Научная статья на тему 'Проблемы повышения уровня жизни населения арктических районов Якутии'

Проблемы повышения уровня жизни населения арктических районов Якутии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
659
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / СТОИМОСТЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / LEVEL OF LIFE / COST OF EXPENDITURES FOR POPULATION / CONSUMPTION / YAKUTIA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Набережная А. Т.

В статье рассмотрены проблемы повышения уровня жизни населения арктической зоны Республики Саха (Якутия). Охарактеризованы основные параметры уровня жизни населения на севере. Предложены основные направления и пути повышения уровня жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing the level of life of the arctic population in Yakutia

The article describes the major parameters of the level of life in the arctic zone of the Sakha Republic (Yakuta), and suggest measures for its increase.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения уровня жизни населения арктических районов Якутии»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

— во-вторых, требуется определение наиболее эффективной формы развития производительных сил Республики Саха (Якутия). Таковой может стать формирование «Особой свободной экономической зоны» на базе региональных территориальных кластеров;

— в-третьих, востребовано временем сочетание положительной динамики роста объемов добычи алмазов, нефти, природного газа, золота, угля, олова, сурьмы и в перспективе — добычи ниобия, урановой и железной руды и многих других уникальных полезных ископаемых и их дальнейшей переработке на местах для получения новой добавленной стоимости и прибыли. С учетом различных льгот и налоговых «каникул», предоставляемых в процессе формирования «Особой свободной экономической зоны Республики Саха (Якутия)» возможно определение ежегодных поступлений денежных средств в федеральный, республиканский и муниципальные бюджеты;

— в-четвертых, необходимо определение статуса районообразующих предприятий (резидентов) как акционерных компаний, корпораций открытого типа, холдингов, транснациональных корпораций, региональных территориальных кластеров и особой экономической зоны на территории «макрорегиона», имея виду конкретные объемы добычи и переработки уникальных полезных ископаемых с учетом их прогнозных запасов не менее чем на 50-100 лет.

В экономической стратегии и тем более экономической политике очень важно определить пропорции между базовой материальной и нематериальной сферами общественного производства. Дальнейшее развитие промышленного производства — это не просто замена старого оборудования на современное, а освоение высококачественной конкурентоспособной продукции профессионально компетентными кадрами и связано с переходом на инновационный путь развития экономики.

Литература

1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/ news/19825. Дата обращения 01.04.2015.

2. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/ news/19825 Дата обращения 01.04.2015.

3. Текущий архив Центра стратегических исследований Республики Саха (Якутия), декабрь 2014 г.

4. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия): Сб. тр. — Якутск, 2013. — С.27.

5. Попов А.А., А.Н. Мыреев Качество жизни населения в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. — Якутск: Изд. дом СВФУ, 2013. — 367 с.

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ ЯКУТИИ

А.Т. Набережная,

заведующий кафедрой математической экономики и прикладной информатики Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

кандидат экономических наук, доцент atnaber@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы повышения уровня жизни населения арктической зоны Республики Саха (Якутия). Охарактеризованы основные параметры уровня жизни населения на севере. Предложены основные направления и пути повышения уровня жизни населения.

Ключевые слова: уровень жизни населения, стоимость жизни населения, жизнеобеспечение, потребление.

УДК 336.25/26(571.56) ББК 65-94(2Рос)

Геополитические интересы стран мира, расположенных в северном полушарии, начали простираться на территорию арктического региона и арктического прибрежного шельфа, что связано с перераспределением ресурсных богатств на мировом рынке углеводородов. Даже страны, расположенные на достаточном удалении от северных широт, такие, как Дания, претендуют на данные ресурсы. Все это свидетельствует о том, что в будущем интересы многих стран будут пересекаться на приарктических территориях.

Российская Федерация является одной из самых крупных в территориальном плане стран циркумполярной цивилизации. Однако в результате последствий экономических кризисов, влияния неблагоприятных природно-климатических факторов, снижения реального денежного обеспечения работников к 2015 году произошло «вымывание» населения из северных районов страны.

Республика Саха (Якутия) имеет территорию 3103,2 тыс. кв. км. Более половины территории республики расположено за Полярным кругом. К арктической зоне Республики Саха (Якутия) отнесены: Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булун-ский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский районы, занимающие площадь 1608,9 тыс. кв.км. Согласно административно-территориального деления

РС(Я) на 1 января 2014 г. на территории республики были размещены 657 населенных пункта, из них 121 находились в арктических улусах. Расстояния от населенных пунктов до соответствующих административных центров арктических районов составляют в среднем около 200 километров.

Территории северных и арктических районов Республики Саха (Якутия), согласно Критериям и методическим подходам для районирования территории Российской Федерации по природным условиям жизнедеятельности населения Министерства экономического развития Российской Федерации, относятся к I зоне (очень неблагоприятной) и частично ко II зоне (неблагоприятной). Очень неблагоприятная и неблагоприятная зоны Севера характеризуются длинной суровой зимой, сильными продолжительными ветрами, коротким холодным летом, длительным периодом ультрафиолетовой недостаточности и другими неблагоприятными для жизнедеятельности человека факторами.

Сочетание экстремальных природно-климатических и сложных социально-экономических условий Севера отрицательно влияет на жизнедеятельность человека. По различным оценкам для достижения одинаковых по сравнению со среднеширотными районами экономических результатов, на Севере необходимо в 3-5 раз больше затрат общественного труда и финансовых средств [1].

24 1

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Можно констатировать тот факт, что с 1990 г. по настоящее время на данной территории произошли значительный миграционный отток и последующая естественная убыль населения. Так, если в 1990 г. численность населения арктических районов составляла 221 тыс. человек, то на начало 2014 г. количество населения снизилось на 114,6 тысяч человек (рис. 1). То есть в настоящее время на этой территории осталось и постоянно проживает 48,5% численности населения, которое проживало там до начала экономических реформ в 1990 г. (106,2 тыс. чел.). 53,2% из них проживают в сельской местности. Половозрастная структура населения характеризуется высоким удельным весом нетрудоспособного населения (36,8%), высокой нагрузкой на трудоспособное население (1,8).

1985 1990 2004 2012 2013

□ РО(Я)

■ Итого по арктической зоне

Рис. 1. Динамика численности населения Республики Саха (Якутия) и арктических районов за ряд лет, тыс. человек.

Источник: [2].

Для населения арктических районов характерен низкий уровень потребительских затрат, что является следствием низких доходов населения, неразвитого потребительского рынка, высоких цен. Общий объем оборота розничной торговли (включая общественное питание) во всех каналах реализации в 2013 г. составил 9673,8 млн руб. или 6,7% от республиканского. Потребительский рынок представлен сетью предприятий различных форм собственности. Объем оборота розничной торговли на душу населения республики составил 149,5 тыс. руб., арктических районов — 89,5 тыс. руб. В 2013 г. общий объем платных услуг во всех каналах реализации составил 1638,1 млнруб., или 2,7% от республиканского. На душу населения оказано платных услуг в республике 61,9 тыс. руб., в арктических районах — 14,8 тыс. руб. или 23,9% от среднереспубликанского. В структуре платных услуг преобладают бытовые услуги, оплата жилищно-коммунальных услуг, транспортные услуги и услуги связи.

Среднедушевые денежные доходы населения арктических районов имеют устойчиво низкий уровень. Если до 1990 г. в Верхнеколымском, Верхоянском, Нижнеколымском и Усть-Янском районах республики денежные доходы были выше средних показателей по РС(Я) от 1,07 до 1,27 раз, то уже к 2000 г. и в последующие годы ни в одном из арктических районов такого превышения не наблюдалось. Среднедушевой ежемесячный денежный доход в январе-декабре 2013 г. в арктических районах составил 19612,9 руб., что на 37,9% меньше, чем в среднем по республике (31528,1 руб.) (табл. 1).

Структура денежных доходов населения характеризуется высокой долей социальных трансфертов (18,1-22,4%), тогда как в среднем по РС(Я) она составляет 9,9%. Незначителен доход от предпринимательской деятельности (3,7%, по РС(Я) -12,9%), доход от собственности (1,35%, по

РС (Я) — 2,6%). Основным источником денежных доходов населения в РС(Я) остается оплата труда, которая в 2013 г. в целом по республике составила 57,3 % от общего объема денежных доходов населения. С 1990 г. в структуре доходов наблюдалось снижение доли заработной платы (на 26,2 процентных пунктов) при увеличении удельного веса других доходов. В арктических улусах доля заработной платы в доходах за 2013 г. колеблется от 46,7 % в Эвено-Бытантайском районе до 79,2% в Нижнеколымском районе.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по арктическим районам за 2013 г. составила 28605,4 руб., или 61,55% от среднереспубликанского уровня. В среднем по арктическим районам темпы роста заработной платы к предыдущему году были выше, чем в целом по республике (118,3% против 116,9%).

Важнейшей характеристикой уровня жизни населения является покупательная способность населения. В настоящее время данный показатель наиболее адекватно характеризуется с помощью соотношения среднедушевых денежных доходов со стоимостью товарного набора, входящего в состав прожиточного минимума (ПМ) различных социально-демографических групп населения для соответствующей территории. Если сопоставить денежные доходы населения арктических районов с нормативными показателями уровня жизни населения, то видно, что на протяжении последних 5-10 лет их величина составляла 82,1-135,6% от прожиточного минимума. Если в целом по республике среднедушевые денежные доходы обеспечивают 2,19 величины ПМ, в среднем по арктической зоне 1,36 ПМ.

Величина прожиточного минимума в арктической зоне в среднем за ряд лет устойчиво превышает среднереспубликанский в 1,2-1,5 раза [3]. Основными причинами этого являются высокий удельный вес транспортных расходов и наличие сложной многоступенчатой системы товарообеспечения, что значительно повышает стоимость продуктов питания и товаров первой необходимости. Существующее ныне объективное удорожание всех составляющих жизнеобеспечения Крайнего Севера предопределяет нехватку финансовых и материальных видов ресурсов для обеспечения достойных условий жизни человека.

Динамика покупательной способности денежных доходов населения (в процентах к прожиточному минимуму) приведена

Таблица 1

Среднедушевые денежные доходы и среднемесячная заработная плата населения

Денежные доходы, рублей Среднемесячная номинальная заработная плата, рублей

2004 2010 2013 2004 2010 2013

По РС (Я) 9220,8 22745,4 31 528,1 11315,3 27512,4 46161,5

По арктической зоне 6676,9 16075,8 19 612,5 10131,2 24932,5 28605,3

Абыйский 6823,5 16207,9 19 773,6 9063,2 22110 29794,5

Аллаиховский 6325,4 15010,1 18 312,3 10234,6 26857,6 35936,7

Анабарский 15733,5 28126,1 34 313,8 18604,9 38164 27995,7

Булунский 6995,6 14805,2 18 062,3 10759,2 25212,9 33166,9

Верхнеколымский 7072,2 17116,1 20 881,6 9761,5 27679,9 22089,4

Верхоянский 6419,6 15281,9 18 643,9 9102,9 21306,2 22405,9

Жиганский 6440,8 16118,3 19 664,3 8197,7 25387,4 26666,8

Кобяйский 5334 15288,7 18 652,2 7567,7 19108,3 22843,3

Момский 6691,5 14697,8 17 931,3 8177,4 18982,4 26861,4

Нижнеколымский 5725 13868,8 16 919,9 9887,1 25409,7 34563,9

Оймяконский 7436,2 19982 24 378,0 13952,1 38442,6 32684,5

Оленекский 5596 13719,3 16 737,5 9894,4 20273,7 26829,7

Среднеколымский 5082 12466 15 208,5 7818,7 20054,6 29495,2

Томпонский 5928,3 16449,3 20 068,1 10165,5 25510,1 28182,7

Усть-Янский 7471,3 15987,2 19 504,4 9914,8 26158,9 27425,4

Эвено-Бытантайский 5936,5 12088,5 14 748,0 6633,5 18262,4 30742,2

Источник: [2].

242

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

на рис. 2. Данные показывают значительное отставание покупательной способности доходов. Однако размер покупательной способности реальных доходов еще меньше, поскольку уровень цен на товары и тарифов на услуги, в том числе транспортные и услуги жилищно-коммунального хозяйства в северных и арктических районах значительно выше средних по РС(Я), также выше нагрузка со стороны иждивенцев на работающее население. К примеру, если в центральных районах 1 кг картофеля стоит в зависимости от сезона от 10 до 35 рублей, то в северных районах цена колеблется уже от 80 до 150 рублей за килограмм. Многие цены на продукты первой необходимости не могут быть отслежены региональной статистикой, поскольку эти продукты вообще отсутствуют в розничной продаже.

Рис. 2. Покупательная способность денежных доходов населения Республики Саха (Якутия)

Источник: [2].

Ситуация на потребительском рынке арктических районов республики характеризуется затяжным кризисом. Финансовая помощь в поставках продуктов первой необходимости на федеральном уровне не предусматривается, на республиканском уровне делаются попытки субсидировать разовые доставки продуктов питания, имеющих социальный характер, а также для нужд государственных и муниципальных учреждений (школ, больниц). Однако все это имеет эпизодический характер, хотя должны быть разработаны меры по упорядочиванию, систематизации и государственному регулированию экономики и социальной поддержки населения на Севере.

Разовые акции по доставке продуктов в качестве устранения гуманитарного бедствия выполняли службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, однако постоянное обеспечение населения продовольствием не является их основной обязанностью.

Потребление продуктов питания населения северных улусов зависит от завоза продовольственных товаров и находится на низком уровне, не отвечающем требованиям рационального питания. При решении вопросов продовольственного обеспечения основное внимание должно быть уделено удовлетворению потребностей всех социальных групп населения региона, независимо от уровня доходов. Структура расходов, уровень обеспечения потребительского спроса населения показывают, что по большинству основных видов продовольственных и непродовольственных товаров потребительский спрос удовлетворяется крайне недостаточно, особенно по таким категориям, как овощи, фрукты, яйца, масло и масложировая продукция, молочные продукты, сыры, товары для детей и пр.

Согласно исследованиям, проведенным к.м.н. С.Л. Сафоновой, руководителем Проблемной научно-исследовательской лаборатории физиологии и патологии органов пищеварения Медицинского Института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова [4], наиболее физиологически оправданным и научно-обоснованным на Севере считается белково-липидный тип питания, который присущ традиционному питанию коренных жителей Якутии. В настоящее время произошел значительный рост цен на продукты животного происхождения, изменилась структура потребления продуктов питания в сторону увеличения потребления хлебопродуктов, круп, картофеля, т.е. питание характеризуется повышенным потреблением углеводов.

По различным оценкам среднесуточная энергетическая потребность на 1 человека в сутки на Севере должна составлять 3700-3900 ккал. Фактическое потребление не превышает и половины требуемой энергетической потребности. Для совершенствования структуры питания необходимо перейти к сбалансированной белково-липидной, а в перспективе и к белково-витаминной модели.

Основная доля потребностей населения в мясе и рыбе удовлетворяется за счет продукции собственного производства, охоты и рыболовства.

Остальная продукция — мука, овощи, крупы, макаронные изделия и прочие продукты завозятся из Западной и Восточной Сибири, Европейской части России, а также Дальнего Востока. Поэтому основная часть грузов следует в порт Осетрово, где происходит накопление, далее по реке Лене, затем на реки Оленек, Анабар, Яну, Индигирку и Колыму. В современных условиях объемы завоза грузов в арктические улусы по Северному морскому пути ограничиваются не только природными условиями и недостатком технических средств, но и высокой их стоимостью. С 1998 г. завоз продовольствия в Арктику по СМП прекращен из-за снижения объёмов и изменения схемы завоза, он идёт через Осетрово по реке Лена. Для группы северо-западных улусов вплоть до Саскылаха периодически осуществляется завоз грузов по автозимнику Удачный-Саскы-лах. Небольшая часть грузов для группы Колымских улусов перевозится по Магаданскому направлению (от морского порта Магадан автотранспортом до Сеймчана с перегрузкой на суда Колымской судоходной компании).

Обеспеченность населения жильем ниже средней по республике, исключение представляют лишь Абыйский (19,1 кв.м.) и Верхнеколымский районы (23,4 кв.м.). Благоустройство жилья практически отсутствует, имеется лишь центральное отопление (32,6% всего жилья в Эвено-Бытантайском районе, 98,8% в Аллаиховском районе). Наиболее низкий уровень обеспеченности жильем наблюдается в местах компактного проживания малочисленных народов Севера (8,8 кв.м. на одного жителя в Усть-Янском районе, 10,6 кв.м. в Булунском районе, 13.1 кв.м. в Анабарском районе).

Реализация мер по модернизации образования, здравоохранения и культурного обслуживания в арктических районах должна проводиться с учетом норм Конституции страны, гарантирующей равнодоступность и бесплатность услуг отраслей социальной сферы. Учитывая сложности транспортной схемы и значительное удорожание содержания объектов социальной инфраструктуры необходимо повсеместно переходить на энерго- и теплосберегающие технологии обеспечения учреждений социальной инфраструктуры.

Самой острой проблемой социальной сферы арктических и северных районов республики является нехватка квалифицированных кадров в учреждениях социальной инфраструктуры. Выпускники неохотно едут работать на Север по причине низкого уровня условий проживания, высокой стоимости жизни. Данные на начало 2011 г. показывают низкую укомплектованность кадрами с высшим профессиональным образованием. Так, если в среднем по республике она составляет 46,4%, то в арктических районах — 29,4%. Неукомплектованы штатами даже центральные районные (улусные) больницы. Заработная плата в северных и арктических районах практически не отличается от той, что получают работники аналогичных профессий и квалификации, осуществляющих свою практическую деятельность в центральных и южных районах республики.

Поэтому нами предлагается в рамках проведения модернизации социальных отраслей запланировать комплекс мер по повышению заинтересованности и мотивации работников для работы в неблагоприятных районах республики:

1) Проводить целевую контрактную подготовку специалистов в северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова за счет федерального бюджета;

2) В местах продолжительного проживания охотников, оленеводов и рыбаков необходимо строительство жилищно-бытовых комплексов, в которые должны войти жилые дома на 10-15 семей, малокомплектная школа или школа-сад, медпункт,

243

Ill

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

баня, электростанция, телеустановка. Этот опыт внедряется с 1996 г. на территории Анабарского района и показал свою высокую социальную значимость.

3) Проводить реконструкцию материально-технической базы учреждений социальной инфраструктуры, так как большинство объектов в арктической зоне находится в неудовлетворительном состоянии. Так, более 45,5% ДОУ находится в аварийном состоянии, все виды благоустройства имеют 13,6% зданий.

4) Без должного внимания остались проблемы лекарственного обеспечения населения современными препаратами, нет развитого аптечного обслуживания. Пациенты не могут купить прописанные им препараты, а государственную поддержку аптекам республика не оказывает, не проводится пополнение оборотных средств предприятий. Можно было бы стимулировать налоговыми льготами частных предпринимателей в этой сфере.

Проведение оптимизации и сокращения учреждений социальной инфраструктуры без должной замены неприемлемо. То же дистанционное образование не может быть внедрено в Арктике по причине отсутствия доступа к сети Интернет.

Для северных улусов РС(Я) характерна сложная ситуация с занятостью населения, узкий круг имеющихся сфер применения деятельности человека ограничивает возможности повышения материального благосостояния населения. Поддержка населения арктических улусов республики должна проводиться также путем всемерного материального вспомоществования старикам, больным, включая помощь транспортными услугами, обеспечением водой, топливом. Трудоспособные члены общества должны обеспечить не только себя, но и иждивенцев, а это требует адекватного повышения доходов работников традиционных отраслей: охотников, рыболовов, оленеводов, скотоводов. Основным социальным нормативом для осуществления соци-

альной защиты населения должен быть размер прожиточного минимума для соответствующей территории арктической зоны Республики Саха (Якутия).

Социальная политика должна быть направлена на увеличение доходов населения, повышения заработной платы и пенсии. Эта задача должна решаться не расширением круга получателей социальных выплат и льгот, но, прежде всего, созданием условий для получения достойного заработка, доходов от предпринимательства и частной собственности.

Особая роль должна быть возложена на систему социального страхования и обеспечения. Пенсионное обеспечение населения арктической зоны должно осуществляться не только за счет средств государственного пенсионного обеспечения, но и путем создания дополнительных механизмов пенсионного обеспечения, включая территориальные и профессиональные пенсионные схемы, охватывающие только постоянное местное население. Все эти меры позволят значительно повысить эффективность проводимой государственной социальной политики в Арктике и перераспределить бюджетные расходы на пользу наиболее нуждающихся членов общества.

Арктика с ее суровым климатом должна стать зоной особого внимания, проведения особой государственной патерналистской политики федерального центра. Большинство арктических улусов являются местами компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, что требует применения особых подходов в проведении социальной политики. Таким образом, для повышения уровня жизни населения арктической зоны республики необходим комплекс мероприятий, направленных на формирование мер государственного регулирования экономики, стимулирования притока трудовых ресурсов из других территорий региона, выравнивания уровня и качества жизни, показателей социальной сферы и социальной инфраструктуры.

Литература

1. Набережная А.Т. Региональные факторы удорожания стоимости жизни населения на Севере // Региональная экономика: теория и практика. — 2013, №25(304). — С.51-55.

2. Росстат: URL: http://gks.ru. (дата обращения 09.01.2015).

3. Официальный сайт Правительства Республики Саха (Якутия): URL: http://.http://sakha.gov.ru/node/160268. (дата обращения 09.01.2015).

4. Сафонова С.Л. Некоторые особенности питания коренного населения Якутии в современных условиях // Актуальные вопросы гастроэнтерологии в условиях Севера. — Якутск, 1981. — С. 149-154.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ИНТЕРЕС К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(НА ПРИМЕРЕ ОПРОСА жИТЕЛЕй РАйОНОВ РЕСПуБЛИКИ САХА (якуТИя)

В.В. Семенова,

аспирант финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)

vi7@apot.ru

И.И. Поисеев,

профессор кафедры экономики и управления производством Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

доктор экономических наук

В статье рассмотрены результаты исследования по выявлению факторов, являющихся стимулом для участия в сельскохозяйственной кооперации с позиции потенциальных участников, выявлена наиболее заинтересованная группа людей.

Ключевые слова: сельскохозяйственная кооперация, личное подсобное хозяйство, анкетный опрос, факторы, интерес.

УДК 631.115.8(571.56) ББК 65.9

Развитие сельскохозяйственной кооперации представляется общественно значимым и актуальным. Ее роль заключается в увеличении объемов производства и реализации продукции, уровня занятости и доходов сельского населения. Достижение

цели производится путем обеспечения доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, переработке продукции и услугам за счет создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов разных видов. Мини-

244

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.