Научная статья на тему 'Мультимедийные презентации - одна из форм инновационных технологий в исследовательской работе студентов'

Мультимедийные презентации - одна из форм инновационных технологий в исследовательской работе студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE TECHNOLOGY / MULTIMEDIA PRESENTATION / PRINCIPLES OF ORGANIZATION / CREATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емелина Людмила Павловна, Воронцова Светлана Алексеевна

К инновационным технологиям относятся мультимедийные презентации (ММП), создаваемые студентами при изложении результатов собственных исследований. ММП это творческий процесс, предусматривающий соблюдение определенных принципов при ее построении: 1) высокое качество изложения материала в строгом академическом стиле и выработкой четкого алгоритма доклада; 2) высокое качество художественного оформления излагаемого материала; 3) техническое оформление. Собственным исследованиям предшествует большой информационный поиск с использованием компьютерной технологии и интернет сети. Все это в целом расширяет научный кругозор студента, развивает творческий подход и интерес к исследовательской работе, дает более знающего и активного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емелина Людмила Павловна, Воронцова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia presentations as one of the forms of innovative technologies in the students' research work

Innovative technologies include multimedia presentations created by students while presenting the results of their own research. Multimedia presentation is a creative process presupposing that students will keep certain principles of its organization: 1) high quality of the material presenting in a strict academic style, and elaboration of an exact algorithm of the report; 2) high quality of setting of the material presented; 3) technical registration. Students own research follows a massive search of information with the use of the computer technology and the Internet. All these broadens scientifi c sophistication of students, develops imaginative approach and their interest to the research work, trains a skilled and active specialist.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные презентации - одна из форм инновационных технологий в исследовательской работе студентов»

Примером деловой игры, ежедневно используемой при преподавании терапевтических дисциплин на старших курсах, можно считать клинический разбор тематического больного. Самостоятельный опрос, осмотр студентом-медиком завершается коллективным обсуждением в группе. Преподаватель выступает в роли ведущего деловой игры, постепенно добавляя информацию из истории болезни в ответ на вопросы студентов, при необходимости направляя мыслительный процесс аудитории от простого к сложному. Студентами под руководством преподавателя выделяются основные симптомы на основании данных опроса, осмотра, дополнительных методов исследования. Анализируя полученные симптомы, будущие врачи объединяют информацию в синдромы, имеющие патогенетическую значимость. Выделенные патологические синдромы систематизируются, определяется ведущий синдром и его патогенетическая взаимосвязь с остальными проявлениями болезни. Значимым этапом является формулировка предварительного диагноза и его обоснование.

Студенты определяют дифференциальный ряд нозологий, сопровождающихся подобными симптомами и синдромами. При необходимости указывается план дополнительного обследования для уточнения основной и сопутствующей патологии. Устанавливается развернутый диагноз основного и сопутствующего заболеваний. Обсуждается режим, диетические рекомендации, принципы медикаментозной терапии. Прогнозируется ожидаемый эффект от лечения, прогноз заболевания (выздоровление, улучшение и т.д.), указываются профилактические мероприятия для исключения рецидива заболевания. Решается вопрос о трудоспособности боль-

ного, необходимости санаторно-курортного лечения по основному и сопутствующему заболеванию.

Использование подобной игровой формы обучения студентов (клинический разбор) является традиционным методом профессиональной подготовки студентов старших курсов терапевтического профиля и абсолютно обоснованным с точки зрения современных принципов контекстного обучения. Оно способствует накопления профессиональных компетентностей студентов старших курсов медицинского ВУЗа, позволяет им легче адаптироваться в реальной профессиональной деятельности в будущем.

Таким образом, применение методов активного обучения, в частности, деловой игры, позволяет студентам-медикам, оставаясь в позиции обучающихся, выполнять профессиональные действия и поступки. Форма организации такой деятельности практически воспроизводит формы реальной профессиональной деятельности. Внедрение тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая технология имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач.

Разработка технологии обучения преподавателем — это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя, практически — это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которая требует от преподавателя дополнительных усилий. Но они того стоят.

ЛИТЕРАТУРА

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов-на-Дону, 2000.

2. Безродная Г.В., Севостьянов Д.А., Шпикс Т.А. Принципы компетентностного подхода в медицинском ВУЗе // Медицина и образование в Сибири (Интернет-журнал). — 2008. — №2. — 13 мая. http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article /text_full. php?id=251

3. Братцева Г.Г Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы // Философия образования: Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, вып. 23. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С. 336-340.

4. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. — Новосибирск: Наука, 1987 г. — С. 78-99.

5. Комплексная деловая игра / Под ред. И.Г. Абрамова. — М.: Мысль, 1991.

6. Николаенко В.Н., Залесов Г.Н., Андрюшин Т.В. и др. Психология и педагогика. — Москва-Новосибирск, 2000.

7. Русина Н.А., Алексеева С.В. Компетентностный подход в деятельности врача-преподавателя // Медицина и образование в Сибири (Интернет-журнал). — 2008. — №2. — 13 мая. http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full. php?id= 231

8. Смолкин А.М. Методы активного обучения. — М., 1991.

9. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе (методология разработки и практика проведения). Изд. 2-е. — М.: Дашков и К. — 2005. — 360 с.

10. Хохлов А.Л., Ершова Т.С., Русина Н.А. Новые технологии образовательного процесса в преддверии государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения // Медицина и образование в Сибири (Интернет-журнал). — 2008. — №2. — 13 мая. http:// www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_ full.php?id= 250

11. Чикинев Ю.В., Полякевич А.С., Поршенников И.А., Дробязгин Е.А. О проблемах преподавания клинических дисциплин и оптимизации учебного процесса на кафедре госпитальной хирургии // Медицина и образование в Сибири (Интернет-журнал). — 2008. — №2. http://www.ngmu.ru/cozo/ mos/article /text_full.php?id=228

12. Шаронова С.А. Деловые игры. Уч. пособие. — М.: Изд-во РУДН? 2005. — 166 с.

13. Aldrich C. Simulations and the future of learning: An innovative (and perhaps revolutionary) approach to e-learning. — San Francisco: Pfeiffer, 2003. — 304 p.

14. Atherton J.S. Learning and Teaching: Learning from

experience. — 2007 [On-line 25.02.2010]: http://www.

learningandteaching.info/learning/experience.htm

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания,1 Смолькова Людмила Геннадьевна — доцент, к.м.н., Давыдова Анна Владиленовна — ассистент, к.м.н.

© ЕМЕЛИНА Л.П., ВОРОНЦОВА С.А. — 2010

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ — ОДНА ИЗ ФОРМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Л.П. Емелина, С.А. Воронцова (Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Саратов, Россия)

Резюме. К инновационным технологиям относятся мультимедийные презентации (ММП), создаваемые студентами при изложении результатов собственных исследований. ММП — это творческий процесс, предусматривающий соблюдение определенных принципов при ее построении: 1) высокое качество изложения материала в строгом

академическом стиле и выработкой четкого алгоритма доклада; 2) высокое качество художественного оформления излагаемого материала; 3) техническое оформление. Собственным исследованиям предшествует большой информационный поиск с использованием компьютерной технологии и интернет сети. Все это в целом расширяет научный кругозор студента, развивает творческий подход и интерес к исследовательской работе, дает более знающего и активного специалиста.

Ключевые слова. Инновационные технологии, мультимедийная презентация, принципы построения, творческий процесс.

MULTIMEDIA PRESENTATIONS AS ONE OF THE FORMS OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE STUDENTS' RESEARCH WORK.

L.P. Emelina, S.A. Vorontsova (Saratov State Medical Universitety n.a. V.I. Razumovsky, Saratov, Russia)

Summary. Innovative technologies include multimedia presentations created by students while presenting the results of their own research. Multimedia presentation is a creative process presupposing that students will keep certain principles of its organization: 1) high quality of the material presenting in a strict academic style, and elaboration of an exact algorithm of the report; 2) high quality of setting of the material presented; 3) technical registration. Students’ own research follows a massive search of information with the use of the computer technology and the Internet. All these broadens scientific sophistication of students, develops imaginative approach and their interest to the research work, trains a skilled and active specialist.

Key words. Innovative technology, multimedia presentation, principles of organization, creative process.

Как известно, основы воспитания и формирования творчески активного человека в будущей профессии закладываются в студенческие годы. С этой целью как можно большее количество студентов должно вовлекаться в познавательно-исследовательский процесс. Именно поэтому, в рабочих программах дисциплин выделена графа, отражающая грани «внеаудиторной самостоятельной работы студентов» (УИРС) и создано научное студенческое общество (НИРС).

Учебно-исследовательская и научно-

исследовательская работа выполняется студентами под руководством преподавателей, преимущественно, в свободное от занятий время в течение учебного года, а также в период летней производственной практики [1].

Результаты исследований студенты докладывают на практических занятиях, заседаниях научных студенческих кружков, студенческих научных конференциях. В последние годы студенты часто выступают с докладами на региональных и всероссийских студенческих конференциях. Такой широкий плацдарм возможностей сообщений результатов своих исследований предъявляют к ним определенные требования.

Одним из основных требований в свете применения современных инновационных технологий является использование мультимедийных презентаций (ММП), работа над созданием которых — отнюдь не простая задача.

Цель работы: определить основные принципы построения мультимедийной презентации.

Совершенно очевидно, что создание ММП — это творческий процесс и для студента и для преподавателя. Нами проанализировано 25 ММП студентов 3-го курса лечебного факультета. Чем же отличается ММП от обычного студенческого доклада, например, с применением слайд-проектора?

1. ММП предполагает высокое качество содержания и изложения материала. Оно предусматривает:

— Строгий академический подход с исключением лишних слов, вводных предложений и выработкой четкого алгоритма доклада;

— Краткое и конкретное определение цели и задач исследования;

— Определение и краткую характеристику материала и методов исследования;

— Четкое и краткое изложение процесса и результатов исследования;

— Соответствие выводов поставленным задачам, в заключении возможно выдвижение гипотез.

2. ММП предполагает высокое качество оформления излагаемого материала. ММП отличаются богатством, разнообразием и оригинальностью художественного оформления.

3. Техническое оформление ММП [2]:

— ММП не должна перегружаться количеством слайдов, обычно оно не превышает 15-20;

— Предварительно вырабатывается, а в процессе уточняется, сценарий и единый стиль оформления;

— При выработке стиля учитывают тип шрифта и цветовую гамму. На одном слайде не рекомендуется сочетание более трех цветов, при этом цвет фона должен контрастировать с текстом и заголовком.

— Предпочтительно, чтобы были текстовые слайды и отдельно слайды с графическими изображениями и рисунками;

— Текстовый слайд состоит из заголовка (шрифт не < 24) и краткой, но ёмкой информации (шрифт не < 18).

— Заголовок и узловые элементы информации выделяют жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием, цветом.

— На одном слайде, как правило, демонстрируют один узловой элемент.

Анализ и оценка этапов создания ММП показали, что собственным исследованиям предшествует большая поисковая работа для получения информации в достаточном объеме о состоянии на сегодняшний день заинтересовавшей проблемы. В поиске студенты получают информацию не только из учебной и научной литературы, но и из интернет-ресурсов. Для успешного выполнения этого этапа исследования студент должен иметь базовые знания по данной тематике, уметь анализировать и правильно интерпретировать полученные данные, построить их в логической последовательности, определить между ними взаимосвязи. При этом вырабатывается навык работы с литературой, опыт построения этапов исследовательской работы. Преподаватель, как опытный специалист, регулярно консультировал студента, оказывая помощь в планировании сбора материала, этапах его распределения и реализации.

В отношении качества художественного и технического оформления излагаемого материала в представленных ММП, наряду с традиционными иллюстрациями в виде схем, таблиц, графиков, рисунков, фотографий использовались нестандартные художественные решения, дающие каждый раз неповторимый, притягивающий художественный эффект. Средствами выражения являлись: яркие контрастные краски, использование по аналогии художественных образов, (часто взятых из животного мира), усиливающих эффект воздействия, короткие мультиролики, фрагменты демонстрации больных, видео- и аудиозаписи в режиме online и т.д. Художественное и техническое оформление презентации — это не застывшая догма, оно глубоко индивидуально, динамично и, возможно, нет предела его совершенствованию.

Сочетание этих факторов более активно воздействует не только на слуховой анализатор слушателей, но и на более древний и более развитый у большинства людей зрительный анализатор. Такой подход при подготовке ММП способствует лучшей фиксации внимания аудитории, большей заинтересованности, а отсюда и более эффективному пониманию и осмыслению излагаемого материала.

Таким образом, создание ММП дает студентам не только дополнительную базу знаний и умений, но помогает заложить целостную систему знаний, что способствует развитию клинического мышления. Работа над

ММП развивает «пытливость» ума, стремление к продолжению творческой деятельности. Студенты начинают активно использовать новейшие информационные технологии в своих повседневных занятиях и эффективнее применять их в дальнейшей исследовательской работе. Кроме того, качественное создание ММП дает возможность студентам не только реализовать свои творческие способности, но и получить дополнительные баллы (бонусы) к суммарной рейтинговой оценке по предмету. Тем самым, именно творческий процесс является одним из стимулирующих факторов углубленного и всестороннего изучения медицины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцова С.А., Серова Т.А., Чернецова Ю.С. Аттестационно-педагогические измерительные материалы, как форма контроля выживаемости знаний по патологической анатомии. // Социальные проблемы медицины и экологии человека: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Саратов, 2009. — С. 48-50.

2. Еругина М.В., Абызова Н.В., Белякова Н.Е. и др. Опыт создания студентами мультимедийных презентаций, как одна из современных форм внеаудиторной работы. // Управление образовательным процессом в медицинском вузе в условиях модернизации системы высшего профессионального образования в России: Межрегиональный сборник статей. — Саратов, 2008. — С. 50-54.

Информация об авторах: 410031, Саратов, ул. Набережная Космонавтов, 7-55, тел. (905) 3809722, е-таіі: [email protected] Емелина Людмила Павловна — к.м.н., доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, Воронцова Светлана Алексеевна — к.м.н., доцент кафедры патологической анатомии.

© ЗЮБР Т.П., ЗАВАРЗИНА Г.А., ВАСИЛЬЕВ И.Б., АКСЕНОВА Г.И. — 2010

БИОТЕХНОЛОГИЯ — ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Т.П. Зюбр, Г.А. Заварзина, И.Б. Васильев, Г.И. Аксенова (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Для обеспечения населения отечественными лекарственными средствами предусмотрено стимулирование разработки и производства инновационных лекарственных средств, включая высокотехнологичные химические и биотехнологические субстанции. Организация учебного процесса на кафедре технологии лекарств по разделу «Биотехнология» проводится в соответствии с образовательной программой на современном техническом и методическом уровне и позволяет готовить провизоров, обладающих базовыми знаниями и практическими навыками в области биотехнологических производств.

Ключевые слова: Иркутский государственный медицинский университет, фармацевтический факультет, биотехнология.

BIOTECHNOLOGY — THE FURTHER DEVELOPMENT OF A PHARMACEUTICAL SCIENCE AND PRACTICE

T.P. Ziubr, G.A. Zavarzina, I.B.Vasiliev, G.I. Aksenova (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. The organization of educational process on chair of technology of medicines on section “Biotechnology” is spent according to educational program at modern technical and methodical level and allows to prepare the pharmacists possessing base knowledge and practical skills in the field of biotechnological manufactures.

Key words: Irkutsk state medical university, pharmaceutical faculty, biotechnology.

Основной целью государственной политики Российской Федерации по развитию фармацевтической промышленности на период до 2020 года является создание условий для ее перехода на инновационную модель развития. Для обеспечения населения отечественными лекарственными средствами предусмотрено стимулирование разработки и производства инновационных лекарственных средств.

Мероприятия, отраженные в «Стратегии развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года» включают направление стимулирования организации производства высокотехнологичных химических и биотехнологических субстанций на территории Российской федерации, что напрямую связано с модификацией образовательных программ для обеспечения фармацевтической промышленности кадрами нового типа [1].

В 2003 году Министерством образования Российской Федерации разработана примерная программа дис-

циплины «Биотехнология» для специальности 040500 «Фармация». Дисциплина «Биотехнология» является разделом фармацевтической технологии и отражает современное состояние важного направления научнотехнического прогресса в фармации и медицине — получение с помощью макро- и микроорганизмов и промышленных биокатализаторов (ферментов) лекарственных средств [2].

Изучение этой дисциплины связано с тем, что провизору необходимо знать основы получения с помощью биотехнологии широко применяемых в медицине групп лекарственных веществ, таких как антибиотики, ферменты, гормоны, витамины и другие.

В процессе проведения занятий по биотехнологии студенты изучают не только с теоретические основы, но и должны выполнять лабораторные работы, закреплять тем самым знания, связанные с их последующенй практической деятельностью в области фармацевтической и медицинской биотехнологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.