СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.324.8
ЭГАЛИТАРНОСТЬ ИЛИ ЭЛИТАРНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ: КАКОВ ТРЕНД ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ?
Н.А. Ореховская
Аннотация. Смена ценностных парадигм, трансформация национальных языков в сторону упрощения, утрата цивилизационной идентичности - все это вызовы, бросаемые глобализацией. По мнению автора, поиск путей противостояния этим вызовам необходимо искать в системе образования. Образование - первоочередной социокультурный регулятор развития общества, который формирует культурные ценности. Цель статьи, проанализировав тренды современного высшего образования, предложить путь решения проблемы через сохранение элитарного университетского образования. В статье использовались данные социологических исследований, проводимых российскими и зарубежными учеными в области социологии образования.
Ключевые слова: эгалитарное образование, элитарное образование, глобализация, молодежь, высшее образование.
EGALITARIANISM OR ELITISM OF UNIVERSITY EDUCATION:
WHAT IS THE TREND OF GLOBALIZATION ERA?
N. Orekhovskaya
Abstract. The change of value paradigms, the transformation of national languages towards simplification, the loss of civilizational identity - all these are challenges posed by globalization. According to the author's opinion, the search for ways to resist these challenges can be found in the education system. Education is the primary socio-cultural regulator of the development of society, which forms cultural values. The purpose of the article, analyzing the trends of modern higher education, to offer a way to solve the problem through the preservation of elite University education. The article uses the data of sociological research conducted by Russian and foreign scientists in the field of Sociology of education.
Keywords: egalitarian education, elite education, globalization, youth, higher education.
Вовлеченность мира в процесс глобализации - одна из основных черт современности. Неуклонно расширяющееся цивилизационное пространство мгновенно усваивает и обменивается культурными образцами и произведениями искусства, научными достижениями и новыми формами политико-социальной жизни. Цивилизация сегодня - это поистине единый организм, поэтому любой местный кризис или антикультурное явление ведет к последствиям в других частях света.
Культуры сливаются и внедряются с помощью коммуникативных средств.
Наблюдается отстраненность от собственных культур, их традиций и норм, утрачивается цивилизационная идентичность, а в результате сменяется ценностная парадигма. У молодых людей во всех обществах трансформируется сознание, и в этом заключается главный вызов, бросаемый глобализацией.
Поиск путей к преодолению глобализации, прежде всего, нужно начинать с образовательной системы потому, что именно она представляет
собой важнейший аспект, на котором базируется общество. Это - первоочередной социокультурный регулятор развития социума. Образовательный процесс формирует культурные ценности.
С одной стороны, система образования охватывает все социальные группы и классы общества. С ее помощью поколения и социальные группы осуществляют передачу друг другу культурных норм, ценностей, всевозможных образцов и стереотипов действий и мышления.
С другой стороны, в современном обществе, начиная с научно-промышленного комплекса и заканчивая сферой духовности, обнаруживается потребность в воспитании профессиональной элиты. Вопрос не ограничивается учеными, политиками, медиками, педагогами, юристами, экономистами и представителями творческой богемы. Необходимо создавать промышленную рабочую элиту, взращивая высококлассных слесарей-инструментальщиков, токарей-универсалов и так далее. Но такая прослойка
специалистов никогда не бывает достаточно широкой.
Профессиональная элита - это специалисты, задающие обществу образцы и высшие планки профессионализма. Создавая в социуме благоприятные условия для воспитания и работы элитных профессионалов, мы сможем влиять на динамику его развития. Ключевой задачей высшей школы должна стать подготовка такой элиты.
Статистика показывает, что высокий уровень образования способствует росту уровня занятости среди населения и снижению безработицы. И.О. Тюрина приводит следующие данные:
- население, получившее высшее профессиональное образование, устраивается на работу в 81% случаев, а остается без нее лишь в 4%;
- у граждан, имеющих среднее профессиональное образование, эти показатели составляют 73% и 6% соответственно;
- среди тех, кто ограничился только начальным профессиональным образованием, работают всего 72%, а 8% пополняют ряды безработных;
- у лиц, не получивших профессиональное образование, уровень занятости всего 23%, а безработицы - целых 17% [8].
Всесторонне изучив проблематику безработицы в молодежной среде, проанализировав результаты социологических исследований, можно утверждать, что современный мир открывает больше шансов для успешной самореализации, как профессионалов, перед теми молодыми людьми, кто имеет высокий уровень образования. Молодежь, уже сделавшая карьеру, в 37% случаев получила высшее образование дважды.
Характерной же чертой тех, кто не имеет высшего образования и обладает низким социально--профессиональным статусом, является отсутствие планов на достижение успеха в сфере профессиональной деятельности. Больше всего таких молодых людей можно встретить в группах респондентов, получивших лишь начальное (84%) и неполное среднее образование (58%). Тогда как в группе с двумя дипломами ВУЗов их только 27% [6].
Особенно четко данную проблему можно рассмотреть на примерах наиболее развитых стран. Таланты там ищут, в том числе и за рубежом, с предельной активностью, и сфера деятельности значения не имеет. Идет охота на будущих политиков и бизнесменов, ученых и представителей творческих профессий. Происходит отток квалифицированных молодых
специалистов из стран второго и третьего мира. Научно-технический отрыв увеличивается. Значит, требования к образовательной системе в информационном обществе неизбежно должны возрастать [1].
Знакомясь с соответствующей литературой, становится ясно, что два понятия - «элитное» и «элитарное» образование - в настоящее время смешиваются. Однако они существенно разнятся.
Российским ученым Ашиным Г.К. эта разница объясняется тем, что элитарное образование направлено на узкие и привилегированные группы населения - знать, олигархи, правящий класс. Попасть в элитарное учебное заведение можно только через связи, деньги и происхождение. Они существуют во всех странах и столетиями служат для укрепления системы ценностей, выгодных для определенных сословий, и воспроизводства руководящей элиты [1]. Споры о том, справедливо ли элитарное образование, не прекращаются и сегодня.
Развитие теории элитарного образования можно проследить в трудах таких видных западных исследователей ХХ века, как К. Манхейм, К. Ясперс, П. Бурдье, X. Ортега-и-Гассет, Э. Дюркгейм. Они ведут обоснование миссии в современном обществе, которую выполняет элитарное образование - воспитывать аристократию талантов, стимулировать процесс отбора в элиту, обеспечивать социальную мобильность. В элитарных учебных заведениях они видят образцы и носители эталонных знаний, призывая все образовательные системы стремиться к данной модели [3].
Судьбы элитарного образования различны. В одних странах (Великобритания, США) элитарный сектор процветает, в других (Норвегия, Дания, Швеция) практически отсутствует, в третьих такие учебные заведения единичны и являются лишь данью традициям.
Термин «элитный» происходит от французского слова «elite». Оно переводится как «лучший, отборный». Нередко, стремясь придать учебному заведению большую
презентабельность, независимо от задач и уровня обучения, его представляют как элитное, в то время как понятие элитного образования несет в себе такой смысл, что его содержание и используемые образовательные механизмы гарантируют подготовку высокообразованных членов общества [3].
Главное отличие элитного образования от элитарного заключается в его открытости и доступности для представителей всех сословий и групп. Основной принцип элитного образования - постоянная селекция, начиная с набора
абитуриентов. В итоге в таких учебных заведениях можно встретить способную молодежь из любых социальных слоев.
У элитного образования есть и критики, аргументирующие свою позицию тем, что:
- наличие подобных школ является вызовом демократии, пережитком прошлого, социальным атавизмом;
- ставя молодое поколение в неравные условия, они продуцируют, оказывают поддержку и закрепляют социально-классовое неравенство;
- привилегированные учебные заведения имеет пагубное влияние на общественную мораль и молодежь.
Элитное образование Великобритании издавна очень популярно во многих странах. Дети в таких заведениях учатся в изоляции от семьи и в практически полном отрыве от внешнего мира. Учеба стоит дорого. Происходит жесткая селекция. Чтобы учиться в них серьезный конкурс проходят не только ученики, но и преподаватели. Существует система личных наставников. Предлагается богатый выбор дисциплин и спецкурсов. Огромное внимание отводится занятиям спортом. Никакого курения и спиртных напитков. Строжайшая дисциплина. Образование отличается академизмом, преемственностью образовательных программ, ориентированностью на поступление в самые престижные ВУЗы планеты.
Однако бытует мнение, что традиции вскоре сделают элитные школы Англии никому ненужными. Вот почему все больше британцев отдают предпочтение современным школам Америки и Швейцарии. Но не менее распространена и обратная позиция, говорящая о привилегированности английских школ, их втором дыхании и востребованности в обществе.
Сегодня элитные школы - это маяки образования и пространство для методических экспериментов. Они зачастую спонсируют одаренных детей, независимо от статуса их родителей. Они идут на бесплатное обучение и выплату стипендий таким ученикам, ведь одаренные дети, получающие образование в частных привилегированных школах поднимают уровень и престижность самих школ. А воспитывая яркие таланты, не только спонсоры, но и общество в целом, получают массу выгод. Тем более, когда вопрос касается крупных корпораций и государства. Выпускники таких школ становятся резервом, пополняющим штаты сотрудников ведущих компаний,
исследовательских институтов и
просветительных учреждений, а значит, повышается и их корпоративный имидж.
Американские и английские социологи образования считают, что такие элитные учебные заведения, как Итон, Хэрроу, Кембридж, Оксфорд, (Великобритания), Гротон, Сент-Поль, Гарвард, Йель, Колумбиа, Принстон (США), не должны быть замкнутыми на себе. В мире глобализации им нужно выступить моделями для подражания.
В видении социолога У. Бека: у системы образования достаточно потенциала для противостояния негативным тенденциям глобализации. Граждане овладевают способностями и ориентирами, позволяющими разбираться в противоречивостях мирового социума и транснациональных
взаимоотношениях. Великим политическим ответом на глобализацию ученый считает создание и совершенствование общества образованных, знающих индивидуумов. Время на получение образования, по его мнению, необходимо увеличивать, а привязка обучения к конкретным рабочим местам и профессиям должна быть минимизирована либо ликвидирована полностью. Процесс подготовки специалистов нужно сориентировать на базовые квалификации, подходящие к применению в максимальном количестве направлений. Обучение следует сделать гибким и пожизненным, сфокусировав его на таких умениях, как не боязнь конфликтов, командная работа, социальная компетентность, способность мыслить многими уровнями, понимание культуры, преодоление неуверенности, устойчивость к парадоксам [2].
К элитному образованию необходимо привлекать не социальные элиты, а способные личности, для которых духовный облик важнее общественного положения. Элитное образование должно обеспечивать этим индивидам условия, чтобы самосовершенствование и вертикальная мобильность происходили на адекватном уровне. Если этого не сделать, образование вызовет рост несправедливости, как в политическом, так и в экономическом и нравственном плане.
Анализ работ современных отечественных исследователей, посвященных общекультурным аспектам и уровню образованности студентов, получающих образование по эгалитарной модели, открывает их низкий культурный и образовательный уровни. В современном мире их шансы на успешную профессиональную реализацию резко снижаются. Студенты имеют скромные познания и в рамках программы школьного обучения, и в сферах,
непосредственно относящихся к профессии, ими осваиваемой. Причем 75% респондентов заканчивали специализированные школы, лицеи и гимназии.
Сократилось число читающих школьников и студентов. Возникла проблема с дефицитом общекультурных компетенций, без которых нормальное функционирование студентов в университетской среде и в последующей профессиональной деятельности просто невозможно [4]. Налицо функциональная неграмотность, выражающаяся в том, что студенты неспособны вести конспекты лекционных материалов, не могут самостоятельно структурировать информацию, содержащуюся в учебных текстах, не умеют работать с элементарными понятиями общенаучного и специального характера. Преподаватели всех дисциплин фиксируют невероятно низкий порог грамотности учащейся молодежи. Например, сегодняшние знания по русскому языку всего 10 лет назад не позволили бы большинству абитуриентов сдать вступительные экзамены в ВУЗы.
Исследование «Влияние СМИ на молодежь» дало следующие результаты: 55,6% не понимают практически половины того, что слышат с экранов телевизоров и читают в прессе, а 37,9% опрошенных признались, что современная официальная лексика сложна, и некоторые слова им просто неизвестны [7].
Наблюдается ограниченность словарного запаса сегодняшних студентов. Подавляющее большинство разговаривает однообразно, в их речи множество жаргонизмов, а когда нужно дать оценку событиям или предметам, они пользуются только простыми определениями - плохо-хорошо, красиво-некрасиво и так далее. Это говорит, что аналитическое мышление у них отсутствует. Зачастую студенты не в состоянии высказывать суждения по современной политике и проблемам философии. Любые глобальные вопросы они сводят к бытовому уровню. Молодежь склонна примитивизировать и учебный материал. Столь же примитивным является и мировоззрение молодых людей. Из-за этого страдает их способность к стратегическому
мышлению, без которого не обойтись в профессиональной деятельности.
Это лишь верхушка айсберга, на который наткнулись современные ВУЗы, а значит, эффективность эгалитарного высшего образования более чем сомнительна. Элитарность заложена в высшем образовании изначально, потому что учить необходимо только тех, кому это нужно, и у кого есть для этого склонности.
Став практически общедоступным, высшее образование превращается в профанацию и девальвируется, ведь критерии качества приходится подгонять под фактические знания выпускников школ, что ведет к обесцениванию университетского диплома. Из чего следует, что островки элитарного университетского образования должны сохраняться и создаваться. И базировать обучение в таких ВУЗах необходимо не на больших деньгах и общедоступности, а на простом алгоритме:
- жесткий отбор при поступлении;
- качественное преподавание;
- поддержка творчества в работе;
- жесткий контроль знаний при выпуске.
При отсутствии у студентов достаточного
образовательного и общекультурного фундаментов, сделать из них настоящих специалистов и полезных, думающих членов общества не помогут ни прекрасные аудитории, ни дорогостоящая техника, ни ведущие ученые, ни евроремонты. Сегодняшних учащихся преподавателям приходится сначала
адаптировать после ЕГЭ и восполнять их пробелы в школьной программе.
Конечно, заниматься организацией огромного количества учебных заведений элитного уровня нецелесообразно. Их должно быть немного, но достаточно для того, чтобы попасть в них на основе серьезнейшего отбора могли все самые талантливые и способные представители молодежи. Причем на мнение приемной комиссии не должны влиять происхождение, статус и богатство их родителей, ведь качественно усваивать знания и ценности помогают не эти факторы, а лишь высокие интеллектуальные способности [5].
Литература:
1. Ашин Г. К. Элитное образование / Г.К. Ашин // Общественные науки и современность. - 2001. - № 5. -С. 82-99.
2. Бек У. Что такое глобализация? [Электронный ресурс] / У. Бек. - М., 2001. - Режим доступа: http://iefdb.ru/look/2033800-p16.html
3. Новиков А.М. Что такое элитарное образование? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.anovikov.ru
4. Ореховская Н.А. Об общей культуре первокурсника технического вуза / Н.А. Ореховская // Высшее образование в России. - 2014. - № 3. - С. 135139.
5. Orehovskaya N.A. Problems of Unemployment in Russia / В сборнике: Differences, Inequalities and Sociological Imagination: View from Russia Papers of Russian Sociologists for the 12 th Conference of the European Sociological Association. Russian Society of Sociologists; Institute of Sociology of the Czech Academy of Sciences (IS CAS); European Sociological Association; Editor-in-Chief V. Mansurov. - 2015. - С. 311-315.
6. Ореховская Н.А. Ценность профессионального образования в современных
условиях / Н.А. Ореховская // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2. - С. 187-191.
7. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты [Электронный ресурс] / Единый архив экономических и социологических данных. - Режим доступа: http://sophist.hse.ru/db/oprosy.shtml?ts= 121
8. Тюрина И.О. Двадцать лет реформ: взгляд на занятость / И.О. Тюрина // Служба занятости. - 2011. -№ 9. - С. 50-59.
Сведения об авторе:
Ореховская Наталья Анатольевна (г. Москва, Россия), доктор философских наук, доцент, профессор департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: [email protected]
Data about the author:
N. Orekhovskaya (Moscow, Russia), Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Sociology, History and Philosophy Financial University under the Government of the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.10.2018