Научная статья на тему 'Культура вуза как фактор формирования элитарного самосознания у студентов'

Культура вуза как фактор формирования элитарного самосознания у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ВУЗА / ЭЛИТА / ЭЛИТАРНОЕ / ЭЛИТНОЕ / ЭЛИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛИТНЫЕ СЛОИ / ЭЛИТАРНОЕ СОЗНАНИЕ / ЭЛИТАРНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛИТАРНОГО САМОСОЗНАНИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CULTURE / CULTURE OF HIGH SCHOOL / ELITE / ELITE OBRAZO-VANIE / ELITE FORMATION / ELITE LAYERS / ELITE CONSCIOUSNESS / FORMATION OF ELITE CONSCIOUSNESS / THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таранцов Владимир Прокофьевич

В статье обоснована актуальность проблемы, сформулирована цель, дан анализ ключевых понятий, раскрыто соотношение понятий «элитарное» и «элитное» образование, показаны направления, формы и методы формирования элитарного самосознания у студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY CULTURE AS A FACTOR OF MOULDING STUDENTS' ELITE SELF-CONTIOUSNESS

n article the problem urgency is proved, the purpose is formulated, the analysis a key-vyh of concepts is given, the parity of concepts "elite" and "elite" formation, while-zany directions, forms and methods of formation of elite consciousness at students of high schools is opened

Текст научной работы на тему «Культура вуза как фактор формирования элитарного самосознания у студентов»

В.П. Таранцов

КУЛЬТУРА ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛИТАРНОГО САМОСОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ

В статье обоснована актуальность проблемы, сформулирована цель, дан анализ ключевых понятий, раскрыто соотношение понятий «элитарное» и «элитное» образование, показаны направления, формы и методы формирования элитарного самосознания у студентов вузов.

Ключевые слова: культура, культура вуза, элита, элитарное, элитное, элитарное образование, элитное образование, элитные слои, элитарное сознание, элитарное самосознание, формирование элитарного самосознания, высшее профессиональное образование.

Вопрос о роли культуры вуза в формировании элитарного самосознания студентов до сих пор не был предметом специального исследования, хотя отдельные аспекты данной проблемы находят все более широкое освещение в философской, социологической, политологической, социальнопсихологической литературе.

Объектами нашего исследования являются культура вуза и самосознание студентов, а предметом -социокультурный фактор в формировании элитарного самосознания у студентов. Цель исследования состоит в социально-философском анализе сущности культуры вуза и особенностей ее влияния на формирование элитарного самосознания у студентов.

Чтобы разобраться в сущности темы, необходимо обратиться к природе и интерпретациям понятий: «культура», «культура вуза», «элита», «элитарное» и т.д.

У каждого понятия есть свои статус и имидж.

В современной научной литературе имеется множество теорий культуры, и каждая из них предлагает свою интерпретацию. Известно, что английский антрополог Тейлор в 1871 г. дал самое раннее определение понятию «культура»: «Культура, или цивилизация, является сложным целостным сплетением. Это сложное сплетение включает в себя знания, веру, искусство, законодательство, мораль, обычаи, а также любые другие навыки, приобретенные человеком. Говоря здесь о человеке, надо иметь в виду частицу общества» [1, с. 28-30]. Это понятие (культура) оставалось и остается в фокусе внимания многих ученых. И, собственно, растет число интерпретаций. Ученые подсчитали, что после Тейлора, с 1871 по 1951 гг., было дано не менее 164 определений культуры. А сегодня существует более тысячи определений понятия «культура». Можно насчитать десятки методологических подходов в исследованиях. У каждой истории есть свой методологический ключ познания.

Культура в социологии изучается как система коллективно разделяемых смыслов, символов, ценностей, убеждений, образов поведения индивида, группы, общества в целом [2, с. 50].

Культуру рассматривают в широком и узком смыслах [3, с. 23]. Под культурой (в широком смысле) следует понимать образ жизни и систему мировосприятия, присущие тому или иному народу (группе людей). В узком смысле культура понимается как совокупность ценностей и норм данного общества.

Культура бывает разных видов, типов, уровней. Скажем, нейтральные и эмоциональные, специальные и диффузные, культура достижений и культура принадлежности к группе, культура народа и культура элиты, культура мужчины и культура женщины, культура мышления и культура поведения, культура производства и культура вуза и т.д. Все они имеют отличительные способности.

Культура любого вуза имеет аксиологические, онтологические, гносеологические, философско-антропологические, социально-философские, нравственные, политические, социальные и правовые основания.

Культура вообще, в том числе и культура вуза, основана на способности людей, используя разнообразные материалы и субстраты, правильно определяя способы деятельности, получать формы -результаты, представляющие для человека ценность, за счет чего сущее наращивается и разнообразится [4, с. 75].

Культура вуза - довольно сложная и динамичная система. Она развивается в процессе взаимодействия и взаимовлияния подсистем, ее составляющих. На наш взгляд, следует выделить следующих

15 основных подсистем: экономическая, образовательная, политическая, организационная,

управленческая, духовная, нравственная, правовая, религиозная, информационная, коммуникативная, технологическая, кадровая, техническая, имиджевая.

Очевидно, что такое деление культуры вуза не исчерпывает всей ее полноты, но дает достаточно полную картину для построения модели с учетом влияния на самосознание, поведение и образ жизни студентов.

В современной России насчитывается более трех тысяч вузов, государственных и негосударственных.

Культуры вузов отличаются друг от друга системой учебно-воспитательного процесса, траекторией профессионального развития личности студента, системой приобретения знаний и умений, традициями.

Культура вуза имеет ценностный аспект. К. Манхейм сравнивал ценности с дорожными огнями, они регулируют коммуникацию внутри культуры. Во время учебы студенты изучают различные теории, системы ценностей, что позволяет им отличать витальные ценности от экономических, политикоправовые от социально-экономических. В группу витальных ценностей входят: право на жизнь и продолжение рода, сохранение здоровья, неприкосновенность личности. К экологическим ценностям относятся чистые почва, вода, воздух, достаточность основных ресурсов. А группу универсальных политико-правовых ценностей составляют: независимость суда, свобода и независимость печати, различные формы участия граждан в политической жизни. К универсальным социальноэкономическим ценностям относится право каждого на самообеспечение.

После того, как мы ознакомились с фактором, влияющим на элитарное самосознание, нам необходимо уточнить смысл понятий «элита», «элитарное образование» и «элитарное самосознание».

Термин «элита» происходит от французского «elite» (лучший, отборный, избранный). Начиная с XVII в. он употребляется для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для выяснения в социальной структуре «избранных людей», прежде всего, высшей знати. Однако идеи элитарности и элитарного самосознания имели место еще в древности. Именно в древние времена элитарность определялась социальным расположением и разделением труда. Знаменитый Платон делил государство на три сословия: философов-правителей, воинов-стражей и ремесленников-землепашцев.

В наше время понятие «элитарное» очень аргументированно обосновал Н.И. Клященко: «Элитарное всегда означало высшее из всего достигнутого всем человечеством, а не только отдельным творцом, нередко бывшее сначала недоступным широким массам субъектов культурной жизни, но потом становившиеся и им доступным и понятным» [5, с. 19].

Слово «элитарное» используется в различных смыслах: элитные учебные центры, элитные войска (подразделения), элитное кино, элитные клубы, элитные дома, элитное образование и элитное воспитание.

В научной литературе встречаются очень близкие понятия «элитное образование» и «элитарное образование». Эти понятия нередко путают. Однако они имеют различные смыслы, содержание и значимость. Что же это за социально-культурные явления? Элитарное образование - образование довольно узкого круга, в который входят люди по критериям знатности и богатства. Ученые выделяют элиту «крови» (критерий знатности, господствующий в традиционном обществе), элиту богатства (в индустриальном обществе) и элиту знания (в информационном обществе). Такое образование несправедливо, расточительно и носит закрытый характер, поскольку талантливые из семьи, не принадлежащей к элите, туда не попадут. А если и попадут, то за большие деньги.

Элитное образование - это образование самого высокого уровня, основными критериями отбора являются способности и таланты учащихся, независимо от происхождения и богатства родителей. Например, А.С. Пушкин, А.М. Горчаков, М.В. Ломоносов и др.

Понятия «элитарное» и «элитное» в образовании соотносятся как два пересекающихся круга, у которых есть общая площадь. В одном круге (А) доминирующим качеством является знатность, а в другом (Б) - способности, талант, целеустремленность. Элитарное образование может быть одновременно элитным, и наоборот. Это связано с тем, что способности и талант развиваются упорным трудом,

а не появляются в готовом виде, как Афродита из морской пены. Дети из богатых и знатных семей могут попасть в элитную школу, институт, но в случае отсутствия интеллектуальных способностей будут вынуждены уйти или будут отчислены. Следует подчеркнуть, что элитарное образование сопряжено с системой закрытого рекрутирования элит,

а элитное образование - с системой открытого рекрутирования элитарных слоев.

Понятие «элита» по-разному интерпретируется. Так, В.Ю. Большаков дает такое определение: «Элита - это управленческий аппарат, власть, призванная управлять толпой с помощью созданной для этой цели “социальной структуры”» [6, с. 233]. А известный отечественный исследователь С. Рыбас полагает, что «Элита - это высшие, привилегированные слои, осуществляющие в обществе функции управления, развития науки и культуры. Главное орудие элиты - государство» [7, с. 9].

Под элитарным самосознанием следует понимать осознание субъектом своего статусного положения в элитарной иерархии, оценку своих способностей влиять на других в сферах власти, управления и общественной жизни.

Каждый вуз обладает интеллектуальным, финансово-экономическим, техническим, технологическим и коммуникационным капиталом, что создает возможность вхождения специалистов-выпускников в различные «сферы элиты» [8, с. 127].

Но надо заметить, что студенты, в совокупности равные в потенциальной сущности люди, не равны в способности «подлинно» воспользоваться своими возможностями. Только целеустремленный «структуральный человек» [8, с. 160] имеет возможность достичь истинной элитарности. «Для Хайдеггера, - пишет Н.Н. Суворов, - принадлежность к элите означает экзистенциональный выбор подлинного бытия, насыщенного занятиями, оправдывающими подлинную приобщенность» [8, с. 172].

Вузовская профессионально-образовательная и социокультурная среда отражается в сознании студентов как культура возможностей, способствующих со временем войти в элитарные слои, структуры: экономические, политические, социальные, культурные, медиаэлитарные, силовые,

спортивные и т.д. Многие успевающие и способные студенты осознанно развивают собственную культуру принадлежности к элитным слоям общества. Наиболее заметно культура принадлежности проявляется в выборе специальности, которую дают вузы. Культура принадлежности развивается в процессе написания курсовых и дипломных работ, прохождения производственной и преддипломной практики. Важное значение имеет и совмещение учебы с работой в разных сферах производства, управленческих, банковских структурах, в общественных организациях и т.д. Культура возможностей и культура принадлежностей к профессиональным группам отражаются на сознании потенциально карьерного субъекта.

Высшее профессиональное образование отличается выраженной элитарной направленностью, поскольку в вузы поступают на конкурсной основе и, как правило, лучшие, талантливые представители молодежи. Таким образом, элита страны создается в престижных академиях, университетах, институтах, высших школах экономики, бизнеса и права.

Студенты в рамках вуза имеют множество путей и методов формирования элитарного самосознания, например, через социальную интеракцию (взаимодействие). Это такой процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимное влияние друг на друга. В рамках вуза взаимодействие приобретает следующие модели: студент - студенты (коллеги); студент -

преподаватель; студент - обслуживающий и технический персонал; студент - общественные организации (студенческий Совет, студенческие группы по интересам) и т.д.

Важным направлением в формировании элитарного самосознания является развитие диалоговых форм в учебном процессе. Через диалогизм осуществляется осознание студентом себя самого в процессе понимания других. Сравнение своих знаний, своего уровня зрелости сознания, своих умений и навыков, своих способностей к самосознанию - это и есть ступени самосознания будущей элиты (экономической, политической, силовой, гуманитарной, административной и т.д.).

Диалог мнений, суждений, ценностей и мировоззрений культивируется не только в учебном процессе вуза, но и на различных научно-практических конференциях, научных конгрессах, симпозиумах, теоретических семинарах, «круглых столах» и т.д. Все названные формы расширяют границы культуры вуза, которая выступает важным фактором в формировании элитарного самосознания студентов.

Нельзя не согласиться с мнением И.А. Василенко, который отмечает, что диалог актуализирует потребность культуры выйти за границы своей «самости», включить в свое самосознание человека другой культуры, с другой картиной мира и другими смыслами бытия. «Этот взгляд “из зазеркалья”, -пишет И.А. Василенко, - на свое собственное бытие и сознание становится подчас решающим для активизации творческих возможностей культуры, а иногда и для коренного изменения ее развития» [9, с. 328].

Формированию элитарного самосознания студентов способствует организация различных конкурсов студенческих работ, а также олимпиад, молодежных форумов, фестивалей, КВН, спортивных состязаний и т.д.

Важным направлением в формировании элитарного самосознания студентов является участие их в общественно-политических движениях, в том числе и в работе молодежных парламентов в субъектах Федерации.

Хорошим стимулом для формирования и развития элитарного самосознания студентов являются учрежденные правительственные, губернаторские, ректорские и социальные стипендии.

Формированию элитарного самосознания студентов способствуют различные формы самообразования, самоконтроля и самоидентификации.

Нам представляется, что продуктивным направлением в формировании элитарного самосознания у студентов является организация студенческих отрядов, поисковых экспедиций, создание благотворительных обществ, закрепление и расширение традиций.

Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

- авторская концепция о культуре вуза как факторе формирования элитарного самосознания у студентов имеет свою модель, это - организация продуктивного взаимодействия субъектов и объектов образовательного и воспитательного процессов по созданию благоприятных условий для развития комплекса качеств, характерных для элитной сферы;

- формирование элитарного самосознания - процесс сложный, противоречивый, во многом зависит от степени зрелости индивидуального самосознания каждого студента, внутренней собранности и целеустремленности;

- без повышения ответственности учреждений высшего профессионального образования за реализацию государственной образовательной политики, за внедрение новых технологий по формированию профессионального самосознания и культуры невозможно выпускать высококлассных специалистов - будущих агентов элитных институтов;

- проблема формирования элитарного самосознания у студентов нуждается в глубоком комплексном исследовании, для чего необходимо консолидировать ученых нашей страны.

Литература

1. Инь Хайгуан. Обзор китайской культуры (на китайском языке). Шанхай, 2002.

2. Радугин А.А. Организационная культура // Организационное поведение: Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «Баэроц - М», 2006.

3. Сравнительный менеджмент / Под ред. С.Э. Пи-воварова. СПб.: Питер, 2006.

4. Лапина Т.С. Культура как объект философского осмысления // Философия и общество. 2005. № 3.

5. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М.: Гуманитарий, 2003.

6. Большаков В.Ю. Эволюционная теория поведения. СПб., 2001.

7. Рыбас С. Элита и общество // Политическая элита. Политический ежегодник / Сост. Русский биографич. ин-т. М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2003.

8. Суворов Н.Н. Элитарное и массовое сознание в художественной культуре постмодернизма: Дис. ... докт. философ. наук. СПб., 2005.

9. Василенко И.А. Политическая глобалистика: Учеб. пособие для вузов. М.: Логос, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.