Научная статья на тему 'Дифференциация образования как альтернатива рекрутирования элит'

Дифференциация образования как альтернатива рекрутирования элит Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенищев Владимир Александрович

Рассмотрены проблемы дифференциации образования, проблемы существования и развития элитных учебных заведений и возможности дистанционного образования как альтернативы рекрутирования элит в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of differentiation of education, problem of existence both development of special educational institutions and opportunity of remote education as alternatives of selection of elites in a modern Russian community are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Дифференциация образования как альтернатива рекрутирования элит»

УДК 32.001(042.4)

В.А. Семенищев ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВА РЕКРУТИРОВАНИЯ ЭЛИТ

Рассмотрены проблемы дифференциации образования, проблемы существования и развития элитных учебных заведений и возможности дистанционного образования как альтернативы рекрутирования элит в современном российском обществе.

V.A. Semenishev DIFFERENTIATION OF EDUCATION AS AN ALTERNATIVE RECRUITING OF ELITE

The problems of differentiation of education, problem of existence both development of special educational institutions and opportunity of remote education as alternatives of selection of elites in a modern Russian community are considered in this article.

В современной социологии, изучающей политические институты и процессы, особое, причем все более важное место занимает изучение процессов рекрутирования, образования и циркуляции элит. И здесь наиболее значимым становится рассмотрение аспектов элитного образования. В современных условиях реформирования системы образования и повсеместного внедрения новых информационных технологий в России особое значение приобретает развитие такого направления реформирования, в котором учебные заведения, прежде всего вузы, готовят дипломированных специалистов, ориентированных не только на потребности общества и личности, но и на подготовку элитарных кадров, способных обеспечить эффективное управление этим обществом.

Шанс стать процветающей страной получает лишь такое государство, которое не только способно обеспечить максимальный простор для реализации творческих потенций человека, для выявления талантов и способностей людей, но и вырабатывает определенную стратегию, позволяющую поставить их на службу обществу. Поэтому общество и существующая в нем система образования должны искать, выявлять таланты и способности своих членов и желательно как можно раньше, с детского возраста, их развивать. Для этого нужны определенные предпосылки, прежде всего, создание равных стартовых возможностей для молодого поколения, возможности вступить в конкурентную борьбу за получение образования самого высокого уровня, которое явилось бы ключом к восходящей социальной мобильности. Именно при этом условии к высшим, наиболее престижным позициям в обществе придут действительно наиболее талантливые люди, могущие обеспечить оптимальное управление обществом. Иными словами, любая социальная система, особенно же постиндустриальное общество, нуждается в подготовке элиты, в организациях элитного образования, желательно как можно более открытого. Хотя учебные заведения для элиты составляют небольшой сектор в системе образования, они вызывают особый интерес не только у зарубежных, но и у российских социологов.

При этом существенно возрастает роль производителей новых знаний, важнейшими из которых исторически являются университеты. Большая роль отводится внедрению новых технологий обучения, среди которых все больше выделяется роль Интернет-образования. Роль университетов как производителей, распространителей, хранителей и пользователей знаний и информации в условиях общества, основанного на знаниях, становится все более важной, несмотря на деятельность новых субъектов рынка знаний и информации.

Университеты превращаются в единые центры или комплексы, обеспечивающие единство обучения, науки и производства, получение новых знаний в результате научной и инновационной деятельности, их трансляцию в ходе обучения и реализацию востребованного обществом инновационного продукта. При этом весьма важным обстоятельством продолжает оставаться то, что российские университеты исторически не только являлись центром получения знаний, но и традиционно влияли на политическую, экономическую и культурную жизнь страны. Именно в них в разные периоды нашей истории широко обсуждались вопросы политики, шли дискуссии о месте нашей страны в процессах мирового развития.

Это глобальное изменение самого способа производства ставит Россию перед необходимостью обеспечить массовый уровень образования, соответствующий «новой мировой экономике». Другого пути, позволяющего России интегрироваться в современный мир, просто не существует. Таким образом, реформированию должна подвергнуться вся система современного российского образования. При этом средняя школа должна обеспечивать эффективные (готовые к производственному применению) знания информационных технологий, английского языка, основ экономики и права. Профессиональная школа должна обучать студентов современным и перспективным технологиям.

В ситуации «новой мировой экономики» российские фирмы (даже малые и средние) получают возможность выйти на глобальный рынок, прежде всего в секторе «мягких технологий». Такие технологии не требуют значительных капиталовложений в средства производства. Например, чтобы начать производство микропроцессоров, в современных условиях необходимы инвестиции порядка 3-4 миллиардов долларов. Для производства программного обеспечения достаточно начальных вложений размером несколько сотен тысяч долларов. Такие инвестиции основываются на широком доступе к рынку предложения квалифицированного труда специалистов по информационным технологиям, программистов, экономистов, юристов, менеджеров. Вложения в образование, таким образом, принесут инвестору через 5-7 лет отдачу в виде ускорения темпов и улучшения качества экономического роста не только его производства, но и всего российского сектора экономики.

Термин «элитное образование» используется в социологической науке неоднозначно. Прежде всего, элитным называют образование высокого качества (в англоязычной литературе - high quality education). Однако термин «элитное образование» в российском обществе чаще используется в ином смысле. Под ним понимают специальное образование, нацеленное на подготовку элиты - политической, экономической, культурной. В этом случае главный вопрос, который, безусловно, должен волновать общество: кого готовят к занятию элитных позиций? Выходцев из семей богатых и знатных, подготовку замены родителей детьми, чтобы воспроизводить элиты таким «естественным» способом? Или же следует искать одаренных детей, талантливую молодежь во всех социальных стратах общества? Первый подход - назовем его «элитарным образованием» - означает систему закрытого образования, он обрекает на деградацию элитное образование, да и саму политическую и любую другую элиту российского социума. И только второй подход отвечает задаче создания элиты высокого качества, действительно лучших, отборных - в интеллектуальном и этическом плане.

Только открытая система элитного образования отвечает принципам демократического общества.

Понятие «элита» и его основные синонимы всегда играли важную роль в теориях и концепциях гуманитарных и военно-политических дисциплин и особенно в политических науках. Обоснование роли политической элиты в жизни российского общества приобретают сегодня особую актуальность. Для России это обусловлено еще и своеобразием переживаемого исторического периода. И одним из путей выхода из кризиса, стабилизации обстановки, подъема России является эффективная деятельность элитных групп, которые определяют стратегию развития общества. При этом важно отметить, что элитные группы необходимы в любой сфере деятельности, будь то наука, политика, армия или управление экономикой.

Термин «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В повседневном языке оно имеет два значения. Первое из них отражает обладание какими-то интенсивно, четко и максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. В этом значении термин «элита» употребляется в таких словосочетаниях, как, например, «элитное зерно», «спортивная элита», «элитные войска» и т.п. Во втором значении слово «элита» относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия. Сам термин «аристос» означает «лучший», соответственно, аристократия -«власть лучших». Объектом современных дискуссий является вопрос о том, является ли политическая элита внеклассовой социальной группой, выражающей интересы общества в целом, или же это - верхушка экономически господствующего класса, осуществляющая руководство обществом во имя поддержания социальной системы, которая ставит этот класс в привилегированное положение. И здесь на первый план выходит проблема элитного образования, способная либо закрепить существующее неравенство, либо обеспечить циркуляцию элиты в российском обществе.

Отметим, что институт образования исторически возник именно как институт элитарного образования, т.е. предназначенного для выходцев из знатных семей (подавляющее большинство населения на начальных ступенях развития общества обходилось без специальных образовательных институтов, вернее, образование было имманентной функцией рода, племени, семьи). И лишь позднее, в ходе исторического развития институты образования становятся более широкими, более открытыми, включающими не-элитные страты общества и, наконец, массовыми. В последние десятилетия ХХ - начале ХХ1 вв. можно зафиксировать общемировую тенденцию -движение к демократизации образования, которое включает в себя движение от элитарного образования, ставящего людей в неравные условия конкуренции за получение доступа к образованию высшего качества, т.е. означающего дискриминацию людей по социальным, а также национальным и иным критериям, к элитному, где образование высокого уровня дополняется его большей открытостью. Вместе с тем, следует признать, что открытость элитного образования никогда не была полной, в современном обществе это, скорее, слабая тенденция. Открытость элитарного образования представляет собой лишь один из векторов всемирного образовательного процесса. Нельзя не отметить также то обстоятельство, что ряд социологов выражают свои опасения по поводу опошления самой идеи элитного образования, порождающего порой псевдоэлиту.

В современную эпоху по сравнению с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросло единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, спаянную общей судьбой и общей ответственностью. Человечество уже не столь ограничено пространством, как столетие назад. Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, социологи считают правомерным говорить о становлении

единой цивилизации. Эти процессы, связанные с информатизацией общества, состоят в том, что создаются принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации человеческого взаимодействия. Именно тенденции глобализации являются главным основанием самой постановки вопроса о диалоге культур и образовании, о процессе интеллектуализации общества, т. к. глобализация вносит изменения не только в стандарты экономического развития и модели политического взаимодействия стран, но и в систему образования, влияя на уровень её доступности.

Вопрос о дифференциации образования, о справедливости или несправедливости существования элитных учебных заведений выявил два альтернативных подхода: принятия и отрицания элитного образования в рамках массового образования.

Эгалитаристские критики элитного образования используют для обоснования своей позиции следующие аргументы: наличие элитных школ - это вызов демократии, пережиток аристократических времен, некий социальный атавизм; элитные школы вредны, потому что они ставят молодых людей в неравные условия, воспроизводят, поддерживают, закрепляют систему социально-классового неравенства. Некоторые социологи разделяют тезис о пагубном влиянии на мораль самого факта наличия элитных учебных заведений. То, что учащиеся элитарных частных школ имеют несравненно большие шансы получить образование высокого качества и преуспеть в жизни, пагубно влияет на моральные устои молодого поколения. При этом многие исследователи показывают, что отсутствует корреляция между способностями детей и возможностями получения образования высокого качества.

Рассмотрим аргументы сторонников элитного образования. Невозможно не признать того факта, что единая и при этом единообразная система обучения не учитывает разнообразия личностных ориентаций, глушит индивидуальность, нивелирует личности обучающихся, не стимулирует развитие их талантов, уникальных способностей. В демократическом обществе наряду с государственной системой образования должна существовать и независимая от государства система образования, в том числе альтернативного, и пусть родители и дети выбирают ту систему, которая им больше подходит. А если одаренные дети из малообеспеченных семей не могут оплачивать дорогостоящие частные школы, то они имеют право на дотацию со стороны государства, благотворительных фондов, на стипендии для талантливых детей из бедных слоев общества, которые имеются во многих элитных школах западной Европы. Эти школы часто являются спонсорами одаренных детей безотносительно к их статусу - их здесь готовы обучать бесплатно и даже платить им стипендии. В Германии, например, считают, что наличие одаренных детей в подобных школах способствует подъему уровня обучения, а воспитание ярких талантов выгодно для всего общества и, прежде всего, и непосредственно - для спонсоров этих школ, особенно если ими являются крупные корпорации или государство. Именно выпускники элитных школ являются базой для пополнения сотрудников этих корпораций, научных и просветительных учреждений, наконец, улучшают имидж соответствующей корпорации и т. д.

Глобализационные процессы конструируют образовательное пространство новой реальности и способствуют росту доступности его различным социальным группам. Образование же расширяет социальное пространство, включает жизненный путь в хронотоп культуры, становится статусной характеристикой социального субъекта, обеспечивает духовность свободного гражданина, сочетающего личные интересы с интересами нации. Благодаря образованию человек занимает определенную позицию в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе. Образование является уникальным трансфертом целей социального развития и средством достижения успеха в обществе.

Отвечает ли принципам социальной справедливости элитное образование? Для решения этого важнейшего вопроса реформирования российской системы образования необходимо четко представлять различие между элитным (открытым) и элитарным

(закрытым) образованием. В социологии принято различать «элиту крови» (критерий знатности, господствующий в традиционном обществе), элиту богатства (основной критерий в индустриальном обществе) и элиту знаний (критерий, становящийся приоритетным в информационном обществе). Поскольку элитарное образование -образование для выходцев из узкого круга, оно, на наш взгляд, несправедливо, оно расточительно для общества: ведь в этом случае теряются таланты детей, семьи которых не входят в элиту общества или не могут себе позволить дать детям дорогостоящее частное образование. Напротив, элитное образование, помимо того, что это образование самого высокого уровня, характеризуется тем, что главным его критерием являются способности, таланты детей. Такое образование не должно зависеть от происхождения и богатства родителей. Для усвоения знаний и ценностей, предлагаемых этой системой образования, необходим высокий уровень интеллектуальных способностей как учеников и студентов, так и их педагогов.

Дискуссионным является и другой вопрос: правильно ли считать, что

дифференциация образования и создание элитных школ служат укреплению и закреплению существующей социальной стратификации общества и, уже поэтому, не отвечают принципам и нормам социальной справедливости? Или же, напротив, более корректным является утверждение, что хорошее образование - один из важнейших каналов усиления социальной мобильности в обществе, служит своеобразным социальным лифтом, поднимающим людей снизу в более высокие страты общества (большая часть зарубежных социологов придерживается последней точки зрения).

В зарубежной социологии образования (прежде всего западно-европейской и американской), стала популярной концепция «человеческого капитала», согласно которой образование, как и в целом усвоение культуры, есть процесс накопления «человеческого капитала». Этим термином обозначают улучшение продуктивной способности человека, благодаря произведенным им расходам на образование, что ведет к повышению его общественного положения (статуса, заработной платы, престижа). Расходы на образование рассматриваются как «жертва», принесенная индивидом (а равно и обществом в целом) во имя будущих выгод. Обучение, с этой точки зрения, есть процесс превращения экономического капитала в личностный, процесс реконверсии экономического капитала в капитал культурный. Причем именно инвестиции в «человеческий капитал» являются наиболее перспективными.

Все более востребованным способом получения новых знаний в мире становится система электронного обучения, которая максимально приближается к потребностям пользователей. В России используются несколько аналогов этого термина: электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение и т.д. Современные информационные технологии представляют собой систему электронного обучения с возможностями дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса. Таким образом, дистанционное образование имеет следующие возможности:

- это самостоятельное изучение пользователем материалов, сохраненных в электронном виде, с применением электронных средств (компьютеров, компьютерных сетей, средств связи и телевидения);

- это возможность получить консультацию и совет у удаленного эксперта, т. е. возможность дистанционной коммуникации;

- это создание распределенного сообщества пользователей, ведущих учебную деятельность в виртуальном пространстве;

- это своевременная доставка учебных материалов прямо «на стол» к обучаемому, независимо от его местонахождения и времени;

- это формирование информационной культуры у всех руководителей предприятий и подразделений группы и овладение ими телекоммуникационными технологиями не только в обучении, но и в непосредственной деятельности;

- это освоение инновационных педагогических технологий и передача их

преподавателям; это возможность развивать учебные Web-ресурсы.

Современное дистанционное образование дает возможность пользователю получить элитное образование и предполагает самостоятельное изучение пользователем материалов, сохраненных в электронном виде, с применением электронных средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура / Э. Гидденс //

Социологические исследования. 1992. № 9-10. С. 115-116.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Высшее образование сегодня. 2001. № 2. Журнал в журнале. Высшее образование в документах. С. 11-1У.

3. Ярская В.Н. Методология диссертационного исследования / В.Н. Ярская.

Саратов: СГТУ, 2000. 160 с.

4. Ярская В.Н. Методология университетского социального образования /

В.Н. Ярская // Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия: материалы Междунар. семинара. Саратов: СГТУ, 2001. С. 7-13.

Семенищев Владимир Александрович -

соискатель кафедры «Менеджмент туристического бизнеса»

Саратовского государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.