Научная статья на тему 'Дифференциация нагрузок бегуний длинного спринта в подготовительном периоде'

Дифференциация нагрузок бегуний длинного спринта в подготовительном периоде Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ / БЕГ НА КОРОТКОЕ ДИСТАНЦИИ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING LOADS / SHORT DISTANCE RUNNING / PREPARATORY PERIOD / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Русаков Александр Альбертович, Павличенко Андрей Владимирович

Спортивная подготовка бегунов 200 и 400 метров во многом опосредуется большими тренировочными нагрузками в подготовительном периоде. Моделирование нагрузки в тренировочном режиме является значимым условием тренировочного процесса, обусловленным, с одной стороны стремлением постоянного увеличения нагрузки, с другой недопустимости перетренированности спортсменов. Предложенный вариант построения тренировочного процесса спринтеров в подготовительном периоде с определением направленности, величины и пиковости нагрузок позволил существенно повысить уровень специальной физической подготовленности легкоатлетов высокой квалификации. Так в конце подготовительного периода на тренировочном сборе средние результаты скоростных, скоростно-силовых и силовых показателей увеличились на 10,4% (р <0,05). Результаты исследования могут быть использованы в процессе спортивной подготовки легкоатлетов высокой квалификации, специализирующихся в беге на 200 и 400 метров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Русаков Александр Альбертович, Павличенко Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differentiation of loads in individual microcycles of the preparatory period for the long sprint runners

The process of sports training of the 200and 400-meters runners is largely due to large training loads in the preparatory period. Determining the direction and magnitude of the load is a significant factor in the training process, due, on the one hand, to the desire to constantly increase the load, on the other the inadmissibility of the overtraining athletes. The proposed version of the training process construction for the the sprinters in the preparatory period with the determination of the direction, magnitude and peak loads allowed to significantly increase the level of special physical fitness of highly qualified runners. So, at the end of the preparatory period, at the training camp, the average results of speed, speed-power and power indicators increased by 10.4% (p <0.05). The results of the study can be used in the process of sports training of the athletes who specialize in 200and 400-meters running.

Текст научной работы на тему «Дифференциация нагрузок бегуний длинного спринта в подготовительном периоде»

Buldakova, N.S. Aleksandrova, A.S. Vaslenko // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Volume 11, Issue 14. - P. 7206-7214.

REFERENCES

1. Romanenko, N.I., Trofimova, O.S. and Dvorkina N.I. (2017), Theory and methodology of the chosen sport, methodical manual, Krasnodar: KGUFKST - 260 p.

2. Sudar, V. V. (2019), "Research of dynamics of indicators of physical fitness of students during training in the specialized SSU", Modern technologies of physical education and sports in the practice of physical culture and sports organizations, collection of scientific papers of the all-Russian scientific and practical conference, Elets, pp. 149-152.

3. Filimonova, O.S. and Romanenko N.I. (2015), Modern physical culture and health technologies, methodical manual, Publishing house Parabellum. Krasnodar.

4. Kudyasheva, A.N., Kutuev, A.R., Buldakova, N.V., Aleksandrova, N.S. and Vaslenko A.S. (2916), "Educational-Methodical Projects for Students' Intellectual Competences Formation: the Imperative Goal of the Educational Process of the University", International Journal of Environmental and Science Education, Volume 11, Issue 14, pp. 7206-7214.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.01.2020

УДК 796.422

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАГРУЗОК БЕГУНИЙ ДЛИННОГО СПРИНТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, Педагогический институт, Иркутский государственный университет; Андрей Владимирович Павличенко, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения

Аннотация

Спортивная подготовка бегунов 200 и 400 метров во многом опосредуется большими тренировочными нагрузками в подготовительном периоде. Моделирование нагрузки в тренировочном режиме является значимым условием тренировочного процесса, обусловленным, с одной стороны стремлением постоянного увеличения нагрузки, с другой - недопустимости перетренированности спортсменов. Предложенный вариант построения тренировочного процесса спринтеров в подготовительном периоде с определением направленности, величины и пиковости нагрузок позволил существенно повысить уровень специальной физической подготовленности легкоатлетов высокой квалификации. Так в конце подготовительного периода на тренировочном сборе средние результаты скоростных, скоростно-силовых и силовых показателей увеличились на 10,4% (р <0,05).

Результаты исследования могут быть использованы в процессе спортивной подготовки легкоатлетов высокой квалификации, специализирующихся в беге на 200 и 400 метров.

Ключевые слова: тренировочные нагрузки, бег на короткое дистанции, подготовительный период, физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p328-332

DIFFERENTIATION OF LOADS IN INDIVIDUAL MICROCYCLES OF THE PREPARATORY PERIOD FOR THE LONG SPRINT RUNNERS

Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk State University, Pedagogical Institute; Andrey Vladimirovich Pavlichenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk state University of Railway Transport

Abstract

The process of sports training of the 200- and 400-meters runners is largely due to large training loads in the preparatory period. Determining the direction and magnitude of the load is a significant factor

in the training process, due, on the one hand, to the desire to constantly increase the load, on the other - the inadmissibility of the overtraining athletes. The proposed version of the training process construction for the the sprinters in the preparatory period with the determination of the direction, magnitude and peak loads allowed to significantly increase the level of special physical fitness of highly qualified runners. So, at the end of the preparatory period, at the training camp, the average results of speed, speed-power and power indicators increased by 10.4% (p <0.05). The results of the study can be used in the process of sports training of the athletes who specialize in 200- and 400-meters running.

Keywords: training loads, short distance running, preparatory period, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Длинный спринт в лёгкой атлетике предъявляет к спортсменам высокий уровень специальной физической подготовленности. Спортивный результат складывается из ряда физических качеств и главным образом это скоростно- силовые качества и скоростная выносливость [1, 2, 4].

Подготовительный этап тренировочного процесса определяет весь дальнейший спортивный результат сезона. В связи с этим, грамотно смоделированный план спортивной подготовки на подготовительном этапе, основанный на дифференциации нагрузок с учётом индивидуальных особенностей спортсмена, его способности к адаптации, является залогом высокого спортивного результата [2, 5].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наше исследование проводилось в условиях тренировочного сбора в течении 31 дня. В нем приняло участие 12 спортсменок (3 мастера спорта и 5 кандидатов в мастера спорта, 4 спортсменки первого разряда) в возрасте от 16 до 23 лет.

Исследование заключалось в дифференциации нагрузок в отдельных микроциклах подготовительного периода обще и специально-физического этапа подготовки. Величина нагрузок определялась с учётом основных показателей: объём, интенсивность, сложность, направленность. Отдельно были определены пиковые составляющие нагрузки каждого микроцикла. Весь подготовительный период был разбит на пять микроциклов. Основная работа была построена на развитие скоростно-силовых качеств с акцентом на скорость и скоростную выносливость (таблица 1).

Сочетание величины нагрузок в различных микроциклах (восстановительном, од-нопиковом, двухпиковом и трехпиковом) варьировалось в широком диапазоне и определяло основные параметры тренировочных задач для каждого микроцикла.

Методика построения микроциклов зависит от ряда взаимодополняющих факторов:

- влияние разных нагрузок, определяющих кумулятивный эффект по величине и направленности;

- специфика процессов утомления и восстановления, опосредованных нагрузками отдельно направленных тренировочных занятий;

- интенсивность и направленность процессов восстановления после больших нагрузок посредством снижения и индивидуализации соотношения восстановительных мероприятий и тренировочных воздействий.

Мы согласны в убеждении ряда спортивных методологов, что в спортивной деятельности очень важно подобрать рациональное сочетание чередования нагрузок и отдыха. При этом величина нагрузок должна быть адекватна уровню спортивной подготовленности спортсмена (быть достаточной для максимального роста тренированности, за счет кумулятивного эффекта) [4]. Важным аспектом при моделировании тренировочного процесса является учёт основополагающего постулата, что, с одной стороны, «избыточная» нагрузка приводит к переутомлению и перетренированности, а с другой - нагрузка должна быть максимально достаточной для высокого кумулятивного эффекта тренировочного процесса [1, 6]. Чередование нагрузок в микроцикле предполагало выполнение последующей тренировочной нагрузки на пике суперкомпенсации (сверхвосстановления) от предыдущего

тренировочного воздействия. Последующие нагрузки, выполненные на фазе недовосста-новления, дают кумулятивный эффект, но если нагрузки превысят границы адаптационных возможностей организма, то это приведет к переутомлению и перетренировке.

В планировании спортивной тренировки учитывалась гетерохронность (различное время компенсации и суперкомпенсации процессов восстановления) после различных по направленности воздействий физических нагрузок. В связи с этим, многократные повторения упражнений, направленных на развитие одних механизмов энергообеспечения в фазе суперкомпенсации, могут приводить к недовосстановлению других механизмов и структур крови и тканей.

Для этого, при моделировании нашего тренировочного процесса, мы соотнесли различные функциональные звенья спортивной подготовки, увязывая их в единый комплекс (функциональную систему) (таблица 1).

Таблица 1 - План подготовительного периода бегуний длинного спринта

№ дня Вид подготовки Величина нагрузки, направленность нагрузки Пиковость нагрузки Величина нагрузки, направленность нагрузки Пиковость нагрузки

1 тренировка 2 тренировка

1 микроцикл (4 дня)

1-2 ОФП Малая, общая выносливость Без пиковый Малая, общая выносливость Без пиковый

3-4 СФП: общефизической направленности Средние, общая выносливость Трехпиковые Малая, общая выносливость Без пиковый

2 микроцикл, раскачивающий (7 дней)

5-7 СФП: развитие скоростной выносливости Большие, специальная выносливости Однопиковые Малая, общая выносливость Без пиковый

8-10 СФП: развитие скоростной выносливости Значительные, скоростной направленности Однопиковые отдых

11 ОФП Малая, общая выносливость Без пиковый Малая, общая выносливость Без пиковый

4 микроцикл, ударный (8 дней)

12-15 СФП: развитие скоростно-сило-вых качеств с акцентом на силу Значительные, силовой направленности Двупиковые Малая, общая выносливость Без пиковый

16-18 СФП: развитие скоростно-сило-вых качеств с акцентом на силу Большие, силовой направленности Двупиковые Средняя, общая выносливость Трехпиковые

19 ОФП Малые Без пиковый Малые Без пиковый

5 микроцикл, ударный (10 дней)

20-23 СФП: развитие скоростно-сило-вых качеств с акцентом на скорость Значительные, скоростной направленности Двупиковые Средние, скоростной направленности Трехпиковые

24-28 СФП: развитие скоростно-сило-вых качеств с акцентом на скорость Большие, скоростной направленности Двупиковые Малые, скоростной направленности Трехпиковые

29 ОФП Малые Без пиковый Отдых

30-31 Контрольное тестирование

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

Тренировочное содержание каждого микроцикла определялось в зависимости от поставленных задач. В качестве средств использовались сочетание беговых, прыжковых, силовых упражнений, применяемых в различных диапазонах энергообеспечения и сложности.

Величину сдвигов уровня специальной физической подготовленности у спортсменок определяли при помощи стандартных тестов:

- скоростные качества: бег 30 м с ходу (сек), бег 30 м со старта (сек), бег 100 м со старта (сек);

- скоростно-силовые качества: прыжок в длину с места (см), пятерной прыжок с места (см);

- скоростная выносливость: разница между средней скоростью на 100 м и на 200м, разница между средней скоростью на 100 м и на 400 м, в беге на 400 метров время бега на последних 100 м.

В конце тренировочного сбора было проведено контрольное тестирование. Таблица 2 - Уровень специальной физической подготовленности спортсменок в начале и конце подготовительного периода_

№ Тест Этап подготовки Исходные данные

> м 5

1 Бег 30 м с ходу (сек) Начало 4.98 0,10 0,27

Конец 4,55 0,08 0,23

2 Бег 30 м со старта (сек) Начало 5,33 0,11 0,29

Конец 5,09 0,13 0,29

3 Бег 100 м со старта (сек) Начало 11,79 2,32 1,21

Конец 11,53 2,11 1,19

4 Прыжок в длину с места (см) Начало 2,86 0,19 0,95

Конец 3,05 0,24 1,02

3 Пятерной прыжок с места (см) Начало 12,19 2,30 1,28

Конец 12,54 1,99 1,25

4 Разница между средней скоростью на 100 м и на 200м Начало 1,19 0,04 0,09

Конец 1,17 0,06 0,09

3 Разница между средней скоростью на 100 м и на 400 м Начало 1,65 0,22 0,10

Конец 1,52 0,21 0,12

4 В беге на 400 метров время бега на последних 100 м Начало 13,67 5,11 3,08

Конец 13,09 4,99 2,97

Достоверность различий

р<0,05

р<0,05

р<0,05

р<0,05

р<0,05

р>0,05

р>0,05

р<0,05

Уровень скоростных качеств в результате тренировочных воздействий в среднем вырос на 9,7% (р<0,05). В беге на 30 метров с хода и со старта результат вырос на 0,43 сек. и 0,24 сек. соответственно. В беге на 100 метров результат увеличился на 0,26 сек.

Наибольшее улучшение результата мы констатировали в тестировании скоростно-силовых качеств. Так в тесте «Прыжок в длину с места» динамика результата составляла 19 см., в пятерном прыжке с места - 35 см., что составило 10,4 % и имеет статистически достоверные различия. Результаты тестов, определяющих уровень развития скоростной выносливости, показали положительную динамику, хотя и не была выявлена статистическая достоверность. Мы считаем, что это обусловлено отстроченными проявлениями кумулятивных сдвигов, связанных с физиологическими особенностями спортсменов и наибольшие сдвиги скоростной выносливости наступят в середине соревновательного периода. Таким образом, можно констатировать, что предложенный нами тренировочный план подготовительного периода бегуний на 200 и 400 метров, основанный на дифференциации направленности и пиковости нагрузок в отдельных микроциклах позволил существенно повысить уровень специальных физических качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимова, Е.А. Моделирование совершенствования индивидуальной техники бега квалифицированных бегуний на короткие дистанции / Е.А. Анисимова, Е.М. Новикова, А.Н. Катенков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2018. - Т. 13, № 3. - С. 14-25.

2. Лапицкая, Л. А. Применение частнопредметной технологии в обучении бегу на короткие дистанции / Л.А. Лапицкая, Н.А. Гончар // Международная научно-методическая конференция «Спорт высших достижений: интеграция науки и практики» : материалы конференции. - Уфа, 2018. - С. 74-78.

3. Петренко, А.С. Некоторые подходы и рекомендации к подбору специальных и беговых упражнений в подготовке спринтеров / А.С. Петренко, Е.Н. Поддубный // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики : материалы XIV Международной научно-практической

конференции. - Ставрополь, 2017. - С. 100-102.

4. Русаков, А.А., Соотношение продолжительности тренировочной нагрузки и интервалов отдыха в процессе развития специальной выносливости у легкоатлетов / А. А. Русаков, В.Р. Кузекевич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 8 (162). - С. 173-176.

5. Русаков, А.А. Интенсификация нагрузки в подготовительном периоде бегунов на короткие дистанции / А.А. Русаков, И.И. Богатова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. - № 10 (164). - С. 286-289.

6. Bartolomei, S. A comparison of traditional and block periodized strength training programs in trained athletes / S. Bartolomei, J.R. Hoffman, F. Merni // J Strength Cond Res. - 2014. - Vol. 28 (4). - P. 990-997.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Anisimova, E.A., Novikova, A.N. and Katenkov. A.M. (2018), "Modeling of improvement of individual running technique of qualified runners for short distances", Pedagogical-psychological and med-ico-biologicalproblems of physical culture and sports, Vol. 13, No. 3, pp. 14-25.

2. Lapitskaya, L.A. and Gonchar, N.A. (2018), "Application of private subject technology", International scientific-methodical conference "Sport of the highest achievements: the integration of science and practice": conference proceedings, Ufa, pp. 74-78.

3. Petrenko, A.S. and Poddubny, E.N. (2017), "Some approaches and recommendations to the selection of special and running exercises in the training of sprinters", Physical culture and sport: the integration of science and practice: materials of the XIV International scientific-practical conference, Stavropol, pp. 100-102.

4. Rusakov, A.A. and Kuzekevich, V.R. (2018), "The ratio of the duration of training load and rest intervals during the development of special endurance in athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (162), pp. 173-176.

5. Rusakov, A.A. and Bogatova, I.I. (2018), "Intensification of the load in the preparatory period of short-distance runners", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), pp. 286-289.

6. Bartolomei, S., Hoffman, J.R. and Merni, F. (2014), "A comparison of traditional and block periodized strength training programs in trained athletes", J Strength Cond Res, Vol. 28 (4), pp. 990-997.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.02.2020

УДК 796.07

ПОКАЗАТЕЛИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Филипп Евгеньевич Селькин, аспирант, Александр Андреевич Моха, кандидат педагогических наук, Али Князь-оглы Намазов, кандидат технических наук, Андрей Александрович Скороходов, соискатель, Институт физической культуры, спорта и туризма, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию показателей, влияющих на эффективность формирования навыков выполнения боевых приемов борьбы, у сотрудников уголовно-исправительной системы. Результаты ранжирования показателей свидетельствуют, что основным из них является: уровень развития умений выполнения боевых приемов борьбы, у сотрудников уголовно-исправительной системы, прибывших на учебу; уровень подготовленности преподавательского состава образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний России; систематическое использование физических упражнений, направленных на формирование навыков боевых приемов борьбы. Сюда же можно отнести состояние учебно-материальной базы образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний России для проведения занятий, а также знание особенностей применения боевых приемов борьбы сотрудниками уголовно-исправительной системы в процессе служебной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.