Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ДИАЛОГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азимбаева Рано

В статье рассматриваются вопросы об использовании в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, о дифференцированном подходе в процессе изучения иностранного языка, о важности владения способностями запоминания, фонетического слуха, инновационных и речемыслительных способностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азимбаева Рано

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIAL APPROACH TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LANGUAGE UNIVERSITY

The article discusses the use of techniques and methods in teaching that form the ability to independently acquire new knowledge, collect the necessary information, put forward hypotheses, draw conclusions and conclusions, about a differentiated approach in the process of learning a foreign language, about the importance of mastering the abilities of memorization, phonetic hearing, innovative and speech-thinking abilities.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

контакт с преподавателем. Однако опционально или по требованию могут быть добавлены проверочные очные занятия и встречи с преподавателем либо ментором.

Система будет эффективно работать, только если ее компоненты сбалансированы и адекватны программе обучения. По нашему мнению, метод смешанного обучения может быть использован для подготовки студентов к самостоятельной продуктивной деятельности, развивая следующие навыки:

- Конструктивное и алгоритмическое мышление;

- Креативное мышление благодаря снижению объема репродуктивной деятельности;

- Коммуникативные навыки, формирующиеся при совместной работе над проектами;

- Способность находить решения в ситуациях, смоделированных компьютером;

- Исследовательские навыки.

Таким образом, метод смешанного обучение предоставляет студенту эффективно распоряжаться своим временем, уметь планировать и быть

дисциплинированным. Иначе при смешанной системе успеха не добиться. В то же время преподаватели могут варьировать темп и объём освоения учебного материала в зависимости от личностных особенностей обучающихся. А также коммуникационные технологии позволяют студентам и педагогам постоянно поддерживать обратную связь, а значит, лучше понимать друг друга.

Литература:

1.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. -192 с.

2.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. -4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.

3.Полат Е.С., Буханкина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения.М.: Академия, 2004. 416 с.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В

НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Азимбаева Рано

старший преподаватель кафедры «Узбекского и иностранных языков», Ташкентский Финансовый институт, Узбекистан

DIFFERENTIAL APPROACH TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LANGUAGE UNIVERSITY

Azimbaeva Rano

senior lecturer department of "Uzbek and foreign languages", Tashkent Financial Institute, Uzbekistan

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы об использовании в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, о дифференцированном подходе в процессе изучения иностранного языка, о важности владения способностями запоминания, фонетического слуха, инновационных и речемыслительных способностях.

ABSTRACT

The article discusses the use of techniques and methods in teaching that form the ability to independently acquire new knowledge, collect the necessary information, put forward hypotheses, draw conclusions and conclusions, about a differentiated approach in the process of learning a foreign language, about the importance of mastering the abilities of memorization, phonetic hearing, innovative and speech-thinking abilities.

Ключевые слова: иностранный язык, дифференцированный подход, индивидуализация, диалоговая технология

Keywords: foreign language, differentiated approach, an individualization, interactive technology

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится

использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Эти образовательные процессы — учет требования индивидуализации данная классификация, на наш взгляд, отражает основные характеристики, которые способствуют успешному

построению учебного процесса обучения с учетом принципа индивидуализации. Механизм воспроизведения знаний (умений, навыков) и механизмы творчества разные по своей природе, хотя и тесно взаимосвязанные.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия, создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним обучающимся дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая обучающимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.

Психологи считают, что любая способность человека является синтезом врождённого и приобретённого. Следовательно, такие важные для овладения иностранным языком способности, как способность к запоминанию, фонематический слух, интонационные способности, речемыслительные способности и т.п. можно не только получить в наследство, в виде задатков, но и развить. Это означает лишь одно: учитель должен уметь замерять, учитывать и развивать эти способности. Этому и призвана служить индивидная индивидуализация. Неравномерность развития, как показали исследования, проявляется в более быстром развитии одних функций при некотором замедлении развития других.

В Концепции дифференциации обучения сформулированы основные цели дифференциации образования, определяемые с трех позиций:

• с психолого-педагогических позиций цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления и учета в обучении склонностей, развития интересов, потребностей и способностей каждого обучающегося;

• с социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;

• с дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем обучения путем создания новой методической системы дифференцированного подхода, основанного на принципиально иной мотивационной основе.

Дифференцированное обучение строится на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от способностей, обучающихся и уровня сформированности речевых навыков и умений. На уроках используются различные учебные задания

(наличие или отсутствие опор), работа в группах и парах различного состава.

Современная методика обучения иностранным языкам ориентирует на коммуникативность и предполагает широкое использование на уроке учебно-речевых ситуаций. Для разноуровневого обучения используются:

• Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием обучающегося элементы дозированной помощи

• Альтернативные задания для добровольного выполнения

• Задания, содержание которых найдено обучавшимся

• Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

Для учителя диалог на уроке — это уникальный способ соприкоснуться с размышлениями обучающегося. Для развития личности обучающегося диалог - это особая среда, в которой обучающийся чувствуют себя раскрепощено и комфортно, в дружественной, принимающей атмосфере обучающиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются; это коммуникативная атмосфера, которая помогает каждому развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы; это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. С обеих сторон проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение,

сопереживание, сотворчество.

Основное назначение диалоговой технологии в процессе диалогического общения на уроке обучающиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей.

Диалог на уроке - это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает обучающемуся не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности

Диалог начинается в том случае, когда обучающийся делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения».

Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой обучающиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

Организация уроков-диалогов связана с тем, что диалог на таких уроках может быть двух видов:

информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный (когда в ходе

диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).

Информационный диалог обычно

организуется учителем в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог может быть включен в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов). После формулировки проблемы урока начинается основная его часть - коммуникация, общение, диалог.

Урок с позиции диалога предполагает:

• живое личностное общение участников образовательного процесса;

• учебную задачу, вырастающую из личностной проблематики обучающегося, из контекста его жизни;

• вопросы, имеющие неоднозначные ответы;

• готовность к диалогу его участников;

• принятие ситуации множественности субъективной реальности;

• соавторство учителя и обучающихся на уроке; благоприятный психологический климат.

Таким образом, личностная индивидуализация заключается в том, что приемы обучения соотносятся с личностными, субъектными и индивидными свойствами личности каждого обучающегося, т. е. эти свойства учитываются при выполнении упражнений и заданий.

Список литературы:

1.Еремеева В.Д. Нейропсихолог о дифференциации обучения //Практика образования. - 2007. - № 3. - С. 28-31.

2.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005. 368 с.

3.Подласый, И. П. Педагогика. В 3 книгах. Кн. 2. Теория и технология обучения / И. П. Подласый. - 2-е изд., испр. . - М. : Владос, 2007. - 575 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.