СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
УДК 336.25/. 26(571.56)
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
А. Т. НАБЕРЕЖНАЯ, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: [email protected] Институт региональной экономики Севера
Рассмотрены тенденции изменения доходов населения в 2000-2010гг., рассчитаны параметры дифференциации доходов. Предложены меры по сокращению их чрезмерной дифференциации.
Ключевые слова: денежный доход, уровень жизни, дифференциация доходов, реальные доходы.
Проблема изучения дифференциации доходов населения на региональном уровне имеет высокую степень актуальности, так как разнообразие природных, экономических и социальных факторов отдельных территорий Российской Федерации образует различные условия, оказывающие существенное влияние на потребности населения и возможности его материального обеспечения. Кроме того, в последние годы руководство Российской Федерации приняло курс на модернизацию общества и переход к высоким стандартам жизни населения [3]. Вот почему очень важно знать, каким же должен быть подход к формированию параметров дифференциации доходов и заработной платы населения на современном этапе развития российского общества.
В настоящее время Республика Саха (Якутия) (РС (Я)) отличается высокой стоимостью жизни населения, высокой степенью имущественного и социального расслоения, существенной внутрирегиональной дифференциацией уровня жизни и доходов [1,2].
Важной методологической проблемой для анализа доходов населения является необходимость
использования сопоставимых показателей для нивелирования значительного влияния инфляционной составляющей темпов роста доходов. Основные показатели денежных доходов населения РС (Я) в динамике за 2000—2010 гг. приведены в табл. 1.
Анализ табл. 1 показывает, что номинальные величины среднедушевых денежных доходов, заработной платы и пенсий, т. е. основных форм поступления денежных средств, имеют устойчивую тенденцию к росту. Более информативными являются сопоставимые показатели, рассчитанные в ценах базисного периода, к примеру, дореформенного 1990 г. (выделены курсивом). Для более полного учета ценового фактора также требуется сопоставление денежных доходов и нормативной стоимости жизни населения, за которую принят в данном исследовании прожиточный минимум в среднем надушу населения (стр. 6—9 табл. 1).
Следует также рассмотреть расчет реальных доходов в ценах различных базовых периодов. К примеру, на рис. 1 приведена динамика реальных доходов населения, рассчитанных в ценах 2000 г., график показывает устойчивую положительную динамику роста доходов за рассматриваемый десятилетний период.
Динамика реальных доходов и реальной заработной платы в ценах 1990 г. приведена на рис. 2. На этом графике можно заметить некоторый стагнационный момент, когда реальные доходы в 2009—2010 гг. перестали компенсировать инфляционный рост ценового фактора.
Таблица 1
Динамика показателей денежных доходов населения Республики Саха (Якутия)
№ п/п Показатель Год
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
1 Среднедушевые денежные доходы на душу населения, руб. 3 967,7 11 391,4 13 629,7 15 682,8 18 740,8 21272 22 745,4
2 Реальные денежные доходы в сопоставимыхценах 1990г., руб. 194 364,8 390 405 430,2 448 451,9
3 Номинальная заработная плата на 1 работника, руб. 4 539,1 13 437 16 168 19 409 23 815,9 26 532,6 27 512,4
4 Реальная заработная плата в сопоставимыхценах 1990г., руб. 248 430,3 462,6 501,3 564,3 558,8 546,6
5 Средний размер назначенной месячной пенсии с учетом компенсационных выплат, руб. 1 130,8 3 557 3 959 5 165 5 909,7 8 692,1 10 402,0
6 Прожиточный минимум, руб. 1972 4705 5350 6424 7321 8542 9 486,0
7 Среднедушевые денежные доходы, в процентах к ПМ 180,4 242,1 254,8 244,1 248 249 239,8
8 Номинальная заработная плата на 1 работника, в процентах к ПМ 230,1 285,6 302,2 302,1 325,3 310,6 290,0
9 Среднемесячная назначенная пенсия, в процентах к ПМ 57,3 75,6 74 80,4 80,7 98,3 109,7
10 Индекс потребительских цен на товары и услуги, % 117,4 112,1 111,9 110,8 109 112,5 106,0
Источник: [5, 6] и расчеты автора
- Реальная заработная плата в сопоставимых ценах 2000 г., руб.
- Реальные денежные доходы в сопоставимых ценах 2000 г., руб.
Рис. 1. Динамикареальныхдоходов населения в ценах 2000 г., руб.
- Реальные денежные доходы в
сопоставимых ценах 1990 г., руб.
- Реальная заработная плата в сопоставимых ценах 1990 г., руб.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 ГОД
Рис. 2. Динамика реальныхдоходов населения в ценах 1990 г.
Реальная заработная плата имела ярко выраженный экстремум в 2008 г., затем произошло незначительное снижение в 2009 и 2010 гг.
Анализ среднедушевых денежных доходов населения в административных районах РС (Я) показывает значительную дифференциацию в доходах, сохраняющуюся на протяжении всего анализируемого периода.
Показательна группировка районов и городов, составленная по величине отклонений среднедушевых денежных доходов от их средней величины по РС (Я) за последние 10 лет (табл. 2).
К первой группе с минимальными доходами отнесены районы с доходами менее 50 % от
Таблица 2
Группировка районов и городов по величине соотношения среднедушевых денежных доходов от средней по РС (Я)
№ группы Район, город Соотношение среднедушевых доходов, %
1-я Амгинский 48,7
Верхневилюйский 48,1
Горный 49,9
Мегино-Кангаласский 47,3
Намский 43,7
2-я Вилюйский 55,3
Олекминский 56,7
Среднеколымский 58,8
Сунтарский 53,5
Таттинский 53,1
Усть-Алданский 50,8
Хангаласский 53,0
Чурапчинский 53,1
Эвено-Бытантайский 55,9
3-я Кобяйский 64,0
Нюрбинский 66,3
Оленекский 62,7
4-я Абыйский 72,3
Аллаиховский 72,3
Булунский 71,8
Верхоянский 77,6
Жиганский 70,1
Момский 73,3
Нижнеколымский 70,2
Томпонский 72,2
Усть-Майский 74,2
5-я Алданский 82,1
Верхнеколымский 87,4
Оймяконский 88,7
Усть-Янский 83,7
6-я Анабарский 134,8
Ленский 101,5
Мирнинский 189,3
г. Нерюнгри с п. т. 130,9
г. Якутск с п. т. 130,9
средней величины по республике. Они отличаются от других своей сельскохозяйственной специализацией. Вторая, третья и четвертые группы отнесены к районам с доходами от 50 до 80 % от средней по РС (Я), но тоже преимущественно сельскохозяйственной отраслевой специализации. Пятая и шестая группы, имеющие более 80 % среднедушевых денежных доходов населения от среднереспубликанской величины, — районы с промышленной и горнодобывающей специализацией.
Доходы, превышающие среднедушевые денежные доходы в среднем по РС (Я), за ряд лет складывались в Анабарском, Ленском и Мирнинском районах, городах Якутск и Нерюнгри с прилегаю-
щими территориями (шестая группа). Это связано с деятельностью на территориях данных районов и городов крупных промышленных компаний, а также органов государственной и муниципальной власти.
К негативным тенденциям в уровне жизни населения можно отнести повышение параметров концентрации дохода или, иными словами, повышение неравенства в доходах (табл. 3). Известно, что для нормального функционирования потребительского сектора экономики и равномерного распределения доходов в обществе необходимо, чтобы коэффициент Джини находился в пределах 0,15—0,17. В РС (Я) устойчиво сохраняется высокая концентрация доходов у незначительной доли населения, индекс Джини колеблется от 0,341 до 0,363, в 2010г. он вырос до 0,4, что свидетельствует о высокой степени неравенства в обществе. Фондовый коэффициент (соотношение доходов наиболее и наименее обеспеченного населения 10%), по мнению экспертов Международной организации труда, должен изменяться в пределах 6—7 раз. В РС (Я) предельное значение безопасного распределения доходов превышено в 1,5—2,3 раза и составляет 14,3 раза.
Для преодоления чрезмерной дифференциации доходов населения Республики Саха (Якутия) необходимо выделить следующие направления: • разработка и внедрение региональной государственной политики в области доходов и заработной платы населения;
Таблица 3
Сравнительный анализ параметров дифференциации доходов населения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) [6]
Показатель Пределы, принятые в мировой практике в начале 1990-хгг. 2009 г.
РФ РС(Я)
Соотношение минимальной и средней заработной платы 1/3 1/4 1/6
Доля бедного населения, % 10 13,2 46,8
Уровень безработицы, % 8 8,4 10,6
Децильный коэффициент дифференциации (10 % богатыхи 10% бедных) 6-7 16,7 14,3
Доля расходов бюджета на социальную помощь и социальные программы, % 25 (рекомендуется ООН) 29,4 8,3
Отношение минимальной заработной платы (МЗ) к прожиточному минимуму (ПМ),% МЗ выше ПМ (развитые страны) 84,03 46,93
• адресные мероприятия по повышению уровня жизни, доходов отдельных категорий населения. К примеру, неработающие пенсионеры получают небольшую пенсию, уровень которой даже после многочисленных индексаций не превышает прожиточного минимума. Им могла бы быть оказана компенсация при повышении цен на потребительские товары и тарифов на платные услуги в виде выплаты фиксированной суммы до достижения пенсией уровня, сравнимого с двукратным размером ПМ;
• усовершенствование системы выплат северных надбавок и районного коэффициента за проживание в экстремальных условиях Севера;
• последовательная система мер по повышению заработной платы работающих в бюджетной сфере с учетом инфляции и роста заработной платы в реальном секторе экономики;
• необходимо, чтобы выполнялись нормы ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой сказано, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже
размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
Для сглаживания дифференциации доходов
также необходимо внедрение прогрессивной шкалы налогообложения с доходов физических лиц.
Список литературы
1. Набережная А. Моделирование и оценка уровня жизни населения региона. Якутск: изд-во ЯНЦ СО РАН, 2007. С. 115.
2. Набережная А. Региональные аспекты оценки уровня и качества жизни населения // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №16(151). С. 154-158.
3. Послание Президента Федеральному Собранию 30.11.2010. URL: http://kremlin.ru/ news/9637.
4. Ржаницына Л. Политика доходов: этапы и резервы //Экономист, 1999. № 9. С. 62-68.
5. Сайт Росстата: URL: http://gks.ru
6. Социальное положение и уровень жизни населения PC (Я). Якутск: ТОФСГС по PC (Я), 2010.
Московская Высшая Школа Экономики 20 лет Лицензия АА000002.А306208 ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ АккредитацияОЮЗОО
ИНСТИТУТ ПРОФБУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ за 8 месяцев (ГОСДИПЛОМ)
УМЦ №420,УМЦ №611 Организованная сдача экзаменов Аттестат • Профессиональный бухгалтер • Профбухгалтер по МСФО • Профбухгалтер бюджетных учреждений • Финансовый директор • Внутренний аудитор • Налоговый эксперт-консультант • Общий аудит. Аттестат Минфина РФ Повышение квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов - 20 программ 911-93-07 * БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ * МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ * ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Обучение: • дневное; • вечернее; • заочное; • группы выходного дня. 911-09-65 * Бухгалтерский учет и аудит * Управление финансами * МСФО (Диплом АССА, Великобритания) * Организация предпринимательской деятельности * Организация маркетинговой деятельности и управление продажами * Организация и управление кадровой службы * Менеджмент туризма и гостеприимства * Менеджмент рекламного дела * Менеджмент внешнеэкономической деятельности и таможенного дела * Менеджмент страхового дела * Психология и управление персоналом 912-44-92
Занятия рядом с м. Таганская, м. Автозаводская, м. Пролетарская (ул. Воронцовская, 21) www.mos-econ.ru