Научная статья на тему 'Моделирование физической подготовки в ходе тренировочного процесса по академической гребле'

Моделирование физической подготовки в ходе тренировочного процесса по академической гребле Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРЕБЛЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / SPORTS TRAINING / ROWING / PHYSICAL QUALITIES / MODELING OFPHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замашкина Алевтина Евгеньевна, Реутова Ольга Викторовна, Беляева Марина Александровна

Разработана модель физической подготовки гребцов-академистов в малых тренировочных циклах с целью повышения уровня физической подготовленности и результативности соревновательной деятельности. Представлены микроциклы тренировочного процесса, включающие упражнения специальной физической подготовки в подготовительном и основном периодах, упражнения скоростно-силовой направленности и специальной выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замашкина Алевтина Евгеньевна, Реутова Ольга Викторовна, Беляева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULA TION OF PHYSICAL TRAINING DURING TRAINING PROCESS ON ACADEMIC ROWING

A model of physical training of academic rowers in small training cycles has been developed in order to increase the level of physical fitness and performance of competitive activities. The article presents microcycles of the training process, including exercises of special physical training in the preparatory and main periods, exercises of speed and strength orientation and special endurance.

Текст научной работы на тему «Моделирование физической подготовки в ходе тренировочного процесса по академической гребле»

УДК 797.123.1 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10210

МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХОДЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ

А.Е. Замашкина, О.В. Реутова, М.А. Беляева

Разработана модель физической подготовки гребцов-академистов в малых тренировочных циклах с целью повышения уровня физической подготовленности и результативности соревновательной деятельности. Представлены микроциклы тренировочного процесса, включающие упражнения специальной физической подготовки в подготовительном и основном периодах, упражнения скоростно-силовой направленности и специальной выносливости.

Ключевые слова: спортивная тренировка, академическая гребля, физические качества, моделирование физической подготовки.

Спортивную тренировку в академической гребле, равно как и любом виде спорта, можно рассматривать как процесс управления [1].

Важным является приобретение личностного опыта самого спортсмена. Процесс формирования такого вида деятельности связан с решением ряда проблем: с выработкой специальных технологий, выбором приемов обучения, режимов работы на тренировочных занятиях [2].

Улучшение качества всех сторон мастерства спортсмена повышает эффективность управления тренировочным воздействием, создается модель планируемого результата. Важным элементом, без которого не может быть достигнуто повышение эффективности процесса, является специальная подготовленность спортсменов [3, 4].

Руководствуясь принципами управления, включающими постоянную обратную связь и оперативные корректирующие воздействия, получим подготовку более эффективней [5]. Рост спортивного мастерства во многом зависит от степени развития физических качеств, функциональных возможностей организма спортсмена на всех этапах спортивной подготовки. Центральной проблемой в этом случае является определение ведущих и отстающих физических качеств.

Основной стратегией в тренировке должно быть моделирование физической подготовки, развитие сильных сторон организма и личности спортсмена как ведущего условия достижения им высокого резуль -тата [6, 7].

Также организованные на основе выбранного вида спорта занятия более перспективны в плане самосовершенствования, это действенное средство формирования спортивной культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста [8].

Актуальность обусловлена:

- развитием физических способностей, их реализацией в условиях учебно-тренировочного процесса у гребцов-академистов групп спортивного совершенствования;

- необходимостью обеспечения готовности гребцов-академистов к достижению результатов высокого уровня;

Предполагалось, что моделирование малых циклов тренировочного процесса группы спортивного совершенствования в академической гребле позволит наиболее эффективно управлять физической подготовленностью спортсменов и тем самым повысить результативность их соревновательной деятельности.

В данном исследовании была предпринята попытка разработать и теоретически обосновать модели физической подготовки в малых тренировочных циклах гребцов-академистов. В процессе обобщались и анализировались данные научно-методической литературы об особенностях моделирования подготовки спортсмена на этапах многолетнего и годового циклов, а также структура малых тренировочных циклов, виды и характеристика физической подготовки.

Анализ научно-методической литературы по теме исследования дал возможность получить относительно полное представление о состоянии изучаемого вопроса.

Эксперимент проводился на базе «Детско-юношеской спортивной школы по водно-гребным видам спорта» г. Нижнего Новгорода со спортсменами группы спортивного совершенствования 5-6-го года обучения в течение 2018/19 тренировочного года. Экспериментальная группа состояла из 9 спортсменок. Их уровень подготовки соответствовал 1-му взрослому разряду и КМС. Каждая из них участвовала в соревновании на первенство области в своих возрастах. Как правило, они и были победителями или призерами.

Основным отличием содержания учебно-тренировочного процесса в экспериментальной группе было в перераспределении часов по видам подготовки в пользу специальной физической подготовки в подготови -тельном и основном периодах, а также во включении в тренировочный процесс целенаправленных упражнений скоростно-силовой направленности и специальной выносливости.

Для оценки уровня специальных физических способностей у греб -цов-академистов групп спортивного совершенствования использовались следующие тесты:

1) бег на 100 м;

2) гребля на 2000 м;

3) прыжок в длину с места.

За годичный цикл девушки приняли участие в следующих соревнованиях: 4 учебных, 5 контрольных, 7 основных.

Представляем примеры микроциклов тренировочного процесса гребцов-академистов.

Втягивающий микроцикл подготовительного периода реализовывал задачи: постепенное достижение высоких общих объемов тренировочных нагрузок и увеличение интенсивности тренировочного процесса, совер-шенствование элементов техники (табл. 1).

Таблица 1

Втягивающий микроцикл гребцов-академистов

Дн. нед. Тренировка Содержание

1. Разминка 7 мин.

2. Подводящие упражнения.

Первая Основная часть: 1,5 мин через 5 мин х 3 раза, темп 30-32 (13 км). 2. Закатка 1 км

Пн. Разминка 5-7 мин.

Основная часть: 1. Разминка 4 км.

Вторая 2. 30 мин через 1 мин х 10 раз, темп 30-32 - 3 серии отдых 5 мин. 3. Закатка 500 м. Заключительная часть: бег 7 мин и упражнения на расслабление

Разминка 5-7 мин.

Основная часть:

Вт. Первая 1. Разминка 4 км. 2. Прокат 4 км, каждые 500 м ускорение. 3. Закатка 2 км. Заключительная часть: бег 5 мин и упражнения на расслабление

Разминка 5-7 мин.

Вторая Основная часть: прокат 16 км. Заключительная часть: бег 7 мин и упражнения на расслабление

Разминка 5-7 мин.

Основная часть:

1. Разминка 3 км.

2. 7 мин через 5 мин, темп 12-44 - 3 раза.

Первая 3. Закатка 2 км. 4. Тяга лежа 27 кг 20x6.

Ср. 5. Подтягивание 2х3. 6. Упражнение на пресс 240 раз. Заключительная часть: бег 5 мин и упражнения на расслабление

1. Разминка с гидрачем 2 км.

Вторая 2. Тяга лежа 27 кг 40x4.

3. Подтягивание 2x3. 4. Упражнение на пресс 200 раз

Окончание табл. 1

Дн. нед. Тренировка Содержание

Чт. - Отдых

1. Разминка 7 мин.

2. Разминка с гидрачем 3 км.

Первая Основная часть:

Пт. 1. 3 мин через 2 мин х 3 раза, темп 12-14 (12 км). 2. Закатка 700 м. Заключительная часть: упражнения на растягивание

Вторая 1. Разминка 6 мин.

2. Прокат (техника) 10 км

1. Разминка 7 мин.

2. Разминка 2 км.

Основная часть:

Сб. Первая 1. 1,40 с через 1 мин 20 с. х 10 раз по 2 подхода. 2. Закатка 750 м.

3. Подрыв гири 16 кг 20^6. 4. Упражнение на пресс 200 раз. Заключительная часть: упражнения на растягивание

Вторая Разминка 6 мин.

Прокат (техника) 10 км

Базовый микроцикл подготовительного периода был направлен на решение следующих задач: повышение специальной скоростно-силовой подготовленности, дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности (табл. 2).

Таблица 2

Базовый микроцикл гребцов-академистов

Дн. нед. Тренировка Содержание

Пн. Первая Бег 20 мин. Разминка 5-7 мин. Основная часть: 1. С 2: 20 мин. 2. С 2: 2 км х 3 раза. 3. Заминка 10 мин. Заключительная часть: бег 5 мин и упражнения на расслабление

Вторая Разминка 5 мин. Основная часть: 1. С 2: 30 мин. 2. С 2: 30 мин х 2 раза. 3. Заминка 10 мин. Заключительная часть: бег 7 мин и упражнения на расслабление

Окончание табл. 2

Дн. нед. Тренировка Содержание

Разминка 5-7 мин.

Основная часть:

1. С 2: 30 мин.

Первая 2. С 2: 50 мин х 2 раза. 3. С 2: 500 м max. 3. Заминка 10 мин.

Вт. Заключительная часть: упражнения на расслабление

Бег 40 мин. Основная часть: 1. Тяга лежа 35 кг 20x6.

Вторая 2. Выпрыгивание с гирей 14x4 раза. 3. «Пистолетик» 8x5. 4. Упражнение на пресс 200 раз. Заключительная часть: заминка 10 мин

1. Разминка на дорожке 10 мин.

2. Подводящие упражнения.

Основная часть:

Ср. Первая 1. С 2: разминка 20 мин. 2. С 2: 6 км. 3. С 2: закатка 15 мин. Заключительная часть: растяжка 10 мин

Вторая Игра в футбол 2 ч

Чт. - Отдых

1. Бег 10 мин.

2. Разминка 10 мин.

Первая Основная часть:

1. С 2: разминка 20 мин. 2. С 2: 3 мин x 3- 4 серии (12-14, отдых 10 мин).

Пт. Заключительная часть: заминка 10 мин, растяжка 10 мин

1. Бег 40 мин. 2. Разминка 10 мин.

Вторая Основная часть:

1. Тяга лежа 6x8 32 кг. 2. Приседание с гирей 14x6 24 кг. Заключительная часть: заминка 8 мин

1. Бег 10 мин.

2. Разминка10 мин.

Основная часть:

Сб. Первая 1. С 2: разминка 20 мин. 2. С 2: 100 м x 3-4 серии. 3. С 2: 500 м max. Заключительная часть: закатка 10 мин, растяжка 10 мин

1. Разминка 6 мин.

Вторая 2. Прокат (техника) 10 км. Заключительная часть: бег 40 мин, заминка 10 мин

В процессе тренировочных занятий поддерживалась постоянная связь спортсменок и тренера с целью оперативной коррекции средств и методов тренировочной нагрузки, результаты представлены (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Показатели уровня физической подготовленности спортсменок экспериментальной группы в начале и конце эксперимента (М±т)

Показатели Начало эксперимента (п=9) Конец эксперимента (п=9) Р

Бег на 100 м, с 14,4±0,23 13,8±0,3 <0,05

Гребля одиночка 2000 м, мин,с 8,40±0,42 8,21±0,38 <0,05

Прыжок в длину с места, см 198,9±1,5 205,9±1,7 <0,05

Таким образом, полученные результаты дают основание считать, что моделирование малых циклов тренировочного процесса группы спортивного совершенствования в академической гребле позволит наиболее эффективно управлять физической подготовленностью спортсменов и тем самым повысить результативность их соревновательной деятельности.

Список литературы

1. Орлова В.В., Халалеева О.Е. Организационно -методические особенности построения тренировочного процесса в академической гребле // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 4-1. С. 6-19.

2. Кутепов М.М., Коновалова М.П. Подготовка бакалавров по физической культуре к организации и проведению соревнований различного уровня // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2(27). С. 3.

3. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки. М.: Спорт, 2016. 464 с.

4. Ежова Н.М., Стрельникова И.В., Лысов П.К. Структура тренировочных нагрузок гребцов высокого класса в подготовительном периоде // Годы 2006-2007: научный альманах МГАФК. Малаховка: МГАФК, 2007. С. 24-26.

5. Корягина Ю.В., Потанин Д.А. Эргогенные средства и возможности их использования в спорте // Физкультурное образование Сибири. 2012. Т. 29. № 1. С. 69-71.

6. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: монография. М.: Физическая культура, 2015. 240 с.

7. Топчиян B.C., Кабачкова П.И., Комарова А.Д. Планирование спортивной тренировки юных спортсменов в годичном цикле в скоростно-силовых и циклических видах спорта // Теория и практика физической культуры. 1983. № 11. С. 47-50.

8. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1(22). С. 6.

Замашкина Алевтина Евгеньевна, магистрантка, 89202585383'а yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

Реутова Ольга Викторовна, старший преподаватель, ol\a.reutova20l3@ \andex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

Беляева Марина Александровна, старший преподаватель, artjom23l0@inbox.ru, Россия, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

SIMULA TION OF PHYSICAL TRAINING DURING TRAINING PROCESS

ON ACADEMIC ROWING

A.E. Zamashkina, O. V. Reutova, M.A. Belyayeva

A model of physical training of academic rowers in small training cycles has been developed in order to increase the level of physical fitness and performance of competitive activities. The article presents microcycles of the training process, including exercises of special physical training in the preparatory and main periods, exercises of speed and strength orientation and special endurance.

Key words: sports training, rowing, physical qualities, modeling ofphysical fitness.

Zamashkina Alevtina Eugenievna, graduate student, 89202585383a\andex.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin,

Reutova Olga Victorovna, senior lecturer, ohKi.reuUnK&O^ayandex.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin,

Belyayeva Marina Alexandrovna, senior lecturer, artjom23l0@inbox.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky

References

1. Orlova V.V., Halaleeva O.E. Organizacionno-metodicheskie osobennosti postroeniya trenirovochnogo processa v akademicheskoj greble [Organizational and methodological features of the construction of the training process in rowing] // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal) [Modern research on social problems (electronic scientific journal)]. 2017. T. 8. No. 4-1. P. 6-19.

2. Kutepov M.M., Konovalova M.P. Podgotovka bakalavrov po fizicheskoj kul'ture k organizacii i provedeniyu sorevnovanij razlichnogo urovnya [Preparation of bachelors in physical education for the organization and conduct of competitions at various levels] // Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of the University of Minin]. 2019.Vol. 7. No. 2(27). P. 3.

3. Issurin V.B. Podgotovka sportsmenov XXI veka: nauchnye osnovy i postroenie trenirovki [Training athletes of the twenty-first century: the scientific basis and construction of training]. M.: Sport, 2016. 446 p.

4. Ezhova N.M., Strel'nikova I.V., Lysov P.K. Struktura trenirovochnyh nagruzok grebcov vysokogo klassa v podgotovitel'nom periode [The structure of the training loads of high-class rowers in the preparatory period] // Gody 2006-2007: nauchnyj al'manah MGAFK [Years 2006-2007: scientific almanac of the MGAFK]. Malakhovka: MGAFK, 2007. P. 24-26.

5. Koryagina Yu.V., Potanin D.A. Ergogennye sredstva i vozmozhnosti ih ispol'zovaniya v sporte [Ergogenic means and the possibilities of their use in sports] // Fizkul'turnoe obrazovanie Sibiri [Physical education in Siberia]. 2012.V. 29. No. 1. P. 69-71.

6. Nikitushkin V.G. Mnogoletnyaya podgotovka yunyh sportsmenov [Long-term training of young athletes]: a monograph. M.: Physical education, 2015. 240 p.

7. Topchiyan B.C., Kabachkova P.I., Komarova A.D. Planirovanie sportivnoj trenirovki yunyh sportsmenov v godichnom cikle v skorostno-silovyh i ciklicheskih vidah sporta [Planning for sports training of young athletes in the annual cycle in high-speed power and cyclic sports] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 1983. No. 11. P. 47-50.

8. Chelnokova E.A., Agaev N.F., Tyumaseva Z.I. Formirovanie motivacii studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom v vysshej shkole [The formation of students' motivation for physical education and sports in higher education] // Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of the University of Minin]. 2018. Vol. 6. No. 1(22). P. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.