конец эксперимента показатели физической подготовленности в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипанова, Н.А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта / Н.А. Антипанова, М.А. Дацко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №2. -С. 24-28.

2. Бандаков, М.П. Проблемы адаптивного физического воспитания детей 9-10 лет, обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида / М.П. Бандаков, А. А. Пажельцева (Снигирева) // Вестник гуманитарного образования. - №3. - 2017. - С. 6-9.

3. Каленик, Е.Н. Влияние физкультурно-спортивных занятий на коррекцию нарушений у школьников с легкой умственной отсталостью / Е.Н. Каленик, Л.И. Мерная // Физкультурное образование Сибири. - 2010. - № 1 (26). - С. 74-76.

4. Калмыков, Д.А. Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью: комплексный подход / Д.А. Калмыков // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - № 4. - С. 34-41.

5. Крутикова, И.С. Практика рекреационных занятий для младших школьников с нарушением интеллектуального развития / И.С. Крутикова // Адаптивная физическая культура. - №1 (45). -2011. - С. 26-28.

6. Правдов, М.А. Влияние занятий играми с мячом на физическую подготовленность детей с умственной отсталостью / М.А. Правдов, С.Ф. Шамуратов, Е.В. Тюкавкина // Адаптивная физическая культура. - 2017. - № 3 (71). - С. 18-19.

REFERENCES

1. Antipanova, N.A. and Datsko, M.A. (2016), "Features of development of children with intellectual disabilities", International journal of humanities and natural sciences, No. 2, pp. 24-28.

2. Bandakov, M.P. and Pazheltseva (Snigireva) A.A. (2017), "Problems of adaptive physical education of children 9-10 years old studying in correctional educational institutions of the VIII type", Bulletin of humanitarian education, No. 3, pp. 6-9.

3. Kalenik, E.N. and Mernaya, L.I. (2010), "Influence of physical culture and sports activities on correction of violations of schoolchildren with mild mental retardation", Physical Education in Siberia, No. 1 (26), pp. 74-76.

4. Kalmykov, D.A. (2019), "Development of coordination abilities of children of primary school age with mental retardation: a comprehensive approach", Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, No. 4, pp. 34-41.

5. Krutikova, I.S. (2011), "Practice of recreational activities for younger students with intellectual development disorders", Adaptive physical culture, No. 1 (45), pp. 26-28.

6. Pravdov, M.A., Shamuratov S.F. and Tyukavkina, E.V. (2017), "Influence of playing games with a ball on the physical fitness of children with mental retardation", Adaptive physical culture, No. 3 (71), pp. 18-19.

Контактная информация: naumova_ekaterin@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2020

УДК 378.172

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОСАНКИ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Наталья Сергеевна Панчук, кандидат педагогических наук, доцент, Ксения Николаевна Пашина, преподаватель, Ольга Валентиновна Одинцова, преподаватель, Российский государственный университет правосудия, Санкт-Петербург

Аннотация

На основе анализа научной литературы в статье дана характеристика правильной осанки, представлены визуальные методы диагностики осанки студентов, обучающихся в вузе и результаты проведенной диагностики. Цель исследования - изучение визуальных методов искривления осанки, выявление проблем осанки у студентов 1-2 курсов Российского государственного университета правосудия. Для достижения поставленной цели были изучены методы определения осанки; проведено тестирование студентов 1-2 курсов; на основе полученных результатов даны практические рекомендации по построению учебного процесса по физической культуре в высшей школе. Методика и организация исследования. В исследовании принимали участие 231 студент 1-2 курса. Основой диагностики осанки у студентов являлись методы Хоули и Френкса; тесты на выявление искривления осанки. Исследование проводилось под контролем медицинского работника университета. В ходе исследования авторами проведены тесты, направленные на выявление нарушений осанки у студентов 1-2 курсов обучения в вузе. Результаты исследования и их обсуждение. У тестируемых были выявлены отклонения от норм правильной осанки, затруднения в выполнении некоторых тестируемых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.