Научная статья на тему 'Преемственность преподавания фундаментальных наук и профильной дисциплины «Фармацевтическая технология'

Преемственность преподавания фундаментальных наук и профильной дисциплины «Фармацевтическая технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ / СONTINUITY OF TEACHING / IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY / PHARMACEUTICAL FACULTY / PHARMACEUTICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев И. Б., Заварзина Галина Анатольевна, Зюбр Татьяна Прохоровна, Демченко Александр Иванович, Аксенова Галина Игнатьевна

Одним из решающих направлений модернизации педагогической системы является обеспечение непрерывности, взаимосвязи и преемственности ее уровней. Методические подходы преподавания базовых и профильных дисциплин на фармацевтическом факультете Иркутского государственного медицинского университета создают оптимальные условия для формирования системы обобщенных знаний и умений выпускников специалистов в области технологии лекарств и анализа лекарственных средств на основе преемственности внутренних и межпредметных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев И. Б., Заварзина Галина Анатольевна, Зюбр Татьяна Прохоровна, Демченко Александр Иванович, Аксенова Галина Игнатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity of teaching of fundamental sciences and profile discipline «Pharmaceutical Technology»1

Methodical approaches of teaching of base and profi le disciplines at pharmaceutical faculty Irkutsk State Medical University create optimum conditions for formation of system of the generalized knowledge and abilities of graduates experts in the fi eld of technology of medicines and the analysis of medical products on the basis of continuity of internal and intersubject communications.

Текст научной работы на тему «Преемственность преподавания фундаментальных наук и профильной дисциплины «Фармацевтическая технология»

объем знаний, которыми должен овладеть специалист. При этом неизбежно обостряются противоречия между стремительно растущим объемом актуальной информации, которую должен усвоить обучаемый, и ограниченным промежутком времени, отведенным на обучение. Очевидно, что ведущим методическим принципом решения этой проблемы является использование в процессе профессиональной подготовки студентов информационных технологий обучения во время их самостоятельной работы. При этом средства информационных технологий выступают как новые интерактивные приемы обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов.

Проведя оценку своего опыта проведения олимпиад на кафедре общей хирургии с курсом урологии,

считаем оправданной эту форму проведения соревнования, позволяющую привлечь к участию в учебноисследовательской работе и углубленному изучению предмета подавляющее большинство студентов курса. Имея нестандартный, игровой и состязательный характер, олимпиада проходит с большим интересом, весело и активно, позволяет полнее раскрыть способности студентов и способствует повышению интереса будущих врачей к предмету. С учетом отсутствия в современных условиях централизованного снабжения наглядными пособиями, кафедра имеет возможность самостоятельно решить эту проблему, обеспечив учебный процесс почти профессионально изготовленными пособиями с использованием современных технических возможностей и новых достижений информационнокоммуникационных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андресен Б.Б., Бринк К. Мультимедиа в образовании: Специализированный учебный курс. — М.: Дрофа. — 2007. — 224 с.

2. Бабешко В.Н., Нежурина М.И. Принципы построения информационно-образовательной среды масштаба вуза // Основные направления развития образовательных электронных изданий и ресурсов: Матер. научно-практической конференции.— М., 2002. — С. 124-131.

3. Девяткина М.А., Мирошникова Т.А., Петрова Ю.И. Инновационная политика высшего учебного заведения. — М.: Экономика. — 2006. — 178 с.

4. ЕфимоваЕ.В., ШиршовЕ.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий. — СПб.: Логос. — 2006. — 272 с.

5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика. — 1994. — №5. — С.104-109.

6. Ковальский И. Организация самостоятельной работы студентов // Высш. образование в России. — 2000. — №1. — 114-115.

7. Липаев В.В. Выбор и оценивание характеристик качества программных средств. Методы и стандарты. — М.: Синтег. — 2001. — 224 с.

8. Милованова Г.В. Самостоятельная работа студентов в условиях целевой интенсивной подготовки специалистов: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук.— Ижевск, 1996. — 18 с.

9. Яныгин О.И. Инновационные методы обучения в вузе // Роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке студентов: Сб. науч. тр. Мурм. пед. ин-т. — Мурманск, 1993. — С. 164-167.

10. Mayer R.E., Moreno R. Nine ways to reduce cognitive load in multimedia learning // Educational psychologist. — 2003. — Vol. 38, №1. — P. 43-52.

Информация об авторах: 664046, Иркутск, ул. Байкальская, 118, МУЗ «Клиническая больница №1 г. Иркутска», кафедра общей хирургии с курсом урологии, тел. (3952) 703729, e-mail: BVA555@yandex.ru. Белобородов Владимир Анатольевич — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н.

Пинский Семен Борисович — профессор, д.м.н.;

Брегель Александр Иванович — профессор, д.м.н.;

Кельчевская Елена Арнольдовна — ассистент, к.м.н.

© ВАСИЛЬЕВ И.Б., ЗАВАРЗИНА Г.А., ЗЮБР Т.П., ДЕМЧЕНКО А.И., АКСЕНОВА Г.И. — 2010

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУК И ПРОФИЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

И.Б. Васильев, Г.А. Заварзина, Т.П. Зюбр, А.И. Демченко, Г.И. Аксенова (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Одним из решающих направлений модернизации педагогической системы является обеспечение непрерывности, взаимосвязи и преемственности ее уровней. Методические подходы преподавания базовых и профильных дисциплин на фармацевтическом факультете Иркутского государственного медицинского университета создают оптимальные условия для формирования системы обобщенных знаний и умений выпускников — специалистов в области технологии лекарств и анализа лекарственных средств на основе преемственности внутренних и межпредметных связей.

Ключевые слова: Иркутский государственный медицинский университет, фармацевтический факультет, фармацевтическая технология, преемственность преподавания.

CONTINUITY OF TEACHING OF FUNDAMENTAL SCIENCES AND PROFILE DISCIPLINE «PHARMACEUTICAL TECHNOLOGY»

G.A. Zavarzina, T.P. Зюбр, I.B.Vasiliev, A.I. Demchenko, G.I. Aksenova (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. Methodical approaches of teaching of base and profile disciplines at pharmaceutical faculty Irkutsk State Medical University create optimum conditions for formation of system of the generalized knowledge and abilities of graduates — experts in the field of technology of medicines and the analysis of medical products on the basis of continuity of internal and intersubject communications.

Key words: Irkutsk State Medical University, pharmaceutical faculty, pharmaceutical technology, rontinuity of teaching.

Одним из решающих направлениймодернизации пе- ности, взаимосвязи и преемственности ее уровней [1].

дагогической системы является обеспечение непрерыв- Анализ педагогической практики и результатов

научных исследований позволяет сделать вывод, что целостную систему непрерывного профессионального образования следует рассматривать как совокупность динамично развивающихся звеньев образования, органически связанных между собой и обеспечивающих преемственность в обучении.

Преемственность должна быть не только между различными типами учебных заведений (шкошла, вуз), но и с позиций организации процесса обучения, методики обучения, развития самого учащегося и, кроме того, она состоит из прочности и осознанности знаний на основе развивающего характера обучения при опоре на самостоятельности учащихся в процессе усвоения знаний [2].

Нами проведен анализ педагогической и научно методической литературы по проблеме обеспечения преемственности обучения студентов при изучении базовых предметов и специальных дисциплин, а также существующие подходы к организации подготовки специалистов по специальности «Фармация».

Установлена эффективность непрерывной методической системы подготовки провизора, обеспечивающая возможность дифференцированного использования знаний, полученных на базовых кафедрах применительно к решению вопросов фармацевтической технологии.

В рабочих программах учебных дисциплин, преподаваемых на 1 и 2 курсах фармацевтического факультета (неорганическая, органическая, физическая и колло-

идная химии) и фармацевтической технологии (3, 4 и 5 курсы), заложены принципы обеспечения преемственности преподавания на основе системности, единой содержательной и процессуальной сторон обучения, структурного единства содержания дисциплин на разных уровнях его формирования, соответствия основных компонентов дисциплин знаниям и компетенциям выпускника по специальности «Фармация».

Нами отслежен механизм получения знаний по восходящей линии от простого к сложному, от сущности первого порядка к сущности второго и так далее.

При изучении фармацевтической технологии активно используется в учебном процессе решение ситуационных задач, связанных с практической фармацией и основывающихся на знании базовых дисциплин. Кроме того, считается обязательным проведение входного контроля знаний студентов, необходимых для изучения фармацевтической технологии.

Преподаватели кафедры являются членами экзаменационных комиссий по проведению переводных государственных экзаменов по химическим дисциплинам.

Методические подходы преподавания базовых и профильных дисциплин на фармацевтическом факультете ИГМУ создают оптимальные условия для формирования системы обобщенных знаний и умений выпускников — специалистов в области технологии лекарств и анализа лекарственных средств на основе преемственности внутренних и межпредметных связей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колядин А.П. Методические вопросы преемствен- 2. Кроль В.М. Психология и педагогика. — М.: Высшая

ности преподавания экономических дисциплин // Вестник школа 2006 ________416 с

Пятигорского ГЛУ. — 2005. — №1. — С. 37-38. ’ . .

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 10, ИГМУ, тел. (3952) 243447, е-таИ: ivas_irk@mail.ru

кафедра технологии лекарственных форм,

Васильев Игорь Борисович — ассистент, к.ф.н.,

Заварзина Галина Анатольевна — заведующая кафедрой, к.б.н., доцент,

Зюбр Татьяна Прохоровна — заведующий, к.ф.н., доцент,

Демченко Александр Иванович — доцент, к.б.н., доцент,

Аксенова Галина Игнатьевна — старший преподаватель, к.ф.н.

© ДАВЫДОВА А.В., СМОЛЬКОВА Л.Г. — 2010

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

А.В. Давыдова, Л.Г. Смолькова (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Применение методов активного обучения, в частности, деловой игры, позволяет студентам-медикам, оставаясь в позиции обучающихся, выполнять профессиональные действия и поступки. Форма организации такой деятельности практически воспроизводит формы реальной профессиональной деятельности. Внедрение тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая технология имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач.

Ключевые слова: активные методы обучения, деловая игра, клинический разбор, компетентность, контекстное обучение.

BUSINESS GAME AS THE ACTIVE TRAINING METHOD OF MEDICAL HIGHSCHOOL GRADUATE

A.V. Davydova, L.G. Smolkova (Irkutsk State medical university, Irkutsk, Russia)

Summary. Application of active training methods, for example, business game, allows medical students, remaining trainee, to carry out professional activity. The organization form of such activity practically reproduces forms of real professional work. Introduction some kind of these methods is not an end in itself. Therefore for the teacher any technology has practical sense because it helps him to carry out a purposeful choice of a corresponding training method or their combination for the decision of specific didactic problems.

Key words: active training methods, business game, clinical examination, competence, context education.

В настоящее время широкое распространение полу- тодов требует тщательной подготовки как со стороны

чили активные методы обучения. Применение этих ме- обучающего, так и со стороны обучаемых. Роль субъек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.