Природоресурсное право
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НОРМАТИВНО-ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЛЮТОВ Дмитрий Львович,
аспирант Ульяновского государственного университета (УлГУ), ведущий юрисконсульт ООО «ЦЭТ». E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье анализируются Правила поставки газа от 5.02. 1998 г. и Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07. 2008г., правовые преимущества при поставках газа для населения, коммунально-бытовых и социальных нужд, судебная практика в сфере определения покупателей, имеющих преимущественное право на заключение договора поставки газа.
Abstract: The article analyzes the Rules of gas supply from 5.02. 1998 and the Rules of supply of gas for ensuring household needs of citizens of 21.07. 2008. legal advantages in the supply of gas to population, communal-household and social needs, the judicial practice in the field of determination of the buyers, the pre-emptive right to conclude a gas supply contract.
Ключевые слова: коммунально-бытовые и социальные нужды при поставках газа; поставщик и покупатель газа; льготы и преимущества при поставках газа потребителям.
Keywords: utility and social needs in gas supplies; the supplier and consumer of natural gas; benefits and advantages in the supply of gas to consumers.
В юридической литературе было высказано мнение, что газоснабжение физических и юридических лиц «должно подчиняется одним и тем же законам и правилам»[1]. Между тем нормотворческая практика Правительства РФ пошла по иному пути. К 2008 году в рассматриваемой сфере появился второй нормативно-правовой акт, который формально подтвердил начавшееся разделение газоснабжения потребителей на два основных, но не единственных вида: для предпринимательских нужд и для коммунально-бытовых нужд. Помимо Правил поставки газа от 5.02. 1998 г. [2], с 2008 года действуют Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07. 2008 г. № 549.
Проведенное исследование показало, что одним из критериев разделения правового регулирования газоснабжения является характеристика нужд потребителей (бытовые, социальные, публичные и др.), для которых газ поставляется.
Второй критерий-отдельные льготы и преимущества при поставках газа, например,
населению и коммунальным организациям, по сравнению с потребителями промышленными. Такой льготой, в частности, в частности, может быть преимущество на заключение договоров поставки газа.
Согласно Закону от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О газоснабжении в РФ» преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для (ст. 18): 1) государственных или муниципальных нужд; 2) коммунально-бытовых и социальных нужд граждан; 3) покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.
Согласно Правилам поставки газа 1998 г. (п. 6) преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют три категории покупателей: 1) покупатели газа для государственных нужд; 2) для коммунально-бытовых нужд и населения; 3) покупатели, заключившие договоры на поставку газа ранее, - на пролонгацию этих договоров. Очевидно, имеются в виду покупатели, договоры с которыми предполагалось заключать на срок более одного года.
Не трудно заметить, что в Законе «О газоснабжении в РФ» содержится более широкий перечень субъектов, для которых предусмотрено преимущественное право на заключение договоров поставки газа, чем перечень, который указан в Правилах Поставки газа 1998 г. По закону такое право имеют не только покупатели для коммунально-бытовых нужд, но и организации, покупающие газ для удовлетворения социальных нужд, а также покупатели для муниципальных нужд.
Некоторые комментаторы Закона отмечают, что ни в комментируемом Законе, ни в других нормативных правовых актах автору не встретилось разъяснение понятия социальные нужды[3]. По его мнению, характеристику социальных нужд невозможно дать без анализа соответствующих норм Конституции РФ. Так, согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Анализ Основного закона, а также ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 31.12.2005), С учетом данной нормы автор утверждает, что под социальными нуждами следует понимать систему мер, направленную на охрану здоровья и труда людей, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление иных гарантий социальной защиты.
Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая федеральными закона-ми[4]. Можно предположить, что в качестве покупателей газа для социальных нужд могут выступать как сами указанные граждане, так и организации, в которых эти граждане временно или постоянно проживают или содержаться. Было бы правильно перечень таких граждан и организаций уточнить в соответствующих документах.
Судебная практика свидетельствует, что нередко газ подается
одновременно как для предпринимательских, так и для коммунально-бытовых нужд населения. Нередко население обеспечивается природным газом через промышленную систему газопроводов металлургических и иных заводов. При этом покупатели (заводы) не всегда ведут раздельного учета количества газа, потребленного для собственных промышленных (предпринимательских) нужд заводов, от количества газа, потребленного для коммунально-бытовых нужд.
Общество с ограниченной ответственностью «Вологодская региональная компания по реализации газа» (далее - ООО «Вологдаре-гионгаз»-поставщик газа, истец) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к закрытому акционерному обществу «Вологодский подшипниковый завод» (далее - ЗАО «ВПЗ»- покупатель, ответчик) о взыскании 5781324 руб. 07 коп. задолженности за перерасход газа, отобранного покупателем без предварительного согласования с поставщиком в период с января по март 2006 года. В процессе рассмотрения иска судом было установлено, что природный газ поставлялся, как для работы промышленной котельной подшипникового завода, так и для обеспечения теплоснабжения жилищного фонда, а также предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из бюджета города. Как следовало из материалов дела, покупатель не вел раздельного учета потребления газа по видам нужд. Никаких доказательств, свидетельствующих о том, что у завода имеются не только хозяйственные нужды, но и коммунально - бытовые потребители газа, покупателем-ответчиком (заводом), суду не было представлено[5].
В Правилах поставки газа от 5.02. 1998 г. и в Правилах поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07. 2008 г. № 549 нет достаточной определенности о критериях их применения, разграничении правового режима газоснабжения промышленных потребителей (ТЭЦ, котельных) от правового режима газоснабжения граждан, проживающих в многоквартирных домах (МКД). Указанные пробелы в правовом регулировании частично устраняются в Разъяснениях Министерства регионального развития РФ.
Как следует из Разъяснения Министерства регионального развития РФ от 28.05.2012 г. №12793-АП/14, Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан 2008 г., регулирует правоотношения между поставщиком газа и: а) гражданами, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирным домом; б) гражданами, выбравшими в качестве способа управления многоквартирным домом управление товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом, либо управление управляющей организацией, в случае если такой многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета газа; в) собственниками и пользователями жилых домов (домовладений), оборудованных прибором (узлом) учета газа, в случае если они не заключили договор о предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению с организацией, которая, приобретает у поставщика газ для оказания такой коммунальной услуги; г) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищностроительными, жилищными и иными специализированными кооперативами, приобретающими газ для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.
Из указанных Разъяснений, как нам представляется, можно сделать вывод, что Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07. 2008 г. № 549 в основном регулирует отношения между поставщиком газа и организацией, оказывающей коммунальные услуги в пользу третьих лиц-граждан, проживающих в многоквартирных домах (МКД). Данный вывод подтверждается и другими исследователями, в частности, М.Х. Рамазановым. По его мнению, Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07. 2008г., прежде всего, регулируют отношения поставщика газа с управляющей организацией или с организацией, выполняющей аналогичные функции, например, товарищество собственников жилья (ТСЖ)[6].
Хотя не только в Правилах поставки газа от 21.07. 2008 г., но и в Правилах поставки газа 1998 г. предусмотрены отдельные норм
пункты, в той или иной степени предопределяющие условия газоснабжения «коммунально-бытовой организации» (п. п. 6, 17), а также непосредственно граждан (индивидуальных домов, коттеджей, дач и т.п.). Однако из указанных пунктов неясно, подразумеваются ли в них граждане в качестве основных потребителей, получающие газ непосредственно от поставщиков для своих бытовых нужд, или жилищно-коммунальные организации, которые также могут использовать газ для коммунально-бытовых нужд (крышные котельные, получающие газ для граждан, проживающих в многовартирных домах).
В целом Правила поставок газа 1998 г. и 2008 г. не содержат четких критериев, разграничивающих понятия «коммунально-бытовой организации», социальные потребители, или «гражданин-потребитель».
Примерное, не достаточно корректное и полное, как нам представляется, определение понятия "коммунально-бытовой потребитель" приведено и в стандарте организации "Газораспределение. Термины и определения. СТО Газпром РД 2.5-141-2005", утвержденном распоряжением ОАО "Газпром" от 03.02.2005 N 18. Согласно п.3.2.18 указанного руководящего документа коммунально-бытовыми признаются те потребители, которые используют газ для коммунально-бытовых нужд (приготовление пищи, подогрев воды для отопления и горячего водоснабжения, производство технического пара). Полагаем, что под потребителями в названном Стандарте в целом подразумеваются граждане, кроме организаций, производящих технический пар. Такой пар производят тепловые электрические станции для собственных технологических нужд и ГРЭС для приведения в движение лопаток турбин электрогенераторов. В паровой турбине происходит расширение пара и превращение его потенциальной энергии в энергию вращения ротора турбоагрегата[7].
Иной вывод, как показывает судебная практика, может быть при газоснабжении организаций, использующих газ для производства тепла и горячей воды.
ОАО "Ростовоблгаз" обратилось в арбитражный суд с иском ООО "Шахтинская газотурбинная электростанция" (далее - общество)
о взыскании 764 159 рублей 03 копеек долга за транспортировку природного газа по договору от 09.01.2007 N 43-3-12007-Т/07 и 125 616 рублей 45 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами (уточненные требования). Решением от 12.12.2007 иск удовлетворен. Суд указал, что объем фактически полученного ответчиком газа превысил запланированный (договорный), к стоимости услуг по транспортировке дополнительно отобранного газа истец правомерно применил повышающий коэффициент. Постановлением апелляционного суда от 21.02.2008 решение отменено, в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество относится к коммунально-бытовым потребителям и расходовало в спорный период сверхлимитные объемы газа на выработку и бесперебойное обеспечение тепловой энергией населения и объектов коммунально-бытовой сферы[8].
Изучив материалы дела и выслушав представителя ОАО "Ростовоблгаз", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению. Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что общество использует приобретенный у ОАО "Ростовоблгаз" газ для коммунально-бытовых потребностей: 95,1 % потребленного в спорный период газа направлено на выработку тепловой энергии, поставляемой населению г. Шахты через сети ООО "Региональные коммунальные системы", а 4,9 % - населению через сети истца, поэтому ответчик является коммунально-бытовым потребителем и повышающие коэффициенты не подлежат применению при расчете стоимости услуг за транспортировку сверхдоговорного объема газа.
Однако, как следует из материалов дела, ответчик, используя поставляемый ему обществом "Ростовоблгаз" газ, вырабатывает тепловую энергию и поставляет ее ООО "Региональные коммунальные системы", которое, в свою очередь, самостоятельно реализует тепловую энергию конечным потребителям, в том числе коммунально-бытовым. Апелляционный суд не учел, что в материалах дела отсутствуют доказательства поставки электростанцией тепловой энергии непосредственно конечным
коммунально-бытовым потребителям, а стороны не оспаривают, что доля газа, используемого ответчиком на данные цели, является незначительной.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 по делу N А53-7433/2007-С3-38 отменить. Решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2007 по тому же делу оставить в силе.
В данной связи нельзя полностью согласиться с определением А.С. Пузикова, сформулировавшего определение, в соответствии с которым «...коммунально-бытовой потребитель - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) независимо от организационно-правовой формы, использующее газ в качестве топлива при эксплуатации производственных и иных имущественных объектов коммунальной инфраструктуры (трубопроводов, линий электропередач и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных в границах территорий муниципальных образований), осуществляющее деятельность по удовлетворению коммунально-бытовых и социальных нужд граждан»[9]. По данному определению имеются серьезные возражения.
Во-первых, не все объекты при поставках энергии и энергоресурсов на практике относят к коммунально-бытовым. Во-вторых, понятие коммунально-бытовых и социальных нужд А.С. Пузиковым так и не было раскрыто.
Нечеткое определение преимуществ при поставках газа для покупателей газа в Правилах не способствуют единообразному их применению арбитражными судами.
По одному из арбитражных дел суд установил, что Открытое акционерное общество "Ростовоблгаз" в лице агента открытого акционерного общества "Шахтымежрайгаз" (далее -ОАО "Шахтымежрайгаз") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Региональные коммунальные системы" (далее -
ООО "Региональные коммунальные системы") о взыскании задолженности за апрель, май 2007 с учетом повышающего коэффициента в размере 48527 рублей 80 копеек, а также 423 рублей 61 копейки пени в соответствии с договором на предоставление услуг по транспортировке природного газа от 09.01.2007 N 43-412006-1707. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.10.2007, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.03.2008, в удовлетворении исковых требований отказано. В определении Высшего Арбитражного Суда РФ было указано, что "израсходованный организацией газ сверх договорных объемов направлен на выработку и бесперебойное обеспечение тепловой энергией объектов коммунально-бытовой сферы (медицинских учреждений, больниц, роддома, детского образовательного учреждения). Таким образом, судебные инстанции, установив в качестве цели приобретения ответчиком транспортируемого газа обеспечение населения и объектов коммунально-бытовой сферы теплом и горячей водой, сделали вывод о возможности отнесения ответчика к числу коммунально-бытовых потребителей[10].
Суды по данным потребителям выносят различные решения. Анализ судебной практики показывает, что в настоящее время сложилась устойчивая тенденция к сужению круга субъектов, относимых к категории коммунально-бытовых потребителей, по сравнению с тем кругом субъектов, который можно было бы определить исходя из критериев, приведенных в РД 2.5-141-2005.
Следует иметь в виду, что Правила Поставки газа 1998 г. предоставляют определенные льготы коммунально-бытовым потребителям в части преимущественного заключения договоров поставки. При освобождении от ответственности за превышение отбора газа и другие нарушения договора поставки для покупателей таких льгот нет
По итогам I полугодия 2017 г. структура
Библиография:
поставок газа ПАО «Газпром» на внутренний рынок характеризуется следующими данными: 29,31 % - организациям электроэнергетики, -30,74% - другим промышленным потребителям, -23,72% - для нужд населения, - 16,23% - - 16,23% - коммунально-бытовым потребителям[11].
Первые две строки характеризуют поставки газа организациям электроэнергетики и промышленным потребителям, т.е. на предпринимательские (хозяйственные) нужды. В отчете отдельно указываются объемы продаж газа для населения и отдельно для коммунально-бытовых нужд. Следовательно, учитывая, что в отчете отдельно указываются объемы продаж газа для населения, можно лишь предположить, что под коммунально-бытовыми потребителями понимаются организации: управляющие конторы, котельные и т.п.
На основании выше изложенного, представляется возможным сделать следующие выводы:
1. Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07. 2008г., прежде всего, регулируют отношения поставщика газа с управляющей организацией или с организацией, выполняющей аналогичные функции, например, товарищество собственников жилья (ТСЖ)
2. Под коммунально-бытовыми потребителями следует понимать организации: управляющие конторы, котельные, городские организации Водоканал, и т.п., получающие газ по договорам поставки и транспортировки: 1) непосредственно для населения, а также на социальные учреждения (больницы, поликлиники, дома для детей и инвалидов и т.п.; 2) организации, использующие газ для производства теп-лоэнергии и горячей воды, транспортирующие их (теплоэнергию и горячую воду) в присоединенные сети (трубы) многоквартирных и индивидуальных домов, а также в социальные учреждения (больницы, поликлиники, дома для детей и инвалидов и т.п. (с учетом определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2008 N 5708/2008г.).
1. Яхонтова, А. А. Правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации: Гражданско-правовой аспект: Ав-тореф. ...дис. канд. юрид. наук. М.,2005. С. 13.
2. СЗ РФ. № 6. Ст. 770.
3. Кайль А. Постатейный комментарий к Закону о газоснабжении в РФ // 26.12.2007.
4. Кайль А.Указ. комментарий
5. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2004 г. N А13-4350/04-04
6. Рамазанов М.Х. Субъекты и объекты договорных правоотношений по газоснабжению индивидуальных и многоквартирных домов (МКД) граждан// Аграрное и земельное право. - 2015.- № 8 (128). - С. 12-16.
7. Меняев К. В. Тепловые электрические станции: Учебное пособие / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014.. - с. 24-25.
8. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 июня 2008 г. N Ф08-2915/2008 "Законодательство в области газоснабжения не предусматривает отнесение к категории коммунально-бытовых потребителей любого участника рынка газа в отношении той части газа, которая используется в конечном итоге на коммунально-бытовые нужды" (извлечение)
9. Пузиков А.С. Особенности договора газоснабжения в условиях реформирования внутреннего рынка газа: вопросы теории и практики: автореф. дис. .канд. юрид. наук. / А.С. Пузиков - Волгоград, 2007. -с. 5-7.
10. Из Определения от 06.06.2008 N 5708/2008 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
11. Из квартального отчета Публичного акционерного общества «Газпром». Код эмитента: 00028-А за 2 квартал 2017 г. -с. 31.