Научная статья на тему 'Биотехнология - дальнейшее развитие фармацевтической науки и практики'

Биотехнология - дальнейшее развитие фармацевтической науки и практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / БИОТЕХНОЛОГИЯ / IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY / PHARMACEUTICAL FACULTY / BIOTECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зюбр Татьяна Прохоровна, Заварзина Галина Анатольевна, Васильев Игорь Борисович, Аксенова Галина Игнатьевна

Для обеспечения населения отечественными лекарственными средствами предусмотрено стимулирование разработки и производства инновационных лекарственных средств, включая высокотехнологичные химические и биотехнологические субстанции. Организация учебного процесса на кафедре технологии лекарств по разделу «Биотехнология» проводится в соответствии с образовательной программой на современном техническом и методическом уровне и позволяет готовить провизоров, обладающих базовыми знаниями и практическими навыками в области биотехнологических производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зюбр Татьяна Прохоровна, Заварзина Галина Анатольевна, Васильев Игорь Борисович, Аксенова Галина Игнатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biotechnology - the further development of a pharmaceutical science and practice

Th e organization of educational process on chair of technology of medicines on section Biotechnology is spent according to educational program at modern technical and methodical level and allows to prepare the pharmacists possessing base knowledge and practical skills in the fi eld of biotechnological manufactures.

Текст научной работы на тему «Биотехнология - дальнейшее развитие фармацевтической науки и практики»

Сочетание этих факторов более активно воздействует не только на слуховой анализатор слушателей, но и на более древний и более развитый у большинства людей зрительный анализатор. Такой подход при подготовке ММП способствует лучшей фиксации внимания аудитории, большей заинтересованности, а отсюда и более эффективному пониманию и осмыслению излагаемого материала.

Таким образом, создание ММП дает студентам не только дополнительную базу знаний и умений, но помогает заложить целостную систему знаний, что способствует развитию клинического мышления. Работа над

ММП развивает «пытливость» ума, стремление к продолжению творческой деятельности. Студенты начинают активно использовать новейшие информационные технологии в своих повседневных занятиях и эффективнее применять их в дальнейшей исследовательской работе. Кроме того, качественное создание ММП дает возможность студентам не только реализовать свои творческие способности, но и получить дополнительные баллы (бонусы) к суммарной рейтинговой оценке по предмету. Тем самым, именно творческий процесс является одним из стимулирующих факторов углубленного и всестороннего изучения медицины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцова С.А., Серова Т.А., Чернецова Ю.С. Аттестационно-педагогические измерительные материалы, как форма контроля выживаемости знаний по патологической анатомии. // Социальные проблемы медицины и экологии человека: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Саратов, 2009. — С. 48-50.

2. Еругина М.В., Абызова Н.В., Белякова Н.Е. и др. Опыт создания студентами мультимедийных презентаций, как одна из современных форм внеаудиторной работы. // Управление образовательным процессом в медицинском вузе в условиях модернизации системы высшего профессионального образования в России: Межрегиональный сборник статей. — Саратов, 2008. — С. 50-54.

Информация об авторах: 410031, Саратов, ул. Набережная Космонавтов, 7-55, тел. (905) 3809722, е-таіі: [email protected] Емелина Людмила Павловна — к.м.н., доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, Воронцова Светлана Алексеевна — к.м.н., доцент кафедры патологической анатомии.

© ЗЮБР Т.П., ЗАВАРЗИНА Г.А., ВАСИЛЬЕВ И.Б., АКСЕНОВА Г.И. — 2010

БИОТЕХНОЛОГИЯ — ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Т.П. Зюбр, Г.А. Заварзина, И.Б. Васильев, Г.И. Аксенова (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Для обеспечения населения отечественными лекарственными средствами предусмотрено стимулирование разработки и производства инновационных лекарственных средств, включая высокотехнологичные химические и биотехнологические субстанции. Организация учебного процесса на кафедре технологии лекарств по разделу «Биотехнология» проводится в соответствии с образовательной программой на современном техническом и методическом уровне и позволяет готовить провизоров, обладающих базовыми знаниями и практическими навыками в области биотехнологических производств.

Ключевые слова: Иркутский государственный медицинский университет, фармацевтический факультет, биотехнология.

BIOTECHNOLOGY — THE FURTHER DEVELOPMENT OF A PHARMACEUTICAL SCIENCE AND PRACTICE

T.P. Ziubr, G.A. Zavarzina, I.B.Vasiliev, G.I. Aksenova (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. The organization of educational process on chair of technology of medicines on section “Biotechnology” is spent according to educational program at modern technical and methodical level and allows to prepare the pharmacists possessing base knowledge and practical skills in the field of biotechnological manufactures.

Key words: Irkutsk state medical university, pharmaceutical faculty, biotechnology.

Основной целью государственной политики Российской Федерации по развитию фармацевтической промышленности на период до 2020 года является создание условий для ее перехода на инновационную модель развития. Для обеспечения населения отечественными лекарственными средствами предусмотрено стимулирование разработки и производства инновационных лекарственных средств.

Мероприятия, отраженные в «Стратегии развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года» включают направление стимулирования организации производства высокотехнологичных химических и биотехнологических субстанций на территории Российской федерации, что напрямую связано с модификацией образовательных программ для обеспечения фармацевтической промышленности кадрами нового типа [1].

В 2003 году Министерством образования Российской Федерации разработана примерная программа дис-

циплины «Биотехнология» для специальности 040500 «Фармация». Дисциплина «Биотехнология» является разделом фармацевтической технологии и отражает современное состояние важного направления научнотехнического прогресса в фармации и медицине — получение с помощью макро- и микроорганизмов и промышленных биокатализаторов (ферментов) лекарственных средств [2].

Изучение этой дисциплины связано с тем, что провизору необходимо знать основы получения с помощью биотехнологии широко применяемых в медицине групп лекарственных веществ, таких как антибиотики, ферменты, гормоны, витамины и другие.

В процессе проведения занятий по биотехнологии студенты изучают не только с теоретические основы, но и должны выполнять лабораторные работы, закреплять тем самым знания, связанные с их последующенй практической деятельностью в области фармацевтической и медицинской биотехнологии.

На кафедре технологии лекарственных форм ИГМУ занятия по биотехнологии проводятся в специализированном практикуме, оборудованном техническими средствами в соответствии с современными требованиям.

Возможности практикума не предусматривают проведение лабораторных работ, связанных с использованием штаммов микроорганизмов и культур клеток и тканей растений, поэтому часть лабораторного практикума вынесена в цеха биотехнологических промышленных производств: ФГУП «Микроген» «Завод вакцин и сывороток» и ООО Фирма «Лактовит» г. Ангарск.

В учебном процессе активно используются современные средства обучения: мультимедиа презентации, видеофильмы, интерактивное тестирование и компьютерный контроль знаний студентов. Обязательным является выполнение и защита курсовых работ по основным разделам биотехнологии. Для этого на кафедре создана современная библиотека научной, учебной и технической литературы.

Выпускники фармацевтического факультета, окончившие интернатуру по специальности «Фармацевтическая технология, успешно работают на многих промышленных фармацевтических и биотехнологических предприятиях, в частности на ОАО «Фармасинтез» — предприятию по изготовление капсу-лированных и таблетированных лекарственных форм антибиотиков, ФГУП «Микроген» — предприятию по изготовлению вакцин и сывороток и других.

Таким образом, организация учебного процесса на кафедре технологии лекарств по разделу «Биотехнология» проводится в соответствии с образовательной программой на современном техническом и методическом уровне и готовит провизоров общего профиля, обладающих базовыми знаниями и практическими навыками в области биотехнологических производств, что совпадает со Стратегией развития фармацевтической промышленности Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 г. № 65 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».

2. Примерная программа по дисципли не «Биотехнология» по специальности 040500 — Фармация. — М.: ГОУ ВУНМЦ Минздрава РФ, 2003. — 29 с.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 10, ИГМУ, кафедра технологии лекарственных

форм, тел. (3952) 243447. E-mail: [email protected] Зюбр Татьяна Прохоровна — заведующая кафедрой, к.ф.н., доцент,

Заварзина Галина Анатольевна — заведующая кафедрой, к.б.н., доцент,

Васильев Игорь Борисович — ассистент, к.ф.н.,

Аксенова Галина Игнатьевна — старший преподаватель, к.ф.н.

© КЛЮШНИКОВА О.Н., КЛЮШНИКОВА М.О., СЕМЕНОВА И.М. — 2010

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ФОРМЕ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА

О.Н. Клюшникова, М.О. Клюшникова, И.М. Семенова (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Диалог в обучении — своеобразная форма общения. Это взаимодействие в условиях учебной ситуации осуществляется в форме речевой коммуникации, в ходе которой происходит информационный обмен и регулируются отношения между ними.

Ключевые слова:

DIDACTIC INTERACTION IN THE FORM EDUCATIONAL DIALOGUE

O.N. Klushnikova, M.O. Klushnikova, I.M. Semenova (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. The dialogue in teaching is the original form of communicating. This interaction in the situation of studying is realized in the form of speech communication in the course of which the exchange of information and regulation of relationships between the participants take place.

Key words: слова на английском, слова на английском.

Развитие педагогики последнего десятилетия характеризуется повышением интереса к проблемам, связанным с педагогическим взаимодействием преподавателя и студентов, с коммуникативным его аспектом.

Диалог в обучении — своеобразная форма общения. Это взаимодействие в условиях учебной ситуации осуществляется в форме речевой коммуникации, в ходе которой происходит информационный обмен и регулируются отношения между ними.

Учебный диалог в деятельности студента представлен в основном двумя его видами: преподаватель — студент и студент — преподаватель. Длительный диалог между одним студентом и преподаватель при традиционной организации обучения в вузе происходит нечасто: в группе редко случается возможность многократного обмена репликами с одним студентом. Даже

если это наблюдается, то такой диалог ориентирован в основном на группу в целом. Внимание, интерес к одному студенту (даже несмотря на то, что этот интерес оказывает воодушевляющее воздействие на студента) лишь эпизод в работе преподавателя, поскольку перед ним обычно стоят более широкие задачи.

Следующая проблема в организации учебного диалога на занятии связана с распределением ролей студента и преподавателя: позиции партнеров, как правило, жестко фиксированы: преподаватель учит, наставляет, воспитывает — студент учится, подчиняется, принимает обучающее воздействие, реагирует на него определенным образом. Психологически грамотный преподаватель организует самостоятельную познавательную деятельность студентов, оставаясь при этом её руководителем (он ставит цели деятельности, определяет её

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.