Научная статья на тему 'Дидактическое взаимодействие в форме учебного диалога'

Дидактическое взаимодействие в форме учебного диалога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюшникова О. Н., Клюшникова М. О., Семенова И. М.

Диалог в обучении своеобразная форма общения. Это взаимодействие в условиях учебной ситуации осуществляется в форме речевой коммуникации, в ходе которой происходит информационный обмен и регулируются отношения между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клюшникова О. Н., Клюшникова М. О., Семенова И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic interaction in the form educational dialogue

Th e dialogue in teaching is the original form of communicating. Th is interaction in the situation of studying is realized in the form of speech communication in the course of which the exchange of information and regulation of relationships between the participants take place.

Текст научной работы на тему «Дидактическое взаимодействие в форме учебного диалога»

На кафедре технологии лекарственных форм ИГМУ занятия по биотехнологии проводятся в специализированном практикуме, оборудованном техническими средствами в соответствии с современными требованиям.

Возможности практикума не предусматривают проведение лабораторных работ, связанных с использованием штаммов микроорганизмов и культур клеток и тканей растений, поэтому часть лабораторного практикума вынесена в цеха биотехнологических промышленных производств: ФГУП «Микроген» «Завод вакцин и сывороток» и ООО Фирма «Лактовит» г. Ангарск.

В учебном процессе активно используются современные средства обучения: мультимедиа презентации, видеофильмы, интерактивное тестирование и компьютерный контроль знаний студентов. Обязательным является выполнение и защита курсовых работ по основным разделам биотехнологии. Для этого на кафедре создана современная библиотека научной, учебной и технической литературы.

Выпускники фармацевтического факультета, окончившие интернатуру по специальности «Фармацевтическая технология, успешно работают на многих промышленных фармацевтических и биотехнологических предприятиях, в частности на ОАО «Фармасинтез» — предприятию по изготовление капсу-лированных и таблетированных лекарственных форм антибиотиков, ФГУП «Микроген» — предприятию по изготовлению вакцин и сывороток и других.

Таким образом, организация учебного процесса на кафедре технологии лекарств по разделу «Биотехнология» проводится в соответствии с образовательной программой на современном техническом и методическом уровне и готовит провизоров общего профиля, обладающих базовыми знаниями и практическими навыками в области биотехнологических производств, что совпадает со Стратегией развития фармацевтической промышленности Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 г. № 65 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».

2. Примерная программа по дисципли не «Биотехнология» по специальности 040500 — Фармация. — М.: ГОУ ВУНМЦ Минздрава РФ, 2003. — 29 с.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 10, ИГМУ, кафедра технологии лекарственных

форм, тел. (3952) 243447. E-mail: [email protected] Зюбр Татьяна Прохоровна — заведующая кафедрой, к.ф.н., доцент,

Заварзина Галина Анатольевна — заведующая кафедрой, к.б.н., доцент,

Васильев Игорь Борисович — ассистент, к.ф.н.,

Аксенова Галина Игнатьевна — старший преподаватель, к.ф.н.

© КЛЮШНИКОВА О.Н., КЛЮШНИКОВА М.О., СЕМЕНОВА И.М. — 2010

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ФОРМЕ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА

О.Н. Кпюшникова, М.О. Клюшникова, И.М. Семенова (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Диалог в обучении — своеобразная форма общения. Это взаимодействие в условиях учебной ситуации осуществляется в форме речевой коммуникации, в ходе которой происходит информационный обмен и регулируются отношения между ними.

Ключевые слова:

DIDACTIC INTERACTION IN THE FORM EDUCATIONAL DIALOGUE

O.N. Klushnikova, M.O. Klushnikova, I.M. Semenova (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. The dialogue in teaching is the original form of communicating. This interaction in the situation of studying is realized in the form of speech communication in the course of which the exchange of information and regulation of relationships between the participants take place.

Key words: слова на английском, слова на английском.

Развитие педагогики последнего десятилетия характеризуется повышением интереса к проблемам, связанным с педагогическим взаимодействием преподавателя и студентов, с коммуникативным его аспектом.

Диалог в обучении — своеобразная форма общения. Это взаимодействие в условиях учебной ситуации осуществляется в форме речевой коммуникации, в ходе которой происходит информационный обмен и регулируются отношения между ними.

Учебный диалог в деятельности студента представлен в основном двумя его видами: преподаватель — студент и студент — преподаватель. Длительный диалог между одним студентом и преподаватель при традиционной организации обучения в вузе происходит нечасто: в группе редко случается возможность многократного обмена репликами с одним студентом. Даже

если это наблюдается, то такой диалог ориентирован в основном на группу в целом. Внимание, интерес к одному студенту (даже несмотря на то, что этот интерес оказывает воодушевляющее воздействие на студента) лишь эпизод в работе преподавателя, поскольку перед ним обычно стоят более широкие задачи.

Следующая проблема в организации учебного диалога на занятии связана с распределением ролей студента и преподавателя: позиции партнеров, как правило, жестко фиксированы: преподаватель учит, наставляет, воспитывает — студент учится, подчиняется, принимает обучающее воздействие, реагирует на него определенным образом. Психологически грамотный преподаватель организует самостоятельную познавательную деятельность студентов, оставаясь при этом её руководителем (он ставит цели деятельности, определяет её

средства и контролирует результаты) то есть лидерство преподавателя предполагает активность студента.

Проблема отсутствия активности студентов на занятии в процессе учения решающее значение имеет «количество и качество» задаваемых вопросов. Научить студента задавать вопросы — вопрос должен войти в содержание науки педагогики, найти свое место в образовательном стандарте.

Причина, приводящая к нарушению учебного диалога, а также, к снижению эффективности дидактического взаимодействия — слабость познавательного компонента общения. Это проявляется, например, в том, что преподаватель и студент исходят из неправильных представлений о намерениях, желаниях, возможностях, требованиях и ожиданиях другого или, иными словами, строят неадекватную модель партнера по общению.

Так, если педагог плохо представляет уровень знаний своих студентов, их познавательные возможности и учебные интересы, он вряд ли сможет сориентировать должным образом изложение учебного материала своих студентов, определить степень понимания его студентами, оценить их достижения. Так же не добьется успеха тот преподаватель, который переоценивает возможности или недооценивает их.

Для учебного диалога характерны стереотипные формальные требования: обязательны чередования реплик — в группе студентов вопросы не могут оставаться без ответов или по крайней мере, без невербальной реакции. Задержка реплики со стороны студента сигнализирует, как правило, не просто о размышлении, сомнении говорящего, но и о недостатке его учебной подготовки.

Диалог в ситуации обучения является не только средством обучения и воспитания, но и условия усвоения знаний. Студент усваивает правила диалога: ясно излагать свои мысли, приводить в соответствие вербальные и невербальные средства, понимать партнера (слушать его, улавливать не только непосредственное

значение его фраз, но и их смысл, добиваться адекватного понимания партнером смысла своего высказывания. Характер коммуникативной деятельности преподавателя в общении со студентами на занятии играет решающую роль в усвоении знаний.

Оптимальным педагогическим общением является такое общение в процессе обучения которое создает наилучшие условия мотивации студентов и творческий характер учебной деятельности, для правильного формирования личности студента, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социальнопсихологическими процессами в студенческом коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности преподавателя.

В сфере образования происходит смещение акцентов с «информационного» обучения на создание условий становления личности студента.

Таким образом, эффективность учебного диалога определяется с точки зрения достижения тех обучающих и воспитательных целей, которые стоят перед процессом обучения. Как в обучении важнейшим критерием его эффективности является степень совпадения показателей, заданных целью обучения, с действительно полученными, так и в педагогическом общении его эффективность не может быть оценена вне определения его основных целей и степени их достижения. Если исходить из того, что цели педагогического общения представляют собой иерархически организованную совокупность, а его продукты не всегда доступны для непосредственного измерения, то трудность задачи количественной оценки эффективности общения становится очевидной. С другой стороны, без такой оценки невозможно обойтись при необходимости моделировать общение преподаватель — студент. Совершенно ясно, что моделироваться должны характеристики именно оптимального общения, а не общение «вообще».

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, ИГМУ, кафедра... Тел. (3952) хххххх. E-mail:

[email protected]

Фамилия, имя, отчество первого автора полностью — должность, учёная степень, учёное звание автора; Фамилия, имя, отчество второго полностью — должность, учёная степень, учёное звание автора, адрес одного из

авторов:

Информация предоставляется обо всех авторах работы!!!

© КОЗЛОВА Н.М., КОВАЛЕВА Л.П., КУЗЬМИН М.Ю. — 2010

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ИННОВАЦИННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Н.М. Козлова1, Л.П. Ковалева1, М.Ю. Кузьмин2 ('Иркутский государственный медицинский университет, 2Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия)

Резюме. В статье рассматривается проблема использования ролевых игр при подготовке студентов медицинских ВУЗов. Приводится сценарий конкретной ролевой игры, обсуждаются результаты ее проведения.

Ключевые слова: метод обучения, ролевая игра, подготовка студентов медицинских ВУЗов.

ROLE-PLAYING AS THE METHOD OR TRAINING MEDICAL STUDENTS AT THE MEDICAL UNIVERSITY

N.M. Kozlova\ L.P. Kovalyova\ M.U. Kuzmin2 ('Irkutsk State Medical University, 2Irkutsk State University, Irkutsk, Russia)

Summary. This article touches on the problem of using role-playing when training the medical students. It gives the scenario of one of the role playing and discusses the results.

Key words: method of training, role-playing, training medical students.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; быть способными генерировать новые идеи; уметь работать с информацией и новыми информационными технологиями; са-

мостоятельно творчески и критически мыслить; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня. В связи с этим особый интерес представляют различные инновационные формы и методы обучения, позволяющие решать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.