Научная статья на тему 'Некоторые вопросы методологии изучения доходов и расходов домохозяйств республики Саха (Якутия)'

Некоторые вопросы методологии изучения доходов и расходов домохозяйств республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛАНС ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ / ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврильева Т. Н., Тарасова Н. Г.

Проведен анализ показателей, отражающих дифференциацию доходов и расходов домохозяйств в Республике Саха (Якутия). Рассмотрены и выявлены недостатки в методологии баланса доходов и расходов населения, обоснована актуальность разработки новых методов и моделей оценки и прогнозирования финансовых аспектов домохозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы методологии изучения доходов и расходов домохозяйств республики Саха (Якутия)»

15(198) - 2011

ЭКОНОМИКА Д0М0Х03ЯЙСТВ

УДК 314.88(571.56-191.2)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ДОМОХОЗЯЙСТВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Т. Н. ГАВРИЛЬЕВА,

доктор экономических наук, заместительдиректора по науке E-mail: tuyara@list.ru

Н. Г. ТАРАСОВА, старший научный сотрудник Тел. 8(4112) 35-11-08 Институт региональной экономики Севера

Проведен анализ показателей, отражающих дифференциацию доходов и расходов домохозяйств в Республике Саха (Якутия). Рассмотрены и выявлены недостатки в методологии баланса доходов и расходов населения, обоснована актуальность разработки новых методов и моделей оценки и прогнозирования финансовых аспектов домохозяйств.

Ключевые слова: баланс доходов и расходов населения, финансы домашних хозяйств, макроэкономический показатель.

Сопоставление доходов и расходов домохозяйств широко используется международными организациями и национальными правительственными органами при разработке мер социального и экономического развития, а также в методике расчета макроэкономических показателей, заложенных в систему национальных счетов как индикаторы (показатели) оценки состояния экономики.

В национальной финансовой системе России доходы и расходы домохозяйств в отдельный структурный элемент стали выделяться недавно. Это связано с возрастанием их роли в экономике, так как, во-первых, большая часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг идет в сферу личного потребления, а во-вторых, спрос на потребитель-

ские товары и услуги определяется и регулируется доходами населения. Кроме того, в российскую систему учета начали внедряться элементы системы национальных счетов. В домохозяйствах образуются сбережения, которые являются одним из основных инвестиционных ресурсов в странах с развитой рыночной экономикой. Домохозяйства участвуют не только в первичном распределении национального дохода, но и во вторичном, когда государство через систему прямых налогов, пенсионную систему, систему социальных трансфертов перераспределяет доходы между различными домашними хозяйствами (например, дотация на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства).

Социально-экономическая сущность доходов и расходов домашних хозяйств проявляется через их функции. Важнейшей функцией домашних хозяйств является распределительная. Финансы домашних хозяйств, как и общественные финансы, являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения. Но если специфическое назначение общественных финансов состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость валового общественного продукта, выраженную в денежной форме, между различными хозяйствующими субъектами, то финансы домашних хозяйств

обеспечивают дальнейшее распределение этой стоимости между всеми участниками домашнего хозяйства. Таким образом, они играют главенствующую роль на последней ступени распределительного процесса. Специфика доходов и расходов домашних хозяйств определена тем, что они в наименьшей степени регламентированы государством, их сложно учитывать. Государство в условиях рыночной экономики не имеет инструментов прямого воздействия на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств, но может влиять на его общую величину. Для экономического роста региона значение имеет инвестиционная функция доходов и расходов домашних хозяйств как поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Причем росту инвестиций в экономике способствует не только рост сбережений домашних хозяйств, но и увеличение потребления. В настоящее время крайне низкий уровень доходов основной массы населения является главным сдерживающим фактором инвестиционного процесса.

С 2009 г. в Республике Саха (Якутия) - РС (Я) -усиливается вовлеченность домашних хозяйств в экономические процессы. Домохозяйства показали достаточную жизнеспособность; и хотя размер реальных доходов домохозяйств, как сельских, так и городских, находится на низком уровне, отмечается определенная положительная тенденция. Это стало возможным благодаря жесткой экономии важных статей расходов самих домохозяйств.

Анализ структуры денежных доходов населения РС (Я) в 2000—2009 гг. позволяет сделать следующие выводы:

• за рассматриваемый период денежные доходы населения РС (Я) в номинальном выражении выросли в 5,3 раза — с 45 708,3 до 242 461,6 млн руб. в год. При исчислении данного показателя на душу населения рост выше — 5,52 раза. В то же время, если исключить инфляционный фактор, то реальные денежные доходы населения выросли всего на 92 %, а реальные располагаемые денежные доходы населения — на

темпы роста реальных располагаемых денежных доходов по отношению к предыдущему году составили: в 2001г. - 107%, 2002г. - 110, 2003 г. - 115,2006 г. - 108,2007 г. - 104,2008 г. -108,2009г. — 102%. Таким образом, весьдокри-зисный период характеризовался уверенным ростом как номинальных, так и реальных располагаемых денежных доходов; структура денежных доходов населения характеризуется следующими тенденциями. Во-первых, относительно стабильны доли таких источников, как оплата труда наемных работников, доходы от предпринимательской деятельности и доходы от собственности, в среднем за период — 50,15 и 5 % соответственно (рис. 1.). Во-вторых, прослеживается устойчивый рост социальных выплат: с 9,2% в 2000г. до 14,6 % в 2009 г., что подтверждает результаты политики повышения пенсий ряда последних лет. В-третьих, в структуре денежных доходов сократились другие доходы, которые в принятой методологии официальных органов статистики трактуются как разница между денежными доходами всего и основными статьями доходов;

денежные доходы в расчете на душу населения существенно варьируются по районам и городам республики (рис. 2). Разница между наиболее обеспеченным Мирнинским районом (в среднем 32 586,4 руб. в месяц), наименее обеспеченным Намским районом (8 395,3 руб.) составляет 3,9 раза. К наименее обеспеченным относятся как районы традиционной сельскохозяйственной специализации,

100%

80%

60%

40%

20%

0%

□ Другие доходы

ш Доходы от собственности

^Социальные выплаты

в Оплата труда наемных работников

и Доходы от предпринимательской деятельности

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 1. Структура денежныхдоходов населения РС (Я) в 2000—2009гг., %

Мирнинский г. Якутск Анабарский г. Нерюнгри Ленский Оймяконский Алданский Верхнекольмский Томпонский Жиганский Абыйский Усть-Я некий Усть-Майский Булунский Кобяйский Аплаиховский Верхоянский Олекминский Момский Оленекский Нижнеколымский Нюрбинский Вилюйский Мегино-Среднеколымский Эвено-Бытантайский Сунтарский Хангаласский Амгинский Таттинский Чурапчинский Горный Верхневилюйский Усть-Алданский Намский

Рис. 2. Среднемесячные денежные доходы на душу населения по районам и городам РС (Я) по данным за 9 мес. 2010г., руб.

0

5 000

10 000 15 000 20 000 25 000 30 000 35 000

располагающиеся в Центральной Якутии, так и ряд арктических районов, для которых установлены более высокие северные надбавки. К наиболее обеспеченным, у которых значение показателей превышает среднереспубликанское (21311,8руб.), относятся только промышленные районы: Нерюнгринский, Анабарский и Мирнинский, а также г. Якутск (на их территории в совокупности проживает около 48 % населения республики). Это свидетельствует о тенденции к снижению значения северных коэффициентов как меры социальной поддержки населения, а также о том, что наиболее высокий уровень денежных доходов в основном обусловливается производственным и финансовым секторами региональной экономики. Анализ динамики и структуры расходов в рассматриваемый период также позволяет выделить ряд основных тенденций:

• в структуре денежных расходов (рис. 3) наблюдается рост текущих расходов, к которым в данном

случае условно были отнесены статьи «Покупка товаров и оплата услуг» и «Обязательные платежи и взносы». Если в 2000 г. доля данных расходов составляла 64,8 %, то в 2009г. — 76,8 %. Это свидетельствует о снижении потенциала домохозяйств в формировании собственных активов, к которым были отнесены статьи «Приобретение недвижимости» и «Прирост финансовых активов». Опережающий рост тарифов на услуги естественных монополий, рост цен на продовольствие не только связаны с проблемой бедности населения, но в более глобальном значении сужают инвестиционные возможности одного из основных секторов экономики; • анализ динамики денежных расходов домохозяйств РС (Я), представленной на рис. 4, также позволяет сформулировать вывод о том, что в ней постепенно нарастает доля текущих расходов, растут расходы на обязательные платежи и разнообразные взносы. Но наряду с этим, начиная с 2005г., проявляется динамика уве-

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 О

Активы

Текущие

расходы

2000 2001 2002 2004 2003 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 3. Целевая структураденежныхрасходов населения РС (Я) в 2000—2010гг., %

ю >

а.

300 ООО

250 ООО 200 ООО 150 ООО 100 ООО 50 ООО-

2000 2001 2002 2004 2003 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 4. Динамика денежных расходов населения РС (Я) в 2000—2009 гг. (надушу), руб. в год

личения расходов на покупку недвижимости; сопоставление динамики роста доходов и расходов домохозяйств (см. таблицу) показывает, что в течение всего рассматриваемого периода рост расходов в основном опережал рост доходов, что в итоге сказалось и на росте финансовых активов. В целом можно отметить более активную динамику доходов и расходов в 2002—2005 гг. С 2007 г. наметилась тенденция к замедлению роста денежных доходов домохозяйств при сохранении высоких темпов роста расходов, который был поддержан бурным развитием кредитования населения в 2006—2008 гг. В тот период динамика роста кредитов опережала рост

вкладов. В кризисном 2009 г. ситуация полярно поменялась, падение кредитования сопровождалось приростом вкладов в банках. Темпы роста банковских вкладов в рассматриваемый период также опережали рост доходов, что объясняется отсутствием достаточного спектра доступных населению финансовых и инвестиционных альтернатив.

Главной проблемой в исследовании баланса денежных доходов и расходов населения России, как одного из основных источников информации, является несовершенство методологических подходов, используемых органами статистики при его построении. Баланс формируется на основе данных государственной статистики, финансовой отчетности банков и внебюджетных социальных фондов. Достоинствами данного источника информации являются регулярность построения (ежеквартально), оперативность и ориентация на сплошной документальный учет финансовых операций, связанных с населением. Современный баланс денежных доходов и расходов населения представляет собой модификацию традиционной балансовой работы, выполняющейся длительное время в рамках баланса народного хозяйства. В этой связи используемая методология расчета не соответствует требованиям, предъявляемым при изучении доходов в системе национальных счетов. В частности, в балансе смешиваются понятия дохода и актива. К движениям активов относятся покупка жилых помещений, расходы на приобретение иностранной валюты, деньги, отосланные по переводам. По мнению ряда экспертов, данные баланса являются инструментом финансового регулирования наличного денежного

@ Прирост финансовых активов

□ Приобретение недвижимости

ШЕОбязательные платежи и разнообразные взносы

Н Покупка товаров и оплата услуг

Динамика показателей, характеризующих финансовые аспекты домохозяйств РС (Я),!

Показатель Год

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Темп роста доходов 103,5 106,4 128,0 125,9 138,9 124,7 100,5 105,5 84,8

Темп роста расходов 93,1 136,4 152,3 136,6 170,4 119,7 115,1 119,3 113,6

Темп роста вкладов 145,3 140,2 138,2 123,5 102,6 107,1 124,5

Темп роста кредитов 166,0 140,1 127,9 97,4

обращения и не могут рассматриваться в качестве оценки доходов населения.

Методология изучения доходов в системе национальных счетов (СНС) по версии ООН (1993г.) основана на концепции Дж. Хикса. В соответствии с ней, под доходом понимается максимальное количество средств, которое индивид может потратить в течение данной недели при условии, что капитальная стоимость будущих поступлений в денежном выражении сохранится прежней. Специфика концепции Дж. Хикса состоит в том, что в ней, во-первых, четко разделены понятия «доход» и «актив». Поэтому не всякая сумма поступивших денег фиксируется как доход, а только та, которую можно израсходовать на потребление. При этом имеющийся капитал (актив) остается без изменения. Однако перемена актива, например покупка на сбережения недвижимости, не рассматривается как доход. Во-вторых, сумма сбережений не равна сумме прироста денежной наличности (акций, облигаций и депозитов в банке), т.е. финансовых активов, так как их увеличение может быть результатом смены формы активов. В-третьих, прирост капитала, вызываемый случайными причинами (инфляцией, ростом стоимости земли), не рассматривается какдоход.

В изменившихся условиях для адекватного описания экономических процессов Госкомстат России последовательно осуществляет переход от использования баланса народного хозяйства к системе национальных счетов, которая основывается на иных концепциях. Этот переход предполагает отказ от использования показателей, определений, классификаций и методов, не принятых в СНС и противоречащих ее принципам, хотя и не исключает некоторые особенности определения и оценки показателей исходя из условий российской экономики.

В условиях экономического переходного периода произошла корректировка расчета показателей денежных доходов, основанных на балансовом методе увязки доходной и расходной частей через показатель сбережений. Если ранее оценки индивидуального дохода получить можно было легко, то с 1990 г. существенно возросла доля новых видов доходов, включая: доход от предпринимательства; доход в неформальном секторе экономики, получаемый на нерегулярной основе; неформальный не облагаемый налогом доход как от зарегистрированных, так и от незарегистрированных предприятий; доход от самостоятельной занятости мелких собственников. Большей частью эти доходы скрыты от официальной статистической отчетности, а на их существование и масштабы указывают различия между доходами

и суммарным показателем расходов и сбережений. Вопрос о надежности статистической информации, отражаемой в балансе денежных доходов и расходов населения, приобретает особую актуальность.

Несовершенство методологических подходов проявляется в исследовании баланса доходов и расходов домохозяйств науровне районов и городов РС (Я). Так, в балансе не учитываются особенности потребительского поведения, когда значительная часть товаров закупается в столичном городе, что приводит к искажению показателя «Прирост / уменьшение наличных денег на руках у населения». Например, по данным баланса за январь—сентябрь 2010 г у каждого жителя г Якутска наличные деньги нарукахсокраща-ются на 6 001 руб. в месяц. В то же время ежемесячный прирост наличных денег у населения других районов РС (Я)составляет4210руб. на 1 чел. Также не прослеживаются расходы на приобретение товаров и услуг за пределами РС (Я), не поддается оценке теневой оборот, сложно прогнозировать часть денежных доходов домохозяйств, получаемых от ведения подсобного хозяйства, а также ряд других показателей, играющих существенную роль в оценке доходов, расходов и в конечном счете инвестиционного потенциала.

Эти вопросы обусловливают актуальность разработки новых методов и моделей оценки и прогнозирования финансовых аспектов домохозяйств, в том числе во взаимосвязи как с системой макроэкономических показателей, так и с региональными особенностями. Их поиск может дать ряд существенных методологических и практических результатов, которые будут полезны не только органам управления в реализации социальной политики, но и финансовым институтам при разработке программ развития и бизнес-планов.

Список литературы

1. Дмитриева Е. А. Финансы домохозяйств: учебн. пособие/Магадан. Институт экономики. Магадан: Кордис. 2007.

2. Методические рекомендации по расчету баланса денежных доходов и расходов населения в разрезе районов Республики Саха (Якутия). Якутск. 2008.

3. Методологические положения по статистике. Вып. 1. М.: ГоскомстатРоссии. 1996. С. 68, 70.

4. Нечаев А. Ю. Оценка баланса денежных доходов и расходов населения Республики Саха (Якутия) / Молодежь и экономика Республики Саха (Якутия). Выпуск 6. Якутск. 2007.

5. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Саха (Якутия): стат. сборник Якутск, Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по РС (Я). 2010.

6. ХиксДж. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.