Научная статья на тему 'Инновационные технологии на курсах ботаники и фармакогнозии фармацевтического факультета'

Инновационные технологии на курсах ботаники и фармакогнозии фармацевтического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФАРМАКОГНОЗИЯ / БОТАНИКА / INNOVATIONAL TECHNOLOGIES / PHARMACOGNOSY / BOTANY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирович Вера Михайловна, Федосеева Галина Михайловна, Бочарова Галина Ивановна, Горячкина Елена Геннадьевна

На кафедре фармакогнозии и ботаники успешно используются современные инновационные технологии. Этот процесс затрагивает все уровни обучения студентов очного и заочного обучения: лекции, аудиторные практические занятия, коллоквиумы, зачетные занятия, экзамены, Итоговая государственная аттестация, выполнение диплома, а также самостоятельная внеаудиторная подготовка студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирович Вера Михайловна, Федосеева Галина Михайловна, Бочарова Галина Ивановна, Горячкина Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovational technologies at courses of pharmacognosy and botany of pharmacutical departament

Modern innovational technologies are successfully used at the department of pharmacognosy and botany. Th is process includes all forms of fulland part-time students teaching, such as lectures, practical classes, colloquiums, test studies, examinations, Final state attestation, diploma execution, as well as independent out of class training students.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии на курсах ботаники и фармакогнозии фармацевтического факультета»

мости формирующегося профессионального опыта.

Важнейшее направление реализации ценностносмыслового подхода к развитию профессиональной деятельности преподавателя, способствующего возникновению у обучаемых потребности в рефлексии своей деятельности, — задачи на разрешение педагогических противоречий.

Приведем пример. Давно известно, что проблемное обучение наилучшим образом отражает идею внедрения в учебный процесс познавательного и практического поиска студента, стимулирует его умственную активность. Почему же при этом оно слабо используется

в вузовском учебном процессе? Сформулируйте свою точку зрения по поводу того, какое конкретное значение имеет проблемное обучение в процессе преподавания вашей учебной дисциплины, есть ли какие-нибудь объективные затруднения в процессе использования такой обучающей технологии, имеет ли она практическую перспективу?

Опыт показывает, что вовлечение слушателей факультетов дополнительного профессионального образования в активные, диалоговые формы работы способствует повышению их мотивации в изучении педагогических дисциплин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Запесоцкий А.С. Методологические и технологические основы проектирования гуманитарного образования. — СПб.: Изд-во СПБуП, 2000. — 560 с.

2. Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика. — 2002. — №1. — С. 18-22.

3. Коржуев А.В., Попков В.А. Подготовка преподавателя высшей школы // Педагогика. — 2000. — №4. — С.

4. Морозова О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов деятельности педагога // Педагогика. — 2001. — №1. — С. 61-68.

5. Роботова А.С. Современная лекция: гуманитарный смысл //Высшее образование в России. — 2007. — №4. — С. 20-24.

6. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. — М.: Изд-во педагогического общества России, 2000. — 116 с.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1 Шевченко Елена Викторовна — заведующая кафедрой, профессор, д.б.н. Коржуев Андрей Вячеславович — профессор, д.п.н., Землякова С.А. — старший преподаватель, к.п.н.

© МИРОВИЧ В.М., ФЕДОСЕЕВА Г.М., БОЧАРОВА Г.И., ГОРЯЧКИНА Е.Г. — 2010

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА КУРСАХ БОТАНИКИ И ФАРМАКОГНОЗИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

В.М. Мирович, Г.М. Федосеева, Г.И. Бочарова, Е.Г. Горячкина (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. На кафедре фармакогнозии и ботаники успешно используются современные инновационные технологии. Этот процесс затрагивает все уровни обучения студентов очного и заочного обучения: лекции, аудиторные практические занятия, коллоквиумы, зачетные занятия, экзамены, Итоговая государственная аттестация, выполнение диплома, а также самостоятельная внеаудиторная подготовка студентов.

Ключевые слова: инновационные технологии, фармакогнозия, ботаника.

THE INNOVATIONAL TECHNOLOGIES AT COURSES OF PHARMACOGNOSY AND BOTANY OF PHARMACUTICAL DEPARTAMENT

V.M. Mirovich, G.M. Fedoseeva, G.I. Bocharova, E.G. Goryachkina (Irkutsk State Medical University)

Summary. Modern innovational technologies are successfully used at the department of pharmacognosy and botany. This process includes all forms of full— and part-time students’ teaching, such as lectures, practical classes, colloquiums, test studies, examinations, Final state attestation, diploma execution, as well as independent out of class training students.

Key words: innovational technologies, pharmacognosy, botany.

В основе современного медицинского и фармацевтического образования лежат технологии, способствующие получению более глубоких знаний. На кафедре фармакогнозии и ботаники ИГМУ в учебный процесс внедрены и успешно используются различные инновационные технологии.

Разработаны лекции с элементами презентаций. Тематика лекций охватывает такой обширный материал как «Алкалоиды», «Сырье минерального и животного происхождения», «Элементы геоботаники и география растительности», «Элементы экологии». Широко используется компьютерное тестирование на текущих занятиях, коллоквиумах, зачётах, экзаменах и Государственной итоговой аттестации. Кроме того, актуально использование современных компьютерных возможностей при проведении практических занятий для демонстрации растительных объектов, произрастающих в других регионах и странах. Составлены специ-

альные базы данных по фотографиям растений, гербар-ным образцам и образцам сырья. Такие базы используются для составления электронных методических пособий и лежат в основе проведения практических занятий — презентаций. В частности, по ботанике — «Красная книга Иркутской области», «Растительный мир Прибайкалья», по фармакогнозии — «Растения и сырье, содержащие сердечные гликозиды и сапонины», «Растения и сырье, содержащие фенольные соединения, фуранохромоны, лигнаны» и другие [4, 5].

В соответствие с программой обучения студенты 1 и 3 курсов получают навыки приготовления временных микропрепаратов. Умело приготовленный микропрепарат позволяет студентам выявить характерные диагностические признаки. Для объективной оценки полученных умений и навыков программой предусмотрено проведение контрольных работ по микроскопии растительных объектов. В данном случае очень важен этап подготовки

студентов к прохождению этих контрольных точек. Для этого на кафедре разработаны и успешно применяются электронные методические пособия [1, 2]. Данные пособия включают в себя фотографический материал по изучаемым объектам. Фотографии подготовлены и обработаны преподавателями и студентами с применением цифровых технологий. Методические пособия позволяют закрепить, проанализировать материал и, в итоге, подготовиться к успешной сдаче контрольных точек.

Для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов используются методические пособия в печатном и электронном вариантах. Соотвествующие методические материалы охватывают весь объем изучаемых лекарственных растений, сырья, вопросов к практическим занятиям, а также тестов — текущих и итоговых [6].

На кафедре выполняются комплексные дипломные работы, включающие фармакогностические, фитохимические, технологические и маркетинговые направления. Студенты-дипломники в процессе работы осваивают и успешно используют современные информационные технологии: Интернет-ресурсы, электронные базы данных библиотек ИГМУ и ИГУ, что значительно повысило уровень выполнения, оформления и защиты диплома.

Инновационные методы позволяют проводить научные конференции с участием студентов и аспирантов под эгидой кафедры на достаточно высоком уровне. Например, в этом 2010 году была запланирована и успешно прошла ежегодная конференция по теме «Полезные растения флоры Восточной Сибири». В данной конференции принимали участие студенты, интерны и аспиранты фармацевтического факультета ИГМУ, а также представители Иркутской государственной сельскохозяйственной академии и Иркутского государственного университета.

Современные технологии обучения внедрены и для студентов заочного отделения фармацевтического факультета. С целью повышения эффективности освоения дисциплин фармакогнозии и ботаники кафедрой разработаны методические и информационные материалы, представленные в бумажном и электронном вариантах [3]. Такие материалы доступны студентам — заочникам в библиотеке университета, а также предоставляются кафедрой.

Дальнейшее внедрение современных инновационных методов позволит повысить образовательный, научный и творческий потенциал специалистов — провизоров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Микродиагностика лекарственных растений, содержащих витамины, полисахариды, эфирные масла, сердечные гликозиды, сапонины и горечи: Метод. пособие (электронный вариант) / сост. Г.М. Федосеева, В.М. Мирович. — Иркутск: ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава, 2009. — 39 с.

2. Микродиагностика лекарственных растений, содержащих фенолы, кумарины, флавоноиды, алкалоиды, дубильные вещества, антрагликозиды: Метод. пособие (электронный вариант) / сост. Г.М. Федосеева, Е. Г. Горячкина. — Иркутск: ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава, 2010. — 41 с.

3. Методическое пособие по ботанике (для студентов заочного отделения) / сост. Г. И. Бочарова. — Иркутск: ГОУ ВПО Росздрава, 2008. — 96 с.

4. Растения, содержащие сердечные гликозиды, сапонины и горькие гликозиды: Метод. пособие (электронный вариант) / сост. Г.М. Федосеева, В.М. Мирович. — Иркутск: ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава, 2009. — 30 с.

5. Растения и сырье, содержащие фенольные соединения, кумарины, фуранохромоны, лигнаны: Метод. пособие (электронный вариант) / сост. Г.М. Федосеева, В.М. Мирович. — Иркутск: ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава, 2009. — 24 с.

1. Учебно-методические рекомендации для самостоятельной работы по фармакогнозии для студентов 3 курса (электронный вариант): Метод. рекомендации / сост. Г.М. Федосеева, В.М. Мирович. — Иркутск: ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава, 2008. — 250 с.

Информация об авторах: , 664003, г. Иркутск, ул. Красного восстания, 1, ИГМУ, кафедра фармакогнозии и ботаники, тел. (3952) 24-34-47, е-тай: rosforest@mail.ru Федосеева Галина Михайловна — заведующая кафедрой, профессор, д.ф.н.; Бочарова Галина Ивановна — доцент, к.б.н.;

Мирович Вера Михайловна — старший преподаватель кафедры, к.ф.н.; Горячкина Елена Геннадьевна — старший преподаватель кафедры, к.ф.н.

© НЕЧАЕВА В.Г., ШЕВЧЕНКО Е.В., ВОРОНОВА Л.К., КОРЖУЕВ А.В. — 2010

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В.Г.Нечаева1, Е.В.Шевченко1, Л.К. Воронова1, А.В. Коржуев2 (1Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия; 2Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова)

Резюме. Рассмотрена историческая роль курса физики в подготовке специалиста врачебного профиля. Обсуждается содержание учебного материала, процесс формирования у студентов мыслительных умений, мировоззренческий и методологический компоненты учебного курса.

Ключевые слова: подготовка врача, физика, высшее медицинское образование.

TRAINING PHYSICS IN MEDICAL HIGHER ESTABLISHMENT: HISTORY AND THE PRESENT

V.G. Nechaeva, E.V. Shevchenko, L.K. Voronova, A.V. Korzuev ('Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia 2I.M. Sechenov Moscow Medical University, Moskow, Russia)

Summary. The article reviews historical role of physics course in training medical specialist. The content of teaching material, process of formation of thinking skills, outlook and methodical components of studying process have been discussed.

Key words: trainig physician, physics, the higher medical education.

Классические принципы научной методологии наи- врачам физикой и биофизикой. Человек познает окру-более полно и последовательно прививаются будущим жающий мир, воспринимая явления природы с помо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.