Научная статья на тему 'Форсайт социального развития республики Саха (Якутия)'

Форсайт социального развития республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набережная А.Т., Назаров А.Т., Степанова Н.А., Трубина А.В., Дьячковская М.П.

В статье проанализированы основные тенденции социального развития Республики Саха (Якутия) в настоящее время. Установлены главные показатели уровня и качества жизни населения, состояния рынка труда региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Форсайт социального развития республики Саха (Якутия)»

Социальная сфера

УДК 316.25(571.56)

ФОРСАЙТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

А. Т. НАБЕРЕЖНАЯ,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой института математики и информатики Е-mail: atnaber@mail. ги

А. Т. НАЗАРОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры регионоведения Е-mail: atnaber@mail. ги Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

Н. А. СТЕПАНОВА,

кандидат экономических наук, ученый секретарь Е-тай: stepanovan@mail. ги

А. В. ТРУБИНА,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Е-тай: ^иЫпа180@тай. ги

М. П. ДЬЯЧКОВСКАЯ,

научный сотрудник Е-тай: mari_di@maй. ги Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

В статье проанализированы основные тенденции социального развития Республики Саха (Якутия) в настоящее время. Установлены главные показатели уровня и качества жизни населения, состояния рынка труда региона.

Ключевые слова: форсайт, социальное развитие, социальная инфраструктура, транспортная инфраструктура, уровень жизни населения, качество жизни населения, рынок труда, занятость населения.

Стратегическое планирование социального развития региона является в настоящее время очень актуальной научно-практической проблемой, поскольку может определить различные вероятные сценарии развития. Определение перспектив долгосрочного развития территории является одним из способов мобилизации коллективной мысли и волеизъявления для разработки и достижения глобальных целей. В последние годы особую популярность приобрела методология форсайта (англ. foresight -взгляд в будущее), основанная на предвидении различных вариантов развития ситуации. При формировании стратегических целей социально-экономического развития наиболее важными являются проблемы социального развития, качества и уровня жизни населения, рынка труда и др. Основой для формирования стратегических целей социального развития и разработки сценариев будущего служит анализ существующей ситуации.

Республика Саха (Якутия) отличается высокой стоимостью жизни населения, значительной глубиной имущественного и социального расслоения, существенной внутрирегиональной дифференциацией уровня жизни и доходов [2]. Основные показатели денежных доходов населения Республики Саха (Якутия) за последние 10 лет приведены в табл. 1.

Номинальные величины среднедушевых денежных доходов, заработной платы и пенсий, т. е. основных форм поступления денежных средств, имеют устойчивую тенденцию к росту. Более информативными являются сопоставимые показатели, рассчитанные в ценах базисного периода, к примеру

дореформенного 1990 г. Для более полного учета ценового фактора также требуется сопоставление денежных доходов и нормативной стоимости жизни населения, за которую принят прожиточный минимум в среднем на душу населения. В динамике реальных доходов и реальной заработной платы в ценах 1990 г. отмечается некоторый стагнационный момент, когда реальные доходы в 2009-2010 гг. перестали компенсировать инфляционный рост ценового фактора. Реальная заработная плата имела ярко выраженный экстремум в 2008 г., затем произошло незначительное снижение в 2009 и 2010 гг.

Таким образом, в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) произошли коренные изменения, среди которых наиболее существенными являются оптимизация товарно-отраслевой структуры развития региона, повышение экономической эффективности ведущих отраслей промышленности. С усилением вертикали власти и централизации финансовых ресурсов произошло снижение финансовой самостоятельности региона, значительно сократились как налоговые, так и рентные источники доходов бюджета. В социальной сфере региона значительно (до двух и более раз) возросла стоимость жизни населения по сравнению со стоимостью жизни населения центральных областей России.

Экономическое развитие региона представляется возможным при наличии благоприятных условий функционирования общественного производства на его территории, т. е. при соответствующем развитии инфраструктурных отраслей, важнейшими из

Таблица 1

Динамика показателей денежных доходов населения Республики Саха (Якутия)

в 2000-2010 гг.

Показатель 2000 2005 2008 2009 2010

Среднедушевые денежные доходы на душу населения, руб. 3 967,7 11 391,4 18 740,8 21 272,0 22 745,4

Реальные денежные доходы в сопоставимых ценах 1990 г., руб. 194,0 364,8 430,2 448,0 451,9

Номинальная заработная плата на одного работника, руб. 4 539,1 1 3437,0 23 815,9 26 532,6 27 512,4

Реальная заработная плата в сопоставимых ценах 1990 г., руб. 248,0 430,3 564,3 558,8 546,6

Средний размер назначенной месячной пенсии с учетом компенсационных выплат, руб. 1 130,8 3 557,0 5 909,7 8 692,1 10 402,0

Прожиточный минимум, руб. 1 972 4 705,0 7 321,0 8 542,0 9 486,0

Среднедушевые денежные доходы к прожиточному минимуму, % 180,4 242,1 248,0 249,0 239,8

Номинальная заработная плата на одного работника к прожиточному минимуму, % 230,1 285,6 325,3 310,6 290,0

Среднемесячная назначенная пенсия к прожиточному минимуму, %о 57,3 75,6 80,7 98,3 109,7

Индекс потребительских цен на товары и услуги, %о 117,4 112,1 109,0 112,5 106,0

Источник: рассчитано по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия).

которых являются транспорт и энергетика, а также социальной инфраструктуры. Учет состояния и динамики развития инфраструктуры представляется важным аспектом стратегического планирования регионального развития, особенно в реалиях российского Севера, где инфраструктурные отрасли являются ограничивающим фактором регионального развития и источником рисков реализации инвестиционных проектов.

В Республике Саха (Якутия) транспортная инфраструктура характеризуется крайне низкими показателями ее обеспеченности наземными путями сообщения, железнодорожными путями с круглогодичной эксплуатацией. В 2010 г. эксплуатационная длина путей сообщения в республике составила 53,6 тыс. км, в том числе 25,2 тыс. км - автодороги общего пользования, включая автозимники и ледовые переправы, 16,5 тыс. км - внутренние водные пути, участок железной дороги ОАО «РЖД» -130 км и пусковой комплекс Беркакит - Томмот линии Беркакит - Томмот - Якутск, введенный в 2004 г. - 359,6 км. Густота наземной транспортной сети составила 17,3 км на 1 тыс. км2 территории. По показателю густоты железных дорог общего пользования республика (0,2 км на 1 тыс. км2) занимает 75-е место среди регионов России, по плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (2,7 км на 1 тыс. км2) - 78-е место среди субъектов Федерации, опережая только Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа [6]. Протяженность автодорог общего пользования, отнесенная к 10 тыс. жителей, составила 26,2 км, что также значительно ниже значения по Российской Федерации (57,7 км) и по Дальневосточному федеральному округу (59,8 км) (табл. 2).

Большие расстояния, высокая стоимость строительства, относительно небольшие объемы грузо-

потоков, необходимость быстрого хозяйственного освоения и ряд других условий всегда ориентировали на преимущественное развитие сезонных путей сообщения - речных и морских путей, автозимников, грунтовых и ледовых аэропортов, пропускная способность которых в большой степени зависит от климатических условий. В результате доля сезонных путей сообщения составляет до 65 %, автодорог с твердым покрытием - 45 % в общей протяженности автодорог общего пользования.

За 1980-2010 гг. интегральные показатели обеспеченности региона транспортной инфраструктурой изменились незначительно. Для оценки обеспеченности региона транспортной сетью анализируется значение коэффициента Энгеля, определяемого как отношение плотности автодорог к корню квадратному от численности населения региона [3]. Значение данного коэффициента за последние 30 лет увеличилось с 0,013 в 1959 г. до 0,015 в 2010 г. Показатель плотности автомобильных дорог с твердым покрытием из расчета на 1 000 км2 территории за 40 лет изменился от значения 0,4 до 2,7. За 60 лет хозяйственного освоения региона проблема завоза товаров в республику не разрешена; в зоне круглогодичного транспортного сообщения проживает только 16 % ее населения [4]. Очевидно, что транспорт и в современных условиях остается сдерживающим фактором социально-экономического развития территории.

Для республики с ее обширными и разнообразными территориями стратегия развития транспортной инфраструктуры, по мнению авторов, лежит в сфере организации рациональной, взаимодополняющей, устойчивой к экстремальным климатическим особенностям системы, обеспечивающей круглогодичную транспортную доступность на основе согласованного использования всех существующих

Таблица 2

Показатели развития транспортной инфраструктуры в Республике Саха (Якутия)

за 1980-2010 гг.

Показатель 1980 1990 2000 2002 2005 2010

Густота путей сообщения на 1 000 км2, км 13,6 15,9 15,8 17,2 16,2 17,1

Густота (плотность) железных дорог на 1 000 км2, км 0,04 0,05 0,05 0,05 0,05 0,13

Протяженность железнодорожных путей на 10 000 чел., км 1,4 1,4 1,7 1,7 1,7 4,1

Густота (плотность) автомобильных дорог с твердым покрытием на 1 000 км2, км 0,9 1,1 2,3 2,4 2,4 2,7

Протяженность автомобильных дорог на 10 000 чел., км 24,7 24,6 24,5 28,7 25,4 26,2

Доля автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог общего пользования, % 12,7 35,5 80,2 78,0 52,0 41,5

Коэффициент Энгеля 0,013 0,015 0,014 0,016 0,014 0,015

Источник: [5, 7, 8].

путей сообщения, и широкого внедрения нестандартных, инновационных технико-технологических решений. Важно повысить связанность экономических районов республики и снизить уровень транспортной дискриминации ее населения на основе дальнейшего развития опорной транспортной сети, в первую очередь автодорожной, скорейшего строительства железной дороги до Якутска.

Качество и условия жизни населения во многом определяются развитостью социальной инфраструктуры территории. Улучшение условий жизни является важнейшей составляющей благосостояния населения, что предопределяет развитие и оптимальное размещение социальной инфраструктуры во всех населенных пунктах.

В Республике Саха (Якутия) принят программно-целевой подход к развитию социальной инфраструктуры, что способствует рациональному использованию материально-технической базы, улучшению качества предоставляемых услуг социальной инфраструктуры в условиях ограниченных бюджетных финансовых ресурсов. В последние годы произошло увеличение удельного веса расходов на социально-культурные мероприятия в консолидированном бюджете Республики Саха (Якутия). Если их доля в 2000 и в 2005 гг. была менее половины всех расходов, то с 2006 г. превысила 50 % (в 2012 г. - 54 %).

В структуре расходов социально-культурных мероприятий Республики Саха (Якутия) всегда высокой остается доля расходов на систему образования. По данным за 2011 г., она составила 55,6 %, на культуру, кинематографию и средства массовой информации - 7,9 %, на здравоохранение и физическую культуру - 20,4 % и на социальную политику -16,1 % всех расходов.

В Республике Саха (Якутия), особенно в сельских районах, техническое состояние материальной базы всей социальной инфраструктуры находится в неудовлетворительном состоянии. Большинство объектов социальной инфраструктуры республики являются приспособленными, не отвечающими санитарным и строительным нормам. Многие существующие здания непригодны для эксплуатации из-за ветхого состояния. Например, в 2010 г. капитальному ремонту подлежало более 45 % зданий культурно-досуговых учреждений.

Региональные особенности республики - ред-конаселенность, отсутствие круглогодичной наземной транспортной связи при огромных рас-

стояниях между населенными пунктами, высокие транспортные расходы и т. п. - требуют особого подхода при размещении первичного звена учреждений социально-культурной сферы в сравнении с густонаселенными территориями с налаженной дорожно-транспортной доступностью до объектов социального обслуживания.

Расчеты показали, что даже по российским нормативам (примерно 135 коек на 10 тыс. населения) населенные пункты с населением до 370 чел. могут иметь участковую больницу с пятью койками. Следовательно, все населенные пункты, имеющие около 300 жителей, должны иметь на местах маломощные участковые больницы (вместо фельдшерско-акушерских пунктов) или врачебные амбулатории. В целом в мелких и средних селениях (до 2 000 жителей) республики существующие учреждения не должны подлежать сокращению и в них при отсутствии регулярных передвижных форм обслуживания необходимы дополнительные объекты первичного звена социальной сферы. В местах продолжительного пребывания оленеводов и промысловиков необходимо строительство жилищ-но-бытовых комплексов, где кроме жилых домов могли бы быть малокомплектная школа или школа-сад, торгово-заготовительный пункт, медпункт, баня, электростанция и телеустановка.

Социальная инфраструктура в республике характеризуется неравномерным уровнем развития и размещения, что ущемляет право получения гражданином гарантированных минимальных услуг государством. Наибольшего внимания требуют небольшие населенные пункты, места проживания промысловиков, оленеводов. Российские нормативы размещения объектов обслуживания населения в условиях республики неприменимы. Необходима максимальная поддержка финансовыми ресурсами программ развития отраслей социально-культурной сферы, в частности их материально-технической базы. Другой проблемой учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги населению, является укомплектованность кадрами и их профессиональное качество. Кадровую проблему этих отраслей в настоящее время можно решить восстановлением распределительной системы среди выпускников, получивших бесплатное государственное образование. Также необходимо расширить контрактную форму подготовки кадров среди студентов на добровольной основе. В целом кадровая проблема может решиться только в том случае,

если в селах появятся равнозначные с городами условия жизни и труда, и специалисты социальной сферы будут получать соответствующую их труду заработную плату.

Можно заключить, что уровень обеспеченности региона производственной и социальной инфраструктурой остается на недопустимо низком уровне. Ее формирование до настоящего времени происходило в направлении усиления дифференциации социально-экономического пространства региона. Необходимо обеспечить опережающее развитие инфраструктурных отраслей, обеспечивающих общие условия для процессов производства и распределения.

Состояние регионального рынка труда, уровень и структура занятости населения являются важнейшими факторами социально-экономического развития региона. В целях эффективного регулирования рынка труда необходима всесторонняя оценка, позволяющая определить его величину и структуру [1], а также наметить дальнейшие пути по обеспечению более эффективной занятости населения, совпадающей со спросом на региональном рынке труда, т. е. с заявленными потребностями предприятий в работниках. Как известно, предложение на рынке труда формируется из числа экономически активного населения, численность которого в Республике Саха (Якутия) в последнем десятилетии прошлого века постоянно снижалась. К 2001 г. она сократилась на 22,7 %. В последующие годы произошло незначительное увеличение численности экономически активного населения в республике. Данный показатель вплоть до настоящего времени практически не изменился (рис. 1). В структуре экономически активного населения республики преобладают мужчины, лишь в 2002 г. на 0,33 % заметен перевес женщин.

Вместе с тем разрыв между мужчинами и женщинами, начиная с 2003 г., стал значительно меньше по сравнению с предыдущими годами и не превысил отметки

2,5 %, тогда как в 1995 г. перевес мужчин в структуре экономически активного населения составил 9,3 %.

В распределении численности занятых в экономике по видам экономической деятельности для республики характерна высокая доля занятых в непроизводственной сфере - 69,3 % (по данным за 2010 г.) [9].

Динамику спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда можно представить как соотношение численности незанятого населения, зарегистрированного в государственной службе занятости (предложение), и заявленных вакансий (спрос). Предложение рабочей силы (численность незанятого населения) в республике значительно превышает спрос (численность заявленных вакансий), особенно в середине 1990-х гг. Пик роста численности безработных зафиксирован в 1998 г., когда нагрузка на одну заявленную вакансию составила более 10 чел. В настоящее время наблюдается снижение нагрузки до 2,6 чел. на одну вакансию (рис. 2).

В разрезе экономических районов республики напряженность на рынке труда наблюдается повсеместно, исключение составляет лишь Южный район, здесь коэффициент нагрузки незанятого населения на одно вакантное рабочее место значительно ниже среднереспубликанского уровня (табл. 3).

При высоком значении показателя нагрузки отмечается некоторое снижение напряженности на рынке труда в Центральном, Западном и Южном районах Якутии, что связано прежде всего с ростом числа вакансий в этих районах в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов, таких как строительство нефтепровода «Восточная

700 000

600 000

500 000

400 000

300 000

200 000

100 000

0

1

1992 1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2010

Рис. 1. Динамикаэкономическиактивного населения РеспубликиСаха (Якутия)

за 1992-2010 гг., чел.: 1 - экономически активное население; 2 - мужчины; 3 - женщины

8 000

6 000

4 000

2 000

I Нагрузка на одну вакансию

- Численность незанятого населения

Число вакансий

Рис. 2. Динамика коэффициента нагрузки на одну вакансию (правая шкала), численности незанятого населения

и заявленных вакансий (левая шкала) в 1992-2010 гг., чел.

8

6

4

2

0

0

Таблица 3

Динамика показателя нагрузки незанятого населения на одну вакансию в 2000, 2005 и 2010 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Район 2000 2005 2010

Центральный 77,55 42,14 25,69

Западный 16,48 24,24 21,81

Восточный 9,07 10,60 11,40

Северо-Восточный 8,57 10,70 23,52

Северный 11,60 7,28 8,20

Южный 1,15 1,45 0,70

В среднем по республике 2,80 3,60 2,60

Сибирь - Тихий океан» в Южной Якутии, железнодорожных путей в Центральной Якутии, разработка месторождений угля, алмазов, газа в Западной Якутии. Тревожным фактором состояния рынка труда республики является значительное увеличение рассматриваемого показателя (более чем в два раза) в Северо-Восточном районе республики.

Еще одной серьезной проблемой регионального рынка труда является тот факт, что при относительно высоком образовательном уровне населения в республике не хватает квалифицированных и опытных работников отдельных профессий и квали-

фикаций, прежде всего в профилирующих отраслях экономики республики, таких как промышленность, электроэнергетика, транспорт и связь. Так, в 2009 г. по сравнению с 1995 г. потребность в работниках промышленности возросла почти в два раза, причем наибольшую долю в заявленных вакансиях во всех отраслях экономики республики занимают рабочие профессии: в 2009 г. из 5 281 заявленных вакансий 78,5 % занимают рабочие специальности.

На рынке труда республики с начала 1990-х гг. произошло ухудшение практически всех основных показателей, в том числе снизился уровень экономической активности населения и значительно возрос уровень безработицы. Состояние регионального рынка труда можно оценить как напряженное, так как практически во всех экономических районах республики, за исключением Южного, коэффициент нагрузки незанятого населения на одну вакансию превышает среднереспубликанский уровень.

В экономике региона сложилась ситуация, когда квалификация местного населения не отвечает требованиям современного рынка труда. Для покрытия возникающей потребности предприятий ведущих отраслей экономики в специалистах узкого

профиля оптимальным и целесообразным подходом является применение вахтового метода. В последнее время работа вахтовым методом практикуется на россыпных алмазных месторождениях на северо-западе Якутии, строятся рабочие поселки, рассчитанные как на долговременное, так и на временное проживание привлекаемых работников. Вместе с тем необходимо повышать конкурентоспособность местных трудовых ресурсов, привлекать преимущественно местное население на строительство и эксплуатацию объектов инвестиционных проектов, что снизит напряженность на региональном рынке труда, а также приведет к росту уровня и качества жизни населения региона в целом.

Список литературы

1. Васильев Я. Т. Региональная занятость и рынок труда: Основы теории, функционирования и прогнозирования. Новосибирск: Наука, 2000.

2. Набережная А. Т. Моделирование и оценка уровня жизни населения региона. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 2007.

3. О транспортной стратегии Республики Саха (Якутия): постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.05.2004 № 258.

4. О федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)»: постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 717.

5. Республика в цифрах - основные показатели. Транспорт // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). URL: http://stat. sakha. gks. ru/republic/DocLib15/Forms/web. aspx.

6. Российский статистический ежегодник -2011 // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/b11_13/ IssWWW. exe/Stg/d4/17-25.htm/.

7. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): стат. сб. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2006.

8. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): стат. сб. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2010.

9. Труд и занятость в Республике Саха (Якутия): стат. сб. Якутск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), 2011. С. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.