ремонта) при наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, а также с приобретением оборудования для муниципальных предприятий и учреждений стоимостью свыше 1000 рублей1.
4. Наличие основных элементов инновационной инфраструктуры, включающей в себя научно-промышленный комплекс и научно-технический совет - орган, создаваемый при главе города, занимающийся вопросами определения и реализации стратегии развития научно-производственного комплекса наукограда, научной, научно-технической, инновационной деятельности, производства наукоемкой продукции и подготовки кадров, являющийся связующим звеном между администрацией наукограда и предприятиями научно-промышленного комплекса
Набережная А. Т.
к.э.н., доцент, в.н.с. Института региональной экономики Севера, зав. кафедрой Северо-Восточного
федерального университета, г. Якутск
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Экономическое развитие предполагает конечной своей целью повышение уровня и качества жизни населения. Эти категории являются результирующими показателями всех сторон экономических и социальных процессов в стране во всем их многообразии и взаимосвязи. При этом разные страны ставят перед собой различные приоритеты в становлении основных, базисных позиций формирования характеристик качества жизни. Так, страны с относительно «молодой» экономикой, такие, как Соединенные Штаты Америки, во главу угла ставят необходимость существенной дифференциации в уровне жизни, обусловленной, по их мнению, различными способностями и деловыми качествами человека. Постсоветские страны не избежали влияния уравнительной модели, которая предполагает сохранение принципов социальной справедливости (условно будем называть эту модель равномерной). В результате этапа первоначального накопления капитала, который происходил в стране в 90-е годы, в настоящее время в Российской Федерации фактически сформировался некий симбиоз этих двух моделей - равномерного распределения национального богатства, и дифференцированного подхода.
Каким же на современном этапе развития российского общества должен быть подход к формированию параметров дифференциации уровня и качества жизни населения? Обозначенный руководством страны курс на модернизацию общества и экономики ставит своей целью повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения2. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года определена необходимость повысить стандарты жизни людей на качественно новый уровень3. Все вышесказанное определяет высокую степень актуальности изучения и определения научно-обоснованных параметров дифференциации уровня и качества жизни населения в рамках социально-ориентированной модели государства.
Проблема изучения дифференциации уровня и качества жизни населения на региональном уровне особенно актуальна, так как разнообразие природных, экономических, социальных факторов отдельных территорий Российской Федерации образует различные условия, оказывающие существенное влияние на размер и структуру потребностей населения в материальных благах и услугах. Территориальные различия, которые отражаются в потребностях и качестве жизни, определяют следующие группы факторов: природно-климатические условия, половозрастной состав населения, размер и структура семей, плотность населения, характер расселения, экономическое развитие территории, особенности культуры и традиции населения, условия труда, особенности национального быта.
Республика Саха (Якутия) представляет большой интерес для исследования также в силу ряда существенных региональных особенностей, отличающих ее от других регионов России. Территория Республики Саха (Якутия) согласно Критериям и методическим подходам для районирования территории Российской Федерации по природным условиям жизнедеятельности населения Министерства экономического развития Российской Федерации относится к I зоне (очень неблагоприятной) и ко II зоне (неблагоприятной). Очень неблагоприятная и неблагоприятная зоны Севера характеризуются длинной суровой зимой, сильными продолжительными ветрами, коротким холодным летом, длительным периодом ультрафиолетовой недостаточности и другими неблагоприятными для жизнедеятельности человека факторами.
Сочетание экстремальных природно-климатических и социально-экономических условий Севера отрицательно влияет на жизнедеятельность человека. По различным оценкам для достижения одинаковых по сравнению со средне-широтными районами экономических результатов на Севере необходимо в 3-5 раз больше затрат общественного труда и финансовых средств.
Кроме неблагоприятных условий жизнедеятельности, Якутию отличает существенная внутрирегиональная дифференциация уровня и качества жизни. Анализ тенденций изменения стоимостных показателей уровня жизни по-
1 Постановление Правительства РФ от 22.12.2007 № 917 (ред. от 28.12.2010) «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации».
2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 13 мая 2009 г. http://archive.kremlin.ru/ text/docs/2009/05/216229.shtml
3 Послание Президента Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года. http://kremlin.ru/news/9637.
казывает, что в целом за 2000-2010 гг. произошла стабилизация социально-экономической ситуации в республике, что, соответственно, сказалось на всех показателях уровня жизни населения. Величина ВРП на душу населения в 2007 г. составила 259,2 тыс. руб. (10046,5 USD), что в 1,19 раза выше соответствующего показателя предыдущего года. Среднедушевые денежные доходы в 2009 г. составили 21 272 руб., произошла компенсация доходов в реальном исчислении в ценах 1990 г., если в 1990 г. этот показатель составлял 355 руб., то в 2009 г. реальные, исчисленные в ценах 1990 г., доходы составили 448 руб. (126,2% от величины показателя в 1990 г.).
Таблица 1
Основные показатели уровня жизни населения Республики Саха (Якутия)
Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
ВРП на душу населения, руб. 89 228 119 013 124 428 140 139 161 607 192 599 216 692 259 249 нд нд
Среднедушевые денежные доходы на душу населения, руб. 3967,7 5009,9 6348,2 8239,7 9633,2 11 391,4 13 629,7 15 682,8 18 159 21 272
Реальные денежные доходы в сопоставимых ценах 1990 г., руб. 194 216 269 309 345,8 364,8 390 405 430,2 448,0
Номинальная заработная плата на 1 работника, руб. 4539,1 5673,5 8172 9697 11 315 13 437 16 168 19 409 23 815,9 26 532,6
Реальная заработная плата в сопоставимых ценах 1990г., руб. 248 276 353 365 406,1 430,3 462,6 501,3 564,3 558,8
Средний размер назначенной месячной пенсии с учетом компенсационных выплат. руб. 1130,8 1397,1 1811 2171 2825 3557 3959 5165 5909,7 8692,1
Общая площадь жилья на 1 человека, кв. м. 18,2 18,6 19,4 19,5 19,5 19,5 19,6 19,8 19,9 20,0
Прожиточный минимум, руб. 1972 2250 2745 3533 4069 4705 5350 6424 7321 8542
Среднедушевые денежные доходы, % к ПМ 180,4 198,1 226,5 226,1 236,7 242,1 254,8 244,1 248,0 249,0
Номинальная заработная плата на 1 работника, в % к ПМ 230,1 252,1 297,7 266,7 278,1 285,6 302,2 302,1 325,3 310,6
Среднемесячная назначенная пенсия, в % к ПМ 57,3 62,1 61,2 54,6 69,4 75,6 74 80,4 80,7 98,3
Энергетическая ценность пищевого рациона, ккал на душу в сутки 2305 2402 2543 2557 2627 2672 2544 2391 2399 нд
Белки (на душу в сутки), г. 65 66 69 69 70 74 71 71 71 Нд
Жиры (на душу в сутки), г. 86 83 93 93 97 100 97 93 92 Нд
Углеводы (на душу в сутки), г 316 347 355 360 367 368 345 315 319 Нд
Индекс потребительских цен на товары и услуги, % 117,4 113,1 112,1 111,8 110,8 112,1 111,9 110,8 109 112,5
Анализ среднедушевых денежных доходов населения в разрезе административных районов республики показывает значительную дифференциацию в доходах, сохраняющуюся на протяжении всего анализируемого периода. На основе отклонений от среднереспубликанской величины за последние 10 лет проведена группировка районов.
К группе 1 с минимальными доходами отнесены районы с доходами менее 50% от средней по республике, они отличаются сельскохозяйственной специализацией (табл. 2); ко 2, 3 и 4 группе - районы с доходами от 50 до 80% от средней по РС(Я), это также районы с преимущественно сельскохозяйственной отраслевой специализацией. К 5 и 6 группе - районы, имеющие более 80% среднедушевых денежных доходов населения от среднереспубликанской величины - районы с промышленной и горнодобывающей специализацией.
Таблица 2
Группировка районов и городов по величине соотношения среднедушевых денежных доходов от средней по РС(Я)
1 группа 3 группа 5 группа
Амгинский 48,7 Кобяйский 64 Алданский 82,1
Верхневилюйский 48,1 Нюрбинский 66,3 Верхнеколымский 87,4
Горный 49,9 Оленекский 62,7 Оймяконский 88,7
Мегино-Кангаласский 47,3 Усть-Янский 83,7
Намский 43,7
2 группа 4 группа 6 группа
Вилюйский 55,3 Абыйский 72,3 Анабарский 134,8
Олекминский 56,7 Аллаиховский 72,3 Ленский 101,5
Среднеколымский 58,8 Булунский 71,8 Мирнинский 189,3
Сунтарский 53,5 Верхоянский 77,6 г. Нерюнгри с п.т. 130,9
Таттинский 53,1 Жиганский 70,1 г. Якутск с п.т. 130,9
Усть-Алданский 50,8 Момский 73,3
Хангаласский 53 Нижнеколымский 70,2
Чурапчинский 53,1 Томпонский 72,2
Эвено-Бытантайский 55,9 Усть-Майский 74,2
Доходы, превышающие среднедушевые денежные доходы в среднем по республике, за ряд лет складывались в Анабарском, Ленском и Мирнинском районах, г. Якутск и Нерюнгри с п.т. (6 группа). Это связано с осуществлением деятельности на территориях данных районов и городов крупных промышленных компаний.
На рис. 1. приведена динамика темпов роста среднедушевых денежных доходов за анализируемый период.
Рисунок 1.
Темпы роста среднедушевых денежных доходов населения к предыдущему периоду
(раз) в целом по РС(Я)
Агрегированным показателем, включающим в себя как рацион питания для физиологического воспроизводства населения, так и определяющим низшую границу минимально необходимых доходов - стоимостную его оценку, является прожиточный минимум. Сопоставляя его с показателями доходов, можно определить, насколько соответствуют ценам уровни получаемых населением доходов.
Так, среднедушевые денежные доходы составляют 2,49 размера прожиточного минимума соответствующего периода в среднем по Республике Саха (Якутия). Наиболее сложная ситуация сложилась в пенсионном обеспечении населения, так как в связи с несовершенством пенсионного законодательства не учитывался в полной мере стаж и заработная плата работников до 1991 г. В результате этого среднемесячный размер назначенной пенсии в 2009 г. составил 8692,1 руб., или 98,3% от прожиточного минимума.
Темпы роста показателей материального обеспечения населения: денежных доходов населения, пенсий, заработной платы составляют соответственно 5,36, 7,68 и 5,84 раза. Прожиточный минимум, рассчитываемый на основе изменения цен, вырос за аналогичный период в 4,33 раза. Но все же, несмотря на опережающие темпы роста доходов, уровень их остается на низком уровне.
К негативным тенденциям в уровне жизни населения можно отнести повышение параметров концентрации дохода, или, иными словами, повышение неравенства в доходах (табл. 3). Известно, что для нормального функционирования потребительского сектора экономики и равномерного распределения доходов в обществе необходимо, чтобы коэффициент Джини находился в пределах 0,15-0,17. В нашей республике устойчиво сохраняется высокая концентрация доходов у незначительной доли населения, индекс Джини колеблется от 0,341 до 0,363, в 2009 г. он вырос до 0,4, что свидетельствует о высокой степени неравенства в обществе. Фондовый коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения), по мнению экспертов Международной организации труда, должен изменяться в пределах 6-7 раз. В РС (Я) предельное значение безопасного распределения доходов превышено в 1,5-2,3 раза и составляет 14,3 раза. Для определения различий необходимо провести количественную оценку уровня и качества жизни населения на основе подходов, предлагаемых в работах С.А. Айвазяна1, В.Н. Бобкова и П.С. Мстиславского2. Для этого нами была составлена модель интегрального индикатора качества жизни (ИИКЖ), являющаяся логическим развитием модели, предложенной нами для оценки уровня жизни населения3.
Она строится с применением коэффициентов отклонения показателя для каждого района от среднего по республике:
ку = р1} 1 ч}; 1 = 1 п; У = 1 т;
где ку - коэффициент отклонения показателя от среднего по республике;
ру - >й показатель ьго района;
си - >й среднереспубликанский показатель;
п - количество районов;
т - количество показателей, характеризующих качество жизни населения республики.
Для определения интегрального индикатора качества жизни населения района используется формула:
1 Айвазян С. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. - М.: ЦЭМИ РАН, 2000. - С. 10-14. См. также Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. - М.: Права человека, 1999.
2 Бобков В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. - М., 1996. - № 6. - С. 76-79.
Набережная А. Моделирование и оценка уровня жизни населения региона. - Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2007. - С. 115.
Набережная А. Региональные аспекты оценки уровня и качества жизни населения // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 16 (151). - С. 154-158.
У (к * с )
Q = -d. ,
У с j
где raj - веса, присваиваемые j-му показателю экспертным методом (0< | raj | <1).
Таблица 3
Сравнительный анализ параметров дифференциации доходов населения Российской Федерации
и Республики Саха (Якутия)
Пределы, принятые в мировой практике* в начале 90-х гг.1 РФ, 20092 г. РС(Я), 20093 г.
Соотношение минимальной и средней заработной платы, разы 1/3 1/4 1/6
Доля бедного населения, % 10 13,2 46,8
Уровень безработицы, % 8 8,4 10,6
Децильный коэффициент дифференциации (10% богатых и 10% бедных), разы 6-7 16,7 14,3
Доля расходов бюджета на социальную помощь и социальные программы, % 25 (рекомендуется ООН) 29,4 8,3
Отношение минимума заработной платы (МЗ) к прожиточному минимуму (ПМ), % МЗ выше ПМ (развитые страны) 84,03 46,93
На следующем этапе исследования была создана база данных по показателям уровня и качества жизни населения различных районов региона в MS Excel в динамике с 1990 по 2009 гг. Статистическая обработка данных проведена на пакете статистической обработки данных Statistica 6.0 (Statsoft, USA).
В результате расчета был получен интегральный индикатор качества жизни населения региона в разрезе районов республики, что позволяет оценить имеющуюся дифференциацию уровня и качества жизни населения, проследить имеющиеся тенденции в социальном развитии районов.
Далее была проведена классификация по величине ИИКЖ. Для определения групп районов, однородных по качеству жизни населения, был проведен кластерный анализ. В 6 кластерах объединились районы, близкие по качеству жизни населения (рис.2).
Величина ИИКЖ за рассматриваемый период в среднем по полученным кластерам показана на рис. 3. 1 кластер (депрессивный) можно охарактеризовать как абсолютно-дискомфортный по природно-климатическим условиям, в нем недостаточно развита инфраструктура, проживающее население занято в сельском хозяйстве, традиционных промыслах коренных народов Севера, и, следовательно, имеет невысокую заработную плату и пенсию. Среднее значение ИИКЖ по данному кластеру составляет 37,6% от значения ИИКЖ по 6 кластеру (высокий уровень) или 53,5% от среднего по республике. Кластеры 2,3,4 по своим характеристикам достаточно однородны, являются районами преимущественно сельскохозяйственной специализации. Алданский район, который является районом добычи цветных металлов, полиметаллических руд, активного промышленного освоения, строительства нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО)» и железной дороги Томмот - Кердем, по нашему мнению, вошел в данный кластер по причине недостаточного развития социальной инфраструктуры, низкой обеспеченности жильем.
Рисунок 2.
Классификация районов Республики Саха (Якутия) по качеству жизни населения
1 Ржаницына Л. Политика доходов: этапы и резервы // Экономист. - 1999. - № 9. -С. 62-68.
2 Росстат: http://gks.ru
Социальное положение и уровень жизни населения РС(Я). - Якутск: ТОФСГС по РС(Я), 2010.
5 и 6 кластеры имеют наиболее высокие характеристики качества жизни. Прежде всего, это достаточно высокий для региона размер заработной платы, поскольку в них осуществляют свою деятельность многие бюджетообразующие для республики предприятия: ОАО АК «АЛРОСА», ОАО «Алмазы Анабара», АК «Якутуголь» и другие, имеющие республиканское значение. Город Якутск, отнесенный согласно проведенной классификации к 6 кластеру с высоким качеством жизни населения, является административным, политическим, финансовым, культурным и хозяйственно-экономическим центром региона. В нем сосредоточены все крупные предприятия энергетики, ЖКХ, социальной инфраструктуры.
Проведенный анализ дифференциации уровня и качества жизни населения позволяет проводить целенаправленную работу по их выравниванию. Проведенный анализ внутрирегиональной территориальной дифференциации качества жизни населения показывает, что наиболее существенное влияние на ИИКЖ оказывают уровень благосостояния, жилищная обеспеченность населения и степень развития социальной инфраструктуры.
Предложенная модель оценки качества жизни населения является универсальной, она может быть применена для дифференциации качества жизни различных поселений, что также актуально в условиях развития местного самоуправления.
Рисунок 3. Отклонения ИИКЖ от среднего по РС(Я)
Для выравнивания уровня и качества жизни населения Республики Саха (Якутия) необходимо выделить следующие направления:
• Адресные мероприятия по повышению уровня жизни, доходов отдельных категорий населения. К примеру, неработающие пенсионеры получают небольшую пенсию, уровень которой даже после многочисленных индексаций не превышает прожиточный минимум. Им могла бы быть оказана компенсация на повышение цен на потребительские товары и тарифов на платные услуги с помощью выплаты фиксированной суммы до достижения пенсией уровня, сравнимого с двукратным размером ПМ;
• Усовершенствование системы выплат северных надбавок и районного коэффициента за проживание в экстремальных условиях Севера;
• Последовательная система мер по повышению заработной платы работающих в бюджетной сфере с учетом инфляции и роста заработной платы в реальном секторе экономики;
• Необходимо, чтобы выполнялись нормы статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой определено, что «минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека»;
• Для сглаживания дифференциации доходов необходимо внедрение прогрессивной шкалы налогообложения с доходов физических лиц.
• На федеральном уровне необходима политика выравнивания развития материальной базы социальной инфраструктуры, при невозможности выполнения данного условия в малонаселенных пунктах необходима организация альтернативных форм обслуживания.
Исходя из вышесказанного, необходимо сделать вывод о том, что существующая в настоящее время дифференциация уровня и качества жизни населения имеет необоснованный высокий уровень; на региональном и федеральном уровнях необходимо проводить целенаправленную политику выравнивания уровня и качества жизни населения.