Научная статья на тему 'ДИДАКТИКО МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ'

ДИДАКТИКО МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дидактика / положения / принципы / характер / учебный / материал / воспитывающий / развивающий / всестороннее / наблюдательность / требований / предмет / выражения / учебный / сознательно / знания / родной язык / обучения.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ойбек Кахрамонович Мирзорахимов

В статье дана информация о методических принципах занятий по русскому языку в младших классах. Разностороннее изучение родного языка. Принципиальных требований, которые предъявляет дидак-тика к каждому учебному предмету и к каждой ступени обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИКО МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ»

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hjrcMq^avlat^edagogika^niViiiiiiH

ДИДАКТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАЧАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

Ойбек Кахрамонович Мирзорахимов

Старший преподаватель кафедры теории начального образования Чирчикского государственного педагогического университета

АННОТАЦИЯ

В статье дана информация о методических принципах занятий по русскому языку в младших классах. Разностороннее изучение родного языка. Принципиальных требований, которые предъявляет дидак-тика к каждому учебному предмету и к каждой ступени обучения.

Ключевые слова восприятия, Дидактика, положения, принципы, характер, учебный, материал, воспитывающий, развивающий, всестороннее, наблюдательность, требований, предмет, выражения, учебный, сознательно, знания, родной язык, обучения.

ABSTRACT

The article provides information about the methodological principles of Russian language classes in primary school. Versatile study of the native language. The basic requirements that didactics imposes on each academic subject and on each stage of learning.

Keywords. Didactics, provisions, principles, character, educational, material, teaching, developing, comprehensive, observation, requirements, subject, expressions, educational, conscious, knowledge, native language, training.

В дидактике, как известно, выработаны некоторые исходные принципиальные положения, которые имеют общее руководящее значение для любого учебного предмета, для разных ступеней обучения. Многие из этих общих положений чаще всего называются дидактическими принципами.

Одним из фундаментальных принципов обучения всем школьным предметам является воспитывающий и развивающий характер обучения. Обучение - это не только сообщение знаний, но и воспитание (дружбы, ответственности, сознательного отношения к учению, любви к труду, к родине, родному языку и т.п.) и всестороннее развитие (восприятия, живых представлений, памяти, мышления, речи) ребёнка. Одним из принципиальных требований, которые предъявляет дидактика к каждому учебному предмету и к

April 23-24, 2024

1059

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

chjrchiaäavlatfisdagogikaän^rsitei^—

каждой ступени обучения, является сознательность усвоения учебного материала. Под сознательностью прежде всего разумеется понимание учащимися содержания изучаемого материала; предполагается, что ученик не механически заучивает материал или выполняет задание, он должен объяснить, почему он выполняет или выполнил так, а не иначе.

Серьезным врагом сознательного усвоения детьми знаний, умений, навыков является формализм, который проявляется в отрыве формы выражений знаний от их содержания, в механическом запоминании учебного материала без ясного его понимания. Впрочем, степень сознательности в отношении к усваиваемому материалу может быть различной, следовательно, следует различать уровни сознательности. Ведь ребенок, не изучая еще грамматики, как-то осознает то, что говорит, сознает различие между словами и их сочетаниями, хотя и не в такой форме и не тем путем, как учат в школе. В школе с первых же шагов изучения русского языка, с одной стороны, продолжается обогащение словарного запаса и грамматических форм и конструкций (развитие речи), с другой стороны, развивается более глубокое понимание языкового материала; ребенок анализирует, абстрагирует, сопоставляет, группирует, обобщает формы и их значения. Это уже другой уровень сознательного усвоения языка. Он усваивает грамматические понятия, знает их существенные признаки, может обосновать свои суждения о грамматических явлениях. Это еще более высокий уровень осознания. И учитель, оценивая ответы детей, их умения и навыки прежде всего должен учитывать, насколько сознательно тот или иной ученик усвоил изучаемый материал. Опыт при этом показывает, что осознанное, с пониманием, усвоение знаний, умений и навыков есть в то же время прочное усвоение, прочность же знаний, умений и навыков - это тоже одно из принципиальных требований дидактики. Между сознательностью и прочностью нет противоречия, есть наоборот, соответствие.

Научная, теоретическая трактовка явлений языка не должна входить в противоречие с другим принципом дидактики - принципом доступности, или посильности. Значение этого принципа обучения понятно: речь идет о детях младшего школьного возраста, о детях, которые не искушены в вопросах теории вообще. Изучение грамматики требует, как известно, высокого уровня абстракции и обобщения. Правда, психологические исследования последнего времени показали, что многое из того, что прежде считалось недоступным, оказалось доступным детям младшего школьного возраста; оказалось, что

1060

April 23-24, 2024

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hirchiq^avlat^edagogjka^niViiiiiiii^^^^^^^^imiiä

многие умственные операции (вроде абстрагирования и обобщения) свойственны и детям.

Дидактика учит, что в процессе обучения необходимо соблюдать связь между теорией и практикой, правильное соотношение между тем и другим. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении обучения языку в начальных классах. Тут всегда есть опасность перегрузить детей теоретическими сведениями и недооценить роль практических упражнений. Младший школьник не имеет еще опыта теоретического изучения языкового материала, а также не имеет опыта письменной речи. Поэтому курс грамматики и правописания в младших классах - это преимущественно практический курс.

Конечно, как уже сказано, нужны и теоретические знания, нужно знание грамматики, потому что, чем лучше (осознано и прочно) ученик знает грамматику, тем лучше для него языкового развития, к тому же для формирования элементарной грамотности нужна «практика, руководимая грамматикой», как говорил еще К. Д. Ушинский.

Роль грамматической теории, элементы которой изучаются в начальных классах, заключается в том, что она помогает в какой - то мере понять значения слов, которыми пользуется ученик в своей речи и которые встречаются в книгах, им читаемых, значения словосочетаний и предложений, основных грамматических разрядов слов и их форм (части речи, род, число, падеж, время и т.д.), отношений между словами и предложениями.

Теоретические знания, однако, в младшем школьном обучении не имеют ни образовательного, ни развивающего значения, если они не сопровождаются достаточным количеством практических упражнений и если они не превращаются в практические умения и навыки.

Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы, всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках русского языка, в то же время руководить ими, подготавливать их к активному восприятию, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочетами - словом, учить их учиться, приобщать к культуре умственного труда.

Младшего школьника необходимо научить слушать на уроке, т.е., как говорят физиологи и психологи, уметь длительно поддерживать очаг возбуждения в коре головного мозга, направленный на восприятие всего того, что происходит на уроке. Учащийся не только слушает, но и зрительно наблюдает за действиями учителя или вызванного ученика. Но он не только

April 23-24, 2024

1061

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hirchiq^avlat^edagogjka^niViiiiiiii^^^^^^^^lHiii^

слушает и наблюдает, он также думает, т.е. сопоставляет слышанное, виденное, прочитанное, написанное, классифицирует, анализирует, систематизирует, обобщает, делает вывод и т.д. И надо научить детей, чтобы они на уроках русского языка умели объяснить, доказывать, рассуждать. Это способствует общему развитию и усвоению знаний и умений.

Важным методическим принципом занятий по языку в младших классах является также разностороннее изучение родного языка. Очевидно, взаимная связь различных элементов языка, которая существует в нем, должна быть в центре внимания учителя и учащихся, помогая сцементировать знания по грамматике, систематизировать их. Такое обучение облегчает понимание изучаемого материала и поддерживает интерес к нему.

Систематичность и последовательность в обучении - один из дидактических принципов, который должен найти свое отражение в преподавании русского языка. Уже сама программа в значительной степени обеспечивает реализацию этого принципа в работе учителя: материал программы расположен так, что, следуя данному в программе порядку прохождения разделов тем, мы обеспечиваем систематичность занятий, хотя система, принятая в расположении программного материала, не вполне совпадает с системой науки о языке; материал по русскому языку в начальных классах расположен концентрически и в то же время комплексно: в каждом классе имеются элементы всех разделов грамматики: и фонетики, и морфологии, и синтаксиса. Учитель строит работу по программе так, чтобы весь процесс учебной работы вел к системности знаний учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся понимали логические связи нового знания с ранее известными знаниями и чтобы усваиваемые факты закреплялись в сознании учащихся в логической связи.

Таким образом желая связать одни знания с другими, учитель сопоставляет одно грамматическое явление с другим, чтобы найти между этими явлениями сходство и различие.

REFERENSES

1. Кустарева. В. А. Русский язык в 3 классе. М., 1974.

2. Федоренко. Л. П. Принципы обучения русскому языку. М., 1973.

3. Скаткин. М. Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1974.

4. Рождествнский. Н. С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. М., «Просвещение», 1975.

1062

April 23-24, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.