tific articles of the II all-Russian scientific and practical conference with international participation, Surgut, pp. 140-143.
18. Smirennikova, E.V., Ukhanova, A.V and Voronina, L.V. (2018), "Review of modern methodological approaches to the assessment of demographic potential", Fundamental study, No. 11-2, pp. 307-313.
19. Fonsova, N.A. and Shestova, I.A. (1988), "The function of counting time as the basis of individual adaptive activity of the nervous system", Scientific reports of the higher school. Biological Sciences, No. 3, pp. 59-72.
20. Merdenova, L.A., Takoeva, E.A., Tagaeva, I.R. and Nartikoeva, M.I. (2018), "Characteristics of the General state of the organism by indicators of individual perception of time", Bulletin of new medical technologies, Vol. 25, No. 4, pp. 96-100.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.05.2020
УДК 796.433.1
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАГРУЗОК В ОТДЕЛЬНЫХ МИКРОЦИКЛАХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА ПОДГОТОВКИ ТОЛКАТЕЛЕЙ ЯДРА
Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Робертович Кузекевич, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация
Определение направленности и величины нагрузки является значимым фактором тренировочного процесса, обусловленным, с одной стороны стремлением, постоянного увеличения нагрузки, с другой - недопустимости перетренированности спортсменов. Предложен вариант построения тренировочного процесса толкателей ядра в подготовительном периоде с определением направленности, величины, и пиковости нагрузок, который позволил существенно повысить уровень специальной физической подготовленности толкателей ядра высокой квалификации. Так в конце подготовительного периода на тренировочном сборе средние результаты скоростных, скоростно-силовых и силовых показателей увеличились на 11,0% (р <0,05). Результаты исследования могут быть использованы в процессе спортивной подготовки легкоатлетов высокой квалификации, специализирующихся в толкании ядра.
Ключевые слова: тренировочные нагрузки, толкание ядра, подготовительный период, физическая подготовка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p369-373
DIFFERENTIATION OF LOADS IN INDIVIDUAL MICROCYCLES OF THE PREPARATORY PERIOD FOR PREPARING THE SHOT PUTTERS
Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Robertovich Kuzekevich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk
State University
Abstract
Determining the direction and magnitude of the load is a significant factor in the training process, due, on the one hand, to the desire to constantly increase the load, on the other-the inadmissibility of the overtraining athletes. The proposed version of the training process construction of the shot putters in the preparatory period with the determination of the direction, magnitude and peak loads allowed to significantly increasing the level of special physical fitness of highly qualified shot putters. So, at the end of the preparatory period at the training camp, the average results of speed, speed-power and power indicators increased by 11.0% (p <0.05). The results of the study can be used in the process of sports training of the athletes who specialize in shot put.
Keywords: training loads, shot put, preparatory period, physical training.
Толкание ядра является скоростно-силовым видом легкой атлетики, а значит, требует от атлета проявления большой силы в максимально короткий промежуток времени. При этом спортсмен должен обладать большой мышечной массой, отличной координацией и соответствующими антропометрическими данными [1, 2, 5].
Помимо развития общей силы должна развиваться и специальная. Это значит, что необходимо подбирать такие упражнения, которые будут повторять определенную часть соревновательного упражнения или его в целом, но с большими отягощениями, что позволит развивать именно те крупные и мелкие мышцы, которые включаются в работу при метании снаряда [4, 6]. Для проведения эксперимента на констатирующем этапе мы подобрали тестовые испытания для определения уровня развития собственно силовых и скоростно-силовых способностей [3, 8].
Наше исследование проводилось на базе Иркутской школы высшего спортивного мастерства с марта по май 2019 года. В нем приняло участие 8 спортсменов (3 мастера спорта и 5 кандидатов в мастера спорта) в возрасте от 19 до 25 лет.
Формирующий эксперимент заключался:
- в разработке содержания тренировочного процесса, направленного на специальную физическую подготовку скоростной, силовой и скоростно-силовой направленности;
- апробации методики физической подготовки в подготовительном периоде толкателей ядра на этапе углубленной подготовки на основе дифференциации нагрузки.
Систематический контроль уровня, собственно-силовой, и скоростно-силовой подготовки толкателя, является одной из основных составляющих всей спортивной тренировки. Оценка уровня развития необходимых качеств позволила нам судить о том, насколько эффективно была подобрана тренировочная работа, что даёт возможность вовремя внести необходимые коррективы в процесс подготовки метателя [7].
Для анализа специальной физической подготовленности нами были подобраны тесты, цель которых - выяснить уровень и сдвиги в развитии силовых, скоростных и ско-ростно-силовых качеств у легкоатлетов-толкателей, а именно: бег 30 м; челночный бег 3 по 10 м; жим штанги лёжа; приседание со штангой; прыжок в длину с места; швунг толч-ко вый; тяжелоатлетический рывок; взятие штанги на грудь [7, 8]. Тестирование толкателей ядра проводилось в начале и конце подготовительного периода.
В нашем исследовании подготовительный период (3 месяца с апреля по май на базе тренировочного сбора) был структурирован посредством специально разработанных 7 микроциклов, которые в зависимости от целевых задач делились на втягивающие, ударные, восстановительные и разгрузочные, продолжительностью от 7 до 14 дней (таблица 1).
Таблица 1 - Тренировочный план подготовительного периода подготовки толкателей ядра
Микроцикл Вид подготовки Вид цикла Величина нагрузки Пиковость нагрузки
1 мезоцикл
1 микроцикл ОФП Втягивающий Малый объем + Малая интенсивность Без пиковый
2 микроцикл СФП общефизической направленности Раскачивающий Средний объем + Средняя интенсивность. Одно пиковый
3 микроцикл 1 неделя СФП соревновательной направленности Раскачивающий Большой объем + Средняя интенсивность. Трех пиковый
3 микроцикл 2 неделя СФП соревновательной направленности Раскачивающий Большой объем + Большая интенсивность. Двух пиковый
2 мезоцикл
4 микроцикл 1 неделя СФП соревновательной направленности Ударный Большой объем + Средняя интенсивность. Двух пиковый
4 микроцикл 2 неделя СФП соревновательной направленности Ударный Средний объем + Большая интенсивность. Одно пиковый
5 микроцикл 1 неделя СФП: развития скоростных качеств Ударный Средней объем + Значительная интенсивность. Двух пиковый
Микроцикл Вид подготовки Вид цикла Величина нагрузки Пиковость нагрузки
5 микроцикл 2 неделя СФП: развитие скоростно-силовых качеств с акцентом на силу Ударный Средней объем + Значительная интенсивность. Двух пиковый
6 микроцикл 1 неделя СФП: развитие скоростно-силовых качеств с акцентом на силу Ударный Значительный объем + Значительная интенсивность. Двух пиковый
6 микроцикл 2 неделя СФП: развитие скоростно-силовых качеств с акцентом на скорость Ударный Значительный объем + Значительная интенсивность. Двух пиковый
7 микроцикл 1 неделя СФП: развитие скоростно-силовых качеств с акцентом на скорость Ударный Значительный объем + Средняя интенсивность. Двух пиковый
7 микроцикл 2 неделя СФП: упражнения технической подготовки Разгрузочный Средний объем + Малая интенсивность. Трех пиковый
Для каждого микроцикла в зависимости от целевых задач, нами были разработаны комплексы специализированных беговых, прыжковых и силовых упражнений, направленных на повышение отдельных физических качеств. Определены объём, интенсивность и сложность нагрузки, в зависимости от её направленности подобраны пиковые характеристики в отдельных тренировочных занятиях [3, 4].
В конце подготовительного периода было проведено контрольное тестирование. Результаты тестирования представлены в таблицах 2, 3.
Тестирование скоростных качеств в конце подготовительного периода показало, что в беге на 30 м разница результатов в начале и конце подготовительного периода равнялась 0,13 сек.; результат челночного бега 3*10 имел следующие значения: в начале подготовительного периода 7,58; в конце периода 7,52 (таблица 2).
Таблица 2 - Уровень развития скоростных и силовых качеств в начале и конце подготовительного периода____
№ Тест Этап подготовительного периода Исходные данные Достоверность различий
> M 5
1 Бег 30 (сек) В начале эксп-та 4,50 0,10 0,28 р<0,05
В конце эксп-та 4,37 0,09 0,24
2 Челночный бег 3 по 10 (сек) В начале эксп-та 7,58 0,13 0,35 р>0,05
В конце эксп-та 7,52 0,12 0,33
3 Жим штанги лежа (кг) В начале эксп-та 176,8 7,3 19,2 р<0,05
В конце эксп-та 186,2 6,7 17,5
4 Приседание со штангой (кг) В начале эксп-та 176,9 8,24 20,05 р<0,05
В конце эксп-та 192,5 8,46 21,10
За счет правильно подобранных упражнений, направленных на развитие силовых качеств (приседаний со штангой, выпрыгивания с весом, захождение со штангой на высоту, выпады со штангой и др.) был получен наибольший прирост результатов из всех исследуемых характеристик при достоверно значимых различиях (таблица 2).
Тестирование силовых качеств в конце эксперимента показало, что жим штанги в начале подготовительного периода - 176,8 кг, в конце - результат равнялся 186,2 кг; результат приседания со штангой имел следующие значения: в начале подготовительного периода - 177,5 кг; в конце подготовительного периода - 196,2 кг. Средний пророст результатов силовых качеств равнялся 9,4% (таблица 2).
Результаты в скоростно-силовых тестах в конце подготовительного периода показали достоверно значимые различия по всем исследуемым характеристикам (таблица 3). Так в прыжках в длину с места прирост составил 19,4 см, в рывке штанги - 13,2 кг, в тесте «Взятие штанги на грудь» - 9,3 кг. Самый большой прирост толкатели ядра показали в упражнении «Швунг толчковый», который составил 14,4 кг. Среднее увеличение ско-ростно-силовых показателей равнялось 12,3%.
Таблица 3 - Уровень развития скоростно-силовых качеств в начале и конце подготовительного периода____
№ Тест Этап подготовительного периода Исходные данные Достоверность различий
> M 5
1 Прыжок в длину с места (см) В начале эксп-та 286,2 11,2 23,6 р<0,05
В конце эксп-та 305,6 9,9 23,3
2 Швунг толчковый (5х3) (кг) В начале эксп-та 106,2 8,7 22,8 р<0,05
В конце эксп-та 120,6 8,09 21,05
3 Тяжелоатлетический рывок (кг) В начале эксп-та 93,1 5,9 17,2 р<0,05
В конце эксп-та 106,3 5,6 15,0
4 Взятие штанги на грудь (кг) В начале эксп-та 121,9 9,12 22,7 р<0,05
В конце эксп-та 130,3 8,09 21,05
Таким образом, можно констатировать, что предложенный нами тренировочный план подготовительного периода толкателей ядра, основанный на дифференциации направленности и пиковости нагрузок в отдельных микроциклах, позволил существенно повысить уровень скоростных, скоростно-силовых и силовых качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зубринкин, О.В. Эффективность специальных упражнений для совершенствования скоростно-силовых качеств у толкателей ядра / О.В. Зубринкин, С.Н. Павлов // Университетский спорт: здоровье и процветание нации : материалы V Международной научной конференции студентов и молодых ученых : в 2 томах. - Казань, 2015. - Т. 2. - С. 70-71.
2. Миллер, В.И., Методика повышения уровня специальной физической и технической подготовленности квалифицированных толкателей ядра / В.И. Миллер, В.С. Рубин, Е.В. Мачканова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 92-97.
3. Русаков, А. А. Соотношение продолжительности тренировочной нагрузки и интервалов отдыха в процессе развития специальной выносливости у легкоатлетов / А.А. Русаков, В.Р. Кузеке-вич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2018. - № 8 (162). - С. 173-176.
4. Русаков, А.А. Дифференциация нагрузок бегуний длинного спринта в подготовительном периоде / А.А. Русаков, А.В. Павличенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 2 (180). - С. 328-332.
5. Русаков, А.А. Интенсификация нагрузки в подготовительном периоде бегунов на короткие дистанции / А.А. Русаков, И.И. Богатова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 286-289.
6. Сорокин, С. А. Организационные факторы, лимитирующие уровень спортивных достижений ведущих отечественных толкателей ядра / С.А. Сорокин, С.П. Аршинник // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 4. - С. 94-101.
7. Титулов, Р.В. Тесты для контроля скоростно-силовых способностей / Р.В. Титулов, В.В. Дорошенко, Н.М. Мартыненко // Сборник научных трудов SWorld. - 2013. - Т. 40, № 1. - С. 56-61.
8. Bartolomei, S. A comparison of traditional and block periodized strength training programs in trained athletes / S. Bartolomei, J.R. Hoffman, F. Merni // J Strength Cond Res. - 2014. - No. 28 (4). - P. 990-997.
REFERENCES
1. Zubrinkin, O.V. and Pavlov, S.N. (2015), "Effectiveness of special exercises for improving speed and power qualities in shot putters", University sport: health and prosperity of the nation, materials of the V International scientific conference of students and young scientists: in 2 volumes, Kazan, Vol. 2, pp. 70-71.
2. Miller, V.I., Rubin, V.S. and Machkanova, E.V. (2013), "Method of increasing the level of special physical and technical preparedness of qualified shot putters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (95), pp. 92-97.
3. Rusakov, A.A. and Kuzekevich, V.R. (2018), "The ratio of the duration of training load and rest intervals during the development of special endurance in athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (162), pp. 73-176.
4. Rusakov, A.A. and Pavlichenko, A.V. (2020), "Differentiation of loads of long sprint runners in the preparatory period", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 328-332.
5. Rusakov, A.A. and Bogatova, I.I. (2018), "Intensification of the load in the preparatory period of short-distance runners", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), pp. 286-289.
6. Sorokin, S.A. and Arshinnik, S.P. (2019), "Organizational factors that limit the level of sports achievements of leading domestic shot putters", Physical culture, sport-science and practice, No. 4, pp. 94-101.
7. Titulov, R.V., Doroshenko, V.V. and Martynenko, N.M. (2013), "Tests for controlling speedpower abilities", Collection of scientific papers SWorld, Vol. 40, No. 1, pp. 56-61
8. Bartolomei, S., Hoffman J.R. and Merni, F. (2014), "A comparison of traditional and block periodized strength training programs in trained athletes", J Strength Cond Res, No. 28 (4), pp. 990-997.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.05.2020
УДК 797.123.1
ВЛИЯНИЕ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СПОРТСМЕНОВ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ
Николай Валентинович Рыжкин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Наталья Владимировна Степичева, старший преподаватель, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону; Виталий Михайлович Елисеев, доцент, Московский авиационный институт; Анна Андреевна Иванова, старший преподаватель, Юлия Андреевна Савченко, преподаватель, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация
Статья посвящена анализу значения силовой подготовки на спортивный результат в академической гребле. Отмечена важная роль силовой подготовки не только в подготовительном, переходном, но и в соревновательном периоде подготовки. На основе материалов исследований доказана значимость и эффективность силовой подготовки в тренировочном процессе в академической гребле. Обнаружено, что спортсмены, выполняющие правильно спланированную силовую подготовку, показывают более высокие результаты в академической гребле. Описаны способы планирования силовой подготовки в годовом макроцикле спортивной подготовки.
Ключевые слова: академическая гребля, повышение спортивного результата, силовая подготовка, спорт высших достижений, объем тренировочных нагрузок.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p373-377
INFLUENCE OF STRENGTH TRAINING ON THE ATHLETIC PERFORMANCE OF
ATHLETES IN ROWING
Nikolai Valentinovich Ryzhkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Natalia Vladimirovna Stepicheva, the senior teacher, Don State Technical University, Rostov-on-Don; Vitaly Mikhailovich Eliseev, the senior lecturer, Moscow Aviation Institute; Anna Andreevna Ivanova, the senior teacher, Yuliya Andreevna Savchenko, the teacher, Don State Technical University, Rostov-on-Don
Annotation
The article is devoted to the analysis of the value of strength training for the sports results in rowing. The important role of strength training is noted not only in the preparatory, transitional, but also in the competitive period of training. Based on the research materials, the significance and effectiveness of the strength training in the training process in rowing is proved. It was found that athletes who perform correctly planned strength training show higher results in rowing. Methods of planning the strength training in the annual macrocycle of sports training are described.
Keywords: academic rowing, improving athletic performance, strength training, high-performance sports, the amount of training loads.