Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Корнусова Валерия Максимовна

В данной статье авторами рассматриваются вопросы развития дидактического обеспечения практического обучения в профессиональном образовании. В частности, анализируются теоретические аспекты дидактического обучения, а также подчеркиваются практические формы его представления в виде совокупности форм, методов, средств и технологий обучения, нацеленных в контексте рассматриваемой тематики на достижение становления системы практико-ориентированного образования с учетом инноваций современного профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Корнусова Валерия Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC SUPPORT OF PRACTICAL TRAINING IN VOCATIONAL EDUCATION

In this article, the authors consider the development of didactic support for practical training in vocational education. In particular, the theoretical aspects of didactic education are analyzed, and the practical forms of its presentation in the form of a set of forms, methods, means and technologies of education, aimed in the context of the subject under consideration at achieving the formation of a system of practice-oriented education, taking into account the innovations of modern vocational training, are emphasized.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

3. Кузина, Д.В. Гармоничное взаимодействие студентов педагогического колледжа в условиях организации контактной работы на учебных занятиях / Д.В. Кузина // Современная дидактика и качество образования: соотношение индивидуального и коллективного в обучении: материалы VIII Всерос. науч.-метод. конф. / отв. ред. М.В. Минова. -Красноярск, 2016. - С. 163-166.

4. Кузина, Д.В. Создание мастерской как способ организации рефлексивной деятельности студента на предмет «гармоничного взаимодействия» в процессе контактной работы / Д.В. Кузина // Мир человека: материалы ежегодных конференций / под общ. ред. В.В. Игнатовой. - Красноярск: ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», 2019. - С. 46-49.

5. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

6. Навыки будущего: что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко [и др.]. -Global Education Future, Future Skills, WorldSkills Russia, 2017. - 92 с.

7. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры". -URL: http: // fgosvo. ru/news/5/3000

8. Пасечкина, Т.Н. Формирование коммуникативной компетентности и коммуникативной самоэффективности как «soft skills» будущих специалистов / Т.Н. Пасечкина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2019. - № 2 (48). - С. 178-188.

9. Пасечкина, Т.Н. О способах обогащения коммуникативного опыта обучающихся вуза в процессе формирования их коммуникативной самоэффективности / Т.Н. Пасечкина // Педагогический вестник. - 2020. - № 14. - С. 83-86.

10. Психодиагностика персонала: методики и тесты: в 2 т. / [Д.Я. Райгородский]; под ред. Д.Я. Райгородского. -Самара: Издательский дом «Бархат-М», 2007. - Т. 2. - 560 с.

11. Herbert, I.P. Graduate employability, employment prospects and work-readiness in the changing field of professional work / Ian P. Herbert, Andrew T. Rothwell, Jane L. Glover, Stephanie A. Lambert // The International Journal of Management Education. - Vol. 18, Issue 2. - 2020. - https://doi.org/10.1016/j.ijme.2020.100378.

12. Hodis, G.M., Hodis F.A. Trends in Communicative Self-Efficacy: A Comparative Analysis / G.M. Hodis, F.A. Hodis // Basic Communication Course Annual. - 2012. - Vol. 24. - URL: https://ecommons.udayton.edu/bcca/vol24/iss1/7A

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Корнусова Валерия Максимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются вопросы развития дидактического обеспечения практического обучения в профессиональном образовании. В частности, анализируются теоретические аспекты дидактического обучения, а также подчеркиваются практические формы его представления в виде совокупности форм, методов, средств и технологий обучения, нацеленных в контексте рассматриваемой тематики на достижение становления системы практико-ориентированного образования с учетом инноваций современного профессионального обучения.

Ключевые слова: профессиональное образование, дидактическое обеспечение, подготовка специалистов, практические обучение, компетенции.

Annotation: In this article, the authors consider the development of didactic support for practical training in vocational education. In particular, the theoretical aspects of didactic education are analyzed, and the practical forms of its presentation in the form of a set of forms, methods, means and technologies of education, aimed in the context of the subject under consideration at achieving the formation of a system of practice-oriented education, taking into account the innovations of modern vocational training, are emphasized.

Key words: vocational education, didactic support, training of specialists, practical training, competencies.

Введение. В современных условиях активного реформирования профессионального образования, происходящие процессы трансформации требуют актуализации различных исследований и подходов авторов в области процессов сопровождения обучающихся посредством применения отдельных методов и технологий обучения, а также внедрения актуального инструментария педагога. В частности, особую значимость приобретают вопросы рассмотрения дидактического обеспечения процесса формирования знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся в условиях профессионального образования. Интеграция компетентстного и модульного подходов в обучении с ориентацией на гармоничное становление и развитие личности высококвалифицированного профессионала требует подбора соответствующего инструментария обучения и его адаптацию под практическую деятельность. Как показывает опыт, практическое обучение требует воссоздания специальных условий актуализации знаний с целью последующего закрепления умений, навыков и формирования компетенций обучающегося через получение реального опыта. Соответствующую главенствую роль в данном контексте занимают вопросы подбора соответствующего дидактического обеспечения как совокупности системных средств, форм, элементов, методов, инструментов и технологий, применяемых в виде совокупности в ходе образовательного процесса.

Таким образом, формулировка цели статьи - произвести комплексный теоретический анализ процессов дидактического обеспечения практического обучения в профессиональном образовании и выделить его специфические особенности и черты.

Изложение основного материала статьи. Возвращаясь к рассмотрению дидактического обеспечения как теоретического понятия современной педагогики профессионального образования, важно отметить, что различные авторы присваивают различные описательные характеристики данного понятия. Однако, в общей системе, под дидактическим обучением едино понимают комплекс различных функциональных элементов образовательного процесса, направленных на достижение поставленных целей и задач образования. Конкретизируя данную формулировку под условия профессионального образования, необходимо отметить, что под функциональными элементами понимаются такие современные компоненты профессионального образования, как принципы обучения, методы, средства, инструменты (а именно материально-технические и в частности дидактические), а также технологии обучения. Причем последние являются совокупностью ранее перечисленных характеристик в виде единой системы представления образовательного процесса с подобранными элементами, ведущими к достижению целей и задач профессионального образования [1]. Цели и задачи же -это элементы прогнозирования предполагаемого результата обучения, а именно формируемые в ходе образования знания, умения, навыки и компетенции, тесно соотносимые с будущей практической деятельностью.

Профессиональное образование, как важнейший элемент воссоздания интеллектуального потенциала и восполнения кадров в экономическую систему, сегодня следует принципам ориентации на реальные потребности экономики, а именно аккумуляцию специалистов отдельных отраслей и специальностей в больших объемах с целью восполнения наблюдающегося дефицита. В условиях острой нехватки специалистов, обучение с теоретических аспектов должно быть полностью переориентировано на практическую деятельность; это подчеркивается внедрением в образовательные программы практик на базе мест будущего (потенциального) трудоустройства по профессии и развитием максимальной приближённости образовательных условий обучения к практической деятельности [5]. Соотнося вышеизложенное с вопросами формирования дидактического обеспечения профессионального образования, важно понимать, что в современной практике отсутствуют общие критериальные характеристики, относимые к вопросам именно практического обучения, а также подчеркивающие возможность создания максимально приближенных к рабочей практике условий обучения.

Так, подбор соответствующего дидактического обеспечения производится на основе поставленных целей и задач образования. На практике это выражается в моделировании и последующем проектировании образовательного процесса (системы обучающихся) на уровне как отдельных модулей, так и дисциплин, входящих в них. В таком случае построение соотношения между теоретическим и практическим аспектом обучения требует внедрения особых форм, методов и средств обеспечения реализации намеченных функций.

В качестве методов обучения, по мнению ряда авторов, в условиях практического обучения, наиболее целесообразно внедрять те, которые поспособствуют становлению гибких профессиональных качеств специалиста, позволяющих универсализировать его функции и повысить адаптивность к трудовым условиям. Сюда можно отнести, например, проблемное обучение (в форме диалога, дискуссии, беседы и так далее), обладающее преимуществами, связанными с ориентацией на устную работу и проявление активной субъект-субъектной позиции участников образовательного процесса. Важной становится и возможность формирования критического мышления обучающегося, достижимая при применении методов, предполагающих проявление активности со стороны обучающихся. Вместе с тем, инновационные методы обучения должны применяться в совокупности с традиционными, с целью обеспечения максимальной гармонизации на уровне теории, практики и адаптивности в ходе профессионального образования [3].

Наиболее перспективные средства обеспечения достижения целей и задач профессионального образования напрямую связаны с возможностью ускоренного формирования знаний, умений, навыков и компетенций - сюда входит как материально-техническое обеспечение, так и непосредственное содержание конкретной учебной дисциплины, передаваемое посредством использования данных средств. В современных условиях, практическую значимость приобретают процессы самостоятельной работы и активности обучающегося - самообразование занимает особое значение в становлении компетенций и формирования профессиональных качеств через изучение дополнительной расширенной информации с применением технических средств (как правило, научные источники информации из сети интернет). Педагог в таких условиях формирует лишь базовые теоретические компоненты, постоянно актуализирует их в соответствии с современными изменениями, а также предоставляет дополнительные источники информации для самоподготовки и углубленного изучения. Это позволяет снизить количество изучаемой в ходе очного обучения теории и сменить её на практику [6].

Конкретизируя место технологий обучения и их связи с дидактическим обеспечением, важно отметить, что в целом технология представляется в виде совокупности действия изложенных элементов, направленных на достижение целей образования. Однако она не представляет собой конкретного течения всех этапов и элементов системы; в этом случае технология служит лишь инструментом, задающим общие принципиальные рамки деятельности педагога в условиях практического обучения. В тоже время, технология может видоизменяться и дополняться через внедрение новых системных элементов, ранее прошедших процедуры апробации, и принятых педагогическим сообществом.

Помимо прочего, важно также учитывать и вопросы профессионального воспитания, актуальные в условиях дидактического обеспечения. Поскольку система обучения в качестве одной из основных задач ставит и формирование личности специалиста, дидактическое обеспечение также должно быть направлено на реализацию данной задачи в ходе работы педагога [4]. Стоит понимать, что эти процессы не могут протекать стихийно, и требуют гармонизации всей формируемой системы подготовки специалиста с учетом аспектов практического обучения в условиях профессионального образования [2].

С позиции педагога, дидактическое обеспечение требует высокого уровня развития управленческой культуры, поскольку это предполагает полноценное управление образовательным процессом на разных системных уровнях и построение условной коммуникации между всеми элементами системы. В случае отсутствия взаимосвязи данных элементов, дидактическое обеспечение не будет выполнять полного перечня своих функций, и станет менее эффективным. По сути, в систему дидактического обеспечения, для построения функциональных взаимосвязей между элементами всей системы подготовки обучающегося (а именно формирования знаний, умений, навыков и компетенций), включаются различные компоненты, соотносимые с выполняемыми функциями дидактического обеспечения (и соответствующими им этапами). В частности, данные компоненты представлены в виде целевого, научно-методического, содержательного, коммуникативного, а также контрольно-оценочного (рис. 1.)

Целевой компонент

Цели п задачи образования

Предполагаемые результаты обучения

Дидактические материалы

Средства доступа к информации

Базовая теория

Самоактуализация знаний

Субъект-субъект

Связь теории и практики

Формирование ЗУНК

Критерии оценки формируемых ЗУНК

Рисунок 1. Поэтапное внедрение компонентов дидактического обеспечения в моделируемую систему практического обучения в условиях профессионального образования

Обращаясь к рисунку 1, важно отметить, что внедрение всех компонентов дидактического обеспечения предполагает учет специфических особенностей подготовки обучающихся; важно понимать, что в зависимости от уровня образования (СПО, ВО, ДПО), а также характеристик направления и профиля подготовки (с соответствующими им стандартами), отдельные компоненты будут видоизменяться, тем самым адаптируя систему под практические аспекты обучения данных специалистов. На практике это выражается в изменении методов обучения, установлении «пропорций» между теорией и практикой, самостоятельной активностью и так далее [7].

Так, дидактическое обеспечение в системе формирования знаний, умений, навыков и компетенций, а также становления личности специалиста, занимает одну из главенствующих ролей, определяя специфику всей системы образовательной подготовки посредством определения набора её конкретных характеристик и черт. В таких условиях, важно чтобы дидактическое обеспечение соответствовало принципам научности, системности, комплексности, взаимообусловленности, гибкости, адаптивности, преемственности и ряду других. Помимо прочего, система должна включать в себя инновационные компоненты образования, соответствующие потребностям практического обучения в современных условиях цифровизации.

Выводы. Таким образом, становление личности высококвалифицированного специалиста напрямую связано с процессами развития педагогических систем на уровне их как теоретического, так и практического представления. В частности, дидактическое обеспечение выступает в качестве совокупности компонентов, нацеленных на реализацию конкретных условий обучения специалиста с применением отдельных методов, средств, форм и технологий обучения в их совокупном действии.

1. Булдакова И.Н. Дидактическое обеспечение личностно-ориентированного образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №12. - С. 247-255.

2. Ваганова О.И. Формирование технологической компетентности будущего педагога профессионального обучения в ходе практики // Концепт. - 2019. - №11. - С. 24-33.

3. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // БГЖ. - 2017. - №2 (19). - С. 97-99.

4. Гайнеев Э.Р. Воспитательный потенциал занятий практического обучения // Профессиональное образование и рынок труда. - 2016. - №4. - С. 43-45.

5. Лунева Ю.Б., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - №6 (32). - С. 122-126.

6. Маркова С.М., Уракова Е.А. Дидактические основы содержания практического обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71-1. - С. 246-249.

7. Шмалько С.П., Засядко О.В. Профессионально ориентированное дидактическое обеспечение // Образовательные технологии (г. Москва). - 2010. - №2. - С. 76-84.

Литература:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.