Гражданское право
ПРАВОВЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДАЧИ ГАЗА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВНУТРИКВАРТИРНОГО ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ В КВАРТИРАХ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В МНОГОКВАРТИНЫХ ДОМАХ (МКД)
ЛУКЬЯНЕНКО Владимир Евгеньевич,
доктор юридических наук, профессор, член Экспертного Совета
при комитете Законодательного Собрания Ульяновской области по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды;
ЛЮТОВ Дмитрий Львович,
аспирант Ульяновского государственного университета;
КАРАСЬ Евгений Александрович,
студент Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова;
РАМАЗАНОВ Марс Ханяфиевич,
магистр Университета «Северная Вирджиния». E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье рассматриваются отличия поставок газа для предпринимателей от подачи газа в многоквартирные дома для бытовых нужд граждан; основные нормативно-правовые акты в сфере газоснабжения потребителей; определяется степень ответственности поставщиков и газораспределительных организаций (ГРО) за техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартир-ного газового оборудования многоквартирных домов (МКД).
The article discusses the differences in the supply of gas for businesses from the gas supply to the apartment buildings for domestic needs of citizens; the main normative legal acts in the sphere of gas supply to consumers; to determine the degree of liability of providers and gas distribution companies (Gro) for the maintenance and repair of intra-house and intra gas equipment of apartment houses (MCD).
Ключевые слова: правила поставки газа 1998 г., Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07.2008 г.; безопасные правовые и технологические условия газоснабжения квартир граждан.
The rules of gas supply of 1998, the rules of supply of gas for ensuring household needs of citizens from 21.07. 2008; safe legal and technological conditions of gas supply to apartments of citizens.
В настоящее время, помимо Правил поставки газа от 5 февраля 1998 г. 1, с 2008 г. действуют Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21 июля 2008 г. № 549.
Согласно п. 5 Правил от 5 февраля 1998 г. поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.
Согласно ч. 2 п. 5 Правил поставки газа 1998 г. (в ред. от 23 июля 2015 г.) договор поставки газа
1 СЗ РФ. № 6. Ст. 770.
должен соответствовать требованиям параграфа 3 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если буквально понимать предписание нормы ч. 2 п. 5 Правил, то можно сделать вывод о том, что конкретный договор поставки газа должен соответствовать всем императивным и диспозитивным нормам ст. 506-524 ГК РФ о договоре поставки.
Однако такое буквальное понимание ч. 2 п. 5 Правил поставки газа, как нам представляется, противоречило бы существу технологии подачи газа потребителям. Вероятно, в процессе толкования предписания нормы ч. 2 п. 5 Правил поставки газа 1998 г. необходимо учитывать норму п. 1 ст. 6 ГК РФ. В ней закреплено правило, смысл которого сводится к то-
му, что к гражданским правоотношениям, «прямо не урегулированным гражданским законодательством», если это не противоречит существу таких правоотношений, «применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)». Следовательно, применять к отношениям по поставке газа допустимо только такие нормы ст. 506-524 ГК РФ, которые не противоречат существу технологии подачи газа потребителям через присоединенную сеть. Указанные специальные Правила и издаются для того, чтобы в правовой форме учесть особенности технологии подачи газа, как для предпринимательской деятельности, так и для бытовых нужд граждан. Те нормы ГК РФ, которые не учитывают особенности подачи газа в МКД, не должны применяться к договорным правоотношениям между поставщиком газа и покупателем. Отсюда следует и вывод, что возможно применять только нормы ст. 506-524 ГК РФ, «подходящие», «применимые», не противоречащие технологическим особенностям подачи газа потребителям для предпринимательской деятельности, и для коммунально-бытовых нужд. Как уже указывалось, для учета этих особенностей и действуют два разных акта: Правила поставки газа от 5 февраля 1998 г. и Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21 июля 2008 г. № 549.
Вряд ли возможно применять правила п.1-2 ст. 514 ГК РФ, согласно которым, при отказе покупателя от приемки переданного поставщиком товара он обязан обеспечить сохранность этого товара (принять товар на ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика, а поставщик обязан вывезти товар, принятый покупателем (получателем) на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок (п. 1-2 ст. 514 ГК РФ). Понятно, что газ - не тот товар, который можно «складировать или положить на полку». По технологическим причинам нельзя применять к договорным отношения по поставкам и подаче газа и правило ст. 518 ГК РФ. Согласно ст. 518 ГК покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475ГК РФ. В соответствии с названной статьей, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного
устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Указанные последствия не актуальны по той причине, что газ очень редко не отвечает по своему качеству ГОСТу. Газ это «не автомобиль», недостатки которого могут быть устранены в разумный срок. Покупатель, как нам представляется, только вправе обсудить с поставщиком возможность уменьшения цены за те месяцы поставки газа, которые не соответствовали по давлению. Согласно п. 18 Правил поставки газа 1998 г. предусмотренное договорами поставки газа и его транспортировки давление газа поддерживается при условии выборки его покупателем в пределах суточной нормы поставки газа. Следовательно, давление газа зависит не только от поставщика, но и от надлежащего исполнения обязанности по выборке газа покупателем в пределах суточной нормы.
С учетом выше изложенных примеров из судебной практики и наших аргументов представляется логичнее и правильнее указать на возможность применения к отношениям, складывающимся при поставках газа, только тех правил, предусмотренных в ст. 506-524 ГК РФ, которые не противоречат как сущности самого газа, как особого товара и материального объекта правоотношения по поставкам, так и технологическим особенностям подачи газа потребителям.
В результате проводимой реформы жилищно-коммунального хозяйства в МКД проживает значительное количество собственников жилых помещений. На этих граждан специальные правила возлагают значительную долю ответственности за обеспечение их квартир энергией и энергетическими ресурсами, поддержание энергетических сетей в исправном и безопасном для эксплуатации состоянии.
Однако как уже неоднократно отмечалось в литературе, по-прежнему ответсвенность за безопасность подачи газа в квартиры граждан, проживающих в МКД разделена, как минимум, между тремя организациями: транспортировщиком газа (ГРО) до стены МКД, управляющей организацией и специализированной организацией, имеющей лицензию на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газовых сетей, оборудования и внутриквартирного газоиспользующего оборудования (ВДГО и ВКГО). Права граждан в сфере газоснабжения их квартир реализуются далеко не всегда.
Новые правила в сфере газоснабжения и
оказания гражданам жилищно-коммунальных услуг содержит ряд положений, которые не в полной мере отвечают интересам собственников жилых помещений. При множественности участников правоотношений в сфере обеспечения газом МКД возникают сложности с определением основного лица, ответственного за безопасность газоснабжения МКД. Пропуски установленных сроков техобслуживания или ремонтов внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО), несвоевременное заключение договоров, преддоговорные споры, разногласия по способу управления МКД, необоснованные отказы от их заключения управляющей организацией или газораспределительной организацией (ГРО не способствуют надлежащему обеспечению безопасности газоснабжения граждан, проживающих в МКД)1.
С 1 июня 2013 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при пользовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». Принятое постановление определяет, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО, ВКГО) имеют право выполнять только специализированные организации на основании соответствующего договора. Обычно такими специализированными организациями являются региональный «ОАО «Газпром газораспределение» или филиалы.
Многие потребители природного газа считают, что инициатива заключения договоров на ремонт и ТО должна исходить от газовиков. Это ошибочное суждение. Такой договор нужен в первую очередь самим владельцам газового оборудования. Регулярное техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение являются гарантией надежной и безаварийной эксплуатации газовых приборов, установленных в квартирах граждан, а значит, залогом нашей с вами безопасности.
1 Лукьяненко В.Е., Гришина А.Е., Рамазанов М.Х. Правовые проблемы подключения сельских поселений к сетям газораспределительных организаций // Аграрное и земельное право. 2012. № 7(91). С. 35-41; Лукьяненко В.Е., Рамазанов М.Х., Гришина А.Е. Юридико-технические особенности газопровода как объекта правоотношений по газоснабжению сельских поселений // Аграрное и земельное право. 2012. № 8(92). С. 9-15; Лукьяненко В.Е., Рамазанов М.Х., Москвичев А.Ю., Петренко В.В. Законодательство в сфере газоснабжения сельских поселений и многоквартирных домов // Аграрное и земельное право. 2012. № 9(93). С. 37-45; Лукьяненко В.Е. Проблемы реализации законности в сферах энергоснабжения граждан и жилищно-коммунального хозяйства. Научные труды Российская академия юридических наук (РАЮН). Вып. 14: в 2 т. Т. 2. М.: Изд-во Юрист, 2014. С. 293-297 и др.
И инициатором заключения договора со специализированной организацией должен выступать именно собственник газоиспользующего оборудования: в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая компания или товарищество собственников жилья, в отношении внутридомового газового оборудования в домовладении - собственник домовладения; в отношении внутриквартирного газового оборудования -собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
Специализированная организация также может по собственной инициативе предложить гражданину заключить соответствующий договор и направить в его адрес оферту (заявку).
Наличие договора о техническом обслуживании ВДГО (ВКГО) является обязательным условием осуществления газоснабжения потребителей. Эта норма закреплена и постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Договоры, заключенные до 1 июня текущего года не противоречат требованиям 410-го постановления Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 и действуют до момента их исполнения обеими сторонами. Если потребитель природного газа не имеет такого договора или желает его перезаключить, он может обратиться в специализированную организацию по месту жительства и заключить соответствующий договор.
Раньше за жителей многоквартирных домов договор со специализированной организацией на ТО ВДГО заключали управляющая компания (УК) или товарищество собственников жилья (ТСЖ).
С 1 сентября 2012 г. договоры на техническое обслуживание общего имущества многоквартирных домов и внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) стали заключаться раздельно: УК и ТСЖ обязаны были заключать договоры только на ТО имущества, находящегося в общей собственности многоквартирного дома, а договоры на ТО ВКГО заключали непосредственно собственники или наниматели жилых помещений. В упомянутом выше постановлении № 410 даны соответствующие уточнения.
В постановлении Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 предусмотрено, что собственник газового оборудования, проживающий в многоквар-
тирном доме, может делегировать свои полномочия по заключению договора на ремонт и техническое обслуживание: лицу из числа собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченном на общем собрании собственников многоквартирного дома; управляющей организации; товариществу собственников жилья или кооперативу. Для решения вопроса о возложении обязанности по заключению договора на ремонт и ТО на управляющую организацию или владельцев квартир необходимо собрать общее собрание жильцов многоквартирного дома, на котором должно быть принято соответствующее решение.
Согласно постановлению № 410 техническое обслуживание наружных газопроводов, входящих в состав внутридомового газового оборудования осуществляется со следующей периодичностью: обход трасс надземных и (или) подземных газопроводов - не реже 1 раза в год; приборное обследование технического состояния газопроводов - не реже 1 раза в три года. Техническое обслуживание внутренних газопроводов, входящих в состав внутридомово-го и внутриквартирного газового оборудования - не реже 1 раза в год.
Что касается газовых плит, котлов и водонагревателей, относящихся к внутридомовому (внутри-квартирному) газовому оборудованию, то их техническое обследование осуществляется не реже 1 раза в три года, если иное не установлено изготовителем этого оборудования (например, для газовых котлов - периодичность 1 раз в год). По истечении установленного изготовителем срока службы (если в паспорте оборудования не указано, то более 15 лет) газоиспользующее оборудование может эксплуатироваться только при наличии положительного заключения по результатам его технического диагностирования в течении срока, указанного в этом заключении, и при его техническом обслуживании не реже 1 раза в год.
Однако граждане, желая сэкономить, самовольно, без привлечения специалистов, иногда занимаются ремонтом и заменой газовых плит, котлов, водонагревателей, не задумываясь о том, что тем самым они не только нарушают закон, но и ставят под угрозу жизнь и безопасность членов своей семьи и окружающих, целостность квартир и домов.
Постановлением № 410 определено, что замена внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования осуществляется только специализированной организацией в рамках исполнения дого-
вора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО (ВКГО). Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.
В соответствии с Порядком содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 26 июня 2009 г. № 239, при выявлении фактов самовольной замены внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования специализированная организация, осуществляющая ТО ВДГО (ВКГО), обязана отключить газоиспользующее оборудование от сети газопотребления и сообщить о факте самовольной замены в контролирующие органы.
Таким образом, организационные обязанности по заключению договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых энергетических сетей, а также оборудования газовых сетей, в противоречии с п. 2 ст. 543 ГК РФ стали возлагаться на сельских и городских граждан - потребителей энергии и энергетических ресурсов. Подачу же энергии и газа во внутридомовые сети по-прежнему осуществляют энергоснабжающие организации: сетевые организации, гарантирующие поставщики, газоснабжающие организации, газораспределительные организации (ГРО) и т.п.
Нет полной ясности в части единого субъекта договорных отношений, отвечающего за обслуживание внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.
Минрегион России в письме от 18 июня 2009 г. № 18629-СК/14 «О разъяснении по вопросу ответственности за обслуживание внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме», которое касается вопросов содержания и обслуживания ВДГО, с одной стороны, указывает, что ответственным за содержание ВДГО является абонент. Абонент - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. В многоквартирном доме абонентами газоснабжающей организации являются собственники помещений.
Согласно п. 129 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила 354), потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию
внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования. С другой стороны, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме (потребители) заключили договор управления с управляющей организацией, безопасная эксплуатация внутридомового газового оборудования обеспечивается управляющей организацией согласно п. 131 Правил 354, путем организации аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей и заключения договора со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования1.
В письме нет ответа на вопрос о том, кто несет ответственность за безопасность работы внутриквартирного газового оборудования в тех случаях, когда управляющая организация не успела заключить такой договор или вообще отказывается его заключить. На данный вопрос не всегда можно получить надлежащий ответ и в материалах арбитражной практики.
Истец, прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону, обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая организация «Гармония» о признании незаконным бездействия данной организации, не обеспечившей техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования (ВДГО) в части осуществления безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в ходе предоставления коммунальной услуги по газоснабжению. С учетом действующего законодательства суд признал обоснованными требования прокурора о признании бездействия ответчика, ООО «Управляющая организация «Гармония», выражающегося в уклонении от проведения технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования, незаконным. Было удовлетворено и требование прокурора о возложении на управляющую организацию устранить нарушения требований жилищного законодательства2.
Хотя по действующим Правилам поставки газа 2008 г. поставщик - Региональный «Газпромраспре-деление» или ГРО - вправе ограничить газоснабжение абонента за отказ абонента от технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования.
1 Информационный бюллетень «Законодательные и нормативные документы в жилищно-коммунальном хозяйстве». 2010. № 4.
2 Из решения Кировского районного суда г. Ростов-на Дону от 17
декабря 2014 г. г. по делу № 2-9192/2014 г.
Подача газа может быть восстановлена ГРО после устранения всех замечаний со стороны организации, обслуживающей ВДГО. Однако повторное подключение будет не бесплатным. Стоимость затрат на восстановление газоснабжения абонента зависит от ряда обстоятельств, в частности, от того, какое оборудование нужно подключить, каким именно образом было перекрыто газоснабжение (использовалась ли сварка для обрезки вводной трубы или на вводную газовую трубы была поставлена заглушка и т. д.). Затраты поставщика (ГРО) на выполнение работ по восстановлению газоснабжения абонента также зависят и от количества потребителей, которым временно приостанавливается газоснабжение с проведением работ при восстановлении газоснабжения абонента.
Порой, подача газа в МКД приостанавливается или ограничивается в связи с неопределенностью вопроса о сроке действия договора на ремонт и техническое обслуживание (ВДГО).
Краснокамский филиал ЗАО «Газпром-газораспределение Пермь» в декабре 2013 г. уведомил ТСЖ о расторжении договора на ремонт и техническое обслуживание (ВДГО), предложив заключить новые договоры, в которых оплата предусмотрел обязанности абонента по оплате газа единовременно за три года поставок. В связи с многочисленными жалобами жителей, ТСЖ заключили краткосрочные договоры на ТОиР с Краснокамским филиалом ЗАО «Газпром газораспределение Пермь», при условии, что по результатам рассмотрения в Арбитражном суде и Антимонопольной службе договоры могут быть пересмотрены. Подача газа была возобновлена3.
С 1 июня 2013 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при пользовании и содержании внутридомового и внутриквартир-ного газового оборудования».
Принятое постановление определяет, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО, ВКГО) имеют право выполнять только специализированные организации на основании соответствующего договора. Обычно такими специализированными организациями являются ГРО.
Важно отметить, что аварийно-диспетчер-
3 Ромин А.В. Главный инженер Краснокамского филиала ЗАО «Газпром газораспределение Пермь». Вечерний Краснокамск. 27 июля 2015 г.
ское обеспечение (АВО) внутридомовых сетей и газового оборудования может осуществляться специализированной организацией в соответствии с Правилами № 410 без заключения отдельного договора об аварийно-диспетчерском обеспечении (АВО). Если специализированная организация не заключила или отказалась заключить обязательный договор на техническое обслуживание и ремонт ВДГО, а Правилами № 410 допускается бездоговорное обслуживание, то в правовом аспекте не вполне определен субъект, однозначно ответственный за аварийно-диспетчер-ское обеспечение МКД. Таким образом, в законодательстве по-прежнему не определен единый субъект, отвечающий за безопасность газоснабжения граждан, проживающих в МКД, в случаях временного отсутствия договора с управляющей организацией или специализированной организацией, в частности, с ГРО.
На основании всего выше изложенного полагаем необходимым в указанных Правилах закре-
пить норму, согласно которой ответсвенность за безопасность, техническое обслуживание и ремонт внутридомового газовых сетей, оборудования и внутриквартирного газоиспользующего оборудования (ВДГО и ВКГО), аварийно-диспетчерское обслуживание должен нести транспортировщик газа - организация, подающая газ в МКД по единому договору на транспортировку, обслуживание, ремонт внутридомового газовых сетей, оборудования и внутриквар-тирного газоиспользующего оборудования (ВДГО и ВКГО), аварийно-диспетчерское обслуживание, проверку дымовых и вентиляционных каналов в жилом и нежилом помещении, сети которого присоединены к сетям газоснабжения. Даже при отсутствии указанного договора (но фактическом присоединении сетей транспортировщика к сетям МКД) транспортировщик обязан немедленно выполнить все необходимые работы по предупреждению или устранению аварии в жилом помещении.