ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Данный комплекс упражнений для будущих горноспасателей был разработан, апробирован и реализован в рамках практической подготовки - во время выездных учебных и производственных практик с 2013 по 2018 годы. Упражнения на силовую статическую выносливость, координационную и рефлекторную ловкость, психофизическую устойчивость и выживаемость в экстремальных условиях отрабатывались в учебно-курсовых центрах и комбинатах ВГСЧ, которые оборудованы специализированными учебными классами, учебной шахтой с тренажерами и тренировочным полигоном. Именно в учебно-курсовых центрах студенты одновременно с работниками ВГСЧ проходили подготовку, пусть и по облегченной программе, отрабатывая специальные физические упражнения, необходимые для выполнения спасательных работ на предприятиях минерально-сырьевого комплекса.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализ проведенной работы показал, что для приближения тренировок ППФП к практическому выполнению служебных задач спасательных подразделений горного производства, необходимо проводить занятия на специально оборудованных тренажерах и макетах, имитирующих работу в аварийных ситуациях и в зонах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ВЫВОДЫ
1. С первого года обучения по специальности Горное дело в рамках ППФП необходимо начинать формирование физической готовности будущих горноспасателей к выполнению профессиональных задач.
2. Модель физической подготовленности спасателей включает такие физические и психофизические качества как быстрота реакции, ловкость, гибкость, выносливость точность движений, мышечная сила, двигательная реакция, преодоление страха высоты, боязни замкнутого пространства, которые необходимо формировать в процессе ППФП. При незначительной корректировке программы, без дополнительных финансовых затрат можно сместить акценты на развитие этих профессиональных качеств в минимально необходимых для начала практики значениях.
Контактная информация: DubrovskayaY-A@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.09.2021
УДК 378.147
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ: К ВОПРОСУ О ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Дмитрий Сергеевич Емченко, преподаватель, Сергей Анатольевич Забаровский, доцент, Омский автобронетанковый инженерный институт
Аннотация
Статья посвящена анализу проблем профессиональной подготовки иностранных курсантов по военным специальностям в военных вузах Министерства обороны Российской Федерации. Авторы приходят к выводу о том, что необходимо дифференцировать обучение иностранных курсантов, что имеет немаловажное значение в профессиональной подготовке и способствует удовлетворению предъявляемых требований со стороны основного заказчика. Этому будет способствовать определение возможностей образовательного процесса военного вуза в осуществлении более компетентной и точечной подготовки обучающихся иностранных курсантов с учетом их личных особенностей и профильного образования, уже полученного до поступления в военный вуз, а также поиск новых форм и методов профессиональной подготовки в военном вузе, способных в наиболь-
шей степени обеспечить дифференциацию профессиональной подготовки иностранных курсантов.
Ключевые слова: иностранные курсанты, военный вуз, дифференциация, профессиональная подготовка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p83-86
DIFFERENTIATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF FOREIGN CADETS IN THE MILITARY UNIVERSITY: TO THE QUESTION OF STATEMENT OF THE
PROBLEM
Dmitry Sergeevich Emchenko, the teacher, Sergei Anatolyevich Zabarovskiy, the senior lecturer, Armored Engineering Institute, Omsk
Abstract
The article is devoted to the analysis of the problems of professional training of foreign cadets in the military specialties at the military universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The authors come to the conclusion that it is necessary to differentiate the training of the foreign cadets, which is of no small importance in professional training and it contributes to the satisfaction of the requirements imposed by the main customer. This will be facilitated by the determination of the possibilities of the educational process of the military university in the implementation of more competent and targeted training of the foreign cadets, taking into account their personal characteristics and specialized education already received before entering a military university, as well as the search for new forms and methods of professional training in a military university, capable of to the greatest extent to ensure the differentiation of professional training of foreign cadets.
Keywords: foreign cadets, military university, differentiation, professional training.
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация Вооруженных сил в условиях нарастания угроз международной безопасности становится решающим процессом для государств при рассмотрении собственной безопасности. В военных доктринах многих стран прослеживается смена парадигм и пересмотр традиционных взглядов ведения боевых действий, в основу которых ранее было заложено прямое столкновение с силами противника. В современных условиях появление новейших средств и способов ведения боя, а также угроза независимости государств обусловили формирование новых принципов военной безопасности. В связи ведением нового облика боевых действий Вооруженные силы многих дружественных стран приобретают принципиально иные качественные характеристики, одной из которых является обязательное наличие высококвалифицированных военных специалистов, в совершенстве владеющих современным вооружением, техникой и технологиями [1, 3].
Учитывая сложившуюся обстановку на мировой арене, проблему профессиональной подготовки иностранных курсантов по военным специальностям в военных вузах Министерства обороны Российской Федерации необходимо рассматривать в контексте глобальных тенденций и изменений в области обеспечения военной безопасности нашей страны, а также поддержания дружественных отношений с союзными государствами. Неблагоприятная обстановка, которая складывается в последнее время вокруг нашей страны, ставит перед руководством государства серьезные задачи профессиональной подготовки иностранных военных специалистов [3].
Подготовка будущих иностранных офицеров в российском военном вузе, приобретает важный статус утверждения взаимопонимания с дружественными странами, также внедрения современных образцов вооружения и техники в подготовке высококлассных компетентных специалистов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Профессиональное развитие будущих офицеров для иностранных армий все чаще рассматривается с позиций современных требований вооружения и военной техники. В
связи с этим необходима постоянная корректировка процесса профессиональной подготовки иностранных курсантов в соответствии с их предназначением, как будущих квалифицированных специалистов. Одним из возможных путей такой коррекции в современных условиях является дифференциация профессиональной подготовки [4].
Понятие «дифференциация» происходит от латинского «differentia», что в переводе на русский язык значит «разность», «разница», «различие». В общем смысле дифференциация представляет собой разделение, разбивку целого на части, ступени, этапы либо выделение одного элемента из целого объекта, при этом сами элементы разделяются по каким-то общим признакам. Дифференцированный подход предусматривает перестройку учебного процесса в оптимальном режиме для разных групп, обучаемых в соответствии с их потребностями, возможностями, интересами, и с обязательным обеспечением возможностей для полноценного образования каждого обучаемого. Цель дифференциации - преодоление однообразия в организации учебного процесса с учетом индивидуальных потребностей и особенностей обучаемых.
Профессиональная подготовка военнослужащих представляет собой процесс военного образования, осуществляемый в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Министерства обороны Российской Федерации, а также квалификационными требованиями, для достижения результата, согласованного с зарубежными военными специалистами, направившими на обучение в военные вузы своих граждан. Меняющиеся образовательные стандарты предъявляют новые требования к уровню профессиональной подготовки военного специалиста, его состоянию здоровья, физической подготовки и психологической устойчивости. Сложившие обстоятельства вынуждают двигаться в ногу со временем, повышать профессионализм военнослужащих, от которого зависит обеспечение высокой боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил. Дифференциации профессиональной подготовки представляет собой сложный процесс ее совершенствования, с одной стороны, за счет выделения уровней, получаемых иностранными студентами военно-профессиональных знаний и навыков в целях достижения профессионального мастерства и удовлетворения внешнего заказа на компетентного военного специалиста, с другой стороны, за счет выстраивания различных путей профессионального саморазвития для удовлетворения образовательных потребностей курсантов.
Многие учёные занимались проблемами дифференциации профессиональной подготовки и отразили это в своей работе. Рассматривая некоторые методологические аспекты проблемы дифференциации в системе социально-экологического образования студентов, В. С. Шилова определяет ее исходные принципы с помощью филиативного подхода, который позволяет исследовать явления, процессы с трех основных позиций (системности, развития, самостоятельности). Ученые справедливо подчеркивают, что личностно-ориентированное обучение и воспитание немыслимы без разноуровневых, дифференцированных заданий [4].
При этом необходимо предоставлять обучающимся возможность отбирать значимые для них методы, средства и формы их выполнения. Дифференциация должна касаться и уровней задаваемых вопросов: от низкого до высокого. Опираясь на эти позиции, дифференциацию профессиональной подготовки можно представить, как некую систему действий, придающих этому процессу большую гибкость, динамичность и успешность. В целом дифференциация позволяет выстроить профессиональную подготовку под условия, в которых будет проходить профессиональная деятельность выпускника.
Однако данная система действий применительно к профессиональной подготовке иностранных курсантов пока не имеет достаточного научного обоснования. Возникает потребность в разработке модели дифференциации профессиональной подготовки иностранных курсантов в российских военных в соответствии с современными требованиями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С учетом сказанного в настоящее время возникает необходимость определения некоторых направлений совершенствования профессиональной подготовки иностранных курсантов в военном вузе:
во-первых, необходимо определить возможности образовательного процесса военного вуза в осуществлении более компетентной и точечной подготовки обучающихся иностранных курсантов с учетом их личных особенностей, морально-деловых качеств и способностей;
во-вторых, необходимо осуществлять поиск новых форм и методов профессиональной подготовки в военном вузе, способных в наибольшей степени обеспечить дифференциации профессиональной подготовки иностранных курсантов;
в-третьих, необходимо определить теоретические и практические подходы к осуществлению дифференциации с учетом профильного образования, полученного курсантами до поступления в вуз, особенностей их понятийно-смыслового восприятия, этнических особенностей.
Таким образом, с помощью педагогических решений можно успешно решать политические задачи, ведь иностранные выпускники наших вузов становятся военной и гражданской элитой в своих странах, а это дает возможность руководству нашей страны устанавливать с государствами прочные взаимовыгодные политические и экономические связи, закреплять свое геополитическое и экономическое положение в различных регионах мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кокошин А. А. Военное искусство, оборона и безопасность в контексте развития науки и технологий / А.А. Кокошин, Ю.Н. Балуевский, В.Я. Потапов // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. - 2015. - № 4. - С. 3-21.
2. Пашута В.Л. Особенности обучения в современном военном вузе в сложных ситуационных условиях / В. Л. Пашута, А.С. Никольская, Е.В. Фатеева // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - №1. - 2021. - С. 45-49.
3. Тенитилов, П.С. Обучение иностранных военнослужащих на основе принципа доступности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тенитилов Павел Сергеевич.- Москва, 2018. - 24 с.
4. Шилова, В. С. Дифференцированный подход в системе профессиональной подготовки / В.С. Шилова // Педагогические науки. - 2018. - № 1. -С. 60-63.
REFERENCES
1. Kokoshin, A.A., Baluevsky Yu.N. and Potapov V. Ya. (2015) /'Military art, defense and security in the context of the development of science and technology", Bulletin of Moscow University, Vol. 25, No. 4, pp. 3-21.
2. Pashuta, V.L., Nikolskaya, A.S. and Fateeva E.V. (2021), "Features of training in a modern military university in difficult situational conditions", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 1, pp. 45-49.
3. Tenitilov, P.S. (2018), Training offoreign military personnel based on the principle of accessibility, dissertation, Moscow.
4. Shilova, V.S. (2018), "Differentiated approach in the system of professional training", Pedagogical sciences, No. 1, pp. 60-63.
Контактная информация: dima.emchenko.73@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.09.2021
УДК 796.011.3
ВОЗМОЖНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Елена Валентиновна Желтушкина, старший преподаватель, Шахтинский автодорожный институт (филиал) Южно-Российский государственный политехнический уни-