УДК 37
СОРОКОВЫХ Галина Викторовна Московский городской педагогический университет г. Москва, Россия [email protected]
БАРАНОВА Ирина Евгеньевна
Государственный гуманитарно-технологический
университет,
г. Орехово-Зуево, Россия
ВЛИЯНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК ЛИДЕРА-ПРОФЕССИОНАЛА
В статье рассматривается специфика организации иноязычной образовательной среды вуза и ее влияние на формирование личности студента, развития его качеств: самостоятельности, мобильности, лидера-профессионала. В работе указаны факторы, которые характеризуют современное состояние иноязычного образования как полипарадигмальное, межпарадиг-мальное. Обосновывается понимание иноязычного образования как интегрированного полифункционального понятия, включающего целостную социальную систему, направленную на обучение и воспитание молодого поколения и являющуюся одним из факторов экономического развития страны и инструментом ее геополитики. В статье уточняется, что иноязычная среда предполагает наличие познавательного, цен-ностно-ориентационного коммуникативного окружения, которое имеет важное значение в формировании новых процессов и свойств личности; некие условия получения знаний о социокультурой специфике страны изучаемого языка, средств развития и воспитания, воздействия на формирующуюся и развивающуюся личность, познания и общения, среда, которая позволяет выстраивать стратегии внесистемного обучения, концепция которого связана с понятием «обучение на протяжении всей жизни». В работе делается вывод, что иноязычная образовательная среда вуза является условием формирования личности студента бакалавриата как лидера-профессионала в области преподавания иностранного языка.
Ключевые слова: иноязычная образовательная среда, функции образовательной среды, стратегия современного иноязычного образования, формирование личности студента.
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-176-181
Galina V. SOROKOVYKH
Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia [email protected]
Irina E. BARANOVA
State Humanitarian-Technological University Orekhovo-Zuevo, Russia [email protected]
INFLUENCE OF A MISCELLANEOUS EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF A STUDENT AS A LEADER-PROFESSIONAL
The article considers the specificity of the organization of foreign language educational environment of the University and its influence on the formation of student's personality, development of his qualities: independence, mobility, leader in a professional sphere. The work shows the factors that characterize the modern situation of foreign language education as mul-tiparadigm, inter-paradigmal. The article substantiates the understanding of foreign language education as an integrated multifunctional concept, including the entire social system aimed at training and education of the young generation which and is one of the factors of economic development of the country and instrument of its geopolitics. The article states that the foreign environment requires a cognitive, value-orientation communication environment, which is essential in the formation of new processes and properties of the person; some of the conditions for obtaining knowledge about socio-cultural specificity of the country of the studied language, development and education, the impact on emerging and developing personality, knowledge and communication environment that enables to develop a strategy of negotiated learning, the concept of which is associated with the concept of "learning throughout life. The work concludes that foreign-language educational environment of the University is a prerequisite for the identity formation of undergraduate student as a leader in a professional sphere of field of foreign language teaching.
Keywords: foreign educational environment, functions of educational environment, strategy of modern foreign language education, formation of student personality
В XXI веке проблемы образования становятся приоритетными во всем мире, так как они определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом. Накопление и развитие нововведений и инициатив в обществе привели к крупным изменениям в сфере образования. Основное отличие инновационного развития области образования заключено в личностном предмете деятельности инноваций. Следует подчеркнуть, что в течение последних десятилетий изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций, получивших в научной литературе название «мегатенденций», к которым относятся следующие:
• массовый характер образования и его непрерывность как новое качество, расширение возможностей не только формального, но и информального образования;
• значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм. Все больший акцент и значимость приобретают технологии индивидуального сопровождения, учет личностных особенностей каждого. Современное иноязычное образование центрировано на индивидуальных познавательных потребностях лич-
ности, что вызвало необходимость воспитывать и образовывать не всех одинаково. В связи с этим часто говорят о личностно-ориентированном образовании, о персонифицированном подходе, об индивидуально-творческом подходе, о субъ-ектности как важнейшей составляющей саморазвития и самообучения, об индивидуальных образовательных маршрутах, о процессах индивидуализации, так как важен именно личностный смысл деятельности;
• ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности на основе когнитивных стратегий самообучения и самовоспитания;
• адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности, обеспечение возможностей его самораскрытия, разработка вариативности иноязычного образования, дифференциация и разноуровневость. Приобретение дополнительно новых знаний стало возможным посредством использования современных информационных технологий (Интернет, онлайн-платформы, учебные сайты и сервисы, базы данных и т.д.) и также через средства массовой информации.
Необходимо подчеркнуть тот факт, что содержание современного образовательного процесса и способы его реализации находятся в отношениях взаимообусловленности и взаимоперехода. В данной связи форма реализации иноязычного образования, по нашему мнению, с одной стороны, обусловлена его содержанием, с гой - сама определяет содержание в плане реализации его сущностных сторон. Следует отметить тот факт, что современное состояние иноязычного образования может быть определено как полипарадигмальное, межпарадигмальное (стремящееся к переходу на парадигмальный уровень), что затрудняет формирование целостного понимания сущности, содержания, ценностно-целевого компонента самого образовательного процесса, то есть формирование общей концепции подготовки бакалавра педагогического профиля.
В основе раскрытия теоретико-методологических основ понятия «иноязычная образовательная среда» лежит анализ термина «образование», интегрированного полифункционального понятия, включающего целостную социальную систему, направленную на обучение и воспитание подрастающих поколений и являющуюся одним из факторов экономического развития страны и инструментом ее геополитики. Образование - это обязательный элемент любой общественной формации, важнейшей функцией которого является сохранение и приумножение накапливаемого социального опыта через передачу его подрастающим поколениям.
Успешность и востребованность бакалавра педагогического образования по профилю «Иностранный язык» определяется сегодня не только объемом знаний, профессионально-значимых умений и навыков, но и способностью компетентно решать насущные проблемы, возникающие в процессе изучения иностранного языка, анализировать и использовать информацию «по актуальным проблемам науки и образования», ориентироваться во все увеличивающемся потоке психолого-педагогической и методической литературы отечественных и зарубежных авторов, готовностью разрабатывать современные педагогические технологии, использовать новые формы учебной и воспитательной деятельности «с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности», способностью выстраивать свой индивидуальный маршрут не только обучения, но и самообучения в условиях внесистемного образования.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы указано, что «решение приоритетных задач социально-экономического развития невозможно обеспечить в полной мере без реализации инновационных проектов по разработке и созданию новых моделей, развитию и совершенствованию существующих моделей, механизмов, образовательных программ, технических средств и технологий в области образования» (Концепция 2016-2020). Далее в документе говорится о том, что в качестве одного из важнейших факторов развития образования определено актуальностью и целесообразностью нового облика системы
образования как системы, создающей условия, возможности и опции для личностного и профессионального развития при гарантии их качества.
На наш взгляд, в системе иноязычного образования особую значимость приобретает вопрос определения условий развития такого рода образовательной среды, которая в наибольшей степени могла бы соответствовать стратегическим задачам подготовки учителя нового поколения.
Иноязычная образовательная среда - это познавательное, ценностно-ориентационнаое коммуникативное окружение, которое имеет важное значение в формировании новых процессов и свойств личности; некие условия получения знаний о социокультурой специфике страны изучаемого языка, средств развития и воспитания, воздействия на формирующуюся и развивающуюся личность, познания и общения; социокультурное просвещение, способствующее преобразованию знаний о культуре страны изучаемого языка в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни, в умения и навыки творческой деятельности.
Результатом развития иноязычной образовательной среды должна стать инте-гративность межкультурной, социокультурной, коммуникативной, исследовательской, рефлексивной компетенций как способность и готовность обучающегося к адекватному взаимодействию в ситуациях межкультурного общения, благодаря которому происходит развитие личности, формирование ее культуры, развитие способности и готовности к дальнейшему самообразованию с помощью иностранного языка в разных областях знания, способность сравнивать, анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, выдвигать гипотезы, формулировать умозаключения в процессе самостоятельной деятельности и т.п.
Основополагающую роль в настоящее время призвано играть воспитание молодежи в духе мира, диалога культур. За рубежом координированием проблем, связанных с обучением языку и культуре, занимается Совет культурного содружества (Conseil de coopération culturelle) и Европейская культурная конвенция Convention culturelle europeenne).
Принимая позицию Е.И. Пассова, который сформулировал стратегическую цель иноязычного образования как формирование духовного человека, полагаем, что человек духовный - не тот, кто что-то знает и умеет, а тот, кто обладает устойчивыми ориентирами, управляющими его деятельностью в любой сфере: культурой созидательного творческого труда, культурой разумного потребления, культурой гуманистического общения, культурой познания, культурой мировоззрения, культурой эстетического освоения действительности, что определяется способностью учителя сопоставлять знания о способах представления ценностей родной культуры и стран изучаемого языка, знания о том, как ценности родной культуры могут отражаться в построении значимых высказываний на иностранном языке, самостоятельно строить отношения с объектом исследования, с людьми, социумом на основе принятых ценностей, законов, норм, правил, менталитета [2].
Таким образом, специфика иноязычной образовательной среды заключается в содействии самоопределению и самореализации личности бакалавра, способной к самостоятельному, независимому инициированию, управлению, оцениванию своей учебно-познавательной деятельности, лингвистической самоидентификации, и формировании научного мировоззрения обучаемого [1].
Образовательная среда уже сейчас должна давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение воспринимать и осваивать новое: новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы организации и управления, новые эстетические и культурные ценности.
Анализ научных исследований, Стандартов последнего поколения, программных документов по подготовке бакалавра педагогического образования по профилю «Иностранный язык-1,-2», концепции «Педагог-2017» позволяет предположить, что новая содержательная парадигма образования направлена на подготовку не узкого специалиста, а на формирование личности студента как субъекта учебной деятельно-
сти, лидера-профессионала, способного самостоятельно развиваться, адаптироваться ко всем изменениям, происходящим в обществе и в мире.
Считаем, что социокультурная направленность как теоретико-прикладная область в сфере языковой педагогики приобретает целый ряд социально-педагогических и методических функций в условиях иноязычной образовательной среды.
Во-первых, такая среда изучает общетеоретические основы развития поликультурной языковой личности обучаемого в процессе соизучения языков, культур и цивилизаций [5].
Во-вторых, она сконцентрирована на ценностно-ориентированном содержании культуроведческого образования средствами соизучаемых языков и исследует диапазон социализирующего воздействия иноязычного учебного общения на обучаемых [3]. В ходе учебного процесса создаются ситуации, которые ставят студентов перед необходимостью самостоятельно выбирать, что и как сказать, как поступить в данной ситуации Такие ситуации позволяют имитировать процесс коммуникации, в котором человек вынужден принимать ряд осознанных и интуитивных решений относительно содержания и формы высказывания для достижения коммуникативной цели. Если речь идет о методической подготовке, необходимо выстроить свою вариативную модель обучения и воспитания школьников, применив свой опыт, культуру научно-исследовательской деятельности.
В-третьих, среда призвана определять принципы культуроведческого образования средствами соизучаемых языков с учетом социокультурного контекста изучения ИЯ и обучения им.
В-четвертых, на нее ложится обязанность обратиться к проблемам отбора культуроведческого образования для учебных целей, его методического структурирования для различных образовательных контекстов и разработки технологии экспертной оценки культуроведческого и духовно-нравственного наполнения учебной литературы. Уровень развития культуры зависит от степени заинтересованности общества в развитии потенциала каждого члена, когда индивидуальность не нивелируется, а активно развивается, что в первую очередь связано с преодолением профессиональной узости, достраиванием картины мира, на основе способности к самостоятельной учебно-познавательной деятельности и умениях ее пояснить, поставить и достичь цель, способностью к нормотворчеству, рефлексивному мышлению и самооценке и др.
Стратегия современного образования, в том числе языкового, заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения студентам проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов, определять актуальную исследовательскую проблему, выразить проблему в задачах, выдвинуть гипотезу, отобрать и реализовать методы, формы, способы исследовательской деятельности, осуществить контроль и экспертизу, разрабатывать индивидуальные исследовательские маршруты обучающихся и организовать их исследовательскую деятельность на иностранном языке вне стен образовательной организации и т.п.
Наиболее перспективной в развитии образовательной среды вуза является концепция образования человека на протяжении всей жизни. Ее сущностными характеристиками являются: гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве. Такое образование, помимо необходимости адаптации бакалавра к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития его личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждения и предпринимать различные действия, что связано с умениями и способностью осуществлять рефлексию, самокоррекцию проводимой исследовательской деятельности, ошибок в иноязычной профессиональной коммуникации, извлекать пользу из исследовательского и коммуникативного опыта.
Итак, можно сделать вывод, что инновационная иноязычная образовательная среда вуза является условием формирования личности студента бакалавриата как лидера-профессионала в области преподавания иностранного языка, характеризующейся следующими качествами: 1) профессионализм не только в теории лингвистики,
лингводидактики, но и практической методической деятельности; 2) умение видеть проблему, обладать способностью к критическому проблемно-ориентированному анализу; 3) умение найти способы и средства решения проблемы; 4) способность максимально реализовать себя в любом деле; 5) умение выстраивать стратегии своего саморазвития и самообучения как в рамках формального, так и внесистемного образования; 6) умение организовывать вокруг себя людей, проектировать план своего бизнес-развития; 7) способность к сопереживанию и пониманию, принятию другого человека, обладающего должным уровнем межкультурной коммуникативной компетенции; 8) владение педагогическим дискурсом общения на разных уровнях взаимодействия; 9) владение способностью стратегического планирования своей деятельности; 10) владение креативной, имиджевой и репрезентативной компетенциями.
Таким образом, иноязычная образовательная среда, моделируемая на концептуальной основе современных тенденций образования, способствует развитию созидательной учебно-воспитательной системы творческого, конструктивного, аутентичного, рефлексивно-оценочного, эмпатического характера и содействует формированию полноценной личности обучаемого в ходе развития его способности самостоятельно осуществлять продуктивную иноязычную образовательную деятельность, самосовершенствоваться и саморазвиваться. Иноязычная образовательная среда как часть социокультурного пространства понимается как организационно-методические условия, при которых студент взаимодействует с этим окружением (пространством). Данные условия могут оказывать определенное влияние на развитие личности и могут активизировать или тормозить данный процесс.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Каширина В.И. Образовательная среда, как среда формирования креативных студентов / В.И. Каширина, С.Ю. Кузьмин // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Материалы IV студенческой международной заочной научно-практической конференции (4 окт. 2012 г.) / Сибирская ассоциация консультантов. - Новосибирск, 2012. - C. 330-334.
2. Пассов Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования. КН. 1. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. - 540 с.
3. Петрова Ю.В. Роль дискуссии в формировании аргументативных техник культуры научного общения // Говорение как вид речевой деятлеьности: теория и практика реализации на разных этапах иноязычного образования. Монография / Под научн. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой. - М.: Перспектива, 2016. - С. 192. - С. 88-100.
4. Сороковых Г.В. Проектирование креативной иноязычной образовательной среды вуза как научная проблема // Rhema / Рема. Московский педагогический государственный университет. - 2013. - № 4. - С. 79-82.
5. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и ра. - 2012. - №4 (20). - С. 115-127.
REFERENCES
1. Kashirina V.I. Obrazovatel'naja sreda, kak sreda formirovanija kreativnyh studentov. V.I. Kashirina, S.Ju. Kuz'min. Nauchnoe soobshhestvo studentov XXI stoletija. Gumanitarnye nauki: Materialy IV studench-eskoj mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (4 okt. 2012 g.). Sibirskaja associ-acija konsul'tantov. Novosibirsk, [Educational environment as an environment of creative students. V.I. Kashirina, S.Ju. Kuz'min. Scientific community of students XXI century. Humanities: Materials of IV international student extramural scientific-practical conference (4 Oct. 2012). Siberian Association of consultants]. Novosibirsk, 2012. pp. 330-334.]
2. Passov E. I. The Methods theory and technology of foreign language education. KN. 1. Elec: YSU them. I. A. Bunin, 2010 p. 540
3. Petrov Y. V. the Role of discussion in shaping the argumentative techniques of culture research communication. Speaking as a form of speech deyatelnosti: theory and practice of implementation at different stages of foreign language education. The monograph. Under scientific. Ed. Fortieth G. V., T. I. Zharko-va.- M.-UC Perspektiva, 2016. 192. P. 88-100.
4. Sorokovyh G.V. Proektirovanie kreativnoj inojazychnoj obrazovatel'noj sredy vuza kak nauchnaja problema. [Design creative foreign-language educational environment of the University as a scientific problem]. Rema. Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet. 2013 no. 4. p. 79-82.
5. Sysoev P. V. Blog-technology in foreign language teaching. Language and culture. 2012. No.4 (20). pp. 115-127.
Информация об авторе:
Сороковых Галина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра французского языка и лингводидактики, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия [email protected]
Баранова Ирина Евгеньевна, помощник проректора по научной работе, Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево, Россия [email protected]
Получена: 27.02.2017
Для цитирования: Сороковых Г.В., Баранова И.Е., Влияние иноязычной образовательной среды на формирование личности студента как лидера-профессионала. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. Часть 1. с. 176-181. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-176-181.
Information about the author:
Galina V. Sorokovykh, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of French Language and Linguistics, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia [email protected]
Irina E. Baranova, Assistant of Vice-Rector for Scientific Activity, State Humanitarian-Technological University, Orekhovo-Zuevo, Russia [email protected]
Received: 27.02.2017
For citation: sorokhovykh Galina V., baranova Irina E., Influence of a miscellaneous educational environment for the formation of the personality of a student as a leader-professional. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.2. Part. 1. Pp. 176-181.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-176-181. (in Russian)