Научная статья на тему 'РОМАН ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ…» КАК НАЧАЛО НЕЙРОДИДАКТИКИ'

РОМАН ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ…» КАК НАЧАЛО НЕЙРОДИДАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейродидактика / манкуртизм / нравственность / историческая память / воспитание / образование / преемственность поколений / когнитивная неврология / процессор / нравственность.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Элёр Абдулвохидов

В статье анализируется роман Чингиза Айтматова «И дольше века длится день…» на предмет соответствия идей писателя принципам нейродидактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОМАН ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ…» КАК НАЧАЛО НЕЙРОДИДАКТИКИ»

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

Chirchiq davlat pedagogika universiteti Zamonaviy filologiya va lingvodidaktikaning dolzarb masalalari

РОМАН ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ...» КАК НАЧАЛО НЕЙРОДИДАКТИКИ

Элёр Абдулвохидов

доцент кафедры Методики преподавания

языков Наманганского государственного педагогического института

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется роман Чингиза Айтматова «И дольше века длится день...» на предмет соответствия идей писателя принципам нейродидактики.

Ключевые слова: нейродидактика, манкуртизм, нравственность, историческая память, воспитание, образование, преемственность поколений, когнитивная неврология, процессор, нравственность.

CHINGIZ AYTMATOV'S NOVEL "AND THE DAY LASTS LONGER THAN A CENTURY..." AS THE BEGINNING OF NEURODIDACTICS

Elyor Abdulvohidov

Associate Professor of the Department of Teaching Methods languages of Namangan state pedagogical institute

ABSTRACT

The article analyzes the novel by Chingiz Aitmatov "And the day lasts longer than a century..." to determine whether the writer's ideas correspond to the principles of neurodidactics.

Keywords: neurodidactics, mancurtism, morality, historical memory, upbringing, education, generational continuity, cognitive neurology, processor, morality.

CHINGIZ AYTMATOVNING "ASRGA TATIGULIK KUN" ROMANI NEYRODIDAKTIKA BOSHLANISHI BTIDOSI SIFATIDA

Elyor Abdulvohidov

Namangan davlat pedagogika instituti Tillarni o'qitish metodikasi kafedrasi dotsenti ANNOTATSIYA

391

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

Maqolada yozuvchi g'oyalari neyrodidaktika tamoyillariga mos keladimi yoki yo'qligini aniqlash maqsadida Chingiz Aytmatovning "Va kun bir asrdan uzoq davom etadi..." romani tahlil qilinadi.

Kalit so'zlar: neyrodidaktika, mankurtizm, axloq, tarixiy xotira, tarbiya, ta'lim, avlodlar davomiyligi, kognitiv nevrologiya, protsessor, axloq.

Говоря о «манкуртизме», мы больше сталкиваемся с рассуждениями о преемственности поколений, об исторической памяти, о нравственном воспитании и значении знания своих истоков в становлении личности.

Анализируя роман, мы заметили тесную связь между идеями писателя с принципами нейродидактики. Так, данная наука предполагает «использование знаний когнитивной неврологии, дифференциальной психофизиологии, нейропсихологических знаний, данных о мозговой организации процессов овладения различными видами учебного материала, учета совместимости вариантов ИПЛ (индивидуальный профиль латерации) учащихся и преподавателей в образовательном процессе».1 В романе же мы видим обратный эффект. Рассмотрим соответствие идей Чингиза Айтматова принципам нейропедагогики.

Первый принцип утверждает, что мозг человека является параллельным процессором. То есть мозг человека может выполнять несколько функций одновременно. Это предоставляет широкие возможности для вовлечения учащихся в учебно-познавательную деятельность. Но в то же время, как видим на примере притчи о манкурте, эти свойства мозга могут быть использованы и в корыстных целях, что может привести к трагедии личности: «Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях» . Здесь автор подчёркивает, что воздействие на уровне мозга наиболее качественно осуществляется в молодости, что и соответствует принципам нейродидактики. Об этом Чингиз Айтматов предупреждает опосредованно, поскольку речь идёт не просто о памяти одного человека, но и о целой системе, направленной на порабощение. Причём это порабощение происходит не только на физическом, но и на духовном, нравственном уровне.

1 Лившиц В. Принципы и задачи нейропедагогики. https://proza.ru/2013/02/07/1000. Использовано 12.12.2023.

2 Айтматов Ч. И дольше века длится день. https://www.litres.ru/book/chingiz-aytmatov/i-dolshe-veka-dlitsya-den-132343/chitat-onlayn. Дата использования источника 12.12.2023.

392

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hirchiq^avlat^edagJgika^niViililiB

Второй принцип нейродидактики сводится к тому, что учение и познание являются естественным механизмом развития мозга. В романе же утверждается эта же правда, но совсем с другого ракурса: «Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом»3. То есть искусственное «отключение» способности познания приводит к уничтожению естественных механизмов функционирования мозга. Здесь улавливается мысль о прямой связи нейродидактики и манкуртизма в том плане, что показываются последствия активности/пассивности человеческого мозга, отражающиеся в его жизнедеятельности и становлении как личности.

Полное совпадение айтматовских умозаключений мы находим и в главном принципе нейродидактики, заключающейся в том, что опора на прежний опыт и поиск смысла являются врожденными качествами мозга. Именно это качество выводит на первый план и Чингиз Айтматов: «Лишённый понимания собственного «я», манкурт. был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он не ведал таких страстей. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не

4

знал» .

Таким образом, писатель утверждает особую значимость памяти и чувств, собственного «я», знания своих исторических корней и стремления быть достойным продолжателем дела своих отцов и дедов.

В центре внимания романа, как и в повестях писателя, остаётся Человек и его нравственность как решающая сила, как единственный фактор, предопределяющий будущность. «В столкновении вечного и текущего в жизни человек-труженик интересен и важен настолько, насколько он личность, насколько богат его духовный мир, насколько сконцентрировано в нём его время. Вот я и пытался поставить Буранного Едигея в центр современного мне миропорядка, в центр волнующих меня проблем»5, пишет Ч.Айтматов в предисловии к роману «И дольше века длится день». Человек-учитель, человек-педагог продолжает управлять хронологией эпохи, пытаясь оценить окружающих по уму и отношению к ценностям, к природе, воздействовать на окружающих и исправить их нравственные ошибки.

Там же.

4 Айтматов Ч. И дольше века длится день. https://www.litres.ru/book/chingiz-aytmatov/i-dolshe-veka-dlitsya-den-132343/chitat-onlayn. Дата использования источника 12.12.2023.

5 Там же.

393

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hirchiq^avlat^edagogikiHliViililiB

Как мы выше видели, в повестях мерилом поведения героев было суровая военная действительность. В данном романе также она сохраняет свою позицию, однако в более умноженном варианте и масштабе, теперь уже в сочетании с памятью (элемент нейродидактики!), святостью долга перед смертью близких. Едигей терпит лишения один за другим, пытается добраться до корня человеческого горя, и этот путь его приводит к нравственности -высокой либо низменной. Разбирая в памяти по крупинкам каждую из прошедших дней, он размышляет о достигнутом и упущениях. И в этом круговороте мыслей мы выходим и на педагогические воззрения, ставшие составной частью педагогических воззрений Ч. Айтматова.

Кстати, размышления (опять-таки элемент нейродидатики!) - отдельная тема романа. Не все мысли могут быть созидательными: «В условиях сегодняшнего дня, когда не просто появляются технические возможности для стабильного выхода в космос, но когда экономические и экологические нужды человечества властно требуют осуществления этой возможности, разжигание розни между народами, растрачивание материальных ресурсов и мозговой

энергии на гонку вооружений есть самое чудовищное из преступлений против

6

человека» .

Человек, сумевший покорить космос, не может разобраться в себе, навести порядок в своих мыслях и чувствах, в межличностных отношениях. Здесь звучит мысль о том, что толерантность, как и трудолюбие, воспитывается с детства. Но нужно знать, ради чего мыслить и трудиться, изначально намерения должны быть созидательными. От этого и будет зависеть исход осуществляемых действий. Только тогда можно уберечь себя от преступлений против человечества. Сразу звучит вывод: «Если человечество не научится жить в мире, оно погибнет» . Надо научиться и научить жить по правилам природы, мыслить не в ущерб первозданным канонам.

Способность мыслить, глубоко рассуждать (ещё раз сталкиваемся с элементом нейродидатики!)- визитная карточка Едигея, его главная сила. Поэтому изначально писатель обращает внимание на раскрытие этого вопроса: «Люди могут быть терпимы друг к другу, но они не могут мыслить одинаково, оставаясь при этом людьми, сохраняя свои человеческие качества»8. Значит, мысль первостепенна, основа действий. Из этого следует, что мышлению тоже нужно учить. Наставлять, чтобы мысли были всегда светлыми, научить

6 Айтматов Ч. И дольше века длится день. https://www.litres.ru/book/chingiz-aytmatov/i-dolshe-veka-dlitsya-den-132343/chitat-onlayn. Дата использования источника 12.12.2023.

7 Там же.

8 Там же.

April 23-24, 2024

394

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hirchiq^avlat^edagjgika^niviililili

исключать из своего ума негативные идей, сформировать иммунитет против них.

Писатель не голословен, он указывает и на направление воспитания мышления: «Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём»9. Духовная опора - историческое прошлое, еще раз выводится на первый план. Сразу даётся объяснение такому подходу: тот, кто не опирается на исторический опыт, обречен начинать каждый раз заново и повторять те же ошибки, что уже прошло испытание временем. Без оглядки в прошлое нельзя думать о будущем, и эта мысль находит в романе новое звучание.

Нравственность и способность мышления, как и трудолюбие, нужно подвергать постоянной проверке и испытаниям, что и происходит с героями романа. Интересное сравнение приводится в следующих высказываниях: «Чтобы жить на сарозекских разъездах, надо твёрдый дух иметь, а иначе сгинешь. Степь огромна, а человек невелик. Степь безучастна, ей всё равно, худо ли, хорошо ли тебе, принимай её такую, какая она есть, а человеку не всё равно, что и как на свете, и терзается он, томится, кажется, что где-то в другом месте, среди других людей ему бы повезло, а тут он по ошибке судьбы. И оттого утрачивает он себя перед лицом великой неумолимой степи, разряжается духом, как тот аккумулятор с трёхколёсного мотоцикла Шаймердена. Хозяин всё бережёт его, сам не ездит и другим не даёт. Вот и стоит машина без дела, а как надо — не заводится, иссякла заводная сила. Так и человек на сарозекских разъездах: не пристанет к делу, не укоренится в степи, не приживётся — трудно устоять будет»10. Чтобы одолеть трудности, надо ими жить; чтобы покорить высоту, надо карабкаться, а не стоять и ждать пока восхищение превратится в изумление и испуг, которые отнимают не только уверенность, но и силу.

В вопросах обучения и воспитания одинаково важна роль и школы, и семьи. На примере Сабитжана автор романа рассуждает на этот счет: «Всё-то он знает, всё-то он слышал, только толку мало от всего этою. Учили, учили по интернатам, по институтам, а человечек получился не ахти. Похвалиться любит, выпить, тосты говорить мастак, а дела нет. Пустышка, одним словом,

Айтматов Ч. И дольше века длится день. https://www.litres.ru/book/chingiz-aytmatov/i-dolshe-veka-dlitsya-den-132343/chitat-onlayn. Дата использования источника 12.12.2023.

10 Там же.

395

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hirchiq^avlat^edagogikiHniViililiB

оттого и жидковат против Казангапа, хотя и дипломом козыряет. Нет, не удался, не в отца пошёл сын»11. Дело в том, что Сабитжан далек от идеалов народной педагогики. Для того чтобы стать настоящим человеком, личностью, одних знаний оказывается мало. То есть образованность - это еще не значит воспитанность. Воспитание и образование нужно вести параллельно. Одно немыслимо без другого.

Главный герой романа тоже пытается понять, где таится упущение в воспитании сына друга: «Вспомнилось, что Сабитжан вырос у него на глазах, мальчонкой был, любимцем отца был, возили его учиться в кумбельскую школу-интернат для детей железнодорожников, как выпадало свободное время, наезжали проведать — то попутным составом, то верхами на верблюдах. Как он там, в общежитии, не обидел ли кто, не натворил ли дел каких недозволенных, да как учится, да что говорят о нём учителя... А на каникулах сколько раз,

укутав в шубу, увозили верхами по снежным сарозекам, в мороз да вьюгу,

12

чтобы только не опоздал на занятия» . Оказывается, дело даже не во внимании родителей, их всесторонней поддержке и опеке, а в правильном воспитании его нравственности, которая самым тесным образом связана с образом мышления отцов и дедов. Молодежь должна быть знакома не только с научными открытиями, которые совершались в лабораториях и внедрялись в практику, но и с традициями, которые формировались в мышлении народа и также нашли свое место в быту, сохраняя доминирующую роль в духовно-нравственной жизни общества.

Писатель выбирает именно Сабитжана, чтобы выразить мысль о «радиоуправляемых людях»: «А наступит время, когда с помощью радио будут управлять людьми, как теми автоматами. Вы понимаете — людьми, всеми поголовно, от мала до велика. Есть уже такие научные данные. Наука и этого добилась, исходя из высших интересов»13. Здесь надо подчеркнуть, что наша реальная действительность очень быстро подтвердила жизненность фантазии Ч. Айтматова. Может, из уст айтматовского героя звучит предсказание о социальных сетях, которое сбылось уже в наше время? Социальные сети сегодня, так или иначе, управляют молодежью, которая ощущает острую зависимость от интернета. И дальше мы находим развитие и подтверждение этой мысли: «Выходит, каждый из нас должен постоянно иметь при себе

Айтматов Ч. И дольше века длится день. https://www.litres.ru/book/chingiz-aytmatov/i-dolshe-veka-dlitsya-den-132343/chitat-onlayn. Дата использования источника 12.12.2023.

12 Там же.

13 Айтматов Ч. И дольше века длится день. https://www.litres.ru/book/chingiz-aytmatov/i-dolshe-veka-dlitsya-den-132343/chitat-onlayn. Дата использования источника 12.12.2023.

April 23-24, 2024

396

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

Œrçhiqdavjat^d^

небольшой радиоприёмник наподобие транзистора, чтобы слышать команду? Так это уже повсюду есть!»14. Радиоприемник, о котором идет речь в данном эпизоде и есть средства сотовой связи, которыми оперируют сегодня люди, особенно молодежь, живущая новинками мира смартфонов и айфонов. Дальше предсказание, которое касается, в первую очередь, воспитания и образования, обретает форму готового проекта: «Человек будет всё делать по программе из центра. Ему кажется, что он живёт и действует сам по себе, по своей вольной воле, а на самом деле по указанию свыше. И всё по строгому распорядку. Надо, чтобы ты пел, — сигнал — будешь петь. Надо, чтобы ты танцевал, — сигнал — будешь танцевать. Надо, чтобы ты работал, — будешь работать, да ещё как! Воровство, хулиганство, преступность — всё забудется, только в старых книгах читать об этом придётся. Потому что всё будет предусмотрено в поведении человека — все поступки, все мысли, все желания»15. Ч. Айтматов задолго до появления социальных сетей и глобального интернета сказал свое слово об их влиянии на жизнь общества. Если бы люди использовали эти открытия должным образом, восприняли новое явление как орудие добра, а не зла, может быть действительно, преступности и другим порочным явлениям пришел бы конец. Но на деле сам человек не смог сориентироваться в своих планах, и социальные сети стали служить и пороку.

В условиях такого расклада есть единственный путь решения проблемы -воспитать личность с высокими духовными качествами, ответственного и требовательного, прежде всего к себе, способного глубоко анализировать каждый свой поступок и готового бороться за пресечение отрицательных последствий своих задумок.

REFERENCES:

1. Айтматов Ч. И дольше века длится день. https://www.litres.ru/book/chingiz-aytmatov/i-dolshe-veka-dlitsya-den-132343/chitat-onlayn. Дата использования источника 12.12.2023.

2. Лившиц В. Принципы и задачи нейропедагогики. https://proza.ru/2013/02/07/1000. Использовано 12.12.2023.

3. Абдулвохидов Э. Pedagogical concept of writers as a means of enriching the pedagogical process. // Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social

14 Там же.

15 Айтматов Ч. И дольше века длится день. https://www.litres.ru/book/chmgiz-aytmatov/i-dolshe-veka-dlitsya-den-132343/chitat-onlayn. Дата использования источника 12.12.2023.

397

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

Chirchiq davlat pedagogika universiteti Zamonaviy filologiya va lingvodidaktikaning dolzarb masalalari

sciences Scientific Journal Impact Factor Volume 1 | ISSUE 11 ISSN 2181-1784 SJIF 2021: 5.423, December 2021.

4. Абдулвохидов Э. Педагогическая концепция писателей как средство обогащения педагогического процесса // Science and education Scientific journal ISSN 2181-0842 Volume 2, ISSUE 12, December 2021.

5. Абдулвохидов Э. Педагогическая публицистика Чингиза Айтматова как особое явление творчества писателя // Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor volume 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7 www.oriens.uz of "Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences" scientific journal in April 2022.

6. Абдулвохидов Э. Художественное выражение преемственности поколений трудах Чингиза Айтматова // "Scholar" scientific journal volume 1, issue 35, december, 2023. Scholar, 1(35), 150-160. https://doi.org/10.5281/zenodo.10442301.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Абдулвохидов Э. Переплетение художественной и педагогической мысли в произведениях писателей-философов // International Conference on Advance Research in Humanities, Applied Sciences and Education, Hosted from New York, USA. Jan. 28th 2023, https://conferencea.org.

8. Абдулвохидов Э. Место и значение художественной литературы в повышении эффективности деятельности учителя // International Conference on Innovations in Applied Sciences, Education and Humanities, Hosted from Barcelona, Spain, Jan. 29th 2023, https://conferencea.org

9. Абдулвохидов Э. Айтматов-публицист о педагогике // 10th-TECH-FEST-2022 International Multidisciplinary Conference Hosted from Manchester, England 25th Jan. 2023. https://conferencea.org

10. Абдулвохидов Э. Педагогическая мысль повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» // Ilmiy tadqiqotlar, innovatsiyalar, nazariy va amaliy strategiyalar tadqiqi № 4-sonli respublikasi ko'p tarmoqli, ilmiy konferensiya, 15-dekabr 2022-yil. Research of scientific research, innovation, Theoretical and practical strategies 4 th republic of multifield scientific conference December 15, 2022.

11. Dehqanva Guljahon Ahmadjonovna. (2023). NATIONAL -CULTURAL CHARACTERISTICS OF LEXICAL UNITS EXPRESSING THE ECONOMICAL CONDITION OF A PERSON'S LIFE IN ENGLISH AND UZBEK LANGUAGES. https://doi.org/10.5281/zenodo.7951344

12.Madaminova M. MAKTAB O'QUVCHILARIGA INGLIZ TILIDA MATN O'QISHNI O'RGATISHNING INTERFAOL TEXNOLOGIYALARI //Ilm-fan va ta'lim. - 2023. - Т. 1. - №. 2.

398

Chirchik State Pedagogical University Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Chirchiq davlat pedagogika universiteti

qdaVatpdagog

Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik Zamonaviy filologiya va lingvodidaktikaning dolzarb masalalari

Я

13.Mamajonovna E. S. O 'ZBEK VA TURK ALLALARIDA OTA OBRAZINING QIYOSIY TALQINLARI //Konferensiyalarj Conferences. - 2024. - Т. 1. - №. 4. - С. 561-564.

14.Mamajonovna E. S. UMUMTURKIY TILLAR ALLALARIDA ALLITERATSIYA VA ASSONANS //TADQIQOTLAR. - 2024. - Т. 32. - №. 2. - С. 46-50. http://tadqiqotlar.uz/index.php/new/article/view/2184

15. Tojiddinovna N. H. LINGUOCOGNITIVE FEATURES OF THE PUZZLES IN ENGLISH AND UZBEK LANGUAGES //Scientific Impulse. - 2022. - Т. 1. - №. 4. -С. 1099-1101. https://nauchniyimpuls.ru/ index.php/ni/article/view/1922/1484

16.Habibullayev, Nodirbek Nosirjon O'G'Li QOZOQ VA O'ZBEK TILIDAGI MODAL SO'ZLAR CHOG'ISHTIRMASI // ORIENSS. 2023. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/qozoq-va-o-zbek-tilidagi-modal-so-zlar-chog-ishtirmasi (дата обращения: 01.02.2024).

17.Shohsanam O. O'ZGA TILLI GURUHLARDA RUS TILI DARSLARIDA O'QUVCHILAR NUTQINI O'STIRISHDA INTERFAOL USULLARNING O'RNI //Ta'lim innovatsiyasi va integratsiyasi. - 2024. - Т. 15. - №. 3. - С. 76-78.

18. Madaminova M. MAKTAB O'QUVCHILARIGA INGLIZ TILIDA MATN O'QISHNI O'RGATISHNING INTERFAOL TEXNOLOGIYALARI //Ilm-fan va ta'lim. - 2023. - Т. 1. - №. 2.

19.Pardaboeva D. CONTENT AND CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT OF NATIONAL AND RELIGIOUS VALUES //INTERNATIONAL JOURNAL OF SOCIAL SCIENCE & INTERDISCIPLINARY RESEARCH ISSN: 2277-3630 Impact factor: 7.429. - 2022. - Т. 11. - №. 01. - С. 152-154.

20.Бобажонова М. Т. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ОБОБЩЕНИЙ //TADQIQOTLAR. - 2024. - Т. 32. - №. 2. - С. 39-45 http://tadqiqotlar.uz/index.php/new/article/view/2183

21. Ибрагимова Н. Т. АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ У УЧАЩИХСЯ УРОВНЯ В1 СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ //Educational Research in Universal Sciences. - 2023. - Т. 2. - №. 10. - С. 166170. http://erus.uz/index.php/er/article/view/4168/5041

22.Komiljon o'g O. Y. et al. GENERAL CHARACTERISTICS OF AMERICAN ROMANTICISM //TADQIQOTLAR. UZ. - 2024. - Т. 32. - №. 2. - С. 85-91.

399

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.