Научная статья на тему 'Использование трудового и кадрового потенциала в улусах Арктической зоны Республики Саха (Якутия)'

Использование трудового и кадрового потенциала в улусах Арктической зоны Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) / СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАССТАНОВКА КАДРОВ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / УЛУСНЫЙ И РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТРЫ ЗАНЯТОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Охлопков М.Н., Торговкина О.В.

В статье дается анализ как качественных, так и количественных показателей кадрового потенциала в улусах Арктической зоны Республики Саха (Якутия), который позволил авторам данной работы достаточно подробно раскрыть ее современное состояние. В ходе проведенных исследований удалось выявить снижение всех основных показателей кадрового потенциала, начиная со времени экономических реформ и по настоящее время. Даются практические рекомендации и предложения по улучшению занятости населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование трудового и кадрового потенциала в улусах Арктической зоны Республики Саха (Якутия)»

УДК 331.1:331.108 (571.56-17)

использование трудового и кадрового потенциала в улусах арктической зоны

республики саха (якутия)

М. Н. ОХЛОПКОВ, кандидат географических наук, старший научный сотрудник E-mail: michailnic@rambler.ru

О. В. ТОРГОВКИНА, старший научный сотрудник E-mail: torg_family@mail.ru Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

В статье дается анализ как качественных, так и количественных показателей кадрового потенциала в улусах Арктической зоны Республики Саха (Якутия), который позволил авторам данной работы достаточно подробно раскрыть ее современное состояние. В ходе проведенных исследований удалось выявить снижение всех основных показателей кадрового потенциала, начиная со времени экономических реформ и по настоящее время. Даются практические рекомендации и предложения по улучшению занятости населения.

Ключевые слова: Арктическая зона Республики Саха (Якутия), сектор экономики, экономически активное население, вид экономической деятельности, расстановка кадров, трудоустройство, улусный и республиканский центры занятости, управление, информационная база данных.

Обзор статистических и литературных источников показал, что за годы экономических преобразований существенно снизились важные показатели кадрового потенциала как Арктической зоны Республики Саха (Якутия), так и других северных регионов страны. За это время ухудшились количественные и качественные показатели трудовых

ресурсов, состояние которых на сегодня связано, прежде всего, с отрицательными социально-демографическими процессами, происходящими в стране, девальвацией моральных ценностей общества и системы образования в целом. В настоящее время в 13 арктических улусах республики отмечается реальный рост скрытой безработицы, причем дальнейшее падение сельскохозяйственного производства сопровождается высвобождением большого количества рабочих мест. Данная ситуация чревата большими негативными социальными последствиями, особенно для малочисленных народов Севера, которые с испокон веков имеют свои уникальные трудовые традиции [2, с. 6, 120].

Следует отметить, что численность безработных во всех улусах Арктической зоны региона стремительно увеличивалась до середины 2000-х гг., только за последние годы наблюдается постепенное ее снижение в связи с наметившимися положительными тенденциями в развитии экономики (рис. 1). Во-первых, это связано с некоторой стабилизацией российской экономики. Во-вторых, в развитии положительной динамики оказывают проводимые ежегодные ярмарки вакансий по трудоустройству

600

500

400

300

200

100

населения, организуемые улусными и республиканскими центрами занятости. В-третьих, немаловажную роль в этом деле имеет и увеличение доли выделяемых из государственного бюджета финансовых средств на развитие малого и среднего бизнеса, потенциальным предпринимателям для открытия своего дела.

Как показывает анализ, в селах ситуация с безработицей выглядит не очень благополучно, хотя за последние годы принимаются различные меры по сокращению безработных категорий населения. Из представленного на рис. 2 графика видно, что численность безработных заметно уменьшилась с

450

400

1995 2000 >— Абыйский Булунский — Жиганский I— Оленекский

2001 2002 2003 2004

-Аллайховский

Верхнеколымский

.......Момский

А Среднеколымский

2005 2010 2011

Анабарский > Верхоянский -Нижнеколымский

Усть-Янский

Источник: по данным Департамента занятости населения Республики Саха (Якутия) за 1991-2011 гг.

Рис. 1. Динамика численности безработных по арктическим улусам Республики Саха (Якутия) за 1995-2011 гг, на конец года, чел.

2010 г. Но, тем не менее, в улусах еще нет тех факторов, которые обеспечивали бы положительную

350

300

250

200

150

100

-Абыйский ■Аллаиховский ■Анабарский -Булунский

- Верхнеколымский Верхоянский

■ Жиганский

- Момский Нижнеколымский

■ Оленекский Среднеколымский Усть-Янский Эвено-Бытантайский

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2010 2011 Источник: по данным Департамента занятости населения Республики Саха (Якутия) за 1991-2011 гг.

Рис. 2. Динамика численности безработных сельской местности арктических улусов Республики Саха (Якутия) за 1995-2011 гг, на конец года, чел.

динамику на продолжительное время. На сегодня в регионе относительно меньше всего безработных в Абыйском, Оленекском и Верхоянском улусах, где имеются крупные и средние промышленные или обрабатывающие предприятия, а также предприятия, оказывающие различные услуги. Одним из главных факторов уменьшения безработицы в этих улусах является высокая заработная плата на промышленных предприятиях, в отличие от других секторов экономики. Что касается остальных улусов, где в отраслевой структуре экономики преобладают в основном родовые общины и другие формы и виды сельскохозяйственной деятельности, там в условиях снижения сельскохозяйственного производства не в состоянии обеспечить занятости даже 25 % населения северных поселений. Мелкие же промышленные предприятия в виде частных артелей и обрабатывающих производств, функционирующих в улусных центрах и в более крупных поселениях, в состоянии обеспечить работой только лиц молодого или среднего возрастов, имеющих соответствующие специальности для работы на таких предприятиях. Увы, людей с таким возрастом и подходящей специализацией в настоящее время во многих поселениях немного.

В настоящее время существует значительный разрыв между общей и регистрируемой безработицей, которая свидетельствует о том, что основная

масса сельских безработных находится за пределами регулируемого государством рынка труда и социально не защищена. Также некоторые лица, нуждающиеся в трудоустройстве, не обращаются в органы занятости. Причины этого очевидны: бесперспективность получения работы, низкий уровень пособий по безработице, продолжительные задержки с их выплатой, необходимость частой перерегистрации [6, с. 118].

По сравнению с 2009 г. численность экономически активного населения в 2010 г. сократилась во всех арктических улусах республики (см. таблицу).

Из анализа данных таблицы видно, что существенно уменьшилась численность экономически активного населения в следующих улусах: Оле-некский - на 13,1 %; Эвено-Бытантайский - на 7,7; Верхнеколымский - на 7,0; Момский - на 6,8 %, что обусловлено в большей степени миграционным оттоком трудоспособного населения, а также отрицательными социально-демографическими факторами, сложившимися в структуре народонаселения. Главной причиной миграции и текучести кадров в улусах Арктической зоны Республики Саха (Якутия) остаются неудовлетворенность размером получаемой заработной платы, явным несоответствием ее крайне суровым неблагоприятным условиям труда, необеспеченностью качественным комфортным жильем. За последние годы интенсивность мигра-

Показатели численности экономически активного населения и безработных в арктических улусах на 2010 г.

Наименование улуса Численность населения в трудоспособном возрасте Экономически активное население В том числе занятые в экономике Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы Удельный вес зарегистрированных безработных, %

Абыйский 2 630 2 156 1 948 152 5,8

Аллаиховский 1 801 1 580 1 395 141 7,8

Анабарский 2 082 2 493 2 278 85 4,0

Булунский 6 029 4 639 3 933 75 1,2

Верхнеколымский 3 001 2 814 2 663 63 2,0

Верхоянский 7 818 6 049 5 516 353 4,5

Жиганский 2 536 2 244 2 065 110 4,3

Момский 2 496 2 458 2 241 112 4,5

Нижнеколымский 2 804 2 557 2 327 142 5,0

Оленекский 2 424 1 991 1 679 180 7,4

Среднеколымский 4 550 3 629 3 155 299 6,6

Усть-Янский 5 164 4 750 4 227 323 6,2

Эвено-Бытантайский 1 719 1 424 1 258 106 6,2

Всего по арктическим улусам... 45 054 38 784 34 685 2 141 4,7

Всего по республике... 611 877 490 797 447 400 11 703 1,9

Источник: Труд и занятость в Республике Саха (Якутия): стат. сб. / ТО ФСГС по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2012.

ционного оттока из арктических улусов выросла. Поскольку в основном новые вакансии появляются в городах, в таких секторах как торговля, малый и средний бизнес, дорожное строительство, дизайн и реклама и др. Другим фактором выезда из сел лиц молодого и среднего возрастов является стремление продолжить образование и получить профессию, востребованную на рынке труда [4, с. 141].

С середины 1990-х гг. и до начала 2012 г. прирост общего кадрового потенциала во всех северных улусах республики оставлял желать лучшего. Помимо высокой текучести кадров не последнюю роль в закреплении трудовых ресурсов в регионе имеет также слабая развитость элементов социальной и производственной инфраструктуры всего хозяйства Севера Якутии, особенно низкий уровень имеет культурно-бытовое обслуживание населения. Причем в условиях слабого хозяйственного освоения территорий северных улусов республики, устойчивого дефицита рабочей силы создание общественно необходимого уровня культурно-бытового обслуживания населения становится одним из определяющих факторов формирования постоянного населения и трудовых ресурсов на местах. Привлечение и закрепление кадров в северных районах может быть обеспечено лишь при создании такого комплекса жизненных условий, которые не только бы элиминировали влияние суровых и менее благоприятных для обитания условий природно-географической среды, но и обеспечили бы реальные преимущества уровня жизни населения по сравнению с трудоизбыточными районами [1, с. 129-130].

Основная часть трудоспособного населения занята в таких секторах экономики региона, как образование, здравоохранение, государственное управление, а также в производстве и в распределении электроэнергии, газа и воды. С 2000 г. увеличилась доля занятых на предприятиях транспорта, связи и в добыче полезных ископаемых (на тех предприятиях, которые оказывают различные услуги). В то же время в улусах заметно уменьшилась доля работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. В остальных видах экономической деятельности (рыболовство, рыбоводство, обрабатывающее производство, строительство, оптовая и розничной торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиничное и ресторанное дело и др.) трудится относительно небольшая часть населения Арктической зоны региона. Доля работников, занятых

на предприятиях сферы услуг, начала преобладать над работниками, занятыми на предприятиях производственной сферы (как и в городах республики и страны в целом).

По данным на 2011 г., доля работников с высшим образованием в арктических улусах составила 24,7 % от общей численности занятых, что говорит о недостаточной обеспеченности дипломированными специалистами многих секторов экономики региона. Количество лиц со среднеспециальным образованием немного больше, их доля составила 31,1 %. Между тем, как и по всей республике, в улусах региона наблюдается острая нехватка людей с рабочими профессиями со среднеспециальным образованием, которые обеспечили бы местную промышленность востребованными трудовыми ресурсами. В отличие от других улусов республики, на Севере широко распространено такое характерное явление, как преобладание доли лиц, не имеющих специального образования, в структуре занятых в экономике региона. Их количество в 2011 г. заметно возросло и составило 32,4 % от общей численности занятых в экономике [3, с. 27].

Одним из ключевых факторов в увеличении кадрового потенциала и повышении эффективности освоения территорий Арктической зоны республики является привлечение высококвалифицированных специалистов из других улусов и регионов страны в разные сектора экономики, в первую очередь - на предприятия производственной сферы. Для этого необходимо создать стимулы эффективной работы предприятий всех форм собственности, используя систему управления кадровым потенциалом. Система управления включает не только мотивацию труда работников, но и рациональную организацию их трудовой деятельности в отраслевых и территориальных структурах экономики. Сюда входит также повышение квалификации работников путем внедрения на местах программ по обмену с другими регионами страны для качественной подготовки специалистов для работы в условиях Крайнего Севера. Программа позволит повысить их трудовые качества и эффективность отдачи в работе. Полученные знания при стажировках могут способствовать формированию новаторских идей при производстве продукции или при оказании услуг отдельными работниками. В конечном итоге от их деятельности можно получить экономический эффект в развитии экономики муниципальных образований поселений северных улусов.

В настоящее время возрастает роль управления кадровым потенциалом в целях организации непрерывной занятости трудоспособного населения на предприятиях всех форм собственности. Проведенные исследования показали, что на Севере Якутии необходимо усилить и укрепить информационную базу в улусных центрах занятости, а также их связи между собой для более рационального использования местных трудовых ресурсов, расстановки и подбора соответствующих кадров, а также их подготовки и повышении квалификации (рис. 3). По мнению авторов, целесообразно усиление и укрепление связей между улусными центрами занятости путем ввода новых цифровых информационных технологий, что может существенно способствовать снижению численности безработных всех категорий населения. Например, при нехватке работников для организации крестьянско-фермерского хозяйства

в одном улусе в соседнем или другом улусе может наблюдаться их переизбыток, причем через улусный центр занятости должна моментально передаваться по сети информация о наличии тех или иных вакансий в базу данных соседних или других улусов.

Следует отметить, что для улучшения кадрового обеспечения муниципальных образований поселений необходимо внедрение современных кадровых технологий подбора кадров. Целенаправленно осуществить подготовку, переподготовку и расстановку кадров из числа местного коренного населения в сфере управленческой, национальной и региональной политики в соответствии с потребностями муниципальных формирований арктических улусов. Для этого муниципальным образованиям нужно создавать специальные учебные центры, функция которых заключалась бы в обучении безработных всех категорий населения, а также желающих на

Улусные центры занятости населения арктических улусов республики

Информационно-консультационная работа с населением База данных по численности безработных База данных по вакансиям Работа с работодателями Отбор и расстановка специалистов по предприятиям улусов

Высокоскоростной обмен базами данных между центрами занятости путем ввода новых цифровых информационных технологий

Республиканский центр занятости населения

Информационно-консультационная работа с населением База данных по численности безработных База данных по вакансиям Работа с работодателями Отбор и расстановка специалистов по предприятиям улусов

Проведение ярмарок по трудоустройству безработных всех категорий населения

Отбор соответствующих специалистов для работы в предприятиях республики, в том числе и по арктическим районам

Рис. 3. Схема внедрения цифровых технологий для усиления связей между улусными центрами занятости населения в арктических улусах

краткосрочных курсах по разным специальностям и видам деятельности.

В целях повышения профессионального уровня руководителей и специалистов наслежных и поселковых администраций, не имеющих высшего и управленческого образования, департаменту кадровой политики государственной службы Республики Саха (Якутия) необходимо планомерно производить подготовку на базе общего среднего и среднего профессионального образования в образовательных учреждениях, а также в Якутском филиале Дальневосточной академии государственной службы и в Институте управления при Президенте Республики Саха (Якутия). Для закрепления молодых специалистов в отдаленных северных поселениях не стоит забывать об обеспечении их надлежащими условиями размещения и жизнедеятельности, что порой является решающим фактором.

В заключение следует отметить, что в целях снижения безработицы, закрепления квалифицированных работников и улучшения условий труда необходимы следующие меры: создание в поселениях новых рабочих мест за счет организации новых малых производств, совершенствования схем сбыта продукции и расширения услуг в социальной сфере; содействие распространению упрощенных процедур регистрации субъектов малого предпринимательства; использование небанковских кредитных организаций для упрощения доступа субъектов малого бизнеса к финансовым ресурсам, в том числе создание кредитных кооперативов или фондов по микрокредитованию крестьянских (фермерских) хозяйств, а также других сельских предпринимателей; обучение новым профессиям и основам бизнеса и малого предприни-

мательства лиц, высвобождаемых от традиционных видов занятий, особенно молодежи; активное содействие юридическим и физическим лицам, создающим новые рабочие места в северных поселениях.

Список литературы

1. Охлопков М. Н. Состояние социальной инфраструктуры в северных улусах Республики Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 14 (107). С. 129 - 131.

2. Скрябин Н. Н. Факторы и пути обеспечения занятости сельского населения в условиях перехода к рыночной экономике (на примере Республики Саха (Якутия)). Якутск: Изд-во «Северовед», 1999.

3. Сведения о наличии вакантных рабочих мест и потребности в кадрах по специальностям, трудоустройстве выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования за 2011 г. / Статистический бюллетень № 187/359. Якутск: ФСГС ТОФС Госстатистики Республики Саха (Якутия), 2012.

4. Торговкина О. В. Ситуация в сфере занятости и рынка труда северных улусов. Молодежь и экономика Республики Саха (Якутия) // Мат-лы науч.-прак. конф. молодых ученых. Вып. 5 / Академия наук Республики Саха (Якутия), ИРЭ. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2006. С. 140-145.

5. Труд и занятость в Республике Саха (Якутия): стат. сб. / ТО ФСГС по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2012.

6. Югай A.M. и др. Социально-экономическое положение и пути возрождения российского села (на примере Новооскольского района Белгородской области). М.: ВНИЭСХ, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.