5. Akimova, M. K., Borisov, E.M., Gurevich, K.M., Kozlova, V. T. and Loginova, G.P. (1993), Management to application of the group intellectual test (GIT) for younger teenagers, "Printer" Publishing house, Obninsk.
6. Salnikov, VA. and Revenko, E.M. (2014), "Age factor in structure of individual development", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 98-103.
7. Koval, T.E., Yarchikovskaya, L.V., Markelov, V.V. and Demesh, V.P. (2014), "Modern features of a technique of design and implementation of improving programs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 70-72.
8. Spirin, V. K., Boldyshev, D.N., Rissamakina, I.A. and Mavrenkova, E.A. (2013), "Physical training on the basis of a sport - a new vector of the organization of sports activity of children, teenagers, youth", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 19-22.
9. Yasyukova, L.A. (2002), Test of structure of intelligence of R. Amtkhauer (IST): methodical management, GP "IMATON", St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.03.2016
УДК 796.325
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент,
Владимир Робертович Кузекевич, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация
В статье обозначена проблема организации и планирования процесса физической подготовки у волейболистов групп начальной подготовки за счет рационального построения тренировочного режима в подготовительном периоде с применением средств и методов, направленных на развитие скоростно-силовых способностей, специальной выносливости и силы.
Ключевые слова: волейбол, физическая подготовка, спортивная тренировка, физическая культура.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p207-209
METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF SPECIAL MOTOR ABILITIES OF VOLLEYBALL PLAYERS IN GROUPS OF INITIAL PREPARATION
Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Vladimir Robertovich Kuzekevich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Irkutsk State University, Irkutsk
Annotation
The article is devoted to the problem of the organization and planning of physical training process at volleyball players in primary training groups due to the rational training regime line-up in the preparatory phase with application of the means and methods aimed at the moving abilities' development.
Keywords: volleyball, physical training, athletic training, physical education.
Считаем, что подготовка юных высокорослых волейболистов, отвечающих современным требованиям, должна быть направлена на опережающее развитие двигательных качеств и строиться на основе атлетической подготовки, поскольку уровень развития двигательных качеств часто выступает как лимитирующий фактор. Недостаточный уровень развития быстроты, силы, прыгучести, приводит к искажению техники выполнения двигательных приемов и снижению их эффективности.
Организация процесса начального обучения и дальнейшего совершенствования двигательных действий в волейболе заключается не только в оптимизации управления
деятельностью юных спортсменов по приобретению ими знаний, умений и навыков, но и развития физических качеств.
Нет сомнений, что внедрение в процесс обучения адекватных задачам элементов и методик физической подготовки уже на начальном этапе формирования двигательных действий повышает их эффективность.
По нашему мнению, специфика построения тренировочного процесса в волейболе требует развития как общефизических, так и специальных качеств, что имеет большое значение в практической работе с юными спортсменами.
Мы считаем, что распределение тренировочного времени в подготовительном периоде в занятиях с группами начальной подготовки с учетом уровня физической подготовленности, оптимальное соотношение различных видов подготовки способствует оптимизации спортивной подготовленности волейболистов.
В основу предлагаемой нами экспериментальной методики, имеющей целью повышение уровня физической подготовленности, было положено дифференцирование средств физической подготовки различной направленности, что достигалось через планирование тренировочного процесса в специализированных микроциклах.
В подготовительном периоде, продолжительностью 30 дней, нами было выделено три микроцикла продолжительностью 10 дней каждый.
Первый микроцикл был направлен преимущественно на развитие специальной выносливости и гибкости. В качестве средств использовались различные прыжковые и специальные беговые упражнения, выполняемые в большом объёме со средней интенсивностью (60^65% от максимальной). Упражнения на развитие гибкости использовались, как средство активного отдыха и акцентировано выполнялись в 5 и 10 дни микроцикла. При этом нагрузка внутри микроцикла распределялась таким образом, что она носила «раскачивающий» характер, т.е. ступенчато увеличивалась, а максимальная (пиковая) нагрузка приходилась на 3 и 7 дни. В качестве основных использовались интервальный и повторный метод.
Во втором микроцикле решались задачи развития скоростных и координационных способностей. Нагрузка, в этом случае, составляла 85^95% от максимальной нагрузки, с двухпиковым распределением (максимальная нагрузка приходилась на 3 и 6 день). Средствами выступали различные беговые упражнения скоростного характера (25% от общего объема), игровые эстафеты (20%), подводящие и игровые упражнения координационной направленности (35%). Оставшееся тренировочное время отводилось на развитие специальной выносливости и гибкости.
Третий микроцикл был направлен на развитие специально силовых способностей (30%), координационную подготовку с использованием упражнений игровой направленности (40%), развитие специализированных скоростно-силовых способностей (прыгучести, взрывной силы и др.). В этом случае нагрузка внутри микроцикла распределялась с трехпиковым повышением нагрузки (2, 5 и 8 день) с использованием ударной ступенчато понижающейся нагрузки.
Анализ результатов тренировочного процесса в группах начальной подготовки показал эффективность подобного планирования, в основе которого лежала комплексная направленность выполнения упражнений скоростно-силового характера, сочетающаяся с элементами обучения технике волейбола, нам удалось добиться роста всех показателей, особенно в экспериментальной группе (таблица 1).
Полученные нами результаты свидетельствуют о преимуществе предложенной методики тренировочных занятий для экспериментальной группы по сравнению с контрольной, что подтверждает вывод о том, что техническое мастерство представляет собой набор приемов, которые будут в дальнейшем определять весь последующий ход становления спортивного мастерства волейболистов, выступающих в командах высших разрядов. Но этот «арсенал» накапливается на базе скоростно-силовой подготовки волейбо-
листов, без которой техническая, тактическая, психологическая и даже интеллектуальная «вооруженность» спортсменов не достигает своего максимального потенциала.
Таблица 1
Показатели развития скоростно-силовых качеств экспериментальной и контрольной групп
№ Тест Статистические параметры Различия
Исходные данные Различия Конечные данные
x m 5 x m 5
1 Прыжок в длину с места (см) К 193,2 2,30 8,92 р>0,05 194,8 2,58 10,80 t=2,27 р<0,05
Э 192,3 2,38 9,21 202 0,66 2,59
2 Челночный бег 5x10 м К 28,6 2,12 8,23 р>0,05 28,58 0,431 1,67 t=0,568 р>0,05
Э 28,7 2,13 8,26 28,23 0,436 2,30
3 Прыжок вверх с места (см) К 51,5 3,82 14,8 р>0,05 51,06 0,59 2,30 t=4,79 р<0,01
Э 51,8 1,84 14,9 55 0,59 1,69
4 Метание набивного мяча на дальность К 668 11,47 4,44 р<0,05 689 9,76 3,78 t=0,719 р>0,05
Э 648 11,44 4,43 679 10,20 3,96
Считаем, что дальнейшего внимания заслуживают вопросы оптимизации и сочетания физической и технической подготовки волейболистов, так как только при условии хорошо отработанной техники движений, выполняемых с полным использованием физического потенциала, возможно их выполнение в условиях, связанных с помехами, влияющими на изменение структуры движений, и наиболее часто встречающихся в ситуациях соревновательного противодействия.
Результаты собственных исследований свидетельствуют, что предложенный вариант физической подготовки так же был улучшен за счет рационального освоения технических приемов, правильного подбора подводящих и подготовительных упражнений, первоначального акцентированного развития физических качеств, необходимых для их выполнения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Русаков, А. А. Основы теории спорта : учебное пособие / А. А. Русаков ; ВосточноСибирская государственная академия образования Иркут. гос. пед. ун-та. - Иркутск : [б.и.], 2013. -142 с.
2. Русаков, А.А. Курсы по выбору в составе профессиональной подготовки / А.А. Русаков // Проблемы и пути подготовки компетентных специалистов к профессиональной деятельности средствами физической культуры и спорта, посвященной 80-летию ИрГСХА : материалы международной научно-практической конференции. - М. : Издательство «Перо», 2014. - С. 139-143.
3. Русаков, А.А. Силовой атлетизм в структуре физического воспитания педагогического вуза / А.А. Русаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 201-205.
REFERENCES
1. Rusakov, A.A. (2013), Bases of sport theory: Study guide, East-Siberian State Academy of Education ISPU, Irkutsk.
2. Rusakov, A.A. (2014), "Elective courses as a part of professional preparation", Materials of international scientific-practical conference "Problems and ways of preparation of competent specialists for professional activity by means of physical culture and sports, which is dedicated to 80 anniversary ISAA, pp. 139-143
3. Rusakov, A.A. (2016), "Power athleticism in the structure of physical education of a Pedagogical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, Vol. 131, pp. 201-205.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2016