Научная статья на тему 'Интенсификация нагрузки в подготовительном периоде бегунов на короткие дистанции'

Интенсификация нагрузки в подготовительном периоде бегунов на короткие дистанции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русаков Александр Альбертович, Богатова Ирина Ивановна

В статье рассматривается методика подготовки бегунов на короткие дистанции за счет интенсификации нагрузок в подготовительном периоде. Использование беговой работы с отягощениями и в облегченных условиях позволяет повысить эффективность скоростно-силовой подготовленности без существенного увеличения объёмов и интенсивности нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русаков Александр Альбертович, Богатова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intensification of loads in the preparatory period for sprinters

In article, the technique of training of runners on short distances at the expense of the intensification of loadings in the preparatory period is considered. Use of running work with burdening and in the facilitated conditions allows us to increase efficiency without essential increase in volumes and intensity of loadings.

Текст научной работы на тему «Интенсификация нагрузки в подготовительном периоде бегунов на короткие дистанции»

3. Kolesnikova, I.A., Menshikov L.I. and Olin V.N. (2008), Physical fitness in a comprehensive assessment of schoolchildren's health, Methodical recommendations for doctors, teachers ofphysical education, Publishing house "Partner", Severodvinsk.

4. Panchenko, S.I. (2008), Day by day in the life of a guide. To help everyone who works or will work with adolescents in a children's camp, National Education, Moscow.

5. Kuchma, V.R. (2003), Assessment of the physical development of children and adolescents in the hygienic system "Health - habitat", Publishing House State Scientific Center of Humanitarian Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow.

6. Romanenko, M.V. and Konovalov V.N. (2016), "Summer recreation camps: physical education and sports programs of various kinds when working with children 10-12 years old", Organizational and methodological aspects of educational and training processes in a university: materials of the IV scientific and practical conference of teachers and graduate students, Publishing house of SibGUFK, Omsk, pp. 129-133.

7. Tetersky, S.V. (2004), "Pedagogical interaction in the organization of summer holidays for children and adolescents", Additional education, Moscow, No. 5, pp. 64.

8. Chernyavskaya, A.V. and Paschenko L. G. (2014), "Improving efficiency of day-care camps for children", Collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference with the international with participation "Youth of the 21st Century: Potential, Trends, and Prospects", November 19-20, Publishing house Ural University, Ekaterinburg, Vol. 2, pp. 136-138.

9. Chirvina, N.V. (2007), Formation of bases of a healthy lifestyle at teenagers means of physical training in the conditions of the children's improving center, dissertation, Krasnodar.

Контактная информация: maxirom-omsk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2018

УДК 796.422.12

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ НАГРУЗКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ БЕГУНОВ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Ивановна Богатова, старший преподаватель, Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация

В статье рассматривается методика подготовки бегунов на короткие дистанции за счет интенсификации нагрузок в подготовительном периоде. Использование беговой работы с отягощениями и в облегченных условиях позволяет повысить эффективность скоростно-силовой подготовленности без существенного увеличения объёмов и интенсивности нагрузок.

Ключевые слова: тренировочная нагрузка, специальная физическая подготовка, подготовительный период.

INTENSIFICATION OF LOADS IN THE PREPARATORY PERIOD FOR SPRINTERS

Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Ivanovna Bogatova, the senior teacher, Irkutsk State University

Annotation

In article, the technique of training of runners on short distances at the expense of the intensification of loadings in the preparatory period is considered. Use of running work with burdening and in the facilitated conditions allows us to increase efficiency without essential increase in volumes and intensity of loadings.

Keywords: training load, special physical training, preparatory period.

ВВЕДЕНИЕ

Реалии сегодняшнего дня показывают существенный разрыв результатов Российских бегунов на короткие дистанции с ведущими спортсменами. При этом в тренировочных режимах значительно увеличивается объёмы беговой работы, подошедшей к пределу

адаптационных возможностей спортсменов.

Мы предлагаем методику подготовки бегунов на короткие дистанции в подготовительном периоде за счет интенсификация нагрузки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В эксперименте приняли участия две группы примерно равные по уровню спортивной подготовленности. Тренировочный процессе подготовки спринтеров строился согласно плану годичного цикла общепринятой структуры. Схема подготовки в группах отличалась по количеству применяемых объёмов тренировочных нагрузок (таблица 1).

Тренировочные средства Первая группа Вторая группа

Суммированный объем спринтерского бега, км 82 82

Суммированный объем беговой работы с отягощениями с высокой интенсивностью (9095%) - 1,3

Суммированный объем беговой работы без отягощений с высокой интенсивностью (9095%) 19,2 17,9

Суммированный объем беговой работы с отягощениями со значительной интенсивностью (85-90%) 5,9

Суммированный объем беговой работы без отягощений со значительной интенсивностью (85-90%) 29,8 24,1

Суммированный объем беговой работы в облегченных условиях (85-95% интенсивности) - 0,8

Суммированный объем беговой работы с отягощениями - (интенсивности меньше 85%) - 5,7

Суммированный объем беговой работы без отягощений (интенсивности меньше 85%) 34 25

Проанализировать представленную таблицу мы видим, что совокупный годовой объем беговой подготовки высокой интенсивности в обеих группах отличия не имеет, но существуют отличия по разделению объема ведущих средств спортивной подготовки. Неизменными остались следующие параметры: прыжковые упражнения (5900-6200 прыжков), силовые упражнения (69-74 т), ОФП (235 часов в год), теоретическая подготовка (32 часа), количество соревнований и стартов (20/35), соревновательная практика 2535 часов), контрольные тестирования (15 часов), инструкторско-судейская практика (20 часов), врачебно-медицинское обслуживание (8 часов), работа социально-восстановительного характера (25 часов).

Рассмотрим технологию построения тренировочного процесса в обеих группах. Основу методики тренировочного процесса первой группы составили средства, которые применялись в том объеме, который рекомендуется программой по легкой атлетике для ДЮСШ и специализированных ДЮСШОР для данного контингента занимающихся. Использовались следующие основные средства подготовки, которые подбирались так же с учетом программы: бег с высокой интенсивностью 90-95% (годовой объем 18-25 км); бег со значительной интенсивностью 85-90% (годовой объем 25-30 км); бег с интенсивностью ниже 85% (годовой объем 32 км); прыжковые упражнения (годовой объем 6500 отталкиваний); упражнения с отягощениями (годовой объем 76 т).

Во второй группе в распределении годового объема тренировочных нагрузок были внесены изменения. В подготовительном периоде тренировочного процесса к средствам, используемым в подготовке первой группы (бег с высокой интенсивностью (90-95%), бег со значительной интенсивностью (85-90%), бег с интенсивностью ниже 85%, упражнения прыжковой направленности, силовые упражнения) были добавлены бег с отягощениями и бег в облегченных условиях (бег по наклонной дорожке) с различной интенсивностью. Но общий объем спринтерского бега с различной интенсивностью был распределен равномерно и за счет этого общий годовой объем всех средств, рекомендуемый программой, сохранился.

Рассмотрим подробнее фактические коррективы, внесенные в подготовку спринтеров второй группы. В подготовительном периоде интенсивная работа начиналась с третьей недели. Первая и вторая неделя были направлены на втягивающую адаптацию спортсменов. На общеподготовительном этапе (3 и 4 тренировочные недели) и специально-подготовительном этапе (с 5 по 8 тренировочные недели включительно). Совокупный объем спринтерской подготовки был распределен на бег по прямой с отягощениями и в облегчённых условиях с высокой и значительной интенсивностью и в меньшей мере обычная спринтерская работа (таблица 2).

Таблица 2 - План весенней спортивной подготовки легкоатлетов в подготовительном периоде (март-апрель)___

Месяцы Март Апрель

Недели 3 1 4 5 1 6 | 7 | 8

Периоды Подготовительный

Этапы ОФП | СФП

Тренировочная нагрузка в недельных микроциклах

Суммированный объем спринтерской работы, км 1,4 1,8 1,6 1,9 1,6 2,2

Суммированный объем беговой работы с отягощениями с высокой интенсивностью (км) 0,4 0,2 0,4 0,2 0,4

Суммированный объем беговой работы без отягощений с высокой интенсивностью (км) 0,4

Суммированный объем беговой работы в облегчённых условиях с высокой интенсивностью (км) 0,2 0,5

Суммированный объем беговой работы с отягощениями со значительной интенсивностью (км) 0,6 0,7 0,9 0,6 0,7

Суммированный объем беговой работы без отягощений со значительной интенсивностью (км) 0,6

Суммированный объем беговой работы в облегчённых условиях со значительной интенсивностью (км) 0,59 0,8

Коррективы были внесены с третьей по восьмую тренировочные недели подготовительного периода включительно: 3,4 неделя загрузочные; 5 разгрузочная, 6,7 - загрузочные, 8 неделя разгрузочная. В загрузочные недели бег по прямой был заменен бегом с отягощениями (интенсивность 85-95% и ниже).

С целью разнообразия применяемых средств тренировки, направленных на развитие скоростно-силовых качеств спринтеров использовались средства прыжковой и специально силовой подготовки. Для увеличения мощности нагрузок использовался бег с отягощениями (интенсивность выше 90%), так как он является наиболее напряженной работой по сравнению с бегом по прямой без отягощений с аналогичной интенсивностью и длиной дистанции.

В разгрузочные недели к бегу по прямой без отягощений с различной интенсивностью в цикл подготовки был введен бег в облегчённых условиях, чтобы снизить мышечную нагрузку и интенсивность выполняемой работы и для совершенствования техники бега.

Бег с очень высокой интенсивностью в данный период годичного цикла не использовался, так как выходить на максимальные скорости ещё достаточно рано и необходимо заложить фундамент физической подготовки.

Чтобы определить эффективность предложенной модели построения тренировочного процесса мы проанализировали и обработали полученные показатели повторного тестирования.

Сравнительный анализ результатов во второй группе показал положительную динамику уровня беговой подготовленности. В тестах: бег на 300 метров, 30 метров с ходу и прыжок в длину с места по ^критерию Стьюдента были получены достоверные результаты (Р<0,05). В беге на 60 и 200 метров была отмечена высокая положительная динамика, но результаты недостоверны.

Анализ скоростно-силовой подготовленности бегунов на короткие дистанции в конце подготовительного периода не показал достоверно значимых различий между

первой и второй группой (Р>0,05), хотя результаты контрольных нормативов второй группе были значительно выше (таблица 3).

Таблица 3 - Результаты специальной физической подготовленности спринтеров в конце

Тесты Первая группа (n=18) Вторая группа (n=15) t P

Спринтерский бег на 60 метров 8,14±0,097 8,09±0,19 0,8 >0,05

Спринтерский бег на 200 метров 27,12±0,26 26,97±0,26 1,4 >0,05

Бег на 30 метров с ходу 3,55±0,16 3,47±0,16 1,14 >0,05

Бег на 300 метров 45,22±0,32 45,01±0,42 1,3 >0,05

Прыжок в длину с места 2,403±0,07 2,387±0,07 0,57 >0,05

Также нам было необходимо проследить динамику выполнение контрольных нормативов, рекомендованных спринтерам на пятом году обучения. Проанализировав данные, было выявлено, что после эксперимента количество занимающихся выполнивших контрольные нормативы как в первой, так и во второй группах возросло.

Рассмотрим данные по количеству выполнивших контрольный норматив в каждом тесте в первой группе: в беге на 60 метров - 40% испытуемых (прирост 10%); в беге на 200 метров - 40% испытуемых (изменений нет); в беге на 30 метров с ходу - 70% испытуемых (изменений нет); в беге на 300 метров - 40% испытуемых (прирост 10%); в прыжке в длину с места - 50% испытуемых (прирост 30%). Таким образом, мы можем наблюдать увеличение количества занимающихся, которые выполнили необходимые нормативы по трем тестам: в беге на 60 и 300 метров, а также в прыжках в длину с места.

Во второй группе количестве испытуемых, выполняющих контрольные нормативы после эксперимента значительно выше, чем в первой: в беге на 60 метров - 60% испытуемых (прирост составил 20%); в беге на 200 метров - 70% испытуемых (прирост составил 40%); в беге на 30 метров с ходу - 90% испытуемых (прирост 20%); в беге на 300 метров - 70% испытуемых (прирост 50%); в прыжке в длину с места - 50% испытуемых (прирост 30%).

Таким образом, мы можем наблюдать значительное увеличение количества занимающихся, которые выполнили необходимые нормативы по всем предлагаемым тестам после завершения эксперимента, что может говорить об эффективности внесенных корректировок в распределение годового объема тренировочных нагрузок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иссурин, В.Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин. - М. : Спорт. 2016. - 464 с.

2. Русаков, А.А. Соотношение продолжительности тренировочной нагрузки и интервалов отдыха в процессе развития специальной выносливости у легкоатлетов / А.А. Русаков, В.Р. Кузеке-вич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 8 (162). - С. 173-176.

3. Русаков, А.А. Теория и методика преподавания легкой атлетики (курс лекций) : учебное пособие / А.А. Русаков В.Р. Кузекевич. - Иркутск : Изд-во «Аспринт», 2016. - 104 с.

REFERENCES

1. Issurin, V. B. (2016г), Preparation of the athletes of the XXI century: scientific base and building workout, Sport, Moscow.

2. Rusakov, A.A. and Kuzekevich V.R. (2018), "The ratio of the length of the training load and rest intervals in the process of development of special endurance athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 162, No 8, pp. 173-176.

3. Rusakov, A.A. and Kuzekevich V.R. (2016), Theory and methods of teaching athletics (lectures), Asprint, Irkutsk.

Контактная информация: irkrusakov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.