СИСТЕМА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРОВ
В СФЕРЕ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ (МКД)
РАМАЗАНОВ Марс Ханяфиевич,
магистр управления университета «Северная Вирджиния», начальник отдела развития территорий. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье рассматриваются нормативные акты, регулирующие отношения по газоснабжению многоквартирных домов (МКД) и жилых помещений граждан, в частности, Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд от 21 июля 2008 г. № 549, Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1314, постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 г. «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг», виды и основное содержание договоров и др.
The article discusses the normative acts, regulating the supply of multicompartment houses and living quarters of citizens, in particular, Rules of delivery of gas for household needs from July 21, 2008, No. 549, the Rules of connection (technological connection) of capital constructions to gas distribution networks, approved by RF government decree dated 30.12.2013, No. 1314, the decree of the Government of the Russian Federation from February 14, 2012 No. 124 G. "About the rules that apply when entering into contracts for the supply of utility resources for the purpose of rendering utility services," kinds and main contents of contracts, etc.
Ключевые слова: договор газоснабжения для коммунально-бытовых нужд, договор транспортировки газа, договор первоначального технологического присоединения многоквартирного дома как объекта капитального строительства к сетям ГРО, договор управления многоквартирным домом.
The gas supply contract for household use, gas transportation contract, the initial contract of technological connection of an apartment building as an object of capital construction to networks of Gro, the contract of management of an apartment building.
В результате проводимой реформы жилищно-коммунального хозяйства в многоквартирных домах (МКД) проживает значительное количество собственников жилых помещений. На этих граждан подзаконные нормативные акты в противоречии со ст. ст. 539-536 ГК РФ возлагают значительную долю ответственности за поддержание внутридомовых энергетических сетей и внутридомового газового оборудования (газовых плит, конвекторов, водонагревателей и др.) в исправном и безопасном для эксплуатации состоянии.
Однако проведенные изменения подзаконных нормативных правовых актов в сфере газоснабжения МКД не всегда обеспечивают необходимую безопасность газоснабжения граждан, проживающих в МКД. Переход на полную оплату гражданами услуг газоснабжающих и управляющих организаций, проводился преимущественно на бумаге, и не оказал заметного влияния на повышение качества оказываемых для них услуг.
По-прежнему ответсвенность за безопас-
ность подачи газа в квартиры граждан, проживающих в МКД, разделена, как минимум, между тремя организациями: транспортировщиком газа (ГРО) до стены МКД, управляющей организацией и специализированной организацией, имеющей лицензию на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газовых сетей, оборудования и внутриквартирного газо-использующего оборудования (ВДГО и ВКГО).
При этом в юридической литературе не достаточно изучены нормативные акты, хозяйственная и судебная практика после 2012 г., когда были приняты новые нормативные акты в рассматриваемой сфере1.
1 Правила обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124, Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутри-квартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» (утв. постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410, Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строитель-
Только в работах А.Ю. Москвичева и В.Е. Лукьяненко
в той или иной степени рассмотрены нормативные
1
акты и практика их применения .
В Правилах поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд от 21 июля 2008 г. № 549 предусмотрено, что данные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (п. 1)2. Из буквального текста Правил № 549 следует, что поставщик газа обеспечивает подачу газа не до гражданина-владельца квартиры в МКД), а до границы раздела собственности на присоединенные сети между поставщиком и газораспределительной организацией (ГРО). Именно ГРО обеспечивает по своим распределительным сетям (трубам и газовому оборудованию) подачу газа до стены многоквартирного дома (границы раздела между сетями ГРО и сетями многоквартирного дома).
Дальше подачу газа, от стены МКД в сети многоквартирного дома (МКД) и в квартиры граждан, организует управляющая организация на основании договора управления многоквартирным домом и договора поставки (газоснабжения), заключаемого ею с поставщиком - региональным (областным, республиканским) ООО «Газпром-распределение».
Даже если управляющая организация не заключила договор газоснабжения для коммунально-бытовых нужд с поставщиком газа - областным или краевым (республиканским) «Газпромреспределе-ние», газ все равно будет подаваться в многоквартирный дом, поскольку по ГК РФ договор энергоснабжения признается заключенным с гражданином-абонентом с момента первого подключения его квар-
ства к сетям газораспределения (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1314) и др. акты.
1 Лукьяненко В.Е., Москвичев А.Ю. Правовые проблемы газоснабжения граждан в современных условиях // Аграрное и земельное право. 2009. № 3. С. 92-99; Лукьяненко В.Е. Конституционные права граждан и проблемы их реализации в сфере энергоснабжения: право и экономика // Актуальные проблемы правового регулирования аграрных, земельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве. Международная научно-практическая конференция. М.: РУДН, 2010. С. 293-301; Лукьяненко В.Е. Правовые проблемы правоотношений в сфере энергоснабжения граждан // Власть закона. 2010. № 2. С. 32-37; Лукьяненко В.Е., Москвичев А.Ю. Правовые проблемы обеспечения безопасного снабжения энергией и энергетическими ресурсами граждан и защиты их прав // Аграрное и земельное право. 2011. № 9. С. 71-77; Лукьяненко В.Е., Рамаза-нов М.Х., Лютов Д.Л. Правовые особенности поставки энергии и энергоресурсов в многоквартирные дома (МКД) и коммерческим потребителям // Аграрное и земельное право. 2015. № 3(123). С. 104-109 и др.
2 Постановление Правительством РФ от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-
бытовых нужд граждан» // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3635.
тиры к сетям ГРО (ст. 540 ГК РФ).
Если внутридомовые сети вновь построенного многоквартирного жилого (МКД) подключались к газовым сетям газоснабжающей организации (ГРО) впервые, то в этом случае до 1 марта 2014 г. заявитель (застройщик) и исполнитель (газораспределительная организация или Газпромраспределение) руководствовались Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры от 9 июня 2007 г. № 3603. С 2014 г. указанные Правила заменены Правилам подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1314, которые вступили в силу с 1 марта 2014 г. (в дальнейшем - Правила подключения от 30 декабря 2013 г. № 1314).
Из Правил подключения от 30 декабря 2013 г. № 1314 можно сделать следующие выводы.
Объектом подключения является - объект капитального строительства (здание, сооружение, многоквартирный дом и т.п.), который уже построен или будет построен на земельном участке заявителя - (заказчика работ по техприсоединению объекта к сетям ГРО).
Заявителем (заказчиком работ по техпри-соединению) является - юридическое или физическое лицо - владелец объекта капитального строительства и земельного участка.
Перечень основных обязанностей поставщика газа (регионального Газпромраспределение) можно выявить из п. 3 Правил поставки газа для коммунально-бытовых нужд от 21.05.2008 г № 549.
По смыслу ч. 6 п. 3 Правил от 21 мая 2008 г № 549 поставщик газа (Газпромраспределение) обеспечивает подачу природного газа по газораспределительной сети.
Из п. 6 Правил № 549 следует, что поставщик газа (региональный Газпромраспределение) в целях исполнения обязательства по продаже газа для абонента, помимо заключения договора газоснабжения для коммунально-бытовых нужд с абонентом, заключает договор о транспортировке газа населению с газораспределительной организацией. Этот, второй договор (между поставщиком-Газпром-распределение и ГРО), назван - договором транспортировки газа.
3 Росс. газ. 2007. 22 июня. С. 12.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» утверждены одноименные Правила при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом (ЖСК) или иным специализированным потребительским кооперативом (СПК) договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Данные Правила применяются к отношениям:
- вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
- из указанного пункта следует, что Правила № 124 определяют общую процедуру заключения разных договоров: купли-продажи электроэнергии; поставки электрической энергии (мощности); договора теплоснабжения; договора горячего водоснабжения и (или) холодного водоснабжения: договора водоснабжения и водоотведения; договора поставки газа.
В данной связи трудно согласиться с тем, что названные Правила закрепили новый вид договора: ресурсоснабжения. Как уже правильно отмечается доцентов А.Ю. Москвичевым, газоснабжающие организации (системы РАО «Газпром», ГРО, горгазы и др.), имеющие право продавать газ или транспортировать его по своим газораспределительным сетям или обслуживать внутридомовое газовое оборудование (например, горгазы), заключают с жилищно-коммунальными организациями (управляющими организациями, ТСЖ, СПК, специализированными теп-лоснабженческими предприятиями и другими жилищно-коммунальными предприятиями и организациями) договоры поставки газа, а управляющие организации (или ТСЖ, или ЖСК) заключают с гражданами договоры на управление многоквартирным домом и предоставление коммунальных услуг, в которых условия договоров и фактические действия сторон о подаче гражданам газа и других энергетических ресурсов, как правило, включаются, наряду с
условиями о предоставлении им других жилищно-
1
коммунальных услуг .
1 Москвичев А.Ю. Гражданско-правовое регулирование договоров газоснабжения жилых помещений граждан: Дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. Ульяновск, 2009. С. 35.
Как отмечается в литературе, «сохранение такой схемы отношений обусловлено не косностью ресурсоснабжающих организаций (РСО) или их невосприимчивостью к изменениям законодательства, а нежеланием РСО иметь посредника между собой и населением». Хотя при такой схеме РСО могут «полностью потерять контроль за собираемостью платежей и вынуждены всецело полагаться на добросовестность плательщиков»2.
Ввиду нечеткости определения в названных и других Правилах содержания применяемых договоров, их наименования, конкретных действий участников договорных правоотношений выносятся невполне корректные судебные решения и постановления.
Общество с ограниченной ответственностью «Астраханская региональная компания по реализации газа» (далее - истец, поставщик газа) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к открытому акционерному обществу «Астраханьгаз-сервис» (ГРО)- далее - ответчик, газораспределительная организация) о понуждении последнего заключить договор транспортировки газа населению.
Решением суда первой инстанции от 11 февраля 2004 г. исковое требование удовлетворено. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 17 июня 2004 г. названные судебные акты отменил, в иске отказал. В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанного постановления суда кассационной инстанции ООО «Астраханская региональная компания по реализации газа» просила его отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения со ссылкой на неправильное применение судом кассационной инстанции норм материального и процессуального права.
Как было выяснено в суде первой инстанции, между поставщиком - ООО «Астраханская региональная компания по реализации газа» и газораспределительной организацией (ГРО) был заключен договор поставки газа населению от 31 декабря 2001 г. № 04-1-0003 со сроком действия по 31 декабря 2002 г. Истец - поставщик направил 1 декабря 2003 г. ответчику-ГРО проект договора транспортировки газа населению, однако последний от заключения договора транспортировки отказался, сославшись на наличие заключенного между истцом и управляющими
2 Михайлов Д. И. Механизм отношений по предоставлению коммунальных услуг // Право и государство: теория и практика. 2010. № 6(66). С. 52.
организациями в интересах граждан проживающих в МКД, договора поставки газа. Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что договор транспортировки газа является публичным и газораспределительная организация обязана его заключить в силу ст. 421 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации при наличии у нее возможности предоставить доступ к газовым сетям и оказать услуги по транспортировке газа. Между тем. По мнению членов Президиума ВАС, «публичный договор заключается между коммерческой организацией и потребителем. Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» под потребителем газа (абонентом, субабонентом газоснабжающей организации) понимается юридическое или физической лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья. Истец является газоснабжающей организацией, поставщиком газа, а не потребителем услуг». Таким образом, оспариваемое постановление суда кассационной инстанции об отказе в иске поставщику о понуждении ГРО заключить договор транспортировки газа является обоснованным. Учитывая изложенное, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 июня 2004 г. по делу № А06-2960-8/03 Арбитражного суда Астраханской области оставить без изменения, заявление поставщика, ООО «Астраханская региональная компания по реализации газа» - без удовлетворения1.
Нам представляется, что в данном случае требование поставщика газа было не о заключении договора по поставке газа населению (потребителям), а о заключении договора транспортировки с ГРО в пользу населения (потребителей) - граждан, поживающих в МКД. Президиум ВАС не вполне корректно прокомментировал суть ст. 426 ГК РФ, указав, что «публичный договор заключается между коммерческой организацией и потребителем». В действительности, в ст. 426 говорится не о потребителе, а
0 том, что коммерческая организация в силу особого характера своей деятельности обязана заключить договор «с каждым, кто к ней обратиться». Отсюда следует, что обращаться о понуждении публичного договора к коммерческой организации может не только потребитель. Так договор перевозки груза,
1 Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 5 апреля 2005 г. № 11857/04.
перевозчик обязан заключить и со снабженческо-сбытовой организацией-владельцем груза. Договор поставки газа или газоснабжения для коммунально-бытовых нужд поставщик (Газпромраспределение) обязан заключить с управляющей организацией, которая оказывает коммунальные услуги для потребителей. Договор транспортировки газа газоснабжающая организация (ГРО) обязана заключить с поставщиком (Газпромраспределение).
Как уже отмечалось выше, подобные некорректные постановления и решения судов в настоящее время должны быть исключены в связи утверждением Правил поставки газа для коммунально-бытовых нужд от 21 мая 2008 г. № 549.
Договор транспортировки газа непосредственно не указан (не поименован) в ГК РФ. Но это не означает, что непоименованный в ГК договор противоречит ГК РФ. В силу принципа свободы договор (ст. 421 ГК РФ) предприниматели и граждане могут заключать договор, как предусмотренный ГК, так и не предусмотренный ГК или иными правовыми актами.
Из ст. 421 ГК РФ можно сделать вывод, что законодатель отдал предпочтение принципу свободы договора при формировании и применении условий непоименованных (нетипичных) договоров. Но при этом, по мнению профессора В.Е. Лукьяненко, «в процессе толкования (уяснения содержания для себя и других) и применения непоименованных договоров следует выделить ряд стадий, в частности: 1) стадию формирования условий, прав и обязанностей самими сторонами договора; 2) стадию толкования договора сторонами; 3) стадию применения условий договора в процессе разрешения судебного спора, вытекающего из его заключения или исполнения2.
Как нами указывалось, управляющие организации потребителями не являются, так как они не используют газ, полученный от газоснабжающей организации (за исключением части энергоресурсов, используемых на собственные нужды). В данном случае речь может идти об оказании управляющими организациями, а также владельцами муниципальных газопроводов управленческих услуг гражданам в части организации заключения договоров с соответствующими газоснабжающими организациями3.
2 Лукьяненко В.Е. Договоры в сфере предпринимательской деятельности. Теория и практика (на примере сельского хозяйства). Ульяновск: Изд-во УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2003. С. 59-60.
3 Рамазанов М. Х. Правовые проблемы газоснабжения сельских поселений и домов граждан // Аграрное и земельное право. 2013. № 2. С. 50-55.
В Правилах постановления Правительства РФ № 410 под «внутриквартирным газовым оборудованием» понимаются не только газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, но и бытовое газоиспользую-щее оборудование, размещенное внутри квартиры гражданина.
Специфика газопровода, технических устройств, технологического оборудования и др. частей данного линейного объекта, в частности, состоит в том, что к эксплуатирующим его газораспределительным организациям (ГРО), управляющим организациям и иным лицам законодательством предъявляются особые требования к обеспечению его надлежащей безопасности.
Согласно п. 6-7 «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартир-ного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутри-квартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомо-вого и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО). В обычном (не аварийном) режиме ответ-свенность за ремонт, обслуживание и за безопасность «внутридомовой газовой трубы» и внутридо-мового газового оборудования (ВДГО) несет либо газотранспортная (газораспределительная) организация, либо управляющая организация в МКД (может быть ТСЖ или ЖСК) - на основе договора на ремонт и техническое обслуживание ВДГО, либо гражданин, получающий услуги по ремонту внутридомовых сетей и внутридомового газового оборудования (ВДГО) в соответствии с договором, заключенным им в индивидуальном порядке с организацией, получившей лицензию на ремонт и техническое обслуживание ВДГО в МКД.
Управляющая организация (заказчик) обязана также заключить со специализированной организацией и договор о проверке, очистке и ремонте дымовых и вентиляционных каналов в квартирах МКД.
Заказчиком может выступать представитель собрания собственников-владельцев помещений в МКД, или каждый гражданин, проживающий в МКД. Из действующих подзаконных нормативных правовых актов недостаточно ясно, будет ли эта проверка и очистка дымовых и вентиляционных каналов осуществляться в рамках договора управления МКД или в рамках договора на ремонт и техническое обслуживание ВДГО, или в на основе специального договора на очистку внутриквартирных дымовых и вентиляционных каналов, обеспечивающих вывод продуктов горения газа из квартир.
На практике, в случаях аварий на внутридомовых сетях, - ГРО, сетевые организации, в свое оправдание ссылаются на управляющие конторы или ТСЖ, а последние - на отсутствие соответствующего договора с гражданином или аварийно-диспетчерской фирмой.
Изложенные проблемы позволяют сделать следующие общие выводы.
Отношения по газоснабжению многоквартирных домов (МКД) и жилых помещений граждан регулируются системой договоров: договора газоснабжения для коммунально-бытовых нужд; транспортировки газа; управления многоквартирным домом; ремонта и технического обслуживания внутридомовых и внутриквартирных газовых систем и оборудования (ВДГО); проверки дымовых и вентиляционных каналов в жилом и нежилом помещениях. Полагаем, что в указанных Правилах необходимо закрепить норму, согласно которой ответсвенность за безопасность, техническое обслуживание и ремонт внутридомового газовых сетей, оборудования и внутриквартирного газоиспользующего оборудования (ВДГО и ВКГО), аварийно-диспетчерское обслуживание должен нети транспортировщик газа - организация, подающая газ в МКД по единому договору на транспортировку, обслуживание, ремонт внутридомового газовых сетей, оборудования и внутриквартирного газоиспользую-щего оборудования (ВДГО и ВКГО), аварийно-диспетчерское обслуживание, проверку дымовых и вентиляционных каналов в жилом и нежилом помещениях, сети которого присоединены к сетям газоснабжения. Даже при отсутствии указанного договора (но при фактическом присоединении своих сетей к сетям МКД) транспортировщик обязан немедленно выполнить все необходимые работы по предупреждению или устранению аварии в помещении.