Научная статья на тему 'Национальная безопасность в зеркале элитарного самосознания'

Национальная безопасность в зеркале элитарного самосознания Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
308
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ВИДЫ И ТИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / TYPES OF NATIONAL SECURITY / КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL SECURITY CONCEPTIONS / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / THE ELITIST SELF-CONSCIOUSNESS / СУБЪЕКТЫ ЭЛИТАРНОГО САМОСОЗНАНИЯ / THE SUBJECTS OF ELITIST SELF-CONSCIOUSNESS / ЭЛИТАРНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Таранцов Владимир Прокофьевич

Автор анализирует национальную безопасность как социальное явление и ее отражение в зеркале элитарного самосознания. Особое внимание уделено концепциям безопасности и национальной безопасности, типам интерпретаций национальной безопасности, ее сущности и зависимости от элитарного самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SECURITY IN THE MIRROR OF ELITIST CONSCIOUSNESS

The article is devoted to acute to the urgent problem which in this formulation has not yet been viewed. The author analyzes the national security as a social phenomenon and its reflection in the mirror of the elitist self-consciousness. A special attention is given to conceptions of security and national security, the types of interpretations of national security, its essence, and dependence on the identity of the elitist self-consciousness.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность в зеркале элитарного самосознания»

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В. П. Таранцов

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЗЕРКАЛЕ ЭЛИТАРНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Автор анализирует национальную безопасность как социальное явление и ее отражение в зеркале элитарного самосознания. Особое внимание уделено концепциям безопасности и национальной безопасности, типам интерпретаций национальной безопасности, ее сущности и зависимости от элитарного самосознания.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, виды и типы национальной безопасности, концепции национальной безопасности, сознание, самосознание, элитарное самосознание, субъекты элитарного самосознания.

В научной отечественной и зарубежной литературе в такой постановке проблема не рассматривалась, и это придает ей не только актуальность, но и теоретическую и практическую значимость. Цель данной статьи - показать национальную безопасность как социальное явление и раскрыть ее отражение в элитарном самосознании.

Анализ проблем национальной безопасности и элитарного самосознания тесно связан с разработкой основных направлений научных исследований в области теорий безопасности, национальной безопасности сознания и самосознания.

Понятия «безопасность» и «национальная безопасность» имеют свою историю происхождения, занимают определенный статус, обладают свойствами, характеристиками и даже имиджем. Эти социальные феномены рассматриваются в разных аспектах: системном, структурном, функциональном, сравнительном, аксиологическом, онтологическом, феноменологическом, политологическом, социологическом, социально-психологическом, нормативно-правовом и других. Каждый из них имеет свои особенности.

В настоящее время разработано множество концепций безопасности, в том числе национальной безопасности. Наиболее известными являются: безопасность человека, безопасность личности, философия безопасности, психология безопасности, психологическая безопасность, культура безопасности, социология безопасности, безопасность общества, безопасность жизнедеятельности, безопасность государства (госу-

дарственная безопасность) и так далее. Существуют концепции национальной безопасности, стратегии и системы обеспечения национальной безопасности. Все перечисленные концепции созданы благодаря человеческому разуму, индивидуальному сознанию и самосознанию, а также общественному самосознанию, элитарному сознанию и самосознанию.

Каждая концепция имеет право на жизнь и по-разному осмысливается, оценивается и осознается. Так, безопасность человека, по мнению А. А. Тер-Акопова, есть «категория, отражающая социальное явление, которое характеризуется органической взаимосвязью человека, находящегося в состоянии опасности с социальной средой, обществом» [1, с. 21].

Термин «безопасность» применим не только к личности, группе, коллективу, партии, государственным институтам власти, корпорациям, профессиям, условиям проживания, но и к потребностям, интересам, сознанию, самосознанию, мировоззрению субъектов разных уровней социализации.

Известный ученый А. Маслоу рассматривает безопасность как одну из базовых человеческих потребностей. Она (безопасность) включает в себя потребность в стабильности, зависимости, защите, свободе от страха, тревоги, смуты (хаоса), а также в структуре, порядке, законе, ограничениях. А. Маслоу напрямую связывает такие угрозы, как испуг и опасность, с одной стороны, и стабильное общество и безопасность -с другой. Он пишет: «Люди, живущие в мирном,

стабильном, отлажено функционирующем, хорошем обществе, могут не бояться хищников, жары, морозов, преступников, им не угрожает ни хаос, ни притеснения тиранов» [2, с. 84].

Реальность сегодня такова: ежегодно в России стихийные бедствия, войны, болезни, природные и техногенные катастрофы уносят сотни тысяч человеческих жизней, что непосредственно оказывает влияние на обеспечение национальной безопасности нашего государства [3, с. 61].

В настоящее время термин «национальная безопасность» вышел за рамки первоначального понимания, предложенного американским президентом Т. Рузвельтом в 1903 году. В научной литературе наблюдается значительный терминологический разброс и насчитывается большое число определений. Существует четыре типа интерпретаций национальной безопасности: авторская (персонифицированная), коллективная (научного сообщества), институциональная (утвержденная нормативно-правовыми актами) и бытовая. Трудно встретить монографию, посвященную национальной безопасности, в которой автор не предлагал бы собственную дефиницию данного социального явления. Так, В. Е. Макаров пишет: «Национальная безопасность представляет собой состояние и условия жизнедеятельности социума, которые обеспечивают благоприятные условия для развития личности, общества и государства» [4, с. 29]. Представляют интерес авторские трактовки понятия «национальная безопасность», предложенные известными отечественными учеными - А. Г. Арбатовым, А. И. Бурки-ным, А. С. Панариным, А. В. Возжениковым, М. И. Дзлиевым, И. П. Добаевым, С. Б. Ивановым, С. В. Кортуновым, Р. Г. Яновским и другими. Выделяют коллективные определения национальной безопасности и институциональные. В Стратегии национальной безопасности записано: «Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [5].

Анализ литературы дает нам возможность сформулировать пять основных вариантов употреблений понятия «национальная безопасность»:

- национальная безопасность как инструмент защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;

- национальная безопасность как необходимое условие развития России [6];

- национальная безопасность как результат целенаправленной и последовательной политики государства по регулированию всей системы общественных отношений [4];

- национальная безопасность как национальная идея [7];

- национальная безопасность как визитная карточка Российского государства.

Эта многозначность употребления словосочетания «национальная безопасность» характеризует ее многогранность, многоуровневость и многоаспектность. Человек, не обладающий статусным положением, необходимыми знаниями, способностями анализировать, обобщать, оценивать, сравнивать, не в состоянии выстраивать логику мыслей и поступков, обеспечивающих собственную безопасность, не говоря уже о национальной безопасности. Далеко не каждый человек способен осознавать интересы государства, нации, разбираться в закономерностях общественного развития, в механизмах функционирования той или иной политической системы, в формах государственного правления. Любой тип, или модель, национальной безопасности -это плод труда избранных, наделенных определенным статусом, обладающих социальным, духовным капиталом и горизонтом государственного и национального самосознания.

Национальная безопасность - это утонченная форма воплощенного элитарного самосознания. Все концепции, теории и парадигмы национальной безопасности рождены элитарным сознанием.

В каждой исторической эпохе разрабатывались свои модели безопасности. В условиях первобытно-общинного строя родовая безопасность определялась степенью развития родоплеменно-го сознания. Образование в IX веке древнерусской государственности положило начало появлению модели государственной безопасности, которая определялась уровнем развития сознания «властной элиты Киевской Руси» [8, с. 100101]. На протяжении всей истории развития Киевской Руси менялись формы государства, которые назывались: горизонтальная олигархическая модель Галицко-Волынской Руси, плюралистическая модель в Новгородской земле и вертикальная служилая (вотчинная) во Владимиро-Суз-дальской Руси [8, с. 100-101].

Национальная безопасность может рассматриваться в следующих ипостасях:

- объективная реальность;

- сложная динамично развивающаяся система;

- могущественная сила, способная поддерживать равновесие в мире, конституциональный порядок в стране, обеспечивать безопасность личности, общества и государства, нейтрализовать антисоциальные движения и деструктивные тенденции;

- результат взаимодействия элитных слоев, институтов государственной власти и гражданского общества;

- конгломерат (сгусток) воли, самосознания, культуры, инстинкта самосохранения и ответственности за жизнедеятельность личности, общества и государства в настоящем и будущем, опираясь на уроки прошлого;

- камертон, позволяющий распознавать звуки опасностей и угроз для жизнедеятельности личности, общества и государства;

- составная часть имиджа лидера страны и имиджа Российского государства в целом.

Национальная безопасность - это тот феномен, который не терпит созерцательности. Она (национальная безопасность) - довольно чуткая и изменчивая система, требующая гибкости элитарного самосознания, целенаправленной деятельности политических институтов, а также институтов гражданского общества и людей.

От элитарного самосознания во многом зависят качественные признаки национальной безопасности, к которым относятся концептуаль-ность, содержательность, стратегичность, структурность, инновационность, определенность направления, активность или пассивность, устойчивость, избирательность приоритетов и другие. Кратко рассмотрим их характеристики. Концеп-туальность национальной безопасности обусловливается зрелостью или незрелостью самосознания элитарных субъектов. Избирательность национальной безопасности детерминирована объективными и субъективными, внутренними и внешними факторами, при этом особая роль принадлежит самосознанию властвующих элит, равно как и сознанию, и самосознанию народа.

Самосознание отдельного человека - это своего рода капля воды, в которой отражается весь мир. И если этот мир не столь пригляден, как хотелось бы, то, возможно, не стоит пенять на воду, но следует провести ее анализ, определить тип загрязнения и их источники, чтобы затем уже выработать порядок и спектр соответствующих воздействий. Но для начала уточним термины, определяющие на лингвистическом уровне наше восприятие того, с чем встречаемся, взаимодействуем или находимся под чьим влиянием.

Исходным моментом для анализа элитарного самосознания могут служить методология, приня-

тая при исследовании философского понятия «самосознание» и терминов «элита», «элитарное» и «элитарность». «Элита - это те люди, - пишет Г. А. Ашин, - которые занимают высшие властные позиции, контролируют большую часть собственности и имеют наивысший престиж» [10, с. 99].

Нам представляется, что такой подход характерен для политической и административной элиты. Это можно объяснить тем, что к элите относятся не только политики, государственные деятели, занимающие высшие властные позиции, но и крупный олигархический класс, известные творческие деятели, деятели культуры и науки, изобретатели, представители СМИ, выдающие спортсмены, талантливые врачи, неординарные специалисты в своем деле.

В связи с этим мы можем говорить о политической элите, политико-административной, экономической, творческой (писательской, актерской, художественной, музыкальной, вокальной, балетной, танцевальной), интеллектуальной (академическое сообщество, профессорские клубы, элиты массмедиа), медицинской, образовательной, спортивной, изобретательской, конструкторской, промышленно-производственной, сельскохозяйственной, военной, авиационной, железнодорожной, строительной и других.

Позиция отечественного ученого Г. А. Аши-на очень схожа с точкой зрения американского социолога Р. Миллса, который в своей книге «Властвующие элиты» писал, что «элита - это деятели, занимающие такие социально-политические позиции в обществе, которые дают им возможность возвыситься над средой обычных людей и принимать обычные для жизни решения. Это люди, занимающие ключевые позиции в обществе, экономике, политике, это чиновники высшего звена, бюрократия».

Нам импонирует позиция крупных зарубежных ученых В. Парето, М. Вебера, Х. Ортга-и-Гасет, которые под элитой понимают «лучших представителей какой-нибудь части общества». В частности, итальянский социолог В. Парето предложил ценностное определение элиты как «совокупности людей, наделенных определенными качествами: военной доблестью, благородным происхождением, организаторскими и управленческими способностями, моральными достоинствами» [10, с. 81].

За последние 20 лет в российском обществоведении появились сотни монографий, книг, диссертаций, журнальных статей, посвященных элите. Взгляды отечественных ученых на элиту как социальное явление заметно отличаются.

В русском языке понятие «самосознание» означает «полное понимание себя, своего значения, своей роли в жизни общества» [11, с. 687]. В английском языке эквивалентом этого понятия является термин consciousness - сознание, сознательность, самосознание, понимание, память, самоизображение, самоотображение, представление о себе [18], а в немецком языке - понятие selbstbewusstsein, означающее самоуверенность, чувство собственного достоинства, самосознание, осознание своего образа.

«Самосознание, - пишет С. Франк, - есть особый специфический вид сознания» [13, с. 725].

В научной отечественной и зарубежной литературе встречаются различные интерпретации понятия «самосознание». Так, в «Современном словаре по общественным наукам» дается следующая трактовка: «Самосознание - 1) выделение себя из окружающего мира, осознание себя как личности, своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе во взаимоотношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия; 2) сознательная оценка человеком своего знания, морального облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа» [14]. Нам представляется, что составители данного словаря сосредоточили внимание на двух подходах при определении понятия - функциональном и оценочном. А ведь самосознание можно рассматривать и в других ракурсах - статистическом, динамическом, онтологическом, феноменологическом, социологическом, культурологическом, психологическом, сравнительно-компаративном, фило-софско-антропологическом и так далее

Самосознание - это квинтэссенция социального, духовного и психологического развития личности.

Самосознание - это степень зрелости сознания. Качество сознания обусловливает качество жизни личности, общества и государства.

Самосознание - это не только социальный феномен, оно есть элитизирующее начало в человеке. Благодаря самосознанию человек выделяет себя из всего окружающего мира, возводит на высшую иерархическую ступень: от специалиста производства, чиновника государственной структуры и до президента страны.

Самосознание - это способность субъекта к осознанию своего собственного «Я».

Самосознание - это своего рода грань и стержень сознания, фокус мировоззрения личности.

Самосознание - это качественная характеристика властвующего и подвластного человека.

Самосознание любого субъекта, будь это политик, государственный служащий, врач, учитель, инженер или строитель, не является природной данностью. Скажем иначе. Родители не рождают то «Я», у которого есть врожденные идеи. Согласно Декарту (крупнейшему философу Нового времени, гениальному ученому-математику), мое «Я» - не от родителей. Это результат актов сознания субъекта, что называется в философии знаменитым термином «второе рождение». Самосознание как феномен «второго рождения» во многом зависит от самодеятельности, самосознания, «самоконструирования» субъекта.

Для того чтобы распознать природу элитарного самосознания, необходимо понять его философские основания. Многочисленные исследования показывают, что индивидуальное, групповое, массовое, корпоративное, региональное, муниципальное самосознание базируется на культуре народа. Это относится и к элитарному самосознанию, носителями и субъектами которого являются политическая, экономическая, социальная, государственно-административная, военная, интеллектуальная, художественная, спортивная элиты. Есть элиты СМИ, культуры и другие. Именно культура в своем многообразии является фундаментом, на котором строятся гибкие механизмы политико-властных отношений, имеющие множество вариаций и реагирующие на изменение внешней и внутренней среды.

Элитарное самосознание - это зеркало состояния духовного развития нации.

Очень точно, на наш взгляд, описал связь между сознанием элиты и народа и их различие Р. Бенедикт: «Сознание элиты непосредственно связано с мировоззрением народа, но обладает большей степенью упорядоченности и связанности выражения. Поэтому, изучив его, можно предсказать действия народной массы» [15, с. 18]. Это относится и к элитарному самосознанию. Уместно здесь вспомнить обращение к властвующим любого уровня и ранга, высказанное знатоком русской культуры Д. С. Лихачевым: «Мы должны предотвратить занятие влиятельных постов полузнайками». Недопустимо, когда представитель власти обладает «крайней степенью агрессивности, самоуверенности, стремлением к господству, неуважением к человеческой личности и ее правам, низким уровнем порядочности» [16, с. 447].

Элитарное самосознание, равно как и другие формы общественного самосознания, формируется и развивается в реальном пространстве. Понятие «пространство» трактуется как среда

обитания человека, в которой он старается обрести свое место, положение равновесия через определенные способы жизнедеятельности.

Пространство, в котором функционирует элитарное самосознание, чрезвычайно подвижно и изменчиво. В нем постоянно модернизируются и появляются новые институты, процессы. Соответственно, происходят изменения и в элитарном самосознании: трансформируется состояние, направленность, качество реакции, масштабность, продуктивность.

Элитарное самосознание - это сложный социальный феномен, который позволяет субъекту не только увидеть себя во внутреннем и внешнем политическом и духовном пространстве, но и осознать, оценить свои действия с точки зрения корпоративных, партийных, государственных и национальных интересов.

Кроме того, под элитарным самосознанием следует понимать признание субъектом своего статусного положения в элитарной иерархии, в сферах власти, управления и общественной жизни [17, с. 24].

В системе национальной безопасности элитарное самосознание выступает мощной силой, способной адекватно реагировать на вызовы, рационально предотвращать угрозы, вырабатывать стратегию целенаправленной деятельности субъектов безопасности, которая обеспечивала бы устойчивую целостность Российского государства.

Элитарное самосознание играло ведущую роль в разработке концепций национальной безопасности 1997, 2000, 2009 годов. Каждая концепция разрабатывалась в элитарных кругах с участием различных ветвей государственной власти: исполнительной, законодательной и судебной. Над ними работали политические партии, эксперты разных уровней и члены Общественной палаты при Президенте Российской Федерации.

Для того чтобы действовать целенаправленно, продуманно и эффективно по защите традиционных ценностей, иметь четкую позицию «в интересах обеспечения общей, равной и неделимой безопасности» [12] в мире и неуклонно добиваться успехов в обеспечении безопасности Российского государства, необходимо иметь пять компонентов: политическую волю, ответственность, преданность народу (стране), материально-технический и духовный капитал, зрелость и стратегию самосознания.

В заключение следует сделать несколько выводов:

1. В нашей стране выходит мало профессиональных работ по исследованию элитарного сознания, а проблемам элитарного самосознания

посвящены лишь статьи в научных журналах.

2. Отсутствует широкая научная дискуссия, посвященная проблемам места и роли элитарного сознания и самосознания в системе обеспечения национальной безопасности Российского государства.

3. Особенностью элитарного субъекта является то, что он благодаря своему сознанию составляет представление о собственном «Я», мысленно анализируя себя, окружающую действительность и выделяя себя из этой действительности, формируя таким образом самосознание.

4. Будучи важным структурным элементом личности (президент, премьер-министр и другие), элитарной группы (политическая элита, бизнес-элита, военная элита и другие) и элитарного института (Госдума, Совет Федераций, Правительство, Администрации Президента, Конституционный и Верховный суды) элитарное самосознание функционирует на индивидуальном (личностном), групповом и институциональном уровнях.

5. Степень зрелости элитарного самосознания во многом зависит от профессиональной образованности, компетентности и деятельности, уровня социализации, самоидентификации, жизненного опыта, мудрости субъекта.

6. Зеркало элитарного самосознания можно сравнить с гладью океана, в котором каждая капля отражает реальность. Элитарное самосознание выступает активным социальным явлением, целенаправленным, самоконтролируемым и самоуправляемым процессом мыслительной деятельности.

7. Зрелое элитарное самосознание проявляется в нацеленности на единение страны, в стратегии устойчивого развития и осознанной ответственности за систему обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Литература

1. Тер-Акопов А. А. Безопасность человека: социальные и правовые основы. М., 2005.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2001.

3. Проблемы психологической безопасности / отв. ред.: А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М., 2012.

4. Макаров В. Е. Управление обеспечением национальной безопасности в социальной сфере России: политологический анализ: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2011.

5. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая.

6. Иванов С. Б. Обеспечение национальной безопасности как необходимое условие развития России. М., 2006.

7. Арбатов Л. Г. Национальная идея и национальная безопасность // Внешняя политика и безопасность современной России. М., 1999. Т. 1.

8. Черноус В. В. Исторические формы правящих элит в России // Избранные статьи / отв. ред. И. П. Добаев. М.-Ростов н/Д, 2013. Вып. 75.

9. Ачлей А. Российская элита: психологический портрет. М., 2010.

10. Интеллектуальная элита в контексте русской истории Х1Х-ХХ веков / под ред. Т. А. Пархоменко. М., 2012.

11. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1964.

12. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию: полный текст. URL // www.regnum.ru/news/1744420 .html

13. Франк С. Предмет знания. Душа человека. М.-Минск, 2000.

14. Современный словарь по общественный наукам / под общей ред. А. К. Нильяна, Н. И. Панова. М., 2005.

15. Бенедикт Р. Хризантема и меч: модели японской культуры. СПб., 2004.

16. Лихачев Дм. Книга беспокойств. М., 1991.

17. Таранцов В. П. Культура вуза как фактор формирования элитарного самосознания у студентов // Философия права. 2009. № 1.

18. Marion Edman. A self-image of primary scool. Detroit, 1968.

А. И. Овчинников

«УПРАВЛЯЕМЫЙ ХАОС» КАК ОСНОВНАЯ УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Статья посвящена анализу основных угроз национальной безопасности России со стороны западных стран. Автор описывает технологический аспект сетевой войны против России, рассматривает ее инструментарий, цели и формы. Автор считает, что разработка инструментария противодействия «цветным» революциям предполагает переосмысление многих устоявшихся концепций и теорий взаимоотношения государства и общества.

Ключевые слова: национальная безопасность, информационная война, манипулирование сознанием, сетевое общество, сетевые войны, духовно-нравственные ценности, российская государственность, правовые и нравственные ценности, международная политика.

Попытки, сопровождающиеся неимоверными усилиями, со стороны зарубежных стран завоевать и разрушить Россию предпринимаются на протяжении всей ее истории. Однако в открытом военном противостоянии они показали свою бесплодность в силу героизма и особой менталь-ности русского народа, закаленного бесконечной агрессией соседей, ближних и дальних, тяжелыми условиями быта, экономическими и политическими реформами последних трех столетий.

Благодаря техническому прогрессу произошел поворот в стратегии противников России в сторону преобладания идеологических, информационных, социально-психологических методов борьбы, получивших название «мягкая сила» у лидеров социальной инженерии - США. Обществом можно управлять и задавать ему любой вектор развития благодаря технологиям социального конструктивизма - эта мысль была освоена и апробирована американскими учеными рань-

ше всех остальных, видимо, в силу свойственного им, практически врожденного, прагматизма и утилитаризма. Наработки социологов и психологов были освоены ими с целью построения самой мощной экономики в мире, а также мировой гегемонии во всех сферах - политической, военной, культурной и даже моральной. США удается, используя власть доллара, печатный станок и СМИ, информационные технологии, черное представить белым, любую ложь превратить в правду. Удается им и разрушение тех государств, элиты которых отказываются выполнять вассальные требования мирового жандарма. Любое государство, осуществляющее политику, не соответствующую интересам транснациональных компаний и финансово-экономической элиты США и Великобритании, попадает в зону риска: «цветные» и «бархатные» революции сеют хаос и анархию, разделяют народы и разрушают цивилизации, уничтожают этносы и нации. Поэтому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.