ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНКЛЮЗИВНОГО УРОКА
Тема
Цель урока (образовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная)
Задачи урока
Планируемые результаты (разделение по категориям успеваемости)
Педагогические способы формулирования цели
Педагогические средства обучения
Общепедагогические Коррекционно-развивающие средства обучения
Педагогические способы дифференциации и индивидуализации обучения
Характер самостоятельной работы учащихся
Средства оценивания познавательной деятельности младших школьников 1 вариант (низкий уровень) 2 вариант (средний уровень) 3 вариант (высокий уровень)
Организация образовательного пространства
Валеотренажёры (способы профилактики и коррекции психологического и физического здоровья обучающихся)
Ход урока
Этапы урока Деятельность уч-ся Формы организации деятельности обучающихся
Мотивационно-целевой
Операционально-деятельностный
Оценочный
Рефлексивно-смысловой
Рисунок 1 - Модель технологической карты инклюзивного урока
тированию, изучена структура урока в начальной школе, выделены и соотнесены с этапами урока специфические особенности организации деятельности обучающихся, разработана технологическая карта инклюзивного урока.
Примечания:
1. Баранова О.И. Технология формирования оценочной деятельности учащихся. -Кра снода р: Куб ГУ, 2014. - 202 с.
2. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. -СПб.,1995.
3. Педагогика : учебник / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2014.
4. Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования : дис. д-ра пед. наук. - СПб., 1996.
СО
1-Н
О си
-О X
2
г-
CU
си
ч
S
THE PROBLEM OF FORMA TION OF MORA L-A ESTHETtCA L QUALITIES OF TRAINING IN THE CONDITIONS OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION
Gasanova Raisat Gasanovna, PhD of Pedagogical sciences, Senior Professor Magomedova Nutsalay Ahmedovna, PhD of Pedagogical sciences, Assistant Professor AUgadzhiyeva Alfiya Rasuiovna, PhD of Philological science, Senior Professor
Department of Foreign Languages for Technical Specialties, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Republic of Dagestan
The article deals with the problem of formation of subject qualities in students by means of foreign language education, it is proved that the study of a foreign language and culture contributes to the development of a student's personality; the most effective methods and the forms of innovative interactive technologies are proposed.
Keywords: moral and aesthetic education, the developing potential of a foreign language; foreign language; foreign language education; methods and forms of innovative technologies.
29
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-
ЭСТЕТИЧЕСКИХ КА ЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема формирования субъектных качеств обучающихся средствами иноязычного образования, обосновано, что изучение иностранного языка и иноязычной культуры способствуют развитию личности обучающегося; предложены наиболее эффективные методы и формы инновационных технологий взаимодействия.
Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание; развивающий потенциал иностранного языка; иностранный язык; иноязычное образование; методы и формы инновационных технологий.
УДК 372.881.1 ВАК РФ 13.00.02
© Гасанова Р.Г., 2018 © Магомедова Н.А., 2018 © Алигаджиева А.Р., 2018
Если человека учат добру -
учат умело, умно, настойчиво, требовательно,
в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
ЪС
LU
s ъс u
UJ
<
d UJ
*
30
ГАСАНОВА Раисат Гасановна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель
МАГОМЕДОВ А Нуцалай Ахмедовна, кандидат педагогических наук, доцент
АЛИГАДЖИЕВА Альфия Расуловна, кандидат филологических наук, старший преподаватель
кафедра Иностранных языков для технических специальностей, Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Республика Дагестан
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу-все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать В.А. Сухомлинский
Основная цель статьи - рассмотреть проблемы нравственно-эстетического воспитание обучающихся в рамках иноязычного образования. Наиболее явной, характерной чертой современного общества является несоответствие между интенсивным наращиванием материально-технических достижений и достаточно низким уровнем развития сознания, психологической и духовной культуры человека. Отсюда понятны стремления на разныхуровнях решить важные вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения, чему и посвящена данная статья.
Личностные результаты освоения иностранного языка, заданные законом и стандартами, включают в себя: развитие нравственного сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. "Как результат, доминирующей стратегией иноязычного образования должна стать стратегия взаимодействия языка и культур. Именно она закладывает основы формирования социальной идентичности, социальной ответственности, осуществляет духовно-нравственное воспитание личности" [5, с.142].
Помочь выполнению этих образовательных задач должны разработка и внедрение качественно новых подходов к целям, процессу и методам во всём образовательном процессе, включающего все предметные дисциплины, в том числе и учебный предмет "Иностранный язык", обучение которому должно пониматься не только как процесс усвоения системы языковых навыков и речевыхумений и компетенций, но и как процесс развития личности, его самости и неповторимости, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей, направленных на возможность реализации уникальных возможностей человека в межкультурном пространстве, его психологической и социальной адаптации.
Проблема соотношения обучения, развития и воспитания ребенка получала разные решения на различных этапах становления научной мысли и общества, о чем свидетельствуют работы Я.А. Ко-менского, Ж.Ж. Руссо, И. Гербарта, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, H.A. Горловой и др.,
Изучение иностранного языка и иноязычной культуры способствуют развитию личности обучающегося, в том числе ее коммуникативных способностей. "Умение общаться с представителями различных культур является прочной базой приобщения обучаемых к глобальным ценностям цивилизации" [6, с. 63]. Межкультурное общение, по мнению Л.В. Банниковой, способствует "...развитию взаимопонимания между народами, обеспечению доступа к многообразию мировых культур, самовыражению и самореализации детей через сотрудничество, основанное на гуманистических принципах, на взаимоуважении, взаимообогащении" [1, с.151]. Иностранный язык как учебная дисциплина в школе является уникальным средством для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач. Ведь еще Вильгельм фон Гумбольд говорил о том, что
язык - объединенная духовная энергия народа, чудесным образом запечатленная в определенных звуках, в этом облике и через взаимосвязь своих звуков понятная всем говорящим и возбуждающая в них примерно одинаковую энергию [2].
При изучении иностранного языка поневоле происходит его сравнение с родным, а значит, и его более глубокое понимание. Развитие речи тесно связано с развитием мышления, умением анализировать, систематизировать, обобщать. Таким образом, уроки иностранного языка в школе, решая воспитательные задачи, должны формировать у обучающегося свою точки зрения, самостоятельную позицию в отношении смысла собственного существования, значимости тех знаний, которые он получает в процессе обучения.
Данные положения являются основой для проектирования развивающих образовательных систем применительно к разным ступеням школьного и послешкольного иноязычного образования. Такое проектирование основано на применении разнообразный интерактивных средств обучения. Остановимся на данном вопросе более подробно.
Учебный диалог как форма обучения общению является ведущим интерактивным средством и включает в себя разнообразные дискуссии, дебаты, интервьюирование и пр. Практика показала, что в дебатах обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, учатся оценивать различные мнения и версии, развиваются их коммуникативные способности: умение слушать и слышать собеседника, точно выражать свои мысли, взаимодействовать друг с другом в группе на основе норм этикета, а также быть толерантными по отношению к своим оппонентам, учатся уважать мнение других, формировать способность обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок (ФГОС 2012). "Дискуссия помогает обучающимся: интеллектуально участвовать в жизни общества; выступать в качестве лидеров, активно включаясь в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации" [3, с.10].
В программе-концепции коммуникативного иноязычного образования Е.И. Пассова подчёркнуто превосходство коммуникативной технологии обучения в процессе овладения языком и иноязычной культурой в средней
школе. Ее принципы (речемыслительной активности, личностной индивидуализации, си-туативности, функциональности и новизны), работая в условиях воссозданного иноязычного культурного окружения, вовлекают ученика и учителя в процесс духовного взаимодействия, которое и является воспитательным процессом [4].
Различные формы и виды дифференциации поддерживаются условиями дистанционного обучения, которые позволяют выстроить тактику обучения и воспитания каждого обучаемого. Дистанционное обучение, выстраивание индивидуальных маршрутов обучения позволяют осуществлять подобную дифференциацию за счет отсылок к соответствующим дополнительным упражнениям, справочным материалам, дополнительным разъяснениям, использовать персональное методическое сопровождение каждогоученика. Спецификой данного обучения является выход за рамки базового образования, включая дополнительное, элективное и адаптивное образование и все, что с этим связано.
Использование разнообразных интерактивных форм обучения, в том числе и арттех-нологий позволяет на уроке иностранного языка воспитывать определенное эстетическое отношение обучающегося к действительности, формирует у него эстетические потребности, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетические способности. Эстетическое отношение предполагает общение между школьниками и педагогом по поводу эстетической ценности, потребность поделиться своим эстетическим переживанием.
Таким образом, проблема формирования нравственно-эстетических качеств обучающегося в рамках решения образовательных и воспитательных задач урока иностранного языка на основе применения интерактивных технологий обучения и воспитания позволит учителю формировать развивать следующие личностные качества обучающегося: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие эстетического сознания через осво-
ение наследия своего народа, народов России и мира,творческой деятельности эстетического характера. Все это направление на решение стратегической задачи современного образования: развитие личности обучающегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладе-ваемой им иноязычной речевой деятельности. Нравственно-эстетическая направленность личности обучающегося в условиях иноязычного образования должна раскрываться не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, оценивающийся, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности школьника должна заключаться в ее готовности утверждать этические идеалы общества через учебно-познавательную и поисковую деятельности, как глобальную задачу развития, воспитания и обучения ЛИЧНОСТИ.
Литература:
1. Банникова Л.В. Использование современных образовательных технологий в процессе преподава-
ния иностранного языка дошкольникам в условиях международной интеграции // Образование. Наука. Научные кадры. - 2012. - № 7. - С. 148-151.
2. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985.-452 с.
3. Мотивация как источник активности и направленности личности на изучение иностранного языка (методологические и технологические аспекты) / под науч. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой. - М.: Перспектива, 2018. - 184 с.
4. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. "Развитие индивидуальности в диалоге культур" / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 2000.
5. Прибылова Н.Г., Сороковых Г.В. Взаимодействие языка и культур как методическая проблема / Н.Г. Прибылова, Г.В. Сороковых // Психология образования в поликультурном пространстве. - Елец, 2015. - Т. 4 (№ 32). - С. 141 -144.
6. Сороковых Г.В., Жаркова Т.И. Диалог культур на уроке иностранного языка как средство воспитания нравственных качеств студента // Теория и практика преподавания языков и культур: философские и методологические проблемы: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Буд-ва (Черногория), 25 сентября - 1 октября 2016 г.) / отв. ред. и сост. Е.Я. Григорьева ; ред. кол.: Л.Г. Ви-кулова, Л.П. Рыжова. - М.: МГПУ, 2017. - С. 59-65.
STUDENTS WITH DYSLEXIA AND LATIN LANGUAGE: FOREIGN PRACTICES AND RUSSIAN PERSPECTIVES Golikova Maria Sergeevrta, Senior Lecturer, Department of the classical philology, Moscow State Linguistic University (MSLU), Moscow
The article studies foreign educational practices of treating children with dyslexia by means of learning Latin language. This issue has not yet been covered enough in Russian segment of science. The history of using Latin language in educational practices for correction of dyslexia and dysgraphia is reviewed. The main papers on the issue are considered. A comprehensible analysis of the approach and its perspectives in Russian educational filed are provided.
Keywords: dyslexia, Latin language, dysgraphia, ancient languages, Latin language teaching methods; specific developmental reading, learning foreign language dyslexic children, teaching Latin to students with dyslexia.
УДК 376.1 ВАК РФ 13.00.01
©Голикова М.С., 2018
ГОЛИКОВА Мария Сергеевна, старший преподаватель, кафедра Классической филологии, Московский государственный лингвистический университет, Москва
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ДИСЛЕКСИЕИ И Л А ТИНСКИИ ЯЗЫК: ЗАРУБЕЖНЫЕ ОПЫТЫ И РОССИЙСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья посвящена исследованию зарубежной практики реабилитации детей с дислексией посредством занятий латинским языком. В русскоязычной науке эта тема пока не получила должного освещения. В статье прослеживается история использования занятий латинским языком в целях коррекции дислексии и дисграфии. Дан обзор основных исследований по данной тематике. Рассмотрены достоинства и недостатки этого метода, и возможность его внедрения в русскоговорящей образовательной среде.
Ключевые слова: дислексия; латинский язык; дисграфия; древние языки; методика преподавания латинского языка; специфические расстройства чтения; изучение иностранного языка детей с дислексией; обучение латинскому языку обучающихся с дислексией.
I
На протяжении столетий европейской истории образования занятия латинским и древнегреческим языком являлись фундаментом так называемого "классического образования". До XX века такой формат образования был превалирующим в европейской