Теория и методика обучения и воспитания
89
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА,
КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОТИВИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
© Лымарев В.Н.*
Пермский военный институт Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, г. Пермь
В работе рассматривается профессионально-мотивирующее обучение курсанта как психологическая основа учения. Выделены дидактические правила из принципа профессионально-мотивирующего обучения. Рассмотрены дидактические условия, позволяющие выполнить правила и реализовать принцип профессионально-мотивирующего обучения курсантов.
Ключевые слова профессионально-мотивирующее обучение, дидактические правила, принципы обучения.
Анализ современной военно-педагогической литературы дает основание утверждать, что в настоящее время отсутствуют упорядоченные элементы к конструированию системы принципов профессионально-ориентирую-щего обучения, научно не определены основы системы принципов обучения. Наиболее приемлемым представляется подход к пониманию сущности принципов обучения, предложенный В.И. Загвязинским, который утверждает, что принцип обучения - это инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции [2]. В контексте изложенного принцип профессионально-мотивирующего обучения - это основное положение, определяющее компоненты системы обучения курсантов в соответствии с общими целями и закономерностью профессионально-мотивиру-ющей направленности обучения. Выступая, как категория дидактики, принцип профессионально-мотивирующего обучения заключается в следующем: 1) следует считать формирование внутренней военно-профессиональной мотивации курсантов приоритетной, основополагающей целью и главным результатом обучения в военном вузе; 2) деятельность военного педагога, прежде всего, должна быть направлена на развитие мотивационной составляющей компонентов системы обучения; 3) в ходе учебного процесса преподавателю нужно концентрировать усилия на формирование внутренней (познавательной) мотивации, при этом обеспечивать взаимную трансформацию общеобразовательных и военно-профессиональных мотивов учения;
4) необходимо постоянно контролировать степень сформированное™ моти-
* Преподаватель кафедры Огневой подготовки, кандидат педагогических наук.
90
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
вационной сферы курсантов и вносить необходимые коррективы в компоненты учебно-воспитательной системы и учебный процесс [3].
Принцип дидактического профессионально-мотивирующего обучения настраивает на решение ряда противоречий: между действующей системой развития военно-профессиональной мотивации и целесообразной; между личностными и общественными ценностями и т.д.; между установленными задачами мотивационной сферы и реальными способностями обучаемого.
Рассматривая профессионально-мотивирующее обучение курсанта как психологическую основу учения и принимая во внимание сущность процесса формирования мотивационной сферы, можно говорить о том, что в соответствии с указанным принципом основное направление деятельности педагога должно быть обращено: 1) на концентрацию внимания курсантов на содержание изучаемого материала в контексте учебной и профессиональной деятельности; 2) на организацию учебной деятельности, актуализирующей, развивающей и формирующей внутреннюю мотивацию к учебе и службе; 3) на возбуждение таких состояний, для которых ведущими мотивами являются осознание военно-профессионального образования, стремление действовать в направлении поставленных учебно-воспитательных целей; 4) на создание ситуаций и организация учебной деятельности, моделирующих, развивающих и формирующих познавательные профессиональные и общеобразовательные мотивы, обеспечение их связи и взаимной трансформации;
5) на развитие мотивационной сферы за счет формирования общеобразовательных и военно-профессиональных умений и навыков, высокого уровня обученности; 6) на закрепление достигнутого уровня военно-профессиональной мотивации, развитие у курсантов психических новообразований, поддержание стремления к профессиональному саморазвитию и самовоспитанию.
Для того чтобы предусмотреть типичные способы действия преподавателей в процессе обучения, из принципа профессионально-мотивирующего обучения выведены следующие правила: 1) в ходе обучения необходимо постоянно анализировать мотивационную сферу курсантов, выявлять уровень сформированности общей и военно-профессиональной мотивации; 2) задачи и цели учебно-воспитательного процесса следует формировать с учетом приоритетности мотивационной составляющей обучения; 3) для эффективного формирования мотивации учения и военной службы нужно знать, учитывать и активно развивать мотивационные возможности элементов системы обучения, правильно выбирать методы и средства стимулирования, мотивации учебной и военно-профессиональной деятельности, анализировать степень их соответствия целям профессионально-мотивирующего обучения; 4) выбор и применение приемов развития и формирования мотивационной сферы должны обеспечивать взаимную трансформацию внутренних мотивов учебной деятельности и военной службы; 5) для эффективного функционирования и
Теория и методика обучения и воспитания
91
развития мотивационной сферы курсантов преподавателю необходимо взаимодействовать с ними на уровне «субъект-субъектных» отношений, сознавая, что курсант - это субъект, находящийся в процессе постоянного, активного взаимодействия с окружающей средой, в том числе с преподавателем;
6) рекомендуется регулярно проводить мониторинг проблемы формирования мотивации у курсантов, делать выводы об эффективности методов и средств стимулирования познавательной активности, совершенствовать дидактические приемы формирования военно-профессиональной мотивации.
Следует помнить, что изложенные правила являются лишь средством реализации принципа профессионально-мотивирующего обучения, и по словам К.Д. Ушинского «... дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают» [4]. В ходе образовательного процесса нецелесообразно исключительно придерживаться вышеуказанных правил и строго соблюдать их, потому что это негативно сказывается на самосовершенствовании и саморазвитии педагога, как творческой личности. Однако и пренебрегать дидактическими правилами было бы неверно. Не рекомендуется также совсем отказываться от дидактических правил, понимая образовательную деятельность в военном вузе как строго упорядоченную систему. Рассмотрим дидактические условия, позволяющие выполнить указанные правила и реализовать принцип профессионально-моти-вирующего обучения курсантов:
1. При выполнении первого правила необходимо помнить, что каждый курсант характеризуется различной степенью сформированно-сти общеобразовательной и военно-профессиональной мотивации, и сложность работы педагога состоит в том, что он в своей деятельности сталкивается с множеством альтернатив. Чтобы наметить цели, выбрать методы и средства обучения, преподавателю необходимо знать уровни сформированности мотивации курсантов. Рассмотрим сущность уровней сформированности военно-профессиональной мотивации, взяв за основу положения, изложенные в работах
О.С. Гребенюка и А.К. Марковой [5, 1]. Следует отметить, что данные уровни военно-профессиональной мотивации даны условно -выделены лишь основные признаки, показаны наиболее характерные из них, присущие данному уровню. Целесообразно использовать сводную карту уровня состояния военно-профессиональной мотивации и умения учиться военному делу, где по вертикали даны уровни отношения к военно-профессиональной составляющей учения, а по горизонтали - основные характеристики компонентов военно-профессиональной мотивации учения (мотивов, целей, эмоций) и умения учиться военному делу для каждого из уровней, а так же сводную карту состояния общеобразовательной мотивации и умения учиться, где по вертикали даны уровни отношения к обще-
92
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
образовательной составляющей учения, а по горизонтали - основные характеристики компонентов общей мотивации учения и умения учиться для каждого из уровней. Сводные карты призваны помочь педагогу охватить всю программу изучения военно-профессиональной и общей мотивации в целом, а также более точно определить уровни, на котором находиться отдельный курсант, что очень важно для осуществления с ним индивидуальной работы. При этом важно иметь в виду, что уровни общей и профессиональной мотивации курсантов часто не совпадают, что обусловливает различия в выборе методов, средств и приемов обеспечения взаимной трансформации внутренних мотивов общеобразовательной и учебнопрофессиональной деятельности. Данные сводные карты могут рассматриваться как основа для анализа и формирования мотивационной сферы курсанта в ходе профессионально-мотивирующего обучения.
2. При реализации второго правила необходимо помнить, что выявление уровней сформированности мотивации необходимо для того, чтобы педагогически обоснованно осуществлять программу воспитания и развития мотивационной сферы курсантов. Знание уровней сформированности мотивации позволяет не только фиксировать состояние развития социально-психологических качеств будущих офицеров, но и ставить цели профессионально-мотивирующего обучения в определенной последовательности, обеспечивающей постоянное подкрепление и формирование тех мотивов, целей и потребностей, которые служат основой военно-профессиональной мотивации следующего уровня. Так, если в группе большинство курсантов первого уровня военно-профессиональной мотивации, то задачи ее формирования должны быть связаны, прежде всего, со становлением предметной направленности. Главная цель второго уровня заключается в развитии внутренних, познавательных профессиональных мотивов деятельности, трансформации общеобразовательных мотивов учения в военно-профессиональные и т.д.
3. Третье правило предусматривает, что при формировании военнопрофессиональной мотивации необходимо знать и использовать мотивационные возможности элементов системы обучения (содержания учебного материала, методов, средств, организационных форм). В ходе профессионально-мотивирующего обучения следует использовать приемы реализации межпредметных связей, влияние самого педагога на коллектив и коллектива на каждого курсанта.
4. Чтобы выполнить четвертое правило, необходимо обеспечивать связь циклов естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин и, соответственно, развитие общеобразова-