УДК 811.111’42
ББК Ш143.21-003 ГСНТИ 16.21
Т. А. Островская
Майкоп, Россия ДИСКУРСООБРАЗУЮЩИЕ КОНЦЕПТЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕРИТОКРАТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ БРИТАНИИ И ИРЛАНДИИ Аннотация. Исследуются особенности актуализации концептов элитарного образования, социальной мобильности, непотизма, протестантской этики труда, онтологичности элиты в мерито-кратическом дискурсе современной Британии. Материалом исследования послужили тексты форумов в Интернете. Разводятся понятия «элитарное образование» (существующее для узкого круга знатных людей) и «элитное образование» (высококачественное образование открытого типа для представителей всех социальных слоев). Участники обсуждения актуализируют концепт онтологичности элиты, опираются на протестантскую этику труда, но отмечают снижение возможностей социальной мобильности в последнее время. Снижение уровня образования отражается в концепте «люмпенизации» элит.
Ключевые слова: концепт; элитарное образование; меритократия; дискурс; элита.
27; 16.21.55 Код ВАК 10.02.19; 10.02.04
T. A. Ostrovskaya
Maikop, Russia
DISCOURSE FORMING CONCEPTS OF MODERN MERITOCRACY IN BRITAIN
AND IRELAND Abstract. Peculiarities of the concepts of elite education, social mobility, nepotism, Protestant ethics of labour, ontology of the elite in meritocratic discourse of modern Britain are studied. The texts from Internet forums are the material for research. The notions of “elitist education ” (that exists for the aristocracy) and “elite education ” (high quality education of the open type for all the social groups). The participants of discussion use the concept of elite ontology, Protestant ethics of labour, they mention little possibility for social mobility. The decline of education level is reflected in the concept of “lumpenization ” of the elite.
Key words: concept; elitist education; meritocracy; discourse; elite.
Сведения об авторе: Островская Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии.
Место работы: Адыгейский государственный университет (г. Майкоп).
Контактная информация: 385012, г. Майкоп, ул. e-mail: [email protected].______________________
About the author: Tatiana Aleksandrovna
Ostrovskaya,Candidate of Philology, Associate Professor of the Chair of English Philology.
Place of employment: Adigeya State University (Maikop).
Первомайская, 208.
Среди дискурсообразующих концептов элиты [См.: Островская 2013: 137] значительное место занимают концепты, которые актуализируют понятия, напрямую или косвенно связанные с образованием: концепт профессионализма, концепт компетентности, концепт успеха, концепт целеустремленности, концепт репродукции элит и др.
Концепт сакральности элиты, один из базовых в эпоху аристократии («элиты крови» по Д. Беллу) в индустриальную эпоху (эпоху «твердой современности» — термин З. Баумана) отступает на второй план, уступая место концепту образованности, наличие которого давало возможность пополнять ряды элиты, на сей раз «элиты знания».
Повышение качества элиты в большой степени зависит от получаемого образования. Особую значимость образование приобрело в постиндустриальном, информационном обществе эпохи «текучей современности», когда от гибкости мышления и знаний индивидуума зависит правильность и оперативность принимаемых решений.
В современном мире существует два близких, но не тождественных термина, применимых к высококачественному образованию: элитное образование и элитарное образование. Понятие элитарного образования подразумевает образование отличного качества (high quality education), при этом ориентированное на подготовку всех типов классической элиты. Его целью является воспроизводство элиты естественным путем, и оно предназначено для выходцев из элитных семей (концепт репродукции элиты). Эта система закрытого образования обрекает элиту и само элитарное образование на постепенную деградацию, поскольку элита как социальная группа представляет собой замкнутую систему со всеми характеристиками, присущими системам такого рода, в том числе с действием закона возрастания энтропии в замкнутых системах, который описывает увеличение степени беспорядка в этих системах. Возрастание энтропии (т. е. хаоса) в замкнутой системе ведет к ее постепенному разрушению.
© Островская Т. А., 2014
Во избежание этого необходимо прежде всего, чтобы система не была замкнутой, в случае элиты — избегать социальной изолированности путем кооптации новых членов за счет формирования меритократической элиты. В связи с этим в противовес закрытому образованию предлагается открытая система элитного образования, целью которой является создание отборной в интеллектуальном и этическом плане новой элиты.
В то время как элитарное образование существует для узкого круга выходцев из знатных («элита крови») и наиболее состоятельных семей («элита богатства»), элитное образование подразумевает высококачественное образование открытого плана и предназначено для выходцев из любых социальных слоев, классов и групп, при котором критерием отбора являются не знатность, богатство или связи, а именно интеллектуальные и иные качества личности, ее таланты [Ашин 2001: 83]. История элитного образования в Европе восходит к XII—XIII вв., т. е. ко времени появления первых университетов, в которых в то время богатые студенты платили за свое образование, а бедные отрабатывали плату обслуживающим трудом. Прогрессивную роль университетов трудно переоценить — быстрое развитие наук в этих образовательных центрах предопределило становление сначала индустриального, а затем и постиндустриального общества.
Собственно, и сам термин «элита» возникает в определенных условиях, когда рекрутирование в элиту как макросоциальную группу имеет тенденцию определяться исходя не из происхождения, а из личностных качеств, интеллекта, таланта, подкрепленных волей и целеустремленностью, т. е. в период формирования элиты в меритокра-тическом обществе.
Исследование роли образования в дискурсе элиты дает большие возможности для понимания процесса формирования и селекции элит. Элитарное образование не только определяет академический уровень, но, что еще более значимо, «формирует стиль жизни студентов и предопределяет их жизненные возможности» [РегвеИ, Соок-воп 1986: 116].
Когда бывшие студенты элитарных учебных заведений занимают ведущие социальные позиции, они склонны лукаво утверждать, что все их успехи обусловлены исключительно их одаренностью и личными заслугами, игнорируя факт дорогостоящего обучения в элитарных учебных заведениях [Боиг^еи 1998].
Проведенное недавно в Соединенном Королевстве исследование выявило сле-
дующее: несмотря на то что всего 7 % населения Великобритании посещают частные школы, 70 % финансовых директоров, 75 % судей, около 70 % барристеров и каждый третий член парламента обучались в частных школах [См: Kennedy, Po-
wer 2012 : 230].
Рассматривая роль образования в процессе селекции элит, ирландские исследователи М. Кеннеди и М. Дж. Пауэр в работе с «говорящим» названием «“The Smokescreen of Meritocracy”: Elite Education in Ireland and the Reproduction of Class Privilege» («„Дымовая завеса“ меритократии: элитарное образование в Ирландии и воспроизводство классовых привилегий») [Kennedy, Power 2012: 225] обращают внимание на важные функции образования, актуализирующиеся в научном дискурсе:
• Образование является движущей силой формирования меритократии.
• Частное (элитарное) образование призвано сохранять классовые привилегии определенных социальных групп.
• Элитарное образование оказывает огромное влияние на формирование экономического и культурного капитала.
• Элитарное образование способствует созданию и поддержанию закрытого общества и социального капитала.
Следовательно, научный меритократи-ческий дискурс элиты является доменом для концептов успешности, социальной мобильности, привилегий, политического влияния, власти, социального капитала, репродукции элит, целеустремленности, профессионализма, компетентности, признания.
Поскольку концепт образованности является центральным концептом меритокра-тического дискурса, представляется целесообразным исследовать актуализацию этих и смежных с ними концептов также и в наивном дискурсе, т. е. в обыденном сознании носителей языка.
В данной статье в качестве иллюстративного материала наивного дискурса мери-тократической элиты мы рассматриваем тексты британского форума, представляющие интерес как с точки зрения широкого социального охвата аудитории, так и с точки зрения жанра [Островская 2014: 147].
Участникам форума [Elitist UK more elitist than ever...] изначально предлагалось обсуждать идею элитизма, но уже после нескольких реплик дискуссия вошла в русло обсуждения проблем образования как одного из важнейших концептов процесса рекрутирования элиты и связанных с ним проблем социальной мобильности, социальной справедливости, непотизма и др.
Один из участников форума пишет: I find it interesting that this thread has turned into one about education. Probably because education is seen as the main issue with regard to social mobility. / Интересно, что нить нашей дискуссии привела нас в область образования. Возможно это из-за того, что образование — главный фактор социальной мобильности.
По мнению участников форума, получение качественного образования способствует реализации одного из базовых понятий эпохи «текучей» современности — концепта «социальная мобильность».
Обозреватель Би-би-си по вопросам образования Шон Коглан в статье, озаглавленной «Closing the opportunity gaps», пишет: «Доклад по проблемам социальной мобильности демонстрирует, что, несмотря на все усилия, пропасть между богатыми и бедными становится все глубже. Бывший министр Алан Милбурн должен был предоставить правительству доклад, содержащий меры по обеспечению доступа к высокооплачиваемым работам. Однако доклад Милбурна свидетельствует о том, что такого рода должности становятся все более закрытыми. Это говорит о том, что общество поляризуется, богатые семьи имеют больше возможностей для социального продвижения своих детей. Врачи и юристы, принадлежащие к поколению 30-тилетних, — это выходцы из более обеспеченных семей, чем их коллеги поколения 50-тилетних. Поскольку медицина и юриспруденция традиционно являются высокооплачиваемыми областями, можно сделать вывод о том, что элитизм становится все более выраженным. Доклад наводит на размышления: в нем содержатся выводы, свидетельствующие о том, что закрываются возможности не только для беднейших слоев, но и для представителей среднего класса в Англии» [Koglan].
Участники форума разделяют мнение Ш. Коглана относительно расширения пропасти между бедными и богатыми. Мы определяем это явление как концепт «социальная мобильность со знаком минус»: Some of us have been saying this for a long time. The claim that the UK is a land of opportunity, and that all one has to do to succeed is work hard, is a lie. The UK is an elitist, immobile society, where generally the poor stay poor and the rich stay rich. / Об этом говорится уже долгое время. Заявление о том, что Соединенное Королевство — это страна возможностей и что для достижения успеха нужно просто усердно трудиться — это ложь. СК — элитистское, ригидное общество, где бедные остаются бедными, а богатые — богатыми. The more Labour have attempted to
remove wealth from the wealthy, the better the wealthy have become at retaining it. / Чем больше лейбористы пытаются отобрать богатство у богатых, тем успешнее богатые его сохраняют.
Традиционный здравый смысл британцев позволяет отметить онтологичность элиты как социального феномена. Концепт онтологичности элиты актуализирован многими участниками обсуждения: I’m not sure why or how the term 'elitist' has become a slur in some parts though, surely it's just a reflection of human nature and life in general? / Не понимаю, почему термин «элитист» стал ругательным? Разве он не является просто отражением человеческой природы и жизни в целом? There is nothing wrong with elitism — I want my doctors, airline pilots and Olympic athletes to be there because they are the best — not because of some equal opportunity scheme. / Нет ничего дурного в элитизме — мне нужны доктора, пилоты, олимпийские чемпионы потому, что они лучшие, а не из-за какой-то программы равных возможностей. There will always be winners and losers, whatever the system we have in place. The real problems start when we try and pretend that isn’t the case. / Всегда будут победители и проигравшие, какой бы ни была система. Настоящие проблемы возникают, когда мы начинаем притворяться, что это не так. Some people will always be ‘better’ than others, however you define the criteria for being ‘better’. The simple fact is that those who are ‘best’ will always be the ones able to dictate what those criteria are. / Некоторые люди всегда будут лучше, чем другие, как бы вы ни толковали понятие „лучше“1 Все очень просто — „луч-шие“ всегда будут диктовать вам критерии того, что называется „лучшее“.
Среди участников обсуждения присутствует, с одной стороны, традиционная точка зрения с опорой на протестантскую этику труда, особенно очевидная в репликах людей, чья молодость пришлась на 60—70-е гг. прошлого века. С другой стороны, многие отмечают снижение возможностей социальной мобильности в последние десятилетия: We can’t all be astronauts, captains of industry, brain surgeons, solicitors or Prime Minister. In any case, people' aspirations vary as well — some may be perfectly happy being a dustman or a gardener. And that’s perfectly okay. As a general rule though, people with a bit of get-up and go, determination and work ethic stand a far better chance of achieving their goals (whatever those goals may be). / Считаю, мы не можем все стать космонавтами, руководителями крупных компаний, нейрохирургами, юристами или премьер-минист-
рами. В любом случае, у людей разные устремления — некоторые вполне счастливы быть мусорщиком или садовником. И это прекрасно. Но в большинстве своем люди целеустремленные, с протестантской этикой труда имеют намного больше шансов достичь своей цели, какой бы она ни была. Humanity divides into those who do useful things; scaffolders, airline pilots, teachers etc and those who don’t; tramps, members of the aristocracy etc. So, this is now a discussion of the UK class system. My OH is a good example of class mobility in that case. Her father started life as a butcher’s boy in Birmingham, she is the CEO of a 200 mill/annum public body. Hard work, education, and a great deal more hard work (she’s still there now, 8.05, she left at 0600 this AM) That is how glass ceilings are broken through. I brought up the kids, she worked as hard as any man. / Человечество делится на тех, кто делает полезные вещи — строители, летчики, учителя, — на тех, кто не делает — бродяги, аристократы и пр. Касательно классового деления в Соединенном Королевстве: моя жена — хороший пример социальной мобильности в этом случае. Ее отец начал работать помощником мясника в Бирмингеме, она генеральный директор корпорации с годовым оборотом в 200 млн ф. с. Упорный труд, образование, еще более упорный труд (сейчас 8 час. вечера, а она все еще на работе, хотя ушла в 6 утра). Вот как пробивают „стеклянный потолок“ (т. е. преодолевают невидимые преграды; имеется в виду неофициальный запрет на продвижение по должностной лестнице женщины или представителя национального меньшинства. — Т. А.). Я воспитал детей, она трудилась не меньше любого мужчины. A recent study by the London School of Economics reports that social mobility for the bottom 20 % of society has not improved in the last thirty years. Tragic. / Недавнее исследование, проведенное Лондонской школой экономики, свидетельствует, что за последние 30 лет социальная мобильность для 20 % бедных слоев населения осталась на прежнем уровне. Трагично. I’m referring to British education in the 1940s and 1950s, which produced one of the most talented-ever generations in British history which came to flower in the 1960s, even though many of them came from extremely ordinary backgrounds. / Я помню, какое образование было в Британии в 1940-х и 1950-х гг. Благодаря его уровню в Британии возникло одно из самых талантливых поколений в истории Британии, достигшее своего расцвета в 1960-х гг., хотя многие в этом поколении — выходцы из самых простых
семей. I was able to go because I got a full grant. Yes, money was tight (so it should be for students!) but I came to the end of my course with a degree and an overdraft of only a few hundred pounds. Today, ”m not sure that the 17 year old me would want to bother with University if it meant starting the world of work with over £10,000 around my neck. / Мне удалось поступить в университет, потому что я получил полный грант. Да, денег было маловато (так и должно быть у студентов), но я получил диплом, будучи должен банку всего несколько сотен фунтов. Не уверен, что будь мне сейчас 17 лет, я бы задумался об университете, зная, что по окончании его я бы имел долг в 10 000 ф. с. I’m in an ‘elitist’ profession after working my way up from the bottom six years ago — no degree either just a willingness to apply and learn, although I know I’m a rarity. / У меня элитная работа, я ее получил после трудного восхождения с самых низов шесть лет тому назад. У меня нет университетского образования, просто я очень старался узнавать новое. Я понимаю, однако, что моя ситуация — это редкость. Attitudes need to change, and all this talk of elitism is utterly self defeating. It gives kids the idea that uni is for rich kids, and it's just not so. My family were far from rich, but I went. However, that was in the days of grammar schools and grants, and an ‘intellectual elite’ went to uni to do real subjects, not sport science, tourism, and embroidery, which a friend's daughter has just graduated in, if such a thing is possible. I have no quick solution, but something has to change, the country is wasting resources. The unis themselves should be active in this, they should be out there recruiting the bright ones, wherever they can find them. / Необходимо менять свое отношение, все эти разговоры об элитиз-ме — просто самооправдание. Это наводит детей на мысль, что университеты — только для богатых, а это не так. Моя семья была совсем не богатой, но я поступил в университет. Правда, это было во времена грамматических школ и грантов, а интеллектуальная элита поступала в университет изучать настоящие предметы, а не спорт, туризм, вышивание, диплом по которому получила только что дочь моих друзей, — как такое возможно? У меня нет быстрых решений, но нужно что-то делать, страна теряет свои ресурсы. Университеты сами должны выискивать одаренных детей, где бы то ни было.
Самым существенным фактором, позволяющим людям подниматься по социальной лестнице, по мнению большинства участников форума, является качественное, элитное
образование. При этом подвергается критике существующая система школьного образования, в результате которой в Англии и Уэльсе практически не осталось средних классических школ: The question is how you enable people to become elite regardless of their background. As far as I am concerned, the worst thing which happened that stopped this social mobility is the attack (by *all* parties) on Grammar Schools. / Вопрос в том, как предоставить людям возможность влиться в элиту независимо от их происхождения. На мой взгляд, худшее, что было сделано для уничтожение социальной мобильности — это нападки (всех партий) на средние классические школы. Now entry to a good secondary school is mainly dependant on your parents being able to afford a house in the catchment area. House prices rise around good schools which prices out those from poorer backgrounds. A single good grammar school in a town selecting purely on academic ability from a wider area suddenly opens up a world of opportunity for those able to take advantage. / Теперь поступление в хорошую среднюю школу главным образом зависит от того, могут ли родители позволить себе дом в данном районе. Цены на дома в районах вокруг хороших школ растут быстрее, чем в более бедных. Единственная хорошая средняя классическая школа в городе, поступление в которую проводится путем отбора по способностям детей, независимо от района проживания, дает море возможностей для тех, кто ими воспользуется. I was fortunate — I went to a Comprehensive, but it had previously been a Grammar until a few years before I started so the school and most of the staff still had a grammar school philosophy where the most able in each subject were pushed and encouraged as far as they could go. The biggest crime against social mobility is holding those back who have the ability to get on in life in the interests of. / Мне повезло — я ходил в единую среднюю школу, которая лишь несколько лет назад была средней классической школой, поэтому преподаватели, как и в средней классической школе, всячески поощряли способности и упорство учеников. Самое большое преступление против социальной мобильности — это „придерживать“ способных во имя „спра-ведливости“ и „равенства“.
Большое место в обсуждении уделяется такому явлению, как непотизм (семейственность, связи, кумовство). Концепт непотизма тесно связан с концептом социального капитала: One thing that shocks me after graduating, is just how much of the job market and your breaks in life depend on nepotism. / Одна вещь
потрясла меня после окончания университета — огромная зависимость карьеры и успеха от связей и семейственности! I know loads of people who have got jobs through a friend of a family, someone putting in a good word, or someone knowing someone who a guy high up in this/that company. / Я знаю множество людей, которые получили работу благодаря друзьям или тому, что кто-то знал кого-то, занимающего высокое положение в компании. I also know of several cases where people got an edge in being accepted by a uni, purely because someone their father knew who was pretty senior in education circles, wrote a letter of recommendation that took no more than 10 minutes. / Я тоже знаю несколько случаев, когда поступали в университет только потому, что родители имели связи с руководством в образовании: те писали рекомендательные письма — на все уходило 10 минут. Put it this way. Would Stella McCartney be regarded as a high end designer if she wasn’t Macca’s daughter??? Would George W Bush have got into Harvard if he wasn’t in the Bush dynasty???/Давайте поразмышляем. Стала бы Стелла Маккартни таким знаменитым дизайнером, если бы она не была бы дочерью По-ла???Поступил бы Джордж Буш в Гарвард, если бы он не принадлежал к династии Бушей??? Remember, it’s not WHAT you know, it’s WHO you know. / Помните: не важно, ЧТО вы знаете, важно, КОГО вы знаете.
Неожиданно, что взгляд изнутри не совпадает с широко распространенным идеализированным видением классического британского университета: I am from Oxford, and the biggest myth is that ’you’ve got to be pretty clever to go there’. In essence that is true for most, people who got in who are from a state school, or average public school background do have to work very hard, and i’m taking nothing away from them. If these guys have a poor report/grade etc. then the uni comes down hard and says ‘if you’re not upto standard we will drop you’. But there is also a vast chunk of students who underperform, and according to my friend (who has worked his bum off to go to Oxford uni) aren't really that bright. They party, mess about.....but are never threatened with expulsion because ‘daddy’ makes a lot of ‘donations’. / Я учусь в Оксфорде, и это величайший миф, что здесь учатся только очень умные. Действительно, большинство — да. Те, кто поступил после окончания государственных школ, обычных частных школ, действительно вкалывают, и я ничего против них не имею. Но если у этих студентов плохие оценки, то им говорят: „Раз вы не дотягиваете до стандартного
уровня — мы вас отчисляем“. Однако есть огромное количество неуспевающих студентов и, по мнению моего друга, который пришел к выводу, что он не будет поступать в Оксфорд, они не блещут умом. Они развлекаются на вечеринках, тусуются, но им не грозит отчисление, потому что „па-почка“ делает большие пожертвования университету. At a lot of these prestigious unis, massive amounts of blind eyes are being turned and a lot of wink-winks are going on, because they are happy to accept poor students with very generous parents. I know it’s effectively bribery, they know it....but they write it off as donations’. It's a corrupt form of a symbiotic relationship.the uni get a new computer
suite for their science lab, and the playboy son gets his Oxford Degree. / Во многих престижных университетах закрывают глаза и смотрят сквозь пальцы на то, что происходит — они рады принять слабого студента, у которого щедрые родители. Я знаю, это фактически взятки, и они это знают... но это называется „пожертвова-ние“. Своего рода коррупционный симбиоз — университет получает комплект компьютеров для научной лаборатории, а сын-плейбой — степень Оксфордского университета. ‘Donations’ culture is rife at Cambridge and Oxford. / Традиция денежных пожертвований — обычное дело в Кембридже и Оксфорде.
Интересно, что британцы также отмечают изменение отношения к образованию и формирование новых ценностных ориентиров у молодых людей: Being labelled “elitist” because people have brains and are productive is really insulting. Youth today are more keen on being “famous” at any cost, rather than study for degrees. / Просто оскорбительно вешать ярлык элитизма на людей, у которых есть мозги и энергия. В наше время молодежь больше стремится стать знаменитой, чем получить диплом в университете.
Выводы по материалам британского
форума
1.В анализируемом материале наиболее полно отразились актуальные концепты и признаки дискурса elite/elitism: онтологичность, социальная мобильность, селекция элит, деньги, циничность, закрытость элиты, непотизм.
2. Особое место в анализируемом материале принадлежит концепту «социальная мобильность». Его реализация соотносится со смежным концептом «социальная справедливость». Однако участники дискуссии ясно осознают, что этот концепт является антагонистом концепта « онтологичность элиты ».
3. Участники форума наглядно отразили качества, необходимые для того, чтобы
стать элитарной личностью (т. е. реализовать концепт «социальная мобильность»): хорошее образование (один из базовых концептов данной дискуссии), наличие способностей, трудолюбие, целеустремленность, приверженность протестантской этике труда, наличие связей и протекции.
4. Основное внимание в дискуссии было уделено трем концептам: социальная мобильность, социальная справедливость, качественное образование. Именно реализация этих «трех китов», по мнению участников обсуждения, способствует селекции элит, продвижению в ее ряды, т. е. формированию элитарных личностей.
5. Участники форума отметили снижение уровня образования в Великобритании даже в элитных университетах, что косвенно свидетельствует об опрощении элит (концепт «люмпенизация элит»).
6. Употребленная одним из участников метафора «стеклянный потолок» (glass ceiling), т. е. невидимая преграда, свидетельствует о том, что до сих пор реально существует неофициальный запрет на продвижение по должностной лестнице женщины или представителя национального меньшинства (возникновение метафоры датируется 1984 г.).
7. Язык дискуссии отражает достаточно высокий образовательный и социальный уровень участников. Стиль обсуждения — умеренно эмоциональный. Наиболее эмоциональные моменты в дискуссии связаны с явлениями социальной несправедливости (примеры Стеллы Маккартни, Дж. Буша и пр.) и непотизма (семейственности, блата).
8. В дискуссии не отмечены попытки классифицировать элиту или приводить примеры «настоящих» элитарных личностей. На наш взгляд, в британском обществе концепт «элита» представляет собой сформированную сущность, в отличие от аналогичного российского феномена [См.: Островская 2014].
9. Дискурсивный анализ социальных практик участников форума показал, что на протяжении всей дискуссии прослеживалась связь концепта образования и концепта протестантской этики труда («трудись и получишь все, что заслужил»). При этом все большее число британцев считают этот последний концепт менее актуальным, чем в прошлом столетии — мы наблюдаем динамику разрушения одного из базовых концептов англосаксонского лингвокультурного общества. Этот концепт не входит непосредственно в концептосферу дискурса элиты, но является субконцептом дискурсообразующего концепта элиты — селекции элит, поэтому также заслуживает включения в данный анализ.
10. Отдельно хочется отметить метафоричность языка (некоторые метафоры входят в полный текст форума): wit old mickey mouse subject — несерьезный, недостойный высшего образования предмет; people with a bit of get-up and go — напористые, «пробивные» люди; glass ceiling — невидимая преграда (дискриминация по гендерному или национальному принципу); OH — other half (a wife or a husband) — вторая половина (жена или муж); put in a good word — замолвить словечко; nanny state — государство-нянька; a random pikey — бродяга, бомж; one-dimensional people — примитивные люди; pushy parenthood — наглые, беспардонные родители (как явление.)
11. Контент-анализ текста форума позволяет выделить следующие единицы: determination and work, class mobility, a terrible state education system, background, hard work, education, bribery, ‘donations’, nepotism, social mobility, new elite, “fairness" and “equality”, grammar schools, grants, an ‘intellectual elite’, elitism. Это показывает озабоченность респондентов плохим состоянием государственного школьного образования, исчезновение популярных в 1960-х гг. грантов для одаренных студентов, вследствие чего у молодого поколения уменьшаются шансы продвижения по социальной лестнице. Несмотря на упорный труд, в «новую элиту» (мери-тократию) пробивается значительно меньше выходцев из низших сословий, чем прежде, а те, кому это удается, прикладывают непомерные усилия. Наряду с этим, взяточничество, протекционизм, финансовые пожертвования состоятельных родителей приводят
к тому, что репутация лучших университетов, «кузницы» интеллектуальной элиты, далека от их былой славы.
12. Дискурсивный анализ текстов британских форумов свидетельствует о прагматичном, аналитическом подходе пользователей к проблеме элитарной личности: респонденты четко выделили ключевые концепты, отражающие процесс селекции элит Британии — социальная мобильность, средство рекрутирования элит (элитарное образование), закрытость (непотизм), снобизм (элитизм).
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашин Г. К. Элитное образование // Обществе-ные науки и современность. 2001. № 5. С. 82—99.
2. Островская Т. А. Особенности актуализации концепта «элитарная личность» в наивной картине мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов : Грамота, 2014. № 3 (33). Ч. 2. С. 146—152.
3. Островская Т. А. Поведенческий дискурс элиты: признаки и функции // Политическая лингвистика. 2013. № 4 (46). С. 136—140.
4. Bourdieu P. The State Nobility: Elite Schools in the Field of Powre. — Stanford : Stanford Univ. Pr., 1998.
5. Elitist UK more elitist than ever... URL: http://forums.digitalspy.co.uk/showthread.php?t=1077501.
6. Kennedy M., Power M. J. “The Smokescreen of Meritocracy”: Elite Education in Ireland and the Reproduction of Class Privilege // Journ. for Critical Educational Policy Studies. 2012. Vol. 8, № 2. P. 225.
7. Koglan S. Closing the opportunity gaps. URL: http://news.bbc.co.uk/1/hi/education/8159687.stm.
8. Persell C. H., Cookson P. Chattering and battering: elite education and social reproduction // Social Problems. 1986. № 33. P. 114—129.
Статью рекомендует к публикации д-р филол. наук, проф. Е. В. Шустрова.