Научная статья на тему 'Особенности тренировочной деятельности биатлонистов 13-14 лет в подготовительном периоде в разделе скоростно-силовой подготовки'

Особенности тренировочной деятельности биатлонистов 13-14 лет в подготовительном периоде в разделе скоростно-силовой подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1238
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / АНАЭРОБНО-ЛАКТАТНЫЕ НАГРУЗКИ / ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТРЕНИРОВКИ / ОБЪЕМ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ / SPEED-STRENGTH ENDURANCE / ANAEROBIC AND LACTATE LOADS / GENERAL AND SPECIAL MEANS OF TRAINING / VOLUME AND INTENSITY OF TRAINING LOAD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сагиев Талгат Абаевич, Шульпина Виктория Петровна

Анализ планов подготовки юных биатлонистов позволил определить вклад нагрузки скоростно-силовой направленности в общий объем тренировочных нагрузок в разделе физической подготовки на трех этапах подготовительного периода. На основе анализа тренировочного процесса и показателей ЧСС юных биатлонистов, выявлены объем и интенсивность средств циклической направленности на этапах подготовительного периода годичного цикла. Представлен сравнительный анализ данных литературы и практики подготовки юных спортсменов, по использованию средств и методов, применяемых для развития скоростно-силовых качеств юных спортсменов. Изучены тренировочные микроциклы трех этапов подготовительного периода с целью определения преимущественной направленности занятий на развитие физических качеств биатлонистов 13-14 лет. Обоснованы основные направления методики развития специальной выносливости биатлонистов 13-14 лет в подготовительном периоде годичного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сагиев Талгат Абаевич, Шульпина Виктория Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of training activity of biathlonists aged 13-14 years old within preparatory period in the section of high-speed and power preparation

Analysis of training plans for young biathletes allowed determining the contribution of the load with speed and power direction to the total level of training loads in the section of physical training during three stages of the preparatory period. Based on the analysis of the training process and indicators of heart rate of young biathletes, there have been revealed the volume and intensity of means of cyclical orientation during the stages of preparatory period within annual cycle. A comparative analysis of the literature data and practice of training of young athletes on application of tools and methods, used for development of speed and power characteristics of young athletes. The training microcycles of three stages of the preparatory period have been studied in order to determine the preferred orientation of training on the development of physical qualities of biathletes aged 13-14 years. The basic directions of development of biathletes aged 13-14 years special endurance have been substantiated.

Текст научной работы на тему «Особенности тренировочной деятельности биатлонистов 13-14 лет в подготовительном периоде в разделе скоростно-силовой подготовки»

тельно. За период обучения ЖЕЛ у студенток технических специальностей увеличивается с 2,41 до 2,69 литров (P=0,05), у студенток гуманитарных специальностей с 2,35 до 2,68 (P=0,04). На протяжении четырех семестров обучения у девушек всех специальностей уменьшается время восстановления после проведения пробы с 20 приседаниями за 30 секунд. У студенток технических специальностей сила правой кисти достоверно (P=0,05) увеличивается с 26,01(1 сем.) до 28,07кг (4 сем.), левой с 24,23 (1сем.) до 26,53 кг (4 сем.). У девушек гуманитарных специальностей кистевая динамометрия правой руки достоверно (P=0,05) увеличилась с 24,85 (1 сем.) до 28,07 кг (4 сем), левой с 24,29 (1 сем.) до 26,53 кг (4 сем). Время задержки дыхания, как на вдохе, так и на выдохе увеличивается в каждом семестре у студенток всех специальностей.

Количество девушек технических специальностей с уровнем выше среднего по сравнению со студентками гуманитарных специальностей увеличилось к концу 4 семестра в показателях: ЖЕЛ на 1,9%, проба с 20 приседаниями за 30 с на 6,9%, динамометрия правой кисти на 5,6%, динамометрия левой кисти на 5,1%, проба Штанге на 5,9%, проба Генче на 6,3%.

ВЫВОДЫ

Использование мониторинговых технологий в учебном процессе физического воспитания студенток специальной медицинской группы здоровья «А» НИ ИрГТУ позволит выявить особенности состояния физического здоровья студенток, осуществить контроль, анализ, оценку физического развития, отслеживать её динамику и своевременно корректировать учебный процесс. Также позволит провести оценку эффективности работы преподавателей по построению учебного процесса по дисциплине «физическая культура».

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования // Ва-леология. - 1997. - № 4. - С. 44-46.

2. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах. «Паспорт здоровья» : монография / под общ. ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. -Иркутск : Изд-во Иркутского гос. техн. ун-та, 2008. - 268 с.

REFERENCES

1. Apanasenko G.L. (1997), "Individual health as an object of research", Valueology, No. 4, pp. 44-46.

2. Lebedinsky V.J. (2008) Monitoring of health of subjects of educational process in high schools. "The health passport": the monograph, Publishing house IrGtU, Irkutsk, Russian Federation.

Контактная информация: ismiyanov@yandex.ru УДК 796.92.093.642

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИАТЛОНИСТОВ 13-14 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ В РАЗДЕЛЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ

ПОДГОТОВКИ

Талгат Абаевич Сагиев, аспирант,

Виктория Петровна Шульпина, доктор педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),

г. Омск

Аннотация

Анализ планов подготовки юных биатлонистов позволил определить вклад нагрузки скоростно-силовой направленности в общий объем тренировочных нагрузок в разделе физической

подготовки на трех этапах подготовительного периода. На основе анализа тренировочного процесса и показателей ЧСС юных биатлонистов, выявлены объем и интенсивность средств циклической направленности на этапах подготовительного периода годичного цикла. Представлен сравнительный анализ данных литературы и практики подготовки юных спортсменов, по использованию средств и методов, применяемых для развития скоростно-силовых качеств юных спортсменов. Изучены тренировочные микроциклы трех этапов подготовительного периода с целью определения преимущественной направленности занятий на развитие физических качеств биатлонистов 1314 лет. Обоснованы основные направления методики развития специальной выносливости биатлонистов 13-14 лет в подготовительном периоде годичного цикла.

Ключевые слова: скоростно-силовая выносливость, анаэробно-лактатные нагрузки, общие и специальные средства тренировки, объем и интенсивность тренировочной нагрузки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p152-158

FEATURES OF TRAINING ACTIVITY OF BIATHLONISTS AGED 13-14 YEARS OLD WITHIN PREPARATORY PERIOD IN THE SECTION OF HIGH-SPEED AND

POWER PREPARATION

Talgat Abayevich Sagiyev, the post-graduate student,

Victoria Petrovna Shulpina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk

Annotation

Analysis of training plans for young biathletes allowed determining the contribution of the load with speed and power direction to the total level of training loads in the section of physical training during three stages of the preparatory period. Based on the analysis of the training process and indicators of heart rate of young biathletes, there have been revealed the volume and intensity of means of cyclical orientation during the stages of preparatory period within annual cycle. A comparative analysis of the literature data and practice of training of young athletes on application of tools and methods, used for development of speed and power characteristics of young athletes. The training microcycles of three stages of the preparatory period have been studied in order to determine the preferred orientation of training on the development of physical qualities of biathletes aged 13-14 years. The basic directions of development of biathletes aged 13-14 years special endurance have been substantiated.

Keywords: speed-strength endurance, anaerobic and lactate loads, general and special means of training, volume and intensity of training load.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время задача подготовки спортивного резерва в биатлоне стоит наиболее остро, так как интенсификация режима соревновательной деятельности, обусловленная требованиями современного спорта, неуклонный рост тренировочных нагрузок предъявляют повышенные требования к уровню физической подготовленности и функциональному состоянию юных спортсменов на всех этапах многолетней подготовки. Достижение высокого уровня спортивного мастерства возможно путем многолетнего планомерного процесса построенной на эффективной и преемственной методике тренировки.

Ограниченное количество методических рекомендаций, разработанных на современной теоретической основе, увеличивает существующий разрыв между теорией и практикой подготовки юных биатлонистов, заметно снижая ее эффективность. Таким образом, сложилась проблемная ситуация между современным высоким уровнем требований соревновательной деятельности и отсутствием научно обоснованной системы физической подготовки юных биатлонистов. Требуют подробного изучения вопросы, касающиеся планирования тренировочных занятий, направленных на развитие скоростносиловой подготовленности юных биатлонистов.

Цель исследования - на основе анализа тренировочной деятельности в разделе скоростно-силовой подготовки обосновать основные направления методики развития

специальной выносливости биатлонистов 13-14 лет в подготовительном периоде годичного цикла. Исследование проводилось на базе ДЮСШ №13 г. Омска. В исследовании приняли участие 25 биатлонистов 13-14 лет учебно-тренировочных групп, имеющих спортивную квалификацию от 3 до 2 разряда.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По степени значимости задач тренировочного процесса в подготовительном периоде у юных биатлонистов различают следующие этапы: I этап - весенне-летний, II этап -летнее-осенний, III этап - осенне-зимний [1]. Согласно программе ДЮСШ №13, у биатлонистов учебно-тренировочных групп 1-2 года обучения, занятия проводились 5 раз в неделю продолжительностью по 2 часа. В сентябре проходил двухнедельный учебнотренировочный сбор, по окончании которого юные биатлонисты приняли участие в двух соревнованиях: гонки на лыжероллерах, л/а бег 1км по пересеченной местности.

Анализ тренировочных планов юных биатлонистов показал, что вклад нагрузки скоростно-силовой направленности составляет 6-10% от общего объема нагрузок в разделе физической подготовки на трех этапах подготовительного периода (рис. 1). Однако, по мнению В.В. Фарбея [3], объем нагрузки для развития скоростно-силовых способностей биатлонистов должен составлять 20-25% от общего объема физической подготовки.

Выявлен вклад нагрузок на основе использования общих и специальных тренировочных средств в общий объем нагрузки скоростно-силовой направленности биатлонистов 13-14 лет. Отмечается неравномерное снижение скоростно-силовой нагрузки средств ОФП и минимальный объем нагрузки относящейся к средствам СФП, который в течение трех этапов подготовительного периода не изменяется, что не соответствует основным закономерностям спортивной тренировки. Снижение объема нагрузки скоростно-силовой направленности на III этапе подготовительного периода на 5% свидетельствует о ее не рациональном распределении, так как с повышением уровня тренированности в бесснежное время значимость скоростно-силовой подготовки возрастает [2].(рис. 1).

%10

8

6

4

2

□ ОФП биатлонистов 13-14 лет

□ СФП биатлонистов 13-14 лет

I этап

II этап

Ш этап

Рис 1. Объем тренировочной нагрузки скоростно-силовой направленности по средствам физической подготовки у юных биатлонистов на этапах подготовительного периода

Выявлено, что в тренировочном процессе биатлонистов около 85% от всех тренировочных средств занимают упражнения циклического характера, в связи с чем в данном исследовании по результатам пульсометрии определена интенсивность тренировочной нагрузки в циклических упражнениях у юных биатлонистов на этапах подготовительного периода годичного цикла спортивной тренировки. Зоны интенсивности нами использовались в соответствии с классификацией В. С. Фарфеля (1974): IV зона (максимальная) ЧСС 190 (уд/мин) и выше; III зона (субмаксимальная) ЧСС 179-190 (уд/мин); II зона (большая) ЧСС 151-179 (уд/мин); I зона (умеренная) ЧСС до 150 (уд/мин) (рис. 2).

Выявлено, что свыше 90% объема циклической нагрузки биатлонистов 13-14 лет приходится на умеренную и большую зоны мощности на протяжении всего подготовительного периода. Из общего объема нагрузок, около 4% приходится на 3 и 4 зоны мощности на каждом из этапов подготовительного периода. Также не изменяется соотноше-

0

ние нагрузок в 3 и 4-ой зонах мощности в зависимости от этапа подготовительного периода. В целом планомерное повышение интенсивности тренировочного процесса к концу подготовительного периода происходит за счет увеличения на 13% нагрузки смешанной аэробно-анаэробной направленности, соответствующей большой зоне мощности.

Рис 2. Распределение циклической нагрузки по зонам интенсивности в подготовительном

периоде у биатлонистов 13-14 лет

Полученные данные не соответствуют рекомендациям авторов [1,3], которые утверждают, что высокоинтенсивные нагрузки у биатлонистов различной квалификации в ходе подготовительного периода должны планомерно увеличиваться, доля низкоинтенсивных нагрузок должна сокращаться. Тем самым, тренировочная нагрузка приобретает более специфическую направленность с целью повышения адаптации организма биатлонистов к соревновательным нагрузкам.

Таблица 1

Схема распределения тренировочных нагрузок по месяцам

подготовительного периода у биатлонистов 13-14 лет_________________

Этапы подготовительного периода I этап || II этап || III этап Всего

V VI VII VIII IX X XI XII п/п

Кол-во трен. дней 18 21 22 22 23 22 22 22 172

Кол-во трен. часов 36 42 44 44 58 46 44 44 358

Кол-во тренировок 18 21 22 22 29 23 22 22 179

Кол-во соревнований - - - - 2 - - 1 3

Бег, ходьба, км 1 зона - 1 1 3 3 2 2 - 12

2 зона 3 3 6 5 3 5 2 - 27

3 зона 20 47 46 58 71 38 16 2 298

4 зона 59 74 74 56 76 49 21 16 425

Имитация, км 4 зона 2 2 4 4 6 6 2 - 26

Л/роллеры, км 2 зона - 2 2 4 3 2 2 - 15

3 зона - 12 21 25 32 36 9 - 135

4 зона - 12 20 24 55 24 8 - 143

Лыжи, км 1 зона - - - - - - - 3 3

2 зона - - - - - - 2 4 6

3 зона - - - - - - 17 94 111

4 зона - - - - - - 44 51 95

Объём циклической нагрузки, км 1 зона - 1 1 3 3 2 2 3 15

2 зона 3 5 8 9 6 7 6 4 48

3 зона 20 59 67 83 103 74 42 96 544

4 зона 61 88 98 84 137 79 75 67 689

Объём циклической нагрузки, км 84 153 174 179 249 162 125 170 1296

Скоростно-силовая подготовка, ч 2 2 2 3 3 2 1 1 17

ОФП, ч 10 10 11 10 12 10 7 5 75

В таблице 1 представлено планирование тренировочной нагрузки циклического характера на этапах подготовительного периода биатлонистов 13-14 лет. В целом представленное планирование соответствует данным [3].

Далее изучались средства и методы, направленные на развитие скоростно-силовых качеств биатлонистов 13-14 лет в процессе тренировочной деятельности. В подготовительном периоде у юных спортсменов основным средством тренировки является бег и ходьба, которые составляют 58% от общего объема циклической нагрузки; работа на лыжероллерах - 23%; бег на лыжах - 17%; имитация - 2%. Объем нагрузки, выполненный в алактатном и гликолитическом анаэробных режимах, в отношении к общему объему циклической работы в подготовительном периоде распределялся следующим образом: бег и ходьба - 3%, работа на лыжероллерах - 1%, бег на лыжах - 0,5%.

Различными авторами [1-3] рекомендуется максимально разнообразить средства и методы развития скоростно-силовых качеств у юных спортсменов (табл. 2).

Таблица 2

Средства и методы, применяемые для развития скоростно-силовых качеств у юных

биатлонистов в подготовительном периоде

ДЮСШ №13 По данным научно-методической литературы

Средства Методы Средства Методы

Бег на короткие дистанции (60 м, 100 м) Повторный Бег на короткие дистанции (100 м, 200 м, челночный бег) Повторный

Прыжки с места, мно-госкоки Интервальный Подвижные, спортивные игры Интервальный

Спортивные игры Игровой Средства ОФП (с отягощениями и без отягощений) Круговой

Бег на лыжероллерах Соревнователь- ный Прыжковые упражнения (с места, 5-крат., 10-крат. прыжки с места) Сопряженного воздействия

Упр. с резиновыми амортизаторами Переменный

Специально-беговые упражнения Игровой

Имитационные упражнения с палками и без палок Соревнователь- ный

Бег на лыжероллерах Контрольный

Анализ литературных данных и спортивной тренировки биатлонистов позволили определить арсенал средств и методов, направленных на развитие скоростно-силовых качеств биатлонистов 13-14 лет. Выявлено, что в тренировочном процессе юных биатлонистов преимущественно использовались повторный и интервальный методы тренировки, направленные на развитие скоростно-силовой выносливости на II и III этапах подготовительного периода. Необходимо отметить, что соотношение данных двух методов практически не меняется в зависимости от поставленных задач и этапа подготовительного периода (табл.3).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соотношение методов тренировки в микроциклах на II и III этапе подготовитель-

ного периода у юных биатлонистов

Методы тренировки Повторный Интервальный

II этап Тренировочный 45% 55%

III этап Тренировочный 40% 60%

Предсоревновательный 40% 60%

Таким образом, анализ содержания тренировочной деятельности биатлонистов 1314 лет в подготовительном периоде позволил выявить ряд недостатков планирования тренировочной нагрузки:

1) малый объем и низкая интенсивность имитационных упражнений не оказывают должного тренировочного воздействия, так как, по мнению специалистов [2], прыжковая

и шаговая имитация является одним из основных специальным тренировочным средством, объем и интенсивность которой необходимо увеличивать в период летней подготовки;

2) в циклической работе неоправданно увеличен объем нагрузки осуществляемый в умеренной зоне мощности, тогда как в максимальной и субмаксимальной объем незначителен;

3) лыжероллерная подготовка используется в малом количестве; данный недостаток можно компенсировать путем сокращения беговых упражнений и ходьбы;

4) сравнительный анализ литературных данных с имеющимся арсеналом средств и методов развития скоростно-силовых качеств биатлонистов 13-14 лет свидетельствует об ограниченном их использовании, что является определенным недочетом в построении тренировочного процесса, т.к. снижает интерес юных спортсменов к занятиям и эффективность тренировочного процесса;

Далее нами осуществлен анализ тренировочных микроциклов трех этапов подготовительного периода с целью определения преимущественной направленности занятий на развитие физических качеств биатлонистов 13-14 лет (табл. 4). Результаты исследований показали, что на весеннее-летнем этапе подготовки первоочередными задачами являются развитие общей и силовой выносливости. На летне-осеннем этапе в тренировочный процесс добавляются задачи на развитие скоростной, скоростно-силовой и специальной выносливости, что согласуется с данными К.С. Дунаева [2] о том, что скоростносиловую и специальную выносливость следует развивать на II и III этапах подготовительного периода тренировки на базе хорошо сформированной аэробной выносливости организма спортсмена.

Таблица 4

Тренировочный микроцикл биатлонистов 13-14 лет на трех этапах подготовитель-

ного периода годичного цикла

Этап п.п. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.

I этап ОВ СпВ ОВ / СВ - СВ ОВ -

II этап ОВ / СкВ ОВ С-СВ /СпВ - СВ СпВ -

III этап ОВ / СВ СпВ / СВ СпВ / С-СВ - ОВ / СкВ СпВ -

ОВ - Общая выносливость; СпВ - Специальная выносливость; СВ - Силовая выносливость; С-СВ - Скоростно-силовая выносливость; СкВ - Скоростная выносливость.

Так как скоростно-силовая выносливость является основой специальной выносливости и одним из основных физических качеств биатлонистов, его развитию необходимо уделять должное внимание в системе круглогодичной подготовки. В связи с этим результаты исследования позволили выявить противоречие в тренировочном процессе юных биатлонистов: развитие скоростно-силовой выносливости происходит всего лишь в одном тренировочном занятии на третий день семидневного микроцикла одновременно со специальной выносливостью.

Известно, что скоростно-силовая выносливость преимущественно развивается в субмаксимальной зоне мощности, подключая анаэробно-гликолитический и анаэробно-алактатный механизмы обеспечения мышечной деятельности. Также необходимо отметить, что специалисты утверждают о необходимости развития скоростно-силовой выносливости после дня отдыха, либо во второй день после первого дня легкой тренировки, а развитие общей и специальной выносливости - перед днем отдыха [2]. Из таблицы 4 видно, что тяжелые анаэробно-гликолитические нагрузки в тренировочном процессе юных биатлонистов проводятся на третий тренировочный день микроциклов всех трех этапов подготовительного периода. Данное планирование, на наш взгляд, может привести к дезадаптации, или перенапряжению организма спортсмена.

ВЫВОДЫ

1. Объем скоростно-силовой нагрузки на разных этапах подготовительного периода у биатлонистов 13-14 лет составляет 6-10% от общего объема нагрузок в разделе физической подготовки. Выявлено нерациональное распределение объема нагрузки скоростно-силовой направленности по общим и специальным средствам тренировки на трех этапах. Свыше 90% объема циклической нагрузки приходится на умеренную и большую зоны мощности и только 4% приходится на 3 и 4 зоны мощности на каждом из этапов подготовительного периода.

2. У биатлонистов 13-14 лет основным средством тренировки является бег и ходьба, что составляет 58% от общего объема циклической нагрузки; средства специальной физической подготовки (работа на лыжероллерах, бег на лыжах, имитация) составляет 223%. Выявлен нерационально малый объем циклической работы, выполненной в алак-татном и гликолитическом режимах, от общего объема циклической работы в подготовительном периоде - 0,5-3% в зависимости от средств общей и специальной физической подготовки. В тренировочном процессе юных биатлонистов используется ограниченный арсенал средств и методов тренировки, направленных на развитие скоростно-силовых качеств.

3. Выявлено нерациональное построение микроциклов подготовительного периода с позиции повышения скоростно-силовой подготовленности юных биатлонистов

4. Намечены основные направления в методике развития специальной выносливости биатлонистов 13-14 лет в подготовительном периоде годичного цикла: определение рационального распределения объема и интенсивности циклической нагрузки в анаэроб-но-алактатной и анаэробно-гликолитической зонах мощности по средствам ОФП и СФП на этапах подготовительного периода (в частности, планируется повысить объем нагрузки в анаэробном режиме работы на 5-15%, с учетом этапа подготовительного периода); подбор разнообразных средств ОФП и СФП, методов развития скоростно-силовых качеств с учетом этапа подготовительного периода и уровня подготовленности юных биатлонистов; планирование учебно-тренировочных занятий, направленных на развитие скоростно-силовой выносливости в микроциклах подготовительного периода с учётом возрастных и функциональных возможностей юных спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дунаев, К.С. Проектирование динамики нагрузки в годичном цикле тренировки квалифицированных биатлонистов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2007. - № 10 (32). - С. 32-34.

2. Дунаев, К.С. Технология целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Дунаев К.С. - СПб., 2008. - 50 с.

3. Фарбей, В.В. Подготовка биатлонистов 13-16 лет в переходном и подготовительном периодах тренировки с использование технических средств : дис. ... канд. пед. наук / Фарбей В.В. - СПб., 2000. - 156 с

REFERENCES

1. Dunev, K.S. (2007), "Design of dynamic load of year cycle training qualified athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 32 No. 10, pp. 32-34.

2. Dunaev, K.S. (2007), Tech target physical training highly qualified athletes in year cycle workout: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

3. Farbej, V.V. (2000), Preparation of biathlonists of 13-16 years in the transitional and preparatory periods of training about use of means: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: naukasibgufk@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.