Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПОДАЧИ ГАЗА ПОТРЕБИТЕЛЯМ'

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПОДАЧИ ГАЗА ПОТРЕБИТЕЛЯМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВИЛА ПОСТАВКИ ГАЗА 1998 Г. / THE RULES OF GAS SUPPLY OF 1998 / ПРАВИЛА ПОСТАВКИ ГАЗА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВЫХ НУЖД ГРАЖДАН ОТ 21.07.2008 Г. / THE RULES OF SUPPLY OF GAS FOR ENSURING HOUSEHOLD NEEDS OF CITIZENS OF 21.07.2008 / БЕЗОПАСНЫЕ ПРАВОВЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ КВАРТИР ГРАЖДАН / LEGAL AND TECHNOLOGICAL CONDITIONS OF GAS SUPPLY TO APARTMENTS OF CITIZENS / ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗОМ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И СОДЕРЖАНИИ ВНУТРИДОМОВОГО / RULES OF USE OF GAS IN TERMS OF ENSURING SECURITY IN THE USE AND MAINTENANCE OF INTRA-HOUSE / И ВНУТРИКВАРТИРНОГО ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ОТ 14.05.2013 № 410 / AND INTRA GAS EQUIPMENT PROVIDING UTILITY GAS SERVICE FROM 14.05.2013 № 410 / SAFE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукьяненко Владимир Евгеньевич, Ермошина Александра Андреевна, Гордеев Евгений Юрьевич, Лютов Дмитрий Львович, Карась Евгений Александрович

В статье рассматриваются степень ответственности поставщиков и газораспределительных организаций (ГРО) за техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования многоквартирных домов (МКД).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лукьяненко Владимир Евгеньевич, Ермошина Александра Андреевна, Гордеев Евгений Юрьевич, Лютов Дмитрий Львович, Карась Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal problems provide secure gas supply to consumers

The article defines the degree of responsibility of suppliers and distribution organizations (Gro) for the maintenance and repair of intra-house and intra gas equipment of apartment houses (MCD).

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПОДАЧИ ГАЗА ПОТРЕБИТЕЛЯМ»

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПОДАЧИ ГАЗА ПОТРЕБИТЕЛЯМ

ЛУКЬЯНЕНКО Владимир Евгеньевич,

доктор юридических наук,

профессор Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, профессор кафедры теории государства и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Ульяновский филиал), член Экспертного Совета при комитете Законодательного Собрания Ульяновской области по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды;

ЕРМОШИНА Александра Андреевна,

студентка Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Ульяновский филиал);

ГОРДЕЕВ Евгений Юрьевич,

старший юрисконсульт;

ЛЮТОВ Дмитрий Львович,

аспирант Ульяновского государственного университета;

КАРАСЬ Евгений Александрович,

студент Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова;

РАМАЗАНОВ Марс Ханяфиевич,

магистр управления, соискатель. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: в статье рассматриваются степень ответственности поставщиков и газораспределительных организаций (ГРО) за техническое обслуживание и ремонт внутри-домового и внутриквартирного газового оборудования многоквартирных домов (МКД).

The article defines the degree of responsibility of suppliers and distribution organizations (Gro) for the maintenance and repair of intra-house and intra gas equipment of apartment houses (MCD).

Ключевые слова: Правила поставки газа 1998 г., Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07.2008 г.; безопасные правовые и технологические условия газоснабжения квартир граждан; Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению от 14.05.2013 № 410.

The rules of gas supply of 1998, the Rules of supply of gas for ensuring household needs of citizens of 21.07.2008; safe, legal and technological conditions of gas supply to apartments of citizens; Rules of use of gas in terms of ensuring security in the use and maintenance of intra-house and intra gas equipment providing utility gas service from 14.05.2013 № 410.

В современных условиях без электроэнергии, газа, тепла и других видов энергии ни один гражданин или организация не могут обойтись. Вместе с тем проведенный анализ новых нормативно-правовых актов в сфере энергоснабжения граждан показал, что действующие законодательство не обеспечивает надежного, а, главное, безопасного энергоснабжения граждан энергией и энергетическими ресурсами.

Не способствуют правильному регулированию отношений в сфере обеспечения безопасного энергоснабжения и ресурсоснабжения потребителей и ошибочное понимание юридической природы работ и услуг, оказываемых управляющим организациями для граждан-потребителей.

В правовой литературе иногда делаются вывод в части того, что результат жилищно-ком-

мунальной услуги представляет собой нематериальное благо - комфортные условия жизни и деятельности потребителя, приобретаемые путем совершения исполнителем и потребителем согласованных действий или осуществления определенной деятельности по использованию через присоединенные сети материальных и энергетических ресурсов (вода, газ, электричество, тепло и т.п.) в целях удовлетворения бытовых потребностей и создания определенного сторонами уровня удобств в помещении1. Сами по себе - комфортные условия без установления четких количественных и качественных показателей этих условий - это скорее некий лозунг или призыв, но не правовая категория, позволяющая мобилизовать всех участников технологических и правовых отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства для надлежащего исполнения договорных обязательств в пользу граждан-потребителей.

В результате под предметом договора на управление многоквартирными домами (или) жилыми домами предлагается понимать не деятельность по подаче, поставке потребителям энергии и энергетических ресурсов (электроэнергии, теплоэнергии, газа, воды), а деятельность по управлению в целях создания комфортных условий жизни, которая осуществляется посредством постановки задачи (обеспечение стандартного уровня бытовых условий жизни и деятельности человека), планирования этапов достижения поставленной задачи, контроля и сравнительного анализа выполнения плана; координации заданий, а также обеспечения эффективного сотрудничества между различными исполнителями жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) .

Между тем, гражданам-потребителям нужны не управленческие услуги, постановка задач и их планирование, а результаты качественных работ, проведенных в процессе исполнения договора на управление многоквартирным домом. Гражданам для удовлетворения их коммунально-бытовых нужд необходимы энергия и энергоресурсы определенного давления,

1 Гулей М.И. Жилищно-коммунальные услуги как объект гражданско-правового регулирования в российской Федерации: Авто-реф. дисс. ... на соиск. канд. юрид наук. М., 2010. С. 14-15.

2 Там же.

температуры, частоты тока и т д., а также своевременное и полное проведение капитального и текущего ремонта их общедомовых и внутри-квартирных капитальных устройств, конструкций и энергетического оборудования.

Кроме того, термин - комфортные услуги не используется ни в ГК РФ, ни в договорах управления многоквартирным домом, ни в договорах поставки энергии и энергетических ресурсов. Гражданское право регулирует не деятельность - это предмет хозяйственного права, а имущественные и технологические отношения, возникающие в результате осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности в сфере ЖКХ всеми участниками гражданско-правовых отношений.

Следует, отметить, что в юридической литературе большинство ученых признают, что нормы ст. 539-548 ГК РФ регулируют только отношения по электроснабжению и теплоснабжению. Некоторыми авторами высказано мнение, что газоснабжение физических и юридических лиц подчиняется одним и тем же законам и правилам . Между тем законодательная практика Правительства РФ пошла по иному пути. К 2008 г. в рассматриваемой сфере появились два нормативно-правовых акта, которые разделили газоснабжение потребителей на два вида: коммерческое и коммунально-бытовое: помимо Правил поставки газа от 5 февраля 1998 г., с 2008 г. действуют Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21 июля 2008 г. № 549.

Особенно сложно проблема обеспечения безопасного ресурсоснабжения граждан-потребителей решается в сфере газоснабжения граждан. На сегодняшний день ситуация в сфере газоснабжения характеризуется наличием большого числа хозяйствующих субъектов, владеющих участками присоединенной сети, что ставит под сомнение бесперебойное, безопасное и качественное энергоснабжение отдельного потребителя.

Так, согласно п. 6-7 «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомо-

3 Яхонтова, А.А. Правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации: Гражданско-правовой аспект: Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 13.

вого и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 4101, работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквар-тирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (договор на ТОиР). Указанный договор заключается между заказчиком и исполнителем.

Первоначально в Правилах от 14 мая 2013 г. № 410 было предусмотрено, что правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомо-вого и (или) внутриквартирного газового оборудования может быть возложено только на газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.

Однако п. 7 Правил № 410 признали недействующим со дня вступления в силу Решения Верховного Суда РФ от 10 декабря 2013 г. № АКПИ13-826 в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирно-го газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.

Из решения Верховного Суда от 10 декабря 2013 г. № АКПИ13-826 следует, что договор на ремонт и техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирных газовых сетей и оборудования с управляющей организацией вправе заключить не только газораспределительная организация (ГРО), подающая газ, например, в сети многоквартирного дома (МКД), но и любая организация, имеющая лицензию на исполнение указанного договора.

По смыслу новой редакции Правил № 410 аварийно-диспетчерское обеспечение

1 Опубликованы на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 24 мая 2013 г.; СЗ РФ. 2013. № 21. Ст. 2648.

(АДО) внутридомового и (или) внутриквартирно-го газового оборудования, в том числе, устранение утечек газа и локализация аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой (АДС) специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию (п. 7 Правил № 410). Как следует из Правил, указанные обязанности исполняются АДС незамедлительно сразу же после поступления информации от заявителя об аварии или о ее угрозе (п. 7). По смыслу п. 7 Правил № 410, в случае аварийной ситуации, при необходимости, авариийно-диспетчерское обслуживание (работы по устранению аварий) должны производиться - без соблюдения требования о предварительном предупреждении заказчика в части обеспечения доступа в помещение гражданина, в котором расположено газо-использующее оборудование гражданина-заказчика . Для локализации аварий на внутридомо-вом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании, при необходимости привлекаются сотрудники полиции и (или) сотрудники подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с утвержденными планами взаимодействия (п. 7).

Важно подчеркнуть, что аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется специализированной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами без заключения отдельного договора об аварийно-диспетчерском обеспечении. Данное императивное правило означает, что даже в случае отсутствия договора на ТОиР (например, договор на ТОИР не заключен в связи наличием преддоговорного спора между участниками правоотношений по подаче газа в МКД; замене управляющей организации после проведения конкурса; выбора собственниками на общем собрании собственников многоквартирного дома (МКД) другой управляющей организации), аварийное обслу-

2 Общие требования о предварительном предупреждении заказчика и порядок такого предупреждения предусмотрены пунктами 48-53 Правил и (или) требования о приостановлении подачи газа, предусмотренного пунктом 81 настоящих Правил.

живание МКД должна осуществлять прежняя служба аварийно-диспетчерской организации (АДО) в соответствии с ранее заключенным договором на ТОиР.

Если исходить из текста п. 17 Правил №410 можно сделать вывод, что заказчиком по договору на ТОИР и аварийно-диспетчерское обслуживание могут быть три разных субъекта. Как предусмотрено в п. 17 Правил № 410, заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внут-риквартирного газового оборудования являются: а) в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме -собственники таких помещений; б) в отношении внутридомового газового оборудования в домовладении - собственник домовладения; в) в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.

Однако более детальный анализ позволяет сделать вывод, что п. 17 Правил № 410 предусматривают, как минимум, пять вариантов выявления вероятного заказчика по договору на ТОИР.

1. Заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома (МКД), может быть управляющая организация в МКД, товарищество собственников жилья (ТСЖ).

2. Заказчиком по договору на ТО-ИР может выступать и индивидуальный предприниматель, являющийся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению. Очевидно, имеются в виду предприниматели, которые обслуживают так называемые «крышные котельные» в МКД.

3. При непосредственном управлении многоквартирным домом (МКД) собственниками помещений в многоквартирном доме -

заказчиками должны быть все собственники таких помещений или кто-то из них один по генеральной доверенности от остальных собственников или решению общего собрания собственников квартир в МКД.

4. В отношении внутридомового газового оборудования в индивидуальном домовладении - собственник индивидуального домовладения.

5. В отношении внутриквартирного газового оборудования (газовых плит, водонагревателей, проточных конверторов) - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения (квартиры или иного помещения), в котором размещено такое оборудование.

Полагаем, что п. 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410, необходимо уточнить, предусмотрев все пять вариантов определения заказчика по договору на ТОИР.

Постановлением № 410 определено,что замена внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования осуществляется только специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО (ВКГО). Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения

В соответствии с Порядком содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 26 июня 2009 г. № 239, при выявлении фактов самовольной замены внутридомового (внутри-квартирного) газового оборудования специализированная организация (ка правило, ГРО), осуществляющая ТО ВДГО (ВКГО), обязана отключить газоиспользующее оборудование от сети газопотребления и сообщить о факте самовольной замены в контролирующие органы.

Согласно п. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установле-

но договором с такой организацией (ч. 15 введена Федеральным законом от 4 июня 2011 г. № 123-ФЗ). Таким образом, можно сделать вывод, что по общему правилу, при отсутствии отдельного (кроме договора управления многоквартирным домом) договора на техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) внутридомового и внут-риквартирного газового оборудования и газовых сетей со специализированной организацией ответственность за ремонт и обслуживание внут-ридомовых газовых и иных сетей несет не поставщик ресурсов и энергии или сетевая организация (ГРО), а управляющая организация.

В научных публикациях отмечается несовершенство указанной нормы. По мнению профессора В.Е. Лукьяненко, из Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21 июля 2008 г. № 549 можно сделать вывод о том, что обслуживание внутридомовых инженерных газовых сетей и оборудования должно осуществляться или ГРО, или организациями, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме, т.е. гражданами по специальному договору на ремонт и обслуживание (ТОиР) внутри-домовых газовых сетей и внутриквартирного газового оборудования ВДГО (п. 7). В результате отсутствия четкой определенности с организацией, которая бы одна отвечала за ремонт и техническое обслуживание, а также за аварийные ремонты газовых сетей и оборудования, безопасность газоснабжения граждан зависит от того, заключил или не заключил гражданин с ремонтно-обслуживающей организацией договор на ремонт и техническое обслуживание внутриквартирных газовых сетей с ГРО. При этом указанные плановые ремонтные или аварийные работы могут выполняться и в рамках договора управления многоквартирным домом (МКД), заключаемого управляющей организацией со всеми собственниками и нанимателями

1

квартир, проживающим в доме .

1 Лукьяненко В.Е., Москвичев А.Ю. Правовые проблемы обеспечения безопасного снабжения энергией и энергетическими ресурсами граждан и защиты их прав Аграрное и земельное право. 2011. № 9. С. 71-77; Лукьяненко В.Е. Правовые проблемы защиты прав граждан в сферах энергоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) // Вестник московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 175-180; Лукьяненко В.Е. Проблемы реализации законности в сферах энергоснабжения граж-

Как следует из ранее действовавших Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307), управляющая организация обязана, заключить с гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах -договор на управление многоквартирным домом. В результате отношения по энергоснабжению, в том числе, по газоснабжению по воле законодателя» «трансформированы» в правоотношения по предоставлению гражданам не энергии и газа, а в отношения по предоставлению гражданам «коммунального ресурса». Постановление правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, утвердившее новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, указанные противоречия не разрешило.

Теперь согласно ст. 161 ЖК РФ (в ред. Закона от 4 июня 2011 г. № 122) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, за ремонт и обслуживание внутридомовых электрических, газовых и иных сетей несет не поставщик ресурсов и энергии, а управляющая организация. Между тем п. 2 ст. 543 ГК РФ по-прежнему возлагает обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности энергетических сетей на энергоснабжающую организацию. При этом п. 2 ст. 543 ГК РФ не разделяет энергетические сети на внешние, находящиеся во владении энергоснабжающих организаций или управляющих организаций, и на сети внутридомовые, принадлежащие на праве общей долевой собственности гражданам многоквартирного или индивидуального жилого дома. И эта норма правильная, поскольку отражает тех-

дан и жилищно-коммунального хозяйства // Научные труды РА-ЮН. Вып. 14. В 2-х т. Т. 2. М.: Юрист, 2014. С. 293-297 и др.

нологические особенности подачи энергии и энергоресурсов через присоединенные сети. Процесс подачи их в жилые дома граждан непрерывен, обеспечение физических процессов подачи энергии и энергоресурсов в квартиры граждан не должно зависеть от того, кто имеет права владения на электрические и другие сети: поставщики энергии и энергоресурсов или управляющие организации.

В заключение нельзя не отметить, что специфика газопровода, технических устройств, технологического оборудования и других частей данного линейного объекта, в частности, состоит в том, что к эксплуатирующим его газораспределительным организациям (ГРО), управляющим организациям и иным лицам законодательством предъявляются особые требования к обеспечению его надлежащей безопасности. Газопровод, как опасный сложный объект и единый недвижимый комплекс

(ЕНК) требует особого отношения к себе до, и после ввода его в эксплуатацию.

С учетом выше изложенного, полагаем, что п. 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410, необходимо уточнить, предусмотрев все пять вариантов определения заказчика по договору на ТОИР.

Технически «подающая и присоединенная сеть» («газоснабжающая труба и присоединенная труба» - внутридомовой газопровод) -едины, нераздельны. Поэтому целесообразно в указанных Правилах закрепить норму, согласно которой за подачу газа в дом и за безопасность газоснабжения потребителей, проживающих в доме, должна отвечать организация, непосредственно подающая газ в дом по единой «газоснабжающей и присоединенной трубе» с момента первого фактического присоединения к внутридомовой сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.