Научная статья на тему 'Влияние глобального кризиса на социальную безопасность Северного региона России'

Влияние глобального кризиса на социальную безопасность Северного региона России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
64
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Набережная А. Т.

Рассматриваются критерии и условия обеспечения социальной безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние глобального кризиса на социальную безопасность Северного региона России»

32 (125) - 2009

Социальные проблемы

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА НА СОЦИАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА РОССИИ

А. Т. НАБЕРЕЖНАЯ, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Институт региональной экономики Севера

Рассматриваются критерии и условия обеспечения социальной безопасности региона.

Ключевые слова: социальная безопасность,уровень жизни, территориальная дифференциация.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет одним из важнейших факторов национальной безопасности — экономическую безопасность: способность экономики обеспечить всем гражданам достойные условия и качество жизни, возможность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей.

Основными угрозами национальной безопасности Российской Федерации, по мнению многих авторов, являются [2, с. 113]:

• усиление структурной деформации российской экономики;

• распад научно-технического потенциала России;

• потеря страной продовольственной самостоятельности;

• утрата управляемости экономикой;

• криминализация экономики, сращивание теневых и мафиозных структур с коррумпированным государственным аппаратом;

• углубление социальной дифференциации населения, рост бедности, нищеты и пауперизма;

• депопуляция страны, расстройство механизма воспроизводства населения. Экономическая безопасность Республики

Саха (Якутия) — РС (Я) как субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность

условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития, а также степень ее самостоятельности и интеграции с экономикой страны. Экономическая безопасность регионов обеспечивается региональными и федеральными органами власти, но решение социальных проблем во многом зависит от местных органов власти.

От состояния социальной сферы государства зависит не только экономическая безопасность страны и региона, но и система национальной безопасности. Социальные факторы экономической безопасности имеют большое значение среди многих других факторов экономического роста страны и немаловажны для ее безопасного функционирования. Именно в социальной сфере отражаются интересы каждой личности, семьи, социальных групп, общества и государства, т. е. все многообразие социальных отношений. В связи с этим при разработке политики экономической безопасности важной является одновременная разработка стратегии внутренней экономической политики в области социальной сферы и повышения уровня и качества жизни населения.

Нарастание негативных проявлений в социальной сфере, снижение уровня жизни населения ведут к снижению интеллектуального и производительного потенциалов страны, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития. По степени нарастающего риска угрозы социальной безопасности в социальных процессах и индикаторы их пороговых состояний систематизируются следующим образом [5, с. 109]:

• углубление дифференциации доходов и потребления; средний уровень доходов и потребления; средний уровень потребления белка животного и растительного происхождения; витаминосодержащих и экологически чистых продуктов на душу населения;

• доступность жизненно необходимых медицинских услуг, привычного стандарта образования, культуры, отдыха; уровень развития науки;

• состояние сферы рынка труда и занятости населения, уровень безработицы;

• деградация населения и семьи, возросшие детская смертность, число абортов, новые волны алкоголизма и наркомании, проституции, венерических болезней, вирусного гепатита, СПИДа;

• минимальный предел потребления стандартного белка (белка полной усвояемости) составляет около 40 г в сутки на человека, из них примерно 20 г должно приходиться на белки животного происхождения.

Глобальный кризис обусловил возникновение различных угроз социальной безопасности, особенно актуально это для регионов, в которых значительное влияние на формирование валового регионального продукта (ВРП) оказывает небольшое количество отраслей. Такие регионы можно назвать моноотраслевыми. К примеру, значительная часть бюджета РС (Я) формируется за счет налоговых отчислений предприятий горнодобывающей промышленности. Сложившаяся в настоящее время неблагоприятная конъюнктура мирового рынка на сырьевую продукцию способствует сокращению объемов ее производства и реализации, т. е. к внешним угрозам экономической и социальной безопасности можно отнести низкий уровень поступлений в бюджет от продажи сырьевых ресурсов.

Другой уровень угроз в условиях кризиса представляют внутренние угрозы, среди которых можно особо отметить сложившиеся в настоящее время снижение уровня и качества жизни населения, повышение уровня безработицы.

По данным Федеральной службы государственной статистики России, с октября 2008 г. по февраль 2009 г. в целом по Российской Федерации произошло увеличение численности официально зарегистрированных безработных на 767 тыс. чел. (рост составил 1,61 раза), в РС (Я) — 2,4 тыс. чел. (1,17 раза). Часть предприятий объявила также о переводе на неполную занятость, сокращенный рабочий день либо предоставила своим работникам отпуска без содержания.

В условиях кризиса особенно важно организовать оперативное управление на рынке труда, гибкое реагирование органов занятости населения на имеющийся избыток или дефицит рабочей силы соответствующей квалификации.

Анализ реальной заработной платы и реальных доходов в неизменных ценах 1990 г. показывает, что в предкризисный период был достигнут значительный рост реальной заработной платы и доходов, они составляли соответственно 94 и 114 % от уровня 1990 г. (табл. 1). В целом по региону сложилась относительно благополучная и стабильная ситуация, произошел значительный рост ВРП на душу населения (до 238 361 руб. в 2007 г.).

За анализируемый период настороженность вызывала лишь складывающаяся тогда значительная дифференциация доходов населения. Известно, что для нормального функционирования потребительского сектора экономики и равномерного распределения доходов в обществе необходимо, чтобы коэффициент Джини находился в пределах 0,15—0,17. В республике устойчиво сохранялась высокая концентрация доходов у незначительной части населения, индекс Джини достиг к началу 2008 г. 0,4, что свидетельствовало о высокой степени неравенства в обществе. Фондовый коэффициент, по мнению экспертов Международной организации труда, должен изменяться в пределах 6—7 раз. В РС (Я) предельное значение безопасного распределения доходов превышено в 2,4 раза и составляло в 2007 г. 14,2 раза. Дифференциация доходов четко прослеживалась и по отраслевому признаку.

В условиях кризиса для адекватной оценки уровня бедности и внедрения более действенных механизмов социальной защиты в кризисной ситуации, когда произошел значительный рост цен и тарифов, предельный уровень доходов для оказания социальной помощи, выплаты субсидий необходимо повысить до 2 ПМ.

Как отмечается в мировой практике, при повышении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 10 % увеличиваются периоды стагнации и кризиса. В 1980 г. в РФ доля лиц, получающих денежные доходы ниже прожиточного минимума, составляла примерно 10 %, в 1993—1994 г. она колебалась от 25 до 30 %. По данным за 1999 г., за чертой бедности оказались 391,5 тыс. чел., или 39,6 % населения РС (Я). Значительное увеличение бедного населения имело тесную прямую связь с дефолтом 1998 г. По данным табл. 1 видно, что в предкризисный период в 2007 г. уровень бедности снизился до 19,9 %, при условии повторения ситу-

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

115

Таблица 1

Показатели уровня жизни населения РС (Я) [6]

Показатель Год

1990 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

ВРП на душу населения, руб. 119 013 124 428 140 139 161 607 192 599 216 692 238 361

Среднедушевые денежные доходы на душу населения, руб. 355 5 009,9 6 348,2 8 239,7 9 633,2 11 391,4 13 629,7 15 682,8

Реальные денежные доходы в сопоставимых ценах 1990 г., руб. 216 269 309 345,8 364,8 390 405

Номинальная заработная плата на 1 работника, руб. 0,528 5 673,5 8 172 9 697 11 315 13 437 16 168 19 409

Реальная заработная плата в сопоставимых ценах 1990 г., руб. 276 353 365 406,1 430,3 462,6 501,3

Средний размер назначенной месячной пенсии с учетом компенсационных выплат, руб. 1 582 1 397,1 1 811 2 171 2 825 3 557 3 959 5 165

Общая площадь жилья на 1 человека, м2 13,1 18,6 19,4 19,5 19,5 19,5 19,6 19,8

Прожиточный минимум, руб. 2 250 2 745 3 533 4 069 4 705 5 350 6 424

Среднедушевые денежные доходы, в процентах от прожиточного минимума 198,1 226,5 226,1 236,7 242,1 254,8 244,1

Номинальная заработная плата на 1 работника, в процентах от прожиточного минимума 252,1 297,7 266,7 278,1 285,6 302,2 302,1

Среднемесячная назначенная пенсия, в процентах от прожиточного минимума 62,1 61,2 54,6 69,4 75,6 74 80,4

Коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини) 0,348 0,372 0,388 0,392 0,397 0,403 0,4

Соотношение доходов 10 % наиболее и наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов), раз 11,3 11,6 13,1 13,5 13,9 14,5 14,2

Численность населения, среднедушевые доходы которого ниже прожиточного минимума, тыс. чел. 252,8 212,1 193,4 192,9 190,2 179,1 189,2

В процентах к итогу 26,4 22,3 20,4 20,3 20 18,9 19,9

Энергетическая ценность пищевого рациона, ккал на душу в сутки 2 402 2 543 2 557 2 627 2 672 2 544 2 391

Белки (на душу в сутки), г 66 69 69 70 74 71 71

Жиры (на душу в сутки), г 83 93 93 97 100 97 93

Углеводы (на душу в сутки), г 347 355 360 367 368 345 315

Индекс потребительских цен на товары и услуги,% 113,1 112,1 111,8 110,8 112,1 111,9 110,8

ации 1998 г. уровень бедности может возрасти до 45 %, по пессимистическому сценарию развития.

По данным опроса респондентов, проведенного в марте 2009 г., к негативным последствиям кризиса относится значительное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию, услуги связи, а также резкий рост цен на продовольствие и товары первой необходимости. Вследствие этого в сфере личного потребления населения снова происходят процессы минимизации рациона питания, расширения углеводистой ее части, сокращение абсолютного потребления белковых продуктов — мяса, масла, сыра, яиц и т. д. — в силу их высокой стоимости.

Важным синтетическим индикатором качества питания населения является потребление на душу населения белка животного и растительного происхождения, витаминосодержащих и экологически чистых продуктов. Минимальный предел потребления (по расчетам Проблемной научно-исследовательской лаборатории патологии и физиологии органов пищеварения Медицинского института ЯГУ) для РС (Я) составляет: белка — 124,2 г (в том числе животного — 74,2 г), жиров — 84,8 г (в том числе растительных — 13,3 г), углеводов — 363,8 г в сутки на человека. Суточная калорийность пищевого рациона в среднем на душу населения по РС (Я) должна составлять 2 722 ккал.

Снижается потребление продуктов питания почти по всем видам продуктов, кроме рыбы, муки, сахара и растительного масла. Население снова переходит на домашнее изготовление полуфабрикатов, хлебобулочных изделий. Ухудшение структуры питания происходит за счет сокращения потребления наиболее дорогостоящих видов продовольствия. Личное потребление населением важнейших продуктов питания должно быть не ниже норм, необходимых для физиологического воспроизводства населения (табл 2).

Районы сельскохозяйственной специализации РС (Я) характеризуются большими значениями скрытой безработицы, низкими показателями доходов, материального благосостояния, потребления благ и услуг.

Для анализа внутрирегиональной дифференциации уровня жизни различных районов рассчитываем обобщающий коэффициент уровня жизни населения с учетом естественного движения населения, состояния потребительского рынка, показателей доходов населения и развития социальной инфраструктуры [3, 4]. Обобщающий коэффициент рассчитывается для каждого района республики на основе построения коэффициентов вида: к. = р.. / а .; г = 1, п; / = 1, т,

У 1 У ' ' ' ■> ' '

где к — коэффициент, характеризующий степень развития уровня жизни населения региона по

Таблица 2

Потребность в важнейших продуктах питания, кг в год [1]

Продукт Трудоспособное население Пенсионеры Дети 0—6 лет Дети 7—15 лет

Мука 21,0 16,0 16,0 20,0

Хлеб 178,0 116,9 65,0 125,0

Мясо 56,5 46,5 28,0 50,5

Рыба 33,0 28,0 16,0 30,0

Яйца 250 200 180 180

Картофель 80,0 60,0 60,0 70,0

сравнению со среднереспубликанским уровнем; р. — У-й показатель i-го района; qj — у-й среднереспубликанский показатель; п — количество районов; т — количество показателей, характеризующих уровень жизни населения республики.

Для определения обобщающего коэффициента уровня жизни населения улуса используется формула:

I к/

О

1990

1995

2000

2005

2007

Динамика обобщающего коэффициента уровня жизни населения по группам районов и в целом по РС (Я)

где — вес, присваиваемый у-му показателю экспертным методом. Данная методика позволяет привести разнородные показатели к единому виду, сглаживается стоимостное искажение. После расчета коэффициентов проведем группировку районов по преобладающему типу хозяйственной деятельности, выделим два типа районов: промышленные и сельскохозяйственные районы. Конечно, это деление достаточно условно, поскольку имеются районы и смешанного типа хозяйствования. Результаты расчетов приведены на рисунке.

Анализ влияния различных факторов на обобщающий коэффициент уровня жизни показывает, что для достижения дореформенного уровня жизни необходимо повышение материального обеспечения сельского населения региона более чем на 50 % от имеющегося.

Для преодоления проблемы безработицы необходимо повышение мобильности работников, организация их краткосрочного переобучения и трудоустройство на рабочие специальности, в которых имеется существенный дефицит. Необходимо на региональном уровне решить вопрос о выделении нуждающимся земельных участков и первоначальных товарных кредитов, недорогой сельскохозяйственной техники на условиях лизинга. В этом случае снижается проблема обеспечения населения картофелем, овощами открытого

грунта, молоком, мясом и прочей продукцией. Правительство РС (Я) для реализации такой схемы может выступить гарантом возврата кредитов.

Система жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях дорабатывает свой ресурс, основа которого была заложена

Республика Саха (Якутия) Промышленные районы

Сельскохозяйственные районы

в 1960-1970-х гг. Смена коммуникаций (магистральных труб, трубопроводов тепло- и водоснабжения) помогла бы в некоторой степени оживить 1. экономические отношения даже на федеральном уровне.

Одним из приоритетных направлений анти- 2. кризисного управления должно стать повышение прозрачности финансовых потоков отраслей социальной сферы: образования, здравоохранения, 3. культуры, физкультуры и спорта, социального обслуживания, внедрение эффективных схем бюджетирования. 4.

Дальнейшее продвижение мегапроектов Российской Федерации на территории РС (Я) должно сопровождаться квотированным набором местных кадров для работы в этих отраслях, жестким конт- 5. ролем за привлечением внешних мигрантов.

Все эти меры в комплексе могут позволить смягчить последствия глобального кризиса, ниве- 6. лировать внутренние угрозы социальной безопасности на местах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Медведев В. Проблемы экономической безопасности России. // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 111-127.

Орлов А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности упреждения. // Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 107-118. Набережная А. Моделирование и оценка уровня жизни населения региона. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН. 2007. С. 115. Набережная А. Экономико-статистическая оценка уровня жизни населения региона. // Региональная экономика: теория и практика. 2008. №12(69). С. 88-91. Закон Республики Саха (Якутия) от 12.07.2007 З № 999-Ш «О потребительской корзине Республики Саха (Якутия)». Социальное положение и уровень жизни населения Республики Саха (Якутия)»: стат. сборник. / ТОФСГС по РС (Я). Якутск. 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.